Как я пришел к этой теме?

Последние несколько лет я активно погружаюсь с тематику обучения.

Сейчас преподаю в одном из лучших российских университетов, устраиваю открытые лекции для моих друзей и коллег, а также работаю в проекте, цель которого развивать мышление детей. 

Мне было интересно понять, как  эффективнее преподносить информацию и сделать ее интереснее для самостоятельного изучения.

Я поставил себе 2 задачи:

  1. Определить важные критерии для эффективного обучения; 

  2. Понять, как нейросети могут помогать мне учиться.

По итогу удалось выделить основных критериев для обучения:

Где мне может помочь нейросеть?

  1. Моделирование реальности;

  2. Обратная связь. Проверка рассуждений на тему;

  3. Развитие ассоциативного мышления;

  4. Геймификация;

  5. Помощь нейросетей в подготовке к обучению.

Дополнительные инструменты для обучения:

  1. Разбор кейсов. Проектное мышление;

  2. Сбор знаний в презентации.

Как нейросети помогаю нам учиться? 

Моделирование реальности 

Важно, чтобы в процессе обучения была опора на жизненные ситуации. С помощью связки “информация+реальная ситуация в нашей жизни”, мы быстрее закрепляем знания у себя в памяти.

Вот два примера из школы для наглядности.

ПРИМЕР 1

Берем 2 учебника из школьного курса:
- Математика за 3 класс
- Алгебра за 11

В чем принципиальное различие?
В учебнике за 3 класс вы увидите задачи на подобии «У Пети есть 3 яблока, а у Маши 4 яблока.....».
Вам моделируют ситуацию, с которой вы можете столкнуться в жизни. Ученик сразу видит связь между инструментом (сложением/вычитанием/делением и тд) и тем, где он это сможете применить.

Это понимание помогает быстрее и легче усвоить материал.

Берем учебник за 11 класс. Что вы в нем видим? Задача: «Найдите область определения функции...».
Что? Зачем? В какой ситуации я это применю?

Мы работаем с абстрактной задачей. Для мозга это совершенно неассоциативный опыт.

ПРИМЕР 2

Берем 2 учебника за 3 и 11 класс по литературе/чтению:

Что мы видим?

И там и там идет описание нашей реальности. Айболит лечит животных, ворона и лиса спорят за сыр, Татьяна и Онегин обсуждают свои чувства и тд.

Это все моделирование реальности, которую легко переложить на вашу жизнь. Поэтому нам кажется это легче для восприятия.

Чем больше будет связи между реальными ситуациями и обучением техническим наукам, тем больше появится образованных в этой теме людей.

Именно поэтому “порог входа” для понимания гуманитарных наук ниже, чем для технических. 

Свяжите геометрию с темой постройки домов и квартир. Уверен, что через поколение у нас индустрия строительства покажет невероятный прогресс как в качестве, так и в количестве кадров.

По моему опыту прохождения различных курсов могу сказать, что преподаватели часто игнорируют моделирование реальности. Здесь нейросеть может оказаться нам хорошим помощником и переложить изучаемую тему на жизненные ситуации.

Обратная связь. Проверка рассуждений на тему. 

Многие  обучающие курсы идут по следующему пути:

  • Теоретическая часть;   

  • Знакомство  с инструментом (особенно если цель обучения научиться программировать на определенном языке, использовать аналитический сервис и тд);

  • Практическое задание (если курс хороший).

И это хороший путь, но вот с обратной связью тут бывает не очень. А без неё невозможно оценить, насколько правильно понята тема. 

Если вы обучаетесь самостоятельно, с обратной связью становится еще хуже. Можно оценить свое понимание теме через прохождение тестов, но это так себе вариант. 

Нейросеть может помочь в случае, если вы учитесь самостоятельно и пытаетесь проверить свои знания и свои рассуждения.

Используйте ассоциативное мышление 

Развитие ассоциативного мышления позволит вашему мозгу быстрее включаться в работу и обрабатывать информацию.

Как это можно делать?

Прежде чем начать что-то изучать, выделите 5-7 минут и сыграйте в ассоциации. Если вы один, то называйте слово и придумывайте на него ассоциацию, на нее еще одну и так далее. Если вы в команде, называйте слова по очереди. Хорошую компанию составит голосовой помощник.

Что это даст?

Чем чаще вы будете делать это упражнение, тем легче мозг будет находить связь между новой информацией и уже имеющийся.

Это позволит:

  1. Быстрее запоминать информацию, используя ассоциативную память; 

  2. Легче находить ассоциации с жизненными ситуациями, а значит быстрее генерировать идеи как применить то, что вы изучаете. 

