Содержание
Введение
Структура Мегаплан
Клиенты
Сделки
- Схема сделки
- Автоматические сценарии
- Работа менеджера со сделкой
- Дополнительные возможности сделки
Счета
Отчеты
Интеграция
- С почтой
- С телефонией
- С Интернет-магазинами
API
Резюме
Введение
С сервисом Мегаплан я начал работать, как и со многими другими системами, по просьбе клиента, который попросил, чтобы я им настроил для работы именно Мегаплан.
На официальном сайте написано, что Мегаплан — это корпоративная CRM-система. Я считаю, что такое позиционирование не совсем верно. Мегаплан – это, скорее, Task-менеджер с возможностью вести CRM.
С одной стороны, такое совмещение Task и CRM может быть довольно удобным. С другой стороны, функции CRM-системы доступны только в одном из тарифных планов, и там представлены достаточно слабо. Но, обо всем по порядку.
В Мегаплане есть 4 разных тарифа:
- Совместная работа
- CRM: клиенты и продажи
- Бизнес-менеджер
- Проект-менеджер
Важно знать, что вся работа в CRM Мегаплан построена вокруг понятия Сделка, это ключевой момент всей работы с клиентами и продажами. При этом доступ к Сделке, к работе с телефонией, к другим функциям CRM-системы возможен начиная с тарифного плана «CRM: клиенты и продажи». О нем я и буду говорить далее.
В этой статье я не буду подробно описывать весь функционал Мегаплана, я буду говорить только о том, что касается непосредственно CRM.
Структура Мегаплан
При выборе тарифного плана «CRM клиенты и продажи» вы получаете комплексное решение: Task-менеджер и CRM. В перечне доступных функций в этом тарифном плане присутствуют:
- Сотрудники – перечень Сотрудников компании с правами их доступа к тем или иным функциям;
- Дела – собственный огранайзер каждого Сотрудника, который напомнит своевременно о встрече, звонке, создании отчета или любом другом деле;
- Задачи – это дела, которые один Сотрудник может поставить перед другим. Например, начальник отдела продаж может поставить задачу «позвонить клиенту» и адресовать ее определенному менеджеру;
- Клиенты – любые потенциальные или реальные клиенты компании, включая лидов и контакты клиентов, которые уже завершили сотрудничество;
- Сделки – основной документ менеджера. Объект создается при начале переговоров о продаже товара/услуги, а в процессе перехода от одного этапа работы к другому меняется его статус вплоть до оплаты, отгрузки, подписания актов выполненных работ и пр.
В этом перечне пункты «Дела» и «Сотрудники» не имеют к CRM-системе отношения вообще, это скорее, составляющие Task-менеджера. Задачи и Счета можно с некоторой натяжкой отнести и к CRM-системе, и к Task-менеджеру. И только два компонента: Клиенты и Сделки явно принадлежат CRM-системе.
Итак, Мегаплан предоставляет доступ к работе с Task-менеджером с функциями CRM-системы, а вся работа непосредственно с клиентами находится в одном из разделов – в Сделках.
А, в общем, с моей точки зрения, интерфейс системы очень простой, удобный и понятный интуитивно. Здесь каких-либо недостатков я не увидел. Структура тоже достаточно простая, пользователи не будут испытывать каких-либо сложностей с поиском нужного раздела или функции в процессе работы.
Клиенты
Первое, с чего начинается любая работа с клиентами – это лиды. В Мегаплане такого понятия, как Лид не существует. Также здесь не выделена в отдельный объект такая категория потенциальных клиентов, как Контакт.
Лид – это потенциальный клиент, который тем или иным образом отреагировал (либо может отреагировать) на маркетинговую коммуникацию, т.е. этот человек или компания может заинтересоваться предлагаемым товаром или услугой.
