Это глава из «Книги нормального фрилансера», в которой я делюсь опытом проектировщика интерфейсов, работающего на себя.

Приступай к работе сразу без контракта и аванса:
Пусть клиент заплатит позже, загоняй его в долги!
Ну а если ты устанешь и не сможешь сдать задачу,
Смело пропадай с радаров, ведь клиент не заплатил!

В начале моего фрилансерского пути ответ на этот вопрос был однозначным: «Главное, чтобы клиент согласился со мной работать! Наверняка, чем меньше я попрошу, тем выше шанс, что он захочет попробовать. Идеальный вариант — вовсе не брать предоплаты».

При почасовой оценке я не брал предоплаты. Делал работу, сдавал отчёт по затраченным часам и на его основе получал деньги. А при попроектной дробил оплату, приступая либо без аванса, либо за двадцать-тридцать процентов от сделки. Оставшиеся платежи уже разбивал в зависимости от клиента, но никогда не больше трёх оплат в рамках одного проекта. Чаще всего — две, реже — три.

Таким образом я проработал несколько лет и в процессе научился следовать одному важному правилу в проектах с предоплатой. Не приступать к работе до тех пор, пока аванс не окажется на моём счёте. С чем это связано? Возникали случаи, когда мы с клиентом заключали договор, я приступал к работе, не дожидаясь предоплаты, шло время, а деньги всё не приходили и не приходили. Я начинал нервничать и волноваться, что заказчик так ничего и не заплатит. Каждый подход к работе становился настоящим испытанием из-за мысли «А вдруг я сейчас напрасно работаю?».

При этом на практике мои опасения ни разу не подтверждались: клиенты, хоть и с задержками, но платили исправно. И всё же работать в таких условиях было некомфортно. Чтобы их избежать, я и ввёл это правило.

Кстати, был случай, когда я всё-таки поработал за бесплатно, но вина была исключительно на моей стороне. Мы уже практически обо всём договорились с потенциальным клиентом, и я был уверен, что проект точно пойдёт в работу. Однако договор ещё не был заключен. Разговор наш произошёл в пятницу, я решил поработать в субботу и воскресенье и заранее сесть за проект (позже, разумеется, научился отдыхать в выходные, об этом отдельная глава). А в понедельник с утра потенциальный клиент появился с неприятной новостью: он решил отказаться от сотрудничества. Так я получил опыт бесплатной двухдневной работы и важный урок: не спешить в делах, которые требуют предварительных согласований.

Шли годы, я стал увереннее себя чувствовать в плане денег, клиентов становилось больше, и я решил попробовать просить пятьдесят процентов предоплаты и пятьдесят процентов постоплаты. И в таком режиме проработал до начала 2016 года.

В 2016 году у меня появился клиент, проект которого я оценил в 350 000 рублей. Мы заключили договор, я получил 175 000 рублей предоплаты и приступил к работе. Всё шло хорошо, представитель клиента был доволен, работу я выполнил в срок, отправил закрывающий акт, но оставшиеся пятьдесят процентов так и не получил. Во время работы я общался с представителем клиента, однако за оплаты отвечал другой человек. И вот этот другой человек оказался недобропорядочным и решил меня «кинуть». Четыре раза я общался с ним по телефону, выслушивая то обещания, то укоры в свой адрес («Я же сказал, что заплачу, — значит, заплачу! Вы что, мне не верите?»), и, наконец, просто махнул рукой.

Я сделал вывод, что единственным способом избежать подобного сценария в будущем для меня станет стопроцентная предоплата. Тем более, оглянувшись назад, я понял, что поработал уже с парой сотен клиентов и ни разу не было случая, когда я кого-то обманывал. А если так, то почему я должен рисковать? Таким образом в моём арсенале появилось ещё одно правило: работать только по стопроцентной предоплате. И по сей день я, к своему удивлению, ещё не встречал клиента, который отказался бы от сделки из-за этих правил. В этом месте в очередной раз обращу внимание читателя на то, как важно узнавать причины тех или иных решений клиентов и интересоваться их мнением о своей работе, а не строить догадок.

