Грусть
Замечали, как разнообразные должностные лица, сотрудники учреждений, когда пытаешься с ними проконсультироваться, часто раздражаются, если вам не удалось после двух фраз разобраться в их профессии или внутренних процедурах так же хорошо, как разбираются они сами? Они занимаются этими процедурами изо дня в день, им кажется, что всё до безобразия элементарно.
Менеджер, через которого я взаимодействую с арендодателем:
«Что вам непонятно? Пишете обычное заявление, чтобы сумму залога зачли в счёт аренды». Стоп. На чьё имя, в какой форме?? Я понимаю, что она в этом варится по 8 часов в день. Для меня это меньше 1% рабочих задач, мне нужно максимально сконцентрироваться, чтобы эту задачу выполнить.
В магазине в ряд лежат пакеты с печеньем.
— Дайте вот это печенье (показываю на конкретный пакет).
— Какое?
— Вот это (тяну указательный палец, он почти уже упирается в пакет).
— Это??
— Да.
— Это не печенье. Это галеты… [смотрит на меня, как на идиота]
Занавес.
Почти все инструкции пишутся таким языком, что понять их можно, только если ты УЖЕ умеешь пользоваться гаджетом. Их авторы разговаривают сами с собой. Да ещё терминами, каждый из которых требует отдельного обстоятельного ввода.
Явно простоватый мужик лет 50-ти продавцу-консультанту: «Телефон нужен, чтоб зарядку долго держал». Продавец: «Вот два интересных аппарата: у одного 4050 миллиампер-часов, у другого 3500. У этого, который на четыре тысячи, оперативной памяти 4 гигабайта, разрешение Full-HD и фирменная оболочка, это программа, которая работает в дополнение к голому андроиду. Соответственно, она потребляет ресурсы процессора. А у второго оперативной памяти на гигабайт поменьше, меньше частота процессора и экран, но зато он на голом андроиде».
Восхитительно, isn’t it? В голове продавца эти штуки существуют не на уровне единиц информации, а на уровне тяжёлых понятий, он легко этими понятиями жонглирует, может одновременно сопоставлять ряд сложных параметров. Он искренне не понимает, как можно не ухватить его мысль, — ведь только что рассказал, что такое фирменная оболочка! Для покупателя это сырые, только что с грехом пополам внесённые в его голову единицы информации. Он не способен на такой скорости эти параметры сопоставлять.
Есть очень серьёзная разница между «единицей информации» и «понятием». Второклассник учит таблицу умножения, запоминает, что 6×7=42. Всё? Выучил и усвоил? Нет, пока это сырая единица информации: он не осознаёт до конца, что 6×7=42 — он это именно вспоминает, расходуя операционные ресурсы. Эта единица информации кристаллизуется в ПОНЯТИЕ только классу к пятому, когда уже даже вопрос не стоит, сколько будет 6×7 — это становится самоочевидным. «6×7=42» больше не расходует операционные ресурсы и используется для решения задач следующего уровня.
Традиционные образовательные программы (как минимум Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов били тревогу уже в 50-х) оставляют в головах формальные определения и факты без понимания глубинной взаимосвязи этих фактов, понимания того, как одно вытекает из другого. Поэтому люди остаются функционально неграмотными, не могут должным образом применить эти «знания».
Старики в нашем ауле говорят: «Пока не поработаешь — не разберёшься». Опыт работы (или преподавания) способствует преобразованию полученных в вузе сырых единиц информации в понятия за счёт многократного осмысления в разных контекстах… А вот понятия уже позволяют делать системные выводы, сопоставлять одни сложные параметры с другими.
Ужасно то, что даже преподаватели часто не хотят и/или не могут встать на место того, кто НЕ разбирается в предмете. Годами пересказывая один и тот же материал, они не замечают, как единицы информации трансформируются в их голове в тяжёлые понятия. И требуют от мозга студента, чтобы он сделал то же самое за один семестр. Не надо так…
Боль
Одна из самых страшных проблем человечества, имхо, — неумение выражать мысли. Цель речевых актов (вроде бы) — донести информацию. На практике люди почти всегда разговаривают сами с собой.
Водителю междугороднего автобуса: «Когда поедем?» Ответ: «Скоро». Что значит «скоро», приходится выяснять отдельно, а тебе срочно нужно понять, что ты успеваешь сделать до отправления.
«Когда суп будет готов?» Ответ родственницы со стажем приготовления супов лет 40: «Не знаю». Через несколько наводящих вопросов выясняется, что она не просто знает – знает отлично, с погрешностью всего 10-15 минут, а тебе ближайший час нужно было распланировать.
В быту такие недопонимания как-то сглаживаются: не всегда так уж важно знать точно, да и вопросы можно задать. В бытовых разговорах ты понимаешь контекст, поэтому для тебя, как правило, очевидно, где и ЧТО ты потенциально мог понять неправильно.
В преподавании неточное выражение мысли приобретает криминальный характер. Студенты сталкиваются с незнакомым для них контекстом, и двусмысленная формулировка моментально оборачивается выпадением части аудитории из процесса.
К сожалению, неточным выражением мысли грешит большинство преподавателей вузов, выстраивая логику на доске. Очень любят выкинуть из этой логики 1-2 звена — всё же очевидно! Я же на прошлой лекции это [пропущенное звено] подробно разбирал! Все построения пошли к чертям, а он даже не заметил. Масштабы проблемы сильно недооценены: они гигантские. Среднестатистический учебный процесс предполагает, что ты дополнительно копаешь сам, гуглишь, задаёшь вопросы одногруппникам или тому же преподавателю.
Прежде чем принять очередного кандидата на должность преподавателя, я прошу его провести лично для меня занятие на заданную тему. И наблюдаю не столько за его методическими приёмами (это легко корректируется), сколько за тем, как он формулирует мысль, записываю по ходу моменты, которые можно было понять по-разному. Чаще всего занятие приходится прекращать после первых 10-15 минут: кандидаты демонстрируют преступную для преподавателя неспособность выражать мысли. После этого принимаю решение: поддаётся конкретный случай коррекции или too much trouble. И каждого, абсолютно без исключений каждого преподавателя приходится учить формулировать недвусмысленно.
Например. Распространённая ошибка преподавателей (да и почти всех людей) — злоупотребление местоимениями. Особенно местоимением «это». Преподаватель ленится воспроизводить денотат (обозначаемый предмет) целиком, просто ссылается на него местоимением: «…и это даёт нам основание считать, что..» На практике из его предыдущей речи можно сделать 2-3 разных вывода относительно того, что именно он имел в виду под «это». Часть аудитории потеряна. (Не будем обсуждать распространённый случай, когда студент выпал ненадолго из процесса и у него нет ни одного варианта трактовки «это»: тогда он упустил ВЕСЬ пассаж, дальнейших построений не понимает.)
В быту из-за неточных формулировок происходят ссоры, драки, обиды. В преподавании это проваленный учебный процесс, что мы и наблюдаем повсеместно. Это печально.
Комментарии (97)
Javian
25.01.2023 20:54+9На Хабре есть замечательный пример в комментарии ilya_pu
… столкнулся однажды проблемой: никто не мог мне объяснить, что такое определитель, вернее — какой смысл имеет само значение определителя, ответ нашелся — в книге, датированной 1946 годом!
DWM
25.01.2023 23:31+4Так какой смысл имеет само значение определителя?
