Чтобы понять смысл происходящих процессов, нужно понять контекст в котором они происходят. Контекст такой - глобальный экономический кризис набирает обороты. Кризис - это не только время когда все останавливается, но и время когда начинается нечто новое. Время когда по старому уже нельзя и нужно перестраиваться и эволюционировать. Благодаря разным кризисам белок из первичного бульона стал человеком! До кризиса экономика была централизованной, ну примерно как кровь у человека. Во время кризиса кровь отливает от второстепенных органов и приливает к сердцу и мозгу чтобы продлить их существование. А что же происходит в тех местах откуда кровь отливает спросите вы? Участь таких органов печальна, они сначала голодают, а потом умирают отдавая свою жизнь за сердце! Очень благородно и пафосно если ты из центральных органов. И как-то неуютно если из периферийных. Вот и Россия решила, что смерть за Нерзула прекрасна, но как-то хочется пожить и помучаться ещё. Что с такими настроениями сердце сделает с печенью? Я думаю вы уже догадались :) Да, не даст крови проходить через неё. Кишечник и конечности тоже против, но и отказаться от крови они пока не готовы, поэтому поддерживают печень скрестив пальцы за спиной и саботируя по тихому усилия сердца.
Но давайте вернёмся к России. Россия решила отделиться от мировой экономики, не платить дань и выскочить из поезда несущегося в пропасть. Сильное решение и вроде выбора нет, вернее есть но печальный. Но весь вопрос в том сколько это будет нам стоить? А стоить это нам будет обрыва связей с рынками и проблем с покупкой\продажей. Обрыв связей с рынками сопровождается обрывом транзакций. Теперь даже имея рынок вы не можете оплатить товар или услугу, а бесплатно вам и лучшие друзья не помогут.
Ну и как демонстративное наказание и пример для других - отмена русских. Это кажется маловажным и смешным, но это не так. Если у вас русское имя или фамилия вас не примут на работу, вам не оформят документы, с вами перестанут работать...напоминает это вам что-то? Оно самое, сегрегация негров в США. Теперь русских назначили мировым негром.
Теперь уяснив себе контекст проблемы давайте посмотрим внимательнее, что там в геймдеве происходит. Давайте представим себе небольшую студию человек на 10-20. И представим, что есть у неё есть уже готовая игра. Что с ней нужно делать? Разместить там откуда её смогут скачать игроки и купить рекламу в соцсетях. Проблемы у такой студии начнутся сразу с первого момента, для размещения в магазине приложений нужна регистрация, а деньги как мы помним перевести нельзя. Даже “дружественные” китайские банки, опасаясь вторичных санкций от США могут не провести платёж. Допустим, что каким-то чудом мы разместили приложение в магазине...и мы натыкаемся на следующее препятствие, нельзя получить деньги за игру или внутриигровые покупки. Деньги конечно зло, но с ними как-то веселее. Без денег ни одно коммерческое предприятие не сможет функционировать. А за 20 лет индустрия привыкла к широким денежным потокам и ужиматься очень не желает. Ну и вишенка на торте - это отчисление за рекламу, их вы тоже не получите от зарубежного агрегатора. И тут вдумчивый читатель должен воскликнуть "Постой! А как же Россия? Почему студия не может делать игры для России и СНГ?". Это хороший и правильный вопрос. Проблема в объеме рынка и поступлений от него. СНГ это 5% от общего рынка. Разработчики игр вообще никогда не ориентируются на рынок СНГ, вы это можете косвенно проверить поискав русскоязычные названия без локализации. Нашли? Русская локализация игр - это не норма, а так побочный бонус выходящий почти в ноль по марже. Давайте скажем прямо - русского геймдева не было никогда, бывают единичные исключения, но на уровне статистической погрешности. И что же делать студии в такой ситуации? Правильно, выучить слово "релокация". Если вы думаете что травить "русский" геймдев начали только в феврале, вы ошибаетесь. Почитайте истории крупных студий и посмотрите года в которые они перенесли главные офисы в прибалтику и на Кипр. В России оставались только подразделения разработки из-за хорошо образованных и недорогих людей. Ну а теперь и этого нет. Когда уйдут последние, уйдёт и школа и когда всё утрясётся начинать нужно будет с нуля. Люди уже приживутся на новом месте, врастут корнями и переместить их ещё раз будет практически невозможно.
