Каждый из нас в течении своей жизни хотя бы раз создавал что‑нибудь прекрасное, творение своей фантазии. Но мало кто угадывал, что их творение могло бы стать химерой, опиумом для общества на долгие века. Один лишь образ может пробуждать нужные эмоции у разных поколений, стать узнаваемым с полу‑взора, как это случилось с образом улыбки, всеми известным «смайликом» (далее без кавычек). Этот универсальный не вербальный смысл несет в себе заряд позитива и легко узнается. Общепринято что иконка пришла к нам из телефона, и возникла когда‑то, как‑то и как бы сама собой. Но давайте разберемся, был ли «первооткрыватель» самого узнаваемого символа в мире. Кем он являлся и какие обстоятельства дали волю изобретателя смайлика представить образ обществу?

Рис. 1 Вариации простого смайлика, нарисованные искусственным интеллектом
Рис. 1 Вариации простого смайлика, нарисованные искусственным интеллектом

Итак, кто же на самом деле был первым создателем известного образа  со смайликом?

  Рис. 2 Первый создатель смайлика Харви Болл заработал на нем 45$
Рис. 2 Первый создатель смайлика Харви Болл заработал на нем 45$

Им официально был назван графический дизайнер из штата Массачусетса — Харви Болл. Он изучал изобразительное искусство в университете города Ворчестер, и был учеником одного талантливого художника, который обучал его рисованию логотипов. После чего, получив приличный опыт работы в коммерческом дизайне, он открыл свое рекламное агентство «Харви Болл Эдвертайзинг» в 1959м. В 1963 году он получил заказ на изготовление дизайнерского рисунка, который бы помогал новым сотрудникам внутри большой сетевой компании сблизиться и принимать друг друга позитивно. В этой страховой компании происходило слияние офисов, им требовался промо‑материал мероприятий для клерков, не знающих друг друга. Харви нарисовал смешную и незатейливую рожицу черным маркером на ярком и насыщенном желтом фоне. Работа, по словам самого Харви не отняла у него и 10 минут, за что он получил в качестве вознаграждения 45 долларов. Данное изображение растиражировали в виде круглых жетонов‑значков, и первый тираж в 100 экземпляров оказался недостаточным для заказчика. Последовали очередные заявки на значки со смайликом от той же и других компаний благодаря простоте и принятию «улыбающегося лица» в исполнении Харви Болла. Кол‑во экземпляров достигало тысяч и десятков тысяч значков к 1971 году. Желтое лицо с улыбкой стало популярным и узнаваемым символом в начале 70х. С этим символом также начали употреблять фразу «Счастливого Дня». Харви Болл предпринял попытку зарегистрировать его работу и обратился в одно из патентных бюро. Но лицензионные адвокаты заявили ему что подобный символ не может принадлежать ему лично, т.к. он является достоянием общественности. Он не стал особо расстраиваться, так как по своей натуре не был человеком с запросами, и уже привык довольствоваться малым. В одном из интервью он признался что был очень рад тому, что уже сделал этот мир немного лучше и гордился этим. Кроме того он замечал «что за один раз можно съесть только один стейк и ехать только на одном автомобиле». «Я не был помешанным на деньгах парнем» — заявлял он. Все же спустя много лет, в конце 90х он снова взялся за патентование смайлика, который был нарисован им лично. Кроме патента на товарный знак, в 1999г. он году учредил организацию «Ворлд Смайли Фаундейшн» и с его подачи праздник «Всемирный день улыбки» в США стали отмечать несколько раз в год, в первую пятницу октября, 25 июля и 12 апреля.

Рис. 3 На одном из благотворительных мероприятий в 1998г. Харви раздает изображения со смайликом бесплатно
Рис. 3 На одном из благотворительных мероприятий в 1998г. Харви раздает изображения со смайликом бесплатно

Впервые нарисовавший смайлик в коммерческих целях дизайнер Харви Болл умер в возрасте 73 лет от печеночной недостаточности. На его надгробии в знак признательности высечен образ его творчества, в виде улыбающегося лица на желтом фоне. А рядом с образом растут ярко‑желтые хризантемы, олицетворяющими цвет улыбки во всем мире.

В то время, когда иконка со смайликом тиражировалась десятками тысяч в США, одному предпринимателю из Франции все же удалось зарегистрировать эксклюзивное право на товарный знак и его название. Может это и было простым совпадением.., но в 1971 году журналисту газеты «Франс Суар» поставили задачу придумать компанию, направленную на разбавление основной массы негативных новостей статьями, несущими позитивную ноту.

