Сегодня ведущие IT-организации считают лидерские и коммуникативные навыки наиболее важными качествами своих специалистов.
Правда в том, что такие «мягкие» навыки, как эмпатия, критическое мышление и адаптивность, всегда играли важную роль при приеме на работу. Эти черты часто определяют хорошего и отличного IT-специалиста.
Личностные и организационные навыки влияют не только на культуру организации, но и на то, насколько хорошо IT-специалист умеет доносить идеи, сотрудничать и разрешать конфликты. В современной рабочей среде эти умения являются определяющими. Если «мягкие» навыки не являются приоритетом в вашей кадровой политике и корпоративной культуре, пришло время подумать о переоценке ценностей.
Представьте себе: вы только что наняли senior-программиста, который успешно прошел тест на профессиональную пригодность. У него есть невероятный опыт, показывает вам впечатляющее резюме. В первые несколько недель он выполняет задачи, укладывается в сроки и добивается отличных результатов. Но когда приходит время первого проекта, где необходимо напрямую общаться с клиентом, все быстро идет наперекосяк.
Программисту не удается перевести технический сленг и идеи в понятную речь для ваших клиентов по бизнесу. Такой разработчик не тратит время на то, чтобы понять проблему клиента и ее важность для бизнеса. Клиент может начать сомневаться в способности IT-команды понять поставленную задачу.
Хотя этот пример является наихудшим сценарием, он не так уж далек от того, что может произойти, когда работодатель не учитывает нетехнические навыки кандидата. Отсутствие «мягких» навыков вроде разрешения конфликтов, целеполагания и проактивности может негативно повлиять на всю команду и ее работу, а не только на успех отдельного сотрудника.
Для организации, которая следит за расходами, важно, чтобы каждый новый сотрудник, приносил пользу бизнесу. Производительность и технические навыки имеют первостепенное значение для трудоустройства. Но когда у работодателя есть два кандидата с сопоставимыми техническими навыками, ему необходимо рассмотреть «мягкие» навыков каждого соискателя.
Как нанять и обучить IT-специалистов с развитыми «мягкими» навыками
Soft skills определяют то, как разные команды общаются, сотрудничают и решают проблемы. Эти способности определяют успех ваших IT-проектов и отношения с клиентами, и, в конечном счете, корпоративную культуру организации.
Культура компании также играет решающую роль в репутации бренда. Возможно, вы хотите, чтобы клиенты и соискатели воспринимали вашу компанию как прагматичных, думающих о бизнесе специалистов. Тогда вам, возможно, придется задуматься о некоторых софтовых скиллах.
Оценивайте «мягкие» навыки на собеседовании
Задачи по программированию позволяют относительно легко оценить технические навыки соискателя. Однако «мягкие» навыки более субъективны и часто проявляются на уровне личного общения. На собеседовании советуем уделить время обычным разговорам, чтобы понять, может ли кандидат мыслить критически и вести диалог.
Задайте такие вопросы:
Что бы вы сделали, если бы ваша команда сорвала дедлайн?
Как бы вы могли избежать этого сценария в будущем?
Как бы вы объяснили суть проблемы клиенту?
Можете ли вы рассказать о случае, когда вам пришлось работать с трудным коллегой?
Не ждите, что кандидат ответит на каждый вопрос идеально. Но ситуационные вопросы, подобные этим, заставляют соискателей отойти от сценария и дать ответы в моменте, представить, как бы они действовали в реальных условиях.
Развивайте soft skills сотрудников
Акцент на soft skills во время собеседования помогает быстрее найти сотрудника. Также можете помочь коллегам развить нетехнические способности во время самой работы. Тимлиды часто оставляют джунов в стороне от тяжелых производственных моментов - и это может сыграть плохую шутку. Правда обо всех рабочих процессах позволяет начинающим сотрудникам увидеть, как руководители ведут себя, говорят, взаимодействуют со своими командами в сложных ситуациях.
Вы также можете способствовать развитию мягких навыков, внедряя ретроспективные встречи в корпоративную культуру. Многие команды, работающие в рамках системы управления проектами Agile, уже проводят ретроспективы после внедрения нового ПО.
Но вы также можете - и должны - анализировать сценарии, в которых задействованы межличностные и организационные навыки ваших команд. Насколько эффективно сотрудники коммуницировали для решения проблемы? Как вы могли бы лучше справиться со срывом планов в последнюю минуту? Подобные размышления помогают выявить зоны роста и возможности для дальнейшего развития.
Современным тимлидам нужны хорошо подготовленные команды с прокаченными хардовыми и софтовыми навыками. Независимо от того, насколько хорош сотрудник в программировании или архитектуре данных, развитые «мягкие» навыки дают преимущество в работе и в конечном итоге приводят к лучшим результатам в бизнесе.
От редакции
Soft skills — это возможность находить эффективные решения в разных условиях. Особенно это важно для IT, где единственная постоянная величина — это изменения. Новые люди в команде, новые технологии, новые условия ведения бизнеса — прокаченный тимлид сможет вести свою команду.
Андрей Булов и Ксения Клён знают, как это сделать — они проведут для техлидов, тимлидов и всех тех, кто хочет ими стать, максимально насыщенный практикой и личным опытом интенсив. Обучение пройдет в формате онлайн 19, 20 и 27 мая — подробнее о программе вы можете узнать ➡️ на нашем сайте.
Если вы хотите поближе познакомиться со спикерами, читайте эту статью: https://habr.com/ru/companies/southbridge/articles/730452/