Так случилось, что мы с вами живём в историческую эпоху, когда мир постоянно поляризуется. Из него словно исчезают полутона. Нейтралитет сохранять всё сложнее, общество требует четких позиций и однозначных действий под флагами той или иной идеи. В новостной ленте соседствуют посты про достижения Sweet Baby Inc. в достижении всеобщей толерантности и приходы правых и консервативных партий в ряде стран. И это не говоря про гораздо более близкие и болезненные события.

Так как основной задачей нашей психики является отражение объективной реальности, это влияет на нас – не только на эмоциональное состояние, но и на когнитивные процессы – мышление, память, восприятие. И не стоит удивляться, что поляризованный до черно-белого состояния мир влияет на нас, мягко навязывая такую же черно-белую парадигму, о которой и пойдет речь.

В рамках данной статьи мы попробуем разобраться с феноменом черно-белого мышления и понять, а как вернуть более плавное, градиентное восприятие реальности и действовать согласно этой картине мира.

Дисклеймер №1: Статья достаточно объемная. Сперва в ней разбираются термины и предпосылки, далее описывается механизм и масштаб влияния, после чего даются конкретные рекомендации по улучшению собственного психологического состояния. Но до этого нужно дотерпеть дочитать.

Дисклеймер №2: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последние годы это преимущественно управленцы и сотрудники IT‑сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.

Начать, традиционно, стоит с определения. Но без базового понимания когнитивных процессов оно не будет достаточно информативным. Поэтому, сперва стоит разобраться – а как работает мышление.

Как работает мышление

Первым этапом обычно является ощущение. Строго говоря, ощущения – это набор сигналов, поступающих с органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Каждое из этих ощущений является неполным, фрагментарным, обрывочным, «одномерным». Допустим, если вы возьмете какой-то предмет в руку, осмотрите его, понюхаете, потрогаете, то сможете получить информацию, вроде: зелёный цвет, почти правильная шарообразная форма, гладкость, травянистый запах. Сами ощущения, насколько неполные, настолько и непредвзятые. Так как они лежат за пределами непосредственно когнитивных способностей, то и избавлены от их искажений.

Второй этап – это восприятие. Здесь происходит выделение значимых свойств предмета из всего многообразия поступающих сигналов. Формируется более цельный образ. И вот тут важный момент – формирование образа уже является когнитивным процессом, который зависит от особенностей психики и её состояния на момент самого восприятия. Объединив всю значимую информацию с органов чувств, а затем сверив её с имеющимся опытом, мы можем идентифицировать объект как «зелёное яблоко».

Третий этап – актуализируется память и внимание, связанные с этим образом. На данном этапе, на основе имеющихся данных, формируется отношение к объекту, способы его использования, и также возможные выводы о ситуации. И формируется отношение к ситуации в целом, включая эмоциональный компонент. И на этом этапе различия между когнитивными процессами разных людей (при одном и том же изначальном стимуле) могут быть кардинально разными, например:

  • Яблоко как средство утоления голода. Если человек не голоден, он не будет воспринимать яблоко таким образом. Как, например, и если он имеет аллергию на яблоки. Или же если он придерживается определенных взглядов, которые не допускают есть яблоки;

  • Яблоко как часть ситуации. Если человек нашел это яблоко – он может воспринять себя везунчиком. Если ему это яблоко дали – может появиться чувство благодарности и положительное отношение к дарителю;

  • Яблоко как инструмент. Например, если речь идет об уроке ИЗО в средней школе, где нужно нарисовать яблоко, чтобы изучить темы объема и светотени. Или же если яблоко можно выгодно обменять на что-то.

Четвертый этап – мышление. Если в памяти нет абсолютно идентичной ситуации или же задача стоит принципиально новая, то активно задействуется процесс мышления, чтобы найти решение задачи – поставленной самостоятельно или извне. Иногда на тренингах встречаются упражнения, вроде «продай мне эту ручку» или «найдите 20 альтернативных применений бутылке» - это тоже задачи на мышление.

Пятым этапом является создание образа действия (реакции) и его сопоставление со своими навыками, возможностями и предыдущим опытом. На данном этапе актуализируются возможные инструменты работы, а также просчитывается их эффективность и шанс на успешную реализацию.

