Совсем недавно работа в офисе была для всех привычным делом. Настолько привычным, что мало кто представлял себе, как можно выполнять корпоративные задачи вне офиса. Такое было под силу разве что людям, которые занимались фрилансом. Ведь их дом — это и есть офис. Однако пандемия COVID-19 резко поменяла правила игры. Люди оказались в новой реальности. На этот раз сложно было представить уже работу в офисе, особенно в первый год пандемии. Казалось, что опасный вирус подстерегает нас везде и всюду, что, кстати, соответствовало реальному положению вещей. Удалённая работа стала тем самым способом продолжать трудиться и оставаться в безопасной обстановке. В 2020 году газета «Известия» проводила исследования и выяснила, что за промежуток меньше чем в год количество сотрудников, работающих удалённо, выросло многократно.
В то же время процесс найма сотрудников никто не останавливал. Это касается и людей, до этого не имевших корпоративного опыта. Так стало зарождаться «поколение удалёнщиков» — сотрудников самых разных компаний, которые почти не застали эпоху работы в офисе. Я также считаю себя частью этого поколения. Первый оффер на позицию разработчика-стажёра я получил в конце 2020 года. 1,5 года я работал удалённо на постоянной основе, далее после смены рабочего места перешёл на формат гибридного офиса. В этой статье поделюсь опытом организации удалённой работы — как своим, так и коллег, которых я опросил.
Разграничение рабочего времени
Этот вопрос актуален не только для людей, всегда трудящихся очно, аналогичная проблема стоит и перед удалёнщиками. Начинается всё с того, что человек периодически берёт на себя дополнительные активности, а приводит к тому, что он в который раз пропускает свой обед из-за очередного наплыва встреч. Рабочий процесс для людей, всегда работающих удалённо, строится точно так же, как для сотрудников, ежедневно приезжающих в офис.
Так что тут для обоих форматов — «офисного» и «удалённого» — всё решает грамотное распределение рабочего времени. Например, можно завести в календаре событие «Обед», чтобы выделить время на приём пищи. К тому же коллеги не смогут вам поставить встречу на это время в силу того, что оно будет занято.
Переработки
Люди, которые работают удалённо, сталкиваются с переработками гораздо чаще. Это связано с отсутствием чувства времени. В отличие от целиком очного формата труда, вокруг нет коллег, на которых можно ориентироваться. Время пролетает незаметно. К тому же нет необходимости думать о дороге домой. Завершение рабочего дня — просто выключение компьютера. Вокруг абсолютно ничего не меняется, поэтому ничто не останавливает задержаться ещё немного на работе, чтобы доделать интересную задачу. Порой дело доходит даже до подработок на выходных.
Как следствие, удалёнщики сильнее подвержены выгоранию и другим психологическим проблемам. Выход из ситуации один — самодисциплина и контроль времени. Важно чётко осознать, что никто не запрещает завершить работу над задачей на следующий день. Исключение составляют только крайне срочные задачи, не терпящие отлагательств.
Психологи советуют тем, кто работает в офисе, «оставлять работу за порогом», который они переступают, выходя из кабинета/цеха. Т. е. ментально переключаться на собственную жизнь. То же самое можно посоветовать и удалёнщикам, аналогичный механизм работает прекрасно и в этом случае.
Построение коммуникаций с коллегами
Что может быть проще, чем подойти к коллеге за соседним столом и задать интересующий вопрос или обсудить новую задачу? Казалось бы, тут преимущество работы в офисе очевидно. Однако всё не так просто. Да, у удалёнщиков отсутствует возможность подъехать к коллеге на кресле с колёсиками.
Но у нас есть Jazz, Telegram или любые другие средства для быстрой связи. Они способны почти на 100% заменить общение по деловым вопросам на работе. Когда вся команда находится на удалёнке, вырабатывается культура общения в сети. Она выражается, например, в том, что сотрудники практически постоянно находятся на связи в рабочее время. Некоторые команды, например, целый рабочий день проводят вместе в голосовых чатах.
