Летом 2020 года я был в пешем походе по Кругобайкальской железной дороге. Мы шли вдоль рельс несколько дней, наслаждаясь ясным солнцем, красотами Байкала и тридцатиградусной жарой. Однажды вечером, во время приготовлением ужина мы увидели спарку из двух велосипедов. Она передвигалась по рельсам под управлением семейной пары с ребёнком. Я не успел рассмотреть конструкцию этого чуда или сделать фото, но мысль о том, как это круто и легко уже не могла покинуть мою голову.
Чужое
Конечно, я знал про существование велодрезин и ранее. Во время подготовки к пешему походу натыкался на видео блогера МШ, который вместе с товарищем на велосипеде смог преодолеть маршрут в 2018 году. Видео мне показалось интересным, но конструкция, на мой взгляд, была слишком сложной и тяжелой. Тем более, мы хотели использовать два велосипеда, вместо одного.
Основной концепцией для дизайна я выбрал проект MPCNC, в конструкции которого лежат 3D печатные детали и 25мм трубы, которые можно приобрести в любом мебельном или строительном магазине.
Принципиально не хотелось пользоваться сваркой, так как требовалось чтобы конструкция легко разбиралась, для возможности перевозки вместе с велосипедами на авто. Так же, в случае расхождения сварных швов, восстановить их в походных условиях будет сложнее, чем заменить стандартные крепления джокер или печатные компоненты, которые можно напечатать с небольшим запасом.
Рама
За основу для своего проекта я взял этот дизайн:
Мне хотелось максимально её упростить, и я решил отказаться от какого-либо закрепления задних колёс велосипедов относительно друг друга. Во-первых, они имели разные размеры рамы и поэтому были несимметричны. Во-вторых, необходимость в движении задним ходом отсутствовала, а при движении вперёд колесо оставалось по центру рельса. Как оказалось в дальнейшем, выбор был сделан верный и больших проблем отказ от фиксации задних колёс не принёс.
Вторым изменением стал отказ от свободного вращения передних колёс и фиксация их на тележке. На самом деле, мне не нравилось крепление за переднюю вилку, так как казалось, что это может привести к свободному вращению руля и непреднамеренному сходу с рельс. К тому же добавлялись проблемы с шириной железнодорожных колёс и самой конструкцией тележки, так как её пришлось бы подгонять под ширину вилки.
Третьим изменением стала труба, которая доходила до рамы и крепилась на неё с помощью хомута для труб из строймага и переходников, напечатанных на 3d принтере. Необходимость в них была обусловлена исключением кренов велосипедов.
Тележка
Проектирование всей велодрезины я начал с тележки, на которую должны были фиксироваться передние колёса. Я засел в SolidWorks, прикинул размеры велосипедных колёс и сделал набросок:
Обдумав саму концепцию, я пришёл к первой версии дизайна:
В этой версии всё просто, колёса тележки разнесены на 50 сантиметров, трубы подняты чуть выше, чтобы велосипедные колёса не касались рельс. Прямоугольные отверстия предназначались для ремней, которые будут дополнительно фиксировать колёса.
Изобретая колесо
КБЖД – это действующая железная дорога, по которой регулярно передвигаются составы, и как все современные железные дороги, она оснащена автоматикой. Если кратко, то при замыкании рельсов подаётся сигнал, что участок дороги занят и поезда, видя красный сигнал на семафоре, не могут продолжать движение. Затем появляются сотрудники железной дороги и дают вам выписывают штраф.
Создавать себе и другим проблемы не хотелось, поэтому для создания колёс был использован 3D принтер и огромное количество PLA филамента. Среди готовых решений на просторах интернета было найдено небольшое количество заводских колёс, которые отличались высокой ценой или даже полным её отсутствием. Компании, которые их предлагали, зачастую не хотели иметь какие-либо дела с физлицом.
Очень часто встречается конструкция, в которой в качестве направляющего используется колесо от роликовых коньков.
Вариант выглядит хорошим, пока не замечаешь, что площадь контакта между колесом и рельсом небольшая. На поворотах бывают рельсы с сильным износом боковин, что может стать причиной схода.
