Занял столик, сделал заказ официанту, подождал, поел и расплатился — вот та схема, по которой уже более сотни лет люди обслуживаются в большинстве ресторанов. Кажется, эта схема является утвержденной и незыблемой, однако создатели проекта Interactive Restaurant Technology с этим в корне не согласны.

image


С момента запуска проекта в 2011 году, открылись уже три ресторана, которые используют в своей работе технологии IRT — на Кипре, в Дубае и Абу-Даби. И уже строится несколько новых — в Европе, Северной Америке и Азии. Также украинский проект стал резидентом программы Microsoft BizSpark.

Об истории проекта и секретах успеха, рассказал его основатель — Дмитрий Костик.

Коротко о технологии и особенностях.

В заведениях, работающих по IRT технологиям, посетители сидят за большими интерактивными столами, делают с их помощью заказы, совершают покупки в онлайне и общаются с другими посетителями. Даже сам интерьер ресторана может меняться, ведь на сенсорные панели можно вывести любое изображение.

Несмотря на значительные суммы инвестиций, два ресторана, открытых в рамках проекта Interactive Restaurant Technology, уже окупились. А саму компанию IRT, основанную всего четыре года назад, уже оценивают в десятки миллионов долларов.

image

Техническая реализация

Технологии, которую сейчас применяют в тех же Microsoft Surface или iPad, использовать в ресторанах нельзя. Во-первых, нельзя сделать подобную панель размером больше, чем 23-30 дюймов. Причем это ограничение не производственное, а физическое: в таких экранах используется индиум-титано-оксид (ITO) и на скорость перемещения электронов мы никак не повлияем. Во-вторых, у всех подобных устройств толщина стекла от 0,4 до 1,2-1,4 мм — представьте, что будет, если на такое стекло вы обопретесь всем весом. В мире попросту нет сенсорных технологий, которые могли бы работать через стекло толщиний более 10 мм. В-третьих, нужно было разработать тачскрин, за которым могут работать одновременно много пользователей: у большинства сенсорных экранов количество одновременных прикосновений ограничено десятью. В общем, много было технических нюансов, которые заставили поломать голову и придумать что-то новое.

В итоге была разработана технология, у которой нет аналогов в мире. Например, стол, который может распознавать форму объекта, «понимать», что на стол положили телефон или вилку, распознавать лица сидящих и определять пол и т.д. Все столы работают на ОС Windows.

image

Окупаемость проекта

Сейчас уже работают три ресторана: один на Кипре (Oshi), еще два — в Дубае и Абу-Даби. Два ресторана — кипрский и дубайский — уже полностью окупили вложенные инвестиции, один за пять, второй за 11 месяцев.

Вложения в Кипрский ресторан составили — 460 000 евро, окупился он за 5,5 месяцев и с тех пор зарабатывает. В дубайский — $970 000, он окупился за 11 месяцев. Откуда прибыль. Во-первых, увеличение продажи на 32%, банально продавая с помощью столов больше еды и напитков. Во-вторых — экономия на персонале. Обычно, в ресторане на 100 посадочных мест нужно 8-9 официантов, тут — два. На Кипре зарплата официанта — 1000 евро, соответственно, чистая экономия только на заработной плате составит 6-7 тысяч.

Если взять оборот ресторана за 100%, классической ресторанной модели в нем будет где-то 48% (продажа еды и напитков). Еще 52% — это реклама и все, что с ней связано. Например, винная компания хочет к стейкам продавать вино — и столы могут использоваться как e-commerce-инструмент. Или Coca-Cola, заказывает трансляцию с ЧМ со своим логотипом, Adidas покупает баннеры с рекламой кроссовок и т.д. Если брать в среднем по миру, маржа «на еде» у классического ресторана — около 30%, тут — 90.



Сенсорные стенды обеспечивают атмосферность, вау-эффект, который мотивирует человека приходить еще и приводить друзей. Есть возможность случайным образом менять изображения настенных панелей. Очень хорошо это работает для праздников. Представьте свадьбу, где весь ресторан можно превратить в сказку с осыпающимися лепестками роз — при этом вообще не нужно тратиться на декор.

Комментарии (55)


  1. rommas
    30.03.2015 13:42
    +7

    Очень здорово!
    Но почему, чтобы сходить в такой ресторан от украинских разработчиков, я должен ехать на Кипр или в Арабские Эмираты?


