Долгое время в истории человечества мастерство, талант казались божественным проявлением, чем-то данным свыше. И в этом нет ничего удивительного - для обычного человека работа мастера являлась чем то сродни магии. Примерно так же воспринималась работа программиста. Считалось, что только способные, одаренные люди могут освоить компьютер. Для непросвещенного человека программист казался волшебником, который творил чудеса под быстрое клацанье клавиатуры.

Работа программиста сильно напоминает работу ремесленника. Поэтому предлагаю в данной статье использовать слово “мастер” как показатель того, что программист дошел до высокого уровня развития в своей профессии.

На сегодняшний день айти становится все более популярным, исчезают старые стереотипы и возникают новые. Однако вопрос о том, как достичь мастерства в программировании все также остается открытым. Историческая тенденция такова, что требуется все более эффективное обучение и получение навыков. В сфере айти необходимость становления экспертом в разы более актуальная чем в других сферах, поскольку в силу глобальности профессии конкурировать приходится с разработчиками со всего мира.

Есть основания полагать, что в ближайшем будущем благодаря популярности нашей сферы уровень конкуренции станет еще более высоким. Происходит очень интересный феномен: огромное количество начинающих специалистов на фоне дефицита экспертов высокого уровня.  Вопрос о том, как достигнуть мастерства возникает не только у каждого разработчика индивидуально, но остро стоит у компаний, которые заинтересованы в развитии специалистов и нуждаются в хороших кадрах. 

Мотивация

Я долгое время думал, что идеального кода в принципе не существует. Так было до тех пор, пока к нам в команду не наняли того самого мифического 10х разработчика. Проект только начинался, и где-то за месяц до этого я создал рабочий прототип API. Первое, что сделал эксперт-программист - за пару дней полностью переписал весь мой код. И сделал это так красиво и изящно, что создавалось ощущение, будто приложение написано не человеком, а каким-то продвинутым искусственным интеллектом. Ничего лишнего, легко читается, расширяем. Даже просмотрев его мельком подсознательно понимался смысл того, что конкретно происходит.

Мы с друзьями стали называть такой идеальный код “академическим”.  После того, как я увидел академический код, появилось жгучее желание научиться писать так же; я начал замечать неудовлетворенность собой. Мне стало интересно, как происходит процесс развития экспертности, поэтому решил изучить вопрос более подробно. Основной вопрос заключался в том, почему одни разработчики становятся выдающимися, а другие остаются серыми посредственностями, и можно ли вырваться из категории вторых в категорию первых.

Достижимо ли мастерство? 

Оказывается, не во всех сферах возможно стать мастером. Для этого должны выполняться несколько условий.

  1. Быстрая обратная связь. 

Проводились исследования, где специалистов с многолетним опытом в сфере политологии, финансовой аналитики просили дать прогнозы будущих событий. Как выяснилось, практически все их утверждения работали хуже, чем бросок монетки. Опыт и авторитет “специалиста” не имел никакой корреляции с точностью даваемых им прогнозов[1].

Баскетболисты выполняют броски мяча тысячи раз в день, и сразу после броска видят результат. Если бы они бросали мячи сегодня, а узнавали результат на следующей неделе, их прогресс был бы гораздо более медленным. У политологов ситуация еще хуже. Исторические события происходят не так часто, и в настолько сложных системах как общество большое влияние имеет простой рандом. Слишком мало таких циклов как сделать прогноз, получить обратную связь, сделать вывод, и достижение экспертности в этих сферах сопряжено максимальными с трудностями.

  1. Паттерн, не зависящий от рандомных факторов. Возможность выполнять что-то осознанно, подмечая малейшие детали.

Человеку свойственно искать паттерны даже там, где их нет. Был проведен опыт над мышами и людьми[2]. Мыши дали две кнопки - красную и зеленую. С вероятностью 80 процентов загоралась зеленая, с вероятностью 20 процентов - красная. Если мышь нажимала кнопку, которая загорится следующей, она получала сыр, если неверную - удар током. Мышь быстро понимала, что выгодней нажимать только зеленую кнопку и смириться с 80 процентной вероятностью выигрыша. Человек же искал паттерны - чаще всего выбирал зеленую, но иногда, пытаясь предсказать, красную. В итоге результат человека оказался значительно хуже, чем у мыши: правильных ответов оказалось лишь 68 процентов.

