В своей статье об эффективном обучении, я указывал юмор, как один из основных инструментов для выстраивания урока и подачи информации. Хочется больше раскрыть эту тему и объяснить, как и почему юмор помогает нам учиться.

Немного личных наблюдений

В процессе изучения влияния юмора на усваивание информации, мне стало любопытно провести небольшой эксперимент.

Я взял 3 изображения знаменитых личностей и спросил моих друзей, знакомых и коллег по работе, узнают ли они кого-нибудь по выражению рта. 

Думаю, что большинство из вас угадали двух из трех. 

  1. Леонардо Ди Каприо;

  2. Альберт Эйнштейн;

  3. Чарльз Дарвин.

Конечно, я понимал, что почти все узнают язык Эйнштейна, но было также интересно сравнить, сможет ли он по узнаваемости победить одно из самых знаменитых лиц современности. 

В эксперименте приняло участие примерно 100 человек.

Результаты были таковы: 

  1. Эйнштейна узнали все; 

  2. Ди Каприо, почти все;

  3. Всего пару человек. И некоторые сказали, что это Толстой :)

При этом, когда я спросил о заслугах ученых, почти каждый назвал и теорию относительности и теорию эволюции. 

Почему внешность Эйнштейна стала культовой, а Дарвина нет? Точно ли дело в юморе?

Далее я посмотрел рейтинги “самых значимых фотографий за историю человечества” и нашел у них интересные сходства. 

Эти фотографии можно разбить на 3 основные тематики: 

  1. Про смерть, голод и разруху;

  2. Про объединение людей и причастность к чему-либо;

  3. Фото, где присутствует юмор.

На самом деле, это как раз легко объясняет, почему мы считаем их такими значимыми.

Какую информацию мозг считает ценной

Мы можем осознавать важность того, что изучаем или, наоборот, считать ее бессмысленной (как, например мы удивляемся, что помним огромное кол-во мемов и фраз из фильмов). Однако, лучше всего мы усваиваем информацию, которая соответствует следующим критериям: 

Информирует об опасности 

База, которая помогает нам не умереть. Важно кушать, не суй пальцы в розетку и тд. Это самая приоритетная для запоминания информация. 

Помогает сохранить энергию

Наш мозг не имеет установки поглощать много знаний. Он, наоборот, стремится тратить минимальное кол-во ресурсов, чтобы жить дольше и использовать их в стрессовых ситуациях. 

Это одна из причин, почему нам с возрастом все труднее учить что-то новое. Энергии становится все меньше, а значит мозг все меньше заинтересован их тратить.

Помогает нам жить комфортно

Самый важный критерий в рамках этой статьи, так как с помощью него мы можем выстраивать эффективный образовательный процесс. Он позволяет нам создать безопасную и комфортную среду для жизни. 

Это выражается в:

  • Создании социальных связей;

  • Способах заработать много денег;

  • Повышении своей ценности в обществе; 

  • и тд. 

Мозг определяет эти критерии важности информации как главные, потому что они помогают ему достичь важнейшую цель - выжить. 

А юмор является очень эффективным инструментом выживания в современном обществе. 

Как юмор помогает нам выживать?

Вот небольшой перечень того как вообще юмор помогает нам выживать:

Создает социальные связи

Общие шутки и комичные ситуации помогают создать ассоциативную связь “конкретный человек = приятные моменты в жизни”. 

Обеспечивает место в социуме

Юмор создает дополнительную точку первого контакта. Войти в разговор в незнакомой компании используя шутку, является распространенной практикой.

Наращивает авторитет

Существует интересный стереотип, который усвоился нами из-за способа изучения информации до эпохи повсеместного интернета. Если человек использует в шутке опору на факты из какой-либо сложной темы(например, ядерная физика), мы неосознанно начинаем считать, что в этой теме он разбирается лучше, чем остальные люди в окружении. Конечно, это работает, если окружение не состоит с из специалистов в той самой теме. Естественно, данное впечатление часто обманчиво.

Таким образом человек, в глазах общества, становится более ценным, так как ум - один из критериев авторитетности.

Помогает защищаться и нападать

По сути и одни и те же методы в юморе помогают нам “атаковать” или “защищаться” в стрессовом состоянии. 

Здесь мы используем через юмор:

  • Издевки;

  • Указание на недостатки оппонента;

  • Давление на чувствительные триггеры;

  • Обесценивание достижений;

  • и тд. 

Дает возможность заработать

И это не только про то, что можно стать профессиональным комиком. 

Хочется поделиться интересным исследованием, которое упоминается в книге «Юмор — это серьезно. Ваше секретное оружие в бизнесе и жизни»

Вот отрывок из нее:

“В одном эксперименте исследователи Карен О’Куин и Джоэл Аронофф поставили перед участниками задачу договориться с «арт дилером» (научным ассистентом) о цене покупки произведения искусства. Половина ассистентов сделали окончательное предложение, цена которого значительно превышала последнюю ставку участников, заявляя: «Мое окончательное предложение — X». Другая половина предложила такую же высокую цену, но сопроводила свое заявление улыбкой: «Мое окончательное предложение — X... и, так и быть, добавляю к нему своего любимого лягушонка».

Вот в чем фокус: за окончательные предложения, сопровождаемые шуткой про лягушонка, покупатели были готовы выложить сумму в среднем на 18% больше. Мало того, покупатели позже сообщили, что им больше понравился ход переговоров и они не чувствовали скованности в общении с продавцом.

Только вдумайтесь: участники отвалили больше денег и ушли с торгов более довольные как ходом переговоров, так и общением с продавцом, — в отличие от тех, кто заплатил меньше. И все благодаря улыбке и веселому комментарию.”

