Музей искусств и ремесел является одним из самых старейших технических музеев в Европе. Его экспозиции невероятно интересны, и в то же время очень познавательны.
Все знают Францию в основном по известным достопримечательностям таким как: Эйфелева башня, Лувр, Триумфальная арка, Версаль и т.д. Но мало кто знает о Парижском музее ремесла и искусств, который открывает для своих посетителей много новых и захватывающих экспонатов.
Музей искусств и ремёсел, находящийся во французской столице, имеет полное право на то, чтобы называться старейшим техническим музеем в мире. Представленные в нём экспонаты рассказывают посетителям о том, как развивалась европейская наука и техника с 16-го по 20-й век, охватывая практически все области, в которых были сделаны открытия и изобретения — от ткацкого ремесла до фотографии.
Общая информация о Музее искусств и ремесел
На самом деле, названия музея, расположенного в столице Франции, не совсем точно. Ведь экспозиции представлены не произведениями искусства, а шедеврами техники. Экспонаты – это достижения науки, технологии, которые помогают нам справиться с повседневной жизнью, облегчают её, а также делают более разнообразной. Одним словом, политехнический музей.
Музей искусства и ремесел можно смело назвать городком, ведь здание огромное, и для того, чтобы просто посмотреть все экспонаты, не останавливаясь на чтение табличек и детальное их рассмотрение, то понадобиться полтора часа. А для того, чтобы осознанно ознакомиться с лучшими экземплярами науки и техники, нужно выделить целый день, а то и больше.
А знакомство с музеем и предвкушение успешного визита начинается еще в метро на станции Arts et Metiers (если вы, конечно, приедете в музей на метро). Когда вы выйдете из поезда, не спешите на поиски музея. Нужно осмотреться, тогда вы увидите овальные стены с медной обшивкой на толстых клепках, неоновые лампы и большие иллюминаторы, а в центре зала прямо под потолком — огромные шестерни. Создается впечатление, будто над вами толща морской воды, а вы — герой произведения Жюль Верна «Наутилус».
Когда вы отойдете от легкого приступа удивления (определенно позитивного), тогда поймете, что музей находится прямо над метро, в центре Парижа. Экскурсия по одной из самых знаменитых достопримечательностей Франции будет наиболее интересна тем людям, которые хорошо владеют (не на разговорном уровне) французским языком. Вся информация об экспонатах именно на официальном языке Франции, только таблички с их названиями продублированы английским.
А теперь немного о истории создание музея
Мало кто знает, что музей открылся еще при Наполеоне Бонапарте (во время Французской революции). В 1794 году аббат Анри Грегуар предложил Национальному Конвенту проект создания Консерватории искусств и ремёсел, целью которого станет «изучение и сохранение машин, инструментов, чертежей, моделей, книг и различной документации всех существующих искусств и ремёсел». Утверждённая Конвентом Консерватория немедленно становится новой хозяйкой множества конфискованных во время революции частных технических коллекций. После продолжительных поисков помещения для нового музея, в 1798 году коллекции Консерватории выделяется помещение церкви Сен-Мартен-де-Шан.
Церковь Сен-Мартен-де-Шан построена на месте старой церкви эпохи меровингов. Легенда гласит, что эта церковь была разрушена во время нашествий норманнов. Точного подтверждения этому нет, но достоверно известно, что в середине XI века Генрих I распоряжается отстроить на этом месте «вторую церковь». Построенная в 1059—1060 годах церковь переходит в 1076 году в ведение ордена Клюни.
Пострадавшее во время революции здание церкви требовало значительного ремонта, музей впервые открывает свои двери широкой публике лишь в 1802 году. С самого зарождения музея одним из принципов его стала интерактивность — работники музея не только показывали, но и объясняли посетителям, как работают выставленные в музее механизмы. Одновременно открывается одноимённое учебное заведение, профессора которого читают лекции по разным областям техники и технологии, а слушатели имеют возможность практиковать полученные знания на выставленных в музее машинах. Институт CNAM существует до сих пор, являясь одним из самых престижных учебных заведений Франции и самым популярным учебным заведением для студентов, совмещающих учёбу с работой (вечернее и заочное отделения). Его филиалы открыты во многих городах Франции.
