Найдите школу, в которой преподавателям много платят. Школами обычно руководят бизнесмены, и зарплата преподавателей в них примерно одинаковая. Ходил как-то на собеседование в школу английского, которая предлагала зп аж в два раза выше среднего по Москве! Методист беседовал со мной 3 (три) часа. Стало понятно, почему высокая зп: они ищут и стараются удержать квалифицированные кадры. На работу я к ним не пошёл, потому что внезапно начал зарабатывать больше как репетитор, но много лет рекомендовал эту школу знакомым. Высокая зарплата преподавателей говорит о том, что владелец школы, скорее всего, сам бывший преподаватель и переживает за результат работы.
Почему хорошего преподавателя сложно найти? Начнём с того, что на современном рынке их действительно очень мало. Каждый год факультеты иностранных языков выпускают тысячи дипломированных преподавателей, но толковые люди редко идут работать по профессии. Они идут на такие должности, где знание иностранного языка является ОДНИМ из требований. Довольно типичная карьера амбициозного выпускника иняза — поработать пару лет за копейки в бюро переводов, получить опыт и уйти в серьёзную организацию каким-нибудь менеджером по работе с иностранными компаниями. Именно В ПРЕПОДАВАНИЕ идут обычно троечницы с иняза, у которых нет особого желания развиваться: в вузах и на курсах мало платят, и по-настоящему хорошо зарабатывают только репетиторы с именем.
Часто советуют выбирать репетитора, основываясь на беглости его речи в том языке, который он преподаёт. Это примерно то же самое, что выбирать тренера по тяжёлой атлетике, руководствуясь тем, сколько железа сам тренер способен поднять. Есть отличные преподаватели и переводчики, которые не могут похвастаться беглой речью на том языке, с которым работают. В статье «О развитии навыка говорения» я разбираю этапы и механизмы формирования разговорных навыков. А здесь разобраны мифы, которые языковые школы активнее всего используют для сравнительно честного отъёма денег у населения. В голове практически каждого человека (независимо от образования и IQ) застрял хотя бы один из этих мифов.
Могу рассказать, как я отбираю преподавателей английского в свою школу.
Для начала им даётся сложный диктант по русскому языку. На пунктуацию внимания особо не обращаем, только на ошибки именно в словах. Диктант по русскому языку тут при том, что способность чувствовать родной язык и разбираться в нём напрямую коррелирует со способностью работать с иностранным. В родном языке зашиты механизмы мышления, человек мыслит категориями языка. Как правило, чем лучше у человека развита родная речь, тем яснее он мыслит. Факт из нашей практики: 90% соискателей в сложных диктантах из ≈100 слов делают от 5 до 15 ошибок.
Второй тест, который проходят кандидаты, — логические задачи. Простые, не требующие специальных знаний. Сложные не даём сознательно: в стрессовой ситуации тестирования даже неглупый человек может растеряться и не решить. Даём три задачи и ждём от кандидата, что он решит хотя бы одну. 70% московских преподавателей английского не решают ни одной. Некоторые прямо на тестировании устраивают истерики: коговыздесьнабираетеягуманитарий! Мой опыт говорит о том, что навыки логического мышления в преподавании языка обязательны.
Fun fact. Эти первые два теста отсекают 90% кандидатов, проводит тесты администратор Елена. Некоторое время назад у меня с ней состоялся диалог:
— Ты заметила, что если человек хорошо пишет диктант, у него, как правило, и задачи решены неплохо? А если не решена ни одна задача, то и диктант завален.
— Конечно, заметила. Видимо, мозги у человека либо есть, либо нет.
Небольшой грамматический тест регулярно демонстрирует, что дипломированные преподаватели со «свободным» английским могут не понимать важнейшие БАЗОВЫЕ вещи про этот язык!
Люди обычно очень криво выражают мысли. На бытовом уровне это не очень заметно, но становится нагляднее, если требуется объяснить сколько-нибудь сложную вещь. Тех, кто прошёл тесты, я прошу лично для меня провести 40 минут занятия на заданную тему. Наблюдаю не столько за методическими приёмами, сколько за тем, как человек формулирует мысль, записываю по ходу моменты, которые можно понять по-разному. Чаще всего занятие приходится прекращать после первых 10-15 минут: кандидаты демонстрируют преступную для преподавателя неспособность выражать мысли. После этого принимаю решение: поддаётся конкретный случай коррекции или лучше сразу попрощаться.
Если в Третьяковской галерее на 1-е апреля заменить шедевры живописи на некачественные копии, большинство посетителей ничего не заметит. Потому что они оценивают шедевры живописи на уровне «нравится/не нравится». Им может понравиться мазня, за которую пинками выгонят из художественной школы, и НЕ понравиться шедевр. Это НОРМАЛЬНО: они и не должны разбираться, этим отличается профессионал от непрофессионала.