В том же 2016 году я получил первый серьёзный опыт заказа своей собственной услуги у других исполнителей. То есть сам оказался на месте заказчика. И узнал много нового и интересного. По деньгам я ориентировался на те суммы, которые запрашивал у клиентов, когда выступал исполнителем, а они значительно превышали рыночные. Это были достойные деньги и мне не хотелось платить меньше, т.к. я видел в этом какую-то несправедливость (за последние годы этот мой взгляд поменялся, ибо платить-то я готов, а вот исполнителей, предоставляющих такой же уровень сервиса, как я сам, так и не встретил).

Когда мне называли суммы в несколько раз меньшие, чем ожидалось, я автоматически чувствовал в этом какой-то подвох, и желание работать с этими людьми уменьшалось. Я думал, что, возможно, они просто не обладали достаточным опытом и ошибались в оценке. И так я понял на собственной шкуре, что не всегда низкая стоимость повышает желание потенциального клиента работать с тобой. Особенно когда речь идёт о сложных и длительных услугах.

Такой же сюрприз меня ждал и в области предоплат. Когда исполнители предлагали приступить к работе без предоплаты, я понимал, что таким образом они облегчают себе возможность в любой момент отказаться от сотрудничества.

Я сам предпочитаю заплатить сто процентов вперёд, чтобы сразу исполнить свои обязательства по договору и больше об этом не думать. Деньги для меня не играют решающую роль, так как, если сумма сделки слишком велика, и мне нужно отдавать значительную часть моего капитала, значит, я к этой сделке ещё не готов, и дробление на платежи ситуации не изменит. Также я понимаю, что всегда существует риск потери этих денег. Никто не застрахован от мошенничества, неудачного стечения обстоятельств или даже несчастного случая, такова жизнь.

И получается, что больше потери денег я боюсь сценария, в котором исполнитель не доделывает свою работу до конца, так как в этом случае теряю самый ценный в моей жизни ресурс — время. Стопроцентная предоплата позволяет уменьшить этот страх. Исполнитель точно знает, что я его не кину, и будет работать спокойно и, возможно, более ответственно. Если бы я не побывал на месте заказчика, то никогда бы этого не понял. А вот сценарий с потерей предоплаты хоть и страшен, но уже гораздо меньше.

То же касается дробления платежей. Оплата нескольких счетов в разные периоды времени добавляет лишней работы. Проще заплатить один раз на старте и с чистой совестью заниматься своими делами.

К сожалению, чаще я встречал исполнителей, которые занижали цены, работали без предоплаты и дробили платежи. В отсутствии выбора приходилось работать с ними. Однако, когда изредка мне удавалось посотрудничать с людьми, которые брали сто процентов вперёд, уверенно озвучивали условия сделки и не боялись того, что мне эти условия могут не понравиться, я чувствовал, что у них всё в порядке с клиентами и что они считают себя хорошими специалистами и ценят свой труд. С такими людьми работалось приятнее и ко многим из них я регулярно обращаюсь и по сей день.

Конечно, везде есть исключения из правил, и иногда я сталкивался с самоуверенными исполнителями, которые были прекрасными продавцами, но ужасными специалистами. Особенно опасно работать с такими людьми в рамках услуг, в которых я совершенно не разбираюсь.

Ещё один момент, о котором я узнал только будучи заказчиком. Попадались исполнители, называвшие стоимость работ, которая была мне по карману, а затем выяснялось, что обязательно нужно будет потратить ещё денег, если я хочу довести дело до конца. Хорошей аналогией будет пример с классной электронной недорогой детской игрушкой, в комплект которой не входят батарейки. Вроде я её купил и доволен, а затем прихожу домой и понимаю, что мне придётся ехать за батарейками, а потом менять их каждые три дня. Если меня об этом не предупредили заранее, я чувствую себя обманутым.

В этой ситуации фрилансеру нужно принять решение: открыто заявить заказчику обо всех скрытых и грядущих платежах, понимая, что это может его отпугнуть, или же умолчать о некоторых нюансах, понимая, что клиент сейчас заплатит, но в итоге останется недовольным и вряд ли когда-нибудь обратится повторно.

