Привет, старина! Представь свой обычный рабочий день андроид-разработчиком. Ты открываешь почту и видишь вот такое сообщение:

В один из прекрасных солнечных дней мы как раз столкнулись с такой ситуацией на проекте. Ты не подумай, никакой паники не было, разве что только совсем немного.

Да, ты все правильно понял, в тот злополучный день нас удалили из Play Market.

На самом деле ничего этого не предвещало, но буквально за неделю до этого мы начали получать от Google замечания по нашему приложению. Причем они не были какими-то экстраординарными и нам давали адекватное время на их исправление. Но самый забавный факт в том, что нас удалили до того, как истек срок на исправление замечаний :)

И причина тут была явно не в этих замечаниях.

Ты можешь спросить — «Неужели Google Play настолько важная точка дистрибуции?» Ответ — «Да, причем очень важная».

Мы можем обсудить многие плюшки, которые дает Google Play. Но одна из самых важных это то, что для большинства пользователей это основное место скачивания и обновления приложений. Плюс у него есть системные разрешения и возможность обновлять приложения в фоне. Это сильно влияет на то, как быстро юзеры получают новые версии приложения (дальше я буду называть это хвостом обновлений)

Как выглядит настройка автообновления приложений
Как выглядит настройка автообновления приложений

Также появилась новая плюшка, когда в случае краша в вашем приложении, система может предложить обновить версию приложения, что часто реально спасает.

Помнишь сверху было написано про «хвост» обновления? Так вот, наш «хвост» начал неумолимо расти после удаления из Play Market (чем больше разных цветов, тем хуже):

Хвост обновления
Хвост обновления

Пока повествование шло в довольно пессимистичном ключе. НО! Всё не так плохо, как кажется. Как я уже сказал, мы были готовы к такому исходу событий и заранее изучали альтернативы. В андроиде существует определенное количество мест распространения — я буду их называть альтернативные сторы. Давай поиграем в игру — найди импостера на картинке и напиши его комментарием к статье.

Кто же тут импостер ?
Кто же тут импостер ?

По этому списочку мы пройдемся чуть позже, а пока подумаем, какие альтернативы у нас ещё есть? Их осталось не так много, например, это может быть распространение apk файла через сайт.

Ну и добавление функциональности автообновления внутрь самого приложения.

Причём, если вы уже уверены, что вас удалят, лучше эту функциональность добавить ещё до удаления из стора.

А теперь давай пройдемся по каждому альтернативному стору и разберем плюсы и минусы, на которые мы успели натолкнуться.

RuStore

Перечислю список фактов, которые я успел понять про RuStore, а я взаимодействовал с ним с самого начала релиза этого магазина и его дев консоли:

  • Максимально удобно выкладывать приложения.

  • В самом начале функциональности было не так много, но стор очень быстро развивается.

  • Показывает очень неплохие показатели скачиваний. Но не имеет системных разрешений.

Даже если сейчас взглянуть на количество опций, которое дает RuStore, видно, что магазин очень активно развивается. В самом начале была доступна только функциональность загрузки новой версии приложения. А посмотри, что стало теперь:

Также есть ещё один немаловажный фактор, и это — поддержка в сторе. Из всего моего опыта взаимодействия, поддержка RuStore всегда реагировала максимально оперативно. Чего иногда не случалось с другими сторами. Вот пример, когда на мой запрос ответили меньше, чем за два часа.

Если резюмировать по RuStore, то надеюсь, что ребята будут продолжать в том же духе. Опиши в комментариях свой опыт взаимодействия с RuStore, очень интересно посмотреть на мнение комьюнити.

Galaxy Store — Samsung

Несколько фактов про Galaxy Store:

  • Имеет системные разрешения.

  • Даёт широкий охват юзеров (у нас большое количество пользователей с Samsung).

  • Есть свои особенности.

Galaxy Store дал нам то самое вожделенное автообновление, так как этот стор имеет системные разрешения. Чего пока нельзя сказать про RuStore.

