Сначала хотел сделать кликбейтный заголовок вроде "Почему Россия круче Японии", но подумал, что это и так будет понятно:)
Начнём с простого вопроса, который можно задать прямо на улице чья экономика круче, российская или японская. Уверен, что большинство расскажет, что японская, кто-то даже вспомнит про место в мире, которое у японии 4, сразу после Индии. А теперь правда, срыв покровов:)
Следующий вопрос - может ли японская экономика сделать гражданский самолёт? Опять же уверен, что большинство ответит, что сможет, а если нет, то значит и не надо. Ха-ха.
Итак, в последнем году уходящего века, или предпоследнем, кому как нравится считать 1999 год, компания Мицубиси объявила о планах создать небольшой региональный пассажирский самолет вместимостью от 70 до 90 кресел. Ну что-то типа советского Як-40 или як-42 или чуть меньше суперджета.
Фигня вопрос, ведь Мицубиси это не только автомобили, а огромный индустриальный конгломерат, делающий почти все: от станков и судов, до тех же боевых самолётов и крыльев для боинга. Плюс программа своего регионала получила статус государственного проекта, японские официальные лица кланялись на публике, рассказывая, как всё будет круто и современно.
Действительно, самолёт планировали сделать ну прям суперский - на 85 процентов из композитов, что давало экономию веса, о всяких электронных примочках и говорить нечего. Правда, на свой движок японцы не замахнулись, а предпочли купить у тех, кто их уже умеет делать. Готовые самолёты должны были пойти заказчикам в 2012 году. Узнаете что-то похожее? Чем-то смахивает на наш сухой суперджет. Только чуток меньше.
Дальше пошло проектирование и вдруг вот прямо внезапно выяснилось, что делать целиком из композитов не получается - очень дорого, да и ненадежно. Пришлось вернуться к старомодному алюминию, а на композиты оставить только часть крыла. Примерно 15 процентов. Ладно, но теперь то всё получится?
Должно, в 2007 году выкатили первый образец и стали его испытывать, в том числе и в полёте. Правда, в Японии очень плотный трафик, поэтому испытания перенесли в США. Летали-летали, и чем больше летали, тем больше проблем вылезало в изделии. Не выходил каменный цвет. Опять "внезапно" выяснилось, что если ты умеешь делать автомобили, то это не значит, что умеешь делать самолёты. И не помогает, что военные самолёты производишь, потому что они по лицензии, поэтому опыта в проектировании у компании нет.
Пришлось нанимать тех, у кого опыт есть, а это время и деньги. В общем, к 2012 году стало ясно, что никаких самолётов пока не будет, а когда будет, не ясно.
Но признаваться в этом значит потерять лицо и включились пиарщики - MSJ, а именно так именовалась программа, стал SpaceJetом и опа - новая программ как бы сначала обещала самолёт уже в 2020 году. Новый самолёт чуток подрос, получил трехклассную компоновку. Но как друзья вы не садитесь... - к 2019 году всё ещё ничего не было. А потом пришёл ковид и авиация оказалась в кризисе.В результате в 2023 году программу закрыли, так ничего и не создав, потратив несколько миллиардов баксов. Вот и сказочке конец, тот кто читал - молодец. Так что Россия, до сих пор стоящая на плечах гиганта СССР, круче Японии, так как похожий проект Суперджет она всё-таки осилила, а если бы не санкции, то и МС21 уже вовсю летал бы. Ну а то, что мы не умеем в автопром, так место заколдованное:) Кто не любит читать или хочет подробнее - ссылка на ролик отличного канала про авиацию.


Комментарии (16)


  1. Lainhard
    24.09.2023 16:41
    +14

    Чесно говоря после прочтения заголовка ожидал от статьи много большего. О внутренностях самолетов, о том, что, к примеру, разработка и прозводство двигателей становится экономически выгодным только в таких масштабах рынка сбыта, в которых ни одна страна мира не может захавать в одну харю и все в таком духе. Как там? Ваши ожидания - ваши проблемы? ????

    В сухом остатке - последний вариант. Который "пофиг".


