Представьте себе ненадолго, что кроме того, что вы любите программирование, имеете опыт в аналитике и увлекаетесь электроникой - чтобы прокормить семью Вам приходится делать полезную работу, управляя грузовиком, трактором или другой внушающей уважение техникой. Причем работать не просто водителем, а необходимым обществу «золотарем».

страх любого ответственного водителя
страх любого ответственного водителя

То есть вы не покрываете сусальным золотом предметы обожания, а как вариант, принимаете и утилизируете продукты жизнедеятельности других людей. Продукты эти напоминают известную жидкую субстанцию со специфическим запахом, которой не хочется запачкаться.

И вот стоит грузовик на ручном тормозе, никуда не движется, а двигатель напряженно работает на насос через механизм отбора мощности. Вы в этот момент находитесь позади автомобиля, увлеченно манипулируете органами управления и шлангом, внимательно следите за потоком в приемную емкость. Вот в этот момент двигатель подстерегает опасность перегрева — за показаниями температуры двигателя вам в кабине следить некогда, так как вы увлечены процессом, а двигатель работает, и набегающего потока воздуха от движения автомобиля нет, который помог бы отводить излишнее тепло от двигателя. Особенно это усугубляется, если двигатель утеплен для зимы, либо радиаторы охлаждения забиты грязью.

Одно время я работал в компании «Эпицентр тюнинга» (г. Томск, хорошая компания без всяких кавычек), которая реализовывала нестандартные решения разнообразных проблем с автомобилями. И вот была поставлена задача, сберечь от перегрева и последующего крайне затратного ремонта дизельный двигатель внутреннего сгорания в подобных ситуациях, который устанавливается на некоторые модели автомобилей «Газель» и «Газон».

Новенький шикарный Газон NEXT
Новенький шикарный Газон NEXT

Да и человеческий фактор тоже надо учесть. При этом вмешательство в конструкцию должно быть минимальным, что бы инженер по гарантии автопроизводителя не повлиял отрицательным способом на возможные гарантийные обращения по причине каких либо поломок автомобиля (сам бывший инженер по гарантии Volvo и Mitsubishi :) эх, было время… ).

Идея состояла в следующем: если автомобиль стоит на ручном тормозе, обороты выше холостого хода, и температура двигателя стала больше 90 градусов Цельсия, для привлечения внимания водителя — автоматически включается аварийная сигнализация автомобиля (мигают поворотники). Если температура поднялась еще на 3 градуса, включается дополнительно звуковая сирена. Ну а если она достигла 98 градусов — останавливается двигатель.

Параметры работы автомобиля контролируем через блок управления двигателя, подключившись к штатному диагностическому разъёму, читая данные по CAN шине. А подключение к аварийной сигнализации и замку зажигания делаем в легкодоступном месте. Универсальные контроллеры для работы с CAN шиной и управления различными нагрузками я сделал заранее, и о них я публиковал статьи на хорошем сайте easyelectronikcs.ru, там можно многое почитать под ником astaninss.

Задача поставлена и предоставлены два автомобиля, «Газель» и «Газон NEXT», двигатели дизельные – один китайский Cummins, другой - ЯМЗ.

на Газели - Cummins
на Газели - Cummins
на Газоне - ЯМЗ
на Газоне - ЯМЗ

Подключаемся к диагностическому разъёму автомобиля:

Самодельный CAN адаптер к ОБД разъему
Самодельный CAN адаптер к ОБД разъему

который находится у блока предохранителей возле рулевого колеса CAN-адаптером и с помощью программы «CAN-HACKER» ищем, какие сообщения и их адреса, отвечают за искомые параметры работы двигателя – температуру охлаждающей жидкости и обороты коленчатого вала, а также состояние стояночного тормоза.

Планшет с программой CAN-HACKER
Планшет с программой CAN-HACKER

Иногда, чтобы убедится в правильности интерпретации данных, приходится отключать тот или иной датчик двигателя, и добраться до некоторых в виду компоновочных решений производителя достаточно затруднительно. Как шутят иные бывалые слесаря: «проще в ж..у дать, чем поиметь доступ к тому или иному компоненту двигателя» :). Но приятно работать с чистым только с завода автомобилем.