    1. Gero
      31.03.2015 06:35
      +3

      Потому что в Украине такие вложения в ресторан не смогут окупаться, как минимум, в ближайшее время.


      1. AlexLM
        01.04.2015 12:05

        Более того, в Киеве уже есть опыт открытия похожехо заведения:
        18.12.2008 ( itc.ua/news/v_kieve_otkrylsya_pervyj_v_evrope_restoran_virtualnoj_realnosti_34848/ ):
        «В киевском ТРК «Блокбастер» открылся первый в Европе высокотехнологичный информационно-развлекательный ресторан, сидя за столиком которого посетители смогут совершить виртуальное путешествие в Нью-Йорк, Шанхай и даже на другую планету.
        … Специальные терминалы, установленные на каждом столике, позволяют посетителям принимать в них участие. Они же выполняют функции электронного меню для заказа блюд.»

        Выглядело так:
        image


  1. MelnikovArtyom Автор
    30.03.2015 13:49
    +3

    Думаю, компания не сама открывает рестораны, а ищет партнеров по всему миру. По видимому наши компании пока не готовы вкладывать в такой бизнес. А жаль.


  1. isden
    30.03.2015 13:56
    +3

    > Во-вторых, у всех подобных устройств толщина стекла от 0,4 до 1,2-1,4 мм — представьте, что будет, если на такое стекло вы обопретесь всем весом. В мире попросту нет сенсорных технологий, которые могли бы работать через стекло толщиний более 10 мм.

    Ну как это нет, уже много лет есть в свободной продаже, начиная от акустических сенсоров и заканчивая ИК / оптическими.


    1. qbertych
      30.03.2015 14:37
      +1

      И на Хабре уже было.


  1. EndUser
    30.03.2015 14:34
    +2

    Не совсем понятно, зачем, помимо вилки и телефона, распознавать лица. Клиенты ложатся лицом на стол?


    1. WingedFlame
      30.03.2015 14:50
      +6

      Представьте свадьбу...


      1. maaGames
        30.03.2015 14:51
        +8

        Приличные люди ложатся лицом в салат, а не на стол.


        1. gatoazul
          30.03.2015 16:51
          +4

          Сенсорный салат — перспективная разработка. Пока секретная


    1. leorush
      30.03.2015 14:52
      +3

      На этот столик больше алкоголь не приносить )


    1. Extremum
      31.03.2015 00:36

      Не совсем понятно, зачем, помимо вилки и телефона, распознавать лица


      Например, для сбора данных о конкретном посетителе, его предпочтениях, частоте посещений. Это немаловажные данные.


    1. prishelec
      31.03.2015 01:05
      +1

      Чтобы знать, не пора ли уже подносить салатик ).


  1. maaGames
    30.03.2015 14:50
    +4

    Если столы не умеют автоматически фотографировать еду и отправлять фотку в инстаграмм, то проект не взлетит.


  1. delfi
    30.03.2015 14:54
    -1

    Идя в такое заведение — хочется отдохнуть от всяких телефонов, планшетов. А тут огромный экран прямо перед глазами.
    Да и будущего в этом маловато, как по мне.


    1. MelnikovArtyom Автор
      30.03.2015 15:10
      +6

      Очень спорно, желая отдохнуть от гаджетов, Вы идете, как раз в обычный ресторан. А идя в ТАКОЕ заведение, вы хотите еще больше погрузиться в электронный мир, не отвлекаясь на скучное, бумажное меню, и общение с (не приведи Господи) живым человеком (официантом). Эти заведения рассчитаны на поколение, которое все время носом в телефоне. О времена, о нравы)

      Однако как способ ускорения обслуживание, идея очень неплоха.


      1. delfi
        30.03.2015 15:22
        +1

        Согласен, каждому нравится свое.
        Насчет цифрового меню сразу вспоминается суши вок и подобные заведения, где выбираю блюдо с экрана, а тут он бац — и показывает уже другой набор блюд. Хорошо, что там прилагается бумажное. Но в данном случае — меню управляется посетителем, так что таких проблем не будет.

        Так и представляется, когда неумелые руки админа допустили такой стол до интернета или просто заразили чем-нибудь и на пол стола будут рекламные баннеры сомнительного содержания.


