Лекси — идеальный домашний ассистент, и уже в первой версии он обещает быть многофункциональным роботом. Нам захотелось более детально узнать об этом проекте и его команде. RoboHunter пообщался с генеральным директором компании Lexy Дмитрием Суворовым, чтобы поделиться со своими читателями интересными подробностями о роботе Лекси и тенденциях в робототехнике.
RoboHunter: Дмитрий, расскажите о разработках Вашей команды.
Дмитрий: Наша команда работает над интеллектуальным домашним помощником Лекси. Это настольное устройство с искусственным интеллектом на борту. Оно понимает естественную человеческую речь, может приятно общаться со своими хозяевами, умеет искать необходимую информацию в Интернете, способно управлять домашней бытовой техникой. Наш Лекси – это не просто робот, он – живое существо с характером и эмоциями. Мы хотим сделать его не покладистым помощником, а питомцем или другом, чтобы люди привыкали к нему и он постепенно становился естественной частью их жизни – как телевизор, компьютер или смартфон.
Работая над таким проектом, мы поняли, что Лекси будет участвовать в общении семьи. Он сможет видеть и слышать большое количество персональной информации – всё, что происходит у вас дома. И тут важно не допустить её утечки или доступа злоумышленников к вам в жилище через нашего робота, поэтому мы сконцентрировали всю обработку входящего звука и видео прямо на борту Лекси.
Лекси – это единственное устройство подобного рода, которое производит распознавание и синтез речи, а также семантическую обработку информации прямо на своём процессоре без необходимости подключения к Интернету.
RoboHunter: Какие планы у компании на данный момент?
Дмитрий: Краткосрочные планы – завершение разработки встроенного ПО, доработка технологичности продукта под массовое производство. Среднесрочные – начало продаж на российском рынке и выход на краудфандинг на англоговорящем рынке. Долгосрочные – стать российским и мировым брендом, занимающимся разработкой и продажей домашних роботов.
RoboHunter: Как Вы считаете, готовы люди принять в свою повседневную жизнь роботов?
Дмитрий: Я считаю, что готовы. Но в ближайшее время это будут не роботы-андроиды из фантастических фильмов, а специализированные домашние устройства, решающие небольшое количество проблем своих владельцев. Роботы-пылесосы или роботы–мойщики полов – для уборки. Роботы-газонокосильщики – для работы в саду. Наш Лекси – для общения и получения информации.
RoboHunter: Действительно ли роботы смогут заменить людей во многих профессиях? Ваш прогноз на ближайшие 5 лет.
Дмитрий: Во многих профессиях – нет. Но в некоторых областях роботы действительно могут добиться успеха.
Уже немало лет роботы трудятся в заводских цехах на конвейерах и сварочном производстве. Они работают доставщиками на складах передовых компаний. Роботы строят карты городов в компании, управляя автомобилем. На добывающих производствах роботы управляют грузовиками с породой. Роботы используются военными. В ближайшее время они смогут заменить консультантов и уборщиков, так, например, российская компания «Викрон» создает модель, которая сможет работать промоутером и консультантом в торговых центрах.
RoboHunter: Какие самые популярные области применения роботов на сегодняшний день?
Дмитрий: Автоматизация производств на первом месте по количеству внедрений роботов. Потом – военные применения. Дальше со значительным отставанием идут роботы-пылесосы, роботы телеприсутствия, роботы-газонокосильщики.
RoboHunter: Что Вы думаете по поводу негативных мнений на счет будущего робототехники (многие считают, что человеческий труд невозможно заменить роботами)?
Дмитрий: Я считаю, что не получится заменить роботами людей, деятельность которых связана с творчеством и решением нестандартных задач. Таких профессий огромное количество – учёные, инженеры, врачи, менеджеры и многие-многие другие…
RoboHunter: Что Вы думаете о состоянии российского рынка робототехники на данный момент?
Дмитрий: На российском потребительском рынке присутствуют в основном зарубежные игроки – производители домашних и сервисных роботов. На рынке решений для госструктур, наоборот, доминируют российские игроки. Потребительский рынок робототехники у нас находится в зачаточном состоянии, как и во всём мире. Нужно искать ниши и работать в них. Конечно, объём российского потребительского рынка роботов значительно меньше того же американского. Наш рынок можно рассматривать как стартовую площадку для выхода на мировой.
RoboHunter: Какие последние тенденции в мире роботов? На чем сейчас мировые производители робототехники делают акцент?
Дмитрий: Сейчас тенденция на поиск новых домашних роботов, востребованных рынком. Роботы-пылесосы стали массовыми, но всё же значительно не дотягивают по продажам до компьютеров или смартфонов. О роботах-газонокосилках, мойщиках окон или бассейнов и говорить нечего.
Свежая тенденция – разработка домашних голосовых роботов-собеседников: наш Лекси, американский стартап Jibo, решение от Amazon – Echo.
RoboHunter: Какие отличия в разработках роботов в Европе и Азии?
