Традиционные розничные магазины уже давно противостоят интернет-шопингу. В условиях пандемии, кризиса, снижения покупательской способности многие потребители освоили и предпочли другие способы совершения покупок. 

Распознавание лиц в ритейле ― один из самых обсуждаемых технологических трендов на 2023 год. Рассмотрим, что эта технология может дать арендодателям и продавцам и почему она вызывает так много разногласий.

Причина номер 1 — Новый инструментарий 

Ценность каждого клиента сегодня высока, как никогда, поэтому значимость различных аналитических систем закономерно повышается. У онлайн-ритейлеров перед обычными торговыми центрами есть серьезное конкурентное преимущество: они оперируют огромными массивами данных о покупателях — от полного социально демографического портрета до истории покупок, среднего чека и возвратов. Однако эффективную систему сбора данных о клиентах можно реализовать и в «реальном» мире с помощью систем видеоаналитики. 

Распознавание лиц в розничной торговле — эффективное средство оптимизации бизнеса, но очень важно не придумывать ритейл-задачи самим, а следовать реальным запросам ритейлеров. 

  • Полная информация о клиентах

Установка системы распознавания лиц в супермаркете позволяет идентифицировать посетителей, анализировать аудиторию, формировать карту тепловых зон (интенсивности посещения той или иной зоны помещения), а также собирать информацию о перемещениях покупателей. Детальный анализ поведения потребителя поможет оптимизировать мерчендайзинг, оценивать эффективность использования рекламных площадей, повысить конверсию продаж.

  • Распределение арендаторов

Любой крупный торговый центр зарабатывает, сдавая в аренду свои торговые площади. Чаще всего они делятся на «востребованные» и «не очень». Первые всегда ближе к центральному входу и в наиболее проходных местах, а до вторых идти далеко и неудобно. Но заполнить торговый центр арендаторами нужно полностью и за хорошую цену, поэтому в «плохих» локациях располагают торговые точки, куда покупатели пойдут целенаправленно – продуктовые супермаркеты, магазины детских товаров, электроники, товаров для дома. А вот дальше в дело вступает видеоаналитика распознавания лиц. 

​​Собрав большую статистику маршрутов перемещения мужчин и женщин, а также выяснив их предпочтения, частоту и длительность визитов, владелец ТЦ получает целостную картину. И теперь он может не только посоветовать разместить в, казалось бы, непопулярном месте магазин для рыболовов, но и запросить за эту локацию повышенную арендную плату. Ведь согласно данным видеоаналитики, мужчины, направляющиеся в «1000 мелочей», значительно чаще заходят и в окружающие его магазины.

  • Геотаргетинг 

Внедрение биометрической видеоаналитики в крупных магазинах способно значительно повысить эффективность маркетинговых и рекламных кампаний. 

Комплексы распознавания лиц идентифицируют личность в режиме реального времени и способны запускать рекламу на мониторах в зависимости от распознанного пола и возраста посетителя, проходящего мимо. Таким образом, совместно с партнерами (ювелирным салоном, рестораном или модным бутиком) можно создавать уникальные персонализированные рекламные кампании. 

  • VIP сервис

Системы биометрической видеоаналитики идентифицируют личность и отправляют уведомления ответственным лицам. Они позволяют распознать VIP-клиентов, знаменитостей или первых лиц прямо с порога и предоставить им непревзойденный уровень сервиса. 

Оказание качественных услуг VIP-гостю – гарантия его лояльности. Cистема FaceNeuroVision позволяет незаметно проинформировать персонал о появлении клиента, отследить его последний визит, покупки и привлечь внимание с помощью персонализированных предложений. 

  • Оценка эффективности рекламных и мерчендайзинговых активностей

Во многих точках продаж важно отслеживать эмоциональный отклик посетителя на особенности оформления витрин и интерьера, информационные стенды, промо-акции, шоу-программы и т.д. И в данном случае распознавание эмоционального состояния человека по выражению его лица —настоящий прорыв систем видеоаналитики. 

Еще более детальный анализ можно получить наложив проекцию эмоционального состояния посетителя на маршрут его перемещений. 

  • Подсчет уникальных посетителей

Установка системы распознавания лиц в торговом центре позволяет собирать беспрецедентную статистику посетителей. 