В 1830 году под влиянием технической революции консерватория реформируется. Из музея убирают коллекции сельскохозяйственных и ткацких машин, заменяя их на модели и чертежи более современных машин: паровой, кузнечной, бумагоделательной, машины Рада для производства сахара и многих других.
XX век дал Музею множество новых тем: от автомобиля до покорения космоса. В 1990-х годах сценография музея была полностью перестроена, что позволило органично включить эти темы в уже существующую богатую коллекцию музея.
Культурное значение Музея
В нашем современном мире такой музей имеет огромное значение для всего человечества. Во-первых, он показывает насколько продвинулся научный прогресс, начиная с 18-19 веков. Это неопровержимое доказательство того, что наука движется семимильными шагами вперед с каждым днем. Некоторые посетители, которые приезжают в этот музей на экскурсию, ожидают увидеть живописные скульптуры и статуи, но после посещения они немного огорчены, так как здесь представлены экспонаты человеческого инженерного гения, и к искусству тут можно только отнести, то мастерство, которым обладал инженер.
Во дворе музея стоит уменьшенная модель нью-йоркской статуи Свободы Фредерика Бартольди. Первый ее экземпляр хранится внутри музея.
Коллекция музея составляет более 80 000 экспонатов и 15 000 рисунков, 40 000 из них находятся в Париже.
Вся коллекция музея разбита на семь разделов: строительство, коммуникации, транспорт, энергия, научные и измерительные инструменты, материалы, а также механика. Давайте посмотрим некоторые из разделов более детальнее.
Научные и измерительные инструменты
Раздел научные и измерительные инструменты представляет такие экспонаты, как микроскоп Мани, изготовленный для герцога Шолн, счетная машина Леона Болле, электронный микроскоп и суперкомпьютер.
счетная машина Леона Болле
Первые измерительные инструменты появились в доисторические времена — испокон веков человек стремился максимально точно определить время дня и ночи, измерить расстояние и вес.
суперкомпьютер
В эпоху Возрождения амбиции человека возрастают: в порыве исследования нашей планеты он пытается определить собственное местонахождение. Учёные создают новые измерительные механизмы, счётные машины. Большинство инструментов изготавливается часовыми мастерами или ювелирами, что возводит многие из них в ранг произведений искусства.
оптический микроскоп Мани
В XVIII веке наука — званый гость светских салонов. Механика, оптика, гидравлика, электричество — наглядные демонстрации законов физики пользуются успехом у публики. В то же время, возрастающая точность приборов позволяет создание первых научных лабораторий (наиболее известна лаборатория Лавуазье), отмечая тем самым новую ступень в развитии науки — более специализированной, более строгой.
арифметическая машина Рене Грилле де Ровена 1678 года выпуска. Собственно, что уж тут – это первый в мире калькулятор. Почти карманный.
калькулятор из прошлого
Для упрощения расчётов — будь то коммерческие, научные или административные — вводится метрическая десятичная система. Во второй половине XIX века развитие научных и измерительных инструментов проходит в двух направлениях. С одной стороны, из физических салонов XVIII века выходит экспериментальная наука, позволяющая анализировать, воспроизводить и понимать природу многих природных явлений. С другой, новые инструменты очень быстро замещают ручной труд там, где это возможно — счётные машины и измерительные машины полностью изменяют стиль работы страховых компаний, заводов и фабрик.
XX век — расширил границы познания науки для человека, новые инструменты позволяют совершать новые открытия.
Принципиальное отличие от исследований прошлого — отказ от принципа непосредственного наблюдения. Астроном может слушать эхо большого взрыва, положившего начало нашей вселенной. Биолог использует электронные микроскопы, пытаясь понять устройство живой материи вплоть до атомного уровня. Оптика и механика постепенно замещаются электроникой.
