1. Вступление

2. Кто такой CIO и зачем он нужен — ретроспектива и реальность на собственном опыте

3. Откуда CIO берутся

4. Куда CIO уходят

5. Что же делать?

...так Шедевриум видит как выглядит career is over...
...так Шедевриум видит как выглядит career is over...

1. Вступление

Написать эту статью меня побудил мой опыт ИТ-директорствования на протяжении практически девяти лет (2010 - 2019). Я сам корнями отчасти из разработки, отчасти из системных аналитиков, но достаточно быстро понял что просто своими руками сделать могу мало, а с товарищами — практически всё, а если ещё помочь пользователям сформулировать то, что они хотят с учётом того, что могут наши ИТ-системы — то тут мы вообще горы свернём: «Без друзей меня — чуть-чуть, А с друзьями много!» Всё это упало на благодатную почву стартапа небольшого банка в 1999 году и так я и стал ИТ-менеджером.

Собственно цель данной статьи — оглянуться назад, обобщить мой скромный субъективный опыт, сделать выводы и, не много — не мало, помочь коллегам не совершать мои ошибки в своей карьере. При этом я нисколько не жалею, что свернул на путь CIO в 2010 году, больше вопрос — что делать во время того, как CIO твоего профиля (средний частный коммерческий банк) не особо нужны.

При этом хотелось бы сразу сказать, что мой опыт — он полностью в финансовой сфере, где в целом автоматизация процессов имеет высокое значение в силу довольно больших объёмов документооборота и отсутствия реальных товаров — необходимо снизить как риски человеческой ошибки, так и риски мошенничества. Плюс требуется накопление, систематизированного, специальным образом, объёма данных пригодного для анализа как с точки зрения регуляторной отчётности, так и всевозможной управленческой (то самое хранилище данных).

Здесь и далее под разработкой ПО подразумевается разработка ПО не на продажу или не для стороннего заказчика (производство), а только лишь для обеспечения собственных нужд организации (in-house). Причем разработка в широком смысле этого слова — то есть от постановки задачи до внедрения результатов с возможным участием подрядчиков для реализации задуманного.

2. Кто такой CIO и зачем он нужен — ретроспектива и реальность

Хотелось бы разделить моё представление о том, кто такой CIO до того как я им стал и после этого, а так же как оно развивалось и изменялось во время.

Вкратце о себе:

  • закончил МФТИ в 1994 году,

  • сопровожденец-эникейщик и дата-инженер в ТверьУниверсалБанке в 1994-1996 года,

  • программист, тимлид, системный аналитик в Торибанке в 1996-1998 годах,

  • тимлид, начальник управления развития ПО, заместитель CIO в Нордеа-банке в 1999 - 2010 годах,

  • CIO в нескольких коммерческих банках до 2019 года.

При этом сразу хотелось бы отметить, что в конце девяностых и на всё протяжении первого десятилетия двухтысячных понимание топ-менеджеров о том, как правильно управлять требованиями, как правильно вести разработку и вообще значимость упорядоченных процессов по развитию ИТ-систем, не говоря уже об Agile, как таковом, была мягко говоря, слабой: считалось, что условный Вася-программист выслушает условную Машу-бухгалтера или Аню-операциониста, всё осознает, быстро что-то накодит и удовлетворит всех результатами своего труда. То есть эдакое ad-hoc-творчество мало сдерживаемое рамками процессов. Ни о какой постановке задачи в письменном виде или о тестировании речи не шло, разделение прода, дева и теста тоже практически не практиковалось. Тем не менее попытки время от времени перейти на некий упорядоченный путь были, но про них быстро забывали: одна из них была решение проблем 2000-ого года, когда все были напуганы, что все программы в мире перестанут работать. Но обошлось.

Собственно основной задачей CIO тогда (да и сейчас это много где осталось) была автоматизировать процессы организации практически любым путём за разумные деньги. При этом да, иногда приходилось закупать сервера, диски, памяти и всяческое иное ИТ-оборудование. Если в организации была своя, in-house-разработка, то это обычно было отдельное подразделение со свои начальником, который был обязательно выходец из таких же кодеров — некое сообщество товарищей анархистов и свободных художников.

Так что роль CIO в начале двухтысячных выглядела как роль некого ИТ-ного завхоза, который должен был обеспечивать программистов, которые несли прогресс в широкие народные массы организации. В целом, очевидно, это было не интересно — в то же время программисты, наслаждаясь свободой творчества, несли свет автоматизации в массы!