Комплекс FaceNeuroVision способен решить эту задачу следующим образом: для каждого нового посетителя торгового центра в авторежиме создается гостевая запись (новый посетитель = гость). Когда он снова придет в этот магазин, система уже сможет распознать его и не будет учитывать снова, таким образом, исключая из подсчета одних и тех же людей в отчетном периоде. Данный подход грамотен еще и потому, что он не нагружает сервер и не требует времени на обработку видеоархива (т.е. данные можно получать мгновенно), а также гарантирует минимальную погрешность идентификации личности. 

Причина номер 2 — Снижение потерь от краж

Основная боль ритейлеров — шоплифтеры. Сотрудникам службы охраны иногда удается пресечь правонарушения, однако на каждое изменение регламента безопасности профессиональные воры придумывают новые хитрые ходы. 

Система распознавания лиц может зафиксировать присутствие нежелательных покупателей (например, пойманных ранее на воровстве) и отправить уведомления ответственным лицам. Такая опция может быть актуальной как для единичных магазинов, так и для целых торговых сетей — распределенный характер системы позволит предотвращать мошенничество сразу во всех торговых точках сети. 

  • Компактные коробочные решения для биометрического распознавания лиц позволяют использовать видеоаналитику даже на объектах, где установка серверов или персональных компьютеров затруднительна или не представляется возможной (мини-магазины, рестораны, фудтраки, кафе). FNV Appliance — самый простой и экономически выгодный способ внедрить нейросетевую аналитику распознавания лиц на объектах малого бизнеса и ритейла. Несмотря на ультрасжатый размер, он позволяет минимизировать риски недобросовестных действий, идентифицировать нарушителей и сокращать потери от воровства и мошенничества. 

Причина номер 3 — Разграничение доступа и учет рабочего времени сотрудников

Одним из самых востребованных применений системы распознавания лиц в 2023 году, пожалуй, может стать учет рабочего времени сотрудников. Торговые сети насчитывают сотни штатных единиц, стажеров, соискателей. Им необходимо автоматизировать кадровое делопроизводство, табельный учет и управлять услугами подрядных организаций. 

Видеоаналитика распознавания лиц может оптимизировать и упростить эти процессы, а также контролировать присутствие на рабочих местах, опоздания, верифицировать сотрудников на кассах и разграничивать доступ в закрытые помещения и зоны.

Причина номер 4 — Оптимизация обслуживания покупателей и сокращение очередей 

Комплексы распознавания лиц позволяют значительно ускорить обслуживание клиентов на кассах и оптимизировать торговые пространства. С помощью видеоаналитики можно реализовать:

  • осуществление оплаты на кассах самообслуживания 

  • контроль продажи алкоголя, сигарет несовершеннолетним 

  • контроль ношения масок и др.

Резюме

Повышенный спрос на системы распознавания лиц наблюдается в ритейле уже несколько лет: от этапа осторожного “прощупывания” и оценки технологии продавцы и ритейлеры плавно переходят к массовому ее внедрению. 

Уже сегодня очевидно, что использование комплексов распознавания лиц выведет торговые объекты на совершенно иной уровень. И победит в борьбе за покупателя тот, у кого будет более выигрышная конкурентная позиция, включающая персонализированный маркетинг, качественный сервис и безукоризненный уровень безопасности. 

Комментарии (10)


  1. SuperTEHb
    23.11.2022 13:44
    +19

    А можно такой магазин, где просто обменивают товар на деньги и не звонят потом с вопросами «а чего это вы вчера так быстро ушли? Что-то не понравилось? Как мы можем улучшить качество обслуживания?»?


  1. Joker-xxl
    23.11.2022 13:47
    +10

    Единственная причина, которую я вижу, это вовлечённость автора в разработку технологии, всё остальное имеет минимальное значение.


  1. vis_inet
    23.11.2022 13:47
    +6

    А ещё интересно насколько законно иметь магазинам распознование лиц всех посетителей?


    1. Xeldos
      23.11.2022 14:29

      насколько законно 

      Знаете, где в магазине жалобная книга? Так вот, под ней расположены два листочка с ToS и EULA. Пользуясь услугами магазина, вы подтверждаете своё согласие с этими текстами, о чём вам дополнительно напоминают отдельной строчкой в чеке.

