Привет, Хабр! Меня зовут Александр Спирин и я — учитель информатики и методист в команде Учи.ру. Вместе с коллегами создаю интерактивные задания для школьных курсов по программированию, и даже немного завидую детям: ведь в наше время таких курсов не было.

Сейчас информатика — весьма важная дисциплина: технологии тесно вплетены во все сферы жизни. Мы читаем новости, смотрим фильмы, играем и учимся онлайн. Практически все профессии связаны с использованием профессиональных программ, а цифровые специальности приобрели огромную популярность. 

Мы в Учи.ру делаем курсы по программированию для детей от 7 лет, собираем их отзывы — и видим, что сфера IT очень привлекает школьников. Если в прошлом веке ребята грезили о карьере космонавтов или футболистов, то теперь мечтают стать разработчиками, тестировщиками, UX-дизайнерами. 

Просто удивительно, какие масштабные изменения происходят буквально на наших глазах — ведь каких-то 40 лет назад никакой информатики в школе не было (зато было кое-что другое). Сегодня предлагаю вам вместе разобраться, когда и как появилась информатика в школе и как менялся процесс обучения: будет интересно!

Что учили наши родители

Моя бабушка рассказывала, что когда она училась в школе, а это были 1930-е годы, в некоторых семьях ее одноклассников начали появляться телевизоры. Черно-белые, с крошечными экранами и огромной линзой, которая позволяла хоть как-то увеличивать изображение. Смотреть фильмы на таких телевизорах ходили большими компаниями, как в кино.

Какие уж тут компьютеры, подумаете вы. Но прогресс шел семимильными шагами, и уже в 1946 году в США появилась первая ЭВМ на ламповых усилителях. А в 1951 году была создана советская ЭВМ, в которой все логические схемы были выполнены на полупроводниках.

Прошло еще восемь лет, и представьте себе, в некоторых школах СССР появились особые уроки, предшественники современной информатики. Старшеклассников учили теории информации и программированию на перфокартах. 

Повторюсь, такие занятия были лишь в нескольких школах — в Москве и Новосибирске. Они были введены потому, что ЭВМ начали активно появляться на производствах, а вот квалифицированные сотрудники, которые могли с ними работать, были в дефиците.

Почему все началось именно в Москве и Новосибирске? Да дело в том, что эти «кибернетические столицы» СССР располагали максимальным парком вычислительной техники. Здесь было легче проводить обучение и больше всего требовались специалисты.

А вот информатика как дисциплина появилась в СССР только в 1985 году. Учебные планы по информатике разрабатывали известные ученые: Андрей Петрович Ершов (в Новосибирске) и Семен Исаакович Шварцбурд (в Москве). 

Первый учебник по информатике был создан Ершовым, назывался он «Основы информатики и вычислительной техники». А еще Ершов стал автором лозунга: «Программирование — вторая грамотность».

Но и тогда была информатика, конечно, не во всех школах. Например, мои родители, которые были школьниками в это время, такие уроки не посещали. И не удивительно — компьютеры все еще были редкостью, не хватало учителей информатики. 

Этот предмет вообще сначала преподавали учителя математики и физики: для них организовали специальные курсы, вроде повышения квалификации. А педагогов информатики начали готовить в педагогических вузах только с 1986 года. 

В школах, где информатика появилась, она была только в старших, 9–10 классах. На изучение отводилось 1–2 часа в неделю. 

Сначала информатика преподавалась как теоретическая наука: ребята изучали структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности. 

Позже школы стали оснащаться вычислительной техникой, сначала это были программируемые калькуляторы. 

Бум информатики в 80-е

В 1981 году произошла очередная техническая революция: фирма IBM представила публике первую модель персонального компьютера, которая фактически стала родоначальником современных ПК.

Это повлияло и на процесс обучения информатике в школах. На рубеже 1980–1990 годов школьники стали изучать базовые навыки работы с компьютерами. В некоторых образовательных учреждениях появлялись компьютеры с огромными мониторами и системными блоками (Yamaha MSX-1, MSX-2; КУВТ ДВК-1, ДВК-3, УКНЦ, Агат, БК-0010, БК-0011 «Корвет», «Гамма-48», «Гамма-64»).