Программирование идеально подходит по этим основным критериям. Каждый раз, когда пишется код, сразу видно, работает он или нет. Разумеется, читатель может возразить, что правильность выбора некоторых архитектурных решений становится очевидным лишь через долгое время. Действительно, поэтому при проектировании архитектуры приложения очень важна квалификация специалиста, который принимает решение. Правильность выбора архитектурных решений не имеет мгновенной обратной связи, и поэтому набираться опыта в проектировании ПО приходится много лет.

1. Учиться у мастеров, обучать других

Человеческая жизнь слишком коротка. Невозможно совершить все ошибки, сделать выводы и пойти дальше. Став учеником мастера можно избежать возможных ошибок и значительно сократить путь. Это не обязательно должен быть ментор, могут быть высококвалифицированные коллеги, которые подскажут на код ревью, что лучше писать одним образом, а не другим.

Я часто замечал, что хорошие программисты умеют объяснять сложные вещи простым языком. Причем невозможно понять, что здесь причина, а что следствие. Возможно, это работает в обе стороны: умение ясно выражать свои мысли является большим бонусом для развития. С другой стороны, с умением хорошо программировать непроизвольно вырастет навык четко и понятно изъясняться.

Имеет смысл стать ментором для тех, кто знает меньше вас.  Став ментором, можно развить необходимые навыки для эффективной коммуникации, а также узнать много нового, потому что новички часто задают неожиданные вопросы. Если вам в начале пути кто-то сильно помог, помогите и вы другим, пусть эта “карусель” взаимопомощи и дальше крутится: от этого выиграют все. Вы взращиваете не конкурентов, а таких коллег, с которыми будет приятно работать.

2. Трудолюбие VS талант

Многие компании при поиске специалиста используют слово “талант”. В переводе на менее замысловатый язык имеется в виду, что компания ищет человека, который будет безупречно справляться со своей работой. Интересно то, что последние исследования по данному вопросу говорят, что таланта как такового не существует. Также опубликовано намного больше исследований, утверждающих, что нет генетически заданного “таланта”, чем утверждающих обратное.

“Талант” всегда сопровождается интенсивной и осознанной работой. Для шахматистов существует так называемое правило 10 лет. Его суть заключается в том, что ни одному из шахматистов не удавалось достичь значительного успеха ранее, чем за 10 лет осознанной тренировки. В случае программирования данное правило работает не так явно, однако сложно поспорить с тем, что программисты с большим опытом, как правило, пишут более хороший код, чем программисты с меньшим опытом.

Можно предположить, что выдающиеся разработчики просто имеют более высокий уровень IQ, чем обычные. Некоторая корреляция, возможно, действительно есть, но все не так однозначно. Для целого ряда профессий были проведены исследования того, означает ли высокий IQ, что работник будет справляться со своими обязанностями лучше других. Согласно наблюдениям, высокий уровень IQ с некоторой точностью показывает, как человек будет справляться с незнакомыми задачами. В случае, если человек занимается своей работой несколько лет, корреляции между IQ и качеством работы выявлено не было[3] (disclaimer от автора: почему то кажется, что при совсем больших разницах, например между 80 и 140 отличие все-таки будет).

В исследовании под названием “Роль осознанной практики в обеспечении блестящих результатов» Андерса Эрикссона[4] описывается эксперимент, где обучающихся музыке разделили на три группы по уровню игры на скрипке: талантов, среднячков и отстающих. Интересным оказалось то, что во всех трех группах количество занятий скрипкой в день на момент исследования было примерно одинаковым. Однако у “талантливых” скрипачей кроме того что, они имели больше накопленного опыта за счет регулярных занятий в прошлом, тренировка сопровождалась максимальной концентрацией. Если в группе из лучших скрипачей учебу воспринимали как высокоинтенсивный труд, где необходимо выложиться на максимум, то в группе из более слабых скрипачей отношение к урокам было гораздо более легкомысленное, хотя все знали, насколько важными являются занятия.