требуется большой опыт, ответственность к делу, отвага и хорошее здоровье
требуется большой опыт, ответственность к делу, отвага и хорошее здоровье

В итоге получаем, что, казалось бы, два разных автомобиля, с разными двигателями, с разными блоками управления,

блок управления двигателем Газели
блок управления двигателем Газели
блок управления двигателем Газона
блок управления двигателем Газона
Таблица сообщений, кто у кого списывал на паре (Газель справа) ...
Таблица сообщений, кто у кого списывал на паре (Газель справа) ...

имеют одинаковую структуру сообщений, разница только в скорости обмена по CAN шине (250 и 500 Kbit). Пишем по-быстрому код в подготовленный контроллер с заданной функциональностью, и готовим схему монтажа:

Монтируем контроллер за приборным щитком:

Коробочка с контроллером
Коробочка с контроллером

так как там удобно подключится к CAN шине приборного щитка, и рядом подключаемся к цепи выключателя зажигания и сигналам аварийной остановки.

Тыльная сторона панели приборов
Тыльная сторона панели приборов

Сирену от автомобильной сигнализации, которая внутри имеет встроенную схему формирователь звуковых сигналов, устанавливаем под капот:

Сирена
Сирена

Устанавливаем кнопку блокировки работы контроллера на всякий случай:

кнопка подальше от шаловливых рук
кнопка подальше от шаловливых рук

и проверяем работоспособность полученного комплекса по заявленным требованиям.

Схему своего универсального контроллера прилагаю:

универсальный контроллер, старая разработка
универсальный контроллер, старая разработка

И проект тоже, но в архиве по ссылке. Засорять текст кодом не вижу смысла. Комментарии в коде присутствуют по максимуму и на русском языке. Алгоритм работы контроллера простой – читаем нужные нам сообщения, и по мере роста температуры охлаждающей жидкости двигателя (к сожалению, датчика температуры масла не было на двигателе) сначала включаем аварийные огни, если температура выросла еще – подаем питание на сирену, и, если рост температуры не прекратился, после определенного порога температуры разрываем цепь на замке зажигания. Надеясь, что данный поворот событий, привлечет внимание водителя, и он проведет необходимые правильные мероприятия.

Ссылка в архив с кодом (если это надо делать по другому - подскажите как).

По коду просьба особо строго не судить, да и было это давно. Но с тех пор рекламаций не поступало. Была у меня еще работа с управлением автомобильных подогревателей Webasto (на сегодня их можно считать инагентами), и если это подходит по тематике хабру и мой стиль не режет глаз, то тоже смогу кое что написать.

Комментарии (78)


  1. Jury_78
    12.09.2023 14:37
    +2

    Неужели штатного вентилятора не хватает?


    1. SergeyAstanin Автор
      12.09.2023 14:37

      нет конечно к сожалению, по статистике, даже на легковых машинах, народ умудрялся перегревать двигатели именно в суровые зимы по многим неразумным причинам, люди часто неисправимы и ведутся на глупую рекламу, чего стоят только автоодеяла и т.п.


      1. uuger
        12.09.2023 14:37
        +1

        сравнивать легковые и грузовые машины в данном контексте странно, так как у большинства грузовиков вентиляторы стоят не электрические, которые нужны в легковым авто пробках, а старообрядческие на муфтах и интенсивность обдува механически связана с оборотами двигателя. Такие системы охлаждения прекрасно справляются на тех же грузовых двигателях, установленных стационарно, где набегающий поток невозможен по сути своей. Если двигатель начинает греться - это конструктивный просчёт инженеров ГАЗа (никогда такого не было и вот опять).


      1. sergej_pipets
        12.09.2023 14:37

        Снизьте температуры - авост на 95 градусов (а лучше - уменьшение или сброс нагрузки без глушения двигателя). Предупреждения на 85 и 90. И по возможности добавьте вентилятор на радиатор.

        Это по уму. Но если в ТЗ не прописано, то пускай сами пиляют головы и меняют прокладки...