После чего обычно совершается попытка реализации, человек получает обратную связь, затем, с учетом новых данных, пытается решить эту или другую задачу снова. И снова, и снова, и снова…

Разумеется, это упрощенная модель, здесь мы даже не затронули воображение. В психике не все так линейно, у каждого этапа множество параметров, а над проведением черты между, например, мышлением и восприятием, ломались копья десятилетиями. Но для понимания феномена нам этого будет достаточно. Давайте посмотрим на иллюстрацию, чтобы закрепить материал.

И вот теперь можно переходить к самому определению темы статьи:

Черно-белое мышление (дихотомическое, бинарное) – это мышление, в основе которого лежат базовые значения пар противоположностей, например «хорошо/плохо», «правильно/неправильно», «добро/зло» и т.д.

Часто такой тип мышления относят к когнитивным искажениям. Но при всей моей любви к когнитивным искажениям, я бы не был так уверен. Черно-белое мышление может как быть когнитивным искажением, так и являться частью нормального мышления.

Практика подсказывает, что у психики нет однозначно бесполезных феноменов или механизмов. Но есть те, которые актуальны только в узком спектре ситуаций, за пределами которых они бесполезны или даже вредны. И черно-белое мышление относится к ним же. Предлагаю рассмотреть преимущества черно-белого мышления, которыми каждый пользуется практически на ежедневной основе:

  • Экономия времени. В ситуациях, когда «каждая секунда на счету», черно-белое мышление позволяет на основании очень грубой модели действительности быстро принимать решения;

  • Экономия ресурсов. При черно-белом мышлении нет потребности искать баланс и формировать восприятие ситуации, что снижает шанс обрести очередную «мысленную жвачку»;

  • Снижает стресс. «Меньше думай – меньше грустный». Черно-белое мышление является благодатной почвой для ряда других когнитивных искажений, например, «веры в справедливый мир», которое позволяет человеку снизить чувство несправедливости или стресса от неопределенности;

  • Повышает самооценку. Человек может испытать чувство превосходства, испытывая уверенность там, где другие сомневаются.

Обращаю внимание, что это относится именно к черно-белому мышлению как к виду мышления, а не когнитивному искажению.

Но у всего есть своя цена. А точнее, каждый подход имеет свои возможности и ограничения, следовательно, черно-белое мышление от них тоже не избавлено. Ключевым недостатком можно признать искажение восприятия, выводов и действий, которые снижают вероятность достижения поставленных целей. Почему это происходит? Потому что у нас существует обратная связь, которая обогащает процесс мышления. И как только она становится чрезмерно однообразной, наше мышление становится все более дихотомичным.

Предположим, что человек действует по описанной выше схеме с яблоком. Если он постоянно старается его выменять на что-то, то другие варианты могут прийти с запозданием или даже вовсе исчезнуть. Действия тоже будут однотипны – это будет прямой обмен. И новых навыков тоже не разовьется:

Можно при помощи фотошопа и инструмента «перекрытие» наглядно показать влияние обратной связи и повторения на черно-белое (буквально) мышление:

Итогом преобладания черно-белого мышления являются:

  • Ригидность человека. Говоря иначе, «негибкость». Человек становится более стереотипизированным. Это может увеличить его эффективность в рутинных задачах и стандартных ситуациях, но заметно повышает риски в нестандартных;

  • Сложности в коммуникациях. Человек начинает использовать только одну-две стандартных модели общения;

  • Снижение жизненной и профессиональной эффективности. Так как мир не стоит на месте и развивается даже в самых консервативных областях, постепенно человек теряет возможность выполнять задачи и учиться новому;

  • Снижение прогностических способностей. Прогностическая функция – одна из главных функций психики, которая отвечает за (вот неожиданно) прогнозирование реальности. И если данные однобокие и неполные, то прогнозы становятся менее точными;

  • Искажения восприятия. Мозг начинает отбрасывать незначимые, с его точки зрения, части действительности, что усложняет жизнь и поиск решений;

  • Повышает подверженность внушению, пропаганде и манипуляциям. Чем более шаблонно мышление – тем проще к нему подобрать «ключик».

Можно прописать еще преимущества и недостатки небинарного мышления, но вы можете сами их сформулировать, перечитав вышеприведенные списки и сменив «знак» каждого пункта на противоположный.