3. Время лучшее лекарство

Казалось бы, достаточно проработать 10 - 15 лет, и ты рано или поздно станешь выдающимся мастером своего дела. Однако это происходит не всегда. Иногда бывает очень сложно отличить одного человека, который имеет опыт работы 5 лет от другого человека у которого опыт 15 лет.  Можно предположить, что это происходит в силу того, что в сфере айти все слишком быстро меняется, и знания, полученные 10 лет назад не актуальны. Но это происходит не только в айти. В некоторых сферах годы опыта играют злую шутку.  Известен факт: опытные врачи с меньшей вероятностью выдают правильный диагноз для редкой болезни, чем вчерашние студенты-медики[5]. Опытные специалисты становятся заложниками своего опыта; они привыкли, что чаще всего пациенты при определенных симптомах имеют конкретную болезнь, и вряд ли предположат что-то экзотическое. Похожая ситуация у программистов, застрявших в устаревших технологиях и полностью потерявших связь с современной индустрией.

Постоянная работа в зоне комфорта приносит больше вреда, чем пользы. Профессор Школы бизнеса Мичиганского университета Ноэль Тичи утверждает, что есть три зоны: зона комфорта, зона учебы и зона паники. Прогресс присутствует только при работе в зоне учебы. В зоне комфорта возникает деградация навыков. В зоне паники работа возможна, но вызывает быстрое выгорание, и длительное пребывание в этой зоне невозможно. Развитие специалиста – это марафон, а не спринт, поэтому лучше работать в зоне учебы, где есть простые вещи, которые уже знакомы, но также присутствуют качественно новые задачи, которые заставят что-то учить.

Основная сложность заключается в том, что эти зоны постоянно меняются, и легко пропустить тот момент, когда то, что, раньше находилось в зоне учебы теперь находится в зоне комфорта. Требуется постоянная рефлексия на эту тему для того, чтобы правильно выделить зону учебы.

4. Осознанная практика

Осознанной практикой называется процесс, когда каждый раз думаешь над тем, как можно улучшить качество своей работы. При осознанной практике необходимо постоянно и постепенно повышать сложность выполняемых задач. Как правило, хорошие специалисты выкладываются максимально при решении даже самых простых задач с целью сделать уже знакомую работу хотя бы чуточку лучше. Возвращаясь к условному сравнению технических навыков программистов с 5 и 15 годами опыта, можно с уверенностью сказать, что разница была бы существенна, если каждый из них сознательно развивался, учился, а не находился долго в зоне комфорта.

Значит ли это, что нужно забыть про остальную жизнь, родных, друзей, хобби и оставить только работу и учебу? Вовсе нет. Осознанная практика возможна лишь ограниченное количество времени до тех пор, пока от усталости не теряется концентрация. Наверное, каждый замечал, что сосредоточенная работа в течение 4-х часов гораздо более эффективна, чем восьмичасовая с отвлечениями на всё ненужное. С большим количеством сна и отдыха, концентрация на следующий день будет, вероятно, такой же высокой, как и сегодня.

Некоторые специалисты, получив задачу, несколько дней не могут сосредоточиться, а потом в последний момент перед дедлайном принимаются за работу и приносят первый получившийся результат. Хорошие же специалисты работают каждый день примерно одинаково сосредоточенно, без рывков и панических атак. Подобная работа предсказуема, качественна, и с большей вероятностью приведет к ожидаемому результату.

5. Окружение

Так уж получается, что в основном мы проводим время за работой. И важно, чтобы те, с кем мы общаемся по работе, были профессионалами, энтузиастами своего дела. Важно, чтобы руководство также было заинтересовано в вашем развитии. 

Для осознанной практики необходимы адекватные сроки выполнения задач, а также квалифицированные коллеги, с которыми можно обсудить то или иное решение. Сложно развиваться тогда, когда задачи сплошным потоком идут одни за другим, и каждую из них нужно было сделать еще вчера. Из-за огромного количества задач с минимальными сроками не будет возможности каждую сделать хорошо, не говоря уже об идеальном выполнении.

