Приветствую всех хабровчан! Я являюсь студенткой Финансового Университета при Правительстве РФ и обучаюсь на направлении Прикладная математика и информатика. Сегодня мне хотелось бы поделиться своим туториалом для изучающих Python с нуля. Идея для создания этой статьи появилась на паре практикума по программированию, где данная задача была проектом для сдачи. Если этот туториал зайдет, то будут следующие выпуски.
В этом уроке мы напишем несложную консольную игру Супер Ним по следующим правилам:
На шахматной доске в некоторых клетках случайно разбросаны фишки или пуговицы. Игроки ходят по очереди. За один ход можно снять все фишки с какой-либо горизонтали или вертикали, на которой они есть. Выигрывает тот, кто заберет последние фишки.
В нашем случае примем за фишки/пуговицы единицы, а пустые клетки станут нулями. Создадим шахматную доску при помощи списков и random:
from random import randint
print(' '+'a',' '+'b',' '+'c',' '+'d',' '+'e',' '+'f',' '+'g',' '+'h')
list_board = [[],[],[],[],[],[],[],[]]
for el in list_board:
for i in range(8):
el.append(randint(0,1))
В данном коде мы создаем доску с рандомно заданными нулями и единицами, а также выводим верхние координаты от a до h.
Теперь создадим координаты для горизонталей(от 1 до 8) и свяжем все буквы и числа с нашими полями:
for idx,i in enumerate(list_board):
print((chr(ord('1')+idx))+str(i))
x={'a':0,'b':1,'c':2,'d':3,'e':4,'f':5,'g':6,'h':7}
y={'1':0, '2':1, '3':2, '4':3, '5':4, '6':5, '7':6, '8':7}
Попробуем написать логику ввода координат обоими игроками:
arr=[]
def play():
a=""
while a!="Игрок 1 победил" and a!="Игрок 2 победил":
if 1 in list_board[0] or 1 in list_board[1] or 1 in list_board[2] or 1 in list_board[3] or 1 in list_board[4] or 1 in list_board[5] or 1 in list_board[6] or 1 in list_board[7]:
print("\nИгрок 1 вводит координаты")
letter=input()
f(letter)
arr.append(1)
if 1 in list_board[0] or 1 in list_board[1] or 1 in list_board[2] or 1 in list_board[3] or 1 in list_board[4] or 1 in list_board[5] or 1 in list_board[6] or 1 in list_board[7]:
print("\nИгрок 2 вводит координаты")
letter=input()
f(letter)
arr.append(2)
else:
if arr[-1]==1:
a="Игрок 1 победил"
else:
a="Игрок 2 победил"
print(a)
Здесь функция будет проверять, остались ли еще единицы на поле и выводить победителя в случае их отсутствия. Если же они остались, то функция реализует чередование ввода координат игроками. Кроме того, мы создадим некую "базу данных" в виде списка, который хранит в себе номер игрока, который ввел координаты. Именно проверяя последний элемент данного списка, можно определить победителя. Как мы видим, в функции play вызывается функция f, которая принимает за аргумент букву, которую ввел игрок. Давайте ее напишем:
def f(letter):
string_1 = "abcdefgh"
string_2="12345678"
if letter in string_1:
for i in list_board:
i[x[letter]]= 0
if letter in string_2:
list_board[y[letter]]=[0]*8
print(' '+'a',' '+'b',' '+'c',' '+'d',' '+'e',' '+'f',' '+'g',' '+'h')
for idx,i in enumerate(list_board):
print((chr(ord('1')+idx))+str(i))
Функция f убирает все единицы, находящиеся на выбранной горизонтали или вертикали, а затем снова выводить поле с координатами после обновления значений.
После всего написанного кода мы можем запустить функцию play() и играть. Спасибо за прочтение, надеюсь, данный урок будет полезен новичкам!
