Привет! Я Андрей, предприниматель, опытный инвестор и, с недавних пор, Web3 разраб. И я ловлю дикий батхерт с заявлений о том, что гиганты игровой индустрии типа Blizzard или EA могут легко залететь в GameFi и сделать нормальную Web3 игру, которая всем понравится и всех заонбордит. Рассказываю, почему успешной Диаблы с прикрученным блокчейном никогда не будет, и почему будущее индустрии за инди-студиями.

Про GameFi просто  

Есть классический гейминг, который мы все хорошо знаем, а есть игровые проекты на блокчейне. Основной их смысл в том, что пользователь получает профит за участие. Каждый предмет в игре является собственностью игрока: одежда, оружие, артефакты, дома и так далее. Все это можно продавать за токены конкретного проекта, а затем обменивать на реальные деньги. 

Это далеко не единственный способ заработка, все зависит от игры: где-то вы участвуете в турнирах, где-то сдаете в аренду виртуальные земельные участки. В основе GameFi лежит принцип Play-to-Earn или Играй, чтобы заработать. Конечно, с развитием индустрии, механики проектов размножились (например, STEPN работает на Move-to-Earn или Двигайся, чтобы заработать), однако суть остается одна - игроку платят за пользование приложением.

Web3 Грааль

Согласен, перспектива играть в игры уровня AAA, наслаждаясь игровым процессом, графикой и одновременно зарабатывая, звучит вкусно и приятно. Совсем недавно вышла ожидаемая многими Diablo IV и, уверен, многие ждали бы ее еще сильнее, если бы проект, сохраняя все свои преимущества, до кучи платил игрокам за то, что они проводят время в игре, зачищая крепости и уничтожая монстров тысячами. 

Здесь я перехожу к важнейшему аспекту любого GameFi проекта и буквально Святому Граалю, который ищет каждый Web3 разработчик - устойчивой токеномике.

Да кто такая эта ваша токеномика?  

Это буквально наука об экономике токенов. Правильное понимание токеномики формирует ценность криптовалюты и интерес к ней со стороны инвесторов. Проработанная и качественная токеномика обеспечивает проекту долгую жизнь, не позволяя стоимости токенов упасть. Успех конкретного проекта во многом зависит от верных решений в токеномике - неверные могут попросту загубить даже самые многообещающие игры. Вспомним ту же Axie или Illuvium, чьи токены укатались, не оставив даже воспоминания о прежних хаях.

Не было еще ни одного случая внедрения устойчивой токеномики в полноценный работающий проект. Гигантские корпорации игровой направленности делают то, что умеют лучше всего: большие миры, невероятную графику, но все это не имеет никакого значения, если нет понимания возможностей децентрализованной экономики, работы блокчейн-технологий, а также создания и укрепления коммьюнити.    

А понимания нет? - Нет…

Сколько бы не было попыток пришить открытую экономику и блокчейн к уже готовой игре, это все равно смотрится и чувствуется инородно. А уж насколько это неправильно по отношению к игрокам и говорить не приходится, ибо на выходе они получают самое настоящее “нечто” с торчащими отовсюду полу-механиками, унылым игровым процессом, нереализованным потенциалом и большим круглым бубликом на месте токеномики. 

Некоторые умельцы, конечно, и тут выгоду найдут и ею воспользуются, однако большую часть пользователей это оттолкнет, а то и разочарует. Вспомните, как негодовала аудитория, когда GSC Game World объявили, что S.T.A.L.K.E.R. 2 будет использовать технологию блокчейн. Волна недовольства и критики буквально вынудила разработчиков отказаться от этого решения, что наглядно демонстрирует: крупным игровым студиям не стоит соваться на поле Web3. Так что никакой Диаблы с блокчейном - но это и к лучшему.

Корпорациям здесь не место

Web3 Gaming это всегда про риски. Ни у кого и никогда нет 100% гарантий того, взлетит проект или канет в забвение. Успех того или иного начинания сильно зависит от многих факторов и - особенно - вовлечения коммьюнити. А вы и сами прекрасно знаете, насколько корпорации не любят рисковать. У них на кону многомиллионные бюджеты и репутация других продуктов.

