В новом выпуске подкаста «Из бэклога» ребята поговорили про поиск работы в современном мире, митапы как возможность найти новые знакомства и (не) умереть от скуки, а также нашли пользу в LinkedIn и оправдание для HeadHunter. Гость выпуска — Лаша Харчилава, руководитель продукта в «Тинькофф».


«Из бэклога» — это видеоподкаст, который делает Alfa Digital. Со второго сезона к ним присоединились мы, Роботы. Вместе мы обсуждаем темы, которые всех волнуют и тревожат, но почему-то всегда откладываются на потом. Ведущие — арт-директор red_mad_robot Поля Луз и СРО Growth Hacking Alfa Digital Кирилл Викентьев.

Полный выпуск можно посмотреть в видео, а ниже мы собрали главные мысли из этой беседы.

Личные знакомства как способ быстрее найти работу

Ребята зашли с козырей и начали разговор с того, как в принципе люди сейчас находят работу. По словам Поли, своё нынешнее место работы ей помогли найти друзья — она хорошо знала людей, которые работают в red_mad_robot, и следила за компанией в соцсетях. У Кирилла похожая ситуация.

Я за всю свою жизнь через вакансию, через резюме устроился всего один раз. Всё остальное время — через знакомых, которые звали меня куда-то. Понятное дело, всё равно с собеседованиями, пару раз даже с какими-то заданиями, но меня тащили по знакомству.

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

У Лаши был другой подход — перед выходом на работу он составил список интересных для себя компаний.

Их было не до фига, пять-шесть. Я просто заходил в LinkedIn, находил каких-то рекрутеров из компаний и им писал. Даже резюме не присылал, просто говорил, что у меня есть такой-то опыт, хочу руководить продуктовой командой, спрашивал, с кем мне стоит пообщаться. И мне кидали конкретных людей или конкретные вакансии, я на них откликался. И так я выходил на нужных мне людей. Это для меня было удобнее, потому что самая большая проблема HeadHunter в том, что тебя игнорят, когда ты откликаешься. У меня такое несколько раз было.

Лаша Харчилава, руководитель продукта в «Тинькофф»

Поля предполагает, что у рекрутеров есть множество платформ, где они просматривают отклики, — личный сайт компании, HeadHunter, LinkedIn, дополнительные сайты — поэтому они не успевают всё просмотреть.

В целом у меня точно так же было с Роботами. Сначала я нашла вакансию на HeadHunter, но я просто знала, кому я могу написать в личку, чтобы ускорить процесс.

Поля Луз, арт-директор red_mad_robot

Лаша считает, что платформы для поиска работы — это хороший вариант в том случае, если ты пока джун или мидл. А вот вакансий на руководящие позиции там найти сложно.

Таких вакансий меньше, их сложнее искать. Здесь лучше использовать какие-то личные знакомства, персонализированный подход. Ты приходишь к людям и спрашиваешь, а они в ответ: «О, у нас как раз есть вакансия». А она нигде не опубликована, кроме внутреннего портала, они почему-то об этом никому не рассказывают вовне. А ещё, когда ты знаешь людей, становится намного проще искать руководящие позиции. Руководитель — это по большей части человек с прокачанными софт-скиллами, и люди, с которыми ты какое-то время уже знаком, заранее понимают, что ты адекватный. Когда ты знаешь человека, намного проще войти в компанию.

Лаша Харчилава, руководитель продукта в «Тинькофф»

Никто не отменял пользу хорошо составленного резюме для сотрудника любого грейда, считает Кирилл.

Я переделал свое резюме, когда начал собеседовать сам. Посмотрел первые десять резюме соискателей, они мне очень не понравились. И я понял, почему меня в своё время на HeadHunter игнорировали — моё резюме было таким же плохим. И я сел переделывать, нажал «Сохранить» — и оно у меня опубликовалось. Через полчаса пишет HR-менеджер «Альфы» и спрашивает, не охренел ли я работу искать. Было смешно.

