Итак, в одной уважаемом мной группе в Телеграмм есть чат-бот с именем Marika_tgbot, и поскольку группа посвящена вопросам корпоративной и ИТ архитектуры, участники часто любят задавать вопросы боту, типа "напиши требования к космическому кораблю". И вот какой получается ответ:
Требования к космическому кораблю:
1. Безопасность: Космический корабль должен обеспечивать безопасность для экипажа и пассажиров во время полета. Это включает в себя системы аварийного спасения, пожаротушение, защиту от радиации и других опасностей, а также способность выдерживать экстремальные условия окружающей среды.
2. Производительность: Космический корабль должен иметь достаточную мощность и маневренность для выполнения запланированных задач в космосе. Это включает в себя способность достичь требуемой орбиты, поддерживать устойчивую ориентацию, маневрировать вокруг других объектов и выполнять научные исследования.
3. Надежность: Космический корабль должен быть надежным и иметь высокую степень доступности. Это включает в себя использование надежных компонентов и систем, регулярное обслуживание и проверки, а также возможность быстрого обнаружения и исправления любых неисправностей.
4. Удобство использования: Космический корабль должен быть удобным для работы экипажа и выполнения задач. Это включает в себя удобную и понятную пользовательскую интерфейсную систему, эргономичное расположение приборов и контрольных панелей, достаточное пространство для передвижения и выполнения задач, а также удобные условия жизни и отдыха для экипажа.
5. Экономическая эффективность: Космический корабль должен быть экономически эффективным в производстве, эксплуатации и обслуживании. Это включает в себя оптимизацию расхода топлива, использование эффективных технологий и материалов, максимизацию загрузки грузового пространства и минимизацию затрат на обслуживание и ремонт.
6. Совместимость: Космический корабль должен быть совместим с другими космическими объектами и системами, с которыми он может взаимодействовать. Это включает в себя совместимость с системами управления полетом, системами передачи данных, системами сопряжения и другими космическими аппаратами.
7. Устойчивость к авариям: Космический корабль должен быть способен выживать и обеспечивать жизнедеятельность экипажа и пассажиров в случае аварийных ситуаций, таких как потеря давления, потеря энергии, потеря связи и т. д. Это включает в себя наличие резервных систем и ресурсов, а также возможность быстрого восстановления функциональности после аварийной ситуации.
8. Соответствие стандартам: Космический корабль должен соответствовать всем применимым стандартам и нормативным требованиям, установленным в космической индустрии. ....
Вау!! Думается нам, как круто, прямо таки гениально. И вроде бы все действительно логично и красиво. Но меня лично не покидает читая такие тексты ощущение, что что то не так, где-то нас, ну как это говориться, обманывают. Давайте разберемся.
И для этого пройдемся по приведенному выше ответу. Сначала по пунктам, ну а потом - в общем. Итак:
1. Безопасность: Космический корабль должен обеспечивать безопасность ...
Ну, как говориться, "козе понятно". В принципе достаточно формулировки "Космический корабль должен обеспечивать безопасность." без всего остального. Тем более что все остальное уже не совсем правильно. Например формулировка: "для экипажа и пассажиров во время полета". Сейчас как таковые "пассажиры" считаются частью "экипажа" ну и достаточно редки. А вот про безопасность груза - забыли. Перечисление "это включает в себя..." ну явно не полное. Особенно для космического корабля. Ну ладно, идем далее.
2. Производительность: Космический корабль должен иметь ....
Че? Ну иметь то он это все должен. Но из всей фразы не сказано ничего конкретного, ли хотя бы специфичного для космического корабля. Опять же - банальные фразы абсолютно ни о чем.
3. Надежность: Космический корабль должен быть надежным ....
Ну да. Если есть раздел "надежность", то "Космический корабль должен быть надежным". Я правда не понял фразы "иметь высокую степень доступности". Доступности кому, к чему, когда? И "гениальная" фраза: "возможность быстрого обнаружения и исправления любых неисправностей" - ну невозможно такое относительно любых. Как то мне кажется нужно уточнять. Иначе это (ну в прочем как предыдущие пункты) - благопожелания из серии "золотая рыбка, хочу что бы у меня было все, и мне за это ничего не было".
4. Удобство использования: Космический корабль должен быть удобным для работы экипажа....
Опять как и ранее, ни о чем. К слову замечу, в п. 1 упоминается "экипаж" и "пассажиры". В пункте "удобство" пассажиры уже не упоминаются. Казалось бы - ерунда. Но если мы возьмем этот текст как готовые требования, то тот, человек, который будет их читать должен отследить это несоответствие. А если это незначительно, ну типа "подумаешь, там перечислили, тут нет" - то зачем бумагу марать? Или перечислять все важное или не перечислять вовсе.