Вот точно так же человек без специальной подготовки не способен разглядеть талантливого преподавателя: у него просто нет критериев оценки. Чтобы эти критерии сформировать, нужно самому поработать преподавателем несколько лет, и хотя бы первое время под руководством хорошего наставника. У меня эти критерии есть, поэтому я много раз отказывал в трудоустройстве кандидатам с учёными степенями, впечатляющим резюме, выглядящим очень авторитетно и представительно. Они понравились бы студентам, но я понимал: c работой вряд ли справятся. А порой попадались невзрачные молодые люди без заслуг, зато с тем самым редким сочетанием личностных и профессиональных качеств.
Не каждому в этой жизни доводилось даже просто сталкиваться с качественной преподавательской работой. (Зато каждый уверен, что сталкивался.) То, что эту сложнейшую и важную профессию сделали НАСТОЛЬКО непрестижной и низкооплачиваемой, — это, без всяких преувеличений, трагедия, почему-то не осознаваемая обществом. А! Некому было научить выстраивать причинно-следственные связи…
P.S. Моя статья на похожую тему.
Комментарии (4)
shabelski89
30.01.2023 01:07+4В статье так и не увидел ответ на вопрос как же сделать правильный выбор?
Здравствуйте, какая у вас зарплата ?
300 т.руб.
Отлично, буду у вас заниматься!
Areso
30.01.2023 01:27+3Не знаю как насчет преподов английского в школах, но вот с эйчарами из рекрутинговых (кадровых) агентств корреляция (обратная) точно работает.
Смотрите, если там платят копейки эйчарам, то и эйчар будет работать плохо. Даже не потому что он плохой, а потому что нужно гнать поток, чтобы выйти хотя бы на удовлетворительный уровень заработка. Сорри, с поточными эйчарами мне не о чем разговор вести: они не слышат (да и не слушают) меня, ну а мне нет резона идти по "анкета"->"тестовое задание"->"12 собеседований". Был бы я свежим выпускником универа - можно было бы пойти этому флоу, но я не свежий выпусник.
Примеры: один эйчар упорно требовал заполнить анкету по PHP, потому что в резюме у меня где-то на полях было указано, что я когда-то фрилансил на нём. Я ответил сорсеру, мол, давно не работаю и не интересно, но если у вас будет что-то вроде {{ описание }}, то милости прошу. Получил повторно ссылку на анкету. Забанил.
Другой случай. Рекрутёр прислал 12 вакансий. Админы, разработчики, еще что-то, даже QA (при том, что тесты я не особо люблю и не особо умею). Забанил.
Третий случай. Рекрутёр присылал что-то вроде Senior Django Developer и тратил битый час на уговоры прийти на собес. На мои вежливые комментарии, что я Django я не знаю, да и Python использую для средств автоматизации инфраструктуры, получал заход на второй, третий, энный круг. Не забанил, но просто перестал отвечать.
И т.п. Таких случаев можно вспомнить много, но, как правило, все они именно с историей про сорсеров или рекрутеров КА (РА), где непосредственным исполнителям платят мало, и они работают руками, а не головой.
TL,DR: если зарплата у преподов в школе маленькая - туда точно не стоит идти.
AlexM2001
30.01.2023 09:29Я ответил сорсеру, мол, давно не работаю и не интересно, но если у вас будет что-то вроде {{ описание }}, то милости прошу. Получил повторно ссылку на анкету.
По скриптам работают IMHO
Pastoral
Школа где много платят - та, где переживают за результат? Вариант. Туда, где много платят, в первую очередь и набиваются блатники и имперсонаторы - тоже вариант.
Преподаватель не говорит бегло на языке? А как он даст пример, или лучше сказать опыт, использования языка? Беглость речи преподавателя - она как свежесть осетрины, ИМХО. В школе же языку учат, не лингвистике.
Пунктуацию туда, орфографию сюда. Очень умно, до отвращения. ИМХО, и там и там есть такие ошибки, которые логика исключает, и ошибки на знание частных случаев и правил от произвольного выбора произошедших. Первые - тревожный сигнал, вторые - в игнор.
Как отличать неумение выражать мысли от отсутствия таковых? Надо будет почитать постскриптум…
Как это я, человек простой до обыденности, не смогу отличить плохого преподавателя от хорошего? Ну-ка, объясни мне чего-нибудь… Так и до того, что простой человек хороший обед от плохого не отличит, договориться можно.
О чём это я? А статья о чём?