Javian
26.01.2023 08:49+2Определители очень полезны не только для решения систем линейных уравнений, но и при изучении очень многих других вопросов . Более подробно теория определителей излагается в курсах высшей алгебры.
Туманов С. И. Элементарная алгебра. Пособие для самообразования.
Изд.3-е, переработ. и доп. М., «Просвещение», 1970.ruimage
27.01.2023 09:21Вот об этом и речь. Как выглядит определитель я понял. Как получить его я понял. А что это такое я не понял. Какова его сущность? Ну т.е. когда говорят что физический смысл производной от скорости - это ускорение, то это просто кусочек информации. Т.е. в голове не складывается связи между явлением скорости и ускорением через производную. А она есть!
Так и тут. Есть инструмент, есть приложение инструмента, а почему он такой, откуда взялся и почему именно в таком виде - не понятно... Где его суть, где его квалиа?
Javian
27.01.2023 09:50Книга явно отсылает "к курсам высшей алгебры", подчеркивая описанную в данной статье ситуацию - все знают некую величину и как с ней работать, но мало кто знает её физический смысл.
Andy_U
26.01.2023 00:30+1Первый же ответ Google на запрос "matrix determinant - physical meaning" дает несколько разумных вариантов, от меры обусловленности системы уравнений до объема "параллепипеда" построенного на векторах-строках матрицы.
vvzvlad
26.01.2023 10:14+5Да не, фигня какая-то. Все знают, что это знание сохранилось только в старых советских учебниках.
NemoVors
26.01.2023 10:34+3я вот не догадаюсь в гугле написать это на английском. И определитель как дискриминант не переведу. И выбрать разумный вариант среди бреда не смогу (ну в случае математики, смогу, до нее копирайтеры не добрались, но в остальных случаях это будет как минимум затруднительно). А студент, который только начал это изучать вообще будет долго думать как задать запрос. В гугле легко что-то уточнить, если нужно освежить знания - тогда и запрос легко составить и бред от осмысленного текста легко отделяется. А вот получить новые знания в интернете с каждым годом все сложнее. И если фундаментальные науки типа физики и математики особенно не пострадали, то вот прикладные вещи вроде "как сварить суп" завалят таким количеством бреда, что иногда проще найти реального человека, который знает и получить ликбез.
С другой стороны, мне скорее всего именно эти знания не понадобятся, если я не обладаю базой под них. Если конечно мне не потребуется написать приложение калькулятор определителя матриц. Или бинома Ньютона. Или отличить бухгалтерское округление от математического.
Andy_U
26.01.2023 14:54+1я вот не догадаюсь в гугле написать это на английском.
А на русском языке тоже не догадаетесь спросить?
А студент, который только начал это изучать вообще будет долго думать как задать запрос.
Так и спросить: "дискриминант" или "детерминант" или "определитель". И Google и Яндекс знают, что это синонимы. И Википедия русскоязычная есть, и форум - забыл URL, но на него в поиске быстро натыкаешься.
С другой стороны, мне скорее всего именно эти знания не понадобятся, если я не обладаю базой под них. Если конечно мне не потребуется написать приложение калькулятор определителя матриц. Или бинома Ньютона. Или отличить бухгалтерское округление от математического.
Вот именно. Запомнили, что есть такой инвариант матрицы, и хватит для начала. Когда реально потребуется, освежите знания и вперед! Натыкаться на грабли с точностью вычислений :)
NemoVors
26.01.2023 23:41Так и спросить: "дискриминант" или "детерминант" или "определитель".
Блин... вроде внимательно читал же... Но суть проблемы вам понятна :) .
domix32
26.01.2023 11:43+1Пожалуй проблема даже не столько в уничтожении старых учебников, сколько в отсутвии аккумулированной истории открытия разных вещей, не говоря уже про перевод на русский. А эти штуки очень неплохо показывают как проблематику, так и как к этому логический переход к решению при помощи новых механизмов. Вот так и получаем преподавателей, которые про суть интеграла какого-нибудь рассказать не могут.
Благо есть всякие Numberphile которые хотя бы частично рассказывают про некоторые из этих вещей.
CharlesFrost
25.01.2023 22:05+15Эх, прочитал и вспомнил урок математики на первом курсе...
Препод: "Это производная (пишет на доске формулу). Она считается так-то и так-то (пишет, пишет, пишет..). А теперь давайте считать.."
Вопрос из класса: "Ну всё-таки, что такое производная?".
Препод удивлённо: "Так я же только что объяснил". И показывается рукой на свою писанину. :(
LuchS-lynx
26.01.2023 08:41+3Про это еще рассказывают - геометрически смысл интеграла это площадь под кривой, производной - тангенс угла наклона касательной к графику функции в заданной точке.
Перечитал свою фразу - получилось тяжеловесно... Нет предела совершенства.1dNDN
26.01.2023 13:18+6Самое простое и понятное определение производной, как мне кажется: производная - это скорость роста функции.
Но я не настоящий математик, я мимо проходилLuchS-lynx
26.01.2023 13:22+1Верно, т.к. первая производная от пути по времени это скорость движения, а вторая производная это уже ускорение. Из курса физики.
user5000
26.01.2023 18:24+1А непрерывная на отрезке [a, b] функция - это, небось, такая функция, график которой можно нарисовать не отрывая карандаша от бумаги?
Написал в духе вашего "определения" производной.
rg_software
27.01.2023 09:12+3Хорошее определение. Вероятно, через такие интуитивные понятия люди и приходили к идеям типа непрерывной функции. Это уже потом пришли всякие Коши и Вейерштрассы и начали полировать чеканные формулировки.
Ndochp
26.01.2023 09:53+1"Что такое" производная дается в 9-10 классе. А чему равна производная в данном случае — писанина слева.
Andy_U
26.01.2023 14:57+1Препод удивлённо: "Так я же только что объяснил". И показывается рукой на свою писанину. :(
А там точно не былотакой формулы: F'= lim(delta F/delta X) при delta X -> 0
CharlesFrost
26.01.2023 15:53Честно говоря не помню. Может и была. Это что-то меняет?
Я хотел не конкретную ситуацию описать, а проиллюстрировать подход к обучению. Точно так-же преподавались и остальные темы.
ai77
26.01.2023 16:19Имхо, преподу просто следовало сказать: "Производная от функции F(x) - это функция, часто обозначаемая F'(x), которая в точке x вычисляется так - и показать на формулу.
AcckiyGerman
25.01.2023 22:38-1Вы описали достаточно обыденное явление, которое не вызывает проблем, если вы не стесняетесь задавать уточняющие вопросы.
RomeoGolf
26.01.2023 05:18+9У вас далеко не всегда есть возможность или смысл задать дополнительные вопросы.
1) неполнота инструкции, особенно к ширпотребу, особенно переведенной с другого языка. Кому вы будете задавать вопрос — автору? Вы даже не узнаете, кто это…
2) вам передает информацию человек, который ее тупо вызубрил, и на ваш уточняющий вопрос ответить не может в принципе
3) субординация. Один из моих предыдущих начальников на уточняющие вопросы начинал орать «Чё ты тупишь-то!!!?», ничего не объяснял и имел в виду, что ты тупой и надо тебе зарплату понизить.