        1. MelnikovArtyom Автор
          30.03.2015 15:29
          +2

          Ну это уже аспекты работы системы и администрирования. Мои знакомые были в ресторане на Кипре, охарактеризовали как «прикольно». Но они не из поколения «гаджетозависимых», так что просто нажимали на блюда которые хотели заказать и все.

          А вообще удобно. Видишь в меню непонятное блюдо, нажимаешь на него, тут тебе и фотография и описание и ссылка на википедию если совсем не понятно.


      1. ncix
        31.03.2015 10:16

        >> отвлекаясь на скучное, бумажное меню, и общение с (не приведи Господи) живым человеком (официантом)
        Последнее время стал замечать, что не смотрю в меню вообще, а просто говорю с официантом — быстрее и удобнее получается (для меня). Но это не в критику проекта, скорее заметки к ЦА.


        1. Chamie
          31.03.2015 12:36

          А это заведение идеально для интровертов ^__^


    1. dyadyaSerezha
      30.03.2015 18:29
      +1

      Или наоборот, приходишь в ресторан, садишься за стол, а он, распознав лицо…
      — Привет, Серега! Как жизнь? Я уже залогинился за тебя в Фейсбук, Вконтакте, на твою почту и даже перевел сюда сообщения по Воцапу. Жене написал, что ты на работе, срочное задание. Заказывать будем, как всегда? А потом девочек? Тех самых? Как в прошлый раз?
      В-)


      1. delfi
        30.03.2015 18:46
        +10

        И тут самое печальное — жена сидит рядом и выбирает вместе с тобой блюдо.


        1. vlreshet
          31.03.2015 10:04
          +3

          А самое печальное — ей стол тоже говорит «Привет Лен! Как жизнь? Я уже… „


  1. evtomax
    30.03.2015 15:12
    -5

    А чем это лучше сайта или приложения заведения на мобильном устройстве посетителя? Если не считать вау-эффект, который быстро сойдёт на нет.


    1. MelnikovArtyom Автор
      30.03.2015 15:18
      +5

      Думаю, большой экран дает бОьшие возможности. На пример пока несут заказ можно поиграть в игру на подобии арканоида вдвоем, на экране.


      1. evtomax
        30.03.2015 16:13
        -1

        Если бы стол умел быть устройством ввода и вывода для моего мобильника, то было бы круто. Или хотя бы умел через какой-нибудь NFC автоматически входить во все мои аккаунты в интернете.


        1. norlin
          30.03.2015 17:01
          +2

          Вот уж в таком случае я бы держался от таких столов подальше.

          Положил мобильник на стол в ресторане, потом приходишь домой – а оказывается всех друзей и знакомых уже заспамил рекламой ресторана, все в курсе, как и с кем ты поужинал, сколько выпил и т.д.

          И это ещё в лучшем случае. А в худшем — оказалось, что с твоих карточек через интернет-банк списали все остатки средств.


          1. evtomax
            30.03.2015 17:15

            Если сделать так, чтобы это было безопасно и удобно, тогда это реально будет прорыв.


      1. Aclz
        30.03.2015 18:13
        +2

        Если это фастфудница — то да. А в ресторане, куда люди приходят совместно провести время, даже телевизоры отвлекают. В общем, решение достаточно спорное и неоднозначное.


        1. Chamie
          31.03.2015 12:38

          Потому что телевизор вещает на всех, и смотреть его — это не совместное действие. Ходят же люди в кафе в настолки играть?


    1. Sing
      30.03.2015 18:35
      +2

      > А чем это лучше сайта или приложения заведения на мобильном устройстве посетителя? Если не считать вау-эффект, который быстро сойдёт на нет.

      1. Вы впервые в ресторане. Откуда у вас приложение на мобильном устройстве?
      2. Вы ходите каждый день в разные рестораны. Нужно ли вам 500 приложений сомнительного качества на мобильном устройстве?
      3. Вы — турист, в первый и последний раз в этом ресторане. Зачем вам скачивать, устанавливать и разбираться в приложении?

      А помимо вау-эффекта, самый очевидный — заработок на туристах. Люди, которые бывали заграницей (желательно, в глубинке) поймут: заходишь в ресторан, а там всё в стиле ?? ???? ???? и выбирай, что хочешь. Подобные столы могут переводить меню (даже просто гуглтранслейтом), и вы можете посмотреть в интернете, что это за блюдо и с чем его едят, а также заказать его, не объясняя на пальцах заказ не знающему английский официанту.