Так как школы комплектовались разными типами компьютеров, а у каждого типа была своя операционная система, то на уроках информатики не ставилось целью формирование универсальных пользовательских навыков. Да и набор прикладных программ и их возможности были еще не столь широки, как сегодня. 

Если кто учился в это время, то помнит, что программирование в основном изучали на языке Basic («бейсик»). Еще на уроках информатики была вычислительная математика, численные методы решения задач, алгебра логики. А компьютеры использовали для программирования вычислительных задач.

Но постепенно содержание уроков информатики менялось: изучению новых информационных технологий уделялось все больше внимания, а вот количество часов на изучение программирования, как ни удивительно, уменьшалось. 

У разных учебных заведений были разные возможности для обучения детей информатике. Но чаще всего их было, к сожалению, недостаточно, чтобы ребята могли в совершенстве овладеть информационной грамотностью. А спрос на квалифицированных экспертов рос!

Тогда же зародилось олимпиадное движение: 13 апреля 1988 состоялась первая олимпиада по информатике. Она прошла в Свердловске и носила название еще не Всероссийской, а Всесоюзной. В ней приняли участие 80 школьников из всех союзных республик.

В то время опыта в организации таких соревнований не было ни в стране, ни в мире. Для того чтобы определиться с методикой и содержанием олимпиад, в жюри были приглашены лучшие в то время специалисты в области школьной информатики. 

В результате долгих споров и обсуждений постепенно сформировались те требования, которые стали основой правил современных олимпиад по информатике. Теперь во Всероссийской олимпиаде по информатике ежегодно участвуют тысячи школьников средней и старшей школы.

Как учили информатику мы (минутка ностальгии)

В середине 90-х годов устаревшую на тот момент советскую технику стали заменять в школах на более современные компьютеры. Например, американские IBM PS/2 286, поставлявшиеся в СССР в рамках реализации государственного пилотного проекта.

С появлением компьютеров на Windows и с пакетом офисных программ на уроках информатики стали активнее изучать способы обработки разных типов информации (текста, графики, звука, анимации). 

При изучении программирования чаще стали использовать язык программирования Pascal («паскаль»), к концу 90-х он стал практически стандартом. Pascal получил развитие в 1995 году с появлением визуальной среды разработки Delphi, основанной на принципах объектно ориентированного программирования и языке Object Pascal. 

Фактически новый этап истории школьной информатики начинается с 1993 года. Был принят базисный учебный план для школ РФ, согласно которому преподавание информатики было рекомендовано с 7-го класса. С этого года предмет сменил свое название с «ОИВТ» на «Информатика и ИКТ».

Тимлид команды бэкенд-разработки Учи.ру Александр Меркулов, который учился в старших классах в 93–97 году, вспоминает: 

В нашей школе был класс информатики, где стояли компьютеры IBM/PC и более старые. Учитель чаще всего давал задания на языке Basic, они были в игровой форме. И еще была возможность делать все, что угодно на этих компьютерах, помимо учебного плана».

У ведущего архитектора IT-департамента Учи.ру Константина Белоусова, который учился в школе с 1991 по 2001 год, другой опыт: 

В первом классе на торжественной линейке, как сейчас помню, нас встретили одиннадцатиклассники, раздали шарики и отвели в кабинет информатики. Компы были простецкие — например, Электроника БК-03, но мне так захотелось научиться на них работать!

Потом, когда в третьем классе зашла речь о распределении по специализированным классам, я попросился в класс с углубленным изучением математики по той же причине: в этом классе было на несколько уроков информатики в неделю больше.

Все те же старенькие компы, но мне очень нравилось составлять алгоритмы, набивать их с клавиатуры и чувствовать себя настоящим программистом. В 5–8 классах мы изучали Basic, в 9–11 — Pascal. 

Еще я принимал участие в школьных и областных олимпиадах. Мы их писали за современными компами, и в них была “qwerty”-клавиатура, а на нашей электронике была транслитерированная русская: на месте русской “е” была английская “e”, а не “t”, и так по всем другим буквам. Из-за этого было сложно печатать.

