В прошлой статье мы остановились на 1970-х годах – поговорили о машине «МИР», портативных компьютерах, которые сегодня мы бы скорее назвали калькуляторами. В этот раз заглянем в 1980-е годы – период, когда в СССР активно занимались популяризацией компьютеров и программирования, когда по всей стране работали над системами, которые мы бы сегодня отнесли к ИИ, когда в школах появились уроки информатики, а дети и подростки, а также их родители, зачитывались произведениями братьев Стругацких.

Разбираемся в теме вместе с Игорем Гальцевым, техническим директором «Инферит Клаудмастер», опыт которого в компьютерах начинается с 1983 года.

В 1960-е в некоторых школах были введены специальные факультативы по информатике. А с 1 сентября 1985 года во всех школах Союза ввели обязательный урок «Основы информатики и вычислительной техники». Первые учебники по программированию для школьников составил академик Андрей Петрович Ершов. Кстати, он был один из первых в стране программистов, имевших специальное образование, и работал над программами для отечественных ЭВМ, таких как БЭСМ и «Стрела». 

Ещё в 1972 году академик А.П. Ершов писал:

«Программист должен обладать способностью первоклассного математика к абстракции и логическому мышлению в сочетании с эдисоновским талантом сооружать все, что угодно, из нуля и единиц. Он должен сочетать аккуратность бухгалтера с проницательностью разведчика, фантазию автора детективных романов с трезвой практичностью экономиста».

Работы Ершова оказали влияние на специалистов во всём мире. Например, Дональд Эрвин Кнут, преподаватель и идеолог программирования, автор 19 монографий, вспоминал:

«Это началось ещё когда я был студентом последнего курса. Тогда только появилась книга Андрея "Программирование для БЭСМ", и мы, группа студентов, смогли убедить преподавателя русского языка включить её в курс в качестве одного из двух сборников текстов для изучения научной лексики».

А.П. Ершов
А.П. Ершов

В сюжете на видео ниже академик Евгений Павлович Велихов рассказывает о компьютерах, как об инструменте, способном усилить интеллектуальные способности человека:

«Если первая революция освободила мускулы человека, передала эти функции машинам, тем самым существенно усилила производительные силы общества, то вторая революция снимает с мозга человека рутинную работу, работу по запоминанию, обработке фактов, и позволяет существенно усилить интеллектуальные и творческие человека, это её задача. И для этого мы должны подготовить новое поколение. В Советском Союзе принято очень важное решение – во всех школах проводятся уроки информатики. Эти уроки знакомят учащихся и дают навыки алгоритмического решения, нового подхода к решению задач, знакомят с элементами информатики и вычислительной техники». 

Прочесть о компьютерной технике можно было в разных изданиях вроде «Юный техник» и «Техника молодёжи». В 1986 году в Мурзилке начали печатать произведения про информатику и компьютеры.

Мурзилка
Мурзилка
Мурзилка
Мурзилка
Мурзилка
Мурзилка
Юный техник
Юный техник

В 1987 году была представлена система СФИНКС – это по сути умный дом на основе компьютера и множества других устройств. Аббревиатура расшифровывается как СуперФункциональная Интегрированная Коммуникативная Система.

Публикация в журнале «Техническая эстетика» рассказывала о концепции умного дома. Идея состояла в объединении устройств ввода и вывода информации общим процессором. Был предусмотрен беспроводной способ передачи информации между устройствами. 

К сожалению, проект не получил развития.

Одними из первых в дома советских людей в начале 1980-х пришли Микро-80. Также их стали использовать в школах и кружках. Чтобы собрать такую ЭВМ, нужно было использовать инструкцию из цикла статей в журнале «Радио».

Аппарат работал на базе микропроцессора КР580ВМ80, аналога i8080 от Intel. 

Одним из разработчиков был Сергей Попов, его можно увидеть на фото ниже. 

В 1980-е годы в СССР уже был достаточный выбор персональных компьютеров, в том числе произведённых в странах-партнёрах. С 1982 года на болгарском заводе производился Pravetz. Первой моделью был «Правец-82» – клон Apple II Plus. На том же заводе производили клон IBM PC на базе процессоров Intel 8088 и 8086 и аналог Oric Atmos. 

