Почта мигрирует
Почта мигрирует

С 17 апреля яндексовская почта для домена стала платной для тех, у кого на домене больше трёх ящиков (хотя они и накинули несколько дней на выбор тарифа). В связи с этим многие ломанулись на VK WorkMail (оно же «Почта mail.ru для бизнеса») — там пока ещё остаётся бесплатный тариф, да и на платном цены в несколько раз ниже, чем у яндекса.

Я не стал исключением. Впрочем, свой персональный домен я вернул на gmail, благо google передумал свой бесплатный тариф убирать. Но вот рабочие почты я переносил именно на mail.ru, о чём хочется немного написать с технической точки зрения — какие особенности встретились при переезде.

Впечатления от почты и сам процесс я описывать не буду, он достаточно прямолинейный, документация вполне понятная, а если хочется посмотреть, как выглядит сам почтовик — заведите себе ящик на mail.ru.

Техподдержка

Техподдержка отвечает небыстро. Одну проблему они решали три дня (отвязать домен, который я года два назад привязывал), потребовалось два тикета открыть. Ещё один тикет висит уже неделю без движения (там техническая консультация).

При этом продажники откликаются в течение получаса. Но, само собой, по техническим вопросам они консультировать не могут, только по тарифам.

Привязка домена

Я пару‑тройку лет назад переходил на облачную почту с собственного почтового сервера (который достался мне в наследство от предыдущего админа). Тогда выбирал между яндексом и mail.ru, остановился в итоге на яндексе. Но к mail.ru тоже домен свой привязал. И он там так и остался привязан к какому‑то аккаунту и не давался привязаться заново. А старый аккаунт я забыл уже. Вопрос решался через поддержку, как выше написал. Относительно быстро, написал первый тикет в пятницу утром, вечером субботы было решено. Правда, для меня это всё равно было слишком долго, потому переезд пришлось на неделю отложить.

Есть какие‑то непонятки с настройкой DKIM и SPF. В DNS прописываю то, что советует документация, но в итоге то SPF не работает, то DKIM. Иногда надо несколько попыток, чтобы всё завелось. К примеру, SPF у меня до сих пор не прописано, хотя вроде всё вводил как надо. Да и на другом домене запись выглядит идентично — и работает.

Update: сегодня утром я опять пинал DNS и SPF-запись наконец-то заработала.

Перенос почты

Когда я в прошлый раз переезжал, выяснилось, что mail.ru сперва требует привязать домен, поменять записи в DNS, а только потом разрешает создавать там почтовые ящики. Что для меня было неудобно — были шансы потерять письма за время обновления DNS. Сейчас же можно сперва создать пользователей, скачать почту и только потом менять MX‑записи.

Миграция настраивается на уровне всего домена — включаете, указываете почтовый сервер, затем при загрузке CSV‑файла с пользователями прописываете там имена и пароли для забора почты. Можно, конечно, в каждом аккаунте отдельно это делать, но это долго и нудно. Плюс в этом случае мигратор слишком умный и пытается определить по домену почтовые сервера, что не всегда правильно срабатывает. Руками же указать можно только в том случае, если вообще ничего определить не удалось.

Скачивание почты работает нормально. В принципе нормально. Есть приколы, которые, как я заметил, от количества ящиков в домене зависят. Один домен с 30 ящиками переносил — там проблем не было. Всё сразу завелось и работало почти три недели, до отключения мигратора. А вот на домене с сотней+ ящиков были проблемы.

Во‑первых, не на всех ящиках включился забор почты, процентов десять получили «ошибка авторизации» или «ошибка аутентификации». Решалось повторным указанием пароля в ручном режиме, благо это всё делается из админки.

Во‑вторых, через несколько дней забор почты начинает отваливаться, переходя всё в тот же статус ошибок автор‑тификации. Отваливается неравномерно, но где‑то через неделю только единичные ящики работать остались. Лечится всё тем же повторным ручным вводом паролей. На домене с 30 ящиками подобных проблем не было.

Только вчера на этом аккаунте всё работало, а теперь снова ошибка
Только вчера на этом аккаунте всё работало, а теперь снова ошибка

В целом же почта перекачалась довольно быстро, с сохранением структуры папок. Потому меня данный вопрос не сильно беспокоил и в техподдержку я про него не писал. Но вот было замечено подобное поведение.

Пароли приложений

Последние годы многие почтовые хостинги вводят отдельные для работы почтовых программ, так называемые «пароли приложений». У яндекса такая возможность есть давно и рекомендуется, но по‑прежнему можно поставить галочку «использовать портальный пароль».

У mail.ru не так давно эту возможность отключили, оставив для почтовых клиентов только пароли приложений. При этом для того, чтобы использовать пароли приложений, требуется привязка мобильного телефона.

Но в почте для бизнеса это можно обойти — при заведении пользователей загрузкой через csv‑файла можно добавить поле создания пароля приложений. Тогда один такой пароль можно иметь без привязки телефона. Но сам пароль не указывается, чтобы его получить, надо зайти в аккаунт пользователя и сгенерить его, введя пароль от аккаунта. Что, впрочем, всё равно лучше, чем привязывать десятки личных телефонов к служебной почте.