После школы я понял, что хочу развиваться в IT: люблю алгоритмы, люблю создавать программы и искать элегантные решения. Пошел в профильный институт и после трудоустройства понял, что мой выбор был верным!

В следующие годы на уроках информатики все больше отходили от программирования: укреплялось понимание того, что компьютерная грамотность и умение программировать — не совсем одно и то же. 

Коллеги, которые пошли в школу в начале 2000-х, вспоминают, что конкретного изучения языков программирования не было, а было больше занятий в игровой среде (например, Кукарача Windows). 

А еще в те годы стала популярна книга «Энциклопедия профессора Фортрана»: многие именно из нее получали базовые знания о программах, алгоритмах, устройстве компьютера. Прочитал, что некоторые педагоги даже сейчас рекомендуют эту книгу дошкольникам, но сам ее не читал. Если у вас такая была — поделитесь впечатлениями о ней в комментариях!

Что происходит сейчас

Изучение информатики в разных школах до сих пор сильно отличается и зависит от возможностей конкретного учебного заведения. Согласно ФГОС, уроки информатики должны начинаться с 7 класса. Но если в школе есть учитель на полную ставку и свободный компьютерный класс, то информатику могут изучать уже в 5 классе или даже в начальной школе.

На первых уроках учат термины и понятия, знакомятся с частями компьютера, решают логические задачки, тренируются использовать простые программы: например, текстовые и графические редакторы. А когда несколько лет назад был бум робототехники — школы закупали специальные наборы Lego и проводили для младшеклассников уроки по конструированию этих роботов. 

Программирование изучается в 9 классе (порядка четверти), а также на более углубленном уровне при профильном обучении в 10–11 классе, так как в ЕГЭ много задач на программирование. Даже те задачи, которые раньше решались аналитическим методом, сегодня на компьютерном ЕГЭ решаются через программирование.

Насколько я знаю, из языков программирования в современных школах обычно изучают Pascal, на его основе и создана большая часть заданий в ОГЭ и ЕГЭ (хотя этот язык уже не используется для коммерческой разработки программного обеспечения). 

В некоторых школах сейчас учат более современный и популярный Python — этот язык программирования с 2011 года включен в список рекомендуемых для Всероссийских олимпиад, а с 2015 во всех вариантах ЕГЭ по информатике появились примеры программ с его использованием.

Для старшеклассников, которые хотят лучше подготовиться к итоговому экзамену по информатике и больше узнать о программировании, есть бесплатная возможность — участие в проекте «Код Будущего». Ребята из 8–11 классов могут знакомиться с разными языками программирования на базовом или продвинутом уровне, узнавать больше о профессиях в сфере IT.

Занятия проводятся как очно — в школах, которые присоединились к проекту, так и онлайн — на платформах-провайдерах проекта. Наши коллеги из Учи.Дома (это дочерняя компания Учи.ру) как раз участвуют в этом проекте Минцифры и набирают учеников на этот учебный год.

На разных платформах учебные планы для школьников разные. Вот у нас есть четыре программы: Python Start, Python Pro, С++ Start и С++. Каждая программа разбита на 4 модуля по 36 часов каждый, в течение учебного года проходит по восемь уроков в месяц. 

Заявка на обучение подается через портал «Госуслуги» (для этого у родителей или самого школьника должна быть подтвержденная учетная запись). После регистрации приходит ссылка на небольшое вступительное тестирование — его нужно будет обязательно выполнить, по результатам школьников распределяют по группам (начальная либо продвинутая).

Ученики, завершившие обучение и сдавшие итоговый проект, получают сертификаты — в некоторых профильных вузах такой документ позволяет получить бонусные баллы к результату ЕГЭ при поступлении. Но самое главное — конечно, знания и навыки, которые школьник осваивает всего за год и совсем бесплатно. 

Мне как педагогу и методисту, имеющему отношение к данному проекту, хочется, чтобы как можно больше подростков узнали о нем, смогли развиваться и узнавать новое. Знакомым с детьми-старшеклассниками всегда рассказываю про него — считаю это обучение отличной возможностью для школьников. Вот теперь и вы в курсе: если у вас есть взрослые дети, вы знаете, что делать.