    1. nafikovr
      12.09.2023 14:37
      +1

      Вентилятор расчитан на охлаждение стоящего автомобиля на холостом ходу. Тут же двигатель достаточно долгое время работает с нагрузкой, однако стоит. Не слышал что на серьезных грузовиках такая проблема встречается. Скорее всего инженеры просто не расчитывали что газель/газон будут так эксплуатироваться.


      1. sergej_pipets
        12.09.2023 14:37

        На "серьезных грузовиках" компоновка обычно "кабина над двигателем", что облегчает удаление горячего воздуха от двигателя через тоннель под всей кабиной. При капотной же компоновке перегрев двигателя более вероятен.


    1. apevzner
      12.09.2023 14:37

      Обычно ведь если двигатель работает, а машина не движется, значит, двигатель работает на холостых и без нагрузки. Штатный вентилятор где-то на такой режим и рассчитан, с разумным запасом.

      А тут получается несколько нестандартный режим: машина никуда не едет, но двигатель работает под нагрузкой. Причем долго работает, не как на мусоровозе, который быстренько покидал в себя мусор из контейнеров и дальше поехал. Так что меня не удивляет, что штатного вентилятора не хватает. Особенно если радиатор немного поздабит грязью.


  1. Markscheider
    12.09.2023 14:37

    Вы используете для звуковой сигнализации отдельный "ревун". А к штатному сигналу (бибикалке) не проще подключиться?


    1. SergeyAstanin Автор
      12.09.2023 14:37
      +1

      такое было техническое задание.


    1. uuger
      12.09.2023 14:37

      у штатной бибикалки потребляемый ток на порядок выше - у китайской сирены около 1А, у газелевского сигнала 2х7.


      1. Markscheider
        12.09.2023 14:37

        ТЗ - это святое :)

        у штатной бибикалки потребляемый ток на порядок выше

        Проблемы особой в этом не вижу - реле помощнее поставить и всех дел. Можно даже твердотельное, чтобы не подгорали контакты


  1. vkni
    12.09.2023 14:37
    +6

    По коду просьба особо строго не судить, да и было это давно.

    Код не в репозитории. Рекомендую использовать git: очень простая утилита, вам хватит буквально 5 команд:

    git init
    git add
    git commit
    git checkout
    gitk

    Зато не будете переживать, что удалили какой-то кусок кода, который потом может быть полезен.

    Несколько необычное форматирование - поскольку вы им не заморачиваетесь, можете сразу прогонять форматировщик (clang-format или другие, тьмы их).

    Явно не хватает абстракций для основного алгоритма - много повторов:

    UFuel = (uint16_t)((resAdc1 * adc_coefficien) >> 10); ULamp = (uint16_t)((resAdc2 * adc_coefficien) >> 10);

    Это выделяется в виде функции или макроса

    uint16_tmVofADC(...)

    Аналогично, есть возможность при переделке перепутать адреса (лучше в одном месте сделать соответствие адресов и переменных):

    uint8_t faddr = 0; Write_MyFlash(faddr ++,interface_speed); //0 Write_MyFlash(faddr ++,interface_mode); //1 Write_MyFlash(faddr ++,can_temp_a); //2 Write_MyFlash(faddr ++,can_temp_b); //3 Write_MyFlash(faddr ++,can_temp_c); //4
    Также комментарии не нужны, достаточно просто вбить нужное значение faddr. Ну и непонятно, зачем там strtoint.

    В общем, очень много артефактов того, что код не предназначен для рецензирования - писали вы сами, читали тоже вы сами. Лучше в этом смысле работать в паре.

    Но поскольку код обозрим, это всё мелочи. Проблемы возникнут, когда вы будете поддерживать хотя бы 5 разных плат, но сейчас плата, по-сути, одна, значит и текст один.


    1. SergeyAstanin Автор
      12.09.2023 14:37
      +1

      спасибо за совет, но давно было это, и писалось по быстрому, сейчас я так не делаю :)


  1. mpa4b
    12.09.2023 14:37

    Какая разница двигателю, 90 градусов там или 98? Ну никакой. Не 150 и уже хорошо -- теплоноситель ещё не кипит и всё ещё как надо циркулирует, отводя тепло от цилиндров и от головы. Если перегрев существенный, с закипанием теплоносителя, тут уже вопрос к контроллеру двигателя (мозгам), какого хрена он сам не закручивает подачу топлива вплоть до останавки мотора, видя перегрев?