И вот на этом этапе становится понятно, что работать с черно-белым мышлением только на уровне мышления – это не самая эффективная стратегия, так как постоянная обратная связь от ваших действий и решений будет сводить на нет все осознанные попытки мыслить «быстрее, выше, сильнее». И к этому вопросу (как и ко многим другим) следует подходить более системно. Как мы помним, только ощущения избавлены от когнитивного компонента. Следовательно, со всеми остальными мы можем работать. Давайте посмотрим, как это может выглядеть:

И вот только сейчас мы можем перейти к способам развития небинарного мышления и повышения его доли относительно черно-белого мышления. Далее мы по пунктам разберем практики, которые показали свою эффективность, а также посмотрим на несколько кейсов, демонстрирующих разницу подходов.

Восприятие

Одна из самых эффективных техник для работы с дихотомическим мышлением на данном этапе – это рефрейминг:

Рефрейминг – это техника из НЛП (нейролингвистического программирования), заключающаяся в замене контекста вокруг объекта или же замене объекта при сохранении контекста. Рефрейминг получил свое название благодаря метафоре, вроде «поместить другое изображение в ту же рамку».

Помните варианты того, что может означать яблоко для разных людей? Так вот, задача рефрейминга для работы с черно-белым мышлением заключается в мысленном изменении контекста вокруг яблока по этим и многим другим шаблонам. Возьмем фразу «у меня появилось яблоко», что мы можем из этого выжать?

  • Как я к нему отношусь? Каким было бы моё отношение, если бы я его нашел? А если бы мне его подарили? А если бы купил? А если сорвал? А если сорвал на огороде соседа?

  • Оно мне кажется вкусным? А если бы я голодал? А если бы я последний месяц питался только яблоками? А если бы перед этим я съел самое сочное спелое яблоко в своей жизни? А если я только кислые ранетки до этого пробовал?

  • Оно мне кажется большим? А с чем я его сравниваю? А если сравнить с той кислой ранеткой? А если с тыквой? А если с прошлогодним урожаем? А если с уплаченной за него ценой?

И так далее. Чем больше «эталонов» для сравнения вы возьмете по каждому из параметров, чем в большем количестве ситуаций своё отношение вы сможете мысленно смоделировать, тем более взвешенная картинка получится. Надо отметить, что не всегда это дается легко, иногда извилины будут скрипеть. В этом случае вы можете найти человека, «об которого можно подумать». И парочку таких умных людей я рекомендую иметь в своем окружении (в целом, это универсальная рекомендация и для всех последующих пунктов).

Актуализация

Здесь рейфреймингом не отделаетесь, тут нужно что-то другое. Инструмент не должен требовать много времени для использования, быть простым, понятным и достаточно надежным. Точнее, их должно быть два – на выявление потребностей и на применение данного объекта к актуальным потребностям. Начнем с первого – с осознания действующих потребностей. И тут нужен небольшой ликбез.

Потребности бывают двух типов: опредмеченные и неопредмеченные. Опредмеченными потребностями являются те, которые имеют ответ на вопрос «Что мне нужно сделать, чтобы закрыть потребность?». Неопредмеченные, соответственно, ответа на этот вопрос не имеют.

Самый простой пример. Если вы испытываете чувство голода и думаете «Надо сожрать сочный бургер», то это опредмеченная потребность. Если вы думаете «Надо бы что-нибудь съесть, но что я хочу – я не знаю», то это неопредмеченная потребность.

Если потребность опредмечена, но применить объект восприятия к данной потребности проще. Разумеется, это не откроет вам все возможные варианты его использования, но это проще. В случае неопредмеченной потребности сделать это сложнее, так как отсутствует хоть какой-то эталон для удовлетворения потребности, который можно сравнить с воспринимаемым объектом.

Следовательно, нам нужно как-то опредметить потребности сперва. Для этого можно использовать технику под названием «шкалирование».

Шкалирование или метод балльных оценок – один из методов оценки суждений испытуемого путем перекладывания их на какую-либо численную форму.

Вы точно встречали этот метод в различных тестах в формате «оцените по шкале от 1 до 10 насколько вы согласны со следующим утверждением» или подобных. Но ваша задача в данном случае не суждения оценивать, а свое состояние по различным параметрам, которые, да, нужно продумать заранее. Фактически, вам нужно себя разложить как персонажа The Sims.