Поэтому считаю, что по большей части этот вопрос — дело привычки. Однако, безусловно, очная форма работы имеет преимущества, поскольку корпоративная культура формируется не только в ходе решения операционных и бизнес-задач, но и персонального общения сотрудников. В онлайне это происходит реже — конечно, можно обсудить какие-то личные вопросы, но если чат общий, то сделать это будет затруднительно. Да и эффект несколько ниже, чем в ходе личной беседы. Подробнее об этом — в следующем пункте.
Недостаток живого общения с коллегами
Человек — существо социальное. Поэтому находиться в обществе других людей для нас более чем естественно. Простое общение с коллегами позволяет построить с ними более плотные отношения и благотворно влияет на общее настроение. В случае онлайн-коммуникаций такого эффекта нет или же он ниже. Тут стоит снова сделать оговорку: мы говорим о людях, всегда работающих удалённо, без личных контактов с коллегами в реальной жизни.
По своему опыту могу сказать, что виртуальное общение не даёт возможности сильно привязаться к коллегам и ощутить потребность личного общения. Это в том числе связано с тем, что люди не всегда включают веб-камеры, так что общение происходит между безликими аватарами.
Наличие физической активности
Поездка до работы, перемещение в столовую, на соседний этаж — ежедневная рутина офисных сотрудников. Они не видят в этом ничего особенного. Однако всё это — физическая активность. И это как раз то, чего лишено «поколение удалёнщиков». Большинство мест в офисе, в отличие от дома/квартиры, находится на существенно большем расстоянии друг от друга.
Уровень физической активности в течение дня для удалёнщиков несущественен. А это — негативное влияние на здоровье. Правда, решение есть. Например, периодическое выполнение разминки. Так можно довести уровень активности дома примерно до уровня офисной работы. Альтернативный вариант — выполнение упражнений в тренажёрном зале в начале или конце рабочего дня.
Концентрация на работе
Несмотря на то, что с проблемой распределения рабочего времени «удалёнщики» и «офисники» сталкиваются примерно на равных, в вопросе концентрации на рабочих задачах офисная атмосфера имеет существенное преимущество. На это влияют следующие факторы:
отсутствие раздражителей (сосед с дрелью, необходимость выгулять собаку, возможность прилечь или сбегать на кухню);
общая рабочая атмосфера, когда ты видишь, как работают коллеги.
Как бы ни было хорошо работать из дома, для большинства из нас это место, где можно отдохнуть и расслабиться. На какое-то время после выхода на свою первую удалённую работу оно таким и остаётся. Сосредоточенность на рабочем процессе может быть снижена. Но, исходя из собственного опыта, могу сказать, что в конечном счёте учишься распределять время между отдыхом и работой, концентрируясь на последней по максимуму.
Выход в офис
Дорога до офиса, безусловно, имеет свои плюсы. Это время, которое, например, можно посвятить саморазвитию. Но здесь стоит сказать, что полуторачасовая дорога в душном, полном людей метро и поездка на такси без пробок — совсем разные вещи. Мысль о тяжёлом пути от дома до офиса никак не мотивирует читать интересные статьи. А иногда это и попросту невозможно, если ты зажат со всех сторон. Поэтому необходимость поездки в офис не всегда является преимуществом.
Удалённая работа также имеет свои особенности. К примеру, дорога до офиса для удалёнщиков — целое событие, к которому необходимо подготовиться не так, как к обычному рабочему дню за своим рабочим столом. И не многим это событие по душе. В то же время кратковременная смена обстановки может дать заряд положительных эмоций и возможность пересмотреть свой взгляд на текущий формат работы.
Что в итоге?
После прочтения статьи может сложиться ощущение, что «поколение удалёнщиков» будто люди с другой планеты. Их рабочий день построен совсем иначе, их привычки и процессы существенно отличаются. Но в целом такие сотрудники ничем не отличаются от тех, кто ежедневно трудится в офисе, если говорить о вкладе в дело компании/организации.