Сможем ли мы играть в игры? Сможем в бесплатные и без доната. Пока что нам это позволяют как позволяли пользоваться картами и свифтом. Могут ли закрыть доступ в магазины приложений? Могут и очень быстро. Для разработки игр используется импортное ПО и продлить лицензию на него нельзя. Ну допустим клиенты можно взять на торрентах, а вот сервисы уже будут недоступны и это будет очень больно. Если от рынка СНГ нельзя получать выгоду, будут ли делать для него локализацию? Нет. Учите английский и приготовьтесь периодически нажимать кнопку с осуждением действующей власти и призывом покаяться и бастовать. Пока что магазины позволяют нам скачивать приложения, но сколько это продлиться? Год? Месяц? День? И хорошо если только этим всё и ограничится, а ведь устройства можно удалённо отключить. Согласитесь будет грустно без всего, что работает на винде, андроиде с гуглсервисами и устройств с макосью и IOS. “Грустно” - наверное неподходящее слово для тотального коллапса, но ничего лучше я пока не подобрал. Из альтернативных устройств у вас будут только хуавеи без гуглсервисов и китайские нонейм устройства с Авророй на которую вы ничего портировать не сможете.
"А как же импортозамещение?" спросите меня вы! С импортозамещением все плохо, есть RuStore с тремя приложениями (слава богу там есть все банки и госуслуги) и если вы физическое лицо, то ничего там разместить у вас не выйдет (а с юридическими мы выше уже определились). Остаётся только вариант размещения на своих страничках или в вебмагазинах ВК и Яндекса (тут вам нужно будет вернуться во времена угля и пара и портировать свою игру на веб платформу принимая платежи от игроков голосами, ракушками и зеркальцами).
Будущее геймдева в России туманное и пока никаких перспектив не видно.
Как теперь делать игры для СНГ - пожалуй только в частном порядке в виде ремесленной мастерской со студентами или артели без притязаний и конечно же не за те деньги что были раньше. К тому же большинство игр делают на Unity и UnrealEngine, крякнутый клиент без сервисов не будет способствовать творчеству. Если же вы захотите научиться делать игры - вам пожалуй придётся уехать из России. Печально, но факт.
Во что эволюционирует “российский” геймдев я не знаю, но надеюсь что это будет нечто великое и прекрасное.
Комментарии (61)
VasilichLift
03.09.2022 23:18То что мы все умрем понятно. Что делать чтоб не сразу? Понятное дело, что готовых рецептов нет и как раньше уже не будет. То что в чем-то конфигурация соответствует комбинации из 4-х букв из которых нельзя собрать слово вечность, мы разобрались. Надо хотя бы попытаться составить высокоуровневую версию дорожной карты выхода из ситуации от которой можно начинать плясать, как говорится по аджайлу )
ru1z
03.09.2022 23:20+12Россия решила [...] Россия решила отделиться
Тогда только лапки поднимать кверху, раз все решено.если ты из центральных органов. И как-то неуютно если из периферийных
Нужно в дефолтсити всем переезжать, видимо?Если у вас русское имя или фамилия вас не примут на работу
А что так много уезжающих тогда?травить «русский» геймдев начали только в феврале, вы ошибаетесь. Почитайте истории крупных студий и посмотрите года в которые они перенесли главные офисы в прибалтику и на Кипр
Гм, не понял связки. Травить «русский» геймдев и перенос в прибалтику.Во что эволюционирует “российский” геймдев я не знаю, но надеюсь что это будет нечто великое и прекрасное.
Один знакомый иронизировал, что многие гениальные произведения в России были созданы авторами во времена больших личных бед привнесенных сверху (ссылки в Сибирь и тому подобное).
nulovkin
03.09.2022 23:36+41Понял, запад это поезд в пропасть, но без него все равно очень плохо, пустите обратно.
Очень полезная статья. Автор пеши исчо
mikelieber
03.09.2022 23:50+3Если у вас русское имя или фамилия вас не примут на работу, вам не оформят документы, с вами перестанут работать...
У меня немецкие фио и российский паспорт. Меня ни в России, ни за границей не берут работать
ky0
03.09.2022 23:51+13Смерть геймдева в России
What is dead may never die (с)
Инди в последнее время показывало неплохие результаты, а крупных проектов-то и раньше особо не было видно — одни мобильные доилки и прочая фритуплейная гадость… Впрочем, в контексте ММО ничего адекватного в последние годы не выходило примерно нигде в мире, тут отечественный игрострой вполне в тренде.SadOcean
05.09.2022 15:59К сожалению, мобилки и фритуплей - это и есть геймдев, даже если вам не нравится.