4) с потерей промежуточных уточнений все настолько плохо, что даже не понятно, что надо спрашивать
5) закончились примеры сходу, но наверняка их еще много
Так что дело не в «не стесняетесь». Дело в культуре подготовки информации, и если она (культура) отсутствует, то стеснение уже почти ничего не решает.AcckiyGerman
26.01.2023 11:04неполнота инструкции
мне кажется очевидным, что совершенно полной инструкции не может быть, ибо всегда найдётся неочевидный кому-либо нюанс (как в истории, где женщина сушила кошку в микроволновке), и потому любая инструкция это компромисс между желанием всё описать и желанием сократить объем, ибо длинные инструкции не вызывают желание их читать (что кстати названо проблемой даже в обсуждаемой статье).
человек вызубрил инструкцию и не может ответить на уточняющий вопрос
попросите другого специалиста, ссылку на первоисточник, залезьте в код/устройство сами. Если цель - решить проблему, то вы будете искать способы, а не отмазки типа информации не хватает или исполнители тупые.
субординация
это не проблема передачи информации и решается другими методами
непонятно что спрашивать
мне тоже непонятно, что еще добавить, давайте пожелаем друг другу хорошего дня :)
Opaspap
26.01.2023 19:30+1Придумали же уже - гипертекст, можно например к себе на вики положить со ссылками на обычную вики, и копайся сколько влезет в сути пылесоса , суть обучения сводится к умению пользоваться смартфоном и подобными девайсами. Все идет по плану, надо просто подождать, а пока мне недавно прислали стол с qr кодом видео инструкции по сборке , который у какого то сервиса редиректа был сделан и показывал ,your free 30k views already expired :)
gleb_l
25.01.2023 23:44Спасибо! Одно из лучших словосочетаний - «функциональная грамотность» - то есть умение применить формальные знания. Это умение - как отвержденный бетон этажа здания. На него сверху можно ставить следующий. Поэтому, кстати, в школе учат слоями - теория/закрепление/самостоятельная{/…/…}
DikSoft
26.01.2023 09:12+6Почти все инструкции пишутся таким языком, что понять их можно, только если ты УЖЕ умеешь пользоваться гаджетом
Апофеозом можно считать инструкции с форумов прошивальщиков девайсов ))
Пример как отличаются инструкции для тех, кто в теме и для нормальных чайников можно посмотреть здесь.anka007
26.01.2023 17:24+2Есть еще инструкция сборки мебели от икеи и взрыв-схема скопированная из мебельной идешки в качестве инструкции сборки.
Javian
26.01.2023 18:23+1Покупал комод. Инструкция была от другой модели, преодолев этот вопрос к концу сборки оказалось, что шурупов и гвоздей не хватает, зато избыток деревянных чопиков.
vadimk91
26.01.2023 20:10+2Тут недавно столкнулся, что оказывается инструкции к медицинским препаратам пишут те же люди :) Впервые пришлось применять портативный ингалятор (с порошком), инструкция - целая простыня, даже с картинками. Читаю, как пользоваться: перевернуть ингалятор, нажать на колпачок (раздастся щелчок), охватить губами насадку и глубоко вдохнуть, всё. Это-то понятно, но когда отпускать колпачок - непонятно, ингалятор при этом щелкает еще раз, про это ни слова.
anka007
27.01.2023 00:55-1И в такие моменты начинаешь радоваться, что сейчас модно снимать видео инструкции по любой фигне.
imjustwatching
26.01.2023 10:14+1Очень хорошая статья, часто сталкиваемся с таким повсеместно. Сложные инструкции для техники или сборки мебели, непонятные термины и тд. Хорошо понятный текст написанный доступным языком, - считай искусство.
Gradiens
26.01.2023 10:34+4Не все так однозначно. Инструкция должна быть написана адресно, ориентируясь на определенную группу. Нельзя одинаково хорошо написать инструкцию для всех. Либо новичок не поймет, либо "старичок" увидит, что там рассказывают, как двигать мышкой - и просто не станет читать. А возможно, произойдет и то, и другое.
Не надо писать подробные талмуды на 100500 страниц. Новичок в них потеряется. А для старичка там будет много воды.
Выход - писать разные инструкции.
Например, короткую инструкцию в стиле getting started как для умственно-отсталых. Короткую. Только с критическим базовым функционалом.
Потом более подробную для среднего уровня.
Ну, и самую продвинутую, для экспертов. В ней можно опустить многие вещи, сосредоточится только на самом сложном.
Применительно к преподаванию: нужно ориентироваться на то, что студенты уже знают. У вас же, надеюсь, не сферические предметы в вакууме? У вас же есть образовательная программа? Например, курс тензорного анализа должен подразумевать, что студент освоил курсы линейной алгебры и математического анализа как минимум. Еще желательно бы курс функционального анализа. Если начинать с азов, то вы до тензоров доберетесь только к концу семестра. И по пути растеряете самую замотивированную часть аудитории, которые скажут "а, ну я это уже знаю"
carbonarium
26.01.2023 15:47+4Несколько лет назад работали у нас иностранцы, монтировали линию оборудования. Поскольку договором был предусмотрен шеф-монтаж, то иностранные шефы командовали нашими монтажниками. А поскольку предприятие с довольно строгим режимом безопасности, то иностранцам прицепили сопровождающего. То есть меня.
Во время работы иностранцы на сильно ломаном русском объясняли мне, что именно следует скомандовать монтажникам, и я это им доводил. Общались плохонько, долго, но получалось. Постепенно я стал считать себя плохоньким переводчиком.
Однако своя работа у меня никуда не делась, и периодически мне приходилось довольно надолго убегать. После одной такой длительной отлучки я увидел, как иностранный шеф-монтажник свободно и понятно объясняет нашему сварщику на его языке, что отрезанный уголок надо зачистить от заусенцев и приварить его по месту: "Обх...рь и прие...шь".
Сказать, что по моему самомнению был нанесен чувствительный удар - ничего не сказать.
Germanjon
26.01.2023 15:49Как-то писали инструкцию по получению Bearer Token для аналитика, с опытом работы в Postman. Инструкция простая, но подробная со скриншотами и стрелочками:
1. Добавляешь узел с указанным IP в файл hosts
2. Вводишь URL
3. Выбираешь тип запроса POST
4. Выбираешь формат запроса - x-www-form-urlencoded
5. Вводишь три значения, одно из которых константа.
6. Переключаешься на другую вкладку и вводишь ещё два значения
7. Нажимаешь Ctrl+Enter и кнопочку "Отправить"В итоге 80% аналитиков считают себя опытными "отправителями запросов" и инструкцию читают по-диагонали. На указанные 6 пунктов допускают 10 ошибок, причём весьма разнообразно. Когда предлагаешь внимательно прочитать и сделать всё по инструкции - обижаются и начинают жаловаться руководству.
vanoker
26.01.2023 11:36+3Автор статьи исходит из того, что у преподавателя, консультанта или продавца есть цель быть понятыми, просто они выбирают неудачные средства, между тем главная проблема, на мой взгляд, что цели перед ними такой не стоит. Отработать свои часы и пойти домой, навязать дополнительные услуги "специально обученного человека", почувствовать себя умнее и значительнее - вот обычные цели таких взаимодействий. Поэтому так редки и так ценятся заинтересованные в студентах, в их успехах преподаватели.
