Первый стадионный концерт состоялся в 1965-м году, когда The Beatles выступили на нью-йоркском Shea Stadium перед 55 000 кричащих фанатов. Этот концерт, на котором «Битлз» заработали более 160 000 долларов за 28 минут работы, стал атрибутом статусности и коммерческой мощи музыкантов. В 1970-е годы стадионы стали основной площадкой для концертных исполнений популярной музыки. От звёзд кантри и рок-музыки до более традиционных певцов, таких как Фрэнк Синатра и Барбра Стрейзанд, популярные исполнители стали привлекать аудиторию от 20 000 до 100 000 человек за один раз.

Музыканты смотрели на стадион как на способ выступить перед наибольшим количеством людей и заработать больше денег, а значит переход к стадионам, как минимум из чисто коммерческих соображений, был неизбежен. Но удерживать внимание 20 000 (или даже более) человек одновременно было серьёзной задачей для тех, кто выступал. И вскоре исполнителей стали сопровождать свои концерты спецэффектами, вроде пиротехники или лазерного светового шоу. Если для небольших клубных выступлений была характерна ламповость, то для стадионных концертов стала характерна зрелищность.

С тех пор такие концерты стали прерогативой самых популярных и успешных музыкантов мира: The Queen, U2, Мадонны, Эминема, Metallica, Майкла Джексона и других. Но концерт на стадионе часто означает плохую видимость и плохой звук для большинства зрителей. Но развитие технологий не могло не коснуться и этой отрасли развлечений. Новая эра живых развлечений начнётся в конце сентября 2023-го года, когда U2 выступят в «Сфере». Геометрическая фигура высотой 112 м и шириной 157 м в Лас-Вегасе попробует полностью переосмыслить стадионные концерты.

Вегас, детка!


Корни Sphere восходят к 2015 году, когда Джеймс Долан, глава Madison Square Garden Entertainment и владелец спортивных команд New York Knicks в НБА и New York Rangers в НХЛ, решил обойти ограничения традиционных концертных площадок и переосмыслить живое выступление. Не задумываясь о том, насколько это будет технологически осуществимо, Долан нарисовал эскиз огромной геометрической структуры, по сути, сферического кинотеатра IMAX на максималке. Основной целью такой арены было бы проведение концертов стадионного масштаба, но который также можно было бы использовать для кинопоказов и спортивных мероприятий.


Когда Долан начал искать инвесторов и высокотехнологичные аудио- и видеокомпании, с которыми он мог бы сотрудничать, Big Tech увлеклись возможностями виртуальной реальности. Марк Цукерберг в то время изменил название компании Facebook на Meta (компания запрещёна на территории РФ), так как был убеждён, что пользователи хотят войти в метавселенную. Идея испытать виртуальную реальность без громоздких головных уборов, из-за которых пользователи смотрятся иногда нелепо, — это то, что действительно вдохновило создание «Сферы».

Не найдя подходящего поставщика аудиооборудования для своего детища, Долан решил инвестировать в Holoplot, небольшой стартап, который получил контракт от правительства Германии на проецирование звука вокруг региональных железнодорожных станций Deutsche Bahn, используя принципы синтеза волнового поля. У них не было ничего концертного, но Долан инвестировал в акционерный капитал стартапа, помогал продвигать их технологии в партнёрстве и те начали создавать для него аудиосистему концертного уровня.

«Сфера» стала самой большой сферической конструкцией в мире, превзойдя Avicii Arena. Она настолько велика, что её легко увидеть из космоса. Сфера была разработана Populous, глобальной архитектурной фирмой, стоящей за многими ведущими спортивными аренами мира. Затраты на строительство, раздутые пандемией, выросли до 2,3 миллиарда долларов — больше, чем у самых дорогих соседей Sphere в Лас-Вегасе, включая Bellagio и Allegiant Stadium.