Для тех, кто хочет прокачать свои навыки использования python, предлагаю сделать следующее:
принять за второго игрока саму программу, которая будет делать рандомный ход
попробовать вывести верхние координаты циклом for(как цифры сбоку)
сократить код посредством избавления от большого количества if/else
Комментарии (27)
ImCocos
01.10.2023 16:29Незначительное замечание, лучше перебирать лист через i, item чем через idx, все же общепринято иметь i как индекс элемента
kaibezdushniy
01.10.2023 16:29В этом коде вы часто используете list[0] list[1] вынести их в переменные, и разбейте код на функций, а то так код не очень читаемый)
R0bur
01.10.2023 16:29+5У строк исходного текста, приведенных в этом "туториале", есть одно неоспоримое достоинство: будучи сохранёнными в файл они образуют программу, которая работает. Кроме того, некоторая наивность текста программы служит доказательством, что она явилась результатом самостоятельного труда студента, а не сгенерирована, например, Chat-GPT. Благодаря этому она может дать просто массу тем для обсуждения, на её примере можно объяснить многие не совсем очевидные новичкам вопросы.
Что не понравилось лично мне, так это фраза " Если этот туториал зайдет, то будут следующие выпуски." как неуместная своей сленговостью в статье, претендующей на образовательное содержание. Ну и использование жаргонизмов типа "рандомный" вместо "случайный". Остальное можно обсуждать, улучшать, доводить до ума...
Andrey_Solomatin
01.10.2023 16:29Я являюсь студенткой Финансового Университета при Правительстве РФ и
обучаюсь на направлении Прикладная математика и информатика.
Кажется у вас препадают программирование очень плохо и принимают задачки спустя рукова.
Формально код работает, но многие вещи можно и нужно сделать намного лучше и проще.
Простое упражнение, берёте случайного знакомого и спрашиваете его (не показывая код), что делает переменнаяstring_1
в функцииf
? Если он отвечает что буквы для столбцов шахматной доски, то хорошо. Если нет, то переименовываете и пробуете снова. После нескольких эксперементов на людях можно перейти на резиновую уточку, а потом и вообще на вооброжаемую. Но каждый раз этот вопрос должен быть задан для каждого имени в коде, перед тем как опубликовать код.
Минусов вам накидали за дело, но не сдавайтесь, перепишите код, с учётом комментариев. В общем обучение это череда ошибок и работа над ними.
Попробуйте поспрашивать чат GPT по поводу, что можно сделать с кодом и почему так лучше.GospodinKolhoznik
01.10.2023 16:29+3Для такой маленькой функции любые названия сгодятся. Можно было даже короче. Я бы их назвал cs и ns. Ну может быть chars и nums. И точно не ChessBoardHorozintalCoordinatLiteralIndexList. Потому что функция маленькая и все наглядно. А вот то, что функция маленькая и понятная, это заслуга авторши, это гораздо важнее, чем нэйминг локальной константы. Но саму функцию f лучше было как то нагляднее назвать, это несомненно.
Andrey_Solomatin
01.10.2023 16:29Для такой маленькой функции любые названия сгодятся
Нет.И точно не ChessBoardHorozintalCoordinatLiteralIndexList
Это какая-то фантазия из мира Джавы или С#. Там даже не список.
chars и nums это про то что внутри, я бы смотрел на ипользование. Например rows и cols.А вот то, что функция маленькая и понятная, это заслуга авторши, это гораздо важнее, чем нэйминг локальной константы.
Размер одно, а именование другое, если вы конечно размер в цикломатической сложности измеряете, а не в символах.