Количество пользователей и денег говорит об этом.
И вот этому, сравнительно успешному сегменту (Как впрочем и немногочисленным, но существующим консольным разработчикам и инди) будет очень плохо.
Так что, к сожалению, есть куда умирать
ky0
05.09.2022 16:33Если ориентироваться на количество денег — то торговля наркотиками это отличный пример бизнеса. Мобилки и ф2п, может, действительно, и геймдев — но продают, в результате, не доступ к играм, а значит — целевая аудитория это не игроки в классическом смысле.
SadOcean
05.09.2022 16:57Ну это казуистика.
Возможно было бы прекрасно, если бы "пятерочка" продавала бы качественные сыры и фермерские продукты, но она делает кассу на бухле и булочках.Уж какая есть.
К сожалению, скорее "взрослые" разработчики скатываются к этому, добавляя платный контент к платным играм.
Вопрос в том, что она (индустрия) что-то полезное делала, язык не поворачивается сказать, что миллионы домохозяек в homescapes как то особо несчастны, покупая кристаллики.
AllKnowerHou
04.09.2022 00:44+2Я уже 10 лет пытаюсь влиться в геймдев - что получается я зря это делал?
Ха-ха, соберите всех уволенных российских геймдевелоперов и пилите свой анрил и юнити и гуглплей и смартфон и ось и железяки и банки и карты и все - все -все
Mangosta
04.09.2022 00:44+1Как то очень печально осветил картину автор. На самом деле ни кто не хочет терять и 5% прибыли. В мобайле (2021 год) количество загрузок Россия на 5 месте с 1.5 миллиарда загрузок. И по доходам 9 место с 1 B $. Ну не сказать что мы 5%. А по поводу геймдева не все так прискорбно. Сменили релакацию в Казахстан, Грузию, Турцию и пишут как писали. Чем интересен был рынок СНГ - дешевая рабочая сила. Найдут источники перегона денег в СНГ. Скорее всего уже нашли. Что это шок для индустрии в России - это бесспорно. Но шок не бывает постоянным. А вот с чисто Российским геймдевом все грустно, сильные спецы уехали осталось куча джунов и те кто не очень знает английский сидят в банках и т.д. С таким богатством геймдев не поднимится с колен даже за 3 года. Ждем пока шок закончиться, снимут санкции к банковской системе и компании вернуться в Россию. Дешевая рабочая сила это самое главное. Чем меньше затраты, тем больше прибыль!
SensDj
04.09.2022 07:58Да все мы жители планеты Земля, все на одном большом космическом корабле летим через космос. Ссоры между каютами - всегда временные.
Barnaby
04.09.2022 00:57Тут скоро Paradox of Hope VR и Atomic Heart выходят, съездить в Казахстан и открыть счет не так уж и сложно.
dyadyaSerezha
04.09.2022 01:01+13Очень смешная статья. Порадовал, особенно "не платить дань и выскочить из поезда несущегося в пропасть. Сильное решение.." :-)
vbifkol
04.09.2022 08:13+13Вы упустили еще "Россия решила" - с моей точки зрения это еще смешней. Путин - это Россия, Россия - это Путин. Ждем статей с высказываниями "Россия решила не ходить на похороны Горбачева в связи с плотным графиком", "Россия заявила "война принесла столько невыносимых испытаний, горя и слез, что забыть это невозможно. И нет прощения и оправдания тем, кто вновь замышляет агрессивные планы"". Ну и более прозаическое: "Россия сегодня чувствует себя хорошо. Спала нормально, кушала 5 раз, мочилась трижды, по-большому сходила неплохо". Ну и как вишенка: "состояние России тяжелое, дыхание Чейн-Стокса".
indocoder
04.09.2022 01:02+4Геймдев в России (правильнее сказать - в СНГ) умер еще в районе 08-09х годов, после кризиса недвижимости.
Собственно примерно тогда и кончился поток интересных и оригинальных проектов "золотого" века игродельничества, и началось переобувание на модели подписок и мобильных/сессионных игр, вынуждающих игрока вливать деньги ради прогресса - это всякие Танки, Самолетики, Кораблики и так далее.
