Начинающие основатели с головой погружены в разработку и не занимаются продвижением продукта. Из-за этого к моменту старта продаж у них нет первых покупателей — «ранних последователей». Чтобы этого избежать, нужно заранее обеспечить информационное сопровождение проекта.

Вместе с Оксаной Демченко, руководителем департамента по коммуникациям с технологическими компаниями акселератора Спринт (ФРИИ), рассказываем об алгоритме продвижения ИТ-продукта для тех, кто никогда этим не занимался.

Шаг 1. Сделайте сайт и презентацию

«Гигиенический минимум» информационного сопровождения ИТ-проекта — это сайт и презентация. С кем бы вы ни общались о своём проекте, у вас спросят либо ссылку на сайт, либо файл с презентацией.

Задача сайта — показать, что проект существует, и что вас можно найти в интернете. Сайт не обязан быть красивым и подробным: одной страницы из шаблонных блоков конструктора будет достаточно. Если ваши друзья скажут, что результат «как-то не очень», попросите знакомого дизайнера помочь в оформлении — отталкивать сайт точно не должен.

Задача презентации — рассказывать о проекте и легко передаваться. Шаблоны презентаций акселераторов и инвестиционных фондов состоят их 10-13 слайдов, но на начальном этапе вы можете обойтись 4-5 слайдами: кто вы, проблема, решение, выгода от продукта и контакты. Обратите внимание на размер файла: пусть он будет не больше 5 Мб.

Советы:

Если не хотите слишком много рассказывать о проекте — и не надо. Сайт вполне может состоять из одного блока с названием проекта, слоганом и полем для связи. Потом расширите.

Первый сайт и презентация — это долгосрочные вложения: с одностраничным сайтом можно спокойно прожить больше года, а первая презентация ляжет в основу десятков версий для разной аудитории.


Шаг 2. Пишите о себе на внешних площадках

Когда у вас есть сайт, вы можете привлекать на него трафик. До запуска платной рекламы источником трафика могут стать публикации на блог-платформах (VC, Spark, Дзен) и в профессиональных сообществах (Habr, Cossa и др.).

Задача таких публикаций — не только рассказать о проекте и получить обратную связь в комментариях, но и заполнить поисковую выдачу информацией о себе. Крупные информационные площадки заведомо «весомее» в поиске, чем недавно созданный сайт, поэтому фактически вы используете их для поискового продвижения.

Проект Крафтборд написал на VC о своих реформах после акселерации и теперь попадает с этой статьёй в поисковую выдачу (https://vc.ru/marketing/513177-provalili-produkt-no-uluchshili-zakaznuyu-razrabotku)
Проект Крафтборд написал на VC о своих реформах после акселерации и теперь попадает с этой статьёй в поисковую выдачу (https://vc.ru/marketing/513177-provalili-produkt-no-uluchshili-zakaznuyu-razrabotku)

Помните, что поисковые алгоритмы оценивают качество контента: не пытайтесь собрать статью из высокочастотных вхождений Wordstat, а пишите информативные материалы о своём проекте на темы, в которых разбираетесь. 

Совет:

Не заменяйте внешние публикации ведением Telegram-канала. Это полезно для долгосрочного развития, но отнимает много ресурсов и не так сильно влияет на поисковую выдачу. Начните дублировать там ссылки на ваши материалы, а потом подумаете о полноценном ведении.


Шаг 3. Договоритесь о внешних публикациях

Речь не про платные спецпроекты, а про самостоятельное продвижение без бюджета. Для этого надо выявлять информационные потребности других людей и удовлетворять их с помощью вашего контента.

Все институты развития заинтересованы в успехах своих участников. Если вы выступили на питч-сессии, провели успешный пилот или сделали первую продажу — предложите об этом рассказать. Такие материалы публикуем мы в акселераторе Спринт и наши коллеги из программы StartXMoscow и в Фонде «Сколково».

На сайте Спринта в разделе Публикации есть тег Кейсы, где мы собираем успехи команд
На сайте Спринта в разделе Публикации есть тег Кейсы, где мы собираем успехи команд

Государственные ресурсы и СМИ заинтересованы в успехах компаний из своих регионов. Например, официальный сайт мэра Москвы опубликовал инфоповод о проекте i5.Solutions, а Министерство инноваций Республики Саха (Якутия) разместило пресс-релиз о сотрудничестве Skillometer с HeadHunter — оба материала о выпускниках Спринта широко цитировались в местных СМИ.

Совет:

Даже если вам кажется, что достижение незначительное, всё равно пришлите инфоповод: в худшем случае вам не ответят, а в лучшем — получите публикацию.


Шаг 4. Соберите всё в одном месте

Собирайте ссылки на внешние публикации на своём сайте и в презентации. Это нужно не только для демонстрации медийных успехов (хотя для этого тоже), но и чтобы упростить другим людям сбор информации о вашем проекте.

Логика простая: о проекте много где написано → проект активен и идёт на контакт → с проектом можно связаться, когда возникнет потребность. В глазах внешних наблюдателей вы становитесь «адекватными ребятами», с которыми можно вести дела сейчас или в будущем.

Поместите все статьи в «карусель» на сайте, и уже будет хорошо. А если вы хотите пойти дальше, соберите на сайте полноценный медиа-кит.

Советы:

PR-активность — это не самоцель. Если у вас и так достаточно предзаказов, можете отложить медийное продвижение. Но не слишком далеко: рано или поздно PR станет актуальным;

Гонитесь не за перфекционизмом, а за адекватностью. Ваши материалы не обязаны быть лучшими в отрасли, но они должны решать задачу. Небрежные, неаккуратные, некачественные материалы вашу задачу не решат.

Начните с этих четырёх шагов и посмотрите, куда они вас приведут. А привлечь профессиональных PR-щиков к продвижению вы всегда успеете.

Что ещё почитать на эту тему:

  1. Резюме вебинара акселератора Спринт про PR-минимум для стартапа;

  2. Статью про PR стартапа на примере компании Briskly;

  3. Как продвинуть стартап силами PR в блоге Admitad;

  4. Кейсы команд на сайте Спринта.

Комментарии (0)