Использование роликов с двух сторон могло бы решить проблему, но конструкция получалась слишком сложной и ненадёжной. Так как мы собирались снимать дрезину с дороги при каждой остановке, а затем ставить обратно, поэтому не хотелось терять время и силы, пытаясь попасть ровно по середине рельса. Ещё при таком расположении колёс становится невозможным прохождение стрелок. На протяжении всей КБЖД очень часто встречаются стрелочные переводы и это стопроцентная необходимость слезать с дрезины, снимать тяжёлые рюкзаки и переносить её вперёд.
Поэтому мы остановились на варианте колеса с ребордой, которая была бы достаточно большая и позволяла не беспокоится о возможности схода с рельс. Так же реборда позволяла катить конструкцию по земле к месту стоянки.
Для вращения колеса требуются подшипники, тут мой выбор остановился на 608zz. Их внутренний диаметр 8мм, что легко позволяет подобрать крепёжные болты для колеса. Подшипники защищены с двух сторон металлическими пластинами, которые исключают попадание грязи и пыли. И конечно же, некоторое количество таких подшипников валялось у меня без дела)
Затем я начал изучать конструкцию рельс, колёсных пар, посмотрел кучу роликов на YouTube и даже посетил несколько форумов, на которых давно нет никакой активности.
Экспериментов было много: разная ширина колеса, высота реборды, угол наклона, который бы автоматически выравнивал велодрезину.
Была даже задумка сделать выемку в месте контакта с рельсом, в которую вставлялась проставка из гибкого TPU, что могло бы снизить вибрационные нагрузки. Но при испытании стало понятно, что TPU оказался сильно гибким и совсем не держался на колесе, даже при использовании клея.
В процессе проб и ошибок я нашёл идеальный дизайн, который стал окончательным:
Два подшипника, большая реборда и отверстия для красоты. Вот и всё колесо.
Скачать 3D модель можно тут.
Печать колёс
За всё время я создал примерно 6-7 различных вариантов дизайна, постепенно решая возникающие проблемы. Печатались они на слегка модифицированном принтере Anet A6 со стальной рамой. На каждое колесо уходило примерно 16-18 часов, а при этом пластика было потрачено около 4 килограмм.
Во время печати случались и инциденты. Иногда под самый конец печати съезжали слои, а отключение электроэнергии вообще стало самой частой проблемой, так как принтер не умеет в возобновление печати. Небольшим спасением был бесперебойник, но его хватало максимум на 30 минут.
Сборка
Колёса были напечатаны, основа для тележки вырезана лазером из фанеры. Были куплены алюминиевые трубы диаметром 25мм и длиной по 2 метра. Всё было готово для сборки, или почти всё.
Мне не удалось найти в Красноярске болты нужной длины для закрепления колёс. Можно было уменьшить ширину колеса, но вместо этого я просто купил длинные шпильки с диаметром 8мм в строймаге. Пилить их не хотелось, и они стали соединять по два колеса на одной оси.
Отдельным видом извращений стало накручивание гаек. Сначала я купил самоконтрящиеся гайки. Как оказалось, накрутить их на длинную шпильку не очень высокого качества было невозможно. В какой-то момент они просто блокировались. Поэтому я заменил их обычными гайками M8, накручивая их по две с одной стороны для лучшей фиксации.
Первый тест
Конечно же, мне нужна была железная дорога для проведения тестов. Я сел за openstreetmap и яндекс карты, попутно вспоминая, где же в окрестностях города я мог видеть заброшенные железнодорожные пути.
Мы собрали ходовой макет и отправились его тестировать
Оказалось, что конструкция вполне работает, а значит нужно было переходить к следующему этапу.
Для этого требовалось придумать простое и достаточно прочное крепление к раме велосипеда.
Основной точкой крепления стала нижняя балка рамы. Я использовал хомут, который применяется для закрепления водопроводных труб. Чтобы совместить его с 25мм трубой рамы, был создан вот такой переходник:
Нижняя часть крепится на трубку диаметром 25мм, а затем затягивается с помощью винта и гайки. В верхнюю вставляется болт, на который накручивается хомут.
Созданные изменения привели ко второму этапу тестирования. На этом этапе мы решили создать минимально работающую конструкцию, которая будет удерживать велосипеды без ездоков, а затем посмотреть, где не хватает прочности. Это привело к новому этапу обсуждения и модификаций.
А дальше мы перешли на цикл разработки и тестирования, при котором в будние дни я добавлял изменения, а в выходные мы выезжали в поля, чтобы их протестировать.