Vsevo10d
26.01.2023 13:06+6Вы знаете, может быть я тупой, но у меня стойкое ощущение: все школьное и институтское образование я потратил на ассоциативные связи, типа:
Hidden text
на заряд в поле действует сила Лоренца (формулу не помню); существует несколько кинетических уравнений в зависимости от порядка реакции (формулы не помню); цветность молекулам дают резонансные структуры - либо с сильным I - эффектом, либо при чередовании простых и двойных связей (структурную формулу ни одного соединения не нарисую, хотя учил к экзамену синтезы около 120 различных красителей); тип гидродинамического потока - ламинарный или турбулентный - вычисляется через параметр, называемый числом Рейнольдса (формулу не помню), при превышении определенного значения (не помню) поток становится турбулентным, что эффективнее в тепло-и массообмене, но может быть нежелательным режимом работы в системе. И так далее.
Я это к тому, что я сейчас ни хрена не знаю - но знаю, что где применить и где прочитать об этом. И на этом выезжаю всю сознательную жизнь из описанной проблемы новичка. Если это хоть каким-то боком касается естественных и технических наук, компьютерной грамотности, автомобильной тематики, косметического ремонта, здоровья - я беру свою "базу" в голове и догугливаю остальное, потому что я знаю основные принципы, а также где читать про специальные вещи.
А вот если я захочу например податься в танцы, на охоту, на светский ужин с миллионерами, в поход в тайгу, в высокочастотный трейдинг - то тогда увы, да, мне нужен будет какой-то человек, который, извините, введет в тему. Потому что я не сталкивался ни в учебе, ни на работе с этим и не наблюдал в естественной среде обитания профессионалов из указанных областей. Но принцип "нахвататься всего", "запомнить ключевые моменты" очень помогает компенсировать неэффективность образования.
alnite
26.01.2023 13:55+2Поддерживаю. Мой учитель математики в старших классах физ-мат школы говорил, что хороший специалист не помнит всего, но знает где и что искать.
vconst
26.01.2023 13:18+4«Когда суп будет готов?» Ответ родственницы со стажем приготовления супов лет 40: «Не знаю».
Просто вам надо поработать над улучшением отношений с тещей :)
alnite
26.01.2023 14:06Эта единица информации кристаллизуется в ПОНЯТИЕ только классу к пятому,
Таки не понятно, это процесс внешний, или внутренний. Это учитель должен всесторонне "натаскивать" ученика, или сам обучаемый должен прикладывать дополнительные усилия для накопления данных?
LeonidFirstov Автор
26.01.2023 23:46Предполагается, что учитель. На практике по разному бывает)
alnite
27.01.2023 19:54тогда мы упираемся в основу всех основ - экономику. при нынешнем отношении к профессии учителя и к образованию в целом требовать от учителя такой самоотдачи бессмысленно. к сожалению
anka007
27.01.2023 01:04Без усилий обучаемого никакое обучение не может быть эффективным.
Но здесь есть другой нюанс, связаный с возрастом обучаемых. Исследования показывают, что некоторые логические вещи недоступны для понимания детям ранее определенного уровня развития чуть ли не физически. Можно погуглить "феномен Пиаже". Так что вполне возможно, что для формирования понятия нужно просто время и наличие применения этого понятия в окружающей среде.
alnite
27.01.2023 19:58и здесь тоже есть более простое, экономическое объяснение. зачем тратить ресурсы на совершенствование системы образования, которая способна обучить всех на высоком уровне, когда можно "оптимизировать" и готовить обычных потребителей, требуя от них только знание ответов на ЕГЭ. а если от тебя требуют только умения "ставить галочки", то какая ж будет мотивация прикладывать усилия для саморазвития...
anka007
28.01.2023 11:09А вы думаете в благословенные советские времена заказ на образование от государства сильно отличался? Советская школа должна была в массе готовить рабочих, перебарщивать с качеством образования крайне не рекомендовалось. Другое дело, что был период, когда требовалось повысить уровень рабочих, тогда и образование подтянулось.
ЕГЭ не про галочки, галочки только в самой базовой версии. Но он позволяет намного лучше сравнивать качество образования в разных школах у разных учеников с разными программами.
alnite
28.01.2023 20:38Как-будто готовить образованных рабочих - это что-то плохое. Всяко лучше, что поколение менеджеров.
Но поинт не в этом, а различии целеполагания разных систем: всеобщее бесплатное образование высокого уровня, или же сегрегация по материальному положению: хочешь престижный диплом, плати деньги, иначе - учи "базовую версию с галочками".
besfamilnij
26.01.2023 14:54+2Отличный материал, важная тема. Частенько когда пытаюсь докопаться до того, что человек хотел сказать и имел ввиду, меня считают занудой, однако я всего лишь пытаюсь обнажить скрытые смыслы его посыла.
Germanjon
26.01.2023 15:54+1Так это и в повседневной жизни так, люди старательно избегают точного ответа на вопрос, даже в случаях, если ответ подразумевает два варианта Да/нет:
- Фича ХХХ готова к тестированию? - (программисты) Мы смотрим.
- Договор согласован с контрагентами? - (юристы) Мы подготовили нашу версию.- Удалось договориться с фирмой УУУ о встрече? - (ПМ) я им звонил сегодня.
MountainGoat
26.01.2023 23:46+2Это результат склонности людей додумывать смыслы. И это ещё полбеды, но додуманное часто будет запомнено, как сказанное. Если на вопрос "Договор согласован с контрагентами?" ответить "Да", то будет услышано "Договор согласован, подписан всеми и сдан в бухгалтерию, с нашей стороны по этому вопросу делать больше нечего". А если ответить "Нет", то услышано будет "Лол да мы его ещё не писали, мы тут с утра балду бьём". Вот и что отвечать, когда сделано примерно половину?
Akon32
26.01.2023 17:49+2Писать инструкции умеют действительно далеко не все, кто их пишет.
Возможно из-за недостатка времени, или потому, что качественных инструкций не видели... И почему-то чаще проблемы есть в русскоязычных инструкциях. Я много раз видел инструкции, где с первой страницы автор ныряет в мельчайшие детали, которые понятны только после N лет работы в узкой области (т.е. только автору), и вообще не нужны пользователю.
В англоязычных инструкциях (возможно, из-за большего количества пользователей в тех проектах, что я видел) обычно хотя бы придерживаются схемы "введение, основная часть, заключение", которая сразу частично вводит читателя в курс дела. В принципе, ничего не мешает писать инструкции на русском языке по той же схеме, однако я даже встречал сопротивление этому.
DaneSoul
26.01.2023 20:12Традиционные образовательные программы (как минимум Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов били тревогу уже в 50-х) оставляют в головах формальные определения и факты без понимания глубинной взаимосвязи этих фактов, понимания того, как одно вытекает из другого. Поэтому люди остаются функционально неграмотными, не могут должным образом применить эти «знания».
С одной стороны да, а с другой стороны имеется и обратная крайность, когда максимально уходят в теорию там, где достаточно было бы просто описания методов и тренировку их применения.
Конкретно я сейчас про преподавание математики в наших ВУЗах на не технических направлениях. Проблема в том, что математику не-технарям преподают так, как ее стоит давать только математикам — с доказательствами теорем, выводом формул и т.п. В итоге доходит до забавного — биолога учат решать дифференциальные уравнения, но толком не объясняют где он их получит в своей профессии и как их вообще получить из условия реальной исследовательской задачи. При таком подходе мотивация у обучаемого нулевая и результат около нулевой.
