Приветствую, опишу свой опыт создания анимации на вращающихся колесах движущегося автомобиля. Одно время в интернете пошла мода на светящиеся колеса с анимацией на автомобилях, велосипедах и другой подобной техники. Но питание там везде было на батарейках или аккумуляторах. Была поставлена задача - повторить, но серьёзнее.
Простейший расчет показывал, что при том весе конструкции, который можно безопасно закрепить на вращающемся колесе, о какой-либо продолжительной работе речь не может идти. Если считать, что вменяемая gif-ка должна быть размером не менее 64 на 64 пикселя, то один луч из центра колеса должен состоять из 32 пикселей (светодиодов).
Один пиксель - пусть будет трёхцветный светодиод, каждый светодиод пусть потребляет 20мА, то когда все светодиоды будут светить, ток составит почти 2 Ампера. Но одного луча мало, оптимально надо еще 3. Конечно, не всегда надо чтобы светили все светодиоды одномоментно, да и на полный рабочий ток. Днем на солнце все равно не видно даже яркие светодиоды, а ночью для отображения вполне картинки хватает и трети яркости. С формированием анимированного gif-изображения с помощью вращающейся светодиодной ленты проблем у меня не было, таких проектов в интернете как велосипедов в Амстердаме. Поэтому сосредоточусь на передаче именно питания без проводов в колесный диск.
Для начала была разобрана беспроводная зарядка от смартфона в познавательных целях. Передающая катушка:
Вид с обратной стороны
И разрисованная схема силовой части:
Осциллограмма на одном из выводов катушки:
поближе:
Беспроводная зарядка передает энергию постоянно только когда периодически получает ответ от смартфона, который модулирует амплитуду сигнала от зарядки:
В принципе более менее идея понятна, еще более подробное описание с теорией есть на сайтах производителей специализированных контроллеров для беспроводных зарядок, там формулы, графики, примеры расчетов.
Но у нас другой размер. Для образца был предъявлен колесный диск, в который нужно интегрировать четыре платы со светодиодными "лучами". Ну а так как в колесах автомобилей бывают тормоза тормозные механизмы, то и тормозной диск к нему:
После обмеров и прикидочных расчетов, когда стало известны примерные размеры катушки, количество витков и рекомендуемый диаметр провода (при требовании обеспечить передачу примерно 15 ватт мощности на электронику внутрь колеса) - надо было купить провод. В магазинах, почему-то, медный эмалированный провод диаметром 1 миллиметр продавался по цене ювелирных изделий того-же сечения. После поисков в городе Томске, была найдена организация, занимающаяся ремонтов электродвигателей, и они любезно могли предоставить нам пустую бухту и намотать на неё провод требуемой длины:
Люди в этом офисе самоотверженно, в жару и холод, сквозняк и дождь, производят весь техпроцесс ремонта электродвигателей, и к сожалению, в ютуб им некогда все это выкладывать. Я бы, работая в таких условиях, просил бы делать мне кофе покрепче - чайной ложкой коньяка на перерыве....
Некстати: в одно время был случай на работе: Автоцентр, осень, сезон шиномонтажа, нелегкие колеса, отопление еще не дали, мойка работает не переставая, сырость, простыть очень легко. Поэтому в обед к еде лук и чеснок, а в кофе иногда некоторые маленькую чайную ложечку коньяка для профилактики простуды. И вот мастер цеха, очень уважающему себя клиенту - и про ТО рассказал, и про то что колеса поменяли, помыли, упаковали, красиво уложили, и машину всю проверили, и про скидку договорился (весь из себя на позитиве, как в учебных фильмах про качественное обслуживание в именитых автомобильных брендах). И это клиент затем идет на ресепшен чтобы оплатить все, сразу громко заявляет - какого это у вас люди пьяные мою машину обслуживают? Мастер цеха был подвергнут обструкции незамедлительно при всех. Не прошло и пол года - весна, тепло, сухо, опять шиномонтаж. Это же клиент, после всех работ, на ресепшене опять заявляет - как это скидки нет, что это мастер цеха такой занятой бегает и мне мало внимание уделяет. И опять обструкция.
Извините за набивание лишнего текста для объёма, продолжим. Провода есть, заодно сделали такой контроллер на каждое вращающееся колесо для передачи энергии, схема:
И корпус для него из под блока розжига ксеноновых ламп:
Теперь проверяем и настраиваем передачу энергии, для начала на лампочку 25 Ватт 12 Вольт:
После опытов, были изготовлены катушки, залитые клеем по форме:
Чтобы передавать энергию с максимальной эффективностью, частоту в резонанс передающей катушки надо автоматически постоянно подстраивать (движение металла, изменчивая принимаемая мощность приемником...). Микроконтроллер в передатчике следит за максимумом тока в катушке, и если он падает - плавно меняет частоту в ту сторону, в которой ток возрастает. Алгоритм сделан специально таким простым - без обмена служебной информацией с потребителем энергии, так из за вращения колес было много помех по амплитуде, а тратить время на решение этой проблемы не было.