Рис. 4 Франклин Лауфрани создал своего желтого смайлика и зарегистрировал предметом интеллектуальной собственности
Рис. 4 Франклин Лауфрани создал своего желтого смайлика и зарегистрировал предметом интеллектуальной собственности

И ведущий журналист, копирайтер Франклин Лауфрани родом из Алжира прекрасно справился с этой задачей. Он нарисовал абсолютно пропорциональное, круглое черное улыбающееся лицо на желтом фоне J. Примечательно, но рисунок смайлика был практически идентичен улыбающимся лицу Харви Болла, за исключением того, что у в лице Харви был незначительный перекос улыбки и один глаз был немного приплюснут. В итоге, французская версия улыбки на желтом фоне была зарегистрирована как товарный знак 1 октября 1971 года. Первой публикацией с использованием самого позитивного логотипа всех времен стала статья «Найдите время для улыбки», написанная самим Лауфрани. С тех пор значок смайлика использовали в печати в качестве указателя настроения статей. Если он стоял рядом — значит в статье были позитивные вести. Франклин был не только журналистом и дизайнером, но он также практиковал лицензирование крупных медиа продуктов. Одним из его проектов был японские аниме проекты «Девушка Рыцарь» и «Грендайзер». Патентование образов и названий было его коньком, и он стан заниматься популяризацией своего нового материального объекта — символа улыбки и позитивного настроения. Этот символ стал для него по сути «птицей счастья завтрашнего дня», он продолжил успешно регистрировать его во всех странах Европы и Соединенного Королевства. Для этого была создана отдельная компания «Смайли Лицензинг Ко», при помощи которой удалось зарегистрировать «желтую улыбку» более чем в 100 странах для 25 видов товаров и услуг. Сегодня, компанией управляет его сын Николя Лауфрани, оборот лицензионного бюро «Смайли Ворлд» достигает 150 млн. долларов в год. В 1997 году компания начала свою экспансию в Америку и наткнулась на использование идентичного символа в рекламной кампании крупнейшего ритейлера Волмарт. Французcкое бюро начала судебный процесс с ними, и он продолжался аж до 2009 года! В конце‑концов инстанция признала что известная всем улыбка вновь стала «достоянием общественности». Суд пояснил, что этот символ с выражением «улыбающегося лица» не может быть чьим либо товарным знаком, т.к. задолго до регистрации оного во Франции он уже был узнаваемым и повсеместным в американской культуре.

Но не только ведь в американской культуре был повсеместным улыбающийся человечек. Как доказывают факты, его появление не имеет привязки к какой‑то отдельной географии или национальной культуре. Еще в 1969 году русский писатель Владимир Набоков сообщил в одной из газет, что было бы неплохо, если бы существовал специальный типографский знак, означающий улыбку:

"нечто вроде выгнутой линии, лежащей навзничь скобки; именно этот значок я поставил бы вместо ответа на ваш вопрос."

— Владимир Набоков. Интервью Олдену Уитмену

В дореволюционной России (!) символами, обозначающие эмоции, в том числе и улыбки, раскрасили один из выпусков газеты «Екатеринбургская Неделя» в номере от 26.05.1896г.

Рис. 5 "Дореволюционный смайлик". Вырезка из еженедельника "Екатеринбургская Неделя"
Рис. 5 "Дореволюционный смайлик". Вырезка из еженедельника "Екатеринбургская Неделя"

Задолго до этого выпуска, в средневековой Европе, идея зафиксировать позитивную эмоцию посетила одного юриста из Словакии.

Рис. 6 Прозаические версии смайлика и эмодзи с рукой клоуна (Словакия, 1635г.)
Рис. 6 Прозаические версии смайлика и эмодзи с рукой клоуна (Словакия, 1635г.)

Таким вальяжным способом слуга закона сумел выразить свою признательность составителям прочитанных им документов. Не только лишь «улыбающимся лицом» он выражал свои эмоции на писчей бумаге, в другом месте он нарисовал занимательную руку клоуна. Можно представить, что многие писари и писатели, обладающие неплохой зрительной фантазией, использовали подобные смайлы в письме, особенно в неофициальной переписке.

А самой древней находкой с изображением символической улыбки является сосуд для хранения жидкостей, раскопанный на границе Турции и Сирии на останках древнейшего поселения Каркамис. На сосуде, датированным 1700гг. до Р.Х., четко изображен тот же символ что и в работе современных дизайнеров. Во все времена, решение простейшей проблемы отобразить улыбку увенчалась изображением символического рта и точек для глаз, этот символ прост и понятен всем без исключения, особенно детям.