Но есть в консоли Samsung и свои особенности. Например, ты знаешь, что такое DUNS номер? Я например не знал (тут стоит сказать, что при выкладке на iOS DUNS номер это нормальная история, Google Play его не требует).

Так вот, в один прекрасный день консоль Samsung сказала нам: «Если не предоставите DUNS номер в течение X времени, то не сможете загружать новые версии вашего приложения».

С этой проблемой мы, конечно же, разобрались, но было забавно. По сути, Samsung начал душить индивидуальных создателей приложений. Возможно, в этом заключении я ошибаюсь, жду фидбэка в комментариях.

Есть ещё один момент, который может показаться неочевидным при публикации в Galaxy Store. Давай посмотрим на скриншот. Какую из опций ты бы выбрал?

Если бы ты выбрал «Publish Manually», то, в среднем, на ревью каждой новой версии твоего приложения уходила бы неделя. То есть на пользователей обновление раскатится через неделю после того, как ты его загрузишь в Galaxy Store.

При этом вариант «Publish Automatically» опубликует сборку практически за 1-2 часа! И валидация новой версии уже будет происходить параллельно. Для меня это изначально выглядело неочевидно. Но не исключена возможность того, что я что-то упустил в документации.

Резюмирую по Galaxy Store — он максимально помог нам увеличить охват пользователей. Я бы советовал рассмотреть его, даже если твое приложение есть в Google Play.

Есть нюансы, связанные с процессом выкладки приложения и взаимодействия с саппортом. Например, однажды саппорт реджектнул обновление из-за отсутствия в приложении demo mode. Вроде всё звучит логично. Но demo mode был и я приложил видеоинструкцию, как в него войти :) В итоге помогла просто повторная отправка приложения на ревью без каких-либо изменений. А саппорт мне в той ситуации так и не ответил.

Но если подводить черту, впечатления скорее положительные, чем отрицательные и Galaxy Store приносит нам огромнейшую пользу.

GetApps — Xiaomi

На этой части долго задерживаться не будем. Этот стор приносит плюсы, похожие на Galaxy Store в плане охвата и системных разрешений. Однако также приносит и толику боли в виде взаимодействия с поддержкой и нескольких небольших минусов.

Один занимательный факт. Ты знал о существовании формата .apks? Я не знал до того, как столкнулся с этим стором — GettApps позволяет выкладывать приложение в формате apks.

Подробнее про apks
Подробнее про apks

Больше чего-то особенного выделить не могу. Стор также помогает нам увеличить охват пользователей.

AppGallery — Huawei

Тут пробежимся совсем коротко. Охват аудитории больше, чем у всех остальных альтернативных сторов вместе взятых. Количество функциональности тоже больше (неудивительно, хуавей вкладывает немало ресурсов). Но лулзы и кеки можно словить и на этом сторе, особенно на взаимодействии с поддержкой. Расскажи про свой веселый опыт взаимодействия с поддержкой AppGallery, если он есть.

А как поменялся наш релизный процесс?

Релизный процесс поменялся. Если раньше мы выкладывались в 2 стора (Google Play, App Gallery), то теперь у нас, как минимум, 6 мест дистрибуции.

Мы выстроили процесс, когда делаем поэтапную раскатку в тех сторах, где есть такая возможность. Затем выкатываем в сторы, где есть только раскатка на 100%. Затем apk летит на сайт, и уже после этого появляется автообновление внутри приложения.

Вот как может выглядеть такая схема
Вот как может выглядеть такая схема

Ну и, конечно же, в таком кейсе у нас должен быть единый источник правды о том, в какие сторы и насколько раскатилась новая версия приложения.

Пока этот процесс не автоматизирован, но максимально возможная автоматизация у нас в планах. Сейчас табличка заполняется инженерами, которые отвечают за релизы. Вот как она выглядит:

Ещё один челлендж, с которым пришлось столкнуться — это недоверие клиентов.