Вы можете выбрать для себя любые значимые параметры. Я бы рекомендовал внести физическое состояние, эмоциональное состояние, физиологические потребности, а остальное дополнить по желанию. Еще несколько нюансов:

  • Не стоит брать больше 6-7 шкал;

  • Шкалировать рекомендую минимум по десятибалльной шкале, но можно взять и больше. Некоторые клиенты предпочитают 100-балльную;

  • Лучше использовать от 0 до какого-то числа и не использовать отрицательные значения.

Эти шкалы лучше сформулировать будучи в спокойной состоянии. Для лучшего запоминания вы можете их вывести на экран телефона, чтобы они всегда были перед глазами. Разумеется, шкалы в течение жизни могут меняться. Это нормально. В целом, придумывать и выделять новые шкалы – это важный навык, который стоит развивать с целью не только профилактики черно-белого мышления, но и развития рефлексии в целом.

Итогом создания шкал и умения их использовать является возможность в рамках пары секунд оценить свое состояние и определить актуализирование потребности, которые на вас влияют и через которые вы можете себе сделать лучше.

Когда шкалы выделены, можно перейти ко второму этапу – соотнесения объекта восприятия с актуальными потребностями. Возьмём для примера варианты шкал со скриншота «Симсов» выше. Что мы видим (оценки приблизительные)?

  • Голод – 45 из 100

  • Туалет – 40 из 100

  • Энергия – 45 из 100

  • Общение – 90 из 100

  • Гигиена – 80 из 100

  • Эмоциональное состояние – 100 из 100

Самые актуальные потребности – то голод, туалет и энергия (силы). У нас есть яблоко. Логично, что съеденное яблоко повлияет на голод. Это просто и понятно. Можно ли решить с его помощью вопрос туалета? Ну, не знаю, только если очень приспичило, вокруг только платные, и можно консьержу дать яблоко вместо денег. Энергия? Физические силы яблоко не восстановит, но если его дать человеку, который голоден и тащит вас куда-то далеко в кафе – почему бы и нет?

Разумеется, это всё теоретические выкладки и разминка для ума. А теперь попробуем представить, что нижний блок потребностей в дефиците? Что здесь можно сделать? Использовать яблоко как предлог для знакомства и общения? С гигиеной идей нет, честно говоря. С эмоциональным состоянием проще – можно подарить ребенку или нуждающемуся, получив ощущение «хорошего поступка» и эмоциональной отдачи.

Чем чаще вы будете выполнять подобное упражнение, тем больше вариантов найдете. Конечно, большинство из них шито белыми нитками. Но задача – не дать мозгу заржаветь, а не придумать самый экстравагантный способ использовать яблоко.

Мышление

Будем откровенны – во время стресса мы плохо импровизируем. Но мы можем относительно эффективно использовать навыки и знания, которые у нас либо автоматизированы, либо находятся в актуальной памяти. Первое – более трудозатратно и требует времени на освоение, но и сохраняется дольше. Второе – проще и быстрее в получении, но и стирается так же легко. Как это можно использовать для наших целей?

В первую категорию мы относим так называемые soft-skills и meta-skills. Я отдаю себе отчет, что у вас уже в печенках сидят все эти «харды» и «софты», но всё же позволю себе поэксплуатировать данную классификацию, так как она удобна в разрезе данного обсуждения. Итак:

Hard-skills – «жесткие навыки». Обычно подразумеваются профессиональные навыки, без которых вы не можете заниматься своей профессией. Например, умение забивать гвозди – это жесткий навык для плотника. Особенность «хардов» в том, что за них платят здесь и сейчас, но они слабо применимы за пределами своей сферы. То же умение забивать гвозди вам не поможет в вождении автомобиля, например;

Soft-skills – «мягкие навыки». Здесь речь идет про навыки, которые сами по себе не обладают какой-либо ценностью, но повышают эффективность применения «жестких навыков». За счет отсутствия четкой привязки к профессиональному навыку, могут быть использованы в разных сферах и ситуациях. Классическим примером «софтов» можно назвать планирование или тайм-менеджмент. Сами по себе они вам денег не принесут, но их можно использовать и при забивании гвоздей, и при развозе людей.