Правец-82 – клон Apple II Plus
Правец-82 – клон Apple II Plus
Правец 16 – аналог IBM PC/XT
Правец 16 – аналог IBM PC/XT
Правец 8Д - аналог Oric Atmos
Правец 8Д - аналог Oric Atmos

В СССР позже появились и портативные компьютеры – например, Электроника МС 1504 (ПК–300), выпущенный в 1991 году. Это был аналог компьютера Toshiba T1100. Его производили в Минске на базе процессора КР1810ВМ86 с тактовой частотой 4,77 МГЦ и 7,16 МГц в режиме Turbo. На борту было 640 КБ оперативной памяти. Экран – 640х200 точек. Весило это устройство вместе с аккумулятором 4,5 кг.  

Производство компьютеров в СССР настолько разогналось в 1980-е, что даже в 1993 году на территории РФ производили 200 000 единиц таких ПК, как «Искра», «Спектр», «Радуга». 

Одним из важных аспектов популяризации компьютеров стало творчество советских писателей. На многих людей повлияли книги братьев Стругацких. Кто не мечтал стать программистом, прочитав «Понедельник начинается в субботу»?

«„А где вы работаете?“ Я ответил. „Колоссально! — воскликнул горбоносый. — Программист! Нам нужен именно программист. Слушайте, бросайте ваш институт и пошли к нам!“ — „А что у вас есть?“ — „Что у нас есть?“ — спросил горбоносый поворачиваясь. „Алдан-3“, — сказал бородатый. „Богатая машина, — сказал я. — И хорошо работает?“ — „Да как вам сказать…“ — „Понятно“, — сказал я. „Собственно, ее еще не отладили, — сказал бородатый. — Оставайтесь у нас, отладите…“ — „А перевод мы вам в два счета устроим“, — добавил горбоносый. <…> „Нам позарез нужен программист“. — „Я поговорю с ребятами, — пообещал я. — Я знаю недовольных“. „Нам нужен не всякий программист, — сказал горбоносый. — Программисты — народ дефицитный, избаловались, а нам нужен небалованный“. — „Да, это сложнее“, — сказал я».

Так и Игоря Гальцева, технического директора «Инферит Клаудмастер», это произведение вдохновило изучать программирование. Началось всё с программируемых калькуляторов Б3-34, МК 52 и статей в журналах. В 1983 году, когда Игорю было 13 лет, у него уже была возможность познакомиться с компьютерами. В маленьком советском городке Калининской области для этого были два возможных места: вычислительный центр электростанции и лаборатории завода, связанного с Министерством обороны. 

При электростанции был учебно-производственный комбинат, где школьники изучали электрику, устройство водопровода и другие темы. На одной из экскурсий Игорь Гальцев увидел вычислительный центр, а затем при любой возможности приходил туда сам. Именно в тот период он узнал понятия вроде “дисковая операционная система”. Поскольку ЕС ЭВМ были аналогом IBM, для изучения работы с этой техникой использовали переведённые учебники – самиздат. 

В числе ЭВМ, которые устанавливали на объектах вроде электростанций, были ЕС-1033. ЕС ЭВМ расшифровывается как Единая система электронных вычислительных машин. Аналог компьютеров System/360 и System/370 фирмы IBM был разработан Специальным конструкторским бюро Казанского завода ЭВМ. Аппаратная поддержка внешних устройств была одинаковая – и IBM, и ЕС ЭВМ использовали одни и те же форматы разъёмов.  

Вычислительные машины занимали много места, потому что каждая из стоек выполняла свою роль: один шкаф содержал процессор, второй – оперативную память и так далее. Машины выпускались с 1971 по 1995 год, всего – 23 модели Производительность ЕС-1033, например, составляла 220 тысяч операций в секунду.  А у выпущенной в 1984 году ЭВМ ЕС-1066 производительность достигала 5,5 млн операций в секунду, объём ОЗУ составлял 16 Мбайт.

ЕС-1033
ЕС-1033

Каждый год представители завода посещали школу, рассказывали, какие нужны специалисты, давали рекомендации — советовали, в какие институты, техникумы, училища стоит идти.