Технологии решают


Более 3000 строителей были задействованы в строительстве сооружения, которое создаст 4500 постоянных рабочих мест после открытия. Строительство началось в 2018 году, как раз тогда, когда Долан начал воображать, как использовать Sphere для турниров по видеоиграм, корпоративных мероприятий, конференций и кинопремьер. Но главным приоритетом новой площадки стало приглашение легендарной рок-группы U2 для открытия. Именно U2 первыми пришли на ум из-за их долгой истории использования новых технологий в своих шоу.



Запатентованная технология Sphere Immersive Sound позволяет излучать звуковые волны в любую точку помещения с высокой точностью. Это позволило бы, например, одной части аудитории слышать фильм на немецком языке, а другой части – на английском, почти как если бы слушатели были в наушниках.

Система состоит из примерно 1600 постоянно установленных и 300 мобильных модулей громкоговорителей HOLOPLOT X1 Matrix Array и включает в себя в общей сложности 167 000 громкоговорителей с индивидуальным усилением. Система использует технологии 3D Audio-Beamforming и Wave Field Synthesis нового поколения HOLOPLOT. Вся звуковая система полностью скрыта за внутренним светодиодным дисплеем Sphere. Любые потери при передаче звука полностью компенсируются алгоритмами HOLOPLOT в механизме оптимизации, в результате чего, по словам разработчиков, получается чистый полнодиапазонный звук практически без окраски.


Традиционная технология громкоговорителей в крупных залах может привести к снижению качества звука по мере увеличения расстояния от громкоговорителей из-за неконтролируемого характера распространения звуковых волн. 3D Audio-Beamforming использует интеллектуальные программные алгоритмы для создания контролируемых и более эффективных звуковых волн, чтобы уровни и качество оставались неизменными от точки происхождения до места назначения даже на больших расстояниях.

Технология формирования луча может единовременно и весьма точно отправлять уникальный аудиоконтент в определённые места в зале, создавая возможность для разных секций слышать совершенно разный контент — например, языки, музыку или звуковые эффекты — предлагая возможности для действительно индивидуального звукового погружения.

Sphere также планирует использовать уникальные возможности синтеза волнового поля, технику пространственного рендеринга звука, которая использует виртуальную акустическую среду. При использовании обычных аудиотехнологий воспринимаемым источником звука традиционно является расположение громкоговорителя. Используя синтез волнового поля, звуковые дизайнеры могут создать виртуальную исходную точку, которую затем можно поместить в точное пространственное положение. Это позволяет направить звук на слушателя так, чтобы он звучал близко, даже если источник находится далеко.

Sphere также использует запатентованные 4D-технологии, такие, как инфразвуковые тактильные сиденья, а также различные атмосферные и экологические эффекты, например тёплый бриз, различные ароматы и изменение температуры, для создания мультисенсорных ощущений. Более половины сидений будут оснащены современной технологией Haptic, которая двигается и вибрирует вместе с аудио и визуальными эффектами на дисплее, с изменением температуры и изменением направления ветра.


Выступления на сцене будут казаться карликовыми из-за высокого светодиодного экрана 16K, который охватывает большую часть аудитории и вокруг неё и может дополнить впечатления от концерта триповой анимацией или крупным планом исполнителей. Экран высотой 76 м и площадью 14 860 кв.м. (для сравнения, это почти в три раза больше экрана на Таймс-сквер, который будет установлен в проекте TSX Broadway в Нью-Йорке), который занимает потолок и стены Sphere потребовал от дизайнеров создания совершенно нового типа камеры Big Sky для создания уникального контента. Это самый большой светодиодный экран с самым высоким разрешением в мире. Режиссёр Даррен Аронофски работает над первым фильмом «Открытка с Земли» специально для «Сферы».

Площадка может вместить 17 600 зрителей, 10 000 из которых будут сидеть в специально разработанных креслах со встроенной тактильностью и переменной амплитудой: каждое сиденье по сути представляет собой низкочастотный динамик.