Дмитрий: В той же Японии робототехника стала частью культуры. Там делают роботов-андроидов, чтобы они играли на флейте, вели новости, играли в игры. В Японии проводят много социальных и психологических исследований по взаимодействию роботов и людей.
В Европе более прагматичный подход: делают в основном роботов, которые решают насущные человеческие проблемы: могут стоять за конвейером, обследовать канализацию, погружаться на большую глубину.
RoboHunter: Как государство должно поддерживать отечественных производителей робототехники?
Дмитрий: В России есть программы поддержки технологических стартапов в различных отраслях, в том числе и в робототехнике. Например, фонд «Сколково», резидентами которого мы являемся, даёт налоговые льготы своим резидентам и предоставляет гранты на разработку перспективных проектов.
RoboHunter: Как Вы думаете, в России выгоднее производить роботов для дальнейшей продажи или для аренды?
Дмитрий: Это зависит от стратегии компании. Лично мне интереснее делать массовый или серийный продукт для продажи конечным потребителям через каналы сбыта. Арендой тоже можно заниматься, но не как основным видом деятельности.
RoboHunter: Какого робота Вы точно приобрели бы себе?
Дмитрий: Я по долгу профессии пользовался большим количеством роботов. Сейчас я верю, что наш Лекси станет самым полезным и востребованным из них.
RoboHunter: Порой человекоподобные роботы, выражающие эмоции, выглядят страшно и пугающе. Нужна ли такая правдоподобность?
Дмитрий: Если вы говорите о роботах-андроидах, то я не верю, что в ближайший десяток лет они достигнут уровня развития и стоимости, при котором могут быть полезны и нужны людям. Сейчас они – скорее исследовательские проекты.
Но роботы могут выражать эмоции не только мимикой. Наш Лекси делает это с помощью голоса. Благодаря этому общение с ним более естественное, приятное и интересное. Я считаю, это важная его черта.
RoboHunter: Как Вам идея о роботах-учёных, которые сами смогут делать открытия?
Дмитрий: Такие программы появились ещё на заре зарождения искусственного интеллекта. Они способны самостоятельно доказывать теоремы, например. Но нужно понимать, что они работают по определённому алгоритму и решают только формализованные задачи, в отличие от человека.
RoboHunter: Существует много роботов с ИИ, в чем преимущество Лекси перед ними?
Дмитрий: В плане подробностей технических преимуществ можно посмотреть нашу сравнительную таблицу по заявленным характеристикам.
Что касается отечественного конкурента… Своё начало «Кубик Роботикс» берёт в компании «Ашманов и Партнёры». Там они работали над проектом домашнего собеседника, но в один момент решили уйти, чтобы делать его независимо. Таким образом, они отделились от нас. Мы существенно отличаемся от них. Лекси оснащён камерой, которая значительно расширяет его возможности. Он позволяет совершать звонки через Интернет на другие устройства Лекси. Наконец, мы считаем принципиальной возможность работать без подключения к Интернету: общение с Лекси должно быть максимально комфортным. Соответственно задержки определения голоса при работе с распознаванием от Google, сильно понизят качество общения. Кроме того, при отключении сети наше устройство всё равно будет полезным, в отличие от аналогов. Функция персонализации общения через идентификацию человека по голосу и лицу в данном сегменте устройств будет реализована впервые, что позволит Лекси подстраиваться под каждого члена семьи и гостя для общения с ним. Мы знаем, что наш продукт лучше. Но мы должны будем донести это до потребителей. Победит тот, кто сможет сделать устройство, которым будут пользоваться.
RoboHunter: Насколько сейчас востребованы такие персональные помощники?
Дмитрий: Востребованность устройства мы можем пока оценить лишь косвенным путем, обращая внимание на денежные сборы иностранных конкурентов, комментарии в нашем собственном сообществе, личные сообщения от подписчиков, количество оставленных контактов для оповещения о старте продаж.
Очень много идей поступает именно от подписчиков. Причем большая их часть написана с полным осознанием возможности их реализации. Часть идей можно прочитать в теме нашего сообщества.
RoboHunter: На какой рынок ориентирована компания?
Дмитрий: Компания ориентирована на рынок голосовых ассистентов. Несмотря на то, что устройство можно позиционировать как собеседника для всей семьи, учителя и репетитора, консультанта, личного ассистента, умный дом, мы особенно акцентируем внимание на живом общении с пользователем.
RoboHunter: Что бы Вы посоветовали молодым специалистам, которые хотят создать стартап в сфере робототехники?
Дмитрий: Им нужна прорывная идея, квалифицированная команда и чёткий план развития. Если всё это есть, они смогут получить финансирование на разработку от инвесторов или фондов.
Комментарии (4)
kumbr_87
18.11.2015 21:07«Сейчас я верю, что наш Лекси станет самым полезным и востребованным из них.»
Т.е. грубо говоря шарик включающий в себя погодную станцию, скайп, голосовой поиск от гугл и умеющий светиться и шуметь когда его трогают самый полезный и востребованный? Мой смартфон негодует…
k4shik
А женский голос будет? Для меня это был бы существенным показателем при выборе, если он вдруг будет, а он будет)