И приглашали на завод — там было что-то вроде учебного комплекса для детей, а также отдел микропроцессорного управления.

«На меня, как на ребёнка, это не произвело впечатления. Потом только я понял, что это были абсолютно нормальные компьютеры. Дело в том, что на электростанции были замечательные огромные комнаты, операторы, программисты в них сидели за мониторами. А в учебной лаборатории на заводе „компьютеры“ выглядели не интересно — как некий чемодан-дипломат без экрана, без клавиатуры, но с лампочками, тумблерами и кнопками».

В советских школах уже тогда начали появляться компьютеры Агат — аналоги Apple. Эти ПК производили до 1993 года, а использовали в образовании до начала 2000-х. В комплекте шли даже игровые пульты. Но чтобы поработать на таких машинах, не обучаясь в школе, иногда нужно было ехать в другой город:

«Три часа я ехал до Москвы на автобусах и электричке, чтобы попасть в публичный класс с установленными в нём ПК „Агат“. Обычно мне хватало денег на полтора-два часа машинного времени. А в институте у нас уже были лаборатории, оборудованные ДВК-2 с зелёным экраном и зелёными буквами. Так что я до сих пор при настройке терминала выбираю чёрный фон и зелёные буквы. Позже появились ДВК-3 с графическим процессором и чёрно-белыми символами, затем — ДВК-4 с цветным монитором».

Агат
Агат
Бэйсик на ДВК-1
Бэйсик на ДВК-1

Важность ЭВМ, перспектива использования электронных вычислительных машин на производстве, в медицине, для государственных целей были очевидны задолго до 1980-х. Но в тот период стало понятно, что компьютеры должны будут прийти и в дома. Эту и другие темы поднимали в репортажах программы «Время».

«Сейчас здесь играют будущие электротехники и металлисты, специалисты из ПТУ», — 2:43 на видео.

С периода «Хрущёвской оттепели» профессия программиста была одной из самых модных. Поэтому молодые люди охотно шли в вузы. В числе вопросов, которыми занимался Игорь Гальцев в университете, было создание «Экспертной системы» — она должна была помогать врачу ставить диагноз и подбирать лечение на основе анализов, результатов ЭКГ, ЭЦП. Для разработки использовался язык программирования «Пролог» — его можно было применить к любой человеческой деятельности. Например, можно было загрузить кодексы, чтобы помогать юристам, адвокатам.

В медицине, в принципе, делали большой упор на использование вычислительной техники — от проведения исследований до попыток лечить человека с помощью воздействия электромагнитными токами. В последнем случае необходимо было регулировать напряжение, частоту, силу тока, продолжительность, а также добавить пространство по плоскости тела, половую принадлежность и возрастную группу. В итоге получается довольно сложная задача, которую и должна решать ЭВМ. Этой темой занималось ОКБ РИТМ.

Другой проект был связан с классификацией надводных кораблей. Подлодка через перископ видит силуэт корабля. Чтобы определить его тип или название, моряки заучивают наизусть специальные книги — альбомы. В вузе пытались сделать систему управления управления боевым модулем, чтобы оптика могла определить по предзагруженному каталогу силуэтов, что это за цель: гражданская или военная; если военная — свой это или чужой. И затем — с учётом влажности, силы и направления ветров, и в условиях качки определить параметры стрельбы.

Третий проект — определение местоположения по звёздному небу для движущихся летательных аппаратов. Например, что было нужно, чтобы самолёт мог определить местоположение — на высоте от 10 км звёзды видно в том числе и днём.

Таким образом, в вузе в 1980-е и начале 1990-х вы могли изучать и разрабатывать: 

  • экспертные системы для медицины, 

  • системы распознавания объектов для военных, 

  • ориентация на местности, для летательных аппаратов,

  • задачи астрономии. 

«В процессе обучения самой интересной частью была возможность освоить смежные профессии. Например, при работе с задачами бухгалтерии – бухгалтерский учёт, с транспортной отраслью – работу железной дороги».

Учились не только в вузе – даже в общежитии студенты пользовались Commodore, Atari, ZX Spectrum. 