Кстати в зарубежных учебниках для не математиков встречал упор именно на практическое использование. Вот есть такая реальная проблема — есть такой метод ее решения, считается это вот так. Да, человек не знает глубинной теории лежащей в основе математического аппарата (для этого есть математики), но он может его реально использовать в своей профессии!anka007
27.01.2023 01:23Здесь скорее эгоцентризм преподавателей, не видящих ничего дальше своей области интересов. Он и в технических вузах есть, например когда студенты-технари совершенно не пониманиют зачем им философия (учение как создавать знание, из которого выросли все науки совершенно лишнее? Или не та форма подачи: рассказывается не о том как создавать знание, а о том как какие-то древние бездельники до чего-то там додумались?)
DaneSoul
27.01.2023 01:27Преподаватели весьма ограничены стандартом образования по конкретным специальностям где в общих чертах описано какие темы должны быть даны. Так что тут нужно менять всю систему.
anka007
27.01.2023 01:33А кто пишет стандарт образования? Думаете биолог пишет программу образования по математике для биолога? Он скорее говорит математику "нам надо чтобы студенты знали вот это и вот то, ну и еще несколько тем рядом", и все. А математик знает зачем биологу это и то? Он знает про доказательства, и учит доказательствам.
Умный ученый понимает зачем нужна философия, и включает ее в образовательную программу подготовки. Но вот умного философа на зарплату преподавателя пойди еще найди...
DaneSoul
27.01.2023 01:42+1А математик знает зачем биологу это и то?
Есть же целый раздел «прикладная математика» как раз «рассматривающая применение математических методов, алгоритмов в других областях науки и техники». В разных естественных науках много похожих задач вычисления и моделирования, вполне можно разработать под это адекватную программу.
Опять таки, почему в зарубежном учебнике я нашел такой подход, там какие-то принципиально другие математики?anka007
27.01.2023 01:51Там другой подход к обучению, причем со школьной скамьи. Причем у такого практического подхода при плохой реализации скорее всего будет обратная проблема: объединение разрозненых случаев в единую систему и расширение сферы применения метода.
DaneSoul
26.01.2023 20:15+1Продавец: «Вот два интересных аппарата: у одного 4050 миллиампер-часов, у другого 3500. У этого, который на четыре тысячи, оперативной памяти 4 гигабайта, разрешение Full-HD и фирменная оболочка, это программа, которая работает в дополнение к голому андроиду. ...».
Старый смешной анекдот в тему:Папа сидит за компьютером. Рядом стоит маленький сын и жует яблоко. Вдруг он спрашивает:
— Папа, а почему, если укусить яблочко, оно потом становится коричневым?
Отец, не поворачивая головы от компьютера:
— Видишь ли, в яблоке содержится железо. После того, как плод лишается кожуры, железо окисляется под воздействием кислорода, образуется оксид железа, который имеет темную окраску.
Пауза минут на десять, после чего сын робко спрашивает:
— Пап, а с кем это ты сейчас разговаривал?
Soukhinov
26.01.2023 20:42+1Когда я жил в России, окружающие говорили вроде бы на русском языке, но это был какой-то другой русский язык, заумный, не совпадающий с моим.
Я знаю о том, с чем сталкиваюсь ежедневно: электроника, физика, математика, программирование. Например, собственные векторы линейного оператора встречаются в быту настолько часто, что в какой-то момент я начал ощущать «запах собственновекторности».
С другой стороны, того, с чем я не пересекаюсь в быту, я не знаю. Поэтому у меня плохо с историей (ведь это было до меня), географией (ведь это там, где меня нет), кулинарией (потому, что у меня нет кулинарного образования), одеждоведением (или как эта наука называется?).
Но окружающие люди, видимо, начитались умных учебников по истории, географии, кулинарии, одеждоведению, человекознанию, и думают, что все вокруг тоже это знают. В итоге получаются такие ситуации:
—Свари, пожалуйста, яйцо вкрутую.
Я догадываюсь, что имеется в виду куриное яйцо. Знаю, что его можно поискать в холодильнике. Знаю слово «варить» — это длительно нагревать в воде при температуре, близкой к температуре кипения. Но «вкрутую»? Какой-то хитрый кулинарный термин?—Надень джинсы и толстовку. Сверху дублёнку.
За годы жизни я худо-бедно понял, что такое джинсы. Но «толстовка», «дублёнка»?—Забери ребёнка из садика.
Что такое «ребёнок» и «садик» я знаю. Понимаю, что речь идёт о моём ребёнке. Но как понять, какой ребёнок в садике мой? Я не проходил обучения по человекоразличению, не читал учебников по этой науке. Поэтому все люди выглядят для меня одинаково. Начал гуглить «Как понять, какой ребёнок в садике мой» и похожие запросы. Не нашёл никаких толковых инструкций и объяснений. Это насколько узкоспециализированные знания, что даже в Интернете хрен что найдёшь по этой теме!—В феврале будет экзамен.
«Февраль»? Я вроде бы слышал этот термин на уроках истории. Или, быть может, на уроках географии? Не помню. Может, это место такое?—Ты слышал, что творится в Киеве?
«Киев»? Что-то из географии… На ум приходит только фраза «Киевская Русь». Что это может значить?И вроде бы проблема несущественная. Всегда можно задать уточняющие вопросы. Вот только люди очень странно на эти вопросы реагируют. Смеются, раздражаются, кричат. Спросить нельзя было даже своих родителей:
—Мама, а как ты поняла что дядя улыбается?
—Геннадий Петрович, не слушайте моего сына, это он так шутит!—Мама, а как ты поняла, что это дядя Серёжа?
—Мы же вчера с ним познакомились! Посмотри на лицо!
—Когда мы знакомились с дядей Серёжей, он был в помещении. У него было лицо не такое светлое, как у этого дяди на улице.
—Хватит говорить глупости!Если даже родители не желали отвечать на вопросы, то чего ждать от посторонних людей? В итоге меня выдрессировали, что спрашивать нельзя; не знаешь — претворяйся. Выглядит это так:
—Ненавижу февраль!
—Да… Февраль… А кто его любит? У моего папы был февраль… Не понравился… Пришлось продать.P.S. К десяти годам сын знает почти всю высшую математику. Интегрирует, дифференцирует, считает пределы, суммирует ряды, программирует, паяет электронные схемы. С пониманием всего перечисленного. При этом не может понять, что означает слово «ласковый». Пошли к психологу. У меня с ним оказался аутизм.
Soukhinov
26.01.2023 20:52-1Говоря по теме статьи: считаю, что недопустимо проводить групповые занятия в школах и университетах. Как раз из-за обозначенных в статье проблем. Все занятия должны быть индивидуальными.
Потому как, например, на уроке литературы один учащийся сходу понимает, о чём роман, а другого нужно сначала научить различать персонажей в романе и определять их эмоции.
Или, например, на уроке физике один учащийся не понимает, что такое поляризованный свет, а другой сразу восклицает «А! Так это тот "повёрнутый свет", с которым я встречаюсь ежедневно!»
