Если у вас ещё нет своей фермы, то здесь вы можете найти советы по поиску финансирования.

А если уже открыли свой экобизнес, то вот вам 5 советов для тех, кто хочет увеличить «громкость» сарафанного радио. И доход.

Мы изучили отзывы о загородных экскурсиях и разобрались, какие подводные камни нужно обогнуть агробизнесу.

Чтобы экотуризм приносил деньги, ферму придётся подготовить к посещению гостей, а ещё — придумать для них досуг.

Совет №1: подготовьте персонал

Отзыв: «Были приятно удивлены огромной территорией и вежливыми сотрудниками. Экскурсовод очень интересно рассказывал про всех подопечных, отвечал на наши вопросы. Было познавательно нам и детям увидеть инкубаторы и яйца страусов. Животных много, восторга у детей — тоже».

Пригласить туристов на ферму, рассказать и показать, что и как вы производите, — один из способов повысить лояльность к бренду. Владелица сыроварни Viva-Speranza Надежда Красненко говорит, что «люди едут на людей»: большинство туристов хочет, чтобы экскурсию проводила именно она. Но это требует много времени и сил, а в будни Надежда, как и все сотрудники, занята на производстве.

  • Туристы будут рассказывать, как прошла экскурсия. Можно нанять профессионального гида, который развлечёт людей и уделит им достаточно внимания, чтобы они остались довольны.

  • Фермер может запартнёриться с туроператором — тот соберёт группу, организует трансфер и найдёт гида. Так поток посетителей станет более предсказуемым, а ещё туроператор поможет организовать экскурсии так, чтобы они не мешали производству и были интересными. Найти партнёра можно, например, на платформе «Своё.За городом».

Источник: svoe-zagorodom.ru
Источник: svoe-zagorodom.ru

Совет №2: помните о базовых нуждах гостей

Отзыв: «Очень приятное место! Доброжелательные сотрудники организовывают экскурсии по ферме с посещением конюшни (с возможностью покататься на лошадях) и дегустацией местных продуктов (очень вкусные!). С детьми очень удобно! Туалеты цивильные, проблем с мытьём рук после общения с животными нет».

В отзывах туристы часто описывают состояние уборной и других удобств на ферме. Особенно это важно, если гости приехали с детьми, а в программе предусмотрены дегустации или кулинарные мастер-классы.

  • Организуйте место для отдыха. Там люди могут обсудить впечатления и договориться, что купить на ферме. Родителям может быть важно где-то покормить, переодеть или чем-то занять детей, чтобы отдохнуть самим.

Отзыв: «После экскурсии нас пригласили в дегустационный зал — так началась самая интересная часть программы».

  • Впечатления после прогулки или дегустации — хороший мотиватор потратить деньги на продукцию фермы. Если человек будет взаимодействовать с продуктом, это может добавить символической ценности и превратить товар в памятный сувенир. Например, на винодельне можно не просто продать бутылку вина, а предложить сначала самостоятельно подписать этикетку для неё; в питомнике для растений — составить букет, выбрать ленту и упаковку или украсить горшок.

Источник: svoe-zagorodom.ru
Источник: svoe-zagorodom.ru

Совет №3: подключите инструменты для записи на экскурсию

Отзыв: «Запись происходит через вотсап (сначала я зашла на сайт, а оттуда — прямая ссылка в чат). Что мне понравилось: сразу прислали все свободные числа и часы. Поскольку я хотела попасть как можно скорее, пришлось выбирать всего из трёх вариантов, ближайший был аж через неделю в обед буднего дня. Так что записываться нужно очень заранее, если хотите приехать в выходной».

  • Илья Смирнов, владелец фермерского хозяйства «Российские альпаки», рассказывает, что раньше он вручную записывал на прогулки по ферме, и так было легко что-то перепутать. Сейчас все экскурсии клиенты бронируют самостоятельно через сервис Bukza.

Отзыв: «Экскурсии на ферму проходят каждый день. О мероприятии я узнала из живого и очень интересного блога о питомцах, познакомиться с которыми можно виртуально ещё до посещения фермы. По фотографиям я запомнила нескольких, на кого мне больше всего хотелось посмотреть».

  • Знакомьте людей с фермой, её сотрудниками и обитателями заранее: расскажите интересные факты и покажите красивые места. Пусть гости предвкушают визит.

Источник: svoe-zagorodom.ru
Источник: svoe-zagorodom.ru

Отзыв: «Ура! Снова акция! Обязательно приедем в этом месяце к вам».

  • Кампания с промокодами на агрегаторах особенно актуальна в низкий сезон. А в высокий она позволяет спрогнозировать спрос и оценить свои силы. Иногда в условиях указывают дни и время посещения: так можно перенаправить поток туристов на будние дни.

