Реальность ит-рекрутера такова, что холодные звонки разработчикам – это уже моветон, и коммуникация идет большей частью в переписке. Идет много споров, можно ли и стоит ли писать в мессенджеры. Мнения расходятся, и у каждого свои защитники.

Я придерживаюсь позиции, что разработчики имеют право на приватную жизнь, и писать в мессенджеры стоит лишь с их согласия.

Однажды я долго не могла получить ответ от кандидата на счет времени встречи, написала ему в скайп. А он мне потом рассказал, что он был на встрече и шарил свой экран, и мое сообщение увидели все участники встречи.

Это, конечно, частный случай. Но показательный.

Поэтому в холодную я захожу в большинстве случаев через почту. Тут тоже есть свои сложности. ИТ-рекрутинг – он весь такой, с подвыпервертом ???? Разработчики получают десятки писем в день. Даже в условиях текущей ситуации, когда кажется, что ИТ-рынок подсдулся. Но нет, российские разработчики все также востребованы, как внутри страны, так и за ее пределами.

Как видит ваше письмо разработчик:

Какое из них ваше?

И совсем не все письма бывают открыты, а скорее совсем единицы. А если и открыты, то до конца не прочитаны.

Что же нужно, чтобы письмо с предложением вакансии было как минимум прочитано, как максимум дан позитивный ответ

Давайте попробуем сейчас стать разработчиком и посмотреть на письмо его глазами. Что мы хотим там прочитать?

Например, я разработчик, у которого все хорошо на текущем месте, я доволен условиями, мне нравится проект, у меня классная команда… Скорее всего я письмо даже не открою...

А возможно, я уже давно на проекте, многое уже сделано, и я только начинаю подумывать о новых возможностях…

Какие слова и фразы меня привлекут и зацепят?

Трансформируемся в рекрутера и попробуем тезисно прописать те моменты, которые стоит учесть при написании писем ит-специалистам.

Первое, что видит адресат – тема письма

Она должна быть информативной и кратко передавать суть письма. Не стоит вуалировать информацию, в данном случае открытость будет более важна. Даже если мы заманим какими-то загадками, и по факту это будет не так, наш лид все равно не сработает. Уже тема письма, в идеале, должна сподвигнуть на ответ. И тут стоит оговориться, что самое первое и важное – стоит писать релевантным кандидатам. Письма с предложением java разработчика питонисту будут только раздражать и портить репутацию ит-рекрутера.

На мой взгляд, удачные темы могут быть такими:

Иван, для вас вакансия Senior java разработчик в Сбер

middle Python backend developer (Flask), удаленка

Чуть более креативно:

Релокейт в Калифорнию за кодинг на java

Можно еще добавить вилку зарплат, это повысит конверсию открытия писем.

Приветствие

Много идет споров, как обращаться к кандидатам, на «ты» или на «вы». Выявила такой тренд – в компаниях с западным менеджментом, работающим на западный рынок, где язык коммуникации английский – там спокойно можно на «ты», это с бОльшей степенью вероятности будет воспринято адекватно. Если же компания с российским менеджментом, в особенности проекты около гос.сектора – там лучше на «вы», и уже следующим шагом предложить перейти на «ты».

Но «привет», по моему мнению, будет уместно в любом случае. Даже если после будет «вы».

Не стоит писать «доброго времени суток», лучше использовать «добрый день». В данном случае подразумевается просто приветствие, а не конкретный временной промежуток.

Стоит обратиться к человеку по имени. И очень важно не перепутать с фамилией, если мы используем ATS для автоматических рассылок. У меня был случай, когда система заглючила, и рассылка 50 кандидатам ушла без имен. То есть письмо начиналось с

«Здравствуйте, соискатель!»

Было очень стыдно и неудобно перед всеми 50 кандидатами. Один из них мне ответил:

"Здравствуйте, рекрутер!"