Комментарии (24)


  1. PuerteMuerte
    12.09.2023 14:06
    +5

    А в 1951 году была создана советская ЭВМ, в которой все логические схемы были выполнены на полупроводниках

    Это вы этак на десятилетие ошиблись. Вообще первая советская ЭВМ полноценно "в продакшен" была запущена только лишь в 1952-м году, это была МЭСМ. И конечно же, на радиолампах. Полупроводники как элементная база для ЭВМ в СССР, это уже 1960-е годы, в 1950-х их выпуск был небольшим, а стоили они очень дорого, да и качество оставляло желать лучшего.

    В некоторых образовательных учреждениях появлялись компьютеры с огромными мониторами и системными блоками (Yamaha MSX-1, MSX-2; КУВТ ДВК-1, ДВК-3, УКНЦ, Агат, БК-0010, БК-0011 «Корвет», «Гамма-48», «Гамма-64»).

    А почему "огромными"? Все эти машины, кроме ДВК и Агата, достаточно компактные клавиатурные моноблоки, а Агат - вполне обычный системник.


    1. saboteur_kiev
      12.09.2023 14:06
      +1

      и мониторы были вполне себе миниатюрными. Просто не плоскими, конечно, а ЭЛТ. но маленькие, 13"-14" максимум.


    1. alenafomina0204 Автор
      12.09.2023 14:06

      Здравствуйте!
      Спасибо за ваш комментарий.
      Речь идет именно о модели M1, которая была разработана как раз в 1951 году. Ее логические схемы были выполнены на полупроводниках: https://su90.ru/computers.html


      1. PuerteMuerte
        12.09.2023 14:06

        М1 была ламповой. В 1951 году в СССР производство транзисторов вообще отсутствовало, более того, даже работающих лабораторных экземпляров ещё не существовало. Более того, даже в США промышленное производство транзисторов только через пару лет стартует, в 1951-м были лишь лабораторные образцы. Единственное, что вы могли найти полупроводникового в ЭВМ 1950-х годов, это выпрямители, но полупроводниковые выпрямители тогда уже применялись повсеместно, и никаким инновационным техническим решением не являлись.


    1. alenafomina0204 Автор
      12.09.2023 14:06

      Отвечая на ваш второй вопрос, по сравнению с современными ноутбуками и моноблоками Yamaha MSX-1, MSX-2; КУВТ ДВК-1, ДВК-3, УКНЦ, Агат, БК-0010, БК-0011 «Корвет», «Гамма-48», «Гамма-64» выглядят достаточно громоздко: в основном из-за ЭЛТ мониторов и громоздких механических клавиатур. Сами системные блоки действительно могли быть небольших размеров, либо интегрированы в монитор и представлять собой моноблок.


      1. PuerteMuerte
        12.09.2023 14:06

        Ну, так...

        Гаммы ещё меньше. А БК-0011 и «Корвет» - два разных компьютера.


  1. GospodinKolhoznik
    12.09.2023 14:06
    +4

    и даже немного завидую детям: ведь в наше время таких курсов не было

    А я наоборот не завидую. То, что не было курсов это не недостаток, а преимущество. Я учился на спектруме на бэйсике, и тогда было ощущение, что программирование это целая новая вселенная и за ней будущее. А сейчас есть ощущение, что это уже уходящий поезд.


    1. alenafomina0204 Автор
      12.09.2023 14:06

      Благодарю за комментарий!

      Однако интерес к теме показывает, что направление будет развиваться активно, и теперь каждый, у кого есть стремление, может учиться программированию, даже живя в удаленном селе (раньше такая возможность была не у всех детей даже в крупных город)


  1. da-nie
    12.09.2023 14:06
    +2

    Моя бабушка рассказывала, что когда она училась в школе, а это были 1930-е годы, в некоторых семьях ее одноклассников начали появляться телевизоры. Черно-белые, с крошечными экранами и огромной линзой, которая позволяла хоть как-то увеличивать изображение. Смотреть фильмы на таких телевизорах ходили большими компаниями, как в кино.

