![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/598/ad7/88d/598ad788de095ca259ea6035c490f9de.png)
До недавнего времени я считал, что все on-line курсы обучения программистов с нуля - это один из 300 сравнительно честных способов отъема денег у населения. Почему? Да потому что с нашей специальности ВУЗа "программист" после 5 лет обучения не более 30% смогли начать работать по этой профессии. При этом к нам в группу шли самые умные парни и девушки со всего института. И мозги их были молодыми и неокостеневшими. И при этом такой слабый результат!
Потому, когда мой племянник пошел на подобные "быстрые" курсы, я лишь посочувствовал его бессмысленным (как казалось на тот момент) денежным тратам. Со слов племянника, там был бесплатный вводный курс, ссылку на который он выслал. И я решил лично проинспектировать современное предприятие Остапа Бендера. Однако, уже через пару часов обучения, мое мнение несколько изменилось.
![Типичная реклама подобных курсов Типичная реклама подобных курсов](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/4bb/747/44d/4bb74744d522f6e34b0bec4b3118bdcb.png)
Пару слов о моем опыте в программировании. Большинство реализованных за последние 30 лет проектов были классическими Desktop-приложениями на VB, Delphi, C#, Oracle, SQLite, PostgreSQL. Однако, в портфолио "затесались" и 4 полноценных WEB Интранет-проекта на Perl, ASP.NET и PHP. Посему я имел какое-то представление о WEB-разработке.
Так вот, первое что удивило, это структурированность предлагаемой информации. 90% излагаемого материала я и так знал. Но вот целостного представления не было. Здесь же не только давался материал, но и тут же в тренажере с сайта можно было проверить, как именно ты его усвоил. Известная в педагогике фича - то, что тебе кажется понятным, совсем не значит, что ты его понял. А задание на тренажере позволяет самому от себя получить обратную связь. В общем, я так увлекся, что с удовольствием прошел весь вводный курс. Кстати, узнал причину своих страданий на CSS во время реализации всех 4-х WEB-проектов.
Однако, даже на вводном материале я понимал, что многое скоро забудется. Потому параллельно оформлял весь новый материал по методу ZettelKasten в программе «LumanBox для Windows». Кстати, племянник жаловался, что нового материала много, и как его запомнить а потом быстро вспомнить - неприятная проблема. Чтобы помочь ему, и тем, кто проходит подобные курсы, я решил сделать данную публикацию. То есть в данной статье продемонстрирую, как проходить on-line курсы по frontend программированию с использованием метода ZettelKasten для эффективной организации индивидуальной базы знаний. Такой подход будет преследовать сразу две цели:
глубоко усвоить новый материал (чтобы шипики в нейронах нашего мозга сформировались как положено);
сформировать свою личную базу знаний, которая будет позволять вспомнить необходимое знание хоть через год, хоть через 10 лет, максимум за пару минут.
![Пример структурирования одного конкретного спринта on-line курса Пример структурирования одного конкретного спринта on-line курса](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/535/d3f/9d1/535d3f9d10ad2582eab083418ba2fd5b.png)
Особенность подобных курсов является прямо таки вал новой информации для усвоения. Потому я сразу понял, что классический ZettelKasten здесь плохо будет работать. Пока по всем канонам оформишь индивидуальную базу знаний, любой deadline пройдет, и вылетишь с курсов за неуспеваемость! Поэтому организовал свою работу с ZettelKasten по следующему алгоритму:
По мере ознакомления с материалом, сталкиваясь с чем-то нетривиальным или важным но трудно запоминаемым, сразу в программе LumanBox добавлял заметку. При этом грубо нарушая главное правило ZettelKasten - "никакой копипасты"! У меня наоборот, была одна лишь копипаста. Благо делать это в On-line курсах очень удобно - помечаешь куски текста заинтересовавшие, и копируешь.
однако уже на этом этапе старался соблюдать принцип атомарности заметки - одна заметка=одна идея. Кроме того, придумывал заметкам удобоваримые и понятные названия. Иногда в этом мне помогали толковые заголовки в самих курсах.