Контакт — это потенциальный или реальный клиент, с которым уже проведены какие-то переговоры, который проявил ту или иную реакцию, предоставил определенный перечень личных данных и т.д. Часто в CRM-системах Контакт выделяют в отдельный объект, чтобы не путать с Лидом (потенциальным клиентом, с которым не была проведена работа) и Клиентом (компанией или человеком, сотрудничество с которым происходит в данный момент времени).
В CRM Мегаплан для работы с потенциальными и существующими клиентами имеется один общий объект – Клиенты.
С одной стороны, в карточке Клиента всегда можно выставить его статус, и назвать его значения: лид, контакт, клиент, отказ и т.д. Но такой подход ограничивает в значительной степени удобство работы со справочниками, с отчетностью, аналитикой. В результате уже это отсутствие разделения снижает ценность Мегаплана как CRM-системы.
Клиентов можно импортировать из Excel-файлов. Этот вид функционала стандартен, но далеко не всегда подходит компаниям, которые работают с большим количеством разных контрагентов. Функционал импорта очень прост и органичен небольшим перечнем возможностей.
В справочниках Клиентов предусмотрена возможность создания и заполнения:
- Типа клиентов;
- Личные данные и реквизиты;
- Виды деятельности;
- Другие дополнительные поля.
Также при настройке справочника можно ограничить каналы подключения, а также права различных категорий пользователей, которые будут работать с этим справочником.
Но все же для обеспечения полноценной работы этой системы в качестве CRM, необходима реализация отдельных понятий Лид и Контакт.
Например, по причине отсутствия такого понятия, как Лид, в Мегаплане невозможно поставить задачу (или запланировать дело): звонок такому-то Лиду. Конечно, можно создать Клиента, для которого установить тип «Лид», после чего поставить задачу – «звонок клиенту». Но это будет неполноценным решением, а попыткой приспособить систему к функциям, для которых она не была предназначена. Лид должен быть отдельным элементом, со своим функционалом, своими особенностями и т.д.
Таким образом, я считаю, что Мегаплан предназначен для текущей работы с существующими клиентами, для управления задачами. Но все это имеет отношение, скорее к Task-менеджменту, чем к работе CRM-системы.
Сделки
Основной документ для работы менеджера – это Сделка. В ней он может указать, с каким Клиентом (не зависимо от того, лид это или реальный клиент) заключается сделка.
Основные поля, которые присутствуют в сделке:
- Клиент
- Номер сделки
- Стоимость сделки
- Статус (стадия, на которой находится сделка)
В качестве дополнительных реквизитов используются поля:
- Форма оплаты.
- Доставка.
Кроме того, можно настроить какие-то индивидуальные поля, которые нужны для удобной работы, но их настраивают уже после выбора Схемы работы.
Схема сделки в Мегаплане: выбор, настройка, особенности
В системе Мегаплан вы можете самостоятельно настроить Схему, по которой создается та или иная сделка. Вы можете использовать в работе несколько заранее настроенных схем работы по своему усмотрению. Это может быть базовая схема (наиболее часто используемая), схема продажи товара, схема продажи услуги или какого-то комплексного проекта.
Я считаю, что такая гибкая настройка и возможность использовать одну из нескольких схем – это очень удобно. Например, если речь идет о продаже товара, сделку можно разделить на следующие этапы:
- Первичный интерес.
- Формирование коммерческого предложения.
- Переговоры.
- Утверждение коммерческого предложения.
- Выставления счета.
- Оплата счета.
- Отгрузка.
В случае если понадобится использовать продажу, например, проектной работы, можно будет переключиться на другую схему с другими этапами работы.
Например, у меня есть клиент, который продает оборудование и занимается его последующей установкой. При этом услуги по установке оборудования оплачиваются отдельно, более того, этим направлением в продажах занимается отдельное структурное подразделение отдела продаж. Для того, чтобы в Мегаплане одновременно могли работать и отдел продаж оборудования, и отдел по продажам услуг по его установке, понадобится настроить две разные схемы этапов сделки.
Для работы со сделкой по услуге, приведенной в примере, понадобятся такие этапы:
- Первичный интерес.