В одной из моих прошлых работ была команда, где было принятно решать задачи максимально быстро. И это преподносили под соусом того, что интенсивное решение множества различных задач ускорит наше развитие. В тот момент мне это казалось правдой, и такой темп позволит быстро получить значительный опыт. Это работает до поры до времени. Однако некоторое время подобной практики может привести к тому, чтобы разлюбить даже то, что обожал всю свою сознательную жизнь. Развитие специалиста все-таки происходит при сознательном решении задачи на качество, а не при написаниии костыля на скорость. Ведь задача заключается не только в том, чтобы исправить баг как можно быстрее, но и в том, чтобы понять, почему он вообще возник, и как сделать так, чтобы вы и ваши коллеги не повторили подобную ошибку в ближайшем будущем.

Итог

Современная наука утверждает, что генетика, IQ, талант, скорее всего оказывают минимальное влияние на то, станет ли человек незаурядным специалистом или нет. Лично мое мнение заключается в том, что возможно есть некая склонность к выполнению определенного вида работ, и это выражается в том, нравится ли нам чем то подобным заниматься или нет. Но никакая склонность не гарантирует того, что получится достигнуть мастерства в определенной сфере. В истории есть много примеров, когда более одаренные дети не добивались ничего, а ничем не примечательные вырастали и меняли весь мир. Поэтому, вероятно, шанс достичь мастерства есть у каждого, но это потребует действительно огромного количества труда, подходящего окружения, и много лет практики.

Если у Вас есть интерес к дальнейшему изучению данной темы, я хотел бы порекомендовать почитать книги, материалы, которые были использованы при работе над данной статьей: 1) Джефф Колвин “Талант ни при чем! Что на самом деле отличает выдающихся людей?”, 2) Роберт Грин “Мастер игры”, 3) Чед Фаулер “Программист-фанатик, а  также посмотреть замечательное видео на канале Veritasium  The 4 things it takes to be an expert

Дополнительная информация по теме:

  1. Philip E. Tetlock. Expert Political Judgment. How Good Is It? How Can We Know?.

  2. Catherine Rampel. Forecasting Is for the Birds (and Rats).

  3. “Doll and U. Mayr, «Intelligence and Achievement in Chess — A Study of Chess Masters», Psychologische Beiträge 29 (1987), pp. 270-289.”

  4. “К. Anders Ericsson, Ralf Th. Krampe, and Clemens Tesch-Romer, «The Role of Deliberate Practice in the Acquisition of Expert Performance», Psychological Review”

  5. “N. К. Choudhry, R. Н. Fletcher, and S. В. Soumerai, «Systematic Review: The Relationship Between Clinical Experience and Quality of Health Care», Annals of Internal Medicine 142 (2005), pp. 260-273.”

Комментарии (41)


  1. dididididi
    31.08.2022 15:48
    +7

    Да кто ж спорит. А майкл фелпс(2 кратный чемпион по плаванию) просто правильно тренировался и сосредотачивался. А рост 197 см, размах рук 201 см, ладони, как лопаты, 48 размер ноги, обмен веществ в 5 раз быстрее, чем у обычного человека - все фигня, не влияющая на результат.


    1. ProstakovAlexey
      31.08.2022 16:07

      Целиком согласен с Вами. Предрасположенность имеет огромное значение не только в спорте. Думаю такие исследования и статьи направлены на то, чтобы люди шли на любую предложенную работу, не особо задумываясь подходит она им или нет.


  1. gurovofficial
    31.08.2022 16:03
    +2

    Талантливый человек - это тот человек, который непросто разбирается, а он имеет "цветной слух" для диагностики ситуации. У такого человека просто "катит" его тема.

    Допустим два человека, имеющие одинаковые знания, будут делать одинаковую работу - результат их работы будет разный.

    Поэтому заявление про то, что талантов не существует - очень сомнительное заявление.


    1. Sandreykin Автор
      31.08.2022 16:46
      +1

      Благодарю за мнение. Я не спорю с тем, что есть сферы, где важна роль таланта. Например - вокал. Потому что тут играет роль именно сформированное природой умение извлекать своим голосом определенные частоты. Да, до определенного этапа это можно развивать, но есть пределы. Если взять игру на гитаре - этому может научиться любой человек. Точно также, что касается программирования, я пробовал менторить нескольких людей, которые на первый взгляд казались совсем неспособными. И тем больше было мое удивление, когда они неожиданно начинали весьма неплохо кодить.


