Возможно, вы скажете, что в команде нет место слову "я", тем не менее у каждой серьезной команды есть лидер - он же тимлид. Тимлиды отвечают за все, начиная от повседневной работы и заканчивая оказанием своевременной поддержки команды для достижения поставленных целей. 

В зависимости от структуры компании, может быть непонятно, что именно включает в себя роль тимлида, и как она отличается от роли проджект-менеджера. В данной статье мы расскажем о том, кто такой тимлид на самом деле, чем он занимается, и как эта роль отличается от роли проджект-менеджера. Также мы дадим 10 советов, которые помогут вам стать успешным тимлидом.

Кто такой тимлид?

Тимлид отвечает за управление группой людей в ходе реализации определенной инициативы или достижения конкретной цели. Тимлиды не обязательно являются менеджерами и могут быть не связаны с функцией по управлению людьми. Тимлид отвечает за создание коллаборативной среды и определения направления развития конкретного проекта или программы.

Тимлид предоставляет рабочей группе гайды по проекту или портфелю проектов. В обязанности тимлида входит делегирование работы, контроль за достижением поставленных целей и, при необходимости, инструктаж членов команды. Тимлиды часто выступают в роли фактических наставников группы, даже если они не имеют должности руководителя.

Чем занимается тимлид?

Тимлид может отвечать за проект, программу или портфель программ. 

Основные обязанности тимлида:

  • Организация работы;

  • Информирование о целях;

  • Предоставление контекста;

  • Делегирование задач;

  • Лидерство на личном примере;

  • Управление ресурсами;

  • Решение проблем;

  • Управление ходом выполнения проекта;

  • Ведение отчетности для стейкхолдеров;

  • Коучинг для повышения квалификации сотрудников;

  • Мотивация команды на достижение поставленных целей;

  • Поощрение сильных сторон членов команды и выявление точек роста;

  • Обозначение и отстаивание интересов команды.

Сравнение роли тимлида с ролью проджект-менеджера

Зачастую навыки тимлида пересекаются с навыками по управлению проектом. Во многих ситуациях тимлид и менеджер проекта могут быть одним и тем же человеком и это вполне нормально.

Чтобы понять разницу между ролью тимлида и проджект-менеджера, стоит обратить внимание на основные цели для каждой из этих позиций. Главная задача тимлида — мотивировать и поддерживать свою команду, чтобы обеспечить эффективную работу. В свою очередь, проджект-менеджер обычно фокусируется на достижении конкретных результатов и выполнении задач.

Топ 10 навыков тимлида

Независимо от типа проекта, которым вы руководите, хороший тимлид способен уверенно управлять своей командой и успешно с ней взаимодействовать. 

Вот 10 навыков, необходимых для старта:

1. Управление целями

Одна из самых ценных вещей, которую вы можете сделать как тимлид - это ответить себе на вопрос: Почему эта работа важна?

Каждый проект направлен на достижение общей цели команды или компании, но зачастую эти цели не всегда очевидны в повседневной деятельности. Когда команда осознает, как ее работа влияет на решение задач, у нее возникает больше мотивации для эффективного выполнения проекта.

Хорошие тимлиды формируют контекст таким образом, чтобы команда понимала, почему их работа важна, и как она вписывается в общее видение компании. Благодаря такому контексту члены команды могут более эффективно расставлять приоритеты и гарантировать, что они выполнят свою работу с наибольшей отдачей и в срок.

2. Обеспечение прогресса в работе над проектом

После того как ваша команда зафиксировала цели, важно также четко сформулировать шаги по их достижению. Тимлид подобен капитану корабля: вы даете команде ориентир по направлению к цели и определяете путь, по которому следует идти.

Есть три основных элемента, обеспечивающих эффективный прогресс в работе:

  • Определяйте показатели. Члены команды не могут понять, на правильном ли они пути, если у них нет четкого представления о том, к чему они стремятся. Поэтому прежде чем приступить к работе, поставьте измеримые SMART-цели, чтобы определить, как вы будете оценивать успех.

