До недавнего времени я считал, что все on-line курсы обучения программистов с нуля - это один из 300 сравнительно честных способов отъема денег у населения. Почему? Да потому что с нашей специальности ВУЗа "программист" после 5 лет обучения не более 30% смогли начать работать по этой профессии. При этом к нам в группу шли самые умные парни и девушки со всего института. И мозги их были молодыми и неокостеневшими. И при этом такой слабый результат!
Потому, когда мой племянник пошел на подобные "быстрые" курсы, я лишь посочувствовал его бессмысленным (как казалось на тот момент) денежным тратам. Со слов племянника, там был бесплатный вводный курс, ссылку на который он выслал. И я решил лично проинспектировать современное предприятие Остапа Бендера. Однако, уже через пару часов обучения, мое мнение несколько изменилось.
Пару слов о моем опыте в программировании. Большинство реализованных за последние 30 лет проектов были классическими Desktop-приложениями на VB, Delphi, C#, Oracle, SQLite, PostgreSQL. Однако, в портфолио "затесались" и 4 полноценных WEB Интранет-проекта на Perl, ASP.NET и PHP. Посему я имел какое-то представление о WEB-разработке.
Так вот, первое что удивило, это структурированность предлагаемой информации. 90% излагаемого материала я и так знал. Но вот целостного представления не было. Здесь же не только давался материал, но и тут же в тренажере с сайта можно было проверить, как именно ты его усвоил. Известная в педагогике фича - то, что тебе кажется понятным, совсем не значит, что ты его понял. А задание на тренажере позволяет самому от себя получить обратную связь. В общем, я так увлекся, что с удовольствием прошел весь вводный курс. Кстати, узнал причину своих страданий на CSS во время реализации всех 4-х WEB-проектов.
Однако, даже на вводном материале я понимал, что многое скоро забудется. Потому параллельно оформлял весь новый материал по методу ZettelKasten в программе «LumanBox для Windows». Кстати, племянник жаловался, что нового материала много, и как его запомнить а потом быстро вспомнить - неприятная проблема. Чтобы помочь ему, и тем, кто проходит подобные курсы, я решил сделать данную публикацию. То есть в данной статье продемонстрирую, как проходить on-line курсы по frontend программированию с использованием метода ZettelKasten для эффективной организации индивидуальной базы знаний. Такой подход будет преследовать сразу две цели:
глубоко усвоить новый материал (чтобы шипики в нейронах нашего мозга сформировались как положено);
сформировать свою личную базу знаний, которая будет позволять вспомнить необходимое знание хоть через год, хоть через 10 лет, максимум за пару минут.
Особенность подобных курсов является прямо таки вал новой информации для усвоения. Потому я сразу понял, что классический ZettelKasten здесь плохо будет работать. Пока по всем канонам оформишь индивидуальную базу знаний, любой deadline пройдет, и вылетишь с курсов за неуспеваемость! Поэтому организовал свою работу с ZettelKasten по следующему алгоритму:
По мере ознакомления с материалом, сталкиваясь с чем-то нетривиальным или важным но трудно запоминаемым, сразу в программе LumanBox добавлял заметку. При этом грубо нарушая главное правило ZettelKasten - "никакой копипасты"! У меня наоборот, была одна лишь копипаста. Благо делать это в On-line курсах очень удобно - помечаешь куски текста заинтересовавшие, и копируешь.
однако уже на этом этапе старался соблюдать принцип атомарности заметки - одна заметка=одна идея. Кроме того, придумывал заметкам удобоваримые и понятные названия. Иногда в этом мне помогали толковые заголовки в самих курсах.
-
если для демонстрации идеи заметки нужны были исходные коды, которые были в тренажерах курса, не ленился копипастить и эти коды. Сохраняя их в заметках в виде аттач-архива (поскольку в примерах всегда было более двух файлов - как минимум *.html и *.css).
Таким образом первичное заполнение ZettelKasten не сильно замедляло прохождение уроков с тренажерами.
-
обычно на следующий день после первичного заполнения своего Zettel, я повторно работал с уже созданными заметками. А именно:
добавлял необходимые ключевые слова;
проставлял тип заметок (что это - определение, алгоритм, пример, проблема и т.д.);
группировал заметки в папки внутри курса;
-
сортировал новые ключевые слова по категориям.