      1. dididididi
        31.08.2022 17:08
        +7

        Петь я так понимаю вы не умеете?) Как называется принцип, когда все успехи м приписываем себе, а все неудачи проискам внешнего мира?

        У меня был знакомый, он продал квартиру, половину полученных денег вложил, в один акции, а вторую в другие. Через год, первые выросли в 1,5 раза, а вторые просто обнулились. Так вот он мне до хрипоты доказывал, что в первом случае - это его гений финансового анализа, а во вторым виноваты какие-то козлы из росфинмониторинга. Вы его сильно напоминаете)


        1. Sandreykin Автор
          31.08.2022 17:12

          Напротив, я предлагаю во всем винить себя. Да, петь не умею=)


        1. Sandreykin Автор
          31.08.2022 18:24
          -3

          Попробую ответить более развернуто. Есть большая разница между физическими ограничениями и ментальными. Физические можно до поры до времени преодолевать, но не бесконечно. А ментальные (я не говорю про сильные отклонения в развитии) чаще всего преодолимы за счет крайней пластичности и гибкости нашего мозга. Нет убедительных доказательств того, что мозг здорового человека имеет какой то предел в развитии. Поэтому выглядит так, что сферы умственного труда мало зависят от таланта.


          1. Wesha
            31.08.2022 18:41

            Нет убедительных доказательств того, что мозг здорового человека имеет какой то предел в развитии.

            Есть такой предел, он называется "длительность жизни". Можно всю жизнь учиться и стать Энштейном — но питающая мозг глюкозой тушка рано или поздно всё равно скопытится.


            1. dididididi
              01.09.2022 11:49

              Тушка лет в 90 скопытится. А вот мозг уже в 30 начинает сдавать)


              1. BorisTheAnimal
                01.09.2022 19:15

                Физически мозг начинает сдавать после 60. А "торможение" до, связано больше с накопленным опытом и знаний и увеличением обработки информации с учетом этого опыта. Правда та же кратковременная память начинает ухудшаться после 35.


              1. cyberxx
                02.09.2022 21:53

                Непонятно почему вы это разделяете


          1. s_f1
            31.08.2022 19:15

            Не очень понятно, что вы имеете ввиду под «ментальными ограничениями». Вот размер мозга – это физическое ограничение, или ментальное?


            1. Sandreykin Автор
              31.08.2022 20:23
              +1

              Интересный вопрос. Наверное это все очень спорно, но я бы к физическим ограничениям отнес такие очевидные характеристики как рост, и, как в комментарии выше, предельный срок жизни, всякого рода болезни, которые могут ограничить функционирование тела или мозга. Может быть голос, все-таки диапазон извлекаемых звуков зависит от строения дыхательного-голосового аппарата, хоть это и развивается до каких то пределов. Я не слышал о певцах, которые могут охватить более 3-х октав, но может быть они есть.

              Ментальным все нефизическое вроде способности запомнить нужное количество информации, освоить новые навыки, профессии.

              Объем мозга хоть и физическая величина, но вряд ли это можно отнести к ментальным ограничениям. Например в среднем у женщин объем меньше, но это не значит что они хуже или лучше мыслят. Есть люди которым удаляли определенные области мозга, и человек не переставал быть самим собой, функции удаленных частей мозга забирали на себя другие.


              1. s_f1
                01.09.2022 01:13

                Но ведь «способности запомнить нужное количество информации» завязаны на вполне себе физические величины, количество нейронов в коре мозга хотя бы. Да, прокачать «физуху» мозга можно, ровно так же, как и физуху-бицуху и прочее. Но очевидно, что возможности «прокачки» у разных людей разные. И к мозгу это относится так же, как к певческому голосу или структуре мышц. Не каждый может стать Усейном Болтом, сколько ни тренируйся, и не из каждый может стать новым Эйнштейном – ровно по этой же причине.


              1. Akela_wolf
                01.09.2022 03:26

                Я не слышал о певцах, которые могут охватить более 3-х октав, но может быть они есть.