Совет №4: разнообразьте активности

Отзыв: «Сначала с друзьями прогулялись по конному комплексу и конюшне, узнали много нового о лошадях, полюбовались красивыми скакунами, узнали об особенностях их содержания, истории лошадей, видах конного спорта. Желающие прокатились на лошадях. После лошадок нам провели экскурсию по козоводческому комплексу. Белых и пушистых малышей так и хочется погладить и угостить чем-нибудь вкусненьким. Городские дети, которые впервые видят живого козлёнка, приходят в восторг! Ну, а после нам провели дегустацию сыров, чая, джемов — всё очень вкусно».

Чем больше разнообразных активностей можно найти на одной ферме, тем выше шанс, что турист останется доволен. А чем больше впечатлений, тем больше поводов рассказать об этом друзьям и коллегам.

  • Двигаться по маршруту интереснее, но разные активности можно провести и в одном месте. Например, в загоне рассказать про характеры местных коз, а затем продемонстрировать, как фермеры стригут шерсть.

  • Поделиться впечатлениями от разных занятий помогут фотографии. Предусмотрите остановки в живописных местах фермы или организуйте зоны с мостиками, тюками сена или видом на виноградники для полноценной фотосессии. Дополнительная опция — прокат платьев со шлейфом (в котором гостьям захочется эффектно пробежаться по полю перед камерой), а также национальных костюмов, шляп и пледов с корзинами для пикника.

  • Наблюдение за животными снижает тревожность. Туристы — особенно дети — могут получить больше положительных эмоций, если показать им разнообразных зверят. Например, в хозяйстве «Российские альпаки» помимо собственно альпак живут овцы и шотландские коровы.

Источник: svoe-zagorodom.ru
Источник: svoe-zagorodom.ru

Отзыв: «Отмечали детский день рождения, который прошёл просто чудесно. Много зверей для такой небольшой территории. Сначала была экскурсия по ферме, потом покатались на пони и закончили мастер-классом по изготовлению поделок».

  • Мастер-класс заинтересует посетителя, если предложит ему новый опыт: подоить козу, приготовить сыр, сплести коврик традиционным способом. А результат собственных трудов станет памятным подарком.

Совет №5: предложите необычные сувениры (из чего угодно)

Отзыв: «В домике есть уголок с чаем-кофе и закуской, сувениры. Можно купить игрушки и одежду из шерсти альпак».

Помимо стандартных магнитов или футболок, среди сувениров могут быть и необычные варианты — про такие захотят рассказать в соцсетях.

  • Брелок с экскрементами альпак в эпоксидной смоле стоит всего 300 рублей, а возможность подшутить над друзьями для многих — бесценна.

  • Сувениры могут быть связаны с историями и затрагивать эмоционально. Например, это может быть кулон в виде отпечатка копытца того самого козлёнка, которого турист только что угощал морковкой.

Комментарии (3)


  1. aborouhin
    24.05.2023 18:25
    +2

    Всё очень правильно, да. А теперь попробуем в рамках действующего земельного законодательства решить задачку "построить ресторан или гостиницу на землях сельхозназначения". Для КФХ ещё худо-бедно можно магазин (но и то местный Росреестр, скорее всего, предпочтёт перестраховаться, и придётся легализовывать через суд).

    Про имеющиеся в этом направлении законодательные инициативы я в курсе, но они пока что инициативами и остаются и все, кто пытается развивать агротуризм, действуют в логике "а вдруг никто не докопается". Так себе основа для построения бизнеса...


    1. Earthsea
      24.05.2023 18:25

      решить задачку "построить ресторан или гостиницу на землях сельхозназначения

      А общежитие и столовую?

      все, кто пытается развивать агротуризм, действуют в логике "а вдруг никто не докопается". Так себе основа для построения бизнеса

      У меня вообще давно витает в голове идея, ферма только для туристов, не производящая продукцию, разве что в совсем небольших количествах - для продажи туристам. В качестве диверсификации зарыбленный пруд для рыбалки и прогулок на лодках, для них же. Как я понимаю, все это вообще никак не реализуемо в рамках текущих законов? Ну и конечно же, все это разбивается об транспортную доступность и низкий уровень платежеспособного спроса.


      1. aborouhin
        24.05.2023 18:25

        Тоже сложно. Обычно на СХ-3 делают (если таки заморачиваются легализацией) какой-нибудь "цех обработки сельхозпродукции с встроенно-пристроенными хозяйственными помещениями". Чёткого регулирования нет. На СХ-1 вообще ничего не построишь (тут только открывать для себя дивный коррупционный мир перевода СХ-1 в СХ-3, но это отдельная тема).