-
если для демонстрации идеи заметки нужны были исходные коды, которые были в тренажерах курса, не ленился копипастить и эти коды. Сохраняя их в заметках в виде аттач-архива (поскольку в примерах всегда было более двух файлов - как минимум *.html и *.css).
Пример аттача демо-исходников Таким образом первичное заполнение ZettelKasten не сильно замедляло прохождение уроков с тренажерами.
-
обычно на следующий день после первичного заполнения своего Zettel, я повторно работал с уже созданными заметками. А именно:
добавлял необходимые ключевые слова;
проставлял тип заметок (что это - определение, алгоритм, пример, проблема и т.д.);
группировал заметки в папки внутри курса;
-
сортировал новые ключевые слова по категориям.
Пример проставления ключевых слов и типа идеи Да, это занимало значительное время. Однако, материал новый реально укладывался и в моей голове, и в индивидуальной базе знаний. Обязательное повторение на следующий день пройденного материала - это старый лайфхак еще с ВУЗа, что позволяло комфортно учиться и высшей математике, и английскому, и новым языкам программирования.
По соотношению времени - на 100 единиц непосредственного прохождения on-line курсов, я тратил 10 единиц на первичное заполнение ZettelKasten, и 20 единиц времени на повторную работу с заметками. Итого превышение времени на работу с индивидуальной базой знаний было всего лишь на 30%.
Поскольку бесплатная часть курсов понравилась, то я решил пройти очередное повышение квалификации именно там, по специализации fullstack-программиста. Тут уже было на хабре, что в любых on-line курсах самое сложное - это сдавать проектные работы. На мой взгляд, проблема подобных курсов в том, что студента неверно ориентируют относительно его распределения усилий. Почему то у меня сложилось впечатление, что вот пройду обучение, меня научат, а потом на основании усвоенного материала сделаю проектную работу спринта. Но уже на первом спринте споткнулся о видеоразбор готового кэйса. Там было видео на 45 минут, как опытный верстальщик верстает сайт. Казалось бы, все его рассуждения базируются на уже пройденном материале. Но - лично мне было непонятным практически все. Я аж расстроился, как так очень внимательно прошел все уроки, добросовестно делал задания в тренажерах, но ничего не понял в готовом кэйсе. При чем, опять таки, повторюсь, курсы для программистов заявлялись с нуля, а я уже несколько WEB-проектов реализовал. И все равно разбор готового кэйса на первом же спринте для меня стал китайской грамотой.
![Как создатели курсов видят новые нейронные связи в мозгу студентов, и какие они в реальности у большинства Как создатели курсов видят новые нейронные связи в мозгу студентов, и какие они в реальности у большинства](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ec0/442/2f2/ec04422f277da86fd6a7ea14aa825eed.png)
Потом я успокоился, и решил, что раз так, буду изучать предложенный готовый кэйс, пока все не станет ясным. В общем, пересмотрел видео реализации учебного кэйса раз двенадцать. В т.ч. значительную часть покадрово, когда на экране мелькали куски исходников. Самостоятельно с нуля реализовал этот кэйс, основываясь на ТЗ и речам разработчика на видео. И в конце понял ошибку, наверное, всех разработчиков курсов. Они считают, что новые знания в мозгах студентов сразу выстраиваются как крымский мост, 4-х полосный и с дополнительными ЖД-путями. А на самом деле новые знания в подобных случаях - всего лишь перекидной пешеходный мостик над узким ручьем.
Дико смущал еще тот момент, что разбор готового кэйса - это всего лишь пара коротких уроков. 1/50 от всего спринта. И подсознательно считаешь, что нужно пройти их быстро. Но в реальности у меня на разбор готового кэйса ушло 1/5 от всего времени, потраченного на спринт. Однако именно на разборе этого готового кэйса почувствовал, как шипики нейронов в моем мозгу пришли в активное движение, и начали грандиозное строительство. Приятное, кстати говоря, чувство! И да, во время прохождения on-line курсов проснулся дикий аппетит. Особенно на сладкое и жирное. Физиологию не обманешь! Мозгу для построения новый нейронных сетей нужны стройматериалы.