Commodore 64
Commodore 64

«К теме „сильного искусственного интеллекта“ все относились с юмором. Пишут журналисты, снимают фильмы... Программисты знают, как работают программы, кто их пишет и как тестирует — поэтому мои знакомые очень часто сразу отключают любую автоматику. Даже умную колонку, скорее всего, только детям дадут. Не должна никакая штука жить своей жизнью, — отметил Игорь Гальцев, — Конечно, стоит обсудить и три закона робототехники. Как только мы говорим что-то вроде „Робот не должен причинить вреда человеку“, мы должны задать вопрос: „Что есть человек?“. Станет ли ИИ воспринимать как человека того, кто имеет протез руки или искусственное сердце?»

При этом активно работали над системами, которые сейчас относят к специализированному ИИ и для которых применяют нейросети.

Например, в сюжете ниже рассказывается, что в 1988 году в Иркутском вычислительном центре работали над десятком программ с применением искусственного интеллекта.

«Мы с вами в лаборатории искусственного интеллекта, где уже несколько лет создаётся язык взаимодействия человека и машины. В словарном запасе компьютера уже около 1000 слов — количество, достаточное для предметного диалога в любой отрасли народного хозяйства», — рассказывает журналист.

Что подтолкнуло вас к работе в ИТ-отрасли? Возможно, определённые книги или фильмы? Поделитесь в комментариях! 

Комментарии (35)


  1. bilskirnir
    20.10.2023 08:12
    +3

    "Понедельник начинается в субботу" вообще настольная книга. Я бы её сравнил со знаменитой "Семь навыков высокоэффективных людей" -- и не в пользу последней. Стругацкие были настоящими популяризаторами технологий.


    1. ivansychev Автор
      20.10.2023 08:12
      +4

      Многие на их книгах выросли, я уверен.


    1. ovn83
      20.10.2023 08:12

      В шутливой форме рассказывается о работе в НИИ, много сейчас программистов в НИИ трудятся? Книга устарела.


  1. katyaryabykh
    20.10.2023 08:12
    +3

    Сегодня сложно не интересоваться технологиями. Если несколько лет назад дети чуть ли не рождались с планшетом или смартфоном в руках, то сейчас школьники уже искусственный интеллект освоили.

    И тут главное, чтобы они ему не слишком сильно доверяли — а то "Мамаев курган" ChatGPT может описать как "названный в честь Ивана Мамаева". И получить двойку за сочинение.


    1. ivansychev Автор
      20.10.2023 08:12
      +2

      Мы с дочкой специально вместе сидели и задавали ему разные вопросы. В фактологии ошибки бывают, действительно.


      1. gis
        20.10.2023 08:12
        +4

        важно понимать, что в аббревиатуре GPT главные буквы - G - Generative и T - Transformer.
        GPT - это не про факты, а про генерацию и трансформацию текста. Потому, человек-пользователь GPT должен быть более квалифицирован, чем GPT, чтобы иметь возможность видеть и находить в сгенерённом тексте фальшь и несуразицы. А для того человек сам должен знать факты.


        1. ivansychev Автор
          20.10.2023 08:12

          Это точно! Спасибо за уточнение!


        1. SergioT4
          20.10.2023 08:12
          +1

           А для того человек сам должен знать факты.

          В версии от bing, там вставляются ссылки на источники. Хотя качество самого чата сильно хуже.

          Так что надо вводить культуру перепроверки источников. Хотя думаю что в течении несокльих лет данная проблема будет решена добовлением в постпроверку сгенерированного текста моделей с проверкой фактов против баз знаний и т.п.

          Плюс очень большое значение имеет правильный промпт. Думаю что необходимо перед каждым вопросом вставлять одну из нескольких заготовок которые существенно улучшают качество результата.

          Ну и наверное самое важное - в тех задачах которые имеют реальную ценность использовать latest&greatest, т.е. не надеятся на бесплатные, урезанные или версии от аутсайдеров, а заплатить бабла и использовать наиболее качественную из доступных. Версия GPT4 за $20/месяц в определённых задачах показывает сильно лучший уровень.


    1. tongohiti
      20.10.2023 08:12
      +1

      а то "Мамаев курган" ChatGPT может описать как "названный в честь Ивана Мамаева". И получить двойку за сочинение.

      Если проверять сочинение будет тоже ChatGPT, то ок. Пятёрка.