астрономические измерительные инструменты
Материалы
Используемые человеком материалы менялись с развитием цивилизации. Не только из-за изменений доминирующего в обществе вкуса, но и вследствие развития соответствующих технологий. От интуиции мастеров и опыта предков человек постепенно перешёл к физическому и химическому анализу этапов производства материалов.
Во времена Старого Режима мастера объединялись в корпорации, чей контроль способствовал качеству и стандартизации производства. Необходимости разных ремёсел обуславливали местонахождение мастерских: мастера-стеклодувы и производители черепицы, нуждавшиеся в большом количестве энергии для производства, строили свои мастерские в лесах; литейщики, с появлением доменных печей ставшие выплавлять более качественный чугун, — недалеко от месторождений угля; кузнецы — вдоль рек, где энергия текущей воды могла быть использована для приведения в движение мехов и молотов; текстильное производство было поделено между деревней, где производились грубые ткани, и городом, обрабатывавшим шерсть, шёлк и т. п.
Технический прогресс XVIII века структурно перестраивает производство. Благодаря созданию паровой машины, новые ткацкие станки позволяют ткать быстрее и качественнее. Использование коксующегося угля улучшило качество выплавляемого чугуна.
Стенд материалов. Предлагается засунуть руку в дырку и на ощупь определить материалы из которых сделан предмет.
В XIX веке появляются новые материалы: алюминий, пластик, новые типы сталей и стёкол. Новые краски и ткани (в первую очередь искусственный шёлк) преобразовывают ткацкое производство.
Вторая половина XX приносит кардинально новый подход: если раньше человек подбирал среди природных материалов наиболее подходящий, то теперь он может напрямую создавать необходимый ему материал, исходя из требуемых характеристик.
Главным экспонатом этого зала является Машина непрерывного литья заготовок.
Строительство
Большой интерес представляет строительный зал, зал с мотоциклами и автомобилями, антресоли, где можно увидеть прекрасные экспонаты
Этот зал знаменит наличием многоковшового экскаватора Кувре. Создатель экскаватора Альфонс Куврё (фр. Alphonse Couvreux) начал свою карьеру в 1840-х годах на прокладке железных дорог. В 1860 году он патентует первую версию своего многоковшового экскаватора. В последующие годы изобретатель постоянно совершенствует свой аппарат, и в 1863 году ему доверяют разработку экскаватора для рытья Суэцкого канала.
Основной частью экскаватора является стрела с цепью ковшей для разработки грунта. Выбранный грунт сбрасывается в вагонетки, подаваемые по параллельному пути. Сам экскаватор передвигается по специальной, трёхрельсовой железной дороге, которую перекладывают в процессе продвижения работ. Экскаватор приводится в движение двумя паровыми машинами: одна позволяет передвигать сам экскаватор, другая — более мощная — приводит в движение цепь ковшей.
экскаватора Кувре
Транспорт
В зале транспорта можно увидеть такие экспонаты, как кареты, паровозы, корабли, машины, самолеты и другой транспорт. Все модели выполнены великолепно, мастера приложили много усилий для их создания. Среди настоящих экспонатов – старинные велосипеды, возле которых стоит монитор. С помощью компьютерной техники можно просмотреть несколько видеоклипов, связанных с их историей. А также записи с велогонок, которые проводились в 90-х годах 19 века.
Следующий зал, связанный той же тематикой, представляет самый первый автомобиль – паромобиль, который использовался без помощи лошадей. Еще один интересный экспонат – пароплан, который висит под потолком. На мониторе можно посмотреть первую поездку паромобиля по улицам Парижа.
Механика
Зал, посвященный Механике, просто наполненный шестеренками, преобразователи напряжений, направление движения. На таком стенде можно все потрогать, покрутить и так далее, что очень нравится посетителям. Рядом находится «Театр автоматов», первый из экспонатов – пианола, механическое пианино. А так он весь наполнен разными интересными штуками: часами, музыкальными шкатулками, разнообразными живыми картинками, механическими птицами в клетках, детскими механическими игрушками. «Театр автоматов» — идеальное место для детей, им будет необыкновенно интересно и познавательно, при его посещении.