Хотя выяснилось, что на заведение этих паролей есть ограничения. Я настраивал отделу из двух десятков сотрудников почтовые клиенты и после десятка сгенерённых паролей и настроенных клиентов я начал получать сообщение «слишком много попыток входа, надо ждать» при вводе пароля аккаунта на страничке создания пароля приложения. При этом в сами аккаунты входило нормально, то есть ограничение стояло именно на генерацию паролей. Сколько конкретно ждать надо для разблокировки — сказать не могу, дело было уже под вечер. Утром я спокойно добил все оставшиеся пароли.

Итого

В целом, как мне кажется, переезда прошли достаточно гладко, бывает и хуже. К примеру, при своём переезде на гугл я не смог с яндекса почту стянуть, гугл ныл, что в ящике слишком много писем. А mail.ru нормально забрал многогигабайтные ящики и не подавился.

Update: таки подавился. От юзера получил жалобу, что у него почта перенеслась только за пару месяцев. Придётся все ящики руками проверять и смотреть, что там и как.

Дальше по плану оплата почты и борьба с пользователями, которые плачут «верните всё как было». Но мне всё же хочется их по максимуму к браузерной почте приучить, ибо всякие плюшки типа чата, общей адресной книги и общих папок работают только там.

Комментарии (16)


  1. GvrKonstantin
    20.04.2023 09:01
    +1

    У корпоративной почты на майле возникли свои проблемы. Почему то он не все письма отправляет, даже из одного внутреннего ящика в другой - спишет что спам! ... "и попробуйте еще раз".


    1. aik Автор
      20.04.2023 09:01

      Пока за месяц один раз был случай, когда письмо с одного ящика на другой шло пару часов. В пределах одного домена. Про спам ничего не писало. При этом с третьим ящиком оба предыдущих общались нормально. Других проблем в данной области не помню.


  1. poison361
    20.04.2023 09:01

    А еще mail.ru не дает ящики admin@ сделать и ofis@. Для них это служебные слова.


    1. aik Автор
      20.04.2023 09:01

      mail.ru не дает ящики admin@ сделать и ofis@

      Не даёт создать их именно в своих доменах (всякие mail.ru и прочие bk).
      На моём же домене на постмастеров и админов вывешивает напоминалку, что это служебный адрес и не рекомендует использовать, но без проблем даёт создать.


      image


  1. Redduck119
    20.04.2023 09:01

    Во-первых, не на всех ящиках включился забор почты, процентов десять получили "ошибка авторизации" или "ошибка аутентификации"
    Тоже такая проблема была - но была только на тех ящиках у которых была подключена почта в мобильных клиентах. Как только они пытались зайти с телефона выскакивал ошибка в миграции.


    1. aik Автор
      20.04.2023 09:01

      Я у себя связи не вижу с телефонами. Часть ящиков вообще сразу после создания в состоянии ошибки были — в них никаким образом никто не заходил. Да и большая часть тех, что потом отваливались, с телефона не заходили.


  1. t3n3t
    20.04.2023 09:01

    там пока ещё остаётся бесплатный тариф

    Не совсем понял - где его там найти? На странице со списком тарифов его уже убрали (до этого проверял с неделю назад - уже не было). Или вы успели подключиться раньше?


    1. Vanger
      20.04.2023 09:01
      +1

      Создал сегодня, когда подключаешь домен, оно автоматом выбирает бесплатный, а дальше уже как вам удобно.


    1. aik Автор
      20.04.2023 09:01

      У вас сразу при создании денег просит? Последний домен я в прошлые выходные привязывал (8-9 числа). Аккаунт был месяцем ранее созданный.


      В ЛК мне сообщает, что я на бесплатном тарифе.
      image


      1. t3n3t
        20.04.2023 09:01

        Нет, создавать не пробовал - просто зашел на страницу с тарифами и там, где был бесплатный - его больше нет. Спасибо, буду знать. А то мы уже решили не переезжать и оплатили Яндексу, увы.


        1. aik Автор
          20.04.2023 09:01

          Ну там прямо так не пишут большими буквами, что почта бесплатная, но пользуются терминами "базовая" и "расширенная". И тарифы именно к "расширенной" относятся.


  1. Redduck119
    20.04.2023 09:01

    У mail.ru не так давно эту возможность отключили, оставив для почтовых клиентов только пароли приложений. При этом для того, чтобы использовать пароли приложений, требуется привязка мобильного телефона.

    Сейчас в настройках пользователя есть возможность включить IMAP. И При подключении сторонних программ можно указывать пароль от аккаунта пользователя.


    1. aik Автор
      20.04.2023 09:01

      Вы точно про мэйл.ру, а не про яндекс?
      Если про мэйл, то где именно это включается?


  1. Holix
    20.04.2023 09:01

    Похоже, что уже ни у кого нет бесплатного тарифа для частных лиц имеющих домен для семьи и друзей. На mail.ru я не нашёл.


    1. Vanger
      20.04.2023 09:01
      +1

  1. drzulus
    20.04.2023 09:01

    А еще они до сих пор не могут починить работу загрузки своего собственного логотипа компании.

    Вместо него отображается плашка сломанного изображения (типа битой ссылки). Поддержка в курсе, но не могут починить второй месяц.

    Техподдержка конечно отвратная, я даже думал вернуться на Яндекс, но лень перенастраивать 75+ юзеров.