    Кроме того, есть и другая проблема, действительно всякие части двигателя типа например выхлопного коллектора могут перегреваться без обдува (а водичкой они не охлаждаются) и устраивать локальные перегревы для части головки блока. Но тут уже вопрос к конструкции, и просто замером температуры теплоносителя эти проблемы не определить.

    PS: ещё вот тут подумал, поскольку речь идёт про двигатель с турбонаддувом, то резко останавливать его с режима большой нагрузки может быть чревато. Коксованием масла в подшипнике этого самого турбокомпрессора.


    1. VT100
      12.09.2023 14:37
      +2

      "Не 150" и "куда смотрит ЭБУ" — несколько спорно.
      А вот "90 или 98" — чистая правда. Клапаны в пробках радиаторов отрегулированы на небольшой избыток давления (что-то вроде 0,05-0,1 атм, ЕМНИП) и вода, а тем более — "тосол", будет кипеть при 110-120 °C.


      1. sim2q
        12.09.2023 14:37

        А вдруг горы?:)


        1. VT100
          12.09.2023 14:37

          Что "горы"? Опасаетесь, что разопрёт радиатор или что?


          1. konst90
            12.09.2023 14:37
            +2

            При снижении атмосферного давления температура кипения жидкости снижается.


            1. VT100
              12.09.2023 14:37

              Надо подождать того, кто в курсе конструкции клапана. Там избыточное давление абсолютное или относительное?


              1. konst90
                12.09.2023 14:37
                +2

                Избыточное по определению относительное. Там стоит пружина, поэтому абсолютное она обеспечить не может, только относительное.

                Но насколько я знаю,то там около 1-1.5 атм избыточного должно быть для срабатывания клапана.


    1. konst90
      12.09.2023 14:37
      +2

      Глушить мотор при перегреве опасно, может голову повести. Если мотор исправен, то надо снять нагрузку и дождаться охлаждения при работающем моторе, то есть прокачке антифриза, чтобы он равномерно охладился.


    1. sergej_pipets
      12.09.2023 14:37

      150 градусов - это у тебя уже масло прокиснет. Масло для двигателей с воздушным охлаждением работает при температуре 120 градусов.


      1. mpa4b
        12.09.2023 14:37

        А при какой температуре работает масло ну например которое охлажает поршни на микродизеле литра 2 с наддувом 2+ очка?


        1. sergej_pipets
          12.09.2023 14:37

          При какой? Думаю, такой двигатель на одну смену масла не успеет наработать - кончится ресурс.


          1. mpa4b
            12.09.2023 14:37

            Ну с учётом того, что в таких движках температура масла подскакивает сразу же после нагружения (раньше, чем температура охлаждайки начинает ползти), и это при наличии теплообменника вода-масло, порции масла, "стекающие" с поршней, явно не всего лишь до 120 градусов греются. И да, анализы в норме, через десяток тыщ км после смены.


            1. sergej_pipets
              12.09.2023 14:37

              Нижняя часть поршня и не должна нагреваться до 600 градусов. До 120 - очень может быть. Выше - вряд ли. Нагрев же не постоянен, и охлаждение есть...


              1. mpa4b
                12.09.2023 14:37

                Просто если ехать тапкой в пол летом на подъёмчик масло там легко греется до 120. И это в поддоне. Откуда следует, что с самых горячих мест оно ещё более нагретым стекает. И -- ничего.


                1. sergej_pipets
                  12.09.2023 14:37

                  Нормальные масла выдерживают до 140 градусов. Но недолго.