Я, конечно, извинилась следующим письмом и перед ним, и перед другими 49 кандидатами. Но ощущения были ужасно неприятные.

Как и в обычной встрече, хорошим тоном будет представиться. Сильно тут не покреативишь. Я Дина, рекрутер. Этого вполне достаточно. Не стоит бессмысленно растягивать «я являюсь…» или «представляю компанию…». Лучше сразу зашить в эту фразу важную информацию:

«…помогаю своему любимому СуперМегаApps (любимому не только мной, но и 10млн пользователей в AppStore) собрать действительно крутую команду. Хотим быть еще лучше) …»

Так мы сразу даем вводные по масштабу и деятельности компании, плюс показываем своим отношением, что внутри классно)

Дальше идет один из самых важных блоков - cуть письма

Сначала мы должны рассказать, почему мы пишем этому человеку. Хорошим тоном будет указать, где мы нашли этого человека (так кандидат будет понимать, какая информация о нем у нас есть). Дальше в ход идет персонализация. Это когда мы находим в резюме или профиле кандидата уникальную информацию и добавляем ее в письмо.


Например, нам нужен синьор java разработчик с опытом наставничества, а наш Иван активный участник java-коммьюнити и постоянно менторит новичков.

Или Иван работал на масштабном и значимом проекте с высокими нагрузками (а нам как раз нужен именно такой опыт).

Возможно, кто-то дал Ивану классную рекомендацию (в некоторых профессиональных соц.сетях, например в linkedin) и можно сослаться на нее. Каждый профиль или резюме уникально, нет двух одинаковых. И нам нужно найти и выделить те моменты, которые присущи только этому кандидату.

А что делать, если профиль совсем пустой?

Даже если в резюме совсем не за что зацепиться – можно так и сказать:

"Хочу предложить вам вакансию …, но в вашем профиле совсем мало информации (но java разработчик там фигурирует ;)), и я не могу быть уверена, подойдет ли она вам, но все же…"

и это тоже будет уникальной информацией. Но если так написать кандидату с развернутым профилем – будет совсем не очень хорошо.

В идеале, текст должен быть емким и информативным, давать максимум важной информации в паре-тройке абзацев, с возможностью получить подробности по ссылке (переходы по ссылке можно отслеживать, получая таким образом данные для аналитики). Здесь нам надо понять, что компания может предложить реально классного, найти изюмнку нашей вакансии. Она есть всегда, так как вакансии тоже уникальны) Нужно постараться уйти от «позиция может быть интересной для вас», а рассказать, чем именно она может быть интересной. В процессе составления вакансии нужно найти те главные поинты, которые будут собственно сутью вакансии. В большинстве своем разработчикам важен стек, продукт, собственно, какую проблему этот продукт решает, команда, бренд работодателя и тп. Бывает, что проект довольно заурядный, не решает каких-то глобальных пользовательских задач, но команда – просто огонь! Тогда стоит подчеркнуть именно этот пункт в письме. Или это может быть старт-ап с не выстроенными процессами, но технологии – на острие.


Например, у нас вакансия того же джависта в крупный банк (не буду уж называть их, все итак знают), как правило, это массовая позиция. И кажется, ну какое тут EVP. Но если проанализировать, то увидим, что стек современный, есть высокие нагрузки, есть проекты, которые пишутся с нуля, команда высокопрофессиональная, если мы говорим про внешние продукты – то они и с технической и с бизнесовой стороны интересны, а внутренние – часто связаны с большими данными. И вот такие моменты нужно находить и подсвечивать.

Или другой пример. «Госуха», как называют такие проекты. Но сайт Госуслуги имеет такие нагрузки, какие еще поискать. Помимо этого, улучшение этого сервиса – реальная возможность сделать жизнь обычных людей проще. Мы сейчас опустим все сопутствующие негативные стороны подобных проектов – это тема для отдельного обсуждения. Мне хочется показать, что важно искать и находить то, что делает вакансию уникальной и продаваемой.

