Промпт: Робот учит математику
Промпт: Робот учит математику

Всем привет! В этой статья я хочу посмотреть, как AI видит мир математики, а точнее, какие разделы знает, насколько понимает, про что они и какие основные результаты может выделить.

Для этого я буду использовать популярный сейчас ChatGPT, который как-то так предложил мне начать эту статью:

Математика - это удивительная наука, которая описывает мир через числа, формулы и логические рассуждения. Однако, несмотря на все её достижения и применения в разных областях, многие её аспекты остаются загадкой для человека. В этой статье мы рассмотрим мир математики глазами искусственного интеллекта, способного анализировать и обрабатывать огромные объемы данных и находить решения, которые были бы недоступны для человека. Погрузимся в удивительный мир математических концепций и принципов, которые помогают понимать мир вокруг нас и создавать новые технологии и инновации.

А среди основных разделов выделил:

  • Математический анализ

  • Теория множеств

  • Линейная алгебра

  • Теория вероятностей

Но прежде, чем переходить к ним, короткое предисловие.

Короткое предисловие

Всё общение происходило по одному и тому же шаблону и включало в себя следующие вопросы:

  • Основные результаты

  • О чем эти результаты

  • Дополнительный вопрос на понимание

Ещё я просил дать какие-нибудь идеи, как можно красиво проиллюстрировать тот или иной результат. Не всегда это было удачно, но некоторые идеи я использовал.

Кроме того, весь текст ниже я никак не редактировал по содержанию и смыслу, а лишь перевёл (ходят слухи, что на английском он лучше отвечает). Поэтому возможны ошибки, которые я специально не стал исправлять.

Математический анализ

Теорема Ньютона-Лейбница - эта теорема связывает понятия дифференцирования и интегрирования. Она утверждает, что если функция непрерывна на отрезке, то определенный интеграл от неё на этом отрезке равен разности значений первообразной этой функции на концах этого отрезка.

Теорема о промежуточном значении - эта теорема утверждает, что если непрерывная функция принимает два разных значения в двух точках интервала, то она должна принимать каждое значение между этими двумя точками хотя бы один раз.

Ряд Тейлора - это метод, который позволяет представить функцию в виде бесконечной суммы членов, связанных с производными функции, вычисленными в определенной точке.

Преобразование Фурье - это метод, который разлагает сигнал или функцию на составляющие его частоты. Это основной инструмент в обработке сигналов, системах связи и многих других областях, где важен анализ сигналов или функций.

Вопрос про разложение функции в ряд Тейлора

В прошлой статье в комментариях был такой спор.

Посмотрим, как ChatGPT решит его.

Функция f(x) = e^{-\frac{1}{x^2}} раскладывается в ряд Тейлора в точкеx = 0.Чтобы найти разложение, вычислим производные функцииf(x)в этой точке и получим следующий ряд

f(x) = -2x^2 + \frac{12x^4}{4!} + \ldots

Это неправильный ответ. Да, функцияf(x)раскладывается в ряд Тейлора в точке x = 0,но разложение имеет вид f(x)= 0.

Теория множеств

Теорема Кантора - эта теорема утверждает, что мощность любого множества строго меньше мощности множества всех его подмножеств.

Аксиома выбора - Это противоречивая аксиома теории множеств, которая утверждает, что для любого набора непустых множеств существует способ выбрать один элемент из каждого множества.

Мощность конечного множества всех подмножеств

Я решил спросить, чему равна мощность множества всех подмножеств множестваA,если оно конечно и содержитnэлементов.

Если A - конечное множество мощностиn,то мощность множества всех его подмножеств равна 2^n.

Чтобы понять, почему это так, нужно обратить внимание на то, что для построения любого подмножестваAесть всего два варианта выбора для каждого элемента: либо включить его в подмножество, либо не включить.

Поскольку вA всегоnэлементов, получаем, что всего вариантов 2^n,и каждый из этих вариантов соответствует уникальному подмножествуA.

Следовательно, всего существует 2^nподмножествA.

Линейная алгебра

Определитель - представляет собой числовое значение, связанное с квадратной матрицей. У него есть много важных приложений в линейной алгебре, таких как определение обратимости, вычисление собственных значений и собственных векторов и решение систем линейных уравнений.

Матрицы - это способ представления линейных преобразований и систем линейных уравнений. Они предоставляют мощный инструмент для выполнения вычислений и анализа свойств линейных систем.