Meta-skills – «наднавыки». Относительно новая концепция, которая выделяет в отдельную категорию навыки, которые помогают быстрее и эффективнее осваивать и формировать другие навыки. Опять же, еще более «бесполезная» навыков, но имеющая еще больший потенциальный положительный эффект. Примерами «наднавыков» можно назвать обучаемость, критическое мышление, непредвзятость (особенно актуально в рамках этой статьи).

С учетом скорости изменения мира, актуальные задачи тоже меняются. Следовательно, меняются и инструменты решения данных задач. И вот эти инструменты – это «жесткие навыки». Которые необходимо постоянно осваивать, чтобы оставаться востребованным на рынке и адекватным времени по жизни в целом. Если мы принимаем постоянное обучение как неизбежную необходимость, то встает вопрос – а можно ли ускорить/облегчить/оптимизировать данный процесс? И ответ, исходя из приведенной выше классификации, кроется в «наднавыках».

Оффтопик: Самый трудный пункт с точки зрения возможности дать конкретные рекомендации. Во время написания статьи я завис примерно на неделю здесь, так как не знал, чем заполнить блок. А заполнить хотелось. Поэтому я начал вспоминать своих самых «умудрённых» клиентов (которые реально заморачивались работой над своим мышлением), а также пообщался с коллегами по цеху и педагогами, которым доверяю. Оффтопик закончился.

Где и как можно развить своё мышление? Дам несколько направлений для дальнейших «раскопок»:

  • Курсы критического мышления/курсы рационального мышления. В последние годы их стало достаточно много. У меня нет компетенций, чтобы адекватно оценивать их качество, поэтому оставляю это на вас;

  • Курсы гносеологии/эпистемологии. Поможет структурировать подход к познанию и выделять ключевые моменты. Отдельно хочу упомянуть такой вид как «уличная эпистемология» - хорошо помогает понять как свои процессы мышления, так и процессы мышления собеседника;

  • Знание когнитивных искажений. Под когнитивными искажениями обычно понимают системные ошибки мышления, одна часть из которых вызвана культурой, а другая – эволюционными «багами» психики. Особенностью когнитивных искажений является сложность их выявления у себя, если вы о них не знаете;

  • Курсы системного мышления. Относительно свежий тренд, который в рамках психологии уже не свежий. Суть в попытке структурирования знаний и поиска взаимосвязей между ними. Помогает не только лучше уложить в голове имеющуюся картину мира, но и проще «добавлять» к ней новые элементы;

  • Теория Решения Изобретательских Задач. Да, пункт спорный, понимаю. Но он помогает развить определенные навыки, приближенные к системному мышлению, поэтому его включил тоже.

Следующие два пункта добавлю от себя. Они заметно менее фундаментальны, но тоже дают свою пользу в современном мире. Безусловно, они будут терять актуальность быстрее, чем вышеперечисленные, но к «софтам» их отнести совесть не позволяет:

  • Поведенческая экономика. Дисциплина на стыке психологии и экономики, которая выявляет закономерности между физическим/эмоциональным/когнитивным состоянием человека и его экономическим поведением. С учетом того, что нынешний мир - это мир денег, то может принести ощутимую пользу, которую даже можно оцифровать;

  • Когнитивно-поведенческая психология. А конкретно схема «стимул-интерпретация-реакция». Позволяет посмотреть на своё мышление как на линейный процесс, что упрощает поиск ошибок и их исправление.

Всё описанное выше – это занятие не на один день, неделю или даже год. Это заметные вложения в своё развитие. И они не всегда оправданы. Поэтому рекомендую сопоставить потенциальные затраты с потенциальной пользой и принять взвешенное решение. Если вы работаете в сфере, где всё стабильно, возможно, вам это будет просто невыгодно. Но если смена парадигм – ваша естественная среда обитания, то можете присмотреться.

Действие

Условно этот этап можно поделить на три составных части – опытную, навыковую и рефлексивную. И если на последней хорошо работают метанавыки из прошлого раздела, то с остальными придется разбираться. И начнем с «опытного».