Рис. 7 Неожиданный рисунок на сосуде ошеломил турецких археологов
Рис. 7 Неожиданный рисунок на сосуде ошеломил турецких археологов

Но самое сильное развитие этот символ получил в конце 20го века, с внедрением обмена текстами в формате электронной почты. Первый случай широкого применения такого символа был зафиксирован в частном университете «Карнеги‑Мэллона» в Питтсбурге, штат Массачусетс в 1982 году. Скотт Эллиот Фалман преподавал информатику в университете, он был одним из создателей языка программирования, основанного на символах — «Common Lisp». Профессор, ученый и программист Фалман предложил использовать комбинации символов :‑) и :‑( для маркировки сообщений, отмечая этим их степень серьезности. Сообщение c этими эмотиконами впервые появилось в сети ARPANET когда Фалман дискутировал с другими коллегами из разных университетов на свободные темы. Частенько такие дискуссии быстро переходили в споры и порой шуточные темы быстро перерастали в разгоряченные сражения, и при помощи шуток можно было снизить напряжение в комьюнити. 19 сентября 1982г. научные сотрудники дискутировали на тему «что будет с предметами в падающем лифте» где Фалман открыто предложил применять эмотикон улыбки для обозначения шутки и грустное лицо для более серьезного подхода. Так, впервые был опубликован первый в истории эмотикон. Прошло порядка 10 минут размышлений и проблема приняла свое решение:

________________________________________
19-Sep-82 11:44    Scott E  Fahlman             :-)
From: Scott E  Fahlman <Fahlman at Cmu-20c>
 
I propose that the following character sequence for joke markers:
	
:-)
	
Read it sideways.  Actually, it is probably more economical to mark
things that are NOT jokes, given current trends.  For this, use
	
:-(
________________________________________

Рис. 8 Оригинал сообщения Фалмана, найденной на одной из резервных лент университета

Незадолго после этого идея Скотта Фалмана стала распостраняться за пределы университета, стали появляться вариации эмотиконов с другими символами, новые смысловые значения. В качестве обозначения улыбки были попробованы и другие символы, к примеру вот эти: jokes \__/, {#}, *, (*%) и даже & т.к. он показался замысловатым. Но идея Фалмана пришлась по вкусу большинству. Традиционный набор из двух противоположных знаков дополнился подмигивающим смайлом ;-) и кричащим :-O.

Предложенный им способ стал вирусным и уже через пару месяцев был замечен за пределами их дискуссий:

Mail-from: Arpanet host CMU-10A rcvd at 10-NOV-82 0826-PST
Date: 10 November 1982 1126-EST (Wednesday)
From: James.Morris at CMU-10A
To: csl^ at PARC-MAXC, isl^ at PARC-MAXC, junk^ at PARC-MAXC
Subject: Communications Breakthrough
Message-Id: <10Nov82 112614 JM90@CMU-10A>
 
Because you can't see the person who is sending you electronic
mail you are sometimes uncertain whether they are serious or
joking.  Recently, Scott Fahlman at CMU devised a scheme for
annotating one's messages to overcome this problem.  If you turn
your head sideways to look at the three characters :-) they look
sort of like a smiling face.  Thus, if someone sends you a
message that says "Have you stopped beating your wife?:-)" you
know they are joking.  If they say "I need to talk to you :-(",
be prepared for trouble.
 
Since Scott's original proposal, many further symbols have been
proposed here:
 
(:-) for messages dealing with bicycle helmets
@= for messages dealing with nuclear war
<:-) for dumb questions
oo for somebody's head-lights are on messages
o>-<|= for messages of interest to women
~= a candle, to annotate flaming messages
 
So you see, bit-map displays are really quite unnecessary :->

Рис.9  Сотрудник университета Джеймс Моррис сделал сводку из новоиспеченных  знаков для облегчения маркировки сообщений, некоторые из них используются и сейчас.

Создалась культура синтаксиса присущая лишь электронному обмену сообщений, слово “смайли фейс” вошло в обиход всех интернет пользователей.