5. Экономическая эффективность: ....
Опять же текст совсем ни о чем. И это не считая того факта, что "космические корабли" на сегодняшний день являются скорее исследовательскими объектами, нежели коммерческими, и прямой экономической эффективности от них никто не ожидает. Я думаю - даже Маск не рассчитывает на прямую экономику.
6. Совместимость: ....
Так же ни о чем. Вообще говоря, космический корабль ДОЛЖЕН быть совместим с другими системами. И поскольку он по определению является частью большой системы, то должен быть не просто совместим, а строго вписан в технологическую цепочку. И в конкретные "места". Ну например: стыковочные узлы, система телеметрии, система вывода на орбиту и т.п. Это я, почти как тот бот, ну очень поверхностно говорю.
Тут сразу пришла такая мысль, которая по большому счету должна была бы возникнуть сразу: "А что собственно такое Космический корабль?". То есть у нас сейчас есть как минимум ракета-носитель, которая выводит полезную нагрузку на орбиту. "Полезная нагрузка" в виде некоего устройства, позволяющего доставить людей на орбиту и вернуть их обратно. Или доставить груз на орбиту без возвращения. А так же огромная куча наземных систем и систем подготовки, обеспечивающих этому всему возможность выполнения своих функций. И все это входит в понятие "космический корабль", и тем более - в "требования к космическому кораблю".
Идем далее.
А собственно, не идем. Уже и так все понятно. Все 8 пунктов - сугубо и одинаково ни о чем. Так что нет смысла тратить на них время.
Посмотрим в общем. А есть ли смысл и польза от такого документа? Ну например, можно ли по такому документу построить "космический корабль"? - очевидно, что нет.
Есть ли смысл использовать бота в заданном вопросе? Вот тут, как говориться, мнения расходятся. Одни считают, что боты, на сегодняшнем этапе, пусть и не способны сгенерировать готовые корректные документы, но могут существенно упростить жизнь, создав основу, шаблон.
Есть и другое мнение, которое разделяю и я: боты на сегодняшний день очень хорошо подходят только для "имитации бурной деятельности". То есть они способны сгенерировать тексты любой длины (в соответствии с тарифами, конечно), которые будут очень ПРАВДОПОДОБНЫМИ, и которые можно будет втюхать не очень сведущим заказчикам.
И даже если вычистить такие документы - то все равно, мне лично не понятно - зачем повторять в ТЗ, требованиях и т.п. очевидные вещи? Зачем создавать сотни страниц банальщины, которые все равно никто не читает? Может лучше как то научиться писать только и строго необходимое? По существу вопроса? Возможно с помощью тех же ботов, но по существу?
Мало того. Надежда, что чатбот поможет создать документы скорее обманчивая. Бот с легкостью нагенерит КУЧУ текста. То есть его будет много, и все это придется читать и анализировать в ПЛЮС к тому материалу, который нужно вынуть у заказчика в проекте. Однако правдоподобность материалов бота значительно усложняет человеку поиск нестыковок и правок. То есть когда аналогичный материал готовит, например, джун, в нем, в материале, присутствуют "дыры" и нестыковки. Это как ступеньки или камни на дороге. Опытный аналитик сразу их замечает. Для него это сигналы, что нужно здесь глубже покопаться.
А документы бота - это как те же камни и ямы, но прикрытые красивой травкой газона или рыхлым песочком банальных фраз. Вроде как все гладко, пока не споткнешься. А поскольку сразу плохо видно - споткнувшись можно изрядно себе лоб расшибить.
В общем итог. Мой личный вывод:
Идея использовать ботов, что бы они генерировали основу комплекта документов для решения проектных задач безусловна интересна и заманчива, НО на сегодняшний день скорее контрпродуктивна. Или нужно искать другие технологии их применения. Ну и конечно совершенствовать самих ботов.
Так что пока человечеству ничего не угрожает, кроме резкого увеличения информационного шума и никому не нужных бумаг.
Комментарии (7)
Indemsys
07.07.2023 09:03Не согласен, что боты могут нагенерить много текста.
Сгенерированного текста как раз мало. Пока не видел чтобы кто-то показал осмысленный длинный текст от бота на десятки страниц, без вынужденного диалога.
А тем временем какой нить стандарт ISO по качеству управления будет содержать воды на многие десятки страниц. Где будут миссии, визии, стратегии, коллаборации, сатисфакции и проч. и все без всяких количественных оценок - это те самые шаблоны. Но никто там не придирается к конкретным пунктам и не разбирает по словам каждое предложение оценивая его полезность или бесполезность. Есть толмачи типа аналитики которые растолковывают клиентам эти стандарты.