Опытная или эмпирическая часть – количество, качество и разнообразие полученного в жизни опыта. Как простого чувственного (например, запахи и вкусы), так и сложносоставного (спортивные упражнения, рабочие задачи, ситуации в отношениях и так далее)

Как вы помните (или нет), в начале статьи мы говорили о том, что органы чувств избавлены от когнитивных искажений, так как по хронологии находятся раньше процесса мышления. И работать непосредственно над ними достаточно трудно в рамках корректировки «черно-белого мышления». А вот «расширять библиотеку» и «калибровать» их мы можем. Пока, разумеется, не упремся в психофизиологические ограничения собственного тела. И чем чаще и разнообразнее вы будете их использовать, тем проще вам будет выполнять ряд других действий.

Говоря иначе, чем у вас больше опыта в руках/ногах/глазах/ушах/коже/языке, тем вам проще не только осваивать что-то новое или реализовывать, но и рефлексировать, так как вы можете точнее подобрать категории для новых мыслей и чувств.

Навыковая часть – количество, качество и разнообразие навыков, которые вы можете реализовать с высокой вероятностью успеха.

У вас может сложиться впечатление, что опытная и навыковая части – это про одно и то же. И это впечатление я понимаю. Но давайте разберемся на конкретном примере. Допустим, вы пошли на урок вождения в автошколе. В рамках урока вы получили опыт вождения автомобиля (логично, это опытная часть). И это вам поможет в рефлексии, пополнить библиотеку ощущений и сравнений. А вот успешности на самом этапе «действия» не добавит. Но если вы научитесь водить автомобиль, то сможете реализовать этот навык, расширив доступную вам поведенческую модель и возможность решать задачу большим количеством способов. И это пойдет бонусом к улучшенной рефлексии из прошлого части.

Рефлексивная часть – возможность размышлять над процессом мышления и, соответственно, уровень развития этих способностей.

Если упрощать, то в рефлексии можно выделить два ключевых параметра, важных для темы нашей статьи – это скорость и качество. Под скоростью мы понимаем необходимое время, которое нужно затратить для того, чтобы прийти к выводам. А качество – это полнота и адекватность ситуации этих самых выводов. Приведу пример из практики:

Ко мне пришел руководитель отдела одной местной компании. Проблемой обозначил свою неадекватную реакцию на совещаниях с подчиненными, когда ему предлагают решение, отличное от его взгляда. После такого предложения он обычно достаточно эмоционально реагировал, утверждал свой авторитет и настаивал на том, что именно его решение самое оптимальное. После чего отправлял сотрудников его реализовывать. Через 1-2-3 дня он уже нормально обдумывал предложенные варианты (сидя в одиночестве в своём кабинете) и часто приходил к выводу, что предложение было-то вполне годным. Он собирал совещание, распоряжался «вертать всё взад» и начать делать работу, согласно предложению. Но из-за того, что сотрудники тратили время на реализацию именно его идеи, то процесс решения задачи затягивался, что вызывало недовольство уже «руководителя руководителя». И совокупность понимания неэффективности своего подхода и внешней претензии и побудили его записаться на консультацию.

Можно, конечно, просто сказать нечто вроде: «Да это он сам просто такой плохой руководитель! И гнать в шею таких руководителей нужно!». И такое оценочное суждение вызовет одобрение у целого ряда людей. Но так как он пришел ко мне с конкретной задачей, то нужно было решать эту задачу. Решение крылось в развитии навыка рефлексии, точнее, его ускорении. Итогом работы только через рефлексию (эмоциональную часть не трогали) стало сокращение необходимого времени с 1-2-3 дней до 4-8 часов. То есть, пустые трудозатраты сотрудников не исчезли, но кратно уменьшились. Этого хватило для того, чтобы претензии исчезли – вместе с мотивацией для дальнейшей работы над мышлением. Хотя, по моим прогнозам, можно было выйти на 2-4 часа.

И вот именно с рефлексивной частью вам поможет либо изучение психологии (преимущественно когнитивно-поведенческой, о чем было сказано выше), либо работа с психологом (если время для вас дороже денег). Но, повторюсь, вы можете сделать это самостоятельно, вопрос только во временных затратах.