В 1998м году, в эпоху наступающего века интернета, японец Сигетага Курита повторно «изобрел» эмотиконы для мобильных телефонов того времени. Сигетага работал дизайнером у крупнейшего оператора мобильной связи «НТТ ДоКоМо». Дело было в том, что в его обязанности входило ведение проекта по разработке новой мобильной платформы i‑mode, которую планировали выпустить в сжатые сроки. Курита понял, что отображение строчной информации на экране пиксельных телефонов конца 90х не столь эффективно как могло бы быть, поэтому взялся за создание спецсимволов, позволяющих отображать различные ситуации, эмоции и знаки на экранах строчных LCD аппаратов. Он не стал выдумывать ассоциативные символы у себя из головы, а взял их с окружающей себя среды. По его словам некоторые символы он взял прямо с улицы, наблюдая как ведут себя люди в различных ситуациях, благо японцы не скупы на жестикуляции. Дорожные знаки и уличные обозначения подсказали Курите стилистику некоторых символов, а из прогнозов погоды появились символы солнца, облака и зонтика. Курита до работы в компании оператора связи продавал пейджеры, поэтому изображения сердечка он также использовал для нового класса эмотиконов — эмодзи. Больше всего вдохновения он почерпнул из традиционных в Японии комиксов манга. В них герои часто использовали вместо слов невообразимые символы — манпу, впрочем также как и китайские идеограммы, пиктограммы. В итоге, к 1999г. он представил руководству набор из 176 спецсимволов размеров 12×12 пикселей каждый, которые стали в итоге историческим предметом искусства. Идея использовать эмодзи на цифровой клавиатуре была принята моментально и вскоре другие компании Японии и за ее пределами взяли себе на вооружение этот инновационный циферблат.

Рис.10  Классический набор эмодзи для моб. телефонов, состоящий из 176 спецсимволов
Рис.10  Классический набор эмодзи для моб. телефонов, состоящий из 176 спецсимволов

Незадолго до этого во Франции похожий набор уже был создан, лицензирован и за базовый символ эмодзи был взят.. «тот самый» смайлик. Сын владельца прав на смайлика Николя Лауфрани на пару лет опередил японцев, будучи генеральным директором компании «Смайли Ворлд». В 1997м году он создал и зарегистрировал каталожный набор из иконок, изображавших в основном эмоции основного «персонажа», ориентированные на помощь в онлайн‑общении.

Рис. 11 Николя Лауфрани управляет компанией, лицензирующей логотип смайликов и эмодзи на клавиатуре
Рис. 11 Николя Лауфрани управляет компанией, лицензирующей логотип смайликов и эмодзи на клавиатуре

Через 10 с небольшим лет все ведущие производители смартфонов создали свою версии эмодзи и смайликов, как можно шире раскрывая их обозначения и области применения. Не говоря уже о мессенджерах, бесповоротно ворвавшихся еще совсем недавно в нашу повседневную жизнь.. Чтобы увидеть их разновидности, понять их значения, формат и возраст лучше воспользоваться специальной библиотекой.

Изображение со смайликом является проекцией образа в бессознательном, который вызывает ассоциацию с улыбкой, ярким позитивом, объект с хорошим настроением. Во все времена, начиная с пещерных эпох развития цивилизации, он был, есть и будет восприниматься одинаково. И не важно в каком возрасте вы его увидите, будучи ребенком, пожилым человеком — эффект восприятия будет очень похожим. Юристы дали правильную оценку символа смайлика в свое время — это не бренд, продуманный единолично, а достояние общественности, а вот его исполнение в принципе может являться интеллектуальной собственностью.

Другое дело — исполнение такого яркого и понятного явления как «смайли фейс» должно быть своевременным, и давать эмоциональный эффект, желание увидеть это снова. Так и случилось во второй половине 20го века. Тогда, когда простой смысловой образ был востребован на пике, общество уже привыкло отвлекаться по мелочам и в то же время желание дополнительного позитива только увеличивалось. А на рубеже 21го века массово усугубилась другая потребность — общаться посредством высоких технологий ёмко и эффективно. Язык жестов, идеограмм и символов прочно занял свои места на цифровом табло.

Итак, наш смайлик продолжает свое шествие по волнам медиа пространства каждый день, озаряя всех радостной улыбкой и хорошим настроением. Наверное мы встретимся еще не раз в мета-вселенных, уже в объемном виде. И можно сильно не сомневаться что будет отображать продвинутая нейронная сеть при запросе "символа улыбки". С надеждой, что данная статья оказалось вам полезной и занимательной, и в ней кроме истории вы нашли позитивное повествование. Заслуженно отмечу знаком ее позитива :)

Комментарии (2)


  1. melpnz
    13.04.2023 09:29
    +1

    Почему-то вспомнился этот кадр из фильма пока читал про историю появления смайлика.

    Из фильма «Форрест Гамп» (1994)
    Из фильма «Форрест Гамп» (1994)

    @infinityeight как вы думаете, придет ли что-то на замену смайлика или это еще будет долгий тренд и его смену мы не застанем?


    1. infinityeight Автор
      13.04.2023 09:29
      +1

      Думаю что в ближайшие сотни лет мало что измениться в нашем образном мышлении. Надежда на обновлении "символа улыбки" сейчас только в генеративных моделях нейронных сетей (может они найдут что-то другое)