Типографика стала одним из самых важных отличительных свойств компьютера по сравнению с более традиционными физическими формами. Вот что я имею в виду: если в 1930-х и 1940-х вам нужно было поменять шрифт в газете или журнале, то приходилось использовать совершенно другой набор блоков металлических литер, и этот процесс замены блоков требовал времени. Сегодня для него достаточно выбрать пункт меню или изменить строку в коде на CSS. Это можно делать в реальном времени, не задумываясь. Кажется безумием, насколько легко стало менять шрифты по сравнению с теми сложностями, которые существовали раньше. Но путь, приведший нас в типографически удобный цифровой мир временами был довольно непростым, и виной тому были конкретные люди и компании.
1885
Именно в этом году в газетах впервые появилось упоминание фразы «The quick brown fox jumps over the lazy dog». Из-за использования в Microsoft Windows и других операционных системах её обычно связывают с компьютерами, но терминология существовала ещё в те давние времена, потому что эта фраза включает в себя все буквы английского алфавита.
▍ Судьбоносное решение, благодаря котором типографика в графических интерфейсах пользователя стала чуть менее ужасной
За свою почти 25-летнюю историю, длившуюся с 1981 по 2005 год, Seybold Desktop Publishing Conference, также известная как Seybold Seminars, не имела такой популярности, как масштабные компьютерные ярмарки наподобие Comdex или CES. Это было достаточно узкое, нишевое мероприятие, на котором обсуждали искусство печатного дизайна и способов, которыми его могут развивать компьютеры.
Но когда-то технологические гиганты воспринимали это мероприятие серьёзно, ведь в то время настольные издательские системы играли в компьютерной отрасли важную роль. В 1989 году эта ниша значила очень много.
И в том же 1989 году возник раскол между тремя технологическими компаниями.
Напряжённость была высокой: сооснователь Adobe Джон Уорнок выразил её так: «Это самая большая куча мусора и бессмыслицы… Эти люди продают вам фуфломицин!»
Кем же были эти продавцы фуфломицина? Разумеется, Apple и Microsoft. Эти два доминирующих разработчика операционных систем объявили о совместной работе над новым типом технологии контурной типографики под названием TrueType. И по информации из книги Apple: The Inside Story of Intrigue, Egomania, and Business Blunders, Уорнока это вывело из себя.
И у него имелись на то причины, ведь совместный проект Apple и Microsoft (Apple поставляла Microsoft свою бесплатную и открытую лицензию на разработанную ею технологию в надежде, что Microsoft использует её в своей новой операционной системе). Это угрожало компании Уорнока. До того, как получить известность благодаря своему популярному Creative Suite, Adobe создала себе имя благодаря языку программирования для электронного книгоиздания под названием PostScript.
Эта технология была фундаментальной для отрасли настольного издательского дела, она позволяла печатать графику, работать с векторной графикой, в том числе с типографикой, и выглядела точно так же, как и при печати на принтере — ключевой элемент печати по принципу «what you see is what you get» (WYSIWYG).
Но технология обладала и слабыми сторонами: шрифт на экране не был сглажен, потому что язык в первую очередь предназначался для рендеринга для принтеров. (В отличие от него, TrueType создавался с расчётом и на экраны, и на принтеры.)
Но наряду с техническими различиями присутствовали и вопросы правообладания. До появления TrueType политика лицензирования Adobe была строго проприетарной, поэтому угрожала стать узким местом для дальнейших графических инноваций на компьютерах. Такая ситуация хороша, когда твой рынок охватывает только настольные издательские системы, но проблема заключалась в том, что в то время рынок расширялся и от «открытой» стандартизации выигрывали все.
Всё это стало плохой новостью для Adobe. Как написано в Inside the Publishing Revolution: The Adobe Story, «Это был эмоционально насыщенный момент для всей Adobe, а не только для Уорнока. Компания находилась под атакой, и одним из нападавших оказался бывший союзник».
Apple LaserWriter II. Adobe и Apple имели близкие связи в том числе и благодаря серии принтеров LaserWriter, в которой использовался PostScript
Этим союзником была Apple, которая тесно сотрудничала с Adobe в работе над принтерами LaserWriter и чья операционная система заложила фундамент наследия Adobe. Внезапно компания, помогавшая создавать Adobe, как будто начала стремиться уничтожить её, и Уорнок определённо не собирался это терпеть.