Что было выпущено и пользовалось успехом после 2010 года? Несколько аддонов к ИЛ-2, World of Tanks, Метро 2033, Crossout + серия игр про военную технику от Улиток. Возможно еще в Аллоды Онлайн играли некоторое время, не вспомню сейчас.
Собственно и всё. Нету уже никого игропрома за исключением озвученных выше онлайн-донатовых игр. Даже такие закостенелые ностальгирующие олдфаги как я смирились с этим.
saboteur_kiev
04.09.2022 02:42+3world of tanks и metro 2033 это не РФ вроде как.
aploskov
04.09.2022 03:20WoT - это в том числе РФ, хоть и родом и Беларуси. У ребят долгое время был офис разработки в Питере, да и сейчас там Lesta нанимает.
Про Метро сказать ничего не могу, не играл.
saboteur_kiev
05.09.2022 03:21+1Metro 2033 — компьютерная игра в жанре постапокалиптического шутера от первого лица с элементами survival horror и стелса, разработанная украинской студией 4A Games и изданная американской компанией THQ в марте 2010 года.
Собственно 4A Games создали выходцы из команды, которые работали над Сталкером.
WoT - это в том числе РФ, хоть и родом и Беларуси.
В Киеве тоже есть офис Варгейминг, но мы же не считаем что это Украинская разработа. В штатах несколько офисов. Но мы же не считаем что это американская разработка.
Основной офис - в Минске, там собственно была и основана компания. А то, что у нее появилось множество филиалов в разных странах, так это филиалы.
dendron
04.09.2022 04:06+1Геймдев в России (правильнее сказать - в СНГ) умер еще в районе 08-09х годов, после кризиса недвижимости.
А в чём связь "кризиса недвижимости" и геймдева? Если Вы про экономический кризис родом из США, так может бизнес в целом и пострадал, но не то чтобы прямо помер.
Из недавнего можно вспомнить Loop Hero, Чёрная Книга, римейк Мора, Atom RPG, Pathfinder: Kingmaker, Ash of Gods: Redemption.
Давайте так, вспомните европейские страны за пределами экономических гигантов типа Великобритании, Франции, Германии и возможно Польши, которые выпустили больше заметных игр а тот же период? В большинстве из оставшихся геймдев не то чтобы "мёртв", его как бы и не было толком никогда. И им нормально, нет у них особой тоски.
Конечно, хотелось бы чтобы было больше оригинальных игр, но прям хоронить геймдев после 2010го я бы не стал. После 2022-го - вполне, как и многое другое, гораздо более важное.
Static_electro
04.09.2022 08:39+6Давайте так, вспомните европейские страны за пределами экономических гигантов типа Великобритании, Франции, Германии и возможно Польши, которые выпустили больше заметных игр а тот же период? В большинстве из оставшихся геймдев не то чтобы "мёртв", его как бы и не было толком никогда.
Вы предлагаете сравнить геймдев России с геймдевом Европы, но так чтоб без стран, где геймдев есть?) Швеция ещё богата играми, давайте тоже вычеркнем. И Чехию, на всякий случай.
Ну и конечно вопрос - что считать заметными играми
dendron
04.09.2022 15:59+5Я предлагаю понять, что в большинстве стран Европы и мира практически нет геймдева. А там где он есть, состояние экономики и ВВП нельзя даже сравнить с Россией.
Мне непонятно, откуда эти империалистические хотелки, чтобы Россия коллективно была "самой-самой" во всём, а всё что меньше - считалось бы "национальным" "позором". Это касается не тоько геймдева, в вообще всего - спорта, науки, космоса, и.т.п. Только золотые медали, только Нобелевские премии каждый код, только "догнать и перегнать Америку". При этом от отдельных достижений талантливых людей из России отмахиваются, как от ничтожных, недостаточно амбициозных для Великой Родины Слонов.
Такое мышление уже привело к трагедии и беде. Не лучше ли научиться ценить прежде всего живых людей, а не медальки, бетонные памятники и импортозамещающие идеи чучхе?
В смерти геймдева в России трагедия не в том, что мы не увидим неких "великих российских игр", а прежде всего в том, что многие люди потеряют возможность (ну или столкнутся со значительными трудностями) воплотить свою мечту и будут вынуждены приспосабливаться и идти на компромисс со своей жизнью. При том, что они не выбирали этот курс, и скорее всего были против. Но за них уже "коллективно" выбрали, а потом так же "коллективно" наказали.