Рама обрастала укреплениями, появилась новая точка крепления к велосипеду за вилку:
На трубы добавилась пластиковая проставка, которая удерживала колесо ровно по центру.
С тележкой произошли серьёзные изменения, которые добавили ей прочности и надёжности. Когда я понял, что улучшать больше нечего, то отправил чертежи на плазменную резку.
Отпуск и заключительный этап тестирования перед поездкой
Время шло и у нас начался двухнедельный отпуск, который мы так долго ждали.
Нарушив традиции, мы приехали на тесты в будний день. И тут нас ждал шок. Конечно, по рельсам было видно, что они используются, но о том, что это происходит каждый день, мы не догадывались.
Когда мы начали располагаться, к нам подошёл обходчик путей, чтобы поинтересоваться чем мы тут занимаемся. Он предложил нам убираться куда подальше, ведь скоро по путям пойдёт товарный поезд.
Мы собрали свои вещи и стали искать другой съезд на тех же путях)
Ощущения от езды на велодрезине необычные, руль крутить не нужно, ты просто держишься за него и всё. Запас в скорости хороший, меньше чувствуется сопротивление качению. Весьма необычное и очень классное ощущение.
Поездка на Байкал
Конечно у нас были сомнения. А именно сомнения в прочности колёс. Но отступать было некогда, мы собрали вещи, велосипеды и дрезину и отправились в поездку в тысячу километров.
Остановились мы у Култука, недалеко от стелы КБЖД.
Тут стоит отметить важную информацию по использованию железнодорожных путей:
Скорость поездов на КБЖД ограничена 20 км/ч. Его слышно минимум за 5 минут до прибытия, так как он периодически подаёт гудки.
Отдельной проблемой безопасности были дрезины Пионер ТД-5, которые использовали местные работники железной дороги для обслуживания путей. Со стороны казалось, что ехали они гораздо быстрее лимита.
Мы заранее скачали расписание поездов по станциям, чтобы знать в какое время необходимо освобождать пути.
Обязательно освещение в туннеле. У нас были передние и задние фонари, белого и красного цвета.
Во многих местах нет сотовой связи.
Вообще, использовать дрезину на действующей железной дороге нелегально. За это полагается штраф. Но работники нас игнорировали)
И тут мы плавно переходим к финальным испытаниям. С этого момента у меня не осталось ни одного фото и видео, так как общее напряжение не позволяло отвлекаться. Мы собрали тележку, перенесли её вместе с велосипедами поближе к путям и начали собирать её.
В нашу сторону пошли двое работников жд, но мы сделали вид, что их не замечаем, они сделали вид что не замечают нас).
Когда дрезина была собрана, мы сели на велосипеды и двинулись в сторону от станции. Но тут нас прервал голос из громкоговорителя, который предупреждал, что скоро прибудет поезд и надо слезть с путей.
Мы подчинились голосу... Убрали дрезину в сторону и ждали ещё минут 15, пока он не проедет.
Фиаско
Поставив дрезину на рельсы, мы двинулись дальше. Но звук из под колёс стал совсем необычным. Они разваливались. Это было печально. Мы продолжали двигаться ещё некоторое время, но стало понятно, что путешествие на этом закончено.
На ранних тестах мы не проверяли нагрузку от рюкзаков, а она составляла примерно 40 дополнительных килограмм, которые в отличии от веса всадников, попадали преимущественно на колёса тележки.
Колёса развалились, мы набросили рюкзаки за спину, и покатили дрезину обратно. Дальше был реализован план Б: оставить всё лишнее в машине, загнать её на платную парковку и сесть с рюкзаками на ближайший поезд, который забросил нас на станцию Половинная.
Кстати, на поезд мы успели за 2 минуты до отправления :)
Бесценный опыт
Именно его я считаю главным результатом любого DIY проекта. Я понял свои ошибки и знаю, как теперь закончить проект, чтобы сделать его успешным.
Вернусь ли я ещё на Байкал?
Думаю да, когда внесу некоторые изменения в проект.
Что необходимо изменить?
Поставить передние колеса велосипеда на рельсы, чтобы освободить пластиковые колёса от нагрузки. Они должны выполнять главную функцию по удержанию на путях, и с ней отлично справятся.
Комментарии (37)
tormozedison
11.08.2023 11:28+3Ну зачем? Действующая железка (стройка, и т.п.) - не проходной двор. Неужели каких-то учебно-тренировочных мест нет, где можно попросить разрешения на подобные опыты?
