Современные профессии утрачивают «половые признаки», особенно в сфере ИТ. В команде «Криптонита» есть множество замечательных сотрудниц на самых разных должностях. К 8 Марта мы подготовили интервью с нашими охотницами на ошибки в ПО из департамента разработки. Они рассказали о буднях тестировщика и о том, как их профессиональные привычки повлияли на повседневную жизнь.

Инна Фролова, младший тестировщик

— Какой самый распространённый миф о работе тестировщика?

— Я бы хотела развеять миф о том, что тестирование — это скучная и монотонная работа. Творчества в нашей профессии достаточно много. Мы словно детективы с острым взглядом, хорошей памятью и аналитическим мышлением. Нам приходится много общаться с людьми, собирать информацию у всех участников процесса, анализировать требования, обдумывать сценарии тестирования и проводить сотни разных экспериментов. Также нужно уметь критиковать решения, убеждать разработчиков и тимлидов в том, что найденные неточности надо исправлять. Тестирование — это многогранная работа.

Ты участвовала в Bug bounty — поиске ошибок в программах за вознаграждение?

— На краудтестинговой платформе Testbirds (русскоязычная версия Crowdtesting) я поучаствовала в нескольких проектах, которые длились от пары часов до нескольких дней. Это е-commerce-приложения и сайты. За найденные баги я получала вознаграждение, но самое главное — я приобрела практический опыт тестирования ПО.

— Ошибки какого типа трудно выявить автотестами?

— На мой взгляд, при всех известных плюсах автоматизации ручное тестирование обладает большей гибкостью. Потому, что его можно адаптировать к любым конкретным требованиям. Например, при ручном тестировании я могу заметить проблемы при переходе между экранами приложения и ошибки, возникающие в стороне от основного сценария.

— Бывало ли так, что ты искала ошибку в коде тестируемого приложения, а она оказывалась в каком-то внешнем компоненте?
Такое иногда случается. Бывает и наоборот: ищешь ошибку в стороннем компоненте, а она скрывается в коде приложения. Если проблемы возникают в связанных модулях, мы обращаемся за помощью к разработчикам или DevOps-инженерам.

Ирина Манторова, младший инженер по тестированию

— Тестирование ПО — это больше мужская, или женская профессия?

— У профессии «тестировщик» нет пола. Всё зависит от профессиональных качеств человека и опыта. Для качественного тестирования нужны хотя бы базовые знания всех смежных областей. Подход к тестированию у каждого свой, и это хорошо, так как позволяет смотреть на продукт под разными углами. В конечном итоге это помогает выявлять бóльшее количество багов.

— Что тебя привлекает в работе тестировщика?

— Мне всегда хотелось работать в ИТ-сфере. Решила попробовать себя в тестировании. Часто слышу, что это «самый простой вход в ИТ». Я так не считаю, потому что для проверки продукта тестировщику приходится задействовать множество разных подходов. Мы проверяем руками, используем специальные инструменты, смотрим в консоль… Это не просто «нажать на кнопочку и получить результат».

— Профессиональные привычки как-то проявляются в твоей повседневной жизни?

— Да, профдеформация происходит довольно «весёлая». Через несколько месяцев работы начинаешь замечать наплывающие друг на друга кнопки в формах заказов интернет-магазинов, технические ошибки на рекламных баннерах и в бегущей строке новостей. Посещаемые сайты вдруг начинают возвращать код ошибки 500 (внутренняя ошибка сервера) в ответ на обычные действия, а терминал заказа еды подвисает именно на тебе. Для себя я тоже устраиваю тесты и в жизни. Например, однажды участвовала в «Гонке героев» и прошла её до конца. Там всё на адреналине, поэтому я решила так протестировать себя и свои страхи. Похожим образом вошла и в профессию тестировщика — захотела проверить, на что ещё я способна.

— Какие программы и сервисы ты тестируешь в «Криптоните»? — Корпоративный и карьерный сайты, внутренние сервисы компании, а также часть функционала ПАК для обработки больших данных «Берилл».

Маргарита Мельникова, инженер по тестированию

— Что привело тебя в профессию?

Тестированием заинтересовалась давно и стала обучаться этой профессии самостоятельно. Сначала это можно было назвать своеобразным хобби, но потом оно переросло в основную деятельность. Я стала учиться на профильных курсах, участвовала в программе бета-тестирования VK и в конечном итоге оказалась в «Криптоните».

— Какой самый смешной баг ты нашла за свою работу?

— Конкретный какой-то не вспомню, но самые смешные — это обычно те, которые порождают неожиданный результат. Недавно мне как пользователю попалась забавная ошибка в приложении доставки: «курьер будет у вас в течение 463 минут».

— Где лучше всего учиться на тестировщика?

— Лучше всего попасть на стажировку. Желательно там, где больше практики, и есть возможность поработать с баг-трекинговыми системами, реальными продуктами, и присутствует хорошая обратная связь от наставника. В этом случае будет больше уверенности на первой работе.

— Какой анекдот лучше всего отражает профессиональные привычки тестировщика?

Заходит тестировщик в бар… на руках… через окно. Заказывает пиво, два пива, корень из двух пива. Пьёт его из кружки, чашки, ложки, матрёшки. Берёт меню, отмечает ошибки. Просит счёт и засекает время его создания. Пробует оплатить картой, козырной картой, проездным. Требует вызвать администратора, демона, консоль. Подвешивает кассу, караоке, бармена.

Комментарии (2)


  1. TITnet
    00.00.0000 00:00
    +1

    Не увидел примеров дефектов, которые нельзя автотестами поймать. Кликбейт?


    1. Tituch Автор
      00.00.0000 00:00

      Заголовок в шуточной форме обыгрывает один из вопросов интервью. Ниже приводим расширенный ответ от наших тестировщиц.
      Есть определённые типы ошибок, которые принципиально не обнаружить автоматическими тестами. Например, это огрехи пользовательского интерфейса десктопных программ и переходов между окнами мобильных приложений. Также это проблемы с вёрсткой, различные технические ошибки (орфографические, нормативные etc.) и несоответствие дизайн-макетам. Ручное тестирование помогает быстрее обнаружить такие ошибки, особенно на этапе, когда в приложение часто вносятся изменения. Если же ошибки обнаружены пользователем, то для их устранения нужно сначала воспроизвести описанные пользователем действия. Это тоже относится к ручному тестированию.