Все началось в далеком 2004 году, когда пользователь по имени Сэл Хан (Sal Khan) снял и выложил в сеть видео, в котором объясняет своему кузену курс математики. Абсолютно неожиданно для Сэла его видео обрело огромную популярность. К нему начали поступать в огромном количестве вопросы и просьбы снять подобные видео по курсу физики, биологии и т. д. Канал Хана развивался так быстро, что этого не могла не заметить администрация портала, и уже в 2010 году «Академия Хана» (Khan academy) получила 2 миллиона долларов от Gates Foundation на развитие. Сейчас академия является одной из наибольших образовательных платформ на просторах Интернета, предоставляя около 440 миллионов бесплатных микролекций более чем двум миллионам подписчиков. А ее видео просмотрели уже более пятисот миллионов раз.
Успех Хана подстегнул к действию новых «звезд» видеообразования. Писатель Джон Грин и его младший брат Хэнк создали свой научно-популярный канал «CrashCourse», на котором рассказывают о науке понятным каждому человеку языком. Канал охватывает практически все научные дисциплины — от биологии до астрономии. На данный момент у него более трех миллионов подписчиков, а самым популярным видео на канале стал ролик о сельскохозяйственной революции (набрал 3,8 миллиона просмотров).
Также популярными образовательными YouTube-платформами являются такие каналы, как «Veritasium» Дерека Мюллера (2,4 млн. подписчиков), в котором автор пытается ответить на интересующие всех с детства вопросы научным языком. Такие, например как «Есть ли предел скорости во Вселенной?» или «Откуда Солнце берет энергию?». А на «VSauce» Майкла Стивенса (8,9 млн. подписчиков) предлагаются практические примеры применения научного материала. Это выгодно отличает просмотр видеороликов от скучных теоретических выкладок в аудитории.
Именно соединение развлечения и пользы в таких видео объясняет постоянное увеличение зрительской аудитории подобных каналов. В свою очередь увеличение аудитории — это не только популярность и известность, но и прибыль. Некоторые образовательные платформы спонсируются через Patreon (аналог Кickstarter для писателей и художников), однако большую часть средств они получают от партнерской программы YouTube, которая позволяет создателям контента получать 55% прибыли, вырученной от рекламы. Успешные «ютуберы» получают чек с шестью нулями в конце года, что, конечно же, гораздо больше учительской зарплаты.
«Социальные медиа и Интернет совершили революцию в образовании. Ученики больше не боятся задавать вопросы учителю, чтобы не казаться глупыми. Теперь они задают их «гуглу», он их не осудит», — говорит создатель канала «VSauce» Майкл Стивенс.
Компания «Смайлс. Образование» полностью разделяет это мнение. Инновации в образовательной сфере имеют безграничные возможности для увеличения качества и доступности образования.
Комментарии (14)
Terras
03.07.2015 02:26+2Эволюция поколения Youtube — люди выросли, котиков им уже по статусу смотреть нельзя, поэтому они смотрят развлекательные шоу о науке (как разрушители мифов). Получается самообман: развлекаешься, но при этом типа «саморазвитием» занимаешься.
fir1st
03.07.2015 09:46+2Блин, вот как понять: то ли вы такой плохой и не любите мир, то ли так оно и есть.
ragequit
03.07.2015 14:03+3Вы тут господа, такие важные, мол, «фе, там же для тупых все». Выйдите на улицу и удивитесь, насколько слаб пласт знаний у людей.
У меня есть знакомая. Учитель физики и математики в средних и старших классах, весьма недурственный учитель, старается объяснить, а не изложить материал. Хорошо отучилась в ВУЗе, была отличницей в школе (учились на параллельных классах), умная. Как копнули — физику дальше школьной программы она не знает. Знания в астрофизике и космологии (общепопулярные) — нулевые. Прикладные знания по физике — нулевые. Про прочие естественные науки — то же самое.
Так что пусть люди смотрят хотя бы такие каналы и такие передачи, может, из 1 млн человек 10 тыс. заинтересуются научной стороной вопроса и копнут глубже. Если так — каналы были созданы не зря и миллионы за рекламу пошли не в пустую; если в год канал получает по 1$ за каждого подписчика, то склонить 10 тыс. человек к науке и более глубокому пониманию мира стоило всего 100$/чел, которые заплатили дяди, продающие вибромассажеры.leshabirukov
03.07.2015 17:32Так-то оно так, но сам формат продолжает приучать к потреблению разжёванной кашицы. А чтобы копать нужна самодисциплина и внимания поболее чем у пресловутой золотой рыбки.