Как юмор помогает работать с информацией?

Здесь стоит сказать об еще одном важном факте про юмор. Это способ получения дофамина, что стимулирует наш мозг и позволяет ему впасть в состояние, в котором можно эффективнее обрабатывать и усваивать информацию.

Юмор и память

Есть несколько интересных исследований о том, как юмор влияет на нашу краткосрочную и долгосрочную память.

В университете Лома Линда, провели исследование о влияние юмористического контента на память.

Результаты показали, что просмотр юмористического видео в течение 20 минут увеличивает запоминание краткосрочной информации на 43,6%.

Также стоит обратить внимание на результаты исследования Авнера Зива, опубликованные в журнале Journal of Experimental Education. В нем описывается, что ученики, которым подавали информацию с юмором, усвоили больше информации и набрали на 11% больше баллов на выпускных экзаменах.

Создание ассоциативных связей

Доступ к нашим воспоминаниям (в том числе и знаниям) мы получаем, отправляя запрос нашему мозгу, который состоит из наборов ключей. 

Например, давайте сделаем запрос по ключам “Шрам”, “Волшебная палочка” и “Квиддич”. Скорее всего вы вспомнили Гарри Поттера.

И ключом может быть не только слово, но и запах, вещь, эмоция, даже другое воспоминание. 

Достать нужную информацию можно: 

  • Отправив много ключей, которые наведут на нужное воспоминание. 

  • Отправив ключи, которые имеют “сильную связь” с воспоминанием. Например, вы лучше запомните историю создания Иерусалима, если будете слушать ее во время экскурсии по городу, чем, если вы просто прочтете ее в учебнике.  

Так как юмор является инструментом, который значительно повышает значимость изучаемой информации, через него легко создаются и имеют достаточно сильную связь. Но и это еще не все!

Юмор становится не только ключом, но и инструментом для коммуникации. И тут создается СМЕХОВОРОТ.

Смеховорот

Это цикл, с помощью которого вы стимулируете мозг к получению новых знаний.

Как это происходит: 

1. Вы узнаете что-то новое;

2. На основе знаний рождается шутка;

3. Вы говорите ее в компании;

4. Люди дают вам положительную обратную связь (все смеются). Повышается ваша ценность и авторитет в группе;

5. Мозг получает для себя 2 важных фактора: 

     - То, что вы выучили, дало выгоду для выживания. Значит информацию нужно не забывать;

     - Нужно выучить больше информации, чтобы повысить свою ценность в обществе.

6. Вы изучаете новую информацию;

7. Цикл повторяется.

И через этот механизм вы можете стимулировать себя к тому, чтобы становиться умнее. 

Но и это еще не все)

Дело в том, что этот цикл запускается не только у вас, но и в людях, с которыми вы делитесь шуткой. 

Мы склонны перенимать привычки и навыки, которые считаем эффективными для выживания. 

Поэтому, если мы видим реакцию на умную шутку, то с высокой вероятностью мозг ее запомнит, чтобы использовать в другом окружении людей, для повышения собственной ценности. Но помимо этого закрепится понимание, что информация, которая хранится в шутке, тоже значима, так как за нее нас считают не только смешным, но и умным. 

А значит появится мотивация к ее изучению. И тут опять запустится смеховорот) 

Юмор помогает структурировать информацию

Для преподавателя, комедийная составляющая помогает правильно организовать подачу информации, чтобы вовлечь ученика в сложный материал. 

В структуре юмор помогает:

  • Увеличить вовлечение;

  • Акцентировать внимание на важные моменты; 

  • Дать возможность отдохнуть и усвоить полученную информацию в процессе урока. 

В итоге юмор

  • Делает информацию ценной для выживания;

  • Помогает коммуницировать;

  • Помогает лучше усваивать информацию;

  • Является стимулятором мотивации 
к обучению.

Еще больше об обучении, коммуникации и выживании

Меня сильно интересуют темы обучения, коммуникации и психологии поведения людей в современном мире. Своими наблюдениями, мыслями и выводами я делюсь в канале, где буду рад обсудить их с вами. Присоединяйтесь :-)

Комментарии (2)


  1. appet1te
    05.11.2023 07:54
    +3

    Прикольная статья.
    Но скорее юмор и обучение лучше подойдет для преподавателя. Чтобы ставить "контрольные точки" с помощью юмора.
    Юмор вызывает яркие эмоции, слом в голове касательно какого-то способа мышления.
    И это особенно ценно когда нейростей в определенной области еще не сформировано как у студента начинающего что-то изучать.
    Когда нейросеть уже сформирована и человек сам начинает шутить на определенную тему, то это ему особо погоды не сделает.
    Был показан вариант положительной обратной связи с повышением авторитета и как будто это стимулирует обучение. Но такого рода исход - фактор рандома: будет ли все развиваться именно так, начнется ли разговор на эту тему, сможет ли человек сконструировать шутку даже используя значительные знания и т.д.
    Со студентом и преподом данный вариант работает отлично, если только препод хорош в конструировании шуток. У обучаемого создаться стойкая ассоциация, что изучаемый предмет что-то интересное и необычное.

    Короче более точно было название: "Почему юмор такая классная штука"


  1. ClearMorning
    05.11.2023 07:54

    Лично я не запоминал что было "до" и "после" шутки, а сама шутка несёт мало информации чтобы запомнить тему. Зато помогает поднять настроение, ускорить работу ручкой, не уснуть до конца пары, ну или разбудить... Да и препод начинает выглядеть не мрачной занудой, а позитивным и жизнерадостным.

    Совет преподавателям - не шутите над подопечными. И над собой. Никогда.