                Мэрайя Кэри - пять октав. Но я согласен что она в этом плане уникум с очень хорошей базой от рождения (хотя, безусловно, занятия тоже сыграли свою роль)


                1. Fell-x27
                  01.09.2022 08:20

                  Мэтью Беллами, 4 октавы :)


              1. dididididi
                01.09.2022 10:08

                Но программистов среди женщин сильно меньше)


          1. Fell-x27
            01.09.2022 08:19

            Видел какое-то исследование, что абстрактный интеллект - ни что иное как способность мозга к наращиванию нейронных связей. А это синоним скорости обучения и развития навыков. Да, совсем как с мышцами. У кого-то растут быстрее, у кого-то медленнее.

            И вот тут интересно то, что в разных областях мозга скорость роста количества связей разная у разных людей.

            Из чего исходил тезис, что классические IQ-тесты полная ерунда, так как они никак не отражают реальную способность мозга к обучаемости. Потому как у одного человека, например, связи быстрее развиваются в областях, отвечающих за обработку изображения и такие люди интуитивно понимают глубину, светотень и умеют рисовать без академической подготовки, а у других музыкальный слух, у третьего же способность к логике и анализу, но, скажем, нет первого или второго. Разумеется, это не взаимоисключения, не закон, это лотерея. В лотерее можно и джекпот сорвать. А можно проиграть.

            Это вот и есть биологический эквивалент того, что называется одаренностью/талантом в ментальном плане. И передается это в генах. Раскачать не получится. Пока докачаешься до уровня, с которого человек с предрасположенностью стартовал, он уйдет вперёд еще больше. Догнать не получится.

            На прикладном уровне это значит, что один человек за условный месяц достигает бОльшего прогресса в области, чем другой, и это тоже "предел", который не пробить.

            Усердие, усидчивость, мастерство это все круто. Но кто-то добивается того же, не тратя столько сил :)


            1. Sandreykin Автор
              01.09.2022 09:10

              Интересно. Если вдруг скинете ссылку на это исследование был бы признателен.


          1. dididididi
            01.09.2022 10:07

            Как объясните гендерный дисбаланс у программистов? Фемзаговор?

            Я правильно понимаю, что тело у вас идеальное? Кубики, трицепсы, бицепсы? Чемпионом не каждый может стать, но идеальное тело за год можно науаяать любой.

            Или успехи в программировании - это ваша целеустремлённость и трудолюбие, а ваши три подбородка и брюхо - это другое и ваще генетика и вас всё устраивает.


            1. Sandreykin Автор
              01.09.2022 10:44

              Переходить на личности в данном случае считаю неуместным. Если вы заметили, я в статье намеренно пишу по большей части не от себя. Скорее цитирую научные исследования, которые показывают одно, а не другое. И так уж принято в науке, что если субъективно кажется одно, но эксперимент показывает другое, есть основание усомниться в собственный суждениях. И мне очень интересно, какая Ваша позиция в данном вопросе. Потому что в разных комментариях я вижу суждения совсем разной направленности.


              1. dididididi
                01.09.2022 11:11

                Переходить на личности, тут будет неуместным, потому что это не дает никаких фактов. Один толстый программист ни о чем не говорит с точки зрения статистики.

                Но факт, что женщин-программистов крайне мало - рушит вашу теорию на корню. Я не думаю, что тут даже обсуждать что-то осталось.


                1. LaRN
                  02.09.2022 09:14

                  Тут не все так однозначно, у нас в компании например около 30% программистов женщины, т.е. разрыв есть, но 30% это уже не кране мало.


                  1. dididididi
                    02.09.2022 10:04

                    Опять же про статистику. Одна компания ничего не решает. Также как и один толстый программист. Компания американская?)


                    1. LaRN
                      02.09.2022 11:42

                      Нее, компания Российская. Но видимо просто так получилось :)


        1. qrdl
          31.08.2022 20:18

          Как называется принцип, когда все успехи м приписываем себе, а все неудачи проискам внешнего мира?

          https://ru.wikipedia.org/wiki/Эгоистическая_погрешность


        1. Radisto
          01.09.2022 06:57

          Del. Уже ответили


      1. omxela
        31.08.2022 21:51
        +2

        Я не спорю с тем, что есть сферы, где важна роль таланта. Например - вокал.