    1. evoq
      24.09.2023 16:41
      +1

      Да похоже автор из наших конструкторских бюро. И очень им нравится, что у кого-то ещё не получается - можно прикрыться "даже Япония не смогла, а чего о нас ждёте?"

      Опрос, кстати как и статья, поверхностный. Суперджет запустили? Да. Было бы лучше, если бы вообще этого проекта не было - если взять в расчёт только качество конечного продукта (без других возможных профитов в виде занятости авиационной отрасли и наработки экспертизы) - очевидно тоже да.


  1. ACO-Andrew
    24.09.2023 16:41
    +3

    КГАМ? Спрос изменился, компания отреагировала и закрыла программу. Нормальная ситуация, никаких стонов про "аналоговнет" и "ффстаёмсколен". Кстате Хонда вполне себе делает прекрасные бизнес джеты, спрос есть.


  1. Einherjar
    24.09.2023 16:41

    Так что Россия, до сих пор стоящая на плечах гиганта СССР, круче Японии, так как похожий проект Суперджет она всё-таки осилила

    Я конечно не хочу чтобы это выглядело как поливание помоями, но если смотреть на вещи реалистично - я вот позавчера ехал в метро в Дохе, подвижной состав там беспилотный и производства Мицубиси.. собственно возникает вопрос, а где хотя бы в приличном метро российского производства то можно покататься? Какие уж там самолеты


    1. Tyusha
      24.09.2023 16:41
      +2

      Да ну ладно. Составы в метро у нас вполне ок. Что касается беспилотности, то вряд ли это экономически осмысленно и достаточно надëжно в реалиях условной станции Выхино.

      Если сделать метро в Москве беспилотным, кто ж тогда доложит: "Диспетчер, машина исправна".


      1. Einherjar
        24.09.2023 16:41

        Составы в метро у нас вполне ок

        вы будете слышать собеседника по телефону когда к станции приближается поезд?


        1. Gnuava
          24.09.2023 16:41
          +1

          В старых поездах нет. В новых да.

          В правильное оснащение климат-контролем даже научились, чтобы даже при нахождении в толпе дышалось без спертости, правда, только с этой же модели. Предыдущие вагоны в этом моменте были чуть менее удачными.

          Но я понимаю ваше беспокойство на этот счет. Технологически очень во многих областях РФ сейчас - это все тот же совок, без каких-либо значимых модернизаций производства, и часто становится проще использовать импорт, нежели не использовать ничего. Это всё напоминает лоскутное одеяло: где-то густо, где-то пусто, и где пусто - на те зачатки, что есть, и без слез не взглянуть.


    1. JediPhilosopher
      24.09.2023 16:41
      +1

      В метро есть всякие новые составы. Только в Москве в основном.

      Если про автопилот - есть Cognitive Pilot, которые делают автопилотные комбайны, трамваи и тепловозы. Вроде успешно. Раньше у них блог на хабре был, но что-то давно я новых постов там не видел. Трамваи у нас в Питере сейчас закупать начали с их автопилотом. Водитель там правда все равно пока есть.


  1. vtar
    24.09.2023 16:41
    +5

    Это перевранное видео с Ютуба, где достаточно серьезно разбирали попытку строительства MSJ.

    Самолёт японцы все таки доделали, но не выдержали конкуренции.


  1. REPISOT
    24.09.2023 16:41
    +3

    Ну, если если Япония "не смогла", а Россия смогла, то Япония, наверное, покупает у нас суперджеты? Нет? Даже до 2022г не покупали?