![Фундук, красная икра и батончики из темного шоколада - мои излюбленные десерты во время спринта Фундук, красная икра и батончики из темного шоколада - мои излюбленные десерты во время спринта](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/7b2/e3d/43a/7b2e3d43aed1106fd1de9b8b1c2033f9.png)
Разбирая готовый кэйс, я не просто понимал выполненный профессионалом проект, а тут же пытался его немного модифицировать, чтоб лучше понять детали. К примеру, менял фон, картинки, лэйаут, выравнивания, алгоритмы переноса и т.д. Или наоборот, убирал какие-то классы и свойства, чтобы понять, зачем они нужны точно. Как бы игрался проектом, чтоб лучше освоить все его нюансы.
Во время разбора готового кэйса очень помогала уже составленная база знаний. Пару секунд, и я вспоминал нужный материал. Но что более важное - опять таки пару секунд, и я понимал, что этого знания в уроках не было. И его нужно освоить самостоятельно. Т.е. я не рылся в on-line уроках курсах, выискивая, психуя и не находя нужное. А либо сразу находил искомое. Либо сразу понимал, что его нет, и нужно гуглить самостоятельно.
Кстати, самостоятельная работа - это та фича, из-за которой я чуть не вылетел из ВУЗа в молодости в свою первую сессию. Не понял, что нам задали какой-то материал на самостоятельную проработку, ведь такого не было в школе! То же и в on-line курсах. Там как-то не акцентировался тот момент, что нас не будут прямо таки всему необходимому обучать для сдачи проектной работы. И ведение индивидуальной базы знаний сразу позволило это понять. Как это - важно понимать то, что ты знаешь. Но еще важнее понимать то, чего именно ты не знаешь! Так сказать, отчетливо видеть границы своей компетенции.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ea3/851/0c7/ea38510c7127cafd865e2924ea208672.png)
Успешно пройдя первый спринт обучения, я понял пропорции усилий, которые необходимо прикладывать для учебы:
50% времени и внимания занимают уроки и задачи на тренажерах;
20% сил тратится на разбор и реализацию готового кэйса (по которому есть видеоразбор в виде урока на курсе);
30% усилий необходимо потратить на выполнение и сдачу проектной работы по спринту.
И да, усилия эти совершенно разные:
на уроки и тренажер силы тратятся познавательные. Т.е. здесь студент узнает что-то новое.
на разборе готового кэйса, на мой взгляд, происходит самое важное - выстраивается в мозгу новая нейронная сеть для реализации подобного рода задач. Т.е. формируется тот самый практический навык, ради которого все и было затеяно.
сдача проектной работы требует, в основном, обычной аккуратности и внимания к мелочам. Чтоб ничего не упустить из ТЗ. 80% требуемых практических навыков уже было должно быть усвоено на понимании готового кэйса на предыдущем шаге.
Еще стоит рассказать об ошибках на курсах. Все мы люди, все ошибаемся, и разработчики курсов тоже. Но - одно дело, когда грубая орфографическая ошибка нагло пялится на тебя из огромного заголовка урока. Это, конечно, неприятно и понижает уровень доверия к излагаемой информации, но не более того. И совсем другое дело, когда ошибка в уроках логическая. Например, дается часть теории, а потом предлагается сделать упражнение. Но автор курсов ошибся, и само упражнение поместил в тексте под тренажером. Который откроется только после успешного выполнения задачи. Я вначале пытался догадаться, о каком упражнении идет речь. Потом плюнул, и стал жать "проверить", и по сообщениям об ошибках смог восстановить саму постановку задачи. Таких ляпов в одном курсе как минимум штуки три. Обидно!