        Сразу стало жалко Мика Джаггера. Бедняга занялся не своим делом и ничего не достиг. Умение извлекать определённые частоты само по себе есть вещь чисто техническая. Дальше-то что будет? Либо мухи будут с тоски дохнуть, либо мурашки по коже от восторга, - а частоты те же самые. "Талант" - это такая странная штука. Пока вы не углубляетесь в то, что это такое, то это всем понятно. А углубляетесь - совсем не понятно. А есть ведь ещё такое понятие, как "нереализованный талант", например. То есть, талант был, а результата нет. Возникает вопрос: а был ли талант? Поэтому лично мне вполне понятно Ваше желание от этого понятия отказаться. Тем более, что программирование - дисциплина относительно молодая. А понятию "талант" всегда хочется приписать специфичность. То есть, талант программировать - это что-то иное, чем, например, талант живописца. Или писателя. Или физика. Или инженера. И что же делали талантливые программисты до, условно говоря, 1950 года? Уныло работали бухгалтерами, не подозревая о скрытом таланте? Кроме того, многие искренне считают, что талант может передаваться по наследству, причем, не поведенчески, а генетически. Спящие гены программирования - это сильно. Короче говоря, на мой глубоко личный взгляд, талант - это эффектное, но совершенно бессмысленное понятие.


        1. Fell-x27
          01.09.2022 08:32
          +4

          Нет "таланта программиста" или спящих программерских генов. Программирование - это частный случай системного мышления.

          Такие люди были всегда. Становились исследователями, архитекторами, инженерами, изобретателями, стратегами. На протяжении всей истории человечества они были.

          Просто сейчас появилась новая форма инженерии, мы складываем механизмы не из шестеренок, а из лексем. Но суть та же абсолютно.

          И предрасположенности те же - анализ, систематизация, поиск закономерностей, планирование, умение выстраивать сложные связи.

          Даже в совсем дремучие века такие люди, уверен, были. Орудия труда, тактики охоты, огонь, переход от собирательства к посевам, это все следствие системного мышления, которое когда-то сильно помогло нашим предкам в выживании.


          1. dididididi
            01.09.2022 10:12
            -1

            Системное мышление - это очень редко про жавистов-спрингистов и реактщиков-фронтеров. У них скорее хорошая память.


          1. victor_1212
            01.09.2022 20:11

            > Просто сейчас появилась новая форма инженерии, мы складываем механизмы не из шестеренок, а из лексем. Но суть та же абсолютно.

            Про суть вопрос сложный, но масштабы другие, если говорить о серьезном программировании, то разница по уровню сложности на порядки, т.е. скорее качественная


  1. alexzaides
    31.08.2022 20:26
    +4

    Делайте хорошо и не делайте плохо..

    что основными факторами являются трудолюбие, правильный подход к работе,

    особенно если работа состоит в переделывание десятки раз одного и того же потому, что какой то большой начальник походя бросил пару слов и забыл о них.. А супер менеджеры и аналитики на этом развернули бешенную имитацию бурной деятельности по переделыванию всего и вся..


  1. Cryodd
    01.09.2022 08:14
    +1

    Скорее стоит использовать такие понятия как предрасположенность и воспитание. К примеру выше писали про пловца Майкла Фелпса, которому с генетикой повезло, так же сюда можно отнести рост для баскетбола или развитые связки для пения. А от воспитания зависит склад ума - если с вами занимались детстве логическими задачками и математикой, то во взрослой жизни то же программирование дастся вам легче, а если какими-нибудь творческими навыками, то рисование или танцы будут идти лучше.


    1. dididididi
      01.09.2022 10:16

      Угу. Вот только на самбо у меня ребёнок до истерики не хочет, а в театральный с такой же фанатичносиью хочет.


  1. onets
    01.09.2022 12:27
    +1

    Покажите пжл фрагмент вашего кода API и 10x программиста.


  1. saboteur_kiev
    01.09.2022 15:41
    +1

    Я часто замечал, что хорошие программисты умеют объяснять сложные вещи простым языком.

    Хороший специалист в любой области может объяснить сложные вещи простым языком. Потому что он

    1. Понимает о чем говорит

    2. Глубоко понимает как это работает и может быстро и легко отбросить неважное, оставив то, на чем следует сделать акцент, а затем уже привести хороший аналог из общеизвестных примеров

    Плохой программист сам не очень понимает как работает, поэтому будет пытаться объяснить, при этом на ходу сам вникать в то, как это на самом деле, в результате запутает слушателя и запутается сам. Либо пояснит не то, упустив важный нюанс и накидав ненужных.