    А вы с КВН-49 не путаете? А то в 1930-х телевизоры, конечно, были (Б-2, например). Но вот их количество и стоимость… А уж увеличивать картинку в 30 строк большой линзой это что-то необычное.


    1. PuerteMuerte
      12.09.2023 14:06

      А то в 1930-х телевизоры, конечно, были (Б-2, например). Но вот их количество и стоимость…

      Телевизионное вещание в Москве в 1930-е годы уже было, телеприёмники тоже, причём в конце 1930-х уже и с электронной развёрткой, не только механика. Количество и стоимость, естественно, были особые. Но и бабушки-то разные бывали, какие-то росли в Доме на Набережной, и одноклассники у них были соответствующие.


      1. da-nie
        12.09.2023 14:06
        +2

        причём в конце 1930-х уже и с электронной развёрткой, не только механика.

        Это не то, о чём пишет автор. Он пишет "с крошечными экранами". Крошечный экран у телевизоров с механической развёрткой. У кинескопных экран был вполне крупный с большим числом строк. Вот к кинескопным имело смысл ставить линзу (и ставили). Но цена и количество выпущенных моделей заставляют сомневаться, что в классе у нескольких человек сразу такие телевизоры появились. Потому, автор что-то путает. Я думаю, телевизор был КВН-49 и уже после войны. Потому что именно этот телевизор был массовым и стоил всего две зарплаты.



        Но и бабушки-то разные бывали, какие-то росли в Доме на Набережной, и одноклассники у них были соответствующие.

        Это возможно, конечно, но вероятность маленькая.


    1. alenafomina0204 Автор
      12.09.2023 14:06

      Здравствуйте!

      У бабушки, к сожалению, уже не спросить, но думаю, что она рассказывала именно про Б-2, поскольку речь шла про школьные годы, КВН-49 появился намного позже. Среди соседей (дом был в центре Москвы) точно были люди, которые могли себе позволить такую диковинку.


  1. PereslavlFoto
    12.09.2023 14:06
    +1

    Видя, что вы специалист, хотел бы обратиться к вам с двумя вопросами, которые задам в двух комментариях.


    1) Академик Ершов учил, что программирование — вторая грамотность. Почему программирование так и не стало второй грамотностью? Почему программирование видели как полезный и общий навык школьников, а на практике оно не пригодилось? В чём же ошибся академик Ершов?


    1. PuerteMuerte
      12.09.2023 14:06
      +3

      Видя, что вы специалист, хотел бы обратиться к вам с двумя вопросами

      Не уверен, что ведуший корпоративного блога - это сколь-нибудь профильный специалист по подобным вопросам :)

      Академик Ершов сделал такое предположение, имея перед собой историю развития вычислительной техники до начала 1980-х. Когда компьютеры становились меньше, дешевле, проникали во все сферы бытовой жизни, но их объединяло одно. Их интерфейс был примерно вот таким на протяжении двух десятилетий:

      Причём не просто таким, а ещё и усложнявшимся в этом же направлении. Да что там компьютеры, даже бытовая техника в те годы от вот такого

      мутировала к вот такому:

      Поэтому Ершов, как положено приличному визионеру, просто экстраполировал действующий в его время тренд, и получил улицы Лондона, заполненные навозом до второго этажа командную строку и встроенный Бейсик в каждой квартире, и домохозяек, которые пишут программы составления рецептов, слесарей, которые пишут запросы к базе данных заявок и т.д.. То, что от усложнения интерфейсов вскоре произойдёт крутой поворот к их упрощению, это он предвидеть не мог.


      1. PereslavlFoto
        12.09.2023 14:06
        +1

        Понятно, спасибо.


        Увы, с упрощением интерфейсов происходит какая-то беда. Вот я работаю с базой данных. Интерфейс к ней организован через веб-сайт, то есть я открываю базу данных и вижу огромную таблицу в браузере. Таблица разделена на страницы по 100 записей. Если я напечатаю ключевое слово — таблица перестроится, будет выдавать только записи с ключевым словом.