![Так иногда, к сожалению, выглядят некоторые задания on-line курсов Так иногда, к сожалению, выглядят некоторые задания on-line курсов](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/7dc/b8d/6e3/7dcb8d6e3ab7865c86c232a8481d467b.png)
Очень странно, что создатели курсов не додумались сделать обратную связь со студентами, чтоб можно было сообщить об орфографической/логической ошибке прямо со страницы курсов. Такой функционал есть во многих Интернет-магазинах.
В процессе прохождения курсов как то сами собой всплыли и позже были реализованы целый ряд доработок программы «LumanBox для Windows», упрощающих процесс обучения:
-
реализовал таки поддержку различных цветовых схем, спасибо пользователю @mnhunter81 за наводку! Сразу стало глазам удобней работать. Теперь работаю только в темных темах. Пример экрана ниже:
Демонстрация одной из темной темы, в которой я работаю постоянно перенес хранение всех файлов из SQLite базы в указываемый пользователем каталог. Что значительно ускорило работу программы. Тем более, что этих сторонних файлов у меня уже 700 МБ. В т.ч. книги, сохраненные сайты, исходники, копии экранов, схемы, видео-уроки.
сделал возможность задавать ключевые слова сразу на весь источник. Имеет смысл для небольших источников, по которым создается всего 1-3 заметки. Чтобы не дублировать ключевые слова для каждой заметки.
-
самое важное - появилась новая возможность добавлять ключевые слова к элементам оглавления источника. Это просто незаменимая вещь при прохождении уроков. К примеру, если идет тема "псевдоклассы", то какой смысл к каждой заметке по этой теме добавлять ключевое слово "псевдоклассы"? Ключевое слово добавляется один раз - к элементу оглавления. А далее автоматически прописывается ко всем заметкам в этом пункте оглавления.
Пример добавления ключевого слова на весь элемент оглавления
Вместо итогов
Администрация on-line курсов не сообщает процент отчисленных с курсов после первого жесткого дедлайна. Однако я сразу заподозрил, что он высок. Уже есть негласная статистика по моему потоку. Если на первом занятии в Zoom было 65 студентов, то на последнем занятии перед дедлайном - всего лишь 24. Понятно, что не все студенты, не пришедшие на последнее занятие, бросят учебу. Однако все равно уровень не справившихся высок. С моей субъективной точки зрения, он не ниже 30%.
И тут студентам помочь сможет модифицированный ZettelKasten (в т.ч. с бесплатной программой «LumanBox для Windows»). Для понимания - как раз во время спринта меня угораздило подхватить ОРЗ/ОРВИ, и я неделю провалялся с температурой. Однако, несмотря на болезнь, я продолжал потихоньку проходить уроки. Внешняя структурированность учебного процесса с помощью ZettelKasten, по изложенному выше алгоритму, позволяла продолжать обучение. Даже в столь дискомфортном физиологическом состоянии. Тем самым я не выбился из графика и сдал все работы вовремя.
На проходимых мною on-line курсах были уроки по популярной сейчас тематике софт-скиллов. Для каждого базового спринта - свой курс софт-скиллов. С одной стороны это радует. Поскольку софт-скилы рулят, и это факт. Но с другой стороны сильно удивляет некая наивность авторов софт-скилл уроков. В подобных уроках даются лишь общие сведения о той или иной методике (Agile, Scrum, Kanban, ...), но авторы почему то считают, что студенты сразу начнут все это применять в жизнь. Они это серьезно?
Здесь речь идет о существенном изменении стиля жизни человека. Что, как показывает практика коучеров и психоаналитиков, штука очень непростая и долгая. Однако, эти неумелые попытки побудить студентов использовать Agile-философию, навели меня на интересную идею. А именно, прикрутить к ZettelKasten Scrum. Ведь действительно, мы изучаем новую информацию не просто так. Она тем или иным образом преобразуется в проекты. IT-проекты или бытовые, не суть важно. И тут аж дух захватывает от открывающихся возможностей. Когда компьютерные системы будут помогать не только запоминать информацию и восстанавливать контекст, но и погружать человека в Agile философию на всех уровнях его бытия через автоматическое ведение проектных бэклогов! По этой теме планирую сделать отдельную публикацию для всеобщего обсуждения. С примером интерфейса нужного функционала, разумеется!
p.s.: автор не ставил своей целью рекламировать или ругать какие-то конкретные on-line курсы обучения программирования. А просто рассказал свой опыт прохождения одних из таких курсов при помощи популярного метода структурирования информации ZettelKasten.