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

Лаша поддерживает — он трижды случайно обновлял резюме. Правда, по его словам, к нему никто с подобными вопросами не приходил. Кирилл выясняет у гостя, есть ли польза от LinkedIn. Тот считает, что да — как для поиска работы, так и для поиска сотрудников.

Он полезен, если ты знаешь, какая конкретно компания тебе нравится. Можешь написать рекрутеру, отвечают в 95% случаев. И ещё он полезен, когда ты сам ищешь себе сотрудников. Я реально несколько вакансий закрыл через него, даже не публикуя посты об этом, потому что в таком случае очень много нерелевантного трафика приходит. Я иногда просто пишу чувакам, которые мне понравились. Так и я нанимал себе людей, и мои коллеги.

Лаша Харчилава, руководитель продукта в «Тинькофф»

Кирилл удивлён, что Лаша самостоятельно ищет себе людей.

У меня свой рекрутер уже два года, он знает мои запросы. Ну и вакансии у меня всегда одни те же. Мы в тесном контакте, девочка знает, кого я ищу, что предпочитаю не по хардам, а по софтам. По хардам всё более-менее понятно: делал или не делал, умеет или нет. А софты — это уже совсем другая тема, без бинарного ответа.

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

Гость подчёркивает, что при поиске работы или сотрудника в свою команду стоит использовать все доступные инструменты и желательно — быть знакомым с рекрутерами и потенциальными руководителями компаний.

Кофе как залог успешного нетворкинга

По мнению Лаши, чем старше человек, тем нетворкинг для него важнее. Причём не только с точки зрения найма, но и со стороны развития своих компетенций и понимания того, как в других компаниях протекают те или иные процессы.

Для меня нетворкинг — это когда мы просто болтаем со знакомыми. Вышли в бар и обсуждаем, в том числе работу. Потому что обычно люди всё равно обсуждают работу в 80% случаев.

Лаша Харчилава, руководитель продукта в «Тинькофф»

Кирилл не согласен. Он старается на называть дружеские посиделки нетворкингом и разграничивает личную жизнь и работу хотя бы в этом. Нетворкинг, по мнению Кирилла, — это целенаправленное рабочее общение на отраслевых конференциях или митапах. Лаша утверждает, что на них практически не ходит, и объясняет почему.

С точки зрения нетворкинга для меня там происходит мало интересного. Там много джунов и мидлов — и для них это, может быть, хорошо. Но я считаю, что в нетворкинге очень важно, чтобы у людей был примерно одинаковый уровень. И важно различать нетворкинг внешний и внутренний. Я не очень коммуникабельный человек, но если ты руководитель, ты точно должен знакомиться с людьми, общаться и знать практически всех — чтобы как минимум проще было решать какие-то рабочие вопросы, обогащаться знаниями внутри компании.

Лаша Харчилава, руководитель продукта в «Тинькофф»

Выстраивать взаимодействие с коллегами, чтобы потом при случае быстро решать рабочие вопросы, — это не нетворкинг, считает Кирилл. Знакомиться на своей работе с ребятами из смежных подразделений — это часть его работы, потому что это позволяет команде быстрее достигать своих целей. Лаша согласен, что такое может быть частью работы, и рассказывает о своём опыте.

У меня есть список людей, с которыми я хочу познакомиться. Стараюсь каждую неделю с двумя-тремя людьми целенаправленно встретиться. Они, может быть, и не знают о моём существовании, я зову выпить кофе или пообедать и пообщаться, обменяться опытом.

Лаша Харчилава, руководитель продукта в «Тинькофф»

Знакомство на конференциях, считает Лаша, не всегда приносит пользу, потому что там выбор собеседника ограничен кругом людей, которые пришли на мероприятие, и не факт, что они будут интересны.

Если есть эксперт в какой-то сфере и ты хочешь у него что-то спросить, то зачем ждать митапов, чтобы пересечься? Можно ему написать, позвать на завтрак, даже оплатить ему этот завтрак — и все довольны. Познакомились, пообщались, у вас налажен контакт — дальше сетку нетворкинга проще распространять. У меня такой подход, им я последние полтора года пользуюсь и вижу реальную ценность.