- Замер помещения, в котором будет установлено оборудование.
- Разработка сметы.
- Утверждение сметы.
- Оплата счета.
- Выполнение работ.
- Приемка (подписание акта выполненных работ).
Как видите, стадии сделки могут быть самыми разными. И Мегаплан позволяет обе схемы использовать в одной системе. Реализация работы со Сделками в Мегаплане очень удобная и гибкая.
Кроме того, что вы можете настроить любое количество схем сделок, каждая из которых имеет свои этапы, вы можете также настроить порядок действий по сделке. Т.е. сотрудник сможет выставлять этапы только в указанной вами последовательности, и пока не был проведен один из этапов, перейти к последующим будет невозможно. Вне указанного порядка будут доступны только базовые функции отказа и приостановки работы по сделке.
Автоматические сценарии в сделке: плюсы и минусы
Еще один плюс Мегаплана – это возможность указать, что должно происходить в момент изменения статуса сделки. Т.е. можно настроить так называемый Сценарий, который может включать в себя: автоматическую генерацию тех или иных документов (договор, счет и т.д.), оповещение ответственных сотрудников об изменении статуса, изменение статуса документов, ранее сгенерированных для этой Сделки и т.д. И в момент изменения статуса Сделки указанный сценарий будет автоматически выполняться. Это очень удобно, но есть один минус. Сценарии четко запрограммированы, и какое-то свое действие добавить в них невозможно.
Например, один из моих клиентов хотел, чтобы после смены статуса Сделки в Мегаплане система автоматически связывалась по IP с учетной системой и меняла там также статус соответствующего заказа. Это оказалось невозможным, так как собственный вариант действия в сценариях системы создать нельзя.
Также можно установить уровень прав пользователей в Сделке: кто какие параметры видит, кто какие данные может изменить и т.д. Кроме того, в схеме сделки можно добавлять собственные произвольные поля, комментарии, другие важные данные.
Например, для одного из клиентов на этапе утверждения сметы (проекта) мы добавляли поле «Требуется согласование с генеральным директором заказчика» с вариантами ответа Да/Нет. И если в этом свойстве указывался ответ Да, руководство компании дополнительно контролировало этот этап сделки.
Минусом работы с дополнительными полями, хоть и небольшим, я считаю отсутствие возможности указать необходимость такого поля для Сделки любого типа. Добавлять какие-то свойства можно только в определенную схему сделки. В результате, чтобы добавить, например, ID сделки, необходимо добавлять это поле в каждую из возможных схем отдельно.
Работа менеджера со сделкой
Каждая новая продажа в Мегаплане начинается со Сделки. После создания документа Сделка в нем необходимо выбрать схему, по которой она будет проводиться. Далее появится возможность указать сумму сделки, прикрепить какие-то документы, добавить данные о товарах и услугах, которые нужны клиенту.
Итак, в Сделке возможно указать:
- Схему сделки
- Форму оплаты
- Вид доставки
- Интегрировать с интернет-магазином для автоматического создания сделки
- Импортировать заказы по расписанию
- Указать перечень товаров или услуг, а также сумму сделки
- Создавать комментарии к этой сделке
- Менять статус сделки
И здесь возникает проблема, общая практически для всех CRM-систем при работе с продажей товаров. Для того чтобы совершить продажу определенных позиций, необходимо точно знать их количество на складе, не зарезервированы ли они другими покупателями и т.д. Все это возможно при создании расходного документа или счета в системе учета, которой пользуется компания. А в CRM можно только зафиксировать пожелания клиента и получить предварительную сумму заказа, без учета наличия или отсутствия товарных позиций, а также возможных скидок и акций.
В CRM-системе нет и не может быть актуальных товарных остатков, а потому здесь нельзя выписывать счета, формировать какие-то продажи товаров со скидками, работать с ценообразованием и пр.