Но прежде чем начинать кого-то осуждать, стоит вспомнить о реальных инновациях. Несмотря на то, что технология TrueType бесконечно раздражала Adobe, в конечном итоге она была полезной для технологической отрасли, потому что даже имея технические недостатки по сравнению с PostScript, она была достаточно хороша для многих. Имелись у неё и некоторые преимущества: изначально PostScript проектировался для обеспечения очень обобщённого рендеринга векторных шрифтов, а более сложный рендеринг происходил в самом принтере. Apple и Microsoft решили развивать технологию, позволявшую использовать высококачественное отображение на экране, имея при этом вполне приемлемые возможности печати. Это были два разных подхода к решению схожих, но неодинаковых задач.
Пример TrueType в Windows 3.1. Несмотря на свою тесную связь с Windows, технологию TrueType на самом деле разработала Apple, а Microsoft, хотя Microsoft разработала многие из шрифтов, известных как шрифты TrueType
Рост популярности TrueType вместе с развитием Windows, начиная с Windows 3.1, решил несколько важных проблем. Пример: из-за ограничений памяти и спецификаций первые лазерные принтеры, в которых применялись использующие PostScript шрифты, не имели уровня поддержки, доступного современным принтерам. Настолько, что некоторые производители даже превратили это ограничение в бизнес-модель.
Менеджер Джим Холл, долгое время работавший на заводе HP в Айдахо и руководивший разработкой одного из первых принтеров LaserJet, рассказал в истории этой линейки принтеров, что изначально HP относилась к шрифтам так же, как сегодня относится к картриджам для печати:
Шрифты были сложной задачей для первых LaserJet. Полупроводниковая память была очень дорогой, а требования потребителей к шрифтам — очень разнообразными. Поэтому мы решили продавать ограниченное количество «встроенных» в принтеры шрифтов, а остальные продавать в дополнительных шрифтовых картриджах. Это удовлетворяло потребности основной массы пользователей, обеспечивало низкую стоимость принтеров и в то же время позволяло покупателям получать нужные им специфические шрифты. За шрифтовые картриджи (и шрифты) отвечала Дженет Башерт. Благодаря её усилиям это вскоре само по себе стало крупным бизнесом, мы продавали больше двадцати пяти разных картриджей ценой от $150 до $330. Это оставалось хорошим бизнесом для нас ещё до начала 90-х, когда Microsoft начала поставлять шрифты в составе операционной системы Windows.
По словам Холла, оказалось, что, несмотря на потерю доходов из-за поставляемых Microsoft шрифтов, HP всё равно считала это хорошим явлением.
«Это стало огромным шагом вперёд для HP, потому что практически решило нашу проблему со шрифтами и существенно улучшило WYSIWYG благодаря согласованию экранных и принтерных шрифтов».
Битва между Adobe и Microsoft заставила Adobe пойти на инновации, и она создала Adobe Type Manager, чтобы дать пользователям красивые экранные шрифты со сглаживанием, при этом обеспечивающие все преимущества PostScript при печати. И хотя PostScript, разумеется, не мог привлечь новых пользователей домашних компьютеров своим платным инструментом рендеринга шрифтов, он всё равно оставался выбором бизнес-пользователей, по-прежнему покупавших Adobe Type Manager для работы со шрифтами Type 1 компании Adobe.
На практике, раскол между Adobe и Microsoft стал примером того, как рынок сам выбрал продукт. Он обеспечил более широкое распространение высококачественной типографики, вызванного применением TrueType в Windows, которое, по сути, повышало ценность операционной системы, и одновременно оставляло место на рынке для Adobe, поскольку большинство настольных издательских фирм пользовались Adobe Type Manager, ведь они в первую очередь ориентировались на печатную страницу. Это решение может показаться угрозой для Adobe, но на самом деле на рынке всё равно оставалось место для процветания всех конкурентов.
К концу 90-х эта холодная война закончилась перемирием: Adobe и Microsoft начали совместно работать над новой типографической технологией под названием OpenType, которая, по сути, объединила в себе поддержку шрифтов TrueType и Type 1.
Хотя этот типографический конфликт между Adobe, Apple и Microsoft не дошёл до уровня более поздних конфликтов, он подтолкнул к дальнейшему развитию почти так же, как конфликт, связанный с поддержкой Flash на iPhone.
▍ 96ppi
Это стандартная плотность пикселей в Microsoft Windows, выбранная, исходя из соображений, что плотность должна быть выше, чем используемая на печатной странице. Это решение позволило выводить на экран более крупные шрифты, но создало дисбаланс между традиционными печатными страницам и конкурирующими операционными системами, созданными с расчётом на настольные издательские системы, например, Apple Macintosh.
Arial, Georgia и Verdana — три шрифта, выделенные Microsoft для веба
▍ Тирания «безопасного шрифта»: как Microsoft оставила веб-типографику на произвол судьбы
Если вы изучали веб-дизайн или дизайн электронных писем, то можете быть знакомы с понятием «безопасные веб-шрифты».