Да и нет у рядового пользователя высокого доверия к крипте, ведь индустрия все еще закрытая. Многим проектам, собравшим деньги, свойственно сразу после этого наплевать на коммьюнити и начать продавать никому не нужные токены, NFT и пустые обещания. Некоторые даже игры по итогу не выпускают, так что проблемы с доверием закономерны. Повторюсь, GameFi - это буквально неисследованные и кишащие акулами воды для корпораций, не любящих рисковать и терять прибыль.   

Почему инди-разработчики необходимы GameFi?

Web3 Gaming требует совершенно иного подхода в каждом аспекте, и именно здесь свою роль сыграют инди-студии с независимыми разработчиками. Они не подчиняются общепринятым правилам, а устанавливают собственные. Вспомним тот же PUBG, который из мода для Армы 2 превратился в одну из самых продаваемых игр всех времен. Вспомним Minecraft, который создал такой тренд на крафт, что его стали добавлять во многие AAA игры. А Minecraft сделал всего один человек.  

Инди-разработчики обладают необходимыми творческими навыками и гибкостью, не боятся мыслить шире и смогут наладить куда более близкие отношения с сообществом, чем титаны индустрии. В первую очередь, инди-студии стремятся создать интересную и увлекательную игру, удивить игрока, разнообразить его игровой опыт. Заработок для них стоит далеко не на первом месте. Да и если проект не станет хитом, о большом заработке говорить не придется, будем честны. Эти же факторы сработают и для Web3 Gaming. 

Инди-разработчикам не диктует правила дядя с большим кошельком. Он не душит их удавкой за любой шаг в сторону от текущих трендов, не запрещает оригинальные идеи. Коммерческий успех продукта не является чем-то первостепенно важным для инди-разработчиков. Я верю, что GameFi изменит игровую индустрию, но сделают это не огромные бездушные корпорации, ведомые лишь жаждой наживы, а бесстрашные инди-первопроходцы, не боящиеся глубокой воды.

P.S. Кстати, я прямо сейчас разрабатываю собственный игровой Web3 проект, набивая всевозможные шишки и получая ценный опыт, так сказать, в режиме LIVE. Если интересно, присоединяйтесь :)

Комментарии (26)


  1. StraNNicK
    15.06.2023 15:37
    +9

    Вы меня конечно извините, но для человека не в теме статья звучит и выглядит как описание натуральной пирамиды.

    Если игроки зарабатывают играя, то кто им платит и откуда он берёт на это деньги?

    Или они зарабатывают "токены" (чем бы это ни было)?

    Если зарабатывают игроки, то в чём интерес разработчика?

    P.S. я больше о том, что статья получилась очень нишевой и если человек раньше с этой темой не сталкивался, то она скорее отталкивает, чем побуждает заинтересоваться темой.


    1. blueboar2
      15.06.2023 15:37
      +3

      Игрок зарабатывает токены. Интерес разработчика (обычно) - в том, что часть этих токенов заранее (или в процессе выпуска) распространяют среди разработчиков. Потом их можно на биржах поменять на другие токены или валюты. Но тут возникает главный вопрос - если их можно на бирже продать - кто же согласится их купить? И это самый главный вопрос.


    1. Sethius
      15.06.2023 15:37

      Разработчик может брать процент при продаже токена одним игроком другому. Помнится в Диабло 3 был игровой аукцион, где выбитый лут можно было продавать другим игрокам за реальные деньги.


    1. MamkinLabs Автор
      15.06.2023 15:37

      Да, вы совершенно правы: большинство игр, которые сейчас существуют на рынке и которые были на хайпе, типа Axie Infinity или STEPN, и есть пирамиды. Потому что эти реварды или токены, которые игроки получают в игре, берутся, по сути, из воздуха. Это буквально фантики, созданные разработчиками для награждения самых активных участников. Ценность этим фантикам придает само сообщество. Чем больше игроков приходит в проект, тем выше цена этого токена. Соответственно, кто пришел раньше, тот нафармил больше фантиков. Понятное дело, такая история не может продолжаться вечно, и рано или поздно подобные пирамиды схлопываются. Но то было на заре GameFi, многие разрабы и игроки сильно обожглись. Сейчас у нормальных девелоперов остро стоит вопрос: как сделать так, чтобы игроки зарабатывали и это не была бы пирамида? Как создать устойчивую экономику внутри игры? У некоторых возникают светлые и рабочие идеи. Отличный пример - сезонность в Sandbox. Это одно из хороших решений, но оно не единственное.