Вот и для ботов все еще нужны толмачи.Alex_INS Автор
07.07.2023 09:03По поводу содержательности текста стандартов у меня то же много вопросов. И именно к тому, на сколько конкретны формулировки, на сколько значимы и т.п. Стандарты помогают (по крайней мере одна из целей) не забыть что-то важное при проработке проекта. Откуда и много всяких разных слов. Ситуаций много.
Но вопрос остается тот же - зачем в проектной документации триста тридцать три раза дублировать одно и то же, вместо того, что бы отражать только особенности и существенные вещи? И похоже пока такой технологии не разработали. Посему и приходиться копировать одно и то же из документа в документ.
censor2005
07.07.2023 09:03Ну вот я немного дополнил ваш запрос к Chat GPT, и вот что вышло:
напиши подробные технические требования к проектируемому космическому кораблю. Без лишних слов
Hidden text
Технические требования к проектируемому космическому кораблю:
-
Габаритные размеры:
Длина: [указать значение] метров
Ширина: [указать значение] метров
Высота: [указать значение] метров
-
Масса:
Масса корабля: [указать значение] килограмм
Максимальная грузовая масса: [указать значение] килограмм
-
Материалы конструкции:
Основная конструкция корпуса: [указать материал]
Защитные покрытия: [указать материалы и их толщину]
-
Подсистемы и системы:
Система жизнеобеспечения: [описать функциональность и требования]
Система управления полетом: [описать функциональность и требования]
Система энергопитания: [описать функциональность и требования]
Система коммуникации: [описать функциональность и требования]
Система навигации: [описать функциональность и требования]
Система стабилизации: [описать функциональность и требования]
Система защиты от радиации: [описать функциональность и требования]
Система охлаждения: [описать функциональность и требования]
Система отсеков и отсеков груза: [описать функциональность и требования]
Система обнаружения и предотвращения аварий: [описать функциональность и требования]
-
Двигательная система:
Тип двигателей: [указать тип двигателей]
Максимальная тяга: [указать значение] ньютонов
Система управления двигателями: [описать функциональность и требования]
-
Система стыковки и доковки:
Тип системы стыковки: [указать тип системы стыковки]
Точность стыковки: [указать требуемую точность стыковки]
Система доковки грузовых модулей: [описать функциональность и требования]
-
Защита от внешних воздействий:
Защита от метеоритов и космического мусора: [описать требования к защите]
Защита от солнечной радиации: [описать требования к защите]
Защита от экстремальных температур: [описать требования к защите]
-
Требования к полету:
Максимальная скорость: [указать значение] километров в секунду
Дальность полета: [указать значение] километров
Время полета: [указать значение] дней/часов/минут
-
Срок эксплуатации:
Минимальный срок эксплуатации: [указать значение] лет
Максимальный срок эксплуатации: [указать значение] лет
-
Система обратной связи:
Система мониторинга и диагностики: [описать функциональность и требования]
Система передачи данных: [описать функциональность и требования]
Это набор общих требований, исходя из которых можно детализировать конкретные технические спецификации для проектируемого космического корабля.
То есть, надо уточнять запрос или в первом запросе давать более конкретные требования к ответу
saipr
07.07.2023 09:03-1Для ответа на эти вопросы мы в своё время создавали систему автоматизированного исследовательского проектирования (САИПР) тактико-технических требований к перспективным ракетным комплексам, которую позже стали называть стендом имитационного моделирования технических обликов перспективных ракетных комплексов и их подсистем.
-
dimitrii_z
07.07.2023 09:03Не понимаю возмущение автора:
В тексте не сказано какой ИИ какой версии используется в неназванном ТГ чате. По тегу к статье можно предположить что ChatGPT, конечно, но начало будто оформлял её как раз ИИ.
Был указан простой аромат - и получили поверхностный ответ на уровне подростка, любящего старую добрую приключенческую фантастику типа Хайнлайна. В комментарии выше есть пример более развернутого шаблона, который уже можно использовать для начала написания ТЗ.
То есть очевидно, что готовое ТЗ ИИ не напишет, но вполне может помочь со структурой, помочь с выборкой похожей информации (в роли продвинутого поисковика). Да, инженерам-проектировщикам космических кораблей пока голод от безработицы не грозит ????
KEugene
07.07.2023 09:03Такое впечатление, что автору статьи не приходилось читать никаких ПТБ и ПТЭ. Да, ответ робота, возможно, не полный, но написан в лучших традициях министерского издательства.
saipr
Для вашего разбора как-никак лучше всего подходить высказывание, сделанное аж в 1945 году, Аланом Тьюрингом:
Ключевые слова в этом высказывании ДЕМОНСТРИРОВАТЬ (а не иметь) и СОВЕРШАТЬ СЕРЬЁЗНЫЕ ОШИБКИ.