Не хватает преподавателей на всех? Пусть людей учат нейронные сети. Скоро к этому придём.
anka007
27.01.2023 00:51+1У большинства детей в мозгу есть особые, так называемые зеркальные нейроны (при аутизме их работа снижена). Они позволяют учиться и перенимать навыки наблюдая за кем то другим. Причем чем лучше соотносится обучающееся "я" и учитель, тем легче зеркальные нейроны перенимают новый навык. Ребенок намного легче перенимает навыки наблюдая за другими детьми, чем за взрослыми. Большинство детей легче обучается в группе, чем по отдельности. Но в слишком большой группе трудно поддерживать дисциплину и внимание к теме, поэтому совсем огромный класс сделать нельзя, оптимальный размер где-то около 15 детей. Да, бывает какой-то момент непонятен и он блокирует понимание следующей темы, и нужно персонально отслеживать такие моменты, но все же для большинства обучение легче и эффективнее в классе.
DaneSoul
27.01.2023 01:29+1Они позволяют учиться и перенимать навыки наблюдая за кем то другим.
Более того, это работает не только у людей, но и у других животных, в том числе в дрессировке используется.anka007
27.01.2023 01:36+1Я не интересовалась этой темой в контексте дрессировки. Но у людей этот встроеный навык как-то особенно сильно проявляется. На детях прям очень и очень заметно, как они в легкую перенимают навыки друг у друга и насколько легче проходит урок небольшой группой.
Soukhinov
27.01.2023 11:22Они позволяют учиться и перенимать навыки наблюдая за кем то другим. Причем чем лучше соотносится обучающееся "я" и учитель, тем легче зеркальные нейроны перенимают новый навык.
Думаю, зеркальные нейроны — это скорее о поведенческих навыках. Образование можно выразить «поведенческим образом», если решение задач учитель будет представлять детям, как своё поведение. Как-нибудь так:
—Мне нужно взять этот интеграл. Что я могу сделать? Он не табличный. Смотрю, и думаю, что тут числитель похож на производную знаменателя. Попробую замену переменных. […] Не получилось. Может, по частям? Но что взять за u и dv? Из опыта я знаю, что […]
Обратите внимание, что учитель не дал готовое решение ученикам, не рассказал, как решать, а описал своё поведение в процессе решения задачи. В таком случае, возможно, зеркальные нейроны сработают. Но многие ли учителя так делают? И как можно преподать, например, историю или географию поведенческим образом?
Ребенок намного легче перенимает навыки наблюдая за другими детьми, чем за взрослыми.
Когда пусть даже 15 детей учатся в классе, они в наблюдении друг за другом видят лишь дисциплину, и не более (спины и бока одноклассников, смотрящих на доску, или склонившихся над тетрадью). Они не видят друг друга в процессе решения задачи, кроме как когда кого-то вызывают к доске.
Кстати, по поводу выхода к доске. Не знаю, как в других школах, но в моей школе это была та ещё клоунада. Когда ученик выходил к доске, он больше думал, что подумают о нём одноклассники, чем учитель. Поскольку способность решения задач в ценности одноклассников не входила, то можете представить, как это всё выглядело.
Большинство детей легче обучается в группе, чем по отдельности.
Как обучать в группе, если для каждого ребёнка материал нужно давать «на своём языке»? У меня есть конкретный пример:
Русский язык. Падежи.
Учитель говорит, что если вопрос «Кем? Чем?», то это творительный падеж, и т.д. Затем даёт задание: поставить в правильную форму слово в квадратных скобках: «Папа ругает [сын]». Далее у меня такой диалог с учительницей (моя реплика первая):
—Папа ругает кому/чему? Дательный падеж!
—Не кому/чему, а кого/что.
—Почему?
—Потому что так не говорят. Не говорят «ругать кому/чему». Ругают кого-то или что-то.
—Почему ругают кого-то, а не кому-то?
—Так. Сядь, и не мешай вести урок.Падежи я понял только после того, как мне попался учебник русского языка на английском языке, для иностранцев. Оказывается, учитель не учил нас падежам! Он учил нас названиям падежей! Ведь чтобы иметь возможность задать вопрос «Кого? Что?», нужно знать, что в выражении «Папа ругает [сын]» папа совершает действие, а сын «страдает» (является объектом действия). Нужно знать, что в подобных ситуациях в русском языке используется винительный падеж. И только после этого мы можем посмотреть по таблице соответствующую форму существительного «сын» для винительного падежа, и знаем, что можно задать вопрос «Кого? Что?»
Когда учитель начал тему «падежи», он подразумевал, что ученики знают, что «Папа ругает [сын]» нужно исправить на «Папа ругает сына», и что вопрос будет «Кого? Что?». То есть он подразумевал, что ученики уже знают падежи, и пришёл на урок просто рассказать нам названия этих падежей.
Как мне было учиться русскому языку в группе, если я хоть и родился в России в русской семье, но мне нужен был «русский язык для иностранцев», а другим детям был нужен «русский язык для носителей языка»?? Это совершенно разные учебные программы!
А на уроках математики и физики всё было наоборот. Я родился «носителем математики и физики», поэтому я, например, знал из бытового опыта, что свет бывает «повёрнутый», просто не знал правильного названия для этого: «поляризованный». Я приходил на математику и физику не за знаниями, а за названиями. А для остальных детей это было на уровне иностранного языка (на уровне «я читал»), а не на уровне опыта. Как тут быть?
Я также нуждался в предмете «человекознание» потому, что я не родился «носителем этих знаний». Мне нужны были учебники, таблицы, чертежи, домашние задания и контрольные работы по тому, как распознать человека (отличить его, например, от дерева), как считать его позу, как распознать его эмоции, как распознать его лицо в условиях разного освещения, и прочее и прочее.
Я мечтаю, что когда, наконец, появятся инопланетяне, для их детей в наших школах, как для иностранцев, введут предмет «человекознание». И туда же будут определять человеческих детей-аутистов.
Soukhinov
27.01.2023 11:29Пока писал большой комментарий, у моего сына в соседней комнате шёл урок (удалённое обучение). Обсуждали эмоции. Сын говорит «Я всё знаю про эмоции. Я читал. Их семь штук. Вот, у меня всё выписано (перечисляет). Хотя нет, я ошибся. Презрение и сомнение — это одно и тоже. Тогда шесть.»
То есть для него эмоции — это что-то на уровне «я читал». Зато на уроке математики, пока учительница рассказывает «деление трёхзначных чисел на однозначное», он от скуки решает на салфетке дифференциальные уравнения.
Как учить детей в группе, если все дети такие разные?
konst90
27.01.2023 12:36+3Как учить детей в группе, если все дети такие разные?
Дети, разумеется, все разные, но большинство детей укладываются в некоторую норму (здесь и далее норма - не про хорошее и плохое, а про попадание в некоторое большинство). И вот таких детей вполне получается учить в коллективе - потому что они классу к третьему уже хорошо знают русский язык как родной, и "папа ругает сына" для них - единственно правильный вариант, им не нужно объяснять, как выбрать окончание в этом случае.
С другой стороны, ребёнку с аутизмом, например, может быть очевидно, что 864/3=288. Ему не нужно считать в столбик и вспоминать правила, а достаточно просто посмотреть на пример и записать ответ. Поэтому он будет отставать от остальных детей на уроках русского языка (где все кроме одного могут подставить окончание не думая) и опережать на математике (где он один может разделить одно число на другое не думая).
И вот в случае отклонений от нормы, т.е. (аутизм - одно из них) к ребенку, естественно, требуется особый подход - не такой, как к другим детям. Либо дополнительные занятия, либо школа с другой программой, либо ещё какие-нибудь варианты. В то время как большинство детей способны примерно в одном темпе усваивать стандартную школьную программу.
