Активная технологическая компания может подать заявку — и попасть! — в десяток акселерационных программ за год. Но «проходить несколько акселераторов параллельно» значит «не работать по-настоящему ни в одном из них». На что смотреть, чтобы выбрать одну программу и уделить ей всё внимание?
Что такое «акселератор»
Сегодня акселераторы есть на любой вкус, цвет и содержание. Например:
Классический состав программы ускоренного развития бизнеса — это образовательный модуль, трекинг и встречи с экспертами по запросу. Так устроен акселератор Спринт.
От базового формата можно отклониться: например, вместо очного образовательного модуля могут быть лекции в записи, а вместо индивидуального трекинга — мастермайнды. Пример: Московский Акселератор 2022.
Программы поиска инновационных решений для корпораций могут быть ещё короче: встреча с заказчиком для обсуждения потребности, подготовка предложения на пилот и короткий питч своего решения. Такой была программа AutoTech Challenge 2022.
О том, как получить максимум от акселерации, мы писали в одноимённой статье. На этот раз предлагаем посмотреть на типичные заблуждения проектов при выборе программы и на то, как их избежать.
«А денег дадут?»
Инвестиции — это очень частый запрос предпринимателей. Но инвестиции могут быть только в венчурных акселераторах, и об этом обязательно будет написано в условиях программы. Причём на самом видном месте, потому что это привлекательное условие.
Если акселератор нигде не говорит про инвестиции — не идите туда за деньгами
С другой стороны, сейчас набирают популярность оплачиваемые пилоты: корпоративные акселераторы выделяют деньги на тестирование перспективных решений. Развить проект на эту сумму не получится, зато ваш пилот не будет бесплатным. Пробуйте.
«Мы просто хотим попиариться»
Любая акселерационная программа подразумевает работу команды. Даже в коротких корпоративных программах вам нужно провести от трёх до пяти встреч, к которым надо подготовиться, а классическая программа длится 12-15 недель плотной работы.
Если вы не планируете работать над продуктом — не тратьте своё время и не занимайте место тех, кому это нужно
Для целей пиара отлично подходят внешние публикации, продвижение собственных кейсов и работа с информационными площадками. Мы подробно писали об этом в нашем блоге. Для этого вам не нужен акселератор; дополнительная нагрузка скорее помешает.
«У нас почти всё готово к продажам»
Готовность к продажам или внедрению — это когда вам сегодня приходит запрос, завтра вы на него отвечаете, а через неделю переговоров высылаете закрывающие документы в ответ на поступление оплаты по договору. Проще говоря, кроме продукта к продажам должны быть готовы юридические и бухгалтерские процессы.
Если в акселераторе ждут готовый продукт — не подавайтесь туда с ранней альфа-версией
У вас могут быть красивые макеты или рабочий личный кабинет, но если два месяца из трёх вы будете докручивать продукт до готовности к продаже, польза от программы будет минимальна. Лучше найдите программу для команд на уровне идеи или раннего прототипа.
«Да чему они меня могут научить…»
Чем опытнее команда, тем труднее ей принять взгляд со стороны. Эксперты акселератора воспринимаются как «чужаки, которые не разбираются в моём деле».
Это правда: свой бизнес команда знает лучше всех. Но есть и вторая правда: трекеры видели десятки проектов в вашей отрасли, разбирали их ошибки и приводили их к успехам. Этот опыт может быть ценным для вас.
Если вы не готовы слушать стороннее мнение о своём проекте — не ходите в акселератор
В акселераторе очень легко доказать свою правоту: сформулируйте гипотезы, проверьте их и посмотрите на результаты. Чья гипотеза результативная — тот и прав. Но если вы будете отмахиваться от «чужих» предложений, вы никогда этого не узнаете. Почитайте, что об этом говорили выпускники наших первых отборов.
«Подадимся везде, а там разберёмся»
Мотивация для серийной акселерации понятна: команда не хочет упускать возможности для развития. Это такой инновационный FOMO (fear of missing out, синдром упущенной выгоды).
Чаще всего постоянная акселерация связана с желанием пообщаться с партнёрами различных операторов: корпорациями, инвесторами, госструктурами, а также с экспертами. Мало кто в реальности повторно слушает про методики развития бизнеса.
Если ваша цель — общение с потенциальными партнёрами, просто скажите об этом
Свяжитесь с командой акселератора и спросите, можно ли посетить питч-сессию или нетворкинг-мероприятие, не будучи участником. Кто-то ответит «нет, у нас только для резидентов», и это нормально. Кто-то другой скажет «да, но без выступления на сцене», и вы получите возможность поговорить с партнёрами, не подаваясь на целую программу.
Резюмируя
Акселераторы — уже давно не клуб для избранных, а широкодоступный инструмент для развития предпринимательских навыков и роста бизнеса;
Не нужно подаваться во все программы просто потому, что вы можете — это тот самый случай, когда нужно выбрать одну программу, но вложить в неё время и силы команды;
Глубинная ценность акселератора — в практической реализации совета: «если вы хотите получить то, чего у вас никогда не было, начните делать то, чего вы никогда не делали». Это относится и к применению CustDev, и к рекомендациям экспертов, и к еженедельной постановке целей.
***
Было бы странно в конце статьи про акселераторы ещё раз не рассказать про Спринт :) Если вы развиваете ИТ-продукт на российском рынке, у вас есть юрлицо, вы готовы к старту продаж и не против плотно поработать с экспертами и трекерами ФРИИ, подавайте заявку в наши конкурсные отборы. Все подробности — на нашем сайте.