Кроме того, в CRM Мегаплан, как и в большинстве аналогичных систем, не предусмотрены скидки и специальные цены для разных категорий клиентов. Т.е. предполагается, что менеджер укажет вручную перечень товаров, их количество, после чего сверит цены и укажет, снова-таки, вручную все скидки и акции. Сложно себе представить, что таким инструментом будет пользоваться какая-либо серьезная компания, которая работает с системой учета, и предоставляет своим покупателям различные варианты скидок и специальных цен.
Таким образом, при работе со Сделками в CRM Мегаплан список товаров, их количество и цену чаще всего никто не использует. Для компаний, которые работают с продажами B2B, это будет дублированием работы, так как все счета и расходные документы удобнее создавать в системе учета (1С или любой другой). Для интернет-магазина эти данные также будут избыточными, так как в большинстве случаев интернет-магазин интегрируется с 1C или другой системой, которая автоматически формирует пакет документов для продажи товара. В результате, возможность оформления счета или других финансовых документов из CRM Мегаплан становится избыточной.
Сами по себе Сделки, как инструмент, универсальны, удобны и прекрасно продуманы. Но также они содержат в себе некоторые излишние вещи, которыми, я считаю, пользоваться во многих случаях нельзя, а если и можно, то это становится избыточным дублированием.
Дополнительные возможности сделок
При работе со Сделками менеджер может дополнительно запланировать прямо в Сделке какие-то дела. Это может быть звонок, встреча, подготовка документов и другие действия. Эти функции относятся больше к Task-менеджеру, чем к CRM-системе.
Кроме того, при смене статуса сделки существует возможность создания Счетов, Договоров и других документов. Но все это реализовано на самом простом уровне. И я ни разу не сталкивался с тем, чтобы кто-то из клиентов посчитал эти возможности полезными.
Этим возможности работы со Сделками и ограничиваются. В качестве CRM система показала себя очень простой, понятной и даже удобной, но при этом настолько ограниченной функционально, что часто моих клиентов после знакомства с Мегапланом отказывались от этой системы в пользу других CRM.
Счета
В системе Мегаплан существует такое понятие, как Счет. Эти объекты имеют гибкие настройки, это и внешний вид, и наличие различных формул, которые помогут автоматизировать процесс создания Счета. Но конструктор шаблонов Счета все же очень ограничен функционально. Шаблоны Счетов заданы жестко, и если вам потребуется, например, добавить какое-то поле, вы не сможете это сделать. Такие ограничения также не очень удобны.
Счета могут формироваться автоматически на основании Сделки. Счета имеют собственные статусы, но все же реализация Счетов в Мегаплане не самая удобная и функциональная.
Отчеты
Отчеты в Мегаплане также развиты слабо. Максимум, что можно сделать, это создать собственный отчет из предложенных вариантов, но их очень мало. Т.е. вы можете выбрать поля и колонки, которые будут присутствовать в отчете из готового перечня. Но это и все, что Мегаплан предлагает пользователям. Форма вывода будет также проста. API отчетности, т.е. выгрузка данных в какую-то другую систему, здесь не предусмотрена. Также вы не сможете объединить в один отчет разные направления работы, например, в одном отчете объединить Задачи и Сделки невозможно. Придется создавать два отчета, а потом анализировать их уже вне системы.
Плюс Мегаплана – это простота настройки отчетов. Процесс настройки настолько удобен и понятен интуитивно, что для создания нового отчета вам не понадобится привлекать специалистов.
Интеграция
Сегодня вопросы интеграции системы CRM с другими системами учета товаров и услуг, со справочниками клиентов или интернет-магазином, с телефонией, почтой и другими функциями, нужными для работы отдела продаж, очень актуальны. Без качественной интеграции усложняется автоматизация, в результате вся система становится излишне громоздкой, требует дополнительные затраты времени на ведение отчетности вручную, в результате сотрудники компании начинают саботировать дополнительную работу, и, как итог, такое решение оказывается «в коробке».