Да, это занимало значительное время. Однако, материал новый реально укладывался и в моей голове, и в индивидуальной базе знаний. Обязательное повторение на следующий день пройденного материала - это старый лайфхак еще с ВУЗа, что позволяло комфортно учиться и высшей математике, и английскому, и новым языкам программирования.
По соотношению времени - на 100 единиц непосредственного прохождения on-line курсов, я тратил 10 единиц на первичное заполнение ZettelKasten, и 20 единиц времени на повторную работу с заметками. Итого превышение времени на работу с индивидуальной базой знаний было всего лишь на 30%.
Поскольку бесплатная часть курсов понравилась, то я решил пройти очередное повышение квалификации именно там, по специализации fullstack-программиста. Тут уже было на хабре, что в любых on-line курсах самое сложное - это сдавать проектные работы. На мой взгляд, проблема подобных курсов в том, что студента неверно ориентируют относительно его распределения усилий. Почему то у меня сложилось впечатление, что вот пройду обучение, меня научат, а потом на основании усвоенного материала сделаю проектную работу спринта. Но уже на первом спринте споткнулся о видеоразбор готового кэйса. Там было видео на 45 минут, как опытный верстальщик верстает сайт. Казалось бы, все его рассуждения базируются на уже пройденном материале. Но - лично мне было непонятным практически все. Я аж расстроился, как так очень внимательно прошел все уроки, добросовестно делал задания в тренажерах, но ничего не понял в готовом кэйсе. При чем, опять таки, повторюсь, курсы для программистов заявлялись с нуля, а я уже несколько WEB-проектов реализовал. И все равно разбор готового кэйса на первом же спринте для меня стал китайской грамотой.
Потом я успокоился, и решил, что раз так, буду изучать предложенный готовый кэйс, пока все не станет ясным. В общем, пересмотрел видео реализации учебного кэйса раз двенадцать. В т.ч. значительную часть покадрово, когда на экране мелькали куски исходников. Самостоятельно с нуля реализовал этот кэйс, основываясь на ТЗ и речам разработчика на видео. И в конце понял ошибку, наверное, всех разработчиков курсов. Они считают, что новые знания в мозгах студентов сразу выстраиваются как крымский мост, 4-х полосный и с дополнительными ЖД-путями. А на самом деле новые знания в подобных случаях - всего лишь перекидной пешеходный мостик над узким ручьем.
Дико смущал еще тот момент, что разбор готового кэйса - это всего лишь пара коротких уроков. 1/50 от всего спринта. И подсознательно считаешь, что нужно пройти их быстро. Но в реальности у меня на разбор готового кэйса ушло 1/5 от всего времени, потраченного на спринт. Однако именно на разборе этого готового кэйса почувствовал, как шипики нейронов в моем мозгу пришли в активное движение, и начали грандиозное строительство. Приятное, кстати говоря, чувство! И да, во время прохождения on-line курсов проснулся дикий аппетит. Особенно на сладкое и жирное. Физиологию не обманешь! Мозгу для построения новый нейронных сетей нужны стройматериалы.
Разбирая готовый кэйс, я не просто понимал выполненный профессионалом проект, а тут же пытался его немного модифицировать, чтоб лучше понять детали. К примеру, менял фон, картинки, лэйаут, выравнивания, алгоритмы переноса и т.д. Или наоборот, убирал какие-то классы и свойства, чтобы понять, зачем они нужны точно. Как бы игрался проектом, чтоб лучше освоить все его нюансы.
Во время разбора готового кэйса очень помогала уже составленная база знаний. Пару секунд, и я вспоминал нужный материал. Но что более важное - опять таки пару секунд, и я понимал, что этого знания в уроках не было. И его нужно освоить самостоятельно. Т.е. я не рылся в on-line уроках курсах, выискивая, психуя и не находя нужное. А либо сразу находил искомое. Либо сразу понимал, что его нет, и нужно гуглить самостоятельно.
Кстати, самостоятельная работа - это та фича, из-за которой я чуть не вылетел из ВУЗа в молодости в свою первую сессию. Не понял, что нам задали какой-то материал на самостоятельную проработку, ведь такого не было в школе! То же и в on-line курсах. Там как-то не акцентировался тот момент, что нас не будут прямо таки всему необходимому обучать для сдачи проектной работы. И ведение индивидуальной базы знаний сразу позволило это понять. Как это - важно понимать то, что ты знаешь. Но еще важнее понимать то, чего именно ты не знаешь! Так сказать, отчетливо видеть границы своей компетенции.