      Свои претенщии и требования удалить ПД вы можете направить заказным письмлм установленного образца в центральный офис, срок рассмотрения до 90 рабочих дней.


      1. osmanpasha
        24.11.2022 09:06

        1 Но есть же всякие законы о правах потребителей, о персональных данных, о рекламе там. Если правила конкретного магазина им противоречат, то они не имеют силы, даже если вы с ними согласились

        2 А если человек зашёл, но ничего не купил? Вряд магазин имеет право считать, что если человек переступил порог магазина, то он автоматически принимает ToS.


      1. Ded_Banzai
        24.11.2022 09:50
        +1

        Сарказм, да. А если серьезно, то никакое действие, выраженное неявно, не может быть трактовано, как согласие. Согласие должно быть явным, добровольным, не допускающим двусмысленносность и осознанным. Никаких там прыжков на месте, переходов через кассу или призывов демонов. Все это не может быть выражением согласия.


  1. azZy28
    23.11.2022 14:34
    +6

    Когда то я участвовал в таком же точно стартапе и писал очень похожие статьи. На самом деле, в реальности, все чуть по другому:

    1. в реальном ТЦ / магазине очень сложно с камерами - потолки высокие, ремонт сделан, камеры можно использовать или существующие или крепить так что бы не особо видно было, а при этом очень странные углы получаются и снижается качество распознавания и как результат - данные анализа.

    2. данные результаты ничего не говорят (не дают) клиентам - например, у нас были камеры в ювелрном и мы пытались отслеживать в том числе эмоции - везде напряженные недовольные лица людей ). А статистика проходов и клиентов считается и так без распознавания. а чеки - это лучший показатель.

    3. в Европе не внедрить из-за GDPR - все очень переживают о личных данных.

    4. Определение шоплифтеров в крупных сетевых магазинах - там достаточно большой уровень воровства и это вешают на безопасность / продавцов - они готовы выдавать бюджет на это. Но опять же многие хотят от вас базу по таким персонажам (и есть связанные с МВД фирмы).

    5. оплата лицом - если я задам простой вопрос - как система различает близнецов и тем самым гарантирует 100% идентификацию - у вас не будет ответа. так как любое распознавание это вероятность. а не очень хочется доверять деньги вероятности. Да и проблемы с оплатой картой / телефоном по большому счету нет.

    В итоге все сводится к безопасности и нахождению определенных людей. А на этой территории уже несколько гос компаний играет.


    1. Darkhon
      23.11.2022 15:23

      А иногда просто вешают муляжи камер. И это тоже неплохо отпугивает потенциальных "шоплифтеров".


    1. LuigiVampa
      24.11.2022 03:36
      +1

      Поддерживаю. Также доводилось участвовать в проектах, в которых одной из основных технических фишек было распознавание лиц.

      Могу подтвердить что распознавать лица с камеры которая находится сильно выше лица - крайне сомнительная затея, потому что большинство точек на лице участвующих в процессе распознавания находятся вокруг глаз и носа, и получать их удобно либо с той же высоты, либо с высоты ниже, а когда камера установлена выше лица эти точки бывает крайне сложно увидеть и результаты распознавания получаются очень неточные.

      Что касается близнецов - несколько лет назад лично наблюдал как одна компания, продающая движок распознавания лиц, в рекламных материалах рисовала красивые картинки про невероятную точность распознавания и возможность различать близнецов. Так получилось, что я как раз в это время писал слой интеграции с этим движком. Я своими руками собрал приложение с этим движком и сделал для него две фотографии знакомых близнецов, движок сказал что с вероятностью 99,5% на этих фотографиях один и тот же человек.

      Также, для качественного распознавания лиц нужны очень качественные и дорогие камеры, а бизнес, логично, частенько хочет сэкономить и закупить недорогое оборудование. Стоит ли и говорить потом о том что результаты распознавания получаются плачевные, и движок может запросто не различать в видеопотоке одного и того же человека, принимая его за двух разных, или наоборот ошибочно принимать одного человека за другого, особенно когда в его базе сохранено очень много описаний лиц. Я точно не готов доверять ничего касающееся оплаты подобным системам


  1. bpGusar
    25.11.2022 12:35

    мало анальных систем наблюдения, мало, надо больше