Комментарии (22)
isitnull
19.10.2023 16:28+1Спасибо за интересную статью. Перепробовал разные способы ведения своей базы знаний, долго обдумывал разработку своей программы, но остановился базе знаний, построенной вокруг обычной файловой системы (каталоги, текстовые файлы, иногда - html файлы), как наиболее универсальной для переноса между устройствами и с возможностью доступа без всяких средств, кроме текстового редактора.
ritorichesky_echpochmak
19.10.2023 16:28Obsidian, Logseq (открытое решение) и VSCode Foam. Если правильно сконфигурить, то всё с чем вы будете работать - текстовые файлы (Markdown) и аттач к ним. Т.е. это работает на любом утюге имеющем хоть какой-то текстовый редактор, просто Logseq и Obsidian более удобны и упрощают некоторые вещи. Синкать можно через что угодно, версионировать и отслеживать изменения - через любую систему контроля версий. Всякие гитлабы, гитхабы этот Markdown ещё и покажут красиво. А если нужно выгнать в сайт-документацию - Hugo в помощь
Jeshua
19.10.2023 16:28+2Отличная статья, не понимаю, почему минусуют. Вероятно, слово Цетелькастен вызывает ассоциации с астрологией.
korvint Автор
19.10.2023 16:28Наверное, из-за переноса (термин из психологии). Какое-то число народа столкнулось с on-line курсами и испытало из-за этого психологическую травму (и падение своей самооценки). А я тут такой красивый вылез и рассказываю как успешно справиться с такими проблемами. Так получается, что можно было курсы не бросать?
ritorichesky_echpochmak
19.10.2023 16:28Благо делать это в On-line курсах очень удобно - помечаешь куски текста заинтересовавшие, и копируешь.
Строго говоря - это выстрел в ногу. Писать самому, а тем более переобдумав своими словами (или дополнив из других источников, если в материале курса что-то не очевидно) - более правильный вариант для обучения. Хотя лучше так, чем никак.
Всё никак не прикручу экспорт в Anki из Obsidian (а точнее из Markdown), чтобы иметь вечнозабываемые топики всегда под рукой на телефоне. Ну и Obsidian с синхронизацией через всё что шевелится позволяет не запариваться, на какой ОС, на каком хосте всё это вести.
Бэклог - это больше актуально для работы - по нему потом удобно трекать время
HemulGM
19.10.2023 16:28Отсюда вижу, что написана программа на Delphi. Рекомендую поставить более свежий скин, чтоб не выглядело устаревшим решением. Например, темный скин Windows11. Он есть в поставке свежих версий среды, или могу отдельно скинуть, если нужно.
korvint Автор
19.10.2023 16:28У меня Delphi 10.2, там есть тот, что в архиве. Если у Вас есть более новый, скиньте пожалуйста в личку.
Aquahawk
Я не могу придумать ни одного пункта, чем это лучше чем obsidian.
korvint Автор
Данная публикация скорее об использовании метода ZettelKasten при обучении на on-line курсах. А не о конкретной программе по этому методу. Как оказалось, обучение на on-line курсах весьма непросто, даже для меня, программиста с 30-летним стажем. И цель этой публикации - помочь студентам подобных курсов на примере моего опыта.
Теперь насчет программы - Obsidian не является специализированной программой для метода ZettelKasten. Ну это как и магазин можно вести в Google Docs, он же универсальный :-)
Это если смотреть теоретически. Если практически, то по пунктам:
в Obsidian нет понятия атомарной идеи. Ее можно имитировать обычной заметкой. Но неиспользование отдельной сущности для базового понятия метода - это очень неразумное решение.