Успешно пройдя первый спринт обучения, я понял пропорции усилий, которые необходимо прикладывать для учебы:
50% времени и внимания занимают уроки и задачи на тренажерах;
20% сил тратится на разбор и реализацию готового кэйса (по которому есть видеоразбор в виде урока на курсе);
30% усилий необходимо потратить на выполнение и сдачу проектной работы по спринту.
И да, усилия эти совершенно разные:
на уроки и тренажер силы тратятся познавательные. Т.е. здесь студент узнает что-то новое.
на разборе готового кэйса, на мой взгляд, происходит самое важное - выстраивается в мозгу новая нейронная сеть для реализации подобного рода задач. Т.е. формируется тот самый практический навык, ради которого все и было затеяно.
сдача проектной работы требует, в основном, обычной аккуратности и внимания к мелочам. Чтоб ничего не упустить из ТЗ. 80% требуемых практических навыков уже было должно быть усвоено на понимании готового кэйса на предыдущем шаге.
Еще стоит рассказать об ошибках на курсах. Все мы люди, все ошибаемся, и разработчики курсов тоже. Но - одно дело, когда грубая орфографическая ошибка нагло пялится на тебя из огромного заголовка урока. Это, конечно, неприятно и понижает уровень доверия к излагаемой информации, но не более того. И совсем другое дело, когда ошибка в уроках логическая. Например, дается часть теории, а потом предлагается сделать упражнение. Но автор курсов ошибся, и само упражнение поместил в тексте под тренажером. Который откроется только после успешного выполнения задачи. Я вначале пытался догадаться, о каком упражнении идет речь. Потом плюнул, и стал жать "проверить", и по сообщениям об ошибках смог восстановить саму постановку задачи. Таких ляпов в одном курсе как минимум штуки три. Обидно!
Очень странно, что создатели курсов не додумались сделать обратную связь со студентами, чтоб можно было сообщить об орфографической/логической ошибке прямо со страницы курсов. Такой функционал есть во многих Интернет-магазинах.
В процессе прохождения курсов как то сами собой всплыли и позже были реализованы целый ряд доработок программы «LumanBox для Windows», упрощающих процесс обучения:
-
реализовал таки поддержку различных цветовых схем, спасибо пользователю @mnhunter81 за наводку! Сразу стало глазам удобней работать. Теперь работаю только в темных темах. Пример экрана ниже:
перенес хранение всех файлов из SQLite базы в указываемый пользователем каталог. Что значительно ускорило работу программы. Тем более, что этих сторонних файлов у меня уже 700 МБ. В т.ч. книги, сохраненные сайты, исходники, копии экранов, схемы, видео-уроки.
сделал возможность задавать ключевые слова сразу на весь источник. Имеет смысл для небольших источников, по которым создается всего 1-3 заметки. Чтобы не дублировать ключевые слова для каждой заметки.
-
самое важное - появилась новая возможность добавлять ключевые слова к элементам оглавления источника. Это просто незаменимая вещь при прохождении уроков. К примеру, если идет тема "псевдоклассы", то какой смысл к каждой заметке по этой теме добавлять ключевое слово "псевдоклассы"? Ключевое слово добавляется один раз - к элементу оглавления. А далее автоматически прописывается ко всем заметкам в этом пункте оглавления.
Вместо итогов
Администрация on-line курсов не сообщает процент отчисленных с курсов после первого жесткого дедлайна. Однако я сразу заподозрил, что он высок. Уже есть негласная статистика по моему потоку. Если на первом занятии в Zoom было 65 студентов, то на последнем занятии перед дедлайном - всего лишь 24. Понятно, что не все студенты, не пришедшие на последнее занятие, бросят учебу. Однако все равно уровень не справившихся высок. С моей субъективной точки зрения, он не ниже 30%.
И тут студентам помочь сможет модифицированный ZettelKasten (в т.ч. с бесплатной программой «LumanBox для Windows»). Для понимания - как раз во время спринта меня угораздило подхватить ОРЗ/ОРВИ, и я неделю провалялся с температурой. Однако, несмотря на болезнь, я продолжал потихоньку проходить уроки. Внешняя структурированность учебного процесса с помощью ZettelKasten, по изложенному выше алгоритму, позволяла продолжать обучение. Даже в столь дискомфортном физиологическом состоянии. Тем самым я не выбился из графика и сдал все работы вовремя.