В завершении письма нам нужно дать какой-то посыл к действию, не навязчиво, но уверенно)

По сути, это информация, по которой кандидат понимает, какие дальнейшие шаги надо предпринять, если он заинтересовался вакансией. В идеале кандидат должен согласиться на встречу. Это сложно, но точно достижимо!

Будет здорово и сюда запихнуть важной информации) Например, вот так:

Если новые профессиональные горизонты - это то, что вам сейчас нужно, и вакансия вас заинтересовала, пишите или звоните мне в телеграм, с радостью расскажу детали и организую встречу с лидом (вот он на linkedin).

Или вот так:

Иван, у вас такие именитые компании в опыте, давайте добавим еще и один из лучших в стране банков в ваше резюме) Пишите мне, а если позвоните, я конечно сильно удивлюсь, но обязательно вам отвечу)

Некоторые примеры из моего опыта, которые получили неплохой отклик.

Я Дина, ИТ рекрутер. Нам, рекрутерам не всегда везет с настроением адресатов) Я искренне надеюсь, у вас сегодня замечательный день, как минимум обычный, но если вдруг что-то пошло не так и все идет наперекосяк, не переживайте, в итоге все точно будет хорошо!

А я пишу вам с предложением вакансии. Насколько мне хватило опыта оценить ваш профиль linkedin, предположу, что позиция может быть вам интересна...

Я Дина, ИТ рекрутер. Знаю, нам всем сейчас не просто. Кто-то спешит менять работу, кто-то боится, кто-то не знает, как поступить. Мы хотим помочь, если вам нужна консультация по состоянию рынка, тенденций и любых других карьерных вопросов, обращайтесь, пожалуйста.

И ещё я пишу вам с предложением вакансии...

Второй пример начинается с предложения реальной помощи, что уже сразу располагает.

Писать письма сложно. Но в этом точно нет никакой магии) Если с креативом пока не складывается, старайтесь избегать канцеляризмов и сложных конструкций. Разработчики люди прямые, им нужна конкретика) Пробуйте разные варианты, отслеживайте конверсию, ищите лучший вариант.

Комментарии (25)


  1. GeckoPelt
    20.09.2022 17:54

    Забавно, а я предпочитаю, чтобы мне писали в мессенджер. Почту я не читаю настолько оперативно, да и формат общения там совсем другой. Просто у меня два аккаунта, личный и для рабочих коммуникаций )


    1. dinaveprikova Автор
      20.09.2022 17:59

      Будьте уверены, вы (те, кто ок с холодными сообщениями в мессенджеры) наши любимые кандидаты)
      Возможно, из статьи создается впечатление, что я пишу только на почту. Но это не так, конечно. Иногда телеграм найти проще, чем адрес почты)


    1. Alatarum
      20.09.2022 20:28
      +10

      Ну вот а я наоборот: если ко мне в телегу стучится рекрутёр без приглашения, то я в лучшем случае его отправляю в Linkedin/почту, а там уже, если дойдёт, то, как правило, вежливо отказываюсь, потому что первое впечатление уже отрицательное.
      Но ровно по той же причине: потому что телегу я читаю оперативно — она для работы и друзей и рекрутёры там как-то не в тему.


  1. ElvenSailor
    20.09.2022 17:59

    Надо же, хоть кто-то птыается выглядеть хорошо )

    раньше даже не представлялись.


  1. Nialpe
    20.09.2022 18:23
    +6

    Рецепт с моей точки зрения разработка прост - поменьше воды и реверансов, побольше сути: направление, цель, стадия проекта; технологии; формат работы, формат трудоустройства, требования и процесс найма, зп и плюшки. Мне лично на креатив в письме до лампочки. Успехов!


    1. dinaveprikova Автор
      20.09.2022 19:14

      я за такой же подход, но что вас сподвигнет открыть письмо и ответить да? буду признательна, если поделитесь.