Static_electro
04.09.2022 17:47я прошу прощения, перечитал свой комментарий - он выглядит слегка агрессивно, я не специально. Я, в целом, согласен с вами. Просто сравнение, имхо, у вас вышло неудачное
Goupil
04.09.2022 10:44+1Я застал расцвет отечественного геймдева - он из полукустарного положения в 90х быстро стал набирать силу и оптимизм. Да, он был шереховатый, да, иногда случались провалы, но это даже добавяло ему шарм, и он активно стал выходить за пределых пост советского пространства. А потом точно в указанное вами время он внезапно умер, как казалось среди неплохо здоровья. У меня свои подозрения по причинам, но промолчу.
nikolas78
04.09.2022 11:16Ну хотя бы намек дайте, а мы уж между строк прочитаем.
Goupil
04.09.2022 11:41+1Хорошо. В условиях душноватой атмосферы хорошо себя чувствует только самиздат. Все остальное, что требует хоть капельки креативности, вырождается.
ky0
04.09.2022 13:03+1Склонен с вами не согласиться. Да, российский геймдев произошёл откуда-то из пиратства и андерграунда — но причина его коллапса, имхо, не в «душности», а наоборот — в осознании деловыми товарищами, что на этом можно огрести неплохие барыши.
Ещё раз повторю цитату из 2015 года, с вашего позволения:Игры должны делать люди, которые без этого жить не могут. Это как с писателями. Можешь не писать — не пиши. А то, что на локальном всплеске последних десяти лет, вызванном приходом новой бизнес-модели, в индустрию пришло много людей за деньгами, и то, что индустрия готова была их платить — это аномалия. Люди, которые пришли за деньгами, должны уйти. Люди, которые без игр не могут жить, останутся. И всем будет счастье.
Goupil
04.09.2022 13:21+4"Деловые товарищи" это неотделимая часть этой душности, и совсем не те "деловые товарищи", о которых вы пишете. Когда в России (и любой другой постсоветской стране кроме Прибалтики) появляется нечто, что приносит хороший доход, это нечто улетает от создателя, а создатель или сам улетает за границу или под землю. После 2009 игры все чаще и чаще стали попадать в поле зрение власть имущих (так как приносят доход), но когда они прибрали их себе, то как антимидасы просто угробили все кроме мобильных.
За рубежом точно так же есть огромная отвратительная индустрия гейм дева с кранчами, скандалами и штампованием клонированного говна. Есть и цветущая сцена инди и в целом оригинальных проектов. Что на гейм деве делают бабки им это не мешает.
vvs013
05.09.2022 15:32Ил-2 вышел в 2013-ом. "Несколько аддонов" - это на самом деле ежегодные крупные обновления, некоторые из которых на корню меняют парадигму игры.
И потом, это симулятор, совершенно особенный от других жанров вид игры. Симуляторы никогда не бывают сверх успешными.
Soffort
05.09.2022 17:23Только он вышел в 2001-м. В 2013-м вышла последняя из игр серии.
vvs013
06.09.2022 00:47Это совершенно две разные игры. От старого Ила в Иле 2013-го года ничего нет, даже разработчики другие. И это не игры одной серии, продолжением того самого "первого" Ила была "Битва за Британию", там и "голова" был тот же - Олег Медокс.
GospodinKolhoznik
04.09.2022 13:20+2Если у вас русское имя или фамилия вас не примут на работу, вам не оформят документы, с вами перестанут работать
Это если речь про Польшу, Чехию и Прибалтику. В остальных странах тема уже ослабевает, появляются новые животрепещущие вопросы. Да и принцип плохой рекламы не бывает никто не отменял. Куваев, обозревающий жизнь в Японии, говорит что последнее время к русским в Японии стали относится даже лучше, потому что негатива нет, зато появился интерес и любопытство, а раньше было полное безразличие.
SadOcean
04.09.2022 13:48+1Это звучит как обычное "импортозаместим".
Ага, вот теперь то, когда спортсмену отрезали обе ноги - он как побежит!Проводить трансграничные платежи сложно и долго.
Заграничным разработчикам официально работать со студиями внутри - сложно (и репутация, и с точки зрения платежей).