Экзосфера площадью почти 54 000 кв.м состоит из 1,2 миллиона светодиодных ламп размером с хоккейную шайбу, расположенных на расстоянии 8 дюймов друг от друга. Каждая лампа содержит 48 отдельных светодиодов, каждый из которых способен отображать 256 миллионов различных цветов и оттенков. Благодаря этой способности освещения Сфера может создать новую яркую достопримечательность на горизонте Лас-Вегаса, как это было продемонстрировано 4 июля. «Четвертое июля» было только началом для «Экзосферы», поскольку экран будет продолжать демонстрировать разный контент в связи с крупными событиями в Лас-Вегасе.

Экстерьер Сферы будет освещаться каждый день и ночь анимацией и другими изображениями, иногда привязанными к сезону, но в основном, конечно же, рекламой. НБА была первым брендом, который использовал Sphere в течение двух недель. MSG отказалась сообщить, сколько стоит реклама на Сфере, но ставка будет зависеть от времени суток, сезонности, продолжительности мероприятия и масштаба мероприятия. Некоторые люди уже шутят и возмущаются в Твиттере, что огромные динамичные изображения экстерьера Сферы станут причиной дорожно-транспортных происшествий, или что некоторые изображения попросту неэстетичны и безвкусны.



Джекпот


Спектакли, устраиваемые на площадках Лас-Вегаса, тщательно продуманы и ежегодно привлекают в город миллионы посетителей, но MSG Sphere, возможно, возглавит огромный сдвиг в индустрии развлечений. MSG Sphere строится Madison Square Garden Entertainment совместно с Las Vegas Sands Corp, оператором казино, отсюда и нынешнее название — Sphere at The Venetian Resort. Тем не менее скорее всего, ближе к финальному торжественному открытию будет заключена сделка по переименованию.

В этом месте будут проходить различные мероприятия, в том числе спортивные, такие как UFC, бокс, корпоративные мероприятия, награждения, фильмы, запуск продуктов и многое другое. Но главными будут, конечно, концертные мероприятия и живые выступления самых популярных артистов мира.

«Большинство музыкальных площадок — это спортивные площадки. Они созданы для спорта, а не для музыки. Они созданы не для искусства», — сказал Боно, солист U2. Серия концертов U2 всё ещё находятся на стадии производства, но уже известно, что они будут посвящены альбому 1991 года, Achtung Baby. «К сожалению, из-за большого количества времени и затрат на визуальное создание некоторых иммерсивных декораций довольно сложно быть такими же быстрыми и спонтанными, как мы были в других турах», — говорит Эдж, гитарист группы. «Но мы по-прежнему полны решимости, что некоторые части шоу позволят нам импровизировать».

U2 обязались провести 25 концертов в период с 29 сентября по 16 декабря. Затем новый хедлайнер вступит во владение «Сферой». Имена еще не объявлены, так как многие исполнители пока не заинтересованы и отказываются от идеи создавать эффектные визуальные спектакли, которые «могут затмить их музыку и отвлекать слушателей». MSG Sphere Studios открылась в Бербанке, Калифорния, и занимается производством и постпродакшн для Сферы Лас-Вегаса и будущих сфер. MSG Sphere Studios стремится сотрудничать с кинематографистами и музыкантами, чтобы создать часть контента для Сферы. Студия также будет производить контент в связи с Гран-при Лас-Вегаса 2023 года, трасса которой пройдёт мимо Сферы.


Но руководители «Сферы» из MSG утверждают, что музыканты не будут обременены задачей создания визуальных эффектов для собственных шоу. «Мы очень тесно сотрудничаем с сообществом дизайнеров и художников. Главное, расскажите нам о вашем видении шоу и просто передайте нам один терабайтный флэш-накопитель со своим контентом».

Билеты почти на все концерты U2 распроданы (места остались пока только на декабрьские концерты), и уже рассматривается возможность строительства дополнительных Сфер в Лондоне и других городах по всему миру.


Комментарии (14)


  1. simenoff
    13.08.2023 18:05

    Sphere также использует запатентованные 4D-технологии

    В 4-мерном пространстве?


    1. oleg_rico
      13.08.2023 18:05
      +4

      Всё правильно: высота, ширина, длина и время...


      1. Nick_Shl
        13.08.2023 18:05
        -1

        Время не измерение, т.к. движение возможно только в одну сторону.