  1. souls_arch
    01.09.2022 19:38
    +1

    Важную роль играет не только факторы таланта и пределы возможностей, но и увлеченность делом. Способность идти сквозь тернии к звездам по призванию. Когда человеку интересно и он готов заниматься любимым делом днями напролет и бесплатно. Тогда можно и в спорте успехов настоящих достигнуть и в музыке и в программировании. А просто трудолюбивая обезьяна не любящая свое дело значимых успехов не добьется. Но и талант без труда гибнет.


  1. FinePeopleSpace
    02.09.2022 06:23
    -1

    Слово "тал-ант" имеет семантику "дол-янт" (доля, делить на меньшие части. Сравните денежные единицы: талант и рубль. В обоих случаях семантика — делить, до́лить).

    Максимальная степень деления — это точка.

    Отсюда, "попасть в точку"... Со всего стога найти то самое место, где находится иголка.

    Развитие таланта в любой сфере — это стремление дотянуться до точки, например: самой быстрой ноты, самого точного движения, самого короткого пути на графе и тп.

    Хотя возможно есть два вида таланта (дискретный/интегральный):

    • Аналитический талант — добраться до самой мелкой детали, разобрать до винтика

    • Синтетический талант — свести сложную много-компонентную тему к одному понятию. Например, талант политика — приковать внимание толпы... Как все спицы свести в ступицу, сжать стог сена до размера иголки

    --------------------------------------

    Иероглиф "талант" графически напоминает движение — схватить точку или сжать в точку.


  1. ZSN_2
    02.09.2022 19:32
    +1

    Любите сказки, вот пожта.

                    Роль таланта в погрузо-разгрузочных работах.

                    Жил-был Хозяин и был у него бизнес. Был у него слесарь, который изготавливал мягкую продукцию. А для развозки ее по заказчикам был у него шофер с машиной, был экспедитор и был грузчик. И платил он им по (к примеру) 50000  каждому.

                    Решил Хозяин сэкономить. Грузчика уволил, передал обязанности грузчика экспедитору и увеличил ему зарплату до 70000. В результате сэкономил 30000. Потом уволил экспедитора и передал его обязанности шоферу, увеличив тому зарплату до 90000.  Сэкономил еще 20000. Потом уволил и шофера. Все обязанности передал слесарю.

                    «И кто я теперь?» – спросил слесарь. «А ты теперь – программист. И зарплата у тебя  100000!!!» – сказал Хозяин.

                    А спрос на продукцию все рос и рос. Не потому, что продукция была такая уж хороша, а просто твердого было все больше и больше, а для твердого надо было больше мягкого. И программистов стало не хватать. Появились курсы, появились мифы и т.д.

                    Старого Хозяина сменил новый молодой и решил разобраться, что это за программист такой и чем он занимается. Смотрел, смотрел и не понял толи тот изготавливает что-то мягкое, толи возит, толи грузит, а то с бумажками носится, как экспедитор. Плюнул он на все это и увеличил зарплату программисту еще на 50000. Решил, что работа у того шибко «умная». А сам пошел играть на компьютере в косынку.

                    Вот так появились программисты лет так 50 назад.

                    Может когда-нибудь появится кто-то, кто объяснит Хозяину программистов, что они «просто» инженеры, что есть такие вещи как стандартизация, унификация, типизация, техпроцесс и т.д. И сделает зарплату программистов-инженеров равную зарплате уборщицы.


  1. StupidMouse
    03.09.2022 13:00

    Исторические события происходят не так часто, и в настолько сложных системах как общество большое влияние имеет простой рандом.

    какой такой рандом? произошло то, что должно было произойти. все события после анализа становятся понятны и абсолютно ожидаемы. проблема в том, что ожидаемы не значит предсказуемы.


  1. pon007
    03.09.2022 13:18
    +1

    Первооснова мастерства - не талант и даже не трудолюбие, а социально-экономические условия. Если семье хватает денег только на поесть, если ребенку в такой семье приходится подрабатывать, нет возможности получить полноценное образование, крайне маловероятно, чтобы такой ребенок стал мастером в любой высокоинтеллектуальной профессии.