В итоге я как исполнитель на фрилансе придерживаюсь следующих правил касательно предоплаты:

  • Запрашивать стопроцентную предоплату;

  • Не приступать к работе до тех пор, пока деньги не окажутся на моём счёте;

  • До озвучивания цены давать клиенту полную информацию о грядущих расходах на работу: не умалчивать о неочевидных этапах и оплатах и по возможности называть их примерную стоимость до начала сотрудничества;

  • Не тратить предоплату до тех пор, пока сделка не будет закрыта.

Невозможно переоценить важность последнего пункта. Неистраченный аванс — это залог свободы. Я много раз оказывался в ситуациях, когда получал предоплату, тратил её, а потом оказывалось, что с этим клиентом тяжело работать и что очень хочется «соскочить» с проекта. И одно дело работать в таких условиях, понимая, что у меня есть физическая возможность вернуть ему деньги и распрощаться, а другое — что деваться некуда. В первом случае гораздо проще отстаивать свои права, иметь сильную переговорную позицию, доводить работу до конца в более комфортных условиях. А во втором больше думаешь не о себе и не о качестве проекта, а о том, как бы не расстроить клиента, чтобы он не «отвалился».

Возможность в любой момент вернуть предоплату — это вовсе не повод её возвращать. Это просто залог спокойствия. Когда я иду по магазину с какой-нибудь дорогой техникой, я чувствую себя гораздо лучше, когда знаю, что могу в любой момент купить её. И это вовсе не значит, что я сделаю такой необдуманный поступок. А вот когда я вижу ценник, который мне не оплатить без кредита, то чувствую себя некомфортно, спешу покинуть магазин и начинаю думать над тем, что мне нужно менять в жизни, чтобы выйти из этой ситуации.

Поначалу, когда денег не было, сохранять предоплату нетронутой было очень сложно, и я часто оказывался «в заложниках» у проекта. Но когда я, наконец, вылез из этой ситуации и обзавёлся финансовой подушкой безопасности, вопрос решился сам собой. И я очень рад за тех, кто познал эту простую истину в юном возрасте, и искренне желаю побороть эту жизненную ситуацию тем, кто всё ещё живёт от зарплаты до зарплаты.


«Книга нормального фрилансера» ещё в работе. Я потихоньку пишу её с 2019 года. Планирую в этом году закончить. Следить за прогрессом, а также читать другие мои фрилансерские истории можно в Телеграме и Вконтакте.

Прикладываю картинку с оглавлением. Жирным выделены дописанные и отредактированные главы. Плюсиками — главы, к которым я написал «вредные советы».

Комментарии (7)


  1. mbait
    07.11.2022 13:43

    а вот исполнителей, предоставляющих такой же уровень сервиса, как я сам, так и не встретил

    Так думает каждый фрилансер, который хоть раз нанимал других =) Я сам так думал, и тоже было сложно найти адекватных исполнителей. Но я, всё же, не верю в свою уникальность, и думаю, что срабатывает какой-то ментальный блок, который заставляет отсеивать схожих по уровню исполнителей. Что характерно - с фрилансерами из нетехнических областей такой проблемы не было, и я без труда находил хороших художников или переводчиков.

    А что касается статьи. По всей видимости, у вас специализация в какой-то узкой нише, потому что иначе я не вижу причины заказчику соглашаться на полную предоплату. Мало того, что для него это замороженные деньги и, как следствие, упущенная выгода в виде процентов, так ещё и в случае пропажи фрилансера вернуть их будет не легко, если только они не лежат на эскроу. Но судя по вашей статье, эскроу вы не пользуетесь. И я не знаю не только других фрилансеров, но и профессиональных компаний, которые бы брали всю сумму целиком, не показав ни битика готовой работы. Мне самому, например, удобно делать расчёт понедельно, будь то сдельщина или почасовая оплата. И если заказчик изсчезнет, и неделя выпадет, то я не сильно расстроюсь, потому что как это очень редкое явление.


    1. Ekamelev Автор
      07.11.2022 14:02
      +1

      Спасибо за развёрнутый комментарий! Согласен с вами насчёт сервиса. Конечно же всегда нужно делать поправку на субъективный взгляд на происходящее.