Теперь про приемник энергии - плата анимации. Состояла из основной платы, и двух боковых плат. На плате анимации, микроконтроллер брал из памяти по очереди файлы и изображениями, и декодируя их, одновременно по четырем каналам DMA отправлял данные на адресные светодиоды типа WS2812. Которые были организованы в четыре луча, каждый из которых состоял из 32 последовательно включенных светодиода. Также микроконтроллер постоянно отслеживал вращение колеса по магнитным меткам и слушал эфир на предмет получения команд от пульта управления с помощью трансивера на nrf24l01(для синхронизации изображения и других команд).
И схема, чтобы было меньше вопросов:
По силовой части приемника добавлю: от перенапряжения на выпрямителе приемной катушки, кроме стабилитрона на транзисторах, стоят два силовых ключа. Микроконтроллер с помощью них (вместо ранее планируемой модуляции), просто шунтирует приемную катушку, утилизируя излишнюю энергию, предотвращая перенапряжение на импульсном стабилизаторе и стабилитроне на транзисторах.
Думаю там все тривиально, вот как получилась конструкция в сборе:
Ночью светодиоды слишком яркие, даже при работе с частичной яркостью, поэтому был добавлен полупрозрачный поликарбонат для повышения контрастности:
Примерка передающей и приемной катушки на подвеску:
Примерка на диск:
Крепление передающей катушки на задний щит:
Крепление передающей катушки на передний щит:
Как это выглядело при настройке, гифка из обрезанного видео, к сожалению, смартфоны зачастую не дают полноценного видео, добавляют артефакты, глазами выглядит это гораздо лучше:
Затем были тестовые поездки и съемки рекламного ролика, всем понравилось. И все я это делал не один конечно, мне помогали коллеги, люди по настоящему с "прямыми руками", и была важна направляющая роль руководителя.
Теперь о плохом. После всех мероприятий с демонстрацией, все это было снято с автомобиля и убрано на склад до весны. Весной, при предварительной проверке, был выявлен массовый отказ светодиодов, и даже отказ одного светодиода приводил к неспособности отображать изображение следующих за ним светодиодов по схеме. У светодиодов массово просто выпадал кристалл вместе со светорассеивателем:
Так как светодиоды покупались в ДК "Электронщик" (уже почившем), то было им написано крайне вежливо письмо - что это за безобразие. По результатам переписки, отправки термопрофиля, даташита с их сайта на светодиоды, наших схем - был примерно такой ответ: Перед монтажом светодиодов в "печке", согласно термопрофилю, требовалось в течении нескольких дней предварительно сушить эти светодиоды в специализированной печке, ибо в них внутри была атмосферная вода (в их герметичной упаковки с влагопоглотителем), что и привело их к выходу из строя через пол года, находясь в составе изделия на теплом складе. Это требование не было у них указано - но я должен был знать такие элементарные вещи. К стати, на плате были тестовые простые трехцветные светодиоды - они все были целы, и свето-рассеиватель было у них не отковырять! а у этих он просто отваливался на слюнявый палец. И это даже на тех платах, которые не устанавливались на автомобиль.
Во такой был опыт, спасибо что прочитали, может кому-нибудь будет полезным. Если надо будет посмотреть, какой рекламный ролик получился - пишите, выложу (вдруг тут нельзя).
Со всем уважением.
Комментарии (36)
SergeyAstanin Автор
27.09.2023 16:59+1Конечно, монтаж доверили фирме, которая занимается этим давно.
GennPen
27.09.2023 16:59+3даташита с их сайта на светодиоды
В даташите про сушку тоже написано:
Product storage and deadline:
Sealed storage at room temperature: 20 ℃ ~ 30 ℃, 40% ~ 60%RH, the product is valid for 3 months; Moisture seal storage: 20 ℃ ~ 30 ℃, 25% ~ 60%RH, the product is valid for 6 months; After opening the product packaging , suggest using them within 1 hours,(environmental conditions of temperature <30 ℃, humidity <60%)
Dehumidification process:
LED products which is beyond the prescribed time limit,or for getting damp for some other reasons,we recommend the customer first do the dehumidification process,then use them.Dehumidification method:under 75 ℃ / 22 ±2 hours.
То есть, если вы вскрывали герметичный пакет или долго хранилось - рекомендуется сушка.
SergeyAstanin Автор
27.09.2023 16:59-2В первых даташитах не было, может и обрезанные выкладывали, потом уже добавили.
SergeyMax
27.09.2023 16:59+2Я бы глянул в первую очередь в раздел допустимых ускорений и вибраций.
GennPen
27.09.2023 16:59+7Я тоже об этом хотел упомянуть, но:
И это даже на тех платах, которые не устанавливались на автомобиль.
QWERTYUIOPas
27.09.2023 16:59+1Но всё равно стоило проверить. Было бы обидно, если бы светодиоды поотваливались бы во время езды.