      1. evtomax
        30.03.2015 19:07

        Все 3 проблемы решаются с помощью сайта. Можно вообще подавать планшет вместо меню.


        1. Sing
          30.03.2015 23:43

          Сайт нужно набрать ещё. Для этого нужно как-то подключиться к интернету. И нужно допереть до того, что именно в этом кафе есть такой сайт. И если надпись «supersite.com ????? ???? ????» вы сможете опознать и понять что делать и как туда заходить — вы круты. Слишком много препятствий.

          Планшеты тупо унесут. Вход разрешён всем же.


      1. vlivyur
        01.04.2015 12:55

        В Эрмитаже как-то же у меня оказалось их приложение, я про него не знал, интернет на телефоне выключен.


  1. AndreyDmitriev
    30.03.2015 16:29

    В Гамбурге есть ресторан с «автоподачей» еды. «Хай тека» там, правда не очень много. На входе дают пластиковую карту. У каждого стола есть терминал с тач-скрином — там делаются заказы. Почти всё можно заказать, за исключением кофе или горячего шоколада — их принесёт официант. Как заказали — еду доставляют по конвейеру прямо к столу. На второй полке крутящегося стола тарелки и бокалы. Детишкам нравится офигенно. Из недостатков — качество еды так себе, иногда кастрюльки застревают на конвейере — тётка с длинной палкой их поправляет. Поскольку заказ там «мгновенный» и звать официанта для заказа не надо — деньги улетают только так. После еды — сдали на выходе карту и расплатились. Ну и народу там дофига — надо резервировать столики заранее и уложиться в два часа.
    Вот как-то так это выглядит:


    1. MelnikovArtyom Автор
      30.03.2015 17:06

      Кран с пивом за твоим столом в пабе, наливай сколько хочешь, вот куда деньги улетают только так


      1. Stalker_RED
        30.03.2015 17:16

        Бывает, что кран «безлимитный» а деньги только на входе и на закуску.


        1. spc
          31.03.2015 13:27

          Прямо Джубатыкский фонтан какой-то.


  1. ntfs1984
    30.03.2015 17:18
    +1

    Боюсь в наших суровых реалиях без пифка и водовки, этому заведению не выжить.
    А с пифком и водовкой, не выжить сенсорному столику.


    1. vxsw
      31.03.2015 01:08

      Вот поэтому в ваших суровых реалиях такое заведение и открывать не собираются.
      Хотя ближайший аналог Trans Force к нам в свое время пришел из СПб, и вроде бы у себя на родине еще действует. Неплохое место было в принципе.


  1. Terras
    30.03.2015 17:37
    +1

    Существует одно хорошее правило в ресторанном бизнесе: «Как бы ты не старался избежать боя посуда и порчи мебели — ты от него не избавишься». Поэтому рестораторы идут двумя путями: «В дешевых заведениях ставят дешевые и неприхотливые столы», и есть специальные фирмы, которые разрабатывают специально такую мебель. Даже с огромным числом механических повреждений они выглядит более менее достойно (привет железные столы с узорами для скрытия царапин). В дорогих ресторанах мебель покупают также под специальный заказ, но её амортизация включается в стоимость заказа (наценка там естественно дикая).

    А тут на фото я вижу мальчика коктейлем за 100-150 рублей и таким столом. Как это экономически не сходится. Хотя в Эмиратах все может сработать, клиент готов платить =)


    1. weirdan
      30.03.2015 22:45

      Если брать в среднем по миру, маржа «на еде» у классического ресторана — около 30%, тут — 90.

      Итого, если в нормальном ресторане вы делаете заказ на 100$, тут вам этот же заказ выйдет в 336$ (700$ — 52% с рекламы).


      1. Chamie
        31.03.2015 12:43
        +1

        Как я понял, цена почти та же, но в неё заложено меньше з/п официантов, поэтому маржа выше.