Но бизнес рос, потребности организаций росли, а программисты оставались в рамках своих решений и своего кода, при этом желания выяснять и тем паче предугадывать потребности условных Маш и Ань у них не возникало, так как им приходилось бороться как со своими же багами и с быстродействием, а ещё разбираться с кодом ушедших товарищей-программеров и стартапить новых. Всё это пожирало бюджеты ФОТ и диктовало потребностей в какой-то диверсификации деятельности и специализации обязанностей. Для меня 2003 год — это год появления первого системного аналитика в нашем коллективе. Помню как мне пришлось уговаривать нашего CIO, по совместительству CFO, открыть соответствующую вакансию. В итоге — к программистам добавляются аналитики и сопровожденцы, а дальше и тестировщики и ведение версий и базы кода. Потом — ИТ-архитектура приложений и ИТ-архитектура предприятия. Именно примерно тогда же мы начали с моей подачи вести версионность ИТ-систем в виде набора иерархических директорий и правил описания версии. Кроме этого — готовые ИТ-решения, вендоры, интеграторы, поставщики и так далее.

Всё это приводит к тому, что CIO к концу первого десятилетия двухтысячных становится уже практикующим ИТ-архитектором организации, шагающий в ногу со временем, который должен не только обеспечивать, но и заглядывать в будущем, что бы оно не стало таким затратным уже завтра.

И всё это уже становится интересно вчерашнему программеру, который живёт новыми технологиями! И я начинаю задумывать о том, не стать ли мне CIO...

Как показала потом жизнь, при этом та часть CIO, которая отвечает за обеспечение никуда не девается, она не только присутствует, но развивается по своим законам. И тут мы приходим к главному в моей жизни понимаю, что такое есть CIO.

CIO – это тот, кто совмещает в одном лице понимание того, как будет развиваться ИТ организации (её технологическое обеспечение) в светлом будущем (и обеспечивает неуклонность этого развития) с обеспечением стабильности работы организации в ИТ-части в суровом настоящем.

Очевидно, что у каждого CIO свой жизненный путь и путь в ИТ — кто-то вырос из программеров, кто-то из сис.админов (а кто-то и из обычных хозяйственников или финансистов! но об этом позже) — и это задаёт интересы и предпочтения конкретного CIO. Обычно, начиная с какого-то более-менее значимого размера организации у каждого успешного CIO (а есть и неуспешные, но тоже CIO – об этом позже) есть заместитель, который отвечает либо за ИТ-развитие (например, главарь программистов) либо за ИТ-обеспечение (закупки, договора, ЦОД-ы с кондиционерами и так далее). Зачастую ещё и ИТ-инфраструктуру выделяют в отдельное направление — сервера, ЛВС, системное администрирование и так далее.

3. Откуда CIO берутся

Собственно CIO берутся отовсюду — преимущественно из ИТ, как развитие наиболее жаждущих к карьере и наиболее способных к этому (ну это не всегда, на мой взгляд), но так же и из других направлений, особенно обеспечивающих — самое главное, что бы умел считать деньги и понимать что действительно организации требуется, а что нет и что требуется в первую очередь, а что во вторую.

Если основная задача для CIO ставится просто и заключается в контроле расходов (отсекаем лишние, непонятное, ненужное) — удерживать бюджет в заданных рамках и не пущать за пределы — то это может быть и кто-то из финансистов. Самые плохие представители CIO, на мой взгляд — это выходцы из хозяйственников или из бизнеса (не ИТ-ного). Такие люди всё пытаются упросить до некой бинарной логики, отдать всё на откуп аутсорсерам-подрячикам и не понимают, насколько для организации могут быть значимы собственные компетенции даже (или прежде всего) для автоматизации собственной деятельности, что рано или поздно таки сказывается и на расходах тоже, когда аутсорсеры-подрядчики начинают понимать собственный монополизм и задирать расценки.

Таким образом CIO может стать любой, к кому будет доверие со стороны собственников или топов (иногда это одни и те же люди, но не всегда) в части того, что он потратит выделяемые ИТ-бюджеты на пользу организации, с учётом некой перспективы завтрашнего дня, что бы завтра не было так мучительно больно дорого всё переделывать заново. А если будет не хватать — то разберётся почему не хватает и попросит ещё столько сколько нужно, но не более того. И при этом сэкономит там, где это возможно столько сколько возможно.

4. Куда CIO уходят

Вот мы и дошли до самого интересного. Начну с самого сложно — почему CIO уходят.