MaFrance351
11.08.2023 11:28+1В идеале всё же найти заброшенный путь.
На самом деле не так сложно, как может показаться.tormozedison
11.08.2023 11:28+1Хотя бы. Ну первое же правило айтишника: не тестить на продакшене, тем более - на чужом. И вообще ничего постороннего на нём не делать. Можно пообщаться администрациями музеев соотв. тематики. Или пейнтбольных площадок, чтобы разрешили самостоятельно устроить участок с чем-нибудь рельсоподобным. В т.ч. нестандартной ширины. И с колеями вместо рельсов, чтобы велосипедные колёса без доработок помещались. Много вариантов.
MaFrance351
11.08.2023 11:28+2Можно пообщаться администрациями музеев соотв. тематики.
В родном Челябинске неподалёку от вокзала (рядом с музеем ЮУЖД) есть отрезок пути с дрезиной. Можно покататься даже без собственного экземпляра...
MaFrance351
11.08.2023 11:28Мы продолжали двигаться ещё некоторое время, но стало понятно, что путешествие на этом закончено.
А сколько же ориентировочно удалось в итоге проехать?
Quiensabe
11.08.2023 11:28+5Есть двухкомпонентный литьевой пластик, можно напечатать форму и отлить. Будет прочнее чем просто печать.
Но я советую очень подумать прежде чем этим заниматься на действующей дороге.
Мы с родственниками как-то шли по путям, болтали, а сзади подъехал тепловоз, и мы его вообще не услышали. Кто-то случайно повернулся, а он уже в нескольких метрах. Ехал небыстро, но мы едва успели разбежаться, благо ни сумок ничего с собой не было. Машинист видать тоже нас проспал, по крайней мере орал на нас с квадратными глазами...
В общем, опасное это дело. В дороге разговорились, шум воды рядом, перегон тепловоза который нарушил правила по скорости... А тут вы, и быстро с такой дрезины не выпрыгнешь, можно запутаться, споткнуться... Короче, ну их нафиг такие приключения.
sim2q
11.08.2023 11:28+2А по самим рельсам там никакая телеметрия не передаётся?
Кроме постоянного тока занятия, что бы гарантированно узнавать о поезде. Ну и УКВ слушать - там вроде открытый канал.MaFrance351
11.08.2023 11:28+1В рельсах не постоянный ток занятия, там АЛСН. Чтобы на локомотивом светофоре отображалась информация о занятости перегона. И сигналов там несколько больше одного.
Впрочем, никаких сведений о занятости участков позади данная система не отражает.
iliasam
11.08.2023 11:28Интересно, можно ли обнаружить поезд за собой, проверяя наличие импульсов на рельсах?
Насколько я понимаю, при наличии поезда амплитуда должна резко упасть, так как поезд создает КЗ.
С другой стороны, можно сделать себе приемную катушку, такую же, как на поезде. При появлении поезда в ней появится ток, так как поезд замкнет контур.MaFrance351
11.08.2023 11:28За собой — вряд ли.
Конечно, можно попробовать декодировать этот сигнал, но расстояние одного блок-участка (а ведь поезд не знает, что впереди занято) может быть слишком малым, чтобы успеть слезть.Kotofay
11.08.2023 11:28Чисто теоретически, опасно будет если стоять на границе начала блок-участка. Если двигаться, то предыдущий блок-участок будет сигнализировать о наличии локомотива "за спиной" .
Думаю, ТС озаботится наличием такой сигнализации, да и как DIY проект считывания кодов тоже неплохо.MaFrance351
11.08.2023 11:28А как считывать, что на предыдущем блок-участке?
Импульсы, которые можно считать, дают сведения только о том, что там впереди.
vassabi
11.08.2023 11:28+8Обязательно освещение в туннеле. У нас были передние и задние фонари, белого и красного цвета.
ну такое. Встретить поезд в туннеле с фонарями конечно лучше чем без фонарей, но как-то все равно я бы так не рисковал ...