      1. Nialpe
        20.09.2022 19:21

        Для статистики: новый проект, гибридный формат с уклоном в удаленку, оформление по тд, отсутствие множества этапов собеседований. Остальное уже можно обсуждать.


      1. ValeriyFilatov
        20.09.2022 19:29
        +2

        Лично меня "сподвигнет открыть письмо" если я либо в поисках работы, либо вакансия и зарплата как-то разумны. К сожалению очень большое количество писем от рекрутеров идет как "спам", многие из них не пытаются "сделать домашнюю работу", берут за основу резюме оставленное "не помню где" в каком-то "лохматом" году.


        1. dinaveprikova Автор
          20.09.2022 20:09

          мы стараемся нащупать эту разумность) к нашему ужасу, у всех она разная, и к одному знаменателю не прийти. но мы очень стараемся, ищем актуальные профили, пытаемся угадать, что именно может быть интересно... но если вас нигде нет, а у нас есть только лохматое резюме, а там именно то, что нам нужно, мы все равно пишем, такая уж у нас работа. Мы расстраиваемся, когда печалим наших адресатов, и искренне радуемся, когда удается с вашей помощью обновить лохматое резюме. И спасибо вам за честность)


      1. Dolios
        21.09.2022 00:48
        +6

        что вас сподвигнет открыть письмо

        Я открою письмо в любом случае. Но заинтересуюсь, если там будет описание вакансии, вилка зарплаты и условия сразу в письме. А не вот это вот: бла бла, есть вакансия, подробности потом, давайте общаться… Во втором случае 99% не буду отвечать.


        Я Дина, ИТ рекрутер. Нам, рекрутерам не всегда везет с настроением адресатов) Я искренне надеюсь, у вас сегодня замечательный день, как минимум обычный, но если вдруг что-то пошло не так и все идет наперекосяк, не переживайте, в итоге все точно будет хорошо!

        Зачем мне вся эта информация? :)


        1. pehat
          21.09.2022 03:16
          +1

          На случай, если миллионы посмотревших сойдут с ума, конечно же.


      1. Tim7456
        21.09.2022 11:58
        +2

        Это зависит от того какого специалиста вы ищите. Вот смотрите: Senior Java developer (10 лет опыта), Junior Python developer (1 год опыта), Project Manager. У них разная работа, разная загруженность, и РАЗНЫЙ ПОТОК ПИСЕМ. Поэтому и писать им надо разное!
        Но правило всегда, чем выше человек продвинулся по карьерной лестнице - тем больше у него работы, ответственности, и писем в почтовом ящике. Поэтому тем выше он ценит сжатые и предельно точные формулировки. Просто чтоб скользя взглядом по почтовому ящику определить какие письма требуют внимания. И чтоб точнее работала спаморезка и автоматическая сортировка писем.
        Пример из личной жизни. На прошлой работе типично у меня в ящике было порядка 200000 НЕПРОЧИТАННЫХ писем. Да, я не ошибся с нулями. И такая картина была стабильна годами. Нынешняя контора "предпочитает не использовать email для коммуникации". Как результат сейчас у меня порядка 400000 (четыреста тысяч) непрочитанных писем. Большинство писем так и уйдут в архив никогда не прочитанными. Если они мне понадобятся, я буду пользоваться поиском по ключевым словам.
        В сутки я получаю несколько тысяч писем (уже после выкидывания спама). Причем я не менеджер, а рядовой Senior software engineer.
        Поэтому для меня просто открыть письмо, это уже потеря дохрена времени.
        Для меня идельный заголовок, это тот которые позволит максимально отсечь письма которые не направлены точно в меня. Идеально типа "Вакансия: Amazon, Senior Software engineer SDE III (уровень вакансии), EC2 (проект), Los Angeles" т.е. сразу указаны компания, уровень позиции (а значит и зарплатная вилка), проект и город. Если контора неизвестная, то вместо уровня вакансии лучше видеть вилку зарплат и желательно индустрию (finance, metallurgy, healthcare, hosting и т.п.).
        Отдельно бесят не "холодные звонки", а прямо "криотемпературные". По профилю в hh 15-летней давности. С тех пор прошло ОЧЕНЬ много времени и сменилось все: уровень ЗП, специализация, город, страна и индустрия. Ну и что, что 15 лет назад я был С++ разработчиком. Если профиль не обновлялся 15 лет, закопайте уже стюардессу!