  1. saag
    20.10.2023 08:12
    +2

    Игорь Гальцев учился в "Радике" - Таганрогский радиотехнический институт?


    1. ivansychev Автор
      20.10.2023 08:12

      Да, верно.


      1. Ig_Nat
        20.10.2023 08:12

        I study in TRTI too


    1. gis
      20.10.2023 08:12
      +1

      день добрый... мы с вами знакомы?


      1. saag
        20.10.2023 08:12
        +1

        Нет, к сожалению нет, а вообще интересно как то получилось, я собирался задать Вам вопрос по институту, а тут такая материализация мыслей:-)


  1. gsaw
    20.10.2023 08:12
    +4

    Я жил в поселке до конца 86-го, компьютерам там было негде взяться, зато были журналы в библиотеке, Наука и Жизнь. Там была колонка про компьютеры. Про электронику, про программируемые калькуляторы и программы для них. Я будучи в школе с удовольствием их читал и облизывался. Как поступил в институт в соседнем городе и на уборке картошки заработал 120 рубликов, сразу побежал в универсам, где купил себе МК-61. Мой первый компьютер.


    1. ivansychev Автор
      20.10.2023 08:12
      +3

      Электроника МК-61, верно?


      1. MixaSg
        20.10.2023 08:12
        +4

        113 рублей, в магазине «Книга», в Серпухове, на улице Советской. Б3-34 с дополнительным блоком ПЗУ уже 125 рублей, за пределами бюджета. А потом листинги программ в «Технике молодежи» - полет на Луну, ядерный реактор, кафе… удивительный мир ЕГГОГ-ологии…


        1. ivansychev Автор
          20.10.2023 08:12

          Завидую. В моём детстве этого не было. Был только "Сюбор".


          1. MixaSg
            20.10.2023 08:12
            +2

            Да, свезло так свезло, дедушка меня очень любил, не мог отказать внуку, приезжающему на лето из далекой Перми :-) а потом был Вектор-06ц, Поиск и первый пень-200mmx в 1998


        1. Fodin
          20.10.2023 08:12
          +3

          Я думал, что блоки расширения (перезаписываемые ПЗУ) были только у МК-52, самой навороченной версии программируемых калькуляторов. Б3-34 был самым массовым.


          1. MixaSg
            20.10.2023 08:12
            +2

            Да, конечно же, МК-52, я перепутал


  1. ABRogov
    20.10.2023 08:12

    В последнем случае необходимо было регулировать напряжение, частоту, силу тока, продолжительность, а также пространство по плоскости тела, половую принадлежность и возрастную группу.

    Сейчас бы за такое по голове не погладили.


  1. AlexMih
    20.10.2023 08:12
    +3

    Хотел написать комментарий, а получилась целая ностальгичекая статья:

    https://habr.com/ru/articles/768888/

    О передовых идеях IT в СССР и трудностях их внедрения. Любопытно, какие способы решения подобных проблем вы бы предложили?


    1. ivansychev Автор
      20.10.2023 08:12

      Отличная статья, спасибо!


  1. LusiHabr
    20.10.2023 08:12
    +1

    супер-интересно было почитать) спасибо!


  1. Gleb_SEO
    20.10.2023 08:12
    +4

    Фильмы точно влияют - начиная с Терминаторов и Джонни-Мнемоника. Кто-то юристом после "Адвоката дьявола" становится, кто-то программистом после "Матрицы".


  1. saege5b
    20.10.2023 08:12
    +3

    В моей школе, выч. Класс купили в конце 8х, он простоял в закрытом помещении до середины 9х, потом благополучно сублимировался.

    Свежекупленный класс утёк через пару лет в "взломанную" дверь.

    Говорят, был третий заход, но кабинет был пустой.

    А потом я выпустился.

    А будущее было безоблачным :)

    Правда, тут надо разделять эпохи: в ранние, персоналки виделись скорее как терминалы к майнфреймам; в более позднюю, это были индивидуальные вычислители.

    Но энтузиазм был.

    Свободно мыслящий ИИ, понимающий свободный язык и умеющий в него. Вот прям завтра.

    ПК которые возьмут на себя решение всех задач, и которые эти задачи решат вот прям завтра.