Линейное отображение - это функция, которая отображает векторы из одного векторного пространства в другое, сохраняя при этом определённые алгебраические свойства, такие как линейность и сохранение векторного сложения и скалярного умножения.

Коммутативность умножения матриц

Здесь я решил спросить, как геометрически показать, что умножение матриц не является коммутативным.

Когда мы думаем о матрицах как о линейных отображениях, то умножению матриц соответствует композиция линейных отображений.

Для того, чтобы показать, что умножение матриц не является коммутативным, можно рассмотреть два линейных отображенияAиB, гдеA - поворот на 90градусов против часовой стрелки, а B- отражение относительно оси x.

Если мы сначала применяемA,а затемB, мы получаем другое преобразование, чем если бы мы сначала применялиB,а затемA.

Этот пример иллюстрирует, почему умножение матриц не является коммутативным.

Теория вероятностей

Закон больших чисел - этот закон гласит, что среднее значение результатов, полученных при большом количестве испытаний случайного события, будет близко к математическому ожиданию.

Центральная предельная теорема - эта теорема утверждает, что сумма большого числа независимых случайных величин имеет распределение близкое к нормальному.

Цепь Маркова - это случайный процесс, удовлетворяющий свойству Маркова, которое гласит, что будущее состояние системы зависит только от текущего состояния, а не от какого-либо предыдущего состояния.

Условная вероятность - это вероятность наступления события при условии, что произошло другое событие.

Парадокс дней рождения

Здесь я решил спросить про популярную задачу из теории вероятностей.

Пусть в группе 23человека. Чему равна вероятность того, что хотя бы у двух человек совпадает день рождения. Под совпадением понимается совпадение числа и месяца.

Вероятность того, что по крайней мере у двух человек день рождения в группе из 23 человек совпадает, можно вычислить с помощью противоположных событий

P(A) =1- P(\overline{A}).

Вычислим вероятность того, что у всех дни рождения различны.

Вероятность того, что у первого человека уникальный день рождения, равна 1.

Вероятность того, что у второго человека уникальный день рождения, равна \frac{364}{365}, потому что возможных вариантов уникальных дней рождения осталось 364.

Вероятность того, что у третьего человека уникальный день рождения, равна \frac{363}{365}.

Продолжая по аналогии, получим, что вероятность того, что у всех дни рождения различны, равна

P(\overline{A})=1 \cdot \frac{364}{365} \cdot \frac{363}{365} \cdot \ldots \cdot \frac{343}{365} \approx  0.4927.

Следовательно, вероятность того, что хотя бы у двух человек день рождения совпадает, равна

P(A) = 1 - P(\overline{A}) = 1 - 0.4927 = 0.5073

Заключение

В заключение хотелось бы порассуждать о том, а сможет ли AI заменить преподавателя по математике или там сдать экзамен по матану.

Мне кажется, что нет, ещё не может. И дело тут в том, что он допускает очень много ошибок, как арифметических, так и логических.

Пример ошибки

Различные ссылки

Для создания графики использовался manimCE

Комментарии (14)


  1. yurixi
    14.04.2023 22:56
    +4

    С таким подходом вам надо просто купить отрывной календарик, бывают для садоводов, наверное и для студентов есть, и там на обратной стороне всякие разности, советы, гороскопы, вот оттуда считывать математические факты - это понадёжней будет. :)

    Просто не понимаю как вам пришло в голову спрашивать математические факты у угадывающего алгоритма. Это для чего? Чтобы вы тоже начали угадывать? Хорошо если он угадывает где взять информацию, а если угадывает содержание? Какой смысл такое читать? Тут уж действительно надо знать у кого спрашиваешь.

    сможет ли AI заменить преподавателя по математике

    То есть, вам обязательно надо найти середину между справочником и опытным человеком? Причём, с отклонением в угадывание.

    Странно это всё.


    1. Monotirg Автор
      14.04.2023 22:56
      +1

      Это для чего? 

      Чтобы просто протестировать на что способен AI, не более.

      Хорошо если он угадывает где взять информацию, а если угадывает содержание?

      Вот тут сложно, вообще не понял, что имеется в виду.


      1. yurixi
        14.04.2023 22:56
        +1

        Я имел ввиду если AI не просто один раз обучили, а есть доступ в интернет, он прежде чем ответить там ищет, то тогда результат зависит от того что там написали. Информация из рабочего справочника или с форума рыбаков - есть разница.