На проходимых мною on-line курсах были уроки по популярной сейчас тематике софт-скиллов. Для каждого базового спринта - свой курс софт-скиллов. С одной стороны это радует. Поскольку софт-скилы рулят, и это факт. Но с другой стороны сильно удивляет некая наивность авторов софт-скилл уроков. В подобных уроках даются лишь общие сведения о той или иной методике (Agile, Scrum, Kanban, ...), но авторы почему то считают, что студенты сразу начнут все это применять в жизнь. Они это серьезно?
Здесь речь идет о существенном изменении стиля жизни человека. Что, как показывает практика коучеров и психоаналитиков, штука очень непростая и долгая. Однако, эти неумелые попытки побудить студентов использовать Agile-философию, навели меня на интересную идею. А именно, прикрутить к ZettelKasten Scrum. Ведь действительно, мы изучаем новую информацию не просто так. Она тем или иным образом преобразуется в проекты. IT-проекты или бытовые, не суть важно. И тут аж дух захватывает от открывающихся возможностей. Когда компьютерные системы будут помогать не только запоминать информацию и восстанавливать контекст, но и погружать человека в Agile философию на всех уровнях его бытия через автоматическое ведение проектных бэклогов! По этой теме планирую сделать отдельную публикацию для всеобщего обсуждения. С примером интерфейса нужного функционала, разумеется!
p.s.: автор не ставил своей целью рекламировать или ругать какие-то конкретные on-line курсы обучения программирования. А просто рассказал свой опыт прохождения одних из таких курсов при помощи популярного метода структурирования информации ZettelKasten.
Комментарии (22)
isitnull
19.10.2023 16:28+1Спасибо за интересную статью. Перепробовал разные способы ведения своей базы знаний, долго обдумывал разработку своей программы, но остановился базе знаний, построенной вокруг обычной файловой системы (каталоги, текстовые файлы, иногда - html файлы), как наиболее универсальной для переноса между устройствами и с возможностью доступа без всяких средств, кроме текстового редактора.
ritorichesky_echpochmak
19.10.2023 16:28Obsidian, Logseq (открытое решение) и VSCode Foam. Если правильно сконфигурить, то всё с чем вы будете работать - текстовые файлы (Markdown) и аттач к ним. Т.е. это работает на любом утюге имеющем хоть какой-то текстовый редактор, просто Logseq и Obsidian более удобны и упрощают некоторые вещи. Синкать можно через что угодно, версионировать и отслеживать изменения - через любую систему контроля версий. Всякие гитлабы, гитхабы этот Markdown ещё и покажут красиво. А если нужно выгнать в сайт-документацию - Hugo в помощь
Jeshua
19.10.2023 16:28+2Отличная статья, не понимаю, почему минусуют. Вероятно, слово Цетелькастен вызывает ассоциации с астрологией.
korvint Автор
19.10.2023 16:28Наверное, из-за переноса (термин из психологии). Какое-то число народа столкнулось с on-line курсами и испытало из-за этого психологическую травму (и падение своей самооценки). А я тут такой красивый вылез и рассказываю как успешно справиться с такими проблемами. Так получается, что можно было курсы не бросать?
ritorichesky_echpochmak
19.10.2023 16:28Благо делать это в On-line курсах очень удобно - помечаешь куски текста заинтересовавшие, и копируешь.
Строго говоря - это выстрел в ногу. Писать самому, а тем более переобдумав своими словами (или дополнив из других источников, если в материале курса что-то не очевидно) - более правильный вариант для обучения. Хотя лучше так, чем никак.
Всё никак не прикручу экспорт в Anki из Obsidian (а точнее из Markdown), чтобы иметь вечнозабываемые топики всегда под рукой на телефоне. Ну и Obsidian с синхронизацией через всё что шевелится позволяет не запариваться, на какой ОС, на каком хосте всё это вести.
Бэклог - это больше актуально для работы - по нему потом удобно трекать время
HemulGM
19.10.2023 16:28Отсюда вижу, что написана программа на Delphi. Рекомендую поставить более свежий скин, чтоб не выглядело устаревшим решением. Например, темный скин Windows11. Он есть в поставке свежих версий среды, или могу отдельно скинуть, если нужно.
korvint Автор
19.10.2023 16:28У меня Delphi 10.2, там есть тот, что в архиве. Если у Вас есть более новый, скиньте пожалуйста в личку.
