Писать хороший код, это конечно здорово. Но очень часто этого не достаточно. Делая что-то хоть сколько-нибудь большое, придется коммуницировать. Будь то с другими разработчиками, или же с дизайнерами и продактами. Желательно научиться это делать как минимум прилично, а лучше хорошо. Чтобы не трепать нервы ни себе, ни людям.
Как начать разговор?
Представьтесь (если коммуницируете в первый раз). Кто ты, что ты.
Плохо: Привет.
Надо : Привет, я Соня, разработчик в рекламе, работаю над проектом Х.
Поясните, почему пишете этому человеку.
Представьте: сидите вы спокойно, никого не трогаете и тут вам из ниоткуда кто-то пишет и что-то хочет. Сразу возникает вопрос: "А при чем тут я?". Так вот, дабы сразу разрядить обстановку, стоит ответить на этот повисший в воздухе вопрос.
Плохо: Привет. Помоги сделать Х?
Хорошо: Привет, я Соня, пишу тебе, потому что меня направил к тебе Андрей Н. (твой начальник). Сказал ты лучше всего шаришь за фичу Y. Скажи где посмотреть логи про X.
Во время любой коммуникации
Поясните что Вам нужно. Выделите это.
Четко и ясно скажите, что нужно сделать. Часто вижу огромные сообщения с контекстом, ссылками, все очень здорово. Но что от меня хотят, так и не ясно.
Лучше всего выделить (например в новый абзац, или курсивом или жирным), в чем конкретно заключается просьба.
Расскажите почему это важно, и какая польза от этого собеседнику.
Тут все понятно, без конкретной просьбы вы скорее всего не добьетесь действий. Ровно как и без объяснения, почему это важно и вообще стоит траты времени. Не забывайте, что то, что важно Вам, не обязательно важно собеседнику. Если найдете выгоду для собеседника, то сильно повысите шансы на эффективную обратную связь.
Плохо: Помоги сделать Х?
Хорошо: Помоги сделать Х? Если сделаем это, повысим выручку в квартале на 50% и нам дадут бонус!
Прикрепляйте источники. Всегда.
Добавьте ссылку, скриншот (а можно и то и другое) в сообщение. Даже если ссылка была 5 сообщений выше, все равно добавьте. Так собеседник найдет документ быстрее, и даже скорее всего правильный документ!
Сокращайте ссылки.
Длинные ссылки занимают кучу места и делают остальное сообщение менее читаемым. Проявите уважение к читателю!
Плохо: Читай больше советов от Андрея https://medium.com@andreww.novoselsky/%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B8-%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D1%83%D0%B6%D0%B5-5b493d9b37dc
Хорошо: Читай больше советов от Андрея здесь!
Поясните контекст и не пишите отдельным сообщением "Привет" "Как дела". И никаких мета вопросов "Можно задать вопрос?" (Да, и Вы его уже задали). Про все это можно прочитать тут.
Не создавайте новых чатов если можно
Особенно актуально с появлением работы из дома. Когда все больше вопросов решаются в чатах, их количество растет с такой скоростью, что навигироваться и читать их все становится решительно невозможно.
Поэтому, перед тем как создать новый чат, подумайте, можно ли использовать какой-то из уже имеющихся? Так вы не увеличите из без того огромное количество чатов скопившихся у коллег.
*Совет со звездочкой
Плохо: Все согласны?
Хорошо: Есть возражения?
Спрашивать согласие каждого человека – это долго. Большая часть людей будет очень долго отвечать или забудет ответить вовсе, а вы будете ждать у моря погоды. Если же спрашивать “Есть ли возражения”, то вы не ждете ответ уже согласившихся (коих часто большинство), а ждете только несогласных. Фишка в том, что несогласные выскажутся, ответят и сделают это довольно быстро!
Этот прием нужно использовать аккуратно. Хорошо работает, когда нужно быстро получить согласие от большой группы людей. Плохо – если цель наладить тесные связи с людьми, дать понять что их голос очень важен. Тут лучше спрашивать согласие в явном виде. Иначе некоторые коллеги могут подумать, что Вы уже за них все решили, или не чувствовать себя достаточно безопасно, чтобы возразить.
Вместо заключения
А если хочется еще больше советов, можно почитать про эффективные рабочие встречи тут
saipr
Козьма Прутков