  1. inkvizitor68sl
    20.09.2022 18:25
    +2

    https://vk.com/event57086898

    Вы бы хоть стыдобу из инторнетов почистили -)


    1. dinaveprikova Автор
      20.09.2022 19:16

      я не считаю эту часть своей жизни стыдной) это была подработка, когда моему ребенку было всего 2-3 месяца. это мой путь, я даже в тот момент была эффективна в работе, мне нечему стыдиться)


      1. inkvizitor68sl
        20.09.2022 19:52

        Так другое-то не гуглится -)


  1. Kate_Gamedesigner
    20.09.2022 18:49
    +1

    Креатив креативом, но в первом письме писать о хорошем замечательном дне кажется не очень удачно идеей, так как хочется быстрее пролистать и перейти к сути или вовсе закрыть письмо/диалог с сообщением.
    Предложение о помощи - здорово, очень мило с вашей стороны.

    А вот про хорошие дни и настроения - это уже для следующих писем и установлении хоть какого-то контакта с разработчиком, имхо


    1. dinaveprikova Автор
      20.09.2022 19:20

      это было навеяно практическим опытом. в другом письме было пожелание хорошего дня, на что был получен яркий ответ, что как раз сегодня день не просто ужасный, а мегаотвратительный, дальше шло перечисление случившегося (и он был внушительный). Я подумала, что мы совершенно не знаем, в каком настроении и состоянии души будет прочитано мое письмо, и решила написать так) отклик, должна сказать, очень положительный. не скажу за статистику, но получала ответы, что фраза про не смотря ни что "все точно будет хорошо" была очень кстати


  1. twid
    20.09.2022 19:21

    Ненавязчиво.

    Письма будут получать больше откликов, когда HR встанет на место искомого разраба и посмотрит глазами, что именно тот будет делать, перед кем отвечать и в каком режиме. Если берется ментор - в каком режиме опять же предполагается менторство.


  1. BASic_37
    20.09.2022 20:01
    +4

    Но «привет», по моему мнению, будет уместно в любом случае. Даже если после будет «вы».

    По мне так немного странно: Привет, вы бы...

    У меня был случай, когда система заглючила, и рассылка 50 кандидатам ушла без имен.

    Вам стало стыдно только когда вы спалились с автоматической рассылкой? А пока система работает исправно, то все нормально? Для чего это все притворство???

    Некоторые примеры из моего опыта, которые получили неплохой отклик.

    Я Дина, ИТ рекрутер. Нам, рекрутерам не всегда везет с настроением адресатов) Я искренне надеюсь, у вас сегодня замечательный день, как минимум обычный, но если вдруг что-то пошло не так и все идет наперекосяк, не переживайте, в итоге все точно будет хорошо!

    По мне так это просто напрягающая, пустая болтовня из которой даже не понятно что тут хотели закреативить. Креатив конечно может расположить к себе, но он должен быть лаконичный и понятным, буквально, например, пошутить одной фразой... Думаю со мной многие it-шники согласятся, т.к. это люди в основном прагматичные.

    P.S. извините если показался резким


  1. shiru8bit
    20.09.2022 21:01
    +1

    Если я не ищу работу - я письмо или сообщение не открою, каким бы креативным оно не было.