Einherjar
11.08.2023 11:28+3Тот случай когда словосочетание "свет в конце тоннеля" будет иметь диаметрально противоположный смысл. Но премия Дарвина, несмотря на прогресс человечества, недостатка в кандидатах все равно не имеет.
voldemar_d
11.08.2023 11:28+1Был велопоход по такой заброшке:
https://m.vk.com/video-76184738_169406836
Сейчас от нее, правда, мало что осталось, наверное. Интересно бы узнать, как и из чего они тогда эти велоконструкции делали.
izh-vii
11.08.2023 11:28+1https://www.youtube.com/watch?v=mZWKyZFcRyE
Человек делал с электроприводом дрезину, там же , на КБЖД
Кстати , канал для технарей очень интересный, делает с электроприводом какие то невероятные вещи, типа гусеничных роботов.zeleniy_kaktus Автор
11.08.2023 11:28Местные рассказывали, что на электродрезине кто-то проехал от Слюдянки до порт Байкала. И оставил её там, а потом те же местные разломали и растащили.
Vlad-sl
11.08.2023 11:28+2И самое главное тут. Что гребейшее нарушение безопасности. Из за таких может быть катастрофа на жд. Причем эта статья провоцирует других на подобные опыты на жд.
zeleniy_kaktus Автор
11.08.2023 11:28+2Верно, вот пример: Двое погибли при столкновении тепловоза с ручной дрезиной на КБЖД (baikal24.ru)
Погибло двое рабочих подрядной организации, которые занимались стрижкой травы вдоль путей. Но есть один нюанс, мы видели эту дрезину, на ней был мотоциклетный мотор от ИЖа. Ездили они примерно 30-40км/ч и возможно из-за шума двигателя не услышали поезд.
cadovvl
11.08.2023 11:28Оставлю комментарий о том, как мне понравилась статья, идея, и активность вцелом. Автор, ты - молодец!
notice_me_senPAIN
Интересная статья, благодарю! А почему использовали PLA пластик для самого нагруженного элемента? Тем более нагрузка идёт параллельно слоям пластика, что тоже не гуд. Из моей практики 3D-печати я знаю, что PLA пластик очень охотно впитывает влагу и становится хрупким и ломким, я его грунтую и покрываю эмалью сразу после печати. Это работает для печати корпусов и ненагруженных элементов, но для колёс -- сотрётся быстро. И по поводу трения: у PLA температура размягчения около 60 градусов по цельсию, что также уменьшает прочность. Думаю, металлические колёса, если заказать у токаря, будут уместнее.
MountainGoat
То же самое хотел написать. Что у дрезиноделов с сопроматом? Один крепления колёс сделал из клапанов от ДВС. Они суперзакалённые и естественно лопнули (и естественно, в самом медвежьем углу маршрута). Другой вот сами колёса из пластика, причём хрупкого и дорогого.
Да если бы из фанеры нарезать кругов, склеить их стопкой и обшкурить, и то лучше были бы колёса. Потом дырок насверлить для облегчения.
unC0Rr
Детали из PLA у меня под Архангельским солнышком плыли. Крайне неудачный пластик для любого наружного применения.
zeleniy_kaktus Автор
Про температуру плавления PLA знаю, конкретно у этого она составляла около 70 градусов.
Металлические колёса, которые будут вращаться на металлических подшипниках, соединённых с металлической рамой, вполне вероятно замкнут рельсы, сработает автоматика и поезда перестанут ходить. В современных реалиях делать так весьма опасно.
Изначально планировалось заказать изготовление из
фторопластаполиамида, но цены на такие работы в Красноярске были неадекватные.Squoworode
Чтобы не замыкали, нужно поперечный каркас из дерева делать :)
zeleniy_kaktus Автор
Точно, черенок от лопаты ещё и стоит дешевле трубы)
Radisto
А если обод стальной, а только ступица из пластика? Изолировать поверхность качения от оси и подшипников? Но тут токарные работы без вариантов
agalakhov
Против замыкания достаточно тонкой изолирующей втулки, можно напечатать из PETG или просто кусок пластиковой водопроводной трубы взять. Еще можно использовать старую добрую эпоксидку со стеклотканью.
Kotofay
Откажитесь от самого принципа переноса нагрузки с колеса велосипеда на ролики. Пусть ролики только направляют. Вся нагрузка должна идти на штатные колёса велосипеда. Будет ещё легче накат и не будет ударных разрушающих нагрузок на ролики.
zeleniy_kaktus Автор
Именно об этом я и написал в последнем абзаце)
Kotofay
Слона то я и не заметил.)
BlackPanther
Пора печатать металлом. ЖД колеса из пластика не сделаешь...