Итоги

Несмотря на то, что вся статья посвящена избавлению от черно-белого мышления, не стоит воспринимать его как однозначное зло. Это просто один из вариантов адаптации к реальности – быстрый, грубый, энергоэффективный. И отлично подходящий для решения типовых рутинных задач с низкой стоимостью ошибки. Проблемы начинаются, когда этот способ начинает распространяться на задачи новые, глобальные, с большой стоимостью ошибки. И вот там он себя дискредитирует. При этом, когда вы решили задачу «в цветном варианте» и определили свои приоритеты и желаемые исходы, вполне можно переключаться на «черно-белый вариант».

Наша психика не имеет абсолютно ненужных функций. Но в силу ряда причин (главной из которых является быстрое изменение среды), не все инструменты работают и применяются адекватно. И задача человека, который хочет чуть больше доверять своей голове, - разобраться в том, какой инструмент адекватен какой задаче. Это не сделает вас мега-человеком, а ваш мозг – суперкомпьютером, но на длинной дистанции вы совершите немного меньше ошибок, чуть-чуть сократите потери и слегка увеличите удовлетворенность жизнью.

С уважением
Сергей Максимов.
Психолог.

P. S. В своём ТГ-канале я отвечаю на анонимные вопросы. Только ответы и статьи, без мемов и спама.

 

Комментарии (12)


  1. HemulGM
    02.12.2024 04:57

    Вы сами только что разделили людей на чёрное и белое, где на одной стороне люди, по-вашему, имеющие "чёрно-белое" мышление, а на другой "не чёрно-белое".


    1. Maximov_psy Автор
      02.12.2024 04:57

      Вероятно, я не совсем корректно донес мысль. У каждого есть и черно-белое мышление, и градиентное. Но не у всех соотношение этих видов мышления позволяет эффективно решать жизненные задачки


      1. HemulGM
        02.12.2024 04:57

        Заголовок вашей статьи интерпретируется как " "черно-белое" мышление и как его превратить не в "черно-белое" ". Что в свою очередь говорит о том, что подобное мышление - плохо. А "раскрашенное" - хорошо.


        1. Maximov_psy Автор
          02.12.2024 04:57

          Мне казалось, что я раскрыл мысль буквально в первой части статьи. Вероятно, я ошибся. Плохо не само черно-белое мышление, а его использование там, где это не требуется.


  1. OldFisher
    02.12.2024 04:57

    Так и запишем: мышление работает в пять этапов и четвёртым из них является мышление.


    1. AlekseyPraskovin
      02.12.2024 04:57

      Для психологов подобные вещи - норма. Рекурсивные определения и сепулящиеся сепульки для сепуления встречаются там на каждом шагу. Поэтому многие вообще эту тему наукой не считают как таковой. Что вызывает новые обвинения в черно-белом мышлении :)


      1. Maximov_psy Автор
        02.12.2024 04:57

        Увы и ах, в психологии, как и во многих гуманитарных науках, есть великое правило: "Если ты не создал своё определение или классификацию - ты лох, а не ученый"..) отсюда только определений личности можно отыскать под две сотни) и мне тоже грустно, что нет единого общепринятого понятийного аппарата)


        1. selkwind
          02.12.2024 04:57

          Т.е. кто первый халат одел, тот и доктор?


          1. Maximov_psy Автор
            02.12.2024 04:57

            И такое тоже встречается) с этим пытаются работать через госрегулирование. Но я читал законопроекты - лучше бы они этим не занимались)) по крайней мере, точно не в таком формате)


    1. Maximov_psy Автор
      02.12.2024 04:57

      Понимаю, почему это вызвало ваш сарказм, вполне закономерно) и эту рекурсию тоже вижу.

      Но я пытался донести мысль, что работа с мышлением выходит за пределы самого мышления - в другие когнитивные процессы. Поэтому, да, получилось такое недопонимание.


  1. QualityLab
    02.12.2024 04:57

    • Курсы системного мышления. Относительно свежий тренд, который в рамках психологии уже не свежий. Суть в попытке структурирования знаний и поиска взаимосвязей между ними.

    почти что зеттелькастен

    Помогает не только лучше уложить в голове имеющуюся картину мира, но и проще «добавлять» к ней новые элементы;

    точно он))


  1. QualityLab
    02.12.2024 04:57

    вернуть более плавное, градиентное восприятие реальности и действовать согласно этой картине мира.

    1) а нужно ли возвращать?

    2) сколько картин мира существует?