        А если без интернета и в обучении не было - то точно догадки.


  1. phenik
    14.04.2023 22:56

    Не понятно какие вопросы задаются, какой версии чата? Судя по графикам, возможно это мат. пакет типа Вольфрама, через плагин, ответы генерит. Тогда причем здесь чат? Не легче вопросы задавать в самом мат. пакете?


    В заключении хотелось бы порассуждать о том, а сможет ли AI заменить преподавателя по математике или там сдать экзамен по матану.

    Как он может заменить учителя, если ученик всегда может задать вопрос на сложение или умножение больших чисел, которое чат выполнит не правильно, потому что не понимает смысла (обобщения) чисел и операций с ними, см. эту ветку коментов с пояснениями. Так же результаты независимого тестирования, а не разработчиков на заезженных тестах, версии 3.5 — в основном средненько, и часто ошибки элементарные. Конечно увеличение числа параметров модели и объемов обучающей выборки улучшает результаты, но не решает их в принципе, из-за отсутствия архитектурных возможностей. Идеальный учитель математики, см. публикации samsergey.


    1. Monotirg Автор
      14.04.2023 22:56

      Не понятно какие вопросы задаются, какой версии чата?

      Вопросы про матан и теорию множеств ChatGPT 3.5, остальные ChatGPT 4. А вот графики и другую анимацию уже я делал.


  1. SensDj
    14.04.2023 22:56

    А какой правильный ответ на последний вопрос ? Чтоб в сумме = 0, а произведение = 1


    1. Monotirg Автор
      14.04.2023 22:56
      +1

      В вещественных числах таких чисел нет, а если рассмотреть комплексные, то i и -i.


      1. SensDj
        14.04.2023 22:56

        вот что мне ответил GPT-4:

        "Нет таких двух вещественных чисел, которые одновременно дают сумму 0 при сложении и 1 при умножении. Если их сумма равна нолю, то они должны быть противоположными числами, то есть a и -a. Их произведение будет:

        a * (-a) = -a^2

        Чтобы произведение было равно 1:

        • a^2 = 1

        Число a^2 может быть только положительным, поэтому мы никогда не получим произведение равное 1."


        1. Monotirg Автор
          14.04.2023 22:56

          Наверное, такая ошибка есть только в ChatGPT 3.5 или мне просто повезло, что он ответил неправильно.


  1. 18741878
    14.04.2023 22:56

    Аксиома выбора не является противоречивой, как утверждает автор, иначе доказательства, построенные с использованием этой аксиомы, были бы в свою очередь и сами противоречивы. А это не так. Вот отношение математиков к ней, действительно, противоречивое: одни считают, что без нее можно обойтись, другие - что нет. Попытки вывести эту аксиому из других аксиом (т.е. доказать, что она не является независимой) предпринимались весь прошлый век. В числе математиков, кто пытался это сделать Гедель, Цермело, Коэн, Хаусдорф, фон Нейман, Бурбаки, а также ряд других. Описывать их результаты в комментарии - занятие бессмысленное. Надо погружаться в специальную литературу. Но для начала достаточно найти и почитать второй том из великолепной "Справочной книги по математической логике" под ред. Барвайса, 1983 (есть на русском языке)


    1. Monotirg Автор
      14.04.2023 22:56

      Я ничего не утверждаю, а лишь перевёл ответ. Но с вами согласен.


  1. ququrama
    14.04.2023 22:56

    сможет ли AI заменить преподавателя по математике

    Вспоминается старый советский фильм про учителя-немца в царской школе, преподававшего русский язык, как он учил наших детей множественной форме существительных, таская за уши и приговаривая: "Муха - Мухи, Ухо - Ухи" (ну или наоборот "Муши", за точность своих воспоминаний не уверен )) ).

    За то, как происходит деградация образования, не удивлюсь, если AI в скором времени заменит преподавателей. "Эффективные менеджеры" они такие. Ведь уже никто не удивляется отсылке к "википедии" как к первоисточнику.


  1. c00l0ne
    14.04.2023 22:56

    У вас ошибка вконце статьи, потому что GPT 4 отвечает на вопрос про вещественные числа вот так :


  1. yurixi
    14.04.2023 22:56
    +1

    Я у бота в телеграмме спросил:

    Вопрос на засыпку
    Вопрос на засыпку

    Вот из-за такого недоразумения теорию относительности и не открыли в средние века.

    Вопрос с подсказкой.
    Вопрос с подсказкой.