И их можно понять — у них есть автообновление внутри приложения, у них есть альтернативные сторы. Как понять, что это настоящее приложение Альфы ? В данном случае нам помогла коммуникация по всем нашим каналам оповещения, плюс работа через саппорт, который всегда может дать юзеру подробную информацию о всех наших каналах дистрибуции.

А стоило ли это того ?

В нашем случае однозначно стоило.

Так как все действия, которые мы предприняли, позволили нам доносить наши фичи до клиентов дальше. Мы подстроились под особенности взаимодействия с каждым стором. А также немного доработали наш процесс релизов. Вот небольшой набор фактов, которые могут помочь тебе:

  • В магазинах ревью длится разное количество времени.

  • У каждого магазина могут быть свои требования.

  • Все это не очень просто синкать и придется работать над новым релизным процессом.

  • Жизнь без Google Play не такая уж и безоблачная.

  • Но альтернативы есть (хвала андроиду).

P.S

Если тема стала интересна, посмотри доклад)


Рекомендованные статьи:

Также подписывайтесь на Телеграм-канал Alfa Digital — там мы постим новости, опросы, видео с митапов, краткие выжимки из статей, иногда шутим.

Комментарии (25)


  1. Rusrst
    29.09.2023 10:20
    -2

    Я посылаю вам лучи поноса за то, что принудительное обновление вы сделали через жопу - очень неприятно было пол дня видеть надпись, Хьюстон мы вас не видим. И даже тех поддержку не проконсультировали, пуш сраный не прислали. В общем так себе подход

    Пы.сы. вьюху в акциях которая показывает цену хоть поправили? А то это же позор для банка, вьюха скролиться толком не умеет...


    1. Ab0cha Автор
      29.09.2023 10:20
      +1

      Сожалею, что вам пришлось столкнуться с таким опытом(
      Приходите в ЛС, со скриншотами дефекта, если найдете время. Передам в наш саппорт на исправление)


    1. Drake757
      29.09.2023 10:20
      +2

      Может форс апдейт, как раз и был для таких додиков, которые батхертят, что вьюха не работает. Но обновляться не хотят.

      Посылая лучи поноса надо убедиться, что тебя не забрызгает.


      1. Rusrst
        29.09.2023 10:20
        +1

        Чувак, ты так редко комментишь, тебе обидно стало? Может ты к таким force update отношение имеешь или вьюхи кастомные писать не умеешь? Надеюсь тогда тебя без премии оставят.


        1. Drake757
          29.09.2023 10:20
          +4

          Меня оставят без премии, потому что премия Дарвина уже у тебя.

          А мои комментарии это священный Грааль, которым я не разбрасываюсь. Трачу их либо на очень интересные статьи, либо на комментаторов у которых вместо головы козья дырка.


        1. KrutoyAn
          29.09.2023 10:20
          +1

          Уважаемый расрст!
          Предлагаю не заниматься какофонией и все таки писать между собой связанные вещи. В ином случае как-то действительно ощущается, что в голове какой-то сумбур с одной кастомной вьюхой.


    1. nixtonixto
      29.09.2023 10:20
      +9

      Ушёл от белорусской дочки Альфы потому, что они любили несколько раз в месяц выкатывать обновление, при этом принудительно делать неработоспособной предыдущую версию приложения. А в это время я стою на кассе со смартфоном, хочу для оплаты товара перекинуть недостающую сумму с долларовой виртуалки на рублёвую физическую карту, а приложение заявляет, что для работы ему необходимо обновиться. И вот я, со своим безлимитом 256 кбит/с, стою рядом с кассой и обновляю 30-мегабайтное приложение. Зачем вообще все эти обновления, если приложения альтернативных банков работают без обновлений годами?


      1. Rusrst
        29.09.2023 10:20
        +2

        Вот вот, ну или как минимум сигнализируют о необходимости обновления, а не просто апи отрубают и приложение отваливается. Впрочем альфа вообще молодцы, мне как-то денег банкомат не хотел выдавать пока я не введу код из смс чтобы они мне обзвон качества услуг могли сделать...