BubaVV
03.07.2015 16:23По опыту. Только один из 500 комментов (строго оценочно на глаз) выше уровнем, чем «гы, круто».
leshabirukov
Тенденция сама по себе хорошая, но эти каналы миллионники (рекомендую ещё пару таких: SmarterEveryDay, MinutePhysics ) дают информацию довольно поверхностно, те кто копает глубже (Periodic Videos, русскоязычная ПостНаука ), как-то менее популярны, соответственно (имхо) не окупаются.
Halt
Ко всем вышеперечисленным от себя добавлю еще Numberphile (математика, теория чисел) и Thoisoi (химия).
namespace
Ты ошибаешься, цель этих роликов потешить псевдоинтеллектуальное эго, никого не интересует наука, все хотят быть умными.
JC_Piligrim
Говорите, пожалуйста, за себя. Если лично вас не интересует наука и вам хочется потешить своё псевдоинтеллектуальное эго и казаться умным, то это не означает, что у всех так.
Лично я смотрю подобные ролики для того чтобы:
1. получить общее представление о предмете;
2. понять, интересно или необходимо ли «по жизни» будет копать глубже, или на этом можно остановиться и искать интересное дальше в других областях. Хотя прямого профессионального отношения ни к химии, ни к физике, ни к матану, ни к астрономии и т.п. не имею, но сознательно расширяю границы своего незнания.
С этими задачами они прекрасно справляются.
P.S. В советские годы и немного после было много научно-популярных журналов, типа «Юного техника» и т.п. Там тоже всё очень поверхностно рассматривалось. Однако, мне было интересно их читать. И сейчас наблюдаю, что понимаю суть многих процессов и явленй лучше и адекватнее, чем те, кто никогда ничем таким не интересовался. Так что не стоит ругать всё подряд.
namespace
Интересный факт: я ведь даже ни за себя, ни за вас, не говорю. Я говорю за современное потребительское общество, которое, в большей своей степени не такое смышленное и искренне любознательное (вот оно, эго!), как мы с вами. Я даже когда-то был подписан на «Науку и технику», читал-просвещался!
vxsw
Вот это самое «потребительское общество» постепенно начинает раздупляться, как не быть тупо потребительским, и желательно этому всячески способствовать, а не тыкать пальцами. Вот я в детстве тоже почитывал «Науку и технику», которую выписывал отец, — еще рижскую, если помните такую, этот журнал загнулся чуть ли не самым первым в конце СССР. А кто-то уже в наше время вырос в семье челноков, или у матери-одиночки, или у конченых ГСМ, где угодно. Кто-то программировал дома с 80-х, кто-то собирал на б/у в 00-е (а в Африке кто-то только сегодня добрался до первого смартфона), разные ситуации бывают. Не нужен этот кастовый подход, он устарел. Я понимаю, что у нас (как в бывшей Росымперии, так и на австро-венгерском наследии) академическая наука уходит корнями в немецкую «кондовую» систему образования, все политехи с 19 века строились по этому принципу, да и школы тоже — где есть некий единый общий стандарт и твои дальнейшие перспективы зависят от уровня соответствия этому стандарту — будь то для обычных людей или для продвинутых учащихся каких-нибудь спецшкол, На нижних уровнях он уже давно не работает. Я знаю людей, которые после обычных столичных школ при всех отличных оценках с трудом владеют, скажем, английским, при том что в других направлениях более чем стараются. Сам я в свое время по инерции имел 5 за предметы типа литературы, которыми лет до 30 весьма слабо интересовался, или философии, которую учил в 17-18, а реально ее время для меня пришло в 23. Так вот если внимательно посмотреть, то нет никакого отдельного «потребительского общества» и отдельной «касты любознательных», а есть континуум личностей, с которыми надо как-то работать по принципу образования в течение всей жизни. Кто-то добирается до окончания школы к 100 годам и это не прикол, а наоборот показатель упорства в достижении целей:)