По сути, это концепция, относящаяся к ограниченной палитре стандартной веб-типографики, определяемая не тем, что будет выглядеть лучше, а тем, что гарантировано отобразится на компьютерах большинства пользователей.
Для большинства пользователей количество стандартных шрифтов чрезвычайно мало: в Windows и разных версиях MacOS их можно найти около десятка.
В каком-то смысле, веб-дизайн на своих ранних этапах определялся концепцией безопасности дизайна, идеей о том, что можно использовать только то, что допускается для «наименьшего общего знаменателя». Во многом из-за этого люди так ненавидели Internet Explorer — он определял параметры, на основании которых можно было проектировать веб-страницы, а поскольку они были основаны не на стандартах, не было гарантии, что созданный дизайн не поломается где-то ещё.
В течение нескольких лет влияние, оказываемое Windows на выбор шрифтов, было в основном положительным, и дело было не только в TrueType. Если вы не были профессиональным издателем или графическим дизайнером и вам не приходилось подбирать шрифты для обеспечения совместимости, то возможность добавления шрифтов на лету казалась хорошим решением. (В начале 1990-х можно было покупать коробочное ПО, на CD которых находились тысячи шрифтов.)
Но Интернет создал для типографики проблему. Из-за особенностей проектирования веб-браузеров дизайнеры веб-страниц могли в буквальном смысле использовал на любой веб-странице любой шрифт, но не было никаких гарантий, что любой пользователь сайта увидит, что вы настоящее чудовище и выбрали для тела страницы шрифт Papyrus.
И как было с TrueType почти за десять лет до этого, разобраться со всем этим снова пришлось Microsoft. В 1996 году основала инициативу под названием Core Fonts for the Web — набор из 11 базовых шрифтов, которого, как думала Microsoft, будет достаточно для использования во всём Интернете. Она лицензировала их так, чтобы их могли любым возможным способом применять конечные пользователи. Большинство из них появилось в Windows 95, включая два шрифта, которые сильно повлияли на развитие Интернет-культуры — Comic Sans и Impact.
Microsoft лицензировала несколько шрифтов, другие разработали её дизайнеры, третьи возникли в результате сотрудничества с группой опытных типографистов (например, с Мэтью Картером, дизайнером Verdana и легендой цифровой типографики).
За свою жизнь вы видели все эти шрифты множество раз, потому что Microsoft вывела их в Интернет и позволила пользоваться ими своим конкурентам, например, Apple. Но типографисты Microsoft, как и сама Microsoft в то время, не выложили их опенсорс, а это значило, что когда Microsoft перестала уделять шрифтам внимание, они пришли в упадок.
Различия между Helvetica и Arial малы, но заметны
Лицензирование типографики — сложная тема, настолько, что Arial (или «Helvetica для бедных»), использованный Microsoft в Windows, в буквальном смысле возник частично для того, чтобы избежать лицензионных отчислений за Helvetica для лазерного принтера IBM.
А в 2002 году Microsoft закрыла программу, создавшую базовый типографический стиль Интернета, из-за проблем, связанных с лицензированием.
Это был один из тех звоночков, которые поначалу кажутся не особо большой проблемой, но со временем сильно усугубляются.
В статье CNET, Хакон Виум, бывший в то время CTO Opera Software, раскритиковал то, что Microsoft закрыла программу, потому что это воспрепятствовало любым инновациям со шрифтами в вебе, в том числе и потому, что их нельзя было изменять.
«Шрифты послужили нам хорошую службу. Они повысили и эстетичность, и совместимость веба, а ещё хорошо выглядели в широком диапазоне размеров. К сожалению, Microsoft решила закрыть проект в 2002 году. Шрифты по-прежнему может использовать любой, но они не меняются. Незаконно добавлять в них поддержку дополнительных наборов символов», — писал Виум.
Но были и другие проблемы. Шрифты наподобие Verdana проектировались так, чтобы быть читаемыми в малых размерах на экранах низкого разрешения. К концу 2000-х это по большей мере не было проблемой, как когда-то, ведь большинство экранов было жидкокристаллическими, и всё популярнее становились высокие разрешения. Но Verdana упорно продолжали использовать, в том числе (к моему большому разочарованию) и в печатных каталогах IKEA.
И эта проблема решилась только в 2009 году, когда в дело вступила стандартизация и стартап Typekit задействовал весь потенциал типографики в вебе. Его инициативу развили сайты наподобие Google Fonts, сделавшие упор на открытое лицензирование своих шрифтов; это позволяло избежать множества типографических проблем, которые для веба создала Microsoft.
Хитрый трюк Typekit заключался в том, что он добавил веб-шрифтам DRM и лицензирование, потому что их отсутствие сдерживало развитие типографики Интернета. (Теперь им владеет Adobe, сменившая в 2018 году его название на Adobe Fonts. Всё возвращается на круги своя.)