в Obsidian нет понятия источника. Опять таки его можно имитировать папками, но все же папка и источник это разные сущности. А мой 30-летний опыт в программирования научил меня бояться как огня смешивания сущностей в ПО.
в Obsidian нет аналога "Tag Commandera" - как управлять хотя бы 1000 тэгов? По слухам, у Лумана - автора метода - их было около 15000
в Obsidian нет сущности "синоним тэгов". Это то, что меня дико бесило при попытках использовать ZettelKasten. "Социум" и "Общество" - это два разных тэга. Без ввода сущности "синоним тэга" при последующем поиске мышление будет неполным. Без синонимов меня преследовало постоянное чувство дежавю при работе с Zettel. Помню же, что добавлял тэг, а его нет. Потому что я добавлял синоним тэга.
в Obsidian нет сущности "антоним тэгов". Для автоматизации мышления очень полезная вещь!
в Obsidian нет определений тэгов. Возможно, Луман помнил наизусть определения всех 15000 своих ключевых слов. Но я обычный человек с обычной памятью.
Obsidian не интегрирован в Telegram, а я прям таки влюбился в этот мессенджер (как и многие вокруг).
Вы скажите, что все недостатки Obsidian можно решить через плагины? А я как опытный программист отвечу - что даже на полноценных языках программирования типа C# приходится иногда ужём вертеться, чтобы реализовать интересную задумку. Плагины же по определению кардинально сужают спектр возможностей. А мне хотелось иметь идеальный инструмент для своих целей.
Aquahawk
Да, теги в обсидиане плохие, я просто не использую их. Я просто создаю заметку вместо тега, и тут же получаю и возможность написать определение и возможность линкануть оттуда другие понятия, как синонимы так и антонимы. Также недавно ввели алиасы, что позволяет накидать разных названий к одной и той же заметке, например на разных языках, или если они на 100% синонимы. Просто заметки вместо тегов. Я не понимаю зачем обсидиану игтеграция в телегу, он у меня автоматически синхранизируется между всеми компьютерами и телефонами с которыми я работаю. Ну и коммичу всё это дело в гит с одной машины. За полтора года уже создал под тысячу заметок.
korvint Автор
Это здорово, что Вы формируете свою индивидуальную базу знаний!
Но разве конкуренция в подобного рода программах это плохо?
Aquahawk
Конкуренция это не плохо, я скорее разочарован что у обсидиана нет ни одного конкурента. Для меня очень важно в первую очередь лично владеть данными, я видел больше десятка программ для организации заметок, которые ведут их в базе данных. Самая большая проблема в том что формат этих баз у каждой программы свой, и получается что начинаешь ты вести там базу, а потом что-то случается, например она начинает тормозить, или поддержка прекращается, или нет поддержки например мобил, и ты повис, у тебя вроде вот база, а данные то никуда нормально не экспортнуть и по-другому не обработать. А подход на файликах, будь это dendron или obsidian, он гарантирует что эти файлы могут быть обработаны как угодно ещё. Я бы даже может на dendron перешёл, но у него нет мобильной версии, а для меня это прямо супер критикал.
korvint Автор
Так вроде там штук 30 было конкурентов. Notion всякие и т.д.
И разве до сих пор нету какого-то универсального формата обмена данными между подобного рода системами?
Aquahawk
нет, и они все разные на самом деле. Те же теги разные, всякие фишки тоже разные. Т.е. экспортнуть текст то можно, но связной базой данных оно уже не будет.
korvint Автор
Обидное :-(
Потому я тоже побился лбом о глупости каждой из систем, и запилил свою.