Но на самом деле не коротко и не понятно. Обращение к переменным определённым снаружи, два раза буквы объявлены.GospodinKolhoznik
01.10.2023 16:29Когда я только начинал изучать Хаскель у меня тоже бомбило от тамошнего повсеместного названия переменных как x, y, xs и ys. Потом, со временем , пришло просветление, что для маленьких изолированных функций это то, что надо. Особенно, если это функции, применяемые к обобщённым типам данных. В общем шаблоны нейминга это хорошо, но как и всякие шаблоны их надо применять не бездумно, а исходя из целесообразности в каждом конкретном случае. В данном случае существующие названия двух списков (списков по сути, а не по имплементации) букв и цифр вполне хорошие, т.к. свою задачу прекрасно выполняют и никаких трудностей не создают. А вот наименование функции не очень хорошее.
Andrey_Solomatin
01.10.2023 16:29Особенно, если это функции, применяемые к обобщённым типам данных
Если это низкоуровневая функция, которая работает с абстрактными данными, то это норм. Особенно если в проекте так принято. В стандартной библиотеке Питона такое используется, например имя s. https://github.com/python/cpython/blob/main/Lib/string.py#L37
Но стиль именования для библиотеки не подходит для приложений. В нашем случае это вполне конкретная функция, которая работает с очень конкретной задачей.
domix32
01.10.2023 16:29ага, главное научиться не использовать ключевые слова в качестве имён переменных
Andrey_Solomatin
01.10.2023 16:29Просто надо использовать линтеры, а остальное приложится.
Это огромная экономия времени всем участникам ревью и ценный источник знаний, для тех кто хочет научиться.
https://docs.astral.sh/ruff/rules/builtin-variable-shadowing/
vladis005 Автор
01.10.2023 16:29Советую вам данный материал для того, чтобы разобраться с условиями и циклами Цикл for в Python — как работает, синтаксис, примеры (pythonchik.ru) и Условный оператор - Основы Python (yandex.ru) . String_1 не делает буквы в данном коде, а используется для проверки, чтобы затем функция f превратила единицы в нули по заданной координате
SuperGarry
01.10.2023 16:29+1Спасибо! Любая работающая программа с подробными комментариями для новичка полезна. А то что любую программу можно улучшать годами вошло в анекдоты...
zaxarious
01.10.2023 16:29+3Щас бы встроенный list своим перекрывать.)
Andrey_Solomatin
01.10.2023 16:29Линтеры такие вещи ловять на отлично.
zaxarious
01.10.2023 16:29Как видишь, авторке это не помогло.))
Andrey_Solomatin
01.10.2023 16:29Так она их и не использует. Не знаю это умышленно или просто в вузе не научили. Скорее второе.
vladis005 Автор
01.10.2023 16:29Я не использовала линтеры, потому что писала это в google colab
Andrey_Solomatin
01.10.2023 16:29Зря. Ваш код мог быть немного лучше. Линтеры и форматеры задают нижнюю планку качества практически бесплатно.
vladis005 Автор
01.10.2023 16:29Дело не в том, что зря или не зря, а в том, что в гугл колаб нет линтеров встроенных по умолчанию, а самому поставить - геморно, осбенно когда используешь колаб редко
Andrey_Solomatin
01.10.2023 16:29Дело не в том, что зря или не зря, а в том, что в гугл колаб нет линтеров встроенных по умолчанию, а самому поставить - геморно, осбенно когда используешь колаб редко
Кто хочет найти решение, тот его найдёт.
Для сдачи зачётов тактика сделать хоть как бы подойдёт. На работе тоже иногда надо. А вот для пиара (написания статьи) и для получения знаний, такой подход так себе.
vladis005 Автор
01.10.2023 16:29Кстати, это будет отличной темой для вашего собственного туториала. Напишите статью на тему того, как подключить какой-нибудь линтер в гугл колаб. Ждем!
nameisBegemot
01.10.2023 16:29Немного сахару:
Вместо
list_board = [[],[],[],[],[],[],[],[]]
Можно так
list_board = [[] for _ in range(5)]
dyadyaSerezha
Очень много замечаний по коду. Но просто ввергло в недоумение, зачем использовать конкатенацию тут??
В-)
R0bur
...
избавиться от конкатенации в print(' '+'a', ' '+'b, . . .
;-)