  1. GrigorGri
    21.09.2022 05:39

    Кстати говоря, много где видел, что новые письма всплывают как попап. Так что отправка письма не обязательно помогает с "мое сообщение увидели все участники встречи.".

    В любом случае, думаю что ССЗБ - не шарь весь экран если есть какие либо уведомления, которые потенциально не хочешь показывать. Ему вполне могли и что-нибудь приватное по его работе написать. Практически всегда есть опция шарить только определенное окно.


  1. panzerfaust
    21.09.2022 06:47
    +5

    Раз вы спросили, то могу рассказать про то, что отвращает от чтения и дальнейшего общения.

    • Окутанные тайной темы типа "вакансия в банке из ТОП-50". К чему экивоки-то? Мы начнем говорить и вы тут же расскажете, что это за банк. В чем проблема написать сразу?

    • Булшит типа "я показала ваше CV нашему CTO, он писал кипятком 10 минут, и приказал немедленно писать вам". Дешевая такая замануха. Соглашаешься - а потом все равно месяц ждешь, пока интервьюера найдут и пока этот самый CTO из отпуска выйдет.

    • Однажды вообще было, что рекрутер закосил под тимлида, который якобы увидел меня как профессионал профессионала.

    • Когда рекрутер додумывает специализацию за кандидата. Платиновый пример, когда додумывают, что котлинист == андроид-разработчик. Или когда ты писал что-то на фронте 5 лет назад - тебя зовут на фронтенд-лида.

    • Когда прямо в тексте письма просят озвучить зарплатные ожидания и прислать реюзме. А как вы нашли-то меня, если не видели мое резюме и мои зарплатные ожидания в нем? Во сне я вам приснился?

    • Отдельный жанр, когда "у меня есть для вас вакансия, но вы сначала напишите, что согласны на обработку ваших ПД". Серьезно? Соглашается кто-то?

    • Когда собственно описание вакансии присылают в каком-нибудь DOCX, TXT, CSV, BASE64 и т.д. Прямой текст, оформленный PDF или страничка на вашем сайте - в чем проблема именно такие форматы выбрать?


    1. Nialpe
      21.09.2022 09:03

      У меня был случай в копилку... Прислал рекрутер письмо явно шаблонное. В конце письма ссылки на 6 разных вакансий. 2 из них - битые. Написал ответ с реверансами и вежливым бла-бла-бла с рекомендацией проверять работоспособность ссылок перед составлением письма. В ответ получил не очень приятный поток сознания. Не делай добра, не получишь зла?


  1. Dotarev
    21.09.2022 11:23

    а если позвоните, я конечно сильно удивлюсь, но обязательно вам отвечу

    Для постороннего уха звучит так, что звонок нежелателен, но ответить на него придется...


  1. ikostruba
    21.09.2022 11:59
    +3

    Мне не лень открыть письмо от рекрутёра. Чаще всего даже отвечаю, что сейчас ничего не ищу. Мне нравится, когда пишут кратко и по существу, очень важно указывать зарплатную вилку. Досадно тратить время, когда проект вроде интересный, компания выглядит солидной, договариваемся созвониться, и внезапно выясняется, что мы совсем не совпадаем в вопросе компенсации. Опять же, даже если я не ищу работу, но увижу +20% от своей зарплаты, я непременно прочитаю письмо со всем вниманием :) Из описания проекта, пожалуй, самое важное это стадия - с чистого листа, развитие или уже больше поддержка. Остальное лично мне не очень помогает.

    Да, насчёт креатива - по мне, достаточно простой вежливости. Приятно, когда отвечают быстро. Самое главное -- никогда не врите. Мне пару раз писали в духе "наши инженеры посмотрели ваш профиль на Linkedin и на GitHub, и мы хотим предложить вам рассмотреть позицию Java лида", окей, а ничего, что у меня весь GitHub на C++? И джава в моём опыте была давно и немного? Стало быть, либо не читали, либо не поняли. Вот на такое я ничего не отвечаю.