  • Отслеживайте процесс прогресса. Недостаточно знать, куда вы идете, необходимо также знать, где вы находитесь по отношению к своей цели. Убедитесь, что члены вашей команды имеют четкое представление о сроках проекта и видят, кто и когда что делает. 

  • Сообщайте об изменениях. Как тимлид, вы также обязаны следить за ходом выполнения проекта и делиться информацией с своей командой и всеми стейкхолдерами. Лучше всего это делать с помощью отчетов о статусе проекта, которые дают четкое представление о том, идет ли проект по плану, находится ли он в зоне риска или отстает от графика.

3. Коммуникация

Как и на любой другой руководящей должности, тимлидам необходимы отличные коммуникативные навыки. Это включает в себя общение с членами команды по поводу работы, информирование стейкхолдеров о ходе проекта и координацию действий с любыми кросс-функциональными партнерами в интересах проектной команды. Важно отметить, что коммуникация включает не только вербальное общение, но и невербальные элементы, такие как язык тела и мимика. Фактически, большая часть информации передается через невербальные средства коммуникации.

Важными элементами коммуникации являются:

Для развития таких навыков межличностного общения, как коммуникация, требуется время. Не волнуйтесь, если сейчас коммуникабельность не является вашей сильной стороной. Если вы еще только учитесь устанавливать доверительный контакт, начните с плана коммуникаций. План коммуникаций — это детальный план, определяющий какая информация будет передаваться и где. Например, где будет построена ассинхронная коммуникация в управлении проектом, а что будет коммуницироваться на еженедельных командных совещаниях.

4. Организация

Тимлиды часто выступают в роли менеджеров проектов. Но даже если вы им не являетесь, вам всё равно предстоит организовывать работу своей команды. Как тимлид, вы направляете команду на достижение конечной цели; в свою очередь, организация работы является ключевым элементом для ее достижения. 

Подумайте об организации информации, как о создании единого источника корректных сведений. Ваша команда должна рассчитывать на вас и верить, что вы будете своевременно предоставлять необходимую информацию.

Лучший способ создать отличную организационную систему для всей команды - использовать инструмент управления рабочим процессом, например Asana. Asana помогает отслеживать работу, управлять проектами и делиться информацией о прогрессе в достижении целей. Когда все понимают, кто и когда что делает, у них появляется возможность выполнять свою работу наилучшим образом.

5. Делегирование

Лучшие тимлиды знают, что они не могут сделать все сами. Целое больше, чем сумма его частей, и это также является ключевым аспектом лидерства в команде. Делегирование - это ключевой элемент коучинга и наставничества. Делегирование не только разгружает работу, но и дает возможность членам команды попробовать свои силы в новых областях. 

Чтобы эффективно делегировать, необходимо сначала понять сильные и слабые стороны каждого члена команды, а также его интересы. Таким образом, вы будете знать, что именно следует им поручить, и какие новые навыки они хотели бы освоить. Не забывайте, что ваши сотрудники, которым вы делегируете работу, могут делать все не так, как вы бы это сделали, ведь делегирование заключается в том, чтобы научиться отпускать и передавать другим бразды правления. 

Если у вас возникают проблемы с делегированием работы, попробуйте составить матрицу Эйзенхауэра. Или, если вы еще сомневаетесь, следуйте этому простому процессу, состоящему из четырех шагов:

  1. Определите работу, которую можно делегировать.

  2. Уточните срочность и важность, чтобы члены команды могли расставить приоритеты.

  3. Обеспечьте необходимое обучение.

  4. Доверяйте, но проверяйте.

6. Решение проблем

Ни один проект не проходит без заминок. Поэтому тимлиды должны быть отличными экспертами в решении проблем. Для достижения этой цели важно создавать контекст, который помогает определить наиболее приоритетные задачи и выявить проблемы, требующие немедленной реакции. Такой подход позволяет принимать правильные решения в интересах всей команды.

Если вы новичок в разрешении сложных ситуаций, попробуйте ответить себе на следующие вопросы:

  • Каким образом команда будет подходить к работе?

  • Что является наиболее важным? 

  • На что следует акцентировать внимание?

  • Как это решение повлияет на команду?