    1. MelnikovArtyom Автор
      31.03.2015 08:58

      Если вы о первой фотке, то это не «мальчик с коктейлем», а основатель проекта — Дмитрий Костик))


      1. mtp
        31.03.2015 10:41

        «Это не киса, а Семён Михайлович Будённый»


  1. cesium
    30.03.2015 19:52

    Очень интересная разработка, если сюда еще добавить управление какой ни будь автоматикой. Например, если зона изолированная, то можно включать/выключать кондиционер, вентиляцию, изменять освещенность и/или цвет подсветки, Да в принципе много чего можно еще добавить.


  1. ruikarikun
    30.03.2015 20:02

    Есть ли во всём этом сенсорном ужасе какая-то защита от ложных срабатываний?
    О то ведь уже и локоть нельзя на стол положить без того, чтобы случайно что-то не нажать.


  1. bromium
    30.03.2015 20:42
    +4

    Как обычно, лукавство в расчете экономики проекта (что я увидел из приведенной информации):
    Ресторан окупился за 5,5 месяцев. А за сколько бы он окупился со стандартными столами? За 2?
    Как тут правильно уже заметили, поломка одного такого стола может свести на нет всю экономию на официантах.

    То есть не учитывается стоимость владения. А ведь еще поддержка софта, который крутится на этих столах и вс системе. К празднику «контент стола» сам волшебным образом не поменяется.

    То есть надо купить систему к столам и нанять недешевый персонал по его обслуживанию (если официант получает 1000, то инженер пйтишник сколько? И сколько таких понадобится?)

    Либо придется брать на аутсорс (скорее всего, в этом бизнес-модель проекта).

    Плюс затачивать софт по конкретного клиента (ресторан), наполнять контентом.

    В общем, стандартная ошибка (или сознательная): посчитать плюсы, но не посчитать связанные с этим затраты (а одно без другого невозможно) и сравнить варианты.


  1. stepik777
    30.03.2015 23:56
    +1

    Также украинский проект стал резидентом программы Microsoft BizSpark.
    Указано как какое-то достижение, там же просто регистрируешься, ждёшь 5 дней и пользуешься халявой.


  1. Zarohan
    31.03.2015 00:26
    +1

    Живу на Кипре, был в этом ресторане в Лимассоле. Что могу сказать, разок поиграться — отлично, но не более. Там экран не сенсорный, а телевизор с какой-то приблудой, как я понял. Поэтому точности как на ипаде можно не ждать. У меня не получалось делать заказ легко и непринужденно, то ложное срабатывание, то несрабатывание, то еще что-то. К тому же, все-равно пришлось звать официанта, чтобы уточнить какую-то мелочь относительно блюда. Как-то так.
    Чуть не забыл — готовят вкусно.


  1. egormerkushev
    31.03.2015 11:25

    Надо, конечно, попробовать, но пока я вижу лучшим решением планшет, встроенный в стол или находящийся на очень гибком кронштейне, с приложением ресторана + всякие развлекательные штуки (видео, музыка и т.п.).


  1. paulpotseluev
    31.03.2015 13:36
    +2

    Хотел бы спросить у автора, почему не была указана ссылка на оригинал материала? Как-то нехорошо получилось.


  1. ArcherServant
    02.04.2015 08:28

    Что было бы удобно — если бы они прям в стол встроили заодно оплату картой. Выбрал — положил карточку на стол — ввёл пинкод.


  1. Gibarian
    07.04.2015 20:39

    Не знаю, что там в 2011 году впервые открылось на Кипре и в Дубае, но я в конце того же 11-го был в Молдавии и тогда еще видел такой ресторан в одном из кишиневских торговых центров. :) Лица и тем более пол он вроде не распознавал, но суть была та же — интерактивный стол, в котором поглядели меню и сделали заказ. А пока ждали, посидели в фэйсбучике и т.д.


  1. techzilla
    14.04.2015 12:42

    У нас в Петербурге есть похожая штука. Виртуальные путешествия по красивейшим городам Земли и планетам Солнечной системы, космическим просторам и сказочным странам. Их основная фишка в том, что туда приводят детей на обучающие программы и экскурсии. По-моему, очень ценная вещь, когда кроме антуража ты ещё и ребенка своего чему-то полезному обучишь. Меню «космическое» можно заказать с помощью такого же сенсорного экрана, но оно само по себе обычное. На заведение был огромный бум пару лет назад, а сейчас ничего о нем неслышно. Мне кажется, вау-эффект прошел и встал вопрос о том, как просто выжить на рынке