Лаша Харчилава, руководитель продукта в «Тинькофф»

Кирилл задаётся вопросом, можно ли каким-то образом измерить эффективность нетворкинга.

У нас внутри «Альфы» есть сообщества: аналитиков, разработчиков и т. д. И есть среди них сообщество продактов, «Клуб 42». Недавно у нас прошёл большой брейншторм, где мы переосмысляли ценности этого клуба. И мне стало интересно, какие могут быть метрики его эффективности. По идее это чистый нетворкинг — 300 человек периодически друг для друга устраивают квартирники, просмотры кино. В определённый момент там стало очень много людей, камерные посиделки превратились в крупные мероприятия, которые, очевидно, стоят денег. И нужно же это как-то обосновать.

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

Гость считает, что здесь важна сегментация аудитории. Если в клубе уже 300 человек, в нём явно состоят люди абсолютно разных уровней: от джуна до CPO. Первым, возможно, будет круто общаться со вторыми и набираться опыта, но для CPO это не так эффективно, считает Лаша.

Если это касается CPO, там эффективность очевидна — топ-менеджеры должны общаться, потому что это команда, которая влияет на стратегию, какие-то верхнеуровневые результаты. Если это джуны, то как минимум они должны обмениваться опытом.

Лаша Харчилава, руководитель продукта в «Тинькофф»

Следом гость поднимает тему (не)важности публичных выступлений и спрашивает у ведущих, насколько часто нужно выступать с докладами на внешних или внутренних мероприятиях в ИТ-сфере.

Я достаточно скептично отношусь к внутренним митапам. Даже не как участник, а как организатор. Считается, что ты выступишь раз, два, пять — и люди в целом будут понимать, о чём ты говоришь, можно будет на более профессиональном языке говорить. Это в моём случае не работает — каждый раз мы разжёвываем заново, поэтому я не вижу в этом пользы для себя. Зачем мне рассказывать про себя на внутреннем митапе? Люди, которые мне нужны, про меня знают.

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

Лаша считает иначе — по его мнению, человек должен транслировать опыт на всю компанию, чтобы ребята из смежных подразделений видели успехи его команды и знали, что по тем или иным вопросам могут к нему обратиться и переиспользовать его опыт.

Завершить беседу ребята решили обсуждением вопроса, как в принципе можно начать заниматься нетворкингом, если человек до этого ни с кем не общался и не ходил на отраслевые мероприятия.

Это достаточно просто. Допустим, я сейчас занимаюсь вопросами процессов. У нас есть некто, кто считается гуру процессов в рамках «Тинькофф». Я могу ему написать, что я работаю там-то, у меня есть такой-то вопрос, мне сказали, что ты гуру, давай кофе попьём. Всё. Пускай даже это будет человек из «Альфы», например, я и ему напишу.

Лаша Харчилава, руководитель продукта в «Тинькофф»

Кирилл отмечает, что этот подход, хоть и, судя по всему, действенный, но может подойти не всем — из-за стеснения.

У меня, например, сотрудница в команде была. Она только присоединилась, и у неё стоит задача — пойти и повзаимодействовать с определённым человеком. И первое время она мне говорила: «Кирилл, я боюсь». И это человек внутри её компании, а не рандомный!

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

Если делать первый шаг при нетворкинге с незнакомыми людьми тяжело, то самый простой и удобный выход, по словам гостя, — попросить помочь общего знакомого.

Это хорошо работает, когда ты, допустим, лид, а хочешь написать CEO какой-то компании. Понятное дело, что у вас разный уровень и тебе нужен общий знакомый, чтобы наладить первый контакт. А когда вы плюс-минус на одном уровне, то и этому человеку будет интересно с тобой пообщаться, и тебе с ним.

Лаша Харчилава, руководитель продукта в «Тинькофф»


Напоминаем, что выпуск целиком можно посмотреть по ссылке. И подписывайтесь на канал!

А как вы искали или ищете работу? Ходите на конференции за новыми знакомствами? Делитесь в комментариях!

Чтобы ничего не пропустить, следите за развитием цифры вместе с нами:

Да пребудет с вами сила роботов! ????

Комментарии (0)