В Мегаплане реализован:
- Импорт/экспорт Клиентов в Excel файл. Очень простое и довольно универсальное решение, подходит для обмена данными с разными системами
- Экспорт отчетов в Excel файл. С учетом достаточно скромной отчетности, реализованной в системе Мегаплан, экспорт отчетов поможет в создании более сложной аналитики
- Работа с почтой. Вы можете отправлять письма из Мегаплана и получать их прямо в системе
- Собственная телефония. Функция необходима для автоматизации учета и контроля звонков менеджера
- Интеграция с Интернет-магазином. Выполнена достаточно сложно, но возможность автоматического создания Сделок и Клиентов на основе данных из Интернет-магазина присутствует
Импорт и Экспорт в Excel не нуждается в отдельном описании, здесь все функции стандартны и широко известны. Об остальных возможностях Мегаплана стоит поговорить подробнее.
Интеграция с почтой
Работа с почтой очень проста, а возможности почты – ограничены. Некоторым минусом можно считать, что почта не имеет ни собственной закладки в интерфейсе, а потому искать ее не так удобно, как хотелось бы.
Набор функций в почтовом сервисе – минимален. Пользователи могут принимать и отправлять почту, так же просто, как и в любом почтовом сервисе, могут пользоваться адресной книгой, прикреплять к письмам файлы. В общем, использование обычного пользовательского интерфейса в почте Мегаплана не вызовет никаких проблем.
К сожалению, привязать какой-то автоматический алгоритм для обработки почты в Мегаплане невозможно. Таким образом, вся почта приходит в одну общую папку Входящие, а создать скрипт, который бы распределял письма, например, по менеджерам, в Мегаплане не получится.
Интеграция и телефония
Телефония в Мегаплане имеется своя, и доступ к ней предоставляется всем клиентам по умолчанию. В системе предусмотрена возможность интеграции с двумя сервисами телефонии, но оба они малоизвестны и не относятся к распространенным. Кроме того, можно использовать собственную телефонию от Мегаплан.
Система Мегаплан предлагает собственную «виртуальную АТС», с одним общим исходящим номером для всех ваших сотрудников, и с личными номерами внутри системы. А потому вы не сможете подключить свою офисную АТС к этой телефонии.
С другой стороны, если у вас нет мини-АТС в офисе, то вы можете получить ее виртуальный аналог в системе Мегаплан. Подключается эта телефония быстро и просто, не требует покупки специального оборудования, звонки производятся из браузера. Но есть и заметный недостаток: более простой (вплоть до примитивности) телефонии я лично даже вспомнить не могу.
Особенности телефонии:
- Подмена номера. Вы можете указать любой принадлежащий вам номер телефона. Именно этот номер будут видеть люди, которым вы и ваши сотрудники будете звонить из Мегаплана
- Собственные тарифы и возможность пополнения баланса
- Возможность совершать внутренние звонки внутри системы
Мегаплан об этом в явном виде нигде не пишет, но складывается впечатление, что они применяют телефонию VoxImplant, которая используется Битриксом в реализации его собственной телефонии. Как известно, компания 1С выкупила 50% акций, как Битрикса, так и Мегаплана. А потому совместное применение каких-то программных продуктов в данном случае удивление не вызывает.
О том, что такое и как работает VoxImplant, вы можете почитать также в моей статье, посвященной системе Битрикс24.
Кроме того, в Мегаплане внутреннюю телефонию можно интегрировать с телефонией от компании Oktell, которая работает в качестве провайдера и предлагает, в том числе, собственную телефонию, которая на сегодняшний день не относится к распространенным продуктам цифровой телефонии.
Аналогичная ситуация с интеграцией с телефонией «Простые звонки». Компания малоизвестная. При этом на сайте «Простых звонков» пишут, что они поддерживают интеграцию со многими популярными сервисами, но использовать дополнительные сервисы-посредники при интеграции – не самое лучшее решение.
Интеграция с Интернет-магазином
В Мегаплане предусмотрена возможность интеграции Сделок с интернет-магазином. Честно говоря, я эту функцию ни разу не реализовал на практике, потому много говорить об этой возможности не буду.