Мой личный кейс со студентами

Так вышло, что в начале года нам сместили пары на 9:30 утра в субботу. Не самое лучше время для активной работы со студентами :)

Ребятам было сложно вовлекаться и обсуждать тему семинара, и был риск, что они превратятся в пассивных слушателей. 

Я предложил им перед началом семинара делать небольшую разминку. Мы несколько минут играли в словесные ассоциации и потом начинали пару. 
Темп работы вырос, лекции стали живыми и продуктивными. 

Играть в ассоциации с нейросетью тоже оказалось классно. Советую всем попробовать разминать мозги утром под чашечку кофе вместе с chat GTP-3. 

Применение геймификации

Про это в теме обучения не написал только ленивый:)

Играть в игры - это естественно на нашего мозга. Именно поэтому нам гораздо проще воспринимать информацию, когда ее геймифицируют. И возраст тут не имеет значения.

Но, конечно, одно дело сказать “применяйте геймификацию”, а другое дело ее применить. 

Задайте вопрос нейросети! Вот вам надо геймифицировать скучнейшую вводную лекцию. Как сделать так, чтобы студенты не уснули и хоть что-то запомнили? 

Это может помочь больше вовлечься в учебный процесс вам или вашим ученикам.

Вот так нейросеть помогала мне геймифицировать тему построения архитектуры баз данных
Вот так нейросеть помогала мне геймифицировать тему построения архитектуры баз данных

Помощь нейросетей в подготовке к обучению. 

Для учителей:  

  • Составлять учебные планы;

  • Создавать тесты и контрольные работы;

  • Организовывать структуру урока/лекции/семинара и тд;

  • Помощь в оценке знаний.

Для учеников: 

  • Определением тем, которые нужно изучить;

  • Создание плана обучения.

Дополнительные инструменты для обучения

Разбор кейсов. Развитие проектного мышления. 

Что такое хороший кейс? Это разбор ситуации, где есть как возможность применить текущие знания, так и развить описанную ситуацию дальше. 

Разбирая их,  вы, выходите за рамки шаблона “работаем по учебнику” и сможете смотреть на ситуацию на несколько шагов вперед.

Вот пример одного из кейсов, который я даю студентам на решение. Далее они презентуют свое видение и мы обсуждаем его. 

Вы разрабатываете мобильное приложение для детей 3-7 лет. 
Основная цель - научить детей написанию букв и базовой математике. 

Приложение  разрабатывается под IOS и Android и находится в App Store и Google Play.

Как оно выглядит сейчас:

  1. Пользователь регистрируется через ввод почты. 

  2. Попадает в меню, где видит каталог игр про изучение букв и про математику (вычитание, сложение, умножение и тд). 

  3. Чтобы выбрать другую игру, надо из текущей вернуться в каталог и заново посмотреть все игры  

Вы активно рекламируете своё приложение в instagram. Монетизация приложения происходит путем покупки годовой подписки с дальнейшим продлением.

Последний анализ пользователей показал, что большая часть аудитории не продлевает подписку, а многие пользователи перестают использовать приложение через неделю.  

Какие причины могут быть в отказе продления подписки? Как вы будете разрешать каждую из причин отказа?

Почему пользователи могут забрасывать приложение? Как вы будете выяснять эти причины?
Какие есть пути для поиска новых пользователей?

Также стоит делать упор на изучение реальных кейсов. Это история про понимание, какой результат могут принести полученные знания.

Пример реального кейса
Пример реального кейса

Собирайте знания в презентации

Формирование знаний, гипотез и идей в презентации, структуры, схемы и тд, помогает систематизировать информацию в голове. 

Старайтесь писать гайды по применению знаний и решению кейсов. Презентации могут быть на любые темы.

Например: 

  • Как научить нейросеть генерировать изображения?

  • Идея создания сервиса для встреч по интересам 

  • Как составить грамотное резюме?

  • Процесс разработки сайта 

  • и тд. 

Что хочу вам пожелать :-)

  • Моделируйте ситуации, когда учитесь чему-либо. Если это не дает преподаватель - делайте это сами. Станете в разы умнее тех, кто учится с вами;

  • Мотивируйте учеников использовать приобретенные знания. Чем больше будет связи с жизненными ситуациями, тем больше укрепиться знание. И к вам это тоже относится;

  • Вы можете использовать нейросеть, чтобы списать контрольную или написать эссе не напрягаясь, а можете становиться с помощью нее умнее. Подумайте, что для вас выгоднее);

  • Не забывайте, что вы великолепны!

Я же буду стараться дальше исследовать тему обучения и коммуникации. 

Если интересно рассуждать на эти темы, присоединяйтесь в мой канал https://t.me/like_a_bat.

Комментарии (9)