        Значит, я могу сделать выборку по ключевому слову и увидеть результат в браузере.


        У меня есть 240 ключевых слов. Значит, мне надо сделать 240 запросов и по каждому прочитать в браузере таблицу на несколько страниц. Таблица никуда не выгружается, хотя можно скопировать её, например, в ексель.


        Мне кажется, это не упрощение, а наказание. Я предпочёл бы написать скрип, чтобы мои 240 запросов посылались к базе данных, а оттуда я получил бы 240 файлов. Но такое сделать нельзя, программа этого не умеет.


        1. randomsimplenumber
          12.09.2023 14:06

          это не упрощение, а наказание

          Упрощение. Просто ваши запросы несколько специфические ;). Программу делали для работы с 1 ключевым словом.Может так задача поставлена, может программист только так умел..


    1. alenafomina0204 Автор
      12.09.2023 14:06
      +1

      Здравствуйте!

      Кажется, что Академик Ершов частично был прав, что программирование станет второй грамотностью. Но не для всех, а для специалистов, занятых в интеллектуальных сферах деятельности. Сегодня сложно представить какую-либо высокоинтеллектуальную сферу деятельности человека без использования компьютерной техники, и навык программирования становится все более востребованным в не ИТшных специальностях: например, у hr, маркетологов, менеджеров по продукту. Кроме того с трендом на автоматизацию всех процессов специалистам различных специальностей все чаще приходится общаться с  программистами для описания задач и бизнес-процессов, в этом случае понимание работы софта из внутри тоже может пригодиться. Но несомненно развитие современных интерфейсов позволило решать большой круг сложных задач без программирования.


  1. PereslavlFoto
    12.09.2023 14:06

    Видя, что вы специалист, хотел бы обратиться к вам с двумя вопросами, которые задам в двух комментариях.


    2) Согласно ФГОС, уроки информатики должны начинаться с 7 класса и заканчиваться в 11 классе. Получается пять лет. Я знаю один случай, когда школьные ученики, занимаясь информатикой, за эти пять лет смогли создать очень хороший веб-сайт. Почему эта практика так редка? Почему школьные ученики, занимаясь информатикой, не обращаются к созданию и развитию многолетних проектов, а их школьная учебная работа не приводит к общественно полезным результатам?


    Положим, вы ответите, что в рамках школьных уроков необходимо передать ученикам известный набор знаний и навыков, провести их через этакую тренировку. Именно передать, а не получить от них. Однако остаются школьные кружки, где работа может опираться на многолетние системные проекты.


    Отчего же не возникают и не продолжаются такие проекты? Мне кажется, что я не понимаю какую-то важную особенность школьного курса информатики. Прошу вас, пожалуйста, откройте мне глаза.


    Спасибо.


    1. PuerteMuerte
      12.09.2023 14:06

      Почему эта практика так редка?

      И опять, уж извините, влезаю в вопрос, адресованный не мне. Чтобы школьники могли создать веб-сайт в рамках какого-то школьного проекта, их в первую очередь должен уметь создавать учитель. А каким образом человек, умеющий создавать сайты, окажется на должности учителя в школе? Чтобы это произшло не в единичных случаях-исключениях, а массово, вам сначала надо разрушить рынок труда в ИТ. Ну, хотя бы локальный рынок :)


      1. PereslavlFoto
        12.09.2023 14:06

        Все умеют создавать веб-сайты. Для этого надо всего лишь знать теги HTML, в которых ничего трудного нету, и знать параметры CSS, в которых тоже ничего трудного нету.

        Мне кажется, что для вас «уметь создавать сайт» = «уметь написать CMS». На деле создание сайта давно уже опирается на готовую CMS, а смысл сайта не в том, чтобы освоить программирование, а в том, чтобы делиться контентом.


        1. PuerteMuerte
          12.09.2023 14:06

          Все умеют создавать веб-сайты.