      1. 104u
        29.09.2023 10:20

        По той же причине бесит ватсап. Ну на кой хрен доставать своими обновлениями? Старая версия отлично работает, нет, надо вынести мозг и запретить её работу. Хотели поставить бабушке, чтобы принимала звонки, но эти обновления всё испортили


  1. KrutoyAn
    29.09.2023 10:20

    Очень интересная статья.
    Не знал, что есть так много вариантов обойти Google Play


  1. dyadyaSerezha
    29.09.2023 10:20

    (не туда)


  1. dyadyaSerezha
    29.09.2023 10:20

    1. Почему опять не вышли на Play store?

    2. "синкать" - долго думал, что это такое. Сначала подумал, что это от sink, потом дошло. Вывод: вас читают сотни, если не тысячи людей. Блин, ну потратьте лишнюю секунду, чтобы люди не ломали головы над текстом.

    3. Не очень понятно, какую смысловую нагрузку несёт "100%" во всех ячейках.


    1. Ab0cha Автор
      29.09.2023 10:20

      1 - Пока нет возможности это сделать.
      2 - Да приношу извинения, это скорее сленговое слово андроидщиков, стоило подобрать более понятный аналог
      3 - Если коротко, чем меньше хвост обновления, тем проще осуществлять поддержку приложения)


      1. dyadyaSerezha
        29.09.2023 10:20
        +1

        На картинке с таблицей нет ни слова, что значит число в ячейке и я опять не понял, что оно значит.


  1. hphphp
    29.09.2023 10:20
    +2

    Амазоновский стор?


    1. Ab0cha Автор
      29.09.2023 10:20

      Его не рассматривали)
      У вас был опыт ?)


      1. hphphp
        29.09.2023 10:20

        Да, это второй по популярности стор после гугла. Как бы сам собой напрашивался в кандидаты.


    1. acsent1
      29.09.2023 10:20
      +1

      Те на их стор думаешь санкции не действуют?


  1. Distemper
    29.09.2023 10:20
    +3

    Правильно я понимаю, что поэтапная раскатка сейчас доступна только в huawei AppGallery? И было бы интересно почитать про ситуацию в iOS


    1. Acses
      29.09.2023 10:20

      В рутсоре тоже есть возможность динамическии раскатать приложение


      1. Ab0cha Автор
        29.09.2023 10:20
        +1

        Поэтапная сейчас доступна в: appgallery, galaxy store, rustore (тут была не с самого начала).
        По ситуации с ios возможно выпустим отдельный материал, но нужно подумать в каком формате)


        1. acsent1
          29.09.2023 10:20

          по iOS: 400 сравнительно честных способов обмануть систему


  1. mepMuHamop
    29.09.2023 10:20
    -4

    теперь понял

    с альфа банком связываться ни в коем случае нельзя

    несмотря на вал рекламы ????


  1. Scompanies
    29.09.2023 10:20

    Взял ипотеку в альфа банке 3 месяца назад, спустя два месяца пришел в отделения пополнить счет наличкой через банкомат (банкоматы очень древние, 2 из четырех не работало). При пополнении банкомат отключился, недостача составляля 6000 рублей. Консультант посоветовал позвонить по горячей линии и назвать номер банкомата и составить обращение по телефону. По итогу я 30 минут разговаривал с роботом альфа банка, далее начальник отделения разговаривал с роботом альфа банка, но и у него не получилось составить от моего имени обращение. Далее мы писали заявление уже на листочке 15 минут. По итогу действие на 2 мин пополнить счет растянулось на ..... ну вы сами уже поняли. Только я зла на них не держу, они мне промокод подарили на яндекс такси))


  1. denniskovalenko
    29.09.2023 10:20

    Ребята, а почему приложение не подхватывает тему системы? Выбираю "как в системе", и приложение переключается на темную тему. Не работает ни на aosp, ни на стоке oneui