Есть еще один зал, в котором представлена электротехника, которая датируется 19 веком. Это и электрические машины, телеграф, телефон, оптико-механические игрушки, которые существовали до кино и мультиков. Наличие первого кинопроектора, камеры братьев Люмьер привлекает много туристов.
История развития фотографии.
Невероятное множество самых разнообразных печатных машин.
необычная клавиатура в печатной машинке
совмещение механического пианино с органом и ударными
первая музыкальная шкатулка
механическое пианино
Настоящей изюминкой и гордостью музея на сегодняшнее время является коллекция локомобилей и автомобилей. Автомобили установлены таким образом, чтобы люди, которые понимают в тонкостях техники, смогли оценить работу инженера. Кроме всех известных автомобилей, музей может показать аэромобили и даже паровой аэроплан инженера Клемана Адера, который висит на потолку. Самая большая гордость музея – это первый в мире самодвижущийся экипаж с тепловым двигателем, творение инженера Николы-Джозефа Куньо.
локомобиль
Второй этаж встречает посетителей фанерными фигурами людей, которые держат таблички, где записаны различные вопросы типа «Кто изобрёл порох?» или «Где прошла испытания первая подводная лодка?». Ответы написаны на обратной стороне, естественно, по-французски. Слева находится библиотека, справа можно продолжить осмотр экспонатов.
Также в музее представлены разные образцы материалов, которые на сегодня очень распространенные в быту: стекло, пластик, алюминий, разнообразные ткани, которые на протяжении веков очень помогли людям создавать необходимое приспособление.
Музей полезен для детей и взрослых, это познавательная экскурсия с показом наилучших образцов техники и технологии. Это не только развлечение, это изучение истории человечества.
В центре – тот самый маятник Фуко из романа Умберто Эко.
Первый телеграфный аппарат
Где находится Музей искусств и ремесел, что можно посмотреть рядом
Церковь-Сент-Эсташ
Музей находится в центре, поэтому рядом можно посмотреть самую красивую церковь в Париже – Сен-Эсташ. Недалеко располагается большая торговая улица Rue Montorguil. Она представляет огромный интерес любителям шопинга. Магазин кухонных принадлежностей Dehillerin создан для тех, кто увлекается готовкой. Он находится на улице Coquillerie.
Как добраться до Музея искусств и ремесел
Для того, чтобы добраться к музею искусств и ремесел, нужно воспользоваться метро под названием Art et Metiers, линия 11. Когда вы выйдете из метро, вы сразу увидите несколько зданий, которые находятся близко друг к другу, и связанных одним архитектурным стилем.
Тот, кто приезжает в Париж, непременно должен посетить музей искусств и ремесел. Это одна из самых главных достопримечательностей столицы Франции. И каждый посетивший его, остается настолько восторженным и довольным такой экскурсией, что от такого культурного заведения остаются только приятные воспоминания.
Комментарии (13)
ksider
02.12.2015 10:39+2Один из лучших музеев, в которых я был.
но вот только электронный микроскоп Мани, где-то тут ошибкаAlenaMalanchuk
02.12.2015 10:42+1В чем именно Вы увидели ошибку?
scg
02.12.2015 12:48суперкомпьютер
М-м-м-м-м, Cray-2darkfrei
02.12.2015 23:38+1Первый выглядел как диван из той книжки.
Я картинкаbaldr
02.12.2015 20:18+1Два лучших технических музея Европы, в которых я был — это как раз «Музей Искусств и Ремесел» в Париже, а второй — это Технический Музей в Вене. Очень советую второй также. Ходил по нему с 11 утра и до закрытия в 6 вечера, уже вежливо выгоняли в конце, так что пришлось бегом ходить…
Два эти музея мне понравились очень систематичным подходом и огромной коллекцией.
Еще могу посоветовать Музей Леонардо да Винчи в Милане, но в нем, на мой взгляд, экспонаты немного сумбурно сгруппированы и не так интересно.
ice2heart
Пианино с эффектами в действии.