В Российской экономике найти инвестиции - сложно.
Крупные студии ушли - меньше контрактов внутри.
Российский сегмент google play/app store и стим не принимает платежи - нет домашнего рынка.Крупные мейджоры, типа мейл-рушных студий, конечно жить будут, но получат совершенно ненужные им проблемы типа названных выше, а то и санкций.
Только на Российский рынок работать не реально, соответственно скорее нужно отделяться от России (переезжать, переносить IP и офисы).Собственно именно это и можно назвать смертью нынешнего российского геймдева - жизнь конечно какая то будет, но какая это жизнь.
vikarti
04.09.2022 20:39+1В отношении
Российский сегмент google play/app store и стим не принимает платежи — нет домашнего рынка.
RuStore сделал платежи за инаппы (ну точнее прокукарекали хотя бы).
В Google Play оплату принимать можно но это проблемы разработчика как (запрет на использование своих систем оплаты — снят 2 августа https://support.google.com/googleplay/android-developer/answer/11950272?hl=ru#zippy= вот только предупредить похоже забыли и об этом узнали в конце августа https://www.rbc.ru/life/news/630e2e8e9a7947fca08b5dda хотя похоже Лаборатория Касперского знала что-то раньше — у Антивируса для андроид прямо указано что если вы в России и у вас проблемы с оплатой то есть вариант — в итоге сводится к открытию изнутри приложения AllSoft'а и ввода карты.). Ну хоть так.
Про выплаты разработчикам в России там тоже сказано не "однозначно нет".SadOcean
04.09.2022 21:35Речь про платежи для игроков.
Нет русских игроков (либо их исчезающе мало).
Это значит что для людей, выпускающих игру в первую очередь на внутренний рынок, нет смысла в маркетинге на свой домашний рынок, который они знают.
Разработчики понятно что смогут выкрутиться - некоторые банки принимают платежи, можно сделать внешние.
По поводу Ru Store - конечно молодцы, что сделали, но его масштаб все же мал по сравнению с остальными сторами и будущее не понятно (основные то сторы пока никуда не делись, к тому же это только android).
Я не говорю, что невозможно жить. Я говорю, что каждая такая проблема - гиря на ноге у разработчика.
Каждая уменьшает возможности зарабатывать деньги и снижает рентабельность такого бизнеса.
Сравните положение Российского разработчика, и, например, Португальского.
Есть проблемы с платежами в сторе - нет проблем с платежами
Три основных стора - два основных стора
Есть проблемы с трансграничными платежами - нет проблем
И т.д.
F1eex
04.09.2022 14:44-5/ отмена русских
Вы в слове "вата" допустили 7 ошибок.
vikarti
04.09.2022 20:40+1По факту — нет.
Когда рисуют санкции (то же отрубание кроссбордера) — про отношение к происходящему НЕ спрашивают — их в массовом порядке рисуют а не в индивидуальном.k0stu
05.09.2022 13:50-2Когда обстреливают артиллерией и ракетами - тоже никого ни о чём не спрашивают.
vikarti
06.09.2022 09:39Вот кстати такие ответы в ответ на попытку цивилизованного обсуждения (смотрим на что именно мой комментарий был ответом) — скорее портят мнение о тех кто дает. И тут еще вопрос — либо тем кто так комментирует пофиг и хочется укусить кого попало по ассоциации любой потому что больно или на самом деле цель другая совсем и хочется еще большей поляризации ситуации (и да, как мне кажется, еще есть куда, только хуже будет всем, просто в разной мере).
k0stu
06.09.2022 10:15То есть мне под обстрелами надо ещё думать над тем, как понравится тому, кто обстреливает? Вы там совсем оборзели?
webkumo
06.09.2022 20:07Что же вы под обстрелами там делаете в теме про Россию здесь? Мазохизм жить мешает? Или сознательно идёте выплеснуть эмоции? Я могу понять негодование в отношении ситуации и тех, кто её создал, но при чём тут обычные пользователи хабра? Думаете хоть какая-то заметная доля из этих самых пользователей поддерживает вот это вот говно? Или думаете здесь много избирателей "царя"? Так нет, это не так. А о необходимости валить из родных берёзок (в том числе из-за действий "царя") на хабре статьи ещё с 2010 или даже раньше начали появляться...
xGromMx
04.09.2022 17:42+10Но давайте вернёмся к России. Россия решила отделиться от мировой экономики, не платить дань и выскочить из поезда несущегося в пропасть
Слышать такое это конечно нонсенс. Но надо быть смелее и сказать наконец, что Россия развязала полномасштабную агрессивную войну в суверенном государстве и каждый день тратит миллионы бюджетных денег для обстрела территории Украины.