Для передачи данных здесь используется формат CommerceML, что мне показалось не самым простым и удобным решением. На сайте так и написано:
С помощью этой настройки вы можете интегрировать свой интернет-магазин с модулем продаж для автоматического создания сделок. Для этого сторонний сайт может направлять запросы Мегаплану, передавая параметры заказов в формате CommerceML 2. Сделки будут создаваться в указанной схеме продаж и статусе от имени выбранного пользователя. Подробная спецификация по запросу доступна в справочнике.
Таким образом, нужно указать, какая схема должна быть использована для какого случая, и Сделки будут создаваться автоматически после получения данных из Интернет-магазина. Но все мы знаем, что формат CommerceML 2 – это продукт от компании 1С, он довольно специфичен, громоздок и не очень удобен. Вероятнее всего, специалисты Мегаплана стремились обеспечить, в первую очередь, интеграцию с Битриксом. Почему они выбрали такой метод интеграции, а не по API, что было бы, на мой взгляд, логичнее и удобнее, знают только они.
Также в Мегаплане предусмотрена настройка автоматического Импорта заказов по определенному графику. Как это работает, я так и не увидел, так как у меня не было ни одного клиента, который пожелал бы использовать эти возможности.
Я считаю, что если у вас много заказов, то эта система вам не подойдет, и обычно предлагаю другую CRM-систему, которая в большей степени ориентирована на интеграцию и автоматизацию работы с заказами. А при небольшом количестве заказов возможности интеграции оказываются, чаще всего, не нужны.
API
API в Мегаплане — это удобный и достаточно мощный инструмент, при помощи которого возможно организовать обмен данными между Мегапланом и вашими приложениями с применением для этого специальных запросов.
При помощи API-синтаксиса можно создать методы для добавления новых сотрудников или постановки каких-то задач, для получения списка клиентов и т.д.
Я считаю, что API в Мегаплане хорошо продумано, очень подробно документировано и обширно. Подробно останавливаться на этих возможностях не вижу смысла, так как в принципе, они мало чем отличаются от аналогичных возможностей в других системах, а особенности решения той или иной задачи описаны в справочных разделах Мегаплана.
Резюме
Мегаплан – это очень простая система, в разрезе CRM простота настройки и работы доходит даже до примитивности. Если рассматривать перечень возможностей в целом, то можно сказать, что Мегаплан – это не CRM-система с элементами Task-менеджмента, а наоборот, Task-система с некоторыми элементами CRM.
С уважением,
Кинзябулатов Рамиль.
Комментарии (4)
DrPass
02.12.2015 23:19> В CRM-системе нет и не может быть актуальных товарных остатков, а потому здесь нельзя выписывать счета, формировать какие-то
> продажи товаров со скидками, работать с ценообразованием и пр.
Это неправильное утверждение. В теоретическое понятие «CRM» действительно не входит контроль товарных остатков. Эта функция просто остаётся «за кадром». Но если мы говорим о CRM-системе, т.е. о конкретном продукте, который реализует функции CRM, в нем отображение товарных остатков, прайсы, дисконтные программы — всё это должно быть. Точно так же, как авторизация пользователей не входит в понятие CRM, но является обязательной функцией CRM-систем. Бизнесу не нужны сферические кони в вакууме, бизнесу нужна система, которой можно пользоваться на практике. Поэтому CRM должна как минимум иметь средства интеграции с учетными системами, чтобы уметь вытаскивать оттуда актуальные товарные остатки, цены и т.д.
Dee3
02.12.2015 23:38Хорошая тема. Хотелось бы почитать про бюджетные ERP-системы (если такие существуют конечно).
Mimus_spb
А битрикс тогда получается ERP с элементами CRM?
JustRamil
Битрикс 24 — это не ERP точно.
Свое мнение о Битрикс CRM в части CRM я уже писал на хабре habrahabr.ru/post/257795