Я ж программист :-)
Tumist
Практически - в Обсе это тоже все есть, если использовать не сами теги, а заметки. Благодаря тому, что у каждой заметки может быть yaml-блок с метаданными, организовать все можно так, как хочется. Я, например, использую теги для отделения разных типов заметок. А те сущности, которые вы выделяете как теги, у меня выступают в виде markdown-заметок c типом
MoC
.Синонимы можно прописывать в нативное поле
aliases
в yaml, они подхватываются самим Обсом и потом при линковании через[[]]
поиск ведется и по названию файла, и по алиасам. Для антонимов завести еще одно поле вyaml
. Определния тегов, соответственно, можно записывать теперь в саму заметку. К этим заметкам-тегам теперь спокойно линкуются другие заметки, при этом не смешиваясь, потому что для самих атомарных заметок я использую другой тег.В качестве tag commandera потом прекрасно выступает плагин DataView, который превращает кучу markdown-файлов в аналог NoSQL БД, заодно позволяя строить любые другие выборки по заметкам. Интеграция с Telegram тоже, я уверен, уже кем-то разработана в виде плагина. А если подходящей реализации нет - всегда быстро можно накидать свою.
В чем проблема с атомарными заметками и источником, честно говоря, не понял. Да, все в Обсе - это markdown-файлы, но не вижу в этом смешивания сущностей, т.к. благодаря тегам можно очень хорошо разделять эти разные виды заметок, наделяя разными областями видимости, структурой и функционалом.
Не критикую вашу реализацию, если вам удобно - супер, но Obsidian - это действительно очень мощный инструмент, который можно сконфигурировать практически под любой сценарий. Где-то это уже может быть троллейбусом из буханки, но это уже совсем другая история :)
KoCMoHaBT61
Заметки и ссылки в Обсидиане не имеют иерархии. Обсидиановое хранилище вообще плохо к каталогам внутри относится, сваливая картинки в корень. Фича реквест на скрытый каталог для картинок, начинающийся с точки, валяется уже года три. Тэги тоже неиерархичны.
Потыкал я пальцем в это, потыкал... И остался на Bear, который купил в незапамятные времена.
Tumist
Тут, видимо, вопрос сценариев использования. Я до этого сидел на Эверноуте, как раз выстраивая иерарихию. В итоге получалось так, что я слишком заморачивался с этим, и это только добавляло головной боли. Перешел на такую плоскую систему, и пока ни капли не жалею. Имею в принципе всего четыре папки в Обсе - Notes для самих заметок, References для источников, Templates для шаблонов и Files для всех аттачей. Вся иерархия строится полностью на линках между заметками. Но понимаю, что многим такой вариант не подходит и важна иерархия. Здесь Обс уже заметно проигрывает.
ritorichesky_echpochmak
Не понял, почему кому-то религия запрещает структурировать заметки по директориям (или это не иерархия?). Вот с такими настройками вообще перестаёшь заморачиваться и из Zen Mode уже можно не вылазить
Раздражают только включенные Wikilinks из коробки - как бы это не Markdown.
Какой фич-реквест на каталог для картинок? Настройки - Files & Links?
А дополнение Custom Attachment Location позволяет динамически менять Subfolder, например вот настройка при которой поддиректория с ресурсами документа создаётся одноимённой (по аналогии с сохраняемой полностью веб-страницей)
В другом проекте (Vault) для удобного развёртывания в Hugo аттачи сохраняются в директорию с заметкой, а заметку сохраняю как "название статьи/index.md" - так пути не разъезжаются и все материалы переносятся вместе с заметкой
IVNSTN
Тэги в Obsidian как раз иерархичны, иерархия понимается через слэш:
#my/best/tag
будет найден в т.ч. при фильтрации по
#my
,#my/best
Так оно всё про семантику, не про каталог. При этом _явная группировка_ карточек складыванием в папку доступна. А развесистое дерево папочек в общем и целом противоречит идеологии и Цеттелькастена, и Obsidian.
Есть такое. Как и прочие блобы это всё хочется хранить где-то отдельно.
ritorichesky_echpochmak
Где хранить аттач - вполне настраивается