Aquahawk
Я не могу придумать ни одного пункта, чем это лучше чем obsidian.
korvint Автор
Данная публикация скорее об использовании метода ZettelKasten при обучении на on-line курсах. А не о конкретной программе по этому методу. Как оказалось, обучение на on-line курсах весьма непросто, даже для меня, программиста с 30-летним стажем. И цель этой публикации - помочь студентам подобных курсов на примере моего опыта.
Теперь насчет программы - Obsidian не является специализированной программой для метода ZettelKasten. Ну это как и магазин можно вести в Google Docs, он же универсальный :-)
Это если смотреть теоретически. Если практически, то по пунктам:
в Obsidian нет понятия атомарной идеи. Ее можно имитировать обычной заметкой. Но неиспользование отдельной сущности для базового понятия метода - это очень неразумное решение.
в Obsidian нет понятия источника. Опять таки его можно имитировать папками, но все же папка и источник это разные сущности. А мой 30-летний опыт в программирования научил меня бояться как огня смешивания сущностей в ПО.
в Obsidian нет аналога "Tag Commandera" - как управлять хотя бы 1000 тэгов? По слухам, у Лумана - автора метода - их было около 15000
в Obsidian нет сущности "синоним тэгов". Это то, что меня дико бесило при попытках использовать ZettelKasten. "Социум" и "Общество" - это два разных тэга. Без ввода сущности "синоним тэга" при последующем поиске мышление будет неполным. Без синонимов меня преследовало постоянное чувство дежавю при работе с Zettel. Помню же, что добавлял тэг, а его нет. Потому что я добавлял синоним тэга.
в Obsidian нет сущности "антоним тэгов". Для автоматизации мышления очень полезная вещь!
в Obsidian нет определений тэгов. Возможно, Луман помнил наизусть определения всех 15000 своих ключевых слов. Но я обычный человек с обычной памятью.
Obsidian не интегрирован в Telegram, а я прям таки влюбился в этот мессенджер (как и многие вокруг).
Вы скажите, что все недостатки Obsidian можно решить через плагины? А я как опытный программист отвечу - что даже на полноценных языках программирования типа C# приходится иногда ужём вертеться, чтобы реализовать интересную задумку. Плагины же по определению кардинально сужают спектр возможностей. А мне хотелось иметь идеальный инструмент для своих целей.
Aquahawk
Да, теги в обсидиане плохие, я просто не использую их. Я просто создаю заметку вместо тега, и тут же получаю и возможность написать определение и возможность линкануть оттуда другие понятия, как синонимы так и антонимы. Также недавно ввели алиасы, что позволяет накидать разных названий к одной и той же заметке, например на разных языках, или если они на 100% синонимы. Просто заметки вместо тегов. Я не понимаю зачем обсидиану игтеграция в телегу, он у меня автоматически синхранизируется между всеми компьютерами и телефонами с которыми я работаю. Ну и коммичу всё это дело в гит с одной машины. За полтора года уже создал под тысячу заметок.
korvint Автор
Это здорово, что Вы формируете свою индивидуальную базу знаний!
Но разве конкуренция в подобного рода программах это плохо?
Aquahawk
Конкуренция это не плохо, я скорее разочарован что у обсидиана нет ни одного конкурента. Для меня очень важно в первую очередь лично владеть данными, я видел больше десятка программ для организации заметок, которые ведут их в базе данных. Самая большая проблема в том что формат этих баз у каждой программы свой, и получается что начинаешь ты вести там базу, а потом что-то случается, например она начинает тормозить, или поддержка прекращается, или нет поддержки например мобил, и ты повис, у тебя вроде вот база, а данные то никуда нормально не экспортнуть и по-другому не обработать. А подход на файликах, будь это dendron или obsidian, он гарантирует что эти файлы могут быть обработаны как угодно ещё. Я бы даже может на dendron перешёл, но у него нет мобильной версии, а для меня это прямо супер критикал.
korvint Автор
Так вроде там штук 30 было конкурентов. Notion всякие и т.д.
И разве до сих пор нету какого-то универсального формата обмена данными между подобного рода системами?