Основные причины ухода CIO очевидны — либо выходят из доверия топов/собственников либо самому CIO становится неинтересно работать на данной конкретной позиции. И то и то обычно связано с выполняемыми задачами (проектами). При этом стоит учесть, что CIO, как правило, становятся персонально ответственными за крупные ИТ-проекты, такие как смена АБС или ERP — и в этой роли конкретный CIO может либо не справится в силу тех или иных причин либо просто перерасти сами задачи, особенно если задачи эти — просто поддержание текущей деятельности организации на одном и том же уровне. В моей практике мне предложили проект по смене АБС, который должен был просто повторить то, что было сделано моей командой за предыдущие десять лет — только на ином уровне ИТ-архитектуры — мне это, мягко говоря, было не интересно (о причинах можно спорить, но тем не менее).

В плане пути ухода CIO есть три типовых варианта (а так же возможны любые выкрутасы судьбы):

  1. уход из организации на аналогичную позицию в другой организации;

  2. повышение в рамках самой организации путём расширения сферы ответственности (возможно переход в другую организацию в рамках холдинга) — иногда добавляют в нагрузку курирование back‑office, так как, как правило, их процессы наиболее изучены и наиболее поддержаны ИТ;

  3. смена деятельности — например из CIO в CTO или в ИТ‑архитекторы или, наоборот, в PMO (возможно как в рамках той же организации, так и с переходом в другую организацию).

Собственно первый вариант (уход из организации на аналогичную позицию ) — он самый простой и самый распространённый. Даёт ли он что-то CIO – вопрос спорный и, очевидно, сильно зависит от обстановки и целеполагании в новой организации. В моей практике это был и даунгрейд (например, в течение года банк, куда я ушёл, был поглощён вторым в холдинге банком) и, наоборот, был проект по запуску розничного банка с нуля с запущенным моей командой за полгода кредитным конвейером на open-source-BPM и прототипом Интернет-банка, который развился в полноценную систему.

Второй вариант (повышение в рамках самой организации ) — самый комфортный из всех, вопрос только в уровне новых задач и в новом окружении (так или иначе прежним оно не будет и таким же комфортным так же). Бенефиты очевидны — престиж, рост дохода (как правило), почёт и уважение. Опасности — в том, в качестве кого будет выступать на новом месте наш герой. В моей практике такое было — после успешного запуска розничного банка я получил повышение до CIO целого холдинга, но по-факту это оказалось фикцией, так как с одной стороны, был очень силён федерализм бизнес-комплексов (так назывались — кто знает, тот узнает), особенно одного субхолдинга , а с другой стороны была сильная опека со стороны одного продвинутого топа — фактически предлагалось быть его подручным, эдаким адъютантом.

Третий вариант (смена деятельности) — самый интересный на мой взгляд, так как помогает, сфокусироваться на самых сильных сторонах бывшего CIO. Но и самый сложный — так как рекрутеры очень настороженно относятся на такие попытки вырваться из стандартной и привычной им карьерной колеи.

5. Что же делать?

Легче всего сказать — не ходите дети в Африку гулять никогда не становитесь CIO. Но это ж как про Африку — самореализация всё равно же манит и манит! Так что совет достаточно простой: помните, что позиция CIO – это не вершина карьерной лестницы, а всего лишь инструмент, который позволяет решить какие-то конкретные задачи в конкретный промежуток времени и дальнейшая судьба конкретного CIO в конкретной организации зависит от того, насколько конкретный человек смог решить старые задачи и сможет решать новые задачи, насколько успешно бороться с новыми вызовами судьбы. Очень сильно судьба CIO зависит от самой организации — от того какие задачи и цели ставят перед CIO топы и/или собственники. Одно дело переезд офиса организовать — другое дело процессинг банковских карт внедрить или Интернет-банк.

Фактически позиция CIO – это вхождение на уровень, когда background уже мало значит, но суть позиции предполагает умение перевести с технического языка на язык, понятный всем — денег и времени, ответить на вопрос «что будет плохого, если мы это не сделаем вовремя», правильно расставить приоритеты и вовремя их изменить. Плюс просто (на самом деле непросто) организаторские способности — вовлечь коллектив (а зачастую коллективы, так как ИТ-подразделение одно в поле не воин) в процесс по достижению единой цели.

Так что не бойтесь Африки — просто соизмеряйте свои силы и умение наладить коммуникации вокруг себя и при это не забывайте, что любого короля, даже CIO играет свита, то есть коллектив, а в ИТ — ещё и уровень зрелости пользователей.

Как себе lexica.art представляет successful lucky CIO
Как себе lexica.art представляет successful lucky CIO

Комментарии (13)


  1. danilovmy
    03.01.2024 21:45
    +19

    Привет, я поставил минус, потому что после прочтения я так и не понял, кто такой CIO. Реально несколько раз поскроллил вверх вниз, думая, что я тупой и пропустил расшифровку. Я могу даже допустить что я и правда тупой. Но вроде, после того как я погуглил и понял, что CIO это директор по информационным технологиям, Chief Information Officer, я все равно не понял о чем статья. Если ты стал директором и, На словах ты Лев Толстой, это все равно ничего не значит, даже для тебя. В моем опыте есть банкротство компании, где я тоже думал о себе много. А потом вон как сложилось, бывало что подрабатывал потом поломоем. Потому, мне кажется, с новой должностью - путь не оканчивается, просто открываются новые горизонты. И если ты их не видишь, то дело не в должности.