      1. APXEOLOG
        15.06.2023 15:37

        как сделать так, чтобы игроки зарабатывали и это не была бы пирамида?

        Никак. Можно сделать так, чтобы некоторые игроки зарабатывали (привет РМТ). А чтобы зарабатывали все - нельзя


  1. Sarjin
    15.06.2023 15:37

    зарабатывать в игре? звучит скучно.

    лучше бы придумали как знания давать в игре. и что бы игра при этом не выглядела как ужас.


    1. GospodinKolhoznik
      15.06.2023 15:37
      +1

      Придумывать как давать знания в игре, это все равно, что придумать как давать калории в пище. Игра и есть природный механизм обучения.


      1. Sarjin
        15.06.2023 15:37

        замечательно. посоветуйте пожалуйста игру, где интегралы, дифференциалы к примеру можно изучить.


    1. BugM
      15.06.2023 15:37
      +3

      Майнкрафт и Факторио уже сделали.


      1. GospodinKolhoznik
        15.06.2023 15:37
        +2

        А до этого ещё Europa Universalis, Capitalism, Orbiter и многие экономические, управленческие и торговые симуляторы.


    1. MamkinLabs Автор
      15.06.2023 15:37

      Я в принципе считаю, что геймификация - это лучший способ знакомства с любой новой, непонятной и "страшной" сферой. Через игру все воспринимается легче и проще, а если ещё и спрятать все сложные термины "под капот", то порог входа для новичков куда угодно станет ниже :)


  1. SadOcean
    15.06.2023 15:37
    +12

    Проблема Web 3 P2E игр в том, что они построены на концептуальном умолчании, если не обмане, которое быстро становится понятным пользователю.

    На самом деле никакого P2 Earn нет. В лучшем случае, с кристально честными авторами игры и хорошей экономикой это play to invest (with a risk), в худшем - play to pay for a lottery.

    В закрытой системе ценности кроме игроков взяться неоткуда, обещания, что токены вырастут потому что новые игроки приходят в игру - это пирамида, как вытаскивание Мюнхгаузена себя за волосы.
    При этом никакой экономики просто для заработка нет - ты обязан сначала что-то купить (собственно это и обеспечивает типа рост)
    Продуктивной такая система была бы, если бы Web 3 был бы не основной частью игры, но, к примеру креативной частью или Hi-end контентом.
    Если бы посыл такой игры был бы не "у нас Web 3 игра", но "У нас клевая RPG с кучей монстров", и основу составляли бы игроки, которые платят за игру (заинтересованы в ней, для них она составляет ценность), а меньшинство уже занималось производством контента, инвестициями и им была бы важна эта фича в виде свободного владения цифровыми активами.
    Но текущие Web 3 игры обычно не про игры, они про жадность.

    Отдельный вопрос - преимущества владения такой цифровой собственностью. Какая разница, что в защищенном блокчейне хранится сертификат на твою уникальную цифровую шмотку.
    Без специально поддержки других проектов использовать ее ты все равно не сможешь, да и в самой игре - выключи сервер и у тебя останется только твой сертификат.
    Для конечного пользователя вещи в WoW хранятся примерно так же надежно.

    Поэтому это мало интересует традиционных издателей - они не нашли там продуктивных идей, хайп по NFT сошел и всем стало все равно.

    Впрочем куча людей старается - может и найдут продуктивные грани этой идеи.


