Введение

Калининградская область – регион с растущим числом населения и развивающейся инфраструктурой. Как следствие, возрастает количество транспортных средств и интенсивность движения, что влечет за собой возникновение заторов на автомобильных дорогах. Для решения данной проблемы необходимо строительство многополосных высокоскоростных автомобильных дорог. Для обеспечения безопасности и расчетной скорости дорожного движения в местах пересечения автомобильных дорог с высокой интенсивностью движения необходимо разведение транспортных потоков в разные уровни.

Строительство автомобильных тоннелей в Калининградской области нецелесообразно из-за низкой несущей способности здешних грунтов, а также исторических и архитектурных особенностей развития городов. Таким образом, для решения данной задачи необходимо строительство транспортных развязок с устройством путепроводов.

Актуальность данной работы заключается в том, что качественные автомобильные дороги с грамотно сконструированными транспортными развязками обеспечивают безопасность движения, сохранность автомобиля, малый расход топлива, быструю перевозку грузов и пассажиров, что вызывает интерес к изучению данной темы.

1. Общие сведения о транспортных развязках

Транспортная развязка - инженерное сооружение, устраиваемое на пересечениях и примыканиях дорог, включающее один или несколько путепроводов и систему соединительных ответвлений, предназначенное для минимизации пересечений транспортных потоков и, как следствие, для повышения безопасности движения и увеличения пропускной способности дорог.

Транспортные развязки в разных уровнях следует устраивать на пересечениях между собой автомобильных дорог:

  • категорий IA, IБ - с автомобильными дорогами всех категорий;

  • категории IB - с дорогами, расчетная интенсивность движения на которых превышает 1000 ед./сутки;

  • категорий II и III - между собой при суммарной расчетной интенсивности движения более 12000 ед./сутки

По способу организации левого поворота транспортные развязки бывают:

  1. Непрямые

  2. По кольцу

  3. Полупрямые

  4. Прямые

2. Развязки по типу "Клеверный лист"

Наиболее распространенной конфигурацией транспортных развязок в Калининградской области является развязка по типу «Клеверный лист».

Виды развязки:

  • полный "Клеверный лист", обеспечивающий полную развязку движения по всем направлениям. Примером данного вида сооружения в Калининградской области может служить развязка на пересечении Советского проспекта и Северного обхода Калининграда, представленная на рисунке ниже.

Полный "Клеверный лист"
Полный "Клеверный лист"
  • обжатый "Клеверный лист", устраиваемый в стесненных условиях городской застройки. Примером может служить развязка на пересечении улицы 9 Апреля и Московского проспекта, представленная на рисунке ниже.

Обжатый "Клеверный лист"
Обжатый "Клеверный лист"

Достоинства развязок по типу «клеверный лист»:

  1. Обеспечение движения по всем направлениям без пересечения потоков;

  2. Возможность разворота в пределах развязки;

  3. Наличие одного путепровода и невысокая стоимость строительства.

Среди недостатков данного типа развязок выделяются:

  1. Большая площадь, занимаемая развязкой;

  2. Съезды выполнены в виде закруглений малого радиуса, движение по которым возможно только на малых скоростях;

  3. Значительные перепробеги при осуществлении поворота налево. Перепробег - отношение пройденного автомобилем расстояния от точки А до точки Б к расстоянию между данными точками по прямой;

  4. Сложности при обеспечении безопасности пешеходов;

  5. Наличие конфликтных участков в местах въездов на развязку и съездов с неё (въезд расположен перед выездом – конфликт съезжающих и заезжающих на шоссе потоков автомобилей).

Таким образом, анализируя вышеперечисленные достоинства и недостатки, можно сделать вывод, что строительство развязок по типу «Клеверный лист» в городской черте нецелесообразно в связи с большой площадью, занимаемой развязкой, а строительство данного типа развязок за городом нецелесообразно из-за наличия закруглений малого радиуса, движение по которым возможно только на невысоких скоростях, а также наличия конфликтных точек, обусловленных конструкцией развязки.