Если страна-гопник захотела быть агрессором – то это не значит что она решила отделиться, это означает лишь одно, что цивилизованный мир больше не хочет иметь ничего общего и делиться своими достижениями с гопником.
ALexhha
04.09.2022 20:52+1Но надо быть смелее и сказать наконец, что Россия развязала полномасштабную агрессивную войну в суверенном государстве и каждый день тратит миллионы бюджетных денег для обстрела территории Украины.
чего только не сделаешь ради "спасения" людей от нацистов и наркоманов
AllexIn
04.09.2022 17:54+5Ну ерунда написана.
Живу в России. Работаю в геймдеве. Общаюсь с ребятами из других компаний. На данный момент никакого сверх кризиса не видно. Спустя пол года после начала войны геймдев особо не изменился. Даже аутсорс работы никуда не делись, просто корпорации просят поменьше шумать и не выпячивать факт сотрудничества.
rezdm
04.09.2022 21:13+3>> Россия решила отделиться от мировой экономики, не платить дань и выскочить из поезда несущегося в пропасть.
"Родина — не жona президента". Развязать войну — это не про "не платить дань".
Valser
05.09.2022 01:01+1СНГ - 2022, хм, у римской империи сейчас больше прав и возможностей чем у "СНГ", смешно "союз независимых государств", не зависящих от чего? От воли "Вовочки из анекдотов" . Давайте смотреть на вещи реально, "СНГ", это то чего никогда не было...
mrigi
05.09.2022 13:46-1Я вот что-то не припомню чтобы негры приходили в Америку с целью геноцида американцев. А вообще из раиссян никого не делали, они остались тем кем были. Потомками Шарикова и союзниками Гитлера.
Nick2525
05.09.2022 16:20-1В чем проблема игре подключить свой билинг кредитных карт? Ведь эквайринги для маленьких магазинов сейчас раздаются на каждом углу. Более того, рустор ничем принципиально не отличается от Гугл плея, и если игровой студии с ним сложно работать - ну пусть ищут тогда издателя. Идея с издателями была даже при буме флеш приложений в соцсетях. Очень похоже на то, что игроделы стала малость ленивыми, так пусть вспомнят 2010 год хотя бы, за какое короткое время фермы ВКонтакте выстрелили. Им что нужно второй Павел Дуров чтобы показать, как нужно раскручиваться. А все очень просто - пригласи 10 друзей в русторе и получишь игровую валюту бесплатно
vikarti
06.09.2022 08:23В чем проблема игре подключить свой билинг кредитных карт?
Если устраивает только Россия и андроид/desktop/web — то сейчас только взять и подключить.
Но раньше на андроиде и iOS было НЕ так.
Изменилось (для России) совсем не давно
https://habr.com/ru/post/686240/#comment_24695522А для не-России можно оставить и обычные способы.
Вот только недостаток возможный — может быть хуже конверсия (это ж не однокликовая уже операция).Сейчас
Areso
Странно, мне казалось, что все уже открыли ИП/ООО(ТОО) в Армении, Грузии, Казахстане, и живут как жили.
Один мой знакомый буквально в тот же день реквизиты перебил в Стиме, и всё вроде бы пучком :)
SadOcean
Это так, но проблемы все равно есть.
Платежи проводить к студиям внутри - проблема.
Официально работать со студиями внутри - проблема (и репутационная, и с точки зрения платежей).
В Российской экономике найти инвестиции - проблема.
Крупные студии ушли - меньше контрактов внутри - проблема.
Крупные мейджоры, типа мейл-рушных студий, конечно жить будут, но получат совершенно ненужные им проблемы типа названных выше, а то и санкций.
Только на Российский рынок работать не реально, соответственно скорее нужно отделяться от России (переезжать, переносить IP и офисы).
Собственно именно это и можно назвать RIP нынешнего российского геймдева - жизнь конечно какая то будет, но какая это жизнь.
Areso
Ну а у кого сегодня проблем нет...