                  1. mpa4b
                    12.09.2023 14:37

                    Ну я же говорю, что анализы в норме (отработки, слитой примерно после 8-10 тыкм). Двигло опять же не засирается (покрмере под заливной горловиной)


  1. SergeyAstanin Автор
    12.09.2023 14:37
    +3

    Купите себе автомобиль для работы за свои деньги, миллионов за 10, нагрейте двигатель до 150 градусов (температура масла при этом отдельная песня), и расскажите потом во сколько сотен тысяч вам обошлась капиталка, без обид;)


    1. mpa4b
      12.09.2023 14:37

      Кстати говоря, во всяких новомодных "икалогичных" легковушках нонче популярно греть двигло в вялотекущей пробке на ХХ до 120 градусов. К чему это приводит, можно почитать в блоге бмвсервиса в жж. Хинт -- к проблемам, возникающим при классическом перегреве железа двигателя (типа как если охлаждайка вытекла) -- это не приводит.


  1. VT100
    12.09.2023 14:37

    А для чего умножитель напряжения на Q3, Q9, Q12 ?


    1. SergeyAstanin Автор
      12.09.2023 14:37

      Чтобы ключи могли коммутировать как землю, так и +12.


  1. Obormottt
    12.09.2023 14:37

    а теперь на минутку вообразим, что провод ручника слегка подмок, или треснула изоляция, и он типа немножко замкнут на массу.

    так, что это видит контроллер, но лампочка на приборке почти не горит.

    и в итоге едем по трассе или тащим тяжелое в гору - ой чото аварийка, хоба, сирена, ух ты заглох, а чего это он?.

    то же самое - концевик ручника джарджаруэл или оторван, и ваша хитрая схема с улыбкой наблюдает за кипящим двс.


    1. SuhoffGV
      12.09.2023 14:37

      Или датчик температуры сломался, или реле залипло. Так можно и до двойного дублирования как на подводной лодке дойти. С полностью своими датчиками и независимым питанием.


      1. Obormottt
        12.09.2023 14:37

        дело в том, что описанные неприятности с проводом ручника не диагностируются или почти не диагностируются.

        на не загорающуюся лампочку при зажатом ручнике и чуууть тлеющую при отпущенном водитель внимания не обратит.

        и всё это время будет ездить, уверенный. что всё в поряде, а потом оставит на хх, отойдёт на минуту, вернулся а она кипит.

        и ни сном ни духом доп система, ни сирены, ни аварийки, ни глушения.

        как так, там же целая система, всё ж хорошо было?

        и это мы ещё не рассмотрели самую мякотку, глушение движка на ходу по достижении вполне рабочей температуры 98С.

        в кане ж наверняка есть скорость, чего б не взять её оттуда для подстраховки?

        подыхающий датчик температуры кстати отлично диагностируется по общему поведению системы - жрёт, не прёт, хреново заводится на холодную или горячую и тд., пока он деградирует, и по горящему чеку, если уже сдох (но не на всех мозгах).

        реле поставили разрывать питание мозгов, ну не прям слаботочка, но около того, если реле не совсем какашка, то его хватит на три жизни вперёд.


        1. Bobovor
          12.09.2023 14:37
          +4

          А ещё не рассмотрели тактический ядерный удар по газели поливайке, залитие мочи вместо тосола и глухость водителя.

          Оверинжениринг как есть. У них весьма надуманная и специфичная проблема, на хрен им от чего то ещё защищаться?


      1. dragonnur
        12.09.2023 14:37

        Или до тройного, как в самолёте.


    1. SergeyAstanin Автор
      12.09.2023 14:37
      +1

      Извиняюсь конечно, у вас был опыт вождения и эксплуатации грузовика ;)?


  1. Obormottt
    12.09.2023 14:37
    +2

    "Как шутят иные бывалые слесаря: «проще в ж..у дать, чем поиметь доступ к тому или иному компоненту двигателя» :) "

    точно слесаря? точно шутят?


    1. SergeyAstanin Автор
      12.09.2023 14:37

      Спросите;)


  1. sergej_pipets
    12.09.2023 14:37
    +2

    При остановке греющегося двигателя с температурой 98 градусов вы гарантировано имеете через минуту перегрев головок цилиндров и закипание ОЖ в них. Если головка цилиндров блочная - то и её деформацию (искривление).