Aquahawk
нет, и они все разные на самом деле. Те же теги разные, всякие фишки тоже разные. Т.е. экспортнуть текст то можно, но связной базой данных оно уже не будет.
korvint Автор
Обидное :-(
Потому я тоже побился лбом о глупости каждой из систем, и запилил свою.
Я ж программист :-)
Tumist
Практически - в Обсе это тоже все есть, если использовать не сами теги, а заметки. Благодаря тому, что у каждой заметки может быть yaml-блок с метаданными, организовать все можно так, как хочется. Я, например, использую теги для отделения разных типов заметок. А те сущности, которые вы выделяете как теги, у меня выступают в виде markdown-заметок c типом
MoC
.Синонимы можно прописывать в нативное поле
aliases
в yaml, они подхватываются самим Обсом и потом при линковании через[[]]
поиск ведется и по названию файла, и по алиасам. Для антонимов завести еще одно поле вyaml
. Определния тегов, соответственно, можно записывать теперь в саму заметку. К этим заметкам-тегам теперь спокойно линкуются другие заметки, при этом не смешиваясь, потому что для самих атомарных заметок я использую другой тег.В качестве tag commandera потом прекрасно выступает плагин DataView, который превращает кучу markdown-файлов в аналог NoSQL БД, заодно позволяя строить любые другие выборки по заметкам. Интеграция с Telegram тоже, я уверен, уже кем-то разработана в виде плагина. А если подходящей реализации нет - всегда быстро можно накидать свою.
В чем проблема с атомарными заметками и источником, честно говоря, не понял. Да, все в Обсе - это markdown-файлы, но не вижу в этом смешивания сущностей, т.к. благодаря тегам можно очень хорошо разделять эти разные виды заметок, наделяя разными областями видимости, структурой и функционалом.
Не критикую вашу реализацию, если вам удобно - супер, но Obsidian - это действительно очень мощный инструмент, который можно сконфигурировать практически под любой сценарий. Где-то это уже может быть троллейбусом из буханки, но это уже совсем другая история :)
KoCMoHaBT61
Заметки и ссылки в Обсидиане не имеют иерархии. Обсидиановое хранилище вообще плохо к каталогам внутри относится, сваливая картинки в корень. Фича реквест на скрытый каталог для картинок, начинающийся с точки, валяется уже года три. Тэги тоже неиерархичны.
Потыкал я пальцем в это, потыкал... И остался на Bear, который купил в незапамятные времена.
Tumist
Тут, видимо, вопрос сценариев использования. Я до этого сидел на Эверноуте, как раз выстраивая иерарихию. В итоге получалось так, что я слишком заморачивался с этим, и это только добавляло головной боли. Перешел на такую плоскую систему, и пока ни капли не жалею. Имею в принципе всего четыре папки в Обсе - Notes для самих заметок, References для источников, Templates для шаблонов и Files для всех аттачей. Вся иерархия строится полностью на линках между заметками. Но понимаю, что многим такой вариант не подходит и важна иерархия. Здесь Обс уже заметно проигрывает.
ritorichesky_echpochmak
Не понял, почему кому-то религия запрещает структурировать заметки по директориям (или это не иерархия?). Вот с такими настройками вообще перестаёшь заморачиваться и из Zen Mode уже можно не вылазить
Раздражают только включенные Wikilinks из коробки - как бы это не Markdown.
Какой фич-реквест на каталог для картинок? Настройки - Files & Links?
А дополнение Custom Attachment Location позволяет динамически менять Subfolder, например вот настройка при которой поддиректория с ресурсами документа создаётся одноимённой (по аналогии с сохраняемой полностью веб-страницей)
В другом проекте (Vault) для удобного развёртывания в Hugo аттачи сохраняются в директорию с заметкой, а заметку сохраняю как "название статьи/index.md" - так пути не разъезжаются и все материалы переносятся вместе с заметкой
IVNSTN
Тэги в Obsidian как раз иерархичны, иерархия понимается через слэш:
#my/best/tag
будет найден в т.ч. при фильтрации по
#my
,#my/best
Так оно всё про семантику, не про каталог. При этом _явная группировка_ карточек складыванием в папку доступна. А развесистое дерево папочек в общем и целом противоречит идеологии и Цеттелькастена, и Obsidian.
Есть такое. Как и прочие блобы это всё хочется хранить где-то отдельно.
ritorichesky_echpochmak
Где хранить аттач - вполне настраивается