        1. Tarakanator
          13.08.2023 18:05
          -1

          А если вас выкинуть из самолёта, то вы попадёте в 2d пространство? вверх же вы двигаться не сможете.


          1. Nick_Shl
            13.08.2023 18:05

            А самолёт там оказался падая с неба? Одеть wingsuit и можно будет и вверх лететь. А можно вообще костюм с реактивными двигателями. Вы путаете практическую возможность с теоретической. Нет теории описывающей возможность путешествия во времени в обратном направлении.


            1. Tarakanator
              13.08.2023 18:05

              Нет теории описывающей возможность путешествия во времени в обратном направлении.

              https://ru.wikipedia.org/wiki/Замкнутая_времениподобная_кривая#:~:text=За́мкнутая времениподо́бная ли́ния или за́мкнутая,линия частицы в пространстве-времени.

              А самолёт там оказался падая с неба?

              Я говорю про размерность по вашей логике с точки зрения падающего человека, а не самолёта.

              А можно вообще костюм с реактивными двигателями.

              ок 500 лет назад падаете со скалы.


      1. MonkeyWatchingYou
        13.08.2023 18:05

        Или правильней 2D - Пространство время?
        А уж как вы определите пространство... И по системе XYZ далеко не уедете.


      1. simenoff
        13.08.2023 18:05
        +2

        Всё правильно: высота, ширина, длина и время

        Если бы

        Sphere также использует запатентованные 4D-технологии, такие, как инфразвуковые тактильные сиденья, а также различные атмосферные и экологические эффекты, например тёплый бриз, различные ароматы и изменение температуры, для создания мультисенсорных ощущений. Более половины сидений будут оснащены современной технологией Haptic, которая двигается и вибрирует вместе с аудио и визуальными эффектами на дисплее, с изменением температуры и изменением направления ветра.


  1. gazkom
    13.08.2023 18:05
    +3

    Все эти слова про beamforming и 4D больше похожи на маркетинговую чушь. Какая нужна процессорная мощность, чтобы в реальном времени рассчитать в любой точке этого зала, какой там будет звук? Да хоть бы и не в реальном времени, а заранее.


    1. Nashev
      13.08.2023 18:05

      Небось заранее считаются коэффициенты для позиционирования (впрочем, должны быть уже посчитаны) и далее дело только за нужным количеством отдельных готовых аудиодорожек под разные локации...


    1. NeoCode
      13.08.2023 18:05

      В каждой точке - это излишне, а в каждой единице пространства заданного объема - вполне реально. Максимальная частота звука 20кГц, а даже средний процессор выполняет допустим 20 миллиардов операций в секунду (тупо 3ГГц*7ядер), а современная видеокарта еще на порядки больше. Соответственно, на один квант звука можно выполнить не менее миллиона вычислительных операций.


      1. vladkorotnev
        13.08.2023 18:05
        +4

        Теорема Котельникова-Найквиста напоминает, что для верхушки в 20кГц нам нужны отсчёты хотя бы на 40кГц, так что количество операций делится надвое, если не приводить к хотя бы стандартным 44100 Гц :-)


        Другой вопрос, что такие системы, емнип, существуют уже довольно давно, а значит и DSP в железе для такой задачи давно реализованы. И если в бюджет проекта разработка новых чипов не влезает, то как минимум ничто не мешает делить всю эту махину на какие-то "блоки", которые уже рулятся существующими чипами.


    1. nixtonixto
      13.08.2023 18:05

      Эти расчёты легко распараллеливаются, поэтому банально напихали в серверные стойки столько серверов, сколько необходимо. А воспроизведение 16К видео даже для домашнего компьютера уже давно не преграда.


  1. Refridgerator
    13.08.2023 18:05
    +1

    Порылся в первоисточниках — там даже про сдвиги фаз не говорится, только громкость, и патентов на "SPHERE ENTERTAINMENT UNVEILS" тоже не находится. Подозреваю, что инновация состоит только в овердохрена динамиках на сфере, а направленность звука достигается старым добрым способом.