Последняя часть трилогии статей, посвященная образу будущего и его влиянию на жизнь человека, в которой мы разберем самое значимое преимущество сформированного образа будущего - наличие системы координат, по которой можно спрогнозировать значимость того или иного действия на конкретном этапе жизни и определить его целесообразность. Но чтобы полноценно понять идею, рекомендую прочитать предыдущие части:
В прошлой статье, посвященной восприятию времени (которую справедливо утопили за кликбейтный заголовок) мы говорили про восприятие времени и значимость будущего с точки зрения развития личности. В другой статье мы рассматривали трудности формирования адекватного образа будущего, который бы не привел человека в состояние фрустрации.
Дисклеймер: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT-сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы "через голову". Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.
Сперва обозначим проблему самоопределения. За пример возьмем профессиональную самоидентификацию и самореализацию, а также её связь в учёбой. Беглый просмотр статей на данную тематику говорит, что по полученной в учебном заведении специальности работает около 25% из всех участников рынка труда. Это при условии, что специальность трактуют широко, то есть, если "инженер-математик" работает "инженером по гарантии" - это всё равно окей, так как "инженер же - это главное!". Реальные же проценты, предполагаю, ниже.
При этом есть профессии, в которых трудоустройство по специальности кратно выше и зачастую приближается к 90-95%: военные, врачи, деятели культуры. И глядя на разницу между ними и другими профессиями, невольно задаешься вопросом: "Это медики и военные идут всегда по зову сердца или же с ними такую профориентационную работу качественную проводят? Или же, что вероятнее, они просто являются заложниками своих ошибок, из которых уже не могут выбраться без серьезных потерь?".
Как не стать заложником своего выбора? Как не обрубить себе возможности в погоне за этими самыми возможностями? Сколько стоит ошибка? И почему есть смысл строить планы на завтра, даже если завтра не настанет? Будем разбираться.
Тезис №1. Человеку нужна система координат, чтобы действовать в условиях неопределенности. Здесь мы исходим из того, что человек, вероятно, хочет быть счастливым. Но чтобы быть счастливым, если вы не Будда, то вам нужны определенные условия. Но эти условия не общие, а уникальные, так что у каждого они свои. И чтобы выработать систему координат, сперва эти условия (т.н. базальные ценности) нужно выявить. Для этого рекомендую вам ответственно выполнить задачи №1, 2, 3, 4 из этой статьи
Затем из подробностей задания №4 заполняем следующую таблицу:
Тезис №2. Человеку нужно оценивать настоящее через призму будущего. Теперь настало время посмотреть, а чем же вы занимаетесь на данный момент? Я предлагаю вам выписать те занятия, на которые вы тратите более 1 часа в неделю, в столбик. Для этого вы можете использовать технику "фотография рабочего дня" или же просто порефлексировать. Чем подробнее сделаете таблицу, тем больше информации из неё получите. Рекомендую не меньше 15-20 пунктов.
Затем заполняем подобную таблицу. На пересечениях "занятия" и "цели" ячейку закрашиваем одним из трех цветов:
Красный - занятие не имеет отношение к цели и никак на неё не работает;
Желтый - занятие имеет опосредованное отношение к цели, может на неё работать, но не оказывает решающего влияния;
Зеленый - занятие работает на цель и вносит весомый вклад в её достижение.
Последние два столбца представляют собой не цели и ценности из будущего, а суровую необходимость из настоящего. Их заполняем аналогичным образом. В последнюю строчку вписываем сумму баллов, которую набрала каждая цель (красный - 0, желтый - 1, зеленый - 2). Затем их суммирует в строчке "сумма ценности".
Теперь попробуем проанализировать таблицу. Задавать предлагаю следующие вопросы:
Если смотреть на итоговые баллы, я больше ориентирован на настоящее или будущее?
Устраивает ли меня такое распределение баллов/приоритетов?
Есть ли у меня занятия, которые не работают ни на настоящее, ни на будущее? Зачем они мне?
Устраивает ли меня эффективность моих занятий по отношению к целям? Могу ли я найти занятия, которые будут закрывать бОльшее количество моих целей?
Какие цели и ценности я рискую упустить, если не внесу изменения? Готов ли я на это?
Есть ли у меня моральный/физические/финансовые ресурсы, чтобы пожертвовать чем-то настоящим для будущего?
Сейчас посмотрите на баллы, которые заработала каждая цель. По сути, это некая субъективная скорость вашего движения к этим целям. Глядя на эту цифру, вернитесь к таблице №1 и посмотрите, успеете ли вы с этой скоростью достичь цели к желаемому юбилею? Если нет, то это опять же повод что-то менять.
Тезис №3. При отсутствии определенности приоритетом является сохранение возможностей. Если в какой-то момент жизни вы чувствуете полную неопределенность, то резонным шагом будет стремление к сохранению выбора альтернатив. То есть, при возможности, вы не должны выбирать занятия, которые снизят вероятность достижения цели от вашего действующего уровня или вовсе их закроют. Самым простым примером является уход на работу, которая поможет в моменте заработать больше, но закроет, допустим, возможность к релокации - как вариант, работа в силовых структурах.
Тезис №4. Регулярная чистка графика. Так случилось, что человек - существо не самое рациональное. И на волне этой иррациональности мы совершаем различные поступки, которые в моменте дают нам радость, но в долгосроке тормозят. Даже могут тормозить не сколько они сами, а даже мысли о них. Это могут быть незаконченные обучения, лишние проекты, необдуманно данные обещания и взятые обязательства, и так далее. Я рекомендую раз в год (это можно сделать после заполнения таблицы) подчищать хвосты и отказываться от подобных занятий и дел. Это даст два важных преимущества: 1) не будет занимать ваше время и силы; 2) снизит иллюзию занятости.
Когда-нибудь наша таблица будет выглядеть так - многие юбилеи останутся за спиной. И мне искренне хочется, чтобы каждый максимально приблизился к своим "юбилейным целям". И это не просто слова, а холодный расчет. Ведь чем больше довольных людей, тем приятнее с ними общаться и тем меньше для меня риска стать жертвой чьих-то фрустрированных желаний.
С уважением Сергей Максимов.
Психолог.
P.S. Если вдруг интересны другие статьи по психологии, они есть в моем ТГ-канале. Только статьи, без мемов и спама. https://t.me/maximov_psy