Точно так же как к левшам (я один из ним), например, при обучении слесарному делу тоже нужен специальный подход - или дополнительная практика при работе с инструментом (потому что правая рука не так точно его контролирует), или специальный "леворукий" инструмент, или методы работы с нормальным инструментом левой рукой.
Soukhinov
27.01.2023 14:19+1Хорошая аргументация. Теперь я понимаю, что погорячился, когда сказал, что «недопустимо проводить групповые занятия в школах и университетах».
Это были эмоции. Я называю этот психологический эффект сверх-релаксацией (по аналогии с популярным итерационным методом): я побоялся, что со мной будут спорить, и из-за этого обозначил точку зрения более радикальную чем та, что мне на самом деле нужна, чтобы в процессе нахождения компромисса сойтись к нужному. Так и живу — понимаю себя и людей через теорию игр, линейную алгебру, и дифференциальные уравнения.
Но теперь встаёт вопрос: где эти заветные группы учеников? (У меня в школе разделение на группы было только по английскому языку). Почему никто не озабочен диагностикой этих самых «отклонений от нормы»? Вместо этого ребёнка помещают в первую попавшуюся группу и надеются, что прокатит. Поскольку сами школы «группировкой» особо не занимаются, мы вынуждены были сменить для сына две школы, пока не остановились на третьей, которая ведёт исключительно онлайн-занятия. Да и там терпим и ждём, когда начнётся пятый класс, чтобы сменилась учительница.
Для меня (и для моего сына) самый сложный предмет — литература. Почему нет групп «начинающие» и «продолжающие» на уроках литературы? Ведь там помимо литературы фактически присутствует пресловутое человекознание, причём оно не столько преподаётся, сколько его знание подразумевается. Фактически, литература — это два предмета. Первый — это чтение и понимание текста, обсуждение текста, написание изложений и сочинений по теме текста. Второй — понимание людей, их мотивов, эмоций, характеров и поступков. Зачем смешивать? Почему бы на уроках литературы не рассматривать только те произведения, где не говорится о людях? Для разговорах о людях пусть введут отдельный предмет «психология», и там это изучают.
BigBeaver
27.01.2023 15:44+2Вместо этого ребёнка помещают в первую попавшуюся группу и надеются, что прокатит.
А потом еще и гордо отчитываются о внедрении инклюзивности.Soukhinov
27.01.2023 19:59Не отчитываются, так как чаще всего не знают об особенностях ребёнка. Для них ребёнок с особенностями — скорее источник проблем, чем возможность «отчитаться о внедрении инклюзивности».
anka007
27.01.2023 18:37Если кто и озадачится диагностикой отклонений от нормы, то только родетели, и только они должны принимать окончательное решение. Все медицинские и психологические обследования - только по решению родителей. Родители вправе обратиться за помощью к специалистам, но окончательное решение за родителем, а не специалистом. Что делать с результами обследования - тоже на усмотрение родителей. Прям что-то опасное в моменте для ребенка не дадут сделать, консультация со специалистом нужна, но конечное решение как именно и в каком объеме компенсировать отклонение от нормы за родителями. Как именно осуществлять образование ребенка - тоже решение родителей, госудаство просто говорит "ребенка нельзя лишать образования".
Роль группы даже в занятиях математикой тоже занижаете. Не буду утверждать что именно зеркальные нейроны отвественны, возможно задействованы какие то другие социальные механизмы, но детям почему-то проще решать задачи сидя рядом, чем по отдельности.
Думаю вам надо просто ввести дополнительные занятия, направленые на компенсацию ограничений аутизма. Занятия с психологом или другим специалистом, который поможет преодолеть непонимание тех вещей, которые остальные воспринимают "а как же иначе то".
DaneSoul
27.01.2023 19:10считаю, что недопустимо проводить групповые занятия в школах и университетах. Как раз из-за обозначенных в статье проблем. Все занятия должны быть индивидуальными.
Про перенимание навыков подражанием уже тут написали, но есть еще одна очень важная функция школы — социализация (усвоение определенных норм поведения в обществе) и привитие навыков коллективной работы. Эти навыки не получится эффективно развивать вне группы.anka007
27.01.2023 19:29Простое помещение ребенка с выраженным аутизмом в детский коллектив скорее приведет к травле, которая навредит обеим сторонам. Здесь обязательно нужна направляющая работа специалиста, которая поможет и аутисту занять какое-то место в общетсве, и общетсву подобрать приемлемое место особенным людям.
Soukhinov
27.01.2023 20:52+2Я про эту «социализацию» имею, что рассказать.
Моя социализация началась в детском саду. Я пошёл сразу в старшую группу. Помню, мама привела меня в детский сад, было тепло, и дети на улице как раз делали зарядку. Мама оставила меня и ушла. Я стоял в стороне и смотрел. Они закончили, после чего один мальчик подошёл ко мне и сказал: «Привет. Ты новенький? Как тебя зовут?». Я ответил «Антон». После чего мальчик сильно ударил меня коленом в живот. Боль была невыносимая. Я упал и орал, корчась от боли. Мальчик гордо посмотрел на это и произнёс «А меня зовут Петя. Я здесь главный». Подошла воспитательница и повела мальчика за руку подальше от меня со словами «Петенька, не обижай мальчика. Он новенький». Я так и лежал на земле, и у меня сильно болел живот. Ко мне никто и не подошёл. Минут через 10, когда все стали уходить, воспитательница крикнула мне издалека «Чего лежишь?! Идём завтракать!».
В школе меня били (и я часто не знал, кто, т.к. мне сложно различать людей). Но разбитый пару раз в год нос и лопнувший от удара в живот аппендикс можно и потерпеть. Это не главная проблема.
Главная проблема — психологические травмы. С меня все смеялись, год за годом взращивали ощущение ничтожности и неполноценности. Самое частое, что я наблюдал, это то, что общение со мной считалось чем-то вроде «зашквара». Я мог нормально общаться с одноклассниками и одноклассницами, только если они были по-отдельности. И они ещё озирались, не видит ли кто-то. Если подходил кто-то третий, то мой собеседник выдавал громким голосом что-то типа «Ну, Антон, ты и придурок! Если бы я был такой, как ты, я бы повесился». После этого уходил.
Один из ярких случаев: общаюсь со знакомым (назовём его Вася), подходит третий человек и говорит «Вася, как дела?», на что Вася отвечает «Да тут этот дебил что-то от меня хочет». Я говорю «Вася! Что ты такое говоришь?! Нормально же общал…» Но он прервал мою речь сильным ударом кулака, порвал кожу мне на лице. В милиции он потом сказал, что я первый полез в драку, а подошедший третий подтвердил, что именно так и было.
anka007
28.01.2023 11:42+1Хочется добавить, что коллектив, в котором происходит травля, вредит не только только тому, кого травят. Это наносит вред и тем кто травит (они тоже не умеют строить здоровые отношения с другими и у них тоже есть проблемы с эмпатией, и счастья им это совершенно не прибавляет, разве что в случае паталогической психопатии), и тем кто присуствует пассивно (вот такое прогибание под сильного, боязнь высказать свое мнение не является нормой здоровых отношений с окружающими). Так что взрослые должны быть заинтересованы, чтобы травли в классе вообще не происходило (а не только конкретно вашего ребенка не травили).