7. Тайм-менеджмент

Тимлиды являются мастерами тайм-менеджмента, они прекрасно понимают, как расставить приоритеты в работе. Для того чтобы развить свои навыки тайм-менеджмента, попробуйте применить некоторые стратегии и инструменты по управлению временем. Это позволит максимально эффективно использовать ваш день. Вы также можете предложить членам своей команды сделать то же самое и выбрать подходящую для них стратегию тайм-менеджмента. 

Если вы не знаете, с чего начать, попробуйте это: 

  • Метод GTD сфокусирован на эффективной организации информации с помощью внешних инструментов, что позволяет продуктивней использовать наши умственные ресурсы.

  • Метод блокировки времени предполагает группировку схожих задач для одновременной работы над ними и планирование этих временных блоков в календаре.

  • Техника Помодоро предусматривает набор спринтов и перерывов для достижения максимальной продуктивности и концентрации внимания.

  • Принцип Парето, также известный как правило 80/20, помогает выполнить 80% работы при 20% усилий.

  • Метод "съесть лягушку"  утверждает, что для достижения наилучших результатов в работе необходимо решать свою самую большую задачу (лягушку) в самом начале дня.

8. Управление рабочей нагрузкой сотрудников

Как тимлид вы несете ответственность за то, чтобы помочь своей команде достичь поставленных целей. Частью этой ответственности является контроль за тем, чтобы работа шла по плану и никто не приближался к выгоранию. Во время командных совещаний и встреч 1:1 спрашивайте членов своей команды, как они оценивают свою нагрузку, и не нужно ли их разгрузить, что-то отложить или делегировать. 

Как тимлид, вы должны иметь представление о том, чем занята ваша команда. Но это не всегда получается держать в голове, особенно по мере роста коллектива. Вместо этого попробуйте использовать инструмент по управлению рабочей нагрузкой команды, чтобы отслеживать, над чем работает каждый ваш сотрудник. Это особенно пригодится, если ваша команда трудится над разными проектами и где-то не до конца проинформирована. Если вся информация находится в одном месте, можно быстро разобраться, и предотвратить перегрузку.

9. Тимбилдинг

Тимлиды - это не только идейные вдохновители команды, но и руководители, ответственные за поощрение и мотивацию сотрудников. Для того чтобы быть эффективным лидером, необходимо уделять время на тимбилдинг и следить за тем, чтобы каждый чувствовал себя ее частью. 

Тимбилдинг начинается с того, что все понимают цели команды, чтобы вместе двигаться к конечному результату, но на этом все не заканчивается. Чтобы создать эффективную команду:

10. Наставничество и коучинг

Важной составляющей роли тимлида является коучинг, обучение и наставничество, когда это актуально. В вашей команде могут быть новички, и у них могут возникнуть вопросы о том, как выполнить определенное задание. Если у вас есть решение для их проблемы, проведите инструктаж, а если нет, направьте их к специалисту, который сможет ответить на их вопросы.

Даже если вы индивидуальный контрибьютер (сотрудник без менеджерских обязанностей), и не руководите персоналом, как тимлид вы обязаны поддерживать и поощрять членов своей проектной команды. Инвестируйте в свои лидерские качества и развивайте эмоциональный интеллект, чтобы иметь возможность поддержать свою команду, когда им это необходимо.

Обеспечьте хорошую организацию работы с помощью инструментов по управлению проектами

Вы не сможете эффективно выполнять свои обязанности, если не создадите четкую систему для общения и обмена информацией с вашей командой. Чтобы повысить уровень прозрачности работы вашей проектной группы, рекомендуется использовать инструменты управления проектами, которые позволят эффективно построить совместную работу для достижения наилучших результатов.

Перевод материала подготовлен в преддверии старта курса Системный аналитик. Team Lead. По ссылке вы сможете подробнее узнать о курсе, а также зарегистрироваться на бесплатные вебинары.

Комментарии (1)


  1. dyadyaSerezha
    09.08.2023 10:20

    Неудачный перевод статьи. Был "10 things great team leaders do", а стал таким, что успешному тимлиду нужны еще какие-то советы. Если он успешный, то и советов не надо. Советы нужны неуспешным или начинающим.