    1. SergeyAstanin Автор
      12.09.2023 14:37

      Давайте без инсенуаций, если у вас есть опыт и факты с примерами-это одно, а так я тоже могу наванговать много;)


      1. sergej_pipets
        12.09.2023 14:37
        +1

        Есть ;-) Люблю дизельные двигатели. Лет двадцать работал с ними.

        Вот видео с последней работы с ними:

        https://www.youtube.com/watch?v=lqrQ-EZ-6vM


        1. SergeyAstanin Автор
          12.09.2023 14:37

          Тогда Моё почтение! Но в моем случае все было хорошо и с запасом.;)


          1. sergej_pipets
            12.09.2023 14:37

            При остановке ДВС прекращается циркуляция ОЖ. Тепло двигателя от его самой жаркой части - верхушки камеры сгорания - перестает уносится, что приводит к локальному закипанию ОЖ в этом месте. Иногда его даже слышно.

            И ещё заметка: во время проведения работ в общественном месте водитель уже включает моргание аварийкой. И на этом фоне моргание в результате нагрева двигателя до рабочей температуры (90 градусов для дизеля с жидкостным охлаждением - оптимальная рабочая температура) никто, даже сам водитель-оператор, не заметит.

            Но что задумали две ступени обработки перегрева (предупредительную и аварийную) - это правильно.


            1. SergeyAstanin Автор
              12.09.2023 14:37

              Была возможность включить вебасто на рециркуляцию. Работы делались согласно ТЗ, можно было собрать всех Академиков от науки, чтобы сделать все как надо с расчетами и по уму, и я переживаю что человек никогда бы свой автомобиль не увидел..:)


              1. sergej_pipets
                12.09.2023 14:37

                Достаточо было добавить циркуляционный насос, чтобы воду прогонял через двигатель. Когда у меня рвался ремень, я просил товарища вручную подкручивать помпу, чтобы не было застоя ОЖ, пока я ищу новый ремень в заначке...


            1. SuperTEHb
              12.09.2023 14:37

              Постойте, что-то я запутался. То есть горячий мотор нельзя выключать, а надо выключать только холодный? Где граница горячести и холодности мотора? Ну вот например на жигулях у меня на холостом ходу мотор греется примерно до 102, включается вентилятор и сбивает примерно до 98, потом опять нагрев. Когда можно выключать? Да, это бензинка. Но про дизель те же вопросы.

              Что вообще делать, если отказала система охлаждения и мотор уже перегрелся? Получается какая-то безвыходная ситуация.


              1. konst90
                12.09.2023 14:37

                А она и есть безвыходная. Если вытек антифриз, водитель этого не замерил и мотор перегрелся - то водитель уже ничего не может сделать для того, чтобы снизить вероятность поломки. Тут, конечно, надо глушить как можно скорее, но может повести блок или голову, и ничего с этим не сделаешь.

                А вот если это перегрев на исправном моторе (при нагрузке без движения или, например, в горах на подъёме) - то надо снимать нагрузку и на холостых ждать, когда температура придёт в норму. И только потом либо глушить, либо ехать дальше.


                1. sergej_pipets
                  12.09.2023 14:37

                  Перегрев перегреву рознь: если от перегрузки - то да, снимать (уменьшать) нагрузку, изменяя тепловой баланс. Если же автомобиль перегревается в пробке (или при медленном движении) - то наоборот, увеличить рабочие обороты (если стоим - чуть придавить газ, если едем - переключится на передачу ниже, чтобы двигатель крутился быстрее). (рекомендация из толстого, 2х600 страниц, учебника по ДВС).


                  1. konst90
                    12.09.2023 14:37

                    А, простите, учебник какого года?

                    Просто может так оказаться, что это совет для двигателей с приводом вентилятора от коленвала двигателя. Тогда увеличение оборотов действительно увеличит интенсивность обдува, что приведет к охлаждению двигателя. Если же вентилятор крутится электромотором, то никакого эффекта увеличение оборотов дать не должно.


                    1. sergej_pipets
                      12.09.2023 14:37

                      Учебник неновый, да. Но неважно. Термодинамике и циклам Карно вообще лет триста. На современных автомобилях с электроприводом вентилятора это тоже работает. Инженерный тест-вопрос: почему?