С особыми детьми особая ситуация: с ними сложнее предугать насколько серьезный вред будет нанесен в каждом случае. Прощупывание границ допустимого всегда происходит, а если нарушена обратная связь, дети просто не могут трактовать нестандартную реакцию должным образом. И деликатности от детей ждать сложно, сколько родителей получало чувствительные пинки от своих совсем маленьких детей в процессе игры, с психологией так же, дети просто не понимают, что какие-то слова могут сильно ранить.
toxicdream
26.01.2023 21:25-2Хоспидя, размазали соплей по дереву.
Всю статью можно уместить в одно выражение:
Когнитивное искажение "Проклятие знания".
GeorgeIV
27.01.2023 11:10+1Поваров на вас нет - "Солим на глаз", "Сахар по вкусу"... )))
Akon32
27.01.2023 13:30А ещё бывает, что "15 минут" - это по обычным часам 25 минут, если не 40 минут.
"Солим на глаз"
Где-то я видел статью, в которой автор утверждал, что соли почти всегда нужно сыпать 1% от массы блюда. Инженерный подход!
BigBeaver
27.01.2023 15:47Потому, что это примерно соленость крови. Проблема в том, что сами продукты имеют разную соленость сами по себе. Мясо более соленое, чем овощи. Майонез бывает разной солености, а если в рецепте соевый соус, то иногда бы хотелось чего-то еще для снижения солености сыпануть.
DivoTech
27.01.2023 21:36У людей ещё есть склонность к усложнению. И это усложнение даже считается чем-то хорошим. Поощряется чрезмерное использование узкоспециальной терминологии. Если бы галеты назывались "сухим печеньем", чем они по сути и являются, то непонимания с продавщией не возникло бы
Soukhinov
27.01.2023 22:02А куда направлять пулл-реквест по модернизации русского языка?
Я предлагаю следующие изменения:
Дни недели переименовать в «перводень», «втородень», «третьедень», «четвердень», «пятодень», «шестодень», «седьмодень» (по аналогии с литовским языком).
Месяцы переименовать в «первомес», «второмес», «третьемес», «четвермес», «пятомес», «шестомес», «седьмомес», «восьмомес», «девятомес», «десятомес», «одинномес», «двенадцемес».
Столицы стран сделать производными от названия страны: Литвоград, Украиноград, Германоград, Францоград, Россоград, и т.д.
Род неодушевлённых существительных оставить, но сделать его чисто формальным, однозначно зависящим от окончания: лень, тень, пень, плетень, работал всю день.
Слово «свободный» оставить, но его можно использовать лишь в таких высказываниях, как «свободные сапоги», «туалет свободен».
DaneSoul
27.01.2023 23:52Дни недели переименовать в «перводень», «втородень», «третьедень», «четвердень», «пятодень», «шестодень», «седьмодень» (по аналогии с литовским языком).
Кстати, в китайском языке именно по такой логике оно и называется! (кроме воскресенья)
Месяцы переименовать в «первомес», «второмес», «третьемес», «четвермес», «пятомес», «шестомес», «седьмомес», «восьмомес», «девятомес», «десятомес», «одинномес», «двенадцемес».
GDragon
О да, ох уж эти выбрасывания "очевидных" по мнению составителя вещей из инструкций...
На заре моей карьеры эникейщика, пришлось обновить прошивку одной из внутренних атс.
"Инструкция:
1) Выключаем АТС
2) Вытаскиваем флеш карту
3) подключаем флеш карту через кардридер к ПК
4) загружаем на флеш карту новый файл микропрограммы
5) вставляем флеш карту обратно в АТС
6) Включаем АТС и ждём конца обновления которое будет показано определённым миганием индикаторов."
Долбался почти неделю, оказалось перед 6) надо ещё открыть корпус АТС и перевести переключатель из режима нормальной работы в режим прошивки, а после прошивки выключить и перевести обратно. Но в инструкции этого никто не указал, ведь в 500 страничном талмуде о первоначальной настройке атс про это указано...
Перед новым годом натыкался на обзор - "гирлянда своими руками из светодиодной ленты на ws1228b при помощи ESP-01 и ESP-01s RGB LED"
В обзоре есть и ссылки на сам микроконтроллер и на плату расширения для работы с LED, на скачивание программы, настройку, прошивку...
Но ни словом не упомянуто про то что для прошивки микроконтроллера через пк понадобится USB-UART модуль.
Тоже очевидно для тех кто постоянно прошивает микроконтроллеры, но для новичка его отсутствие станет проблемой, как минимум необходимостью его искать и дозаказывать - а это лишние деньги или время.
Newbilius
С другой стороны, инструкции и туториалы реально пишутся для разного уровня "новичков". Не будете же вы каждую статью на сайте по разработке начинать с рассказа "что такое компьютер, как им пользоваться"? Пост пишется под какую-то аудиторию с каким-то бэкграундом. Как и инструкции, лекции, и т.п.
GDragon
Так и упомянутый обзор был далеко не на хабре! :)
domix32
Обычно в таких случаях вставляют некоторую новичковую секцию, а всё остальное становится частью "для продвинутых пользователей". Тот кто знаком с основами просто скипает новичковую часть или забирает оттуда какой-нибудь cheatsheet и идёт читать дальше - идеально. Благо тренд написания документаций постепенно приходит к подобному.
Что-то похожее появляется и в коде, когда вместо описания миллиона флагов и зависимостей создаётся несколько configure скриптов
DaneSoul
NemoVors
С другой стороны, когда ты уже в "теме", то читать инструкции для новичков - сущее мучение. Если это инструкция к устройству с тремя кнопками и парой проводов - еще ладно. Но мне как-то попалась инструкции к винде. Так там конструкции рекурсивные доходили до безумия.
Что-то вроде: чтобы перенести файл в другую папку необходимо вырезать его. для этого нажмите откройте мой компьютер, диск д, найдите нужную папку, наведите на нее указатель, потом вызовите контекстное меню, для это, не сдвигая мышь, нажмите правой... <> после этого нужно вставить файл на новое место, для этого откройте мой компьютер, диск д,..... и т.д.
Когда было нужно найти как сделать что-то нетривиальное - приходилось пробегать всю эту стену текста (иногда не на одну страницу со скриншотами винды98 обычной типографской печатью).
В общем для некоторых сложных штук нужны две инструкции или куча перекрестных ссылок. Но всем очень лениво это делать.
К слову часть моей работы - писать инструкции к линуксу для ээм... мягко скажем непользователей. Благо не ко всему линуксу а только к конкретному ПО на нем. В общем найти баланс между 500-страничным монстром и "это очевидно" очень сложно. Поэтому у нас в отделе все инструкции вычитывает специальный человек, который на "вы" с компьютером. Что не мешает этому человеку работать с этим самым компьютером и решать рабочие задачи в остальное время - я сам удивляюсь как это в одном человеке сочетается, хотя мы уже там 2 года работаем.
konst90
Да запросто. Решать рабочие задачи в одной конкретной программе не означает умения сделать хотя что-то в системных настройках или освоить другую аналогичную программу.
Это как, например, с автомобилем. Человек может двадцать лет провести за рулём, но при этом не уметь ничего, кроме собственно управления машиной. У меня с женой так - она машину водит довольно уверенно, но за четыре года стажа ни разу её не заправляла, не говоря уже о проверке жидкостей или посещении сервиса. Всё это делаю я.