3. Клеверообразные накопительные развязки

Накопительная развязка – транспортная развязка, в границах которой часть полос выделяется из одной дороги и вливается в состав другой дороги в том же количестве.

Клеверообразная накопительная развязка на пересечении Московского проспекта и Северного обхода Калининграда с одним левоповоротным съездом большого радиуса закругления
Клеверообразная накопительная развязка на пересечении Московского проспекта и Северного обхода Калининграда с одним левоповоротным съездом большого радиуса закругления
Клеверообразная накопительная развязка на пересечении Приморского кольца и Северного обхода Калининграда с одним левоповоротным съездом большого радиуса закругления
Клеверообразная накопительная развязка на пересечении Приморского кольца и Северного обхода Калининграда с одним левоповоротным съездом большого радиуса закругления

Клеверообразная накопительная развязка является эволюцией классической развязки «Клеверный лист», когда вместо пары коротких петлевых съездов, которые блокируются из-за проблемы съезжающих и заезжающих на развязку автомобилей при интенсивном движении, строятся отдельные съезды с закруглениями больших радиусов. При такой конструкции, двигаясь по любому из пересекающихся шоссе, сначала следует съезд транспорта с основного шоссе, и лишь затем следует заезд с пересекающегося шоссе.

Достоинства конструкции развязки:

  1. Меньшая стоимость строительства по сравнению с накопительной развязкой, так как движение организуется в двух уровнях вместо четырех в классической накопительной;

  2. Выезд расположен перед въездом, что решает проблему конфликта съезжающих и въезжающих на шоссе потоков, присутствующий на классической развязке по типу «клеверный лист»;

  3. Высокая пропускная способность развязки;

  4. Возможность перестройки из классической развязки по типу «Клеверный лист»;

  5. Больший радиус поворота петлевых съездов, что позволяет увеличить скорость проезда по ним автомобилей.

Недостатки конструкции развязки:

  1. Большая площадь, занимаемая развязкой;

  2. Ограниченная возможность разворота в пределах развязки;

  3. Более высокая стоимость строительства по сравнению с классической развязкой по типу «Клеверный лист» в связи с необходимостью строительства большего количества путепроводов;

  4. Наличие двух или трёх коротких петлевых съездов малого радиуса закругления.

Таким образом, можно заключить, что в Калининградской области в условиях возрастающей интенсивности движения предпочтительно строительство накопительных клеверообразных развязок в связи с их большей пропускной способностью вследствие отсутствия характерных для классической развязки по типу «Клеверный лист» конфликтов съезжающих и въезжающих на шоссе потоков, а также в связи с наличием съездов с большим радиусом поворота, обеспечивающих более высокую скорость передвижения по ним.

4. Крестообразные развязки

Развязки данного типа применяются в стесненных условиях при пересечении равнозначных магистралей. Организация движения выполняется в четырех уровнях.

На данный момент развязки данного типа отсутствуют в Калининградской области, зато эффективно применяются в крупных городах. Например, в Москве.
На данный момент развязки данного типа отсутствуют в Калининградской области, зато эффективно применяются в крупных городах. Например, в Москве.
Крестообразные развязки нашли широкое применение за границей
Крестообразные развязки нашли широкое применение за границей

Преимущества конструкции развязки:

  1. Возможность строительства в условиях городской застройки вследствие небольшой площади занимаемых земель;

  2. Небольшие перепробеги при выполнении левого и правого поворотов;

  3. Обеспечение высоких скоростей движения автомобилей по развязке.

Недостатки конструкции развязки:

  1. Необходимость сооружения пяти путепроводов, что повышает стоимость строительства;

  2. Отсутствие возможности разворота в пределах развязки.

Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что развязки крестообразного типа могут эффективно применяться в Калининградской области, их строительство целесообразно в условиях городской застройки. Данный тип развязки обеспечивает безопасное и быстрое передвижение по ним автомобилей с небольшими перепробегами.

Возможные варианты устройства транспортных развязок в Калининградской области

Предлагаемый вариант устройства Клеверообразной накопительной развязки на пересечении ул. Аллея Смелых и Южного обхода Калининграда с целью разгрузки напряженных транспортных потоков представлен на картинке ниже.

Снимок с Яндекс карты выполнен в будний день в 17:30. По карте можно увидеть, что в районе перекрестка дорог наблюдается оранжевый уровень загруженности движения. Устройство данной развязки призвано решить проблему заторов и разгрузить транспортные потоки.

Участок строительства характеризуется отсутствием застройки и водных объектов, что позволяет построить данный тип развязки. Петлевой съезд с большим радиусом поворота запроектирован для проезда с ул. Аллея Смелых на Южных обход Калининграда.

Предлагаемый вариант устройства Крестообразной транспортной развязки на пересечении ул. Подполковника Емельянова и Южного обхода Калининграда с целью разгрузки напряженных транспортных потоков представлен на картинке ниже.

Участок строительства характеризуется наличием застройки, а также водных объектов, в связи с чем целесообразно строительство данного типа развязки.

Устройство данной транспортной развязки призвано обеспечить безопасность дорожного движения путем разведения транспортных потоков с интенсивным движением в разные уровни, а также повысить пропускную способность дорог в связи с минимизацией конфликтов потоков движения.

Вывод

В данной работе была рассмотрена классификация транспортных развязок, изучены основные типы конструкций развязок, используемых в Калининградской области, а также их особенности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что транспортная система играет одну из важнейших ролей в развитии экономики и социальной жизни. Качественно построенные дороги и транспортных развязок обеспечивают безопасность, комфортность и быстроту движения.

Выбор конструкции развязки зависит от категорий пересекающихся дорог и интенсивности движения по ним, от особенностей местности, плотности застройки, скоростного режима и бюджетных средств.

Каждая транспортная развязка имеет свои достоинства и недостатки, ограничивающие сферу их применения.

Делая вывод по проведенной работе, можно заключить, что в Калининградской области на незастроенной местности, а также за пределами населенных пунктов предпочтительно строительство Клеверообразных накопительных развязок в связи с обеспечением большего уровня безопасности при движении по ним в сравнении с классическими развязками по типу «клеверный лист» и их более высокой пропускной способностью.

В черте города Калининграда целесообразно строительство Крестообразных транспортных развязок в связи с возможностью вписания их в условия городской застройки, а также высокой пропускной способностью.

Спасибо за внимание.

Комментарии (3)


  1. koresh_builder
    17.01.2023 00:27
    +5

    Турбинно-кольцевые развязки не рассмотрены. Не хватает ссылок на действующие нормативные документы. Отсутствует технико-экономическое обоснование выбора типа развязки в каждом случае. Отсутствует экономическое обоснование строительства развязок для экономики области. А грунты у вас обалденные, по сравнению с Питером, так что как аргумент супротив тоннелей не годится.


  1. wtigga
    17.01.2023 07:22
    +2

    Не знаю, зачем на Хабре курсовая работа или школьный реферат, но списка использованной литературы нехватает.


  1. chnav
    17.01.2023 14:40
    +1

    Traffic flow measured on 30 different 4-way junctions. Как говороится - выбирай на вкус:
    https://www.youtube.com/watch?v=yITr127KZtQ
    Клеверная на 4:50

    Одно время ютуб регулярно подкидывал мне клипы с симуляцией трафика (не только перекрёстков), часто были примеры, что перекрытие какой-то полосы увеличивает пропускную способность. К сожалению это возможно исключительно при соблюдении ПДД всеми водителями. У нас же ездят по обочинам, играют в шашки, а полосы можно ограничивать разве что бетонными блоками. Поэтому ничто уже не поможет (( Когда в Москве рапортуют об открытии очередного участка дороги, эстакады и пр. пробка тупо перемещается из пункта А в пункт Б.