                      1. konst90
                        12.09.2023 14:37

                        Да вот и мне интересно. Я бы предположил либо особенности системы управления (увеличение скорости вентилятора при увеличении оборотов), либо увеличение скорости прокачки теплоносителя через радиатор (помпа крутится коленвалом). Но вот поможет ли увеличение прокачки, если обдува всё равно нет - вопрос.


                      1. sergej_pipets
                        12.09.2023 14:37

                        На небольших двигателях даже без вентилятора немного успевает помочь - остальная часть ОЖ относительно холодная, ею замещается горячая. Нередко советовал таксистам в пробке чуть придавить газ - и прямо на глазах стрелка температуры падает.


                1. SuperTEHb
                  12.09.2023 14:37
                  +1

                  перегрев на исправном моторе

                  Да, если хладожижа убежала тут уж не до жиру. Но для этого и ставят термодатчик в блоке и всячески сигнализируют водителю о повышении температуры. То есть всё-таки можно предотвратить более серьёзную поломку. Если термодатчик где-то в патрубке, то тут уж да, всё несколько сложнее

                  А вот что такое перегрев исправного мотора в нормальных режимах эксплуатации мне представить сложно. Как, например, движение в гору с грузом в жару. Вентиляторы-радиаторы должны уметь отводить от мотора всё возможное тепло. Так же, как и КПП выдерживает весь крутящий момент мотора, как и подвеска должна выдерживать весь мотора и всего остального вокруг него. Мотор это вообще самое ээмм... "хилое" место в авто. Таково моё мнение. Иначе буду считать это конструктивным просчётом, если не неисправностью прямо с завода. А то и вовсе диверсией.

                  Как и тут, есть вал отбора мощности, гидронасос, компрессор, или что угодно другое для обеспечения работы исполнительных механизмов. То есть в моём прекрасном мире с пони на радуге вся эта конструкция уже должна быть рассчитана на работу в таком режиме.


              1. mpa4b
                12.09.2023 14:37

                Речь не об общей "горячести" а о равномерном распределении тепла по деталям мотора. В нормальном состоянии на полной нагрузке тепло интенсивно выделяется и интенсивно же отводится. Если снять нагрузку и дать покрутиться на ХХ пару минут -- интенсивное выделение прекратится, тепло унесётся всё ещё циркулирующим теплоносителем, градиенты температур уменьшатся. Если остановить без съёма нагрузки -- градиенты могут не уйти (прекратится цикруляция, в наиболее горячих местах и съём тепла прекратится за счёт локального вытеснения жидкой фазы теплоносителя паром), тепло перераспределится и вызовет нерасчётные термические напряжения в конструкции, а дальше что @sergej_pipets написал.


                1. SuperTEHb
                  12.09.2023 14:37

                  Ага, кажется понял мысль. Ну да, звучит довольно логично. Хотя у меня и остался некоторый скепсис относительно такого уж большого запаса энергии в теплоёмкости отдельных частей, но спорить не посмею.


                  1. sergej_pipets
                    12.09.2023 14:37
                    +1

                    А ты подумай о КПД ДВС. Около 33%. Это та энергия, что идёт на выводной вал.И остальные 2/3 тепла сгоревшего топлива необходимо как-то снять с конструкций двигателя. Т.е., те в два раза больше твоих 120 л.с. - 170-180 киловатт надо снять с двигателя и выбросить!


                    1. SuperTEHb
                      12.09.2023 14:37

                      Отнюдь! Не вся энергия топлива идёт в работу или нагрев мотора. Значительная часть буквально улетает в трубу в виде выхлопа. А остальное можно и отвести. Калиновский радиатор, если правильно помню, рассчитан киловатт на 30 номинальной мощности. Соответственно, радиатор под сотню кВт на грузовике могу представить легко.


                      1. sergej_pipets
                        12.09.2023 14:37

                        Правильно, в выхлоп тоже. Примерно поровну: на КВ, на систему охлаждения, и на выхлоп. По 33% каждому.