Ivanii
27.09.2023 16:59В некоторых сварочниках "гусь" стоит силовая ШИМка ncp1055 которая отсыревает и взрывается...
hphphp
27.09.2023 16:59+9Идея огонь, правда, наверное в некоторых марках отечественного и не только авто пользовалась бы особой популярностью, но судя по проблемам с реализацией, понтоваться нужно будет только сухим, теплым вечером, с относительной влажностью воздуха не более **%.)
lonelymyp
27.09.2023 16:59+13Теоретически можно было обойтись постоянными магнитами и несколькими катушками. Колесо крутится в магнитном поле и катушки вырабатывают электричество.
BARSRAB
27.09.2023 16:59Скорость вращения колеса может меняться в довольно широких пределах, а значит и мощность будет сильно прыгать
strvv
27.09.2023 16:59по хорошему, надо не шунтировать приемную катушку, а регулировать мощность на передающей, с профилем картинки. сразу и яркость и картинку...
BARSRAB
27.09.2023 16:59Да там и данные спокойно можно передавать через катушку, только при помощи ЧМ, а не АМ, как пытался автор. Можно, конечно и при помощи АМ, но сложностей больше.
Kriminalist
27.09.2023 16:59Сразу аналогично подумал, это же очевидно, не передавать, а генерировать.
vahmurka
27.09.2023 16:59+5круто, что сказать… )
на трассе не оторвёт? )
офигеть как не безопасно! мало того, что всякие "бараны" на дорогах хз куда смотрят, а тут ещё такой соблазн (особенно, если "сиськи" показывать)… ))
Sercius
27.09.2023 16:59+1на трассе будет все колесо из-за нарушенного баланса колбасить. Плюс сотрудники будут рады рассмотреть такой апгрейд световой схемы автомобиля и выписать предписание на устранение.
SergeyAstanin Автор
27.09.2023 16:59+1Все было решено и предусмотрено. Да и найти ночью стражей порядка, пересекающих нарушения всякие - ещё надо постараться к сожалению..
butsan
27.09.2023 16:59Почему-бы не встроить какую-то защиту от работы на трассе, чтобы не провоцировать ДТП? Ведь, отчасти, на ваших дисках могут висеть человеческие жизни, на дай Бог..
sunsexsurf
27.09.2023 16:59Ощущение, что целевая группа - это всякие автомобильные шоу. Вопрос с неподвижными дисками, видимо, решается за счет смену на подвижные (или как там они называются, которые после остановки продолжают крутиться?).
На счет ежедневного применения - хз. Но прикольно, что люди думают головой и такое выдумывают. Точнее, вроде бы понятную вещь берут и используют нестандартно. Дисков таких никогда не видел.
Vassilij
27.09.2023 16:59Хороший потенциал для развития есть, может даже как стартап удастся. Если сразу делать в виде цельного колпака, то вопрос всепогодности и балансировки становится проще. Хотя с крепежом передающей части есть нюансы.
Fasterpast
27.09.2023 16:59А платы лаком покрывались? Светодиоды могли от растворителя в лаке "разобраться"...
SergeyAstanin Автор
27.09.2023 16:59Они сами легко разбирались без всякого, адгезия линзы к корпусу была никакая, учитывая конусную ее форму. Светодиоды с другой партии или с лент так не ломались...
Antares1991
27.09.2023 16:59+3Про влагу в компонентах ОБЯЗАНЫ знать на любом мало-мальски уважающем себя производстве электроники, которое паяет в печи. Да и в даташитах про это обычно пишут. В своё время помню массовые отказы омроновских светодиодов при пайке в печи из-за опечатки в даташите на тему того, как правильно сушить эти светодиоды перед пайкой. А в особо запущенных случаях даже корпуса микросхем, паяющихся в печи, может раскурочивать (своими глазами не видел, но видел фотоотчёты от коллег). Ещё посоветовал бы использовать WS2813 - у них отказ 1 светодиода не приводит к отказу всех последующих. Ну, и на колесо вполне хватило бы магнитов и катушек, как уже писали раньше. + небольшой аккумулятор для каких-нибудь эффектов (типа бегущего огня) пока машина стоит
mpa4b
27.09.2023 16:59Интересно, какой КПД получился. Приёмная катушка практически полностью "зашунтирована" короткозамкнутым витком (колёсным диском).
SergeyAstanin Автор
27.09.2023 16:59КПД был неплохим, максимальный ток каждого передатчика был ограничен 2-мя Амперами, рабочий в среднем около одного-полтора Ампера. Средний ток приемника по цепи 5 Вольт в движении порядка двух Ампер +/-. В статике (когда колеса не вращаются) вместо анимации были разные бегущие огни или полное гашение по командам с пульта. Светодиоды работали с регулируемой с пульта яркостью, обычно 25%.
mpa4b
27.09.2023 16:59А КПД? Сколько мощности потребляла передающая катушка и при какой мощности, выдаваемой приёмной?
andreyiq
27.09.2023 16:59Ностальжи, лет 15 назад, что-то подобное для велосипеда собирал. Правда с батарейками на плате
REPISOT