    1. VBDUnit
      15.06.2023 15:37

      Тут можно посмотреть в другой плоскости: игра — это развлечение. Как поход в кино или на какой‑нибудь концерт. Добавленная стоимость тут не генерируется (кроме труднооценимых штук вроде «психологическое состояние человека улучшилось → он может нагенерировать больше ценностей и качественнее»). Её генерируют снаружи, а потом тащат в эти кино/концерты/... для того, чтобы обменять на эмоции +... (набор штук, который ценит данный конкретный потребитель).

      Дальше можно рассудить, что исполнитель этих услуг, под эти притащенные извне ценности минус свои затраты, то есть свою прибыль, или часть этой прибыли, может эмитировать валюту/бумаги/...

      Следующий шаг — это «а давайте распределим эти эмитированные бумаги/валюту/... среди наших игроков по такому‑то принципу».

      И уже дальше сюда встраивается блокчейн+игровая форма как дуэт механизмов, который и перераспределяет эти бумажки, обеспеченные полученной прибылью поставщика развлекательных услуг. Это один из многочисленных способов такого перераспределения.

      Поставщик услуг, в свою очередь, чистоплотен, и, конечно же, никогда не откажется от своих долговых обязательств по этим бумагам, и как только игроки захотят их вывести, выплатит всё вплоть до копейки.


      1. BugM
        15.06.2023 15:37
        +6

        Перевожу на простой язык:

        Купите игру за 2х и получите 50% кешбека какими-то фантиками. Фантики разработчик обязуются поменять на деньги. Точно-точно. Когда-нибудь потом.


        1. VBDUnit
          15.06.2023 15:37

          Именно так :)


      1. SadOcean
        15.06.2023 15:37
        +1

        Вот на этом невысказанном предположении и держится весь хрупкий механизм нашего молодого народовластия…


        1. VBDUnit
          15.06.2023 15:37

          хрупкий механизм нашего молодого народовластия…

          Я бы сказал, механизм мировой экономики. Интересно, а он хрупкий?


          1. SadOcean
            15.06.2023 15:37

            Это цитата Пелевина.

            Несмотря на то, что крипто товарищи любят сравнивать традиционные валюты с пирамидой, разница есть, пусть и небольшая. Если кратко, она заключается в доверии (несмотря на все шутки про доверие правительству США)
            Иными словами все деньги (кроме товарных) - это так или иначе про обязательства, и кто-то просто достаточно долго их исполняет и навязывает.

            Надежность криптовалют очевидна, но вот доверие - любой желающий может клонировать миллион репозиториев, но доверия к этому не будет.
            Таким образом, если математически с самой сетью все хорошо, то остальные функции обеспечиваются доверием к конкретной сети. Если вы доверяете честности тысяч анонимусов в погоне за жадностью - оно будет работать.

            Не стоит понимать меня как противника криптовалют, технология гениальна.
            Она просто решает только то, что решает.

            В итоге после поисков наверняка будут найдены стабильные и рабочие решения, продуктивное зерно.
            Вероятно оно будет состоять не только в чистых IT технологиях, но так же и в институтах - технологиях социально-организационных, основанных на человеках.

            И, в моем понимании, P2E игры - это не то самое продуктивное использование.


    1. APXEOLOG
      15.06.2023 15:37
      +1

      Никто там до сих пор и не смог обьяснить, в чем плюсы от использования блокчейна в играх вместо обычной базы данных. Ну, кроме возможности для разработчиков заработать на продаже токенов, конечно


  1. DaneSoul
    15.06.2023 15:37

    Основа любой экономики - это некие ценности - физический или виртуальный товар перераспределяемый между участниками. Деньги, в какой бы форме они не были - это только мера этих перераспределяемых ценностей, ничего не стоящие в отрыве от них. То есть денежный эквивалент не может быть длительно ничем не обеспечен!

    Вот когда мы определимся, что у нас является такими ценностями в игре, то есть что собственно является товаром, тогда можно прикручивать к ним денежный эквивалент в той или иной форме, в том числе в виде тех или иных токенов.