  1. SergeyAstanin Автор
    12.09.2023 14:37

    Про большие дизеля, это конечно отдельная тема, можно истории томами писать...


    1. sergej_pipets
      12.09.2023 14:37

      С 2-литровыми та же термодинамика. Температура выхлопа дизеля под средней нагрузкой - 600 градусов. Детали головы местно нагреваются так же.

      У больших дизелей ситуация как раз проще - металл толще, выше теплопроводность, тепло быстрее рассеивается.


      1. dragonnur
        12.09.2023 14:37

        Для 4т. Для 2т пониже (да, на работе есть ещё живой 204 ЯАЗ).


  1. eurol
    12.09.2023 14:37

    Проблема выглядит слишком искусственной. Охлаждение двигателя должно быть хорошим с завода. Остановка двигателя при перегреве тоже. По крайней мере, у моей бензиновой легковушки так.


  1. A1f
    12.09.2023 14:37

    Эх, родной автопром… За что ты нас так не любишь?

    По теме. Есть у меня в хозяйстве полноприводная Газель. Поимев проблемы с движком УМЗ-4216 (перегревы на малой скорости, порывы патрубков охлаждения, отказы датчиков через 3 месяца после покупки нового) заменил его на 5VZ. Теперь только масло меняю по пробегу. Для охлаждения в летний жаркий день в пробке достаточно вентилятора.


    1. dragonnur
      12.09.2023 14:37

      Кстати, в статье-то про дизель, а это бенз, он ещё более горячий (КПД несколько ниже, в воду и масло отдаёт больше тепла).


      1. mpa4b
        12.09.2023 14:37

        А это ещё неизвестно, кто из них более горячий под полной нагрузкой -- обычная бензинка или турбодизель сравнимого объёма, в который вдувают 2+ очка и за счёт общей рельсы значительно (по сравнению с древними) умудряются понизить избыток воздуха. Что касается ХХ -- тут безусловно дизель сильно холоднее, аж зимой с печкой остывает.


        1. dragonnur
          12.09.2023 14:37

          Там, где альфа (коэффициент избытка воздуха) сравнима с бензиновым -- может, и сопоставимы, но в общем случае при прочих равных дизель заметно холодней, а двухтактный и вовсе бормочет (там 700К не редкость).


        1. dragonnur
          12.09.2023 14:37

          P.S. Прошу простить за удвоение коммента -- время редактирования потерял на работе. :)

          Насколько мне известно, коммонрейл в русском техническом не "рельса" (забавный метоним, рельсы - мн.ч. от rails, которые сами по себе мн.ч., а ед.ч. не рейл, а рельс), а общая "рампа" или "магистраль".


          1. mpa4b
            12.09.2023 14:37

            Я знаю, я просто стебусь :)


  1. SergeyAstanin Автор
    12.09.2023 14:37
    +1

    Ведь хотел же такую картинку вначале:

    :) не реклама;)


  1. iig
    12.09.2023 14:37

    В нашей деревне ассенизатор приезжает на старом ЗИЛе, заполняет бочку за 5 минут и уезжает. На перегрев не жаловался никогда. Походу секрет конструирования ассенизаторских машин утерян.


  1. SuperTEHb
    12.09.2023 14:37

    При какой температуре включается штатный вентилятор? Есть мнение, что включать его при 95 было бы неплохой идеей.


    1. mpa4b
      12.09.2023 14:37

      Вентилятор не спасёт если, например, как в статье написано, засран радиатор. Ну и потом не факт что у грузовика есть отдельный электрический вентилятор.


  1. SergeyAstanin Автор
    12.09.2023 14:37
    +1

    Давайте завершим уже этот флейм, и так уже все понятно, и разговор идёт не по теме. Я не рассчитывал на такой продолжительный обмен мнениями, я лучше что-нибудь другое потом напишу ;)!


    1. vassabi
      12.09.2023 14:37

      как видите - народу нравится, можно писать и про вашу работу с нагревателями :)


    1. sim2q
      12.09.2023 14:37

      Так не обязательно участвовать во всём.
      Читатели и без вас разберуться :)