В каком-то смысле, писательство — это отдельный вид дизайна. Мы не выстраиваем слова в места, где они должны находиться, а проектируем блоки слов так, чтобы они интересно друг с другом сочетались.
Иногда мы составляем краткие предложения, чтобы что-то подчеркнуть. Иногда мы пишем длинные и глубокие тексты, полные цветастой прозы и историй, чтобы проверить форму фраз в контексте всего текста.
Иногда возникают рифмы. Эти рифмы могут пульсировать на протяжении всего произведения и становиться двигателем, толкающим читателя вперёд.
Но недостающим элементом писательства как «дизайна» является идея типографики. Именно благодаря этому стали возможны инструменты наподобие TrueType.
Когда-то я пользовался неграфическим текстовым редактором WordPerfect, а моим первым графическим текстовым редактором стал GeoWrite — одна из частей конкурента Microsoft Windows под названием GeoWorks, фанатом которого я до сих пор являюсь. Редактор не был частью войн между PostScript и TrueType, но обладал хорошим вкусом. Он изначально лицензировал свои шрифты у шрифтовой студии URW, и использовал её имя в самом продукте.
(Примечание: похоже, URW стала автором важной тактики для проверки типографики: она придумала слово «hamburgevons». Это бессмысленное слово — отличный способ проверки размеров шрифта. По большей части это связано с базовыми элементами слова, в которых задействованы все базовые типы штрихов, в том числе ножки, закруглённые штрихи и диагональные символы. Это отличный способ проверки ширины шрифта. Почему же Hamburgevons? По одной теории, как пишет Саймон Гарфилд в Just My Type: A Book About Fonts, оно использовалось, потому что URW Type Foundry была основана в Гамбурге. Однако всем основным требованиям удовлетворяют и другие слова, например, ещё более странное «hamburgefonstiv» и привычное «champion».)
Плохой шрифт может саботировать весь смысл текста. Например, вспомним открытое письмо, написанное владельцем Cleveland Cavaliers Дэном Гилбертом Леброну Джеймсу в 2010 году. В нём он критиковал Леброна за то, что тот перешёл в другую команду, стремясь к победе в чемпионате. Это было жёсткое и злое письмо. Но его смысл был скомпрометирован тем, что текст написан шрифтом Comic Sans.
Разумеется, Comic Sans был одним из 11 «базовых шрифтов», на основе которых, по мнению Microsoft, можно было построить веб.
Аналогично, стандартная типографика, вдолбленная в наши головы руководствами по стилю MLA и преподавателями вузов стремится обеспечивать определённую степень согласованности в статьях, но ради стандартизации уничтожает креативность.
И мы знаем, что иногда дизайн просто не должен играть никакой роли и просто уйти с дороги. Я не хочу, чтобы мой текстовый редактор стилизовал мой контент, я могу сделать это сам, спасибо.
Поэтому, возможно, иногда кто-то должен обеспечивать соблюдение границ типографики на компьютерах.
Но то, что мы имеем возможность её менять, очень влиятелен, как и огромные компании, технологии которых помогли придать форму кривых Безье этих шрифтов.
Telegram-канал с розыгрышами призов, новостями IT и постами о ретроиграх ????️
Комментарии (5)
Paranoich
14.09.2023 13:14Несмотря на свою тесную связь с Windows, технологию TrueType на самом деле разработала Apple, а Microsoft, хотя Microsoft разработала многие из шрифтов, известных как шрифты TrueType
И у него имелись на то причины, ведь совместный проект Apple и Microsoft (Apple поставляла Microsoft свою бесплатную и открытую лицензию на разработанную ею технологию в надежде, что Microsoft использует её в своей новой операционной системе)
Что «ведь»? Аж глаза режет.
Ладно — перевод, ChatGPT или ещё что-то. Но перечитать после публикации можно было? У RUVDS времени нет на контроль? «Небрежность во всём» — ваш слоган?
rozhnev
Почему мне кажется что статья
сгенерирована впереведена ChatGPT?gatoazul
Причем третьей версии
strokoff
Тоже не мог избавиться от чувства роботизированности текста и ближе к концу статьи только окончательно убедился, что-то тут не чисто, особенно выморозило:
и
В целом у статьи высокий положительный рейтинг, получается что - пластмассовый мир победил?
Tolkik
Потому что суть статьи к середине куда-то улетучивается и начинается философия.Да и в первой половине смысл статьи слишком "размазан". Никакой толком истории развития шрифтов, чем технически отличаются TTF и OTF, ни разу не упомянут ClearType. Короче, статья - бессмысленная текстовая "жвачка"