    1. UPushken
      03.01.2024 21:45
      -3

      CIO – это тот, кто совмещает в одном лице понимание того, как будет развиваться ИТ организации (её технологическое обеспечение) в светлом будущем (и обеспечивает неуклонность этого развития) с обеспечением стабильности работы организации в ИТ-части в суровом настоящем

      Пожалуйста


      1. danilovmy
        03.01.2024 21:45
        +6

        Спасибо, но нет. CIO, это Chief Information Officer. Или директор по информационным технологиям, в переводе. А то, что ты делаешь на этой должности зависит от компании.


  1. FF-U
    03.01.2024 21:45

    Самые плохие представители CIO, на мой взгляд — это выходцы из хозяйственников или из бизнеса (не ИТ-ного). Такие люди всё пытаются упросить до некой бинарной логики, отдать всё на откуп аутсорсерам-подрячикам и не понимают, насколько для организации могут быть значимы собственные компетенции даже (или прежде всего) для автоматизации собственной деятельности, что рано или поздно таки сказывается и на расходах тоже, когда аутсорсеры-подрядчики начинают понимать собственный монополизм и задирать расценки.

    В нынешнее время ЖЕСТОКОГО кадрового дефицита правильный аутсорсинг становится очень важным. Если, конечно, автоматизация невозможна.

    Поэтому, описанные "плохие представители" в некоторых ситуациях могут быть очень эффективными.


    1. ErshoffPeter Автор
      03.01.2024 21:45
      +1

      Тут основной вопрос в управлении этими самыми аутсорсерами - кто и как их заставит действовать в интересах заказчика на среднесрочной и долгосрочной перспективе. Только не надо про SLA - это инструмент для управления в рамках нескольких месяцев - максимум одного года. Вопрос в том, что бы и ИТ-ландшафт не напоминал жилище паука и ИТ-архитектура хоть-какая-то присутствовала в плане перспективы и ценник был бы вразумительный. А то всякое бывает.


  1. assoit
    03.01.2024 21:45

    Спасибо за мнение. В каждой компании конечно же все по-разному, но общие тренды едины. По мне, так все очень близко к реальности.


  1. dmiche
    03.01.2024 21:45
    +1

    Если сильно короче: банк средней руки с широким спектром услуг, имеющий штат до нескольких сотен душ представляет собой бессистемно автоматизированное ИТ-предприятие со средним уровнем документированности и высоким объёмом местного колхоза. Более того, если там как-то по другому, то ИТ-сектор явно занимается выкачиванием денег из бизнеса и где-то их на стороне осваивает.

    Что не мешает его ИТ-подразделению постоянно бороться за упорядочение (иначе там вообще всё порастёт и покроется).

    На выходе из ИТ дира получается хороший менеджер ИТ-проекта или техлид (если он действительно от сохи рос), способный к необычным решениям и реальной экономии (которая нынче снова вошла в моду).

    Ну или просто манагер, если его ИТ задолбало, а люди ещё нет (не это, вроде не про Вас).

    В наше время - можно присмотреться к госам, где внедряются отечественные продукты - эти продукты представляют сейчас, как раз ИТ-колхоз уровня нулевых, который необходимо достаточно оперативно поднимать до корпоративного. И это могло бы быть одним из каналов служебного роста.


    1. ErshoffPeter Автор
      03.01.2024 21:45

      Я бы не стал утверждать, что такое только в банках возможно - тут больше уровень зрелости руководства и заказчика (среднего менеджмента) важен. Грубо говоря - что хотеть: систему выстраивать или сиюминутные проблемы латать. Плюс нет пророка в своём отечестве.


      1. dmiche
        03.01.2024 21:45

        Такое везде возможно, но банк в этом плане довольно интересная структура: это полностью цифровое производство. Т.е. компания, которая не занимается непосредственно ИТ-деятельностью, не реализует какую-то уникальную услугу, но у которой всё в цифре. Отправная точка, даже для маленького банка - примерно 20 серверов, соответственно, там даже при малом масштабе деятельности достаточно большой и разносторонний ИТ штат и он "убыточен", т.е., он не производит ничего, просто занимается текущими задачами. И сколько в него не вкладывай, денег он не принесёт.

        Поэтому средств