    А потом наступило грустное настоящее.


  1. arTk_ev
    20.10.2023 08:12

    В 80-90 компьютеров было много в учебных заведениях. ДЮСШ обучала дошкольников бейсику. И это в отдаленном сибирском селе. Лично приходилось складировать сотни устаревших компьютров уже в 2000.

    Либералы, когда пришли к власти, первом делом отменила информатику, астрономию, труды и музыку.


    1. gis
      20.10.2023 08:12
      +2

      хм.. про информатику вы точно ничего не путаете? Я и моя жена преподавали её в школе с конца СССР и все 90е, программа была практически неизменная лет, так, наверное, 15 с момента запуска учебника и методик Ершова. В начале 2000х программа обучения поменялась, начало сдвинулось на 7 класс. Вот есть скажем так "закон" на эту тему от 2004 года
      https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=151776#h5199
      Ну а ещё позже начало сдвинули на 5 класс.
      Астрономию - да, убрали. Если не путаю, то базовые темы перенесли в курс физики.


      1. arTk_ev
        20.10.2023 08:12
        +1

        В СССР было несколько систем образования, так как старая устарела. В некоторых школах и лицеях вводили экспериментальные системы, там даже учебники не успели сделать. Одна из них - колмогоровская система образования. Она показала отличные результаты для физмат-школ. Не знаю ни одного математика который бы не учился там, а в обычной школе.

        https://mat.univie.ac.at/~neretin/misc/reform/reforma1965.html

        Еще была дополнительная система дошкольного образования. С 5-летного возраста обучали английскому, программированию и множество кружков. ДЮСША были вроде по всей стране.

        После реформы в 90-х информатику полностью убрали, оставили только для 11класса основы пк. Программирования не было в обычных школах, не было и учителей. Колмогоровскую систему запретили, оставили только некоторые физмат-школы. Но возможно у них система тоже поменялась.


        1. gis
          20.10.2023 08:12
          +3

          Система образования, что в СССР, что в РФ была одна, устанавливаемая министерством образования. А учебные экспериментальные программы запускались в разных случаях по разным предметам регулярно, т.к. сотрудники минобра отдавали себе отчёт, что общество, наука и технологии развиваются и потому должны изменяться и учебные программы, методики и подходы к обучению. И всё это происходило и происходит по сегодняшний день в рамках единой системы образования.

          По поводу же ваших странных утверждений:
          "Либералы .... первым делом отменила информатику..."
          "После реформы в 90-х информатику полностью убрали..."
          ещё раз обращаю ваше внимание - курс информатики (Основы Информатики и ВычТехники), как был впервые введён в СССР в 1985 году для старших классов ВСЕХ общеобразовательных школ (вначале 9+10, за тем 10+11 уже в РФ), так и никуда не пропадал.
          "Программирование", как узкая технологическая и прикладная область никогда не было часть ни курса ОИВТ, ни последующего за ним курса "Информатика и Информационно-Коммуникационные Технологии".
          "Программирование" в школе изучалось или на уровне доп.обучения вне основой школьной программы по информатике (факультативы). И я вёл такой факультатив в школе, в которой работал учителем информатики. И замечу, что интерес к нему среди учеников был посредственный.
          Либо программирование могли изучать, если информатика в конкретной школе (с согласованием и утверждением программы в ГОРОНО) преподавалась в так называемом "профильном" уровне (посмотрите документ от минобра, ссылку на который я для вас привёл в комменте выше)


  1. piton_nsk
    20.10.2023 08:12

    Третий проект — определение местоположения по звёздному небу для движущихся летательных аппаратов. Например, что было нужно, чтобы самолёт мог определить местоположение

    Точно самолет? Или что-то другое)


    1. gis
      20.10.2023 08:12
      +2


    1. Yami-no-Ryuu
      20.10.2023 08:12
      +1

      Почему нет? Ещё древние греки про звёздному небу ориентировались.


  1. tujhhh
    20.10.2023 08:12

    В Третьяковке на Крымском валу сейчас выставили макет-реконструкцию системы "СФИНКС". Выглядит, конечно, очень неожиданно.

    (Извините за качество фото, там стекло и свет такие, да и телефон не блещет)