          Вы слишком хорошо думаете обо всех. Да и я пусть и имел в виду не написание CMS, но тем не менее, сама ценность "сделать со школьниками сайт на чистом HTML с форматированием", она весьма невелика. Школьника это не заинтересует, потому что это блекло в сравнении с тем, что он себе там в ТикТоке или ВК ежедневно видит. Хотите заинтересовать - будьте добры, покажите что-то действительно примечательное, а не "набрать текст с картинками самым неудобным способом". Текст с картинками школьник и в ворде наберёт. И как HTML сохранит, если ему этого захочется. А действительно примечательное, это уже скрипты, это уже программирование.


          1. PereslavlFoto
            12.09.2023 14:06

            А действительно примечательное, это уже скрипты, это уже программирование.

            Я веду речь не про написание CMS, они все уже написаны. Я веду речь про создание сайта.

            Допустим, вы сделали что-то действительно примечательное со скриптами и программой. На это вы потратили, положим, месяц и получили некий движок. Но сам по себе движок не нужен, в нём нет ни одной страницы. И теперь, когда всё действительно примечательное закончилось, надо браться за контент.

            Если на создание движка вы потратили месяц, то на создание контента придётся отдать десять-пятнадцать лет.


            1. PuerteMuerte
              12.09.2023 14:06

              Скрипты - это не про движок. Зачем вообще писать движок сейчас? Скрипты - это как раз про контент, про его "оживление". Писать сайт со статическим контентом для школьника настолько же интересно, насколько и писать реферат по литературе.


  1. MAXH0
    12.09.2023 14:06
    +2

    Вся эта ностальжи написана только для того чтобы в постовых вывалить "участие в проекте «Код Будущего»".

    Моё личное впечатление от "Кода". Жуткое ИМХО. Постараюсь написать максимально анонимно и без мата.

    Система «Код Будущего» возникла в результате послания Президента. У меня создается впечатление что среди чиновников есть специальные люди, которые мониторят послания и по результатам дают отмашку на Распил. Головная организация «Кода Будущего» Университет 20.35. Этот университет возник в результате Национальной Технологической Инициативы (НТИ). Еще одной пилорамы, возникшей по результатам обращения президента к Федеральному собранию в 2014 году. Цели НТИ в целом не достигнуты. Одна из фронтменов программы Ракова под домашним арестом, если не ошибаюсь..
    Теперь непосредственно по "Коду". Код создан по сетевой схеме. Есть Минцифры. Есть Головная организация (20.35). Есть провайдеры. Одним из таких провайдеров является, как понимаю, Учи.Дома. Я работал на другого и про этого мне сказать нечего. Есть управление образования регионов. И есть школьные учителя, которым эту программу НАВЯЗЫВАЮТ. Еще раз повторюсь - с этим провайдером не работал, но в нашем чате "Кода" стон стоит. Потому что есть учителя, которым первый модуль не оплатили. ПОЧЕМУ?

    Возможный ответ

    Французский король Филипп VI собрал своих придворных и спросил, почему доходов от налогов поступает в казну все меньше и меньше. Придворные молчали. Тогда придворный шут взял кусочек льда, дал его одному из присутствующих и попросил пустить по кругу. Когда ледышка дошла до короля, в его руке почти ничего не осталось.

    Опять же. Качество материалов зависит от провайдера. Нам достался с цельнотянутыми со "Степика" материалами. Система автоматической проверки - ужас. Её нет. Все в ручную. Без тестов загруженого кода и просто без тестов к задачам. Надеюсь на Учи.Дома все не так.

    Регистрация через ГосУслуги работала через пень-колоду. Потом 3 месяца довносили информацию.

    НО, главное. Курсы имеют один набор заданий и один уровень. Живой учитель всегда регулирует сложность под группу и ученика. Здесь это невозможно. Есть задания. Есть тайм-лайн. Выполняйте! Индивидуальность обучения теряется.

    =ИТОГ:=

    Хочешь выучить программирование? Иди на Степик и ищи курс по уровню. Это будет Бесплатно или платно за честные деньги. А «Код Будущего» - он не бесплатный. Он из бюджетных денег оплачивается.

    Лично я доведу взятую группу и постараюсь больше в этом не участвовать. Как там у Солженицина? "Не участие во лжи"... Это мое личное мнение. Возможно оно субъективно и вызвано негативным опытом.