      Специализация у меня — проектирование интерфейсов и аналитика. Разумеется, у каждой профессии свой контекст. В книге я стараюсь тщательно описывать условия моих сделок и их особенности, чтобы читатель мог «намотать на ус» и сделать собственные выводы, не пытаясь вслепую применить мой опыт у себя.

      Кстати, про утерянную выгоду в виде процентов тоже размышлял. И пришёл к выводу, что, если речь не идёт о нескольких миллионах рублей, то эта потеря ничтожна и не берётся в расчёт. А сделок дороже 1 млн за раз у меня не было. Сам я платил не дороже 300к за раз и тоже не беспокоился по поводу процентов.

      Мне было бы очень интересно послушать истории фрилансеров из разных отраслей. Вы какую услугу предоставляете?


  1. edogs
    07.11.2022 14:35

    Не приступать к работе до тех пор, пока аванс не окажется на моём счёте. С чем это связано? из-за мысли «А вдруг я сейчас напрасно работаю?».

    Тут есть немного от рыбы второй свежести. Насчет второй части оплаты всё равно будет мысль "а вдруг я напрасно работаю". Надо стремиться к гарантиям оплаты. Если их нет, то и аванс никаких гарантий не даст, т.к. заказчик просто стребует его назад. А если гарантии есть, то в свою очередь оплату можно стребовать с заказчика даже не получив аванс.
    А гарантии обеспечиваются только веттингом и договором.

    не всегда низкая стоимость повышает желание потенциального клиента работать с тобой.

    Естественно. Но заказчик никогда не выберет исполнителя с более высокой ценой при прочих равных. Поэтому если заказ нужен - нет никакого смысла ставить цену выше чем аналогичные предложения, будет потеря времени. Вопрос лишь в том, насколько адекватно вы можете оценить конкурентные предложения.

    Когда исполнители предлагали приступить к работе без предоплаты, я понимал, что таким образом они облегчают себе возможность в любой момент отказаться от сотрудничества.

    Если гарантии оплаты только в предоплате, то это ничем не легче. Вернул предоплату и всё. А если гарантии оплаты не в предоплате, то предоплата вообще нерелевантна.
    К тому же вы сами пишите дальше что предоплата не проблема, т.к. "физическая возможность вернуть ему деньги и распрощаться .... гораздо проще отстаивать свои права, иметь сильную переговорную позицию "©

    Хорошей аналогией будет пример с классной электронной недорогой детской игрушкой, в комплект которой не входят батарейки. Вроде я её купил и доволен, а затем прихожу домой и понимаю, что мне придётся ехать за батарейками, а потом менять их каждые три дня.

    Всё не предусмотришь. Помнится у нас был заказчик, для которого было сюрпризом что сайт это не просто заплатил за создание и всё, а еще надо хостинг платить потом каждый месяц, и отсутствие сайта в поисковиках совсем не дилетантством создателя движка объясняется, и по умолчанию на посещаемость 2млн хитов в час не гарантируется.

    Не тратить предоплату до тех пор, пока сделка не будет закрыта

    Совет можно обобщить до "всегда иметь фин. подушку безопасности".


    1. AlexGluck
      07.11.2022 17:00

      Сталкиваясь с разными клиентами, выработал правило гарантий: либо договор, либо предоплата. При том предоплата рассчитывается исходя из возможностей заказчика, но не меньше 50% или например недели работы если проект большой.
      Я никак не могу понять, у меня часто заказчики приходят и при словах о предоплате или договоре уходят. Почему другие фрилансеры о таком не пишут? Как люди работают с этими скамерами?


    1. sshemol
      09.11.2022 21:37

      Вернул предоплату и всё.

      Смысл предоплаты же в том, что если заказчик соскочил на середине проекта, а часть работ уже выполнена, то предоплата остается у исполнителя в счет оплаты выполненной части?


      1. AlexGluck
        10.11.2022 03:17

        Да, если закрыли актом выполненные работы. А если исполнитель не справился с поставленными задачами, заказчику надо выбивать из плохих исполнителей предоплату.


  1. MaxAkaAltmer
    07.11.2022 14:37
    +1

    А у меня одно простое правило - не берись за проекты, которые не входят в твою область интересов, и тогда ни при каком раскладе в пролете ты не будешь.