  1. RigidStyle
    24.09.2023 16:41
    +5

    Для начала стоит понимать, что Японии нужен самолет в первую очередь летать на континент, а никак не для внутренних рейсов, так как гонять между городами, расстояние между которыми 300км, намного быстрее на поезде. А что бы летать на континент и приземляться в международных аэропортах, нужно пройти туевую хучу процедур, сертификаций и т.д. которые сами по себе стоят как разработка самолета. Посчитали, что не выгодно. К тому же самолет на 70 мест опять же посчитали, что не выгодно, есть 320ый например, который намного лучше справляется с задачей летания с острова на континент. То-есть причина, по которой самолет не был построен, не в том, что "не могут", а в том, что провалили брифинг и не смогли в последствии обосновать целесообразность постройки конкретно такого самолета. И что бы не повторить "подвиг" конкорда, когда всем было очевидно, что лошадка сдохла еще до того, как родилась, и не вбухивать миллиарды в попытке оправдать уже вбуханные миллиарды, проект просто слили. Потому что экспортировать самолет довольно сложно (опять же из за бумажной волокиты), да и запроса на такие самолеты не так много, а самим на нем летать нет смысла. Ну и плюс нельзя просто взять и создать самолет, интересный по цене, когда у тебя нет завода, производящего уже линейку самолетов, своей цепи поставок комплектующих и т.д.

    Но забавно как автор "хвалит свое болото", что дескать у них там ковид помешал, и потому они не крутые, а вот тут если бы не санкции то джет бы летал, поэтому тут крутые. Смахивает на "урапатриотический" пост от какого то кремлебота.


    1. kareon
      24.09.2023 16:41

      Но у Японии не везде есть жд, на Окинаву, например, только летать... Плюс, если успешный самолет, то можно продавать и в другие страны. Насчет сертификации... неужели там реально несколько миллиардов долларов?


      1. konst90
        24.09.2023 16:41

        Дело далеко не только в сертификации.

        Чтобы конкурировать с Airbus и Boeing - надо как-то превзойти их в техническом плане на том поле, где они не то что собаку - целый питомник съели, продавить продажи самолётов в авиакомпании (в том числе откаты/коррупцию/лобби) и наладить сервис так, чтобы самолёт при поломке не простаивал, а любая нужная запчасть либо была в наличии, либо доставлялась за минимальное время.

        Последнее - очень сложно (первые два не проще, правда): вам нужно заморозить в этих запчастях кучу денег, а окупится это только в случае, если ваши самолёты будут летать и чиниться в количествах, сопоставимых с A и B. А для этого их надо в этом количестве продать. А для того, чтобы их купили, надо в том числе - правильно, гарантировать заказчику, что при поломке самолёт не будет простаивать. Это как раз то, во что вляпался SSJ.

        Короче, изготовить серийный (проверенный, сертифицированный) самолёт в количестве одной штуки и вывести его на рынок в рентабельном виде - очень разные вещи.


  1. Nick_Shl
    24.09.2023 16:41
    -1

    Так и прёт от поста годрым "Россия вперде!". Но, как правильно заметил автор, все дело в то, что "до сих пор стоящая на плечах гиганта СССР". Так давайте и японцам дадим постоять на чьих-нибудь плечах!

    The CRJ programme was acquired by Japanese corporation Mitsubishi Heavy Industries (MHI RJ Aviation Group) in a deal that closed 1 June 2020.

    Так что есть у японцев свой самолёт.

    А можно ещё Honda Jet вспомнить.


  1. rootdefault
    24.09.2023 16:41
    +1

    Япы делали самолёт не для «импортозамещения» из-за санкций, а как, например, в спорте высших достижений, дать дополнительный толчок науке, прогрессу, воспитать инженеров не теоретиков и не за бугром. Это большие, долгосрочные вложения, но не выглядят дурными.

    Тем более что военные самолёты у них вполне себе настоящие, да и Хонда частные самолёты делает вполне достойно.

    А самолетов того типа из статьи, межрегиональных, (настоящих, летающих) они построили аж 8 и вполне себе их поиспытывали не один год насколько помню. Потом бабки посчитали и поняли что «можем, но дешевле купить». Вполне адекватный подход - считать экономику на каждом этапе.


  1. vbifkol
    24.09.2023 16:41

    История с митсубиши не показывает что Япония не способна сделать гражданский самолет. Есть куча вариантов, начиная с "не хочет" и заканчивая "не нужен". Потому что самолета нет.

    Зато история с суперджетом вполне доказывает, что Россия неспособна сделать востребованный коммерчески успешный гражданский самолет. То что есть - неуспешно и невостребованно, несмотря на то что делалось изо всех сил.