    Возвращаясь к играм, во многих играх уже давно существуют подобные ценности - скины, редкие предметы и т.п. штуки. В каких-то случаях, как в Second Life - сами пользователи создают такой контент, в каких-то это могут делать только разработчики. В любом случае, если есть то, что игроки хотят продавать и покупать - вокруг этого можно делать экономику, к этому можно привязывать те или иные финансовые инструменты, в том числе на блокчейн.


    1. TheRikipm
      15.06.2023 15:37

      1. Как вы различаете ценности и деньги?

      1. Как вы понимаете обеспечен ли "денежный эквивалент" чем-то или нет?


      1. DaneSoul
        15.06.2023 15:37

        1. Ценности - это что-то ценное само по себе, то что можно использовать для каких-то целей. Деньги - это некая мера ценности, эквивалент, который нельзя никак применять сам по себе, но можно легко менять на разные другие ценности. Собственно говоря, это не я придумал, это было придумано человечеством тысячи лет назад. Например: зерно, инструменты, одежда - это ценности, а ракушки которые никак не используют, но все в племени согласны менять на остальные вещи - это деньги, цель которых упростить рассчеты.
          Иногда денежные эквиваленты могут быть одновременно и ценностью сами по себе - например драг.металлы, драгоценные камни и т.п., но в современных экономиках это не сильно распространено и намного чаще используются сугубо условные единицы.

        2. Если его готовы менять на ценности - значит обеспечен. Это не некая абсолютная характеристика - это договоренность в данный момент в данном обществе. И никто не гарантирует что это обеспечение будет сохранено в будущем - крах денежных систем далеко не уникальная ситуация.


    1. BugM
      15.06.2023 15:37

      Вокруг чего угодно что фармится и влияет на игровой процесс нельзя. Это ведет к появлению тысяч ботов и «китайцев» готовых за 10 долларов в сутки фармить все подряд по 12-15 часов в день.

      А это ведет к обесцениваю всего подряд и разрушению игровой экономики. Конец.


      1. DaneSoul
        15.06.2023 15:37

        Если это фармится и нужно игрокам - в любом случае будет черный рынок где это будет продаваться в обход любых запретов. Тут вопрос баланса и рыночных отношений - нафармят слишком много - цены упадут и смысла продолжать фарм не станет.


        1. BugM
          15.06.2023 15:37

          Черный рынок это довольно специфичная штука. Особенно с банами покупателей или конфискациями куплено. Массово даже не надо, показательно иногда и хватит.

          Многие не полезут в такое в отличии от легально рынка.


  1. Zara6502
    15.06.2023 15:37
    +1

    Основной вопрос - зачем? Подогревать игрозависимых чтобы один более упоротый фармил и продавал, а другие покупали потому что им лень фармить? На машину никто там не заработает, обычно зарабатывают на хлеб и на оплату счетов (киберспортсменов брать в расчет не имеет смысла, их катастрофически мало и деньги там не от самой игры).

    Я, например, люблю Факторио, пытался пару раз смотреть гайды на ютубе и понял, что я вообще не хочу заморачиваться игрой настолько, чтобы строить всё мега-чертежами или делать уникальные заводы где всё просчитано - мне это НЕ нравится абсолютно, это нудно и неинтересно. То есть фактически адепты Факторию закидают меня мокрыми тряпками и ни в каком виде не признают что я фанат игры. Просто я люблю песочницы (качественные), где мне дали кывырнаццать инструментов, а я сам придумываю как себя развлекать - это и есть истинная Игра с большой буквы. Она не зря названа песочницей, так как дети в песочнице имея ведёрко и лопатку творят свою игру с блэкджеком и зАмками.

    Так о чем я. Я играю в Факторию безумно редко, так как у меня есть реальная жизнь, да и кроме Факторио есть куча других игр и занятий, почему я бы должен зацикливаться на чем-то одном? Даже если в Факторио засунуть экономику и за убитого кусаку давать 1 рубль, то я не стану чаще играть в эту игру. То есть такие игры эксплуатирующие игровую зависимость скорее пора бы запрещать, а не возводить на пьедестал как новую эпоху в геймдеве. Интерес инвестора понятен - раздеть очередного бедолагу, который наркоманит у клавиатуры, он же отброс, его не жалко, так?