Сейчас, после завершения пандемии, стал набирать обороты режим гибридной работы, когда часть времени люди проводят в офисе, а часть — работают удалённо. Многие компании оставили в силе и режим для удалёнщиков, давая возможность выбирать между офисом «в офисе» и дома. Изменения уже произошли, возвращать всё на круги своя никто не собирается, да это уже и не получится.
Если у вас есть собственные мысли/комментарии по теме статьи, поделитесь с нами, обсудить всё это будет весьма интересно.
Комментарии (7)
hostbest
23.01.2023 17:02+6Статью как будто GPT chat написал. Набор всем известных обобщенных банальностей.
sstyufeev
24.01.2023 16:11Удаленная работа это благословление для всех живущих далеко. Мне посчастливилось поработать в офисе в саму пандемию, пережить снятие режима и на новой работе поработать в гибридном графике. Сейчас я уже на третьем месте и заметил, что моя продуктивность сильно выше дома. Никто не отвлекает, не мешает, не говорит на весь опен спейс, не надо идти куда то есть далеко. Максимальная концентрация на работе и задачах.
Тем более чем быстрее и качественнее ты сделаешь, тем больше свободного времени, для меня как мотивация.
Сейчас я езжу в офис по 2 часа в одну сторону и выполняю работу, которую спокойно мог бы делать дома. Зачем? Почему? не ясно. Но ежедневная дорога в 4 часа отнимает все силы, которые можно было бы потратит на интересные задачи и новые пути решения.
Sadovikow
Период пандемии вынуждено сдвинул развитие культуры удаленной работы вперед. Развитие информационных технологий к тому моменту уже давно достигло планки, когда человек мог работать удаленно, но многие работодатели, да и в целом сами люди очень медленно принимали этот факт. У многих "начальников" был страх потерять контроль над сотрудниками на удаленке, или страх уменьшения эффективности.
Принятие удаленки, как мне кажется, сильно ускорило многие рабочие процессы и развитие бизнеса в целом, например рабочие звонки в Zoom (раньше это были очные встречи), занимают гораздо меньше времени и на подготовку и на проведение звонка.
Удаленка это конечно хорошо, но есть огромное количество проблем, в том числе которые описаны в этой статье. Как мне кажется, культура удаленной работы развита еще очень слабо, и возможно многие проблемы нужно решать глобально, возможно даже на уровне общего образования. Очень остро стоит проблема переработок на удаленной работе, люди явно стали работать больше, а не меньше, и часто это не проблема работодателя, а самого работника (простите за такую жесткую позицию). Разделение работы от остальной жизни, часто является серьезной задачей, с которой очень многим сложно справиться - и это только один из больших кейсов, которые нужно решать, потому что культура удаленки не куда не денется, и теперь будет с нами всегда.
Но это очень хорошо.
sse
Принятие удаленки, как мне кажется, сильно ускорило многие рабочие процессы и развитие бизнеса в целом, например рабочие звонки в Zoom (раньше это были очные встречи), занимают гораздо меньше времени и на подготовку и на проведение звонка.
А есть какие-нибудь объективные данные, подтверждающие корреляцию между ускорением "развития бизнеса" и встречами в зуме (вместо очных)?
Если люди стали работать больше, перерабатывать, то и бизнес в целом должен от этого приобрести, да, и это будет видно?
Sadovikow
Поэтому и написал - "как мне кажется".
Сужу исключительно по своему опыту и обратной связи коллег и знакомых. Встречи в живую фактически проходят дольше, как минимум - человек тратит время, чтобы дойти до переговорки, и обратно. Плюс личные встречи просто банально проходят дольше.
Вполне допускаю, что могу быть и не прав, плюс наверняка и в той и в другой ситуации могут быть частные случаи, но на моем опыте именно так.
Hungryee
Согласен, что обществу еще нужно привыкнуть и ввести в норму удаленку.
Хочется надеяться, что вместе с этим в образование новых поколений введут полноценную компьютерную грамотность с нормальными современными технологиями.
Молодежь нынче знает тикток и остальные соцсети на ура, но хотелось бы и более углубленных знаний и скиллов
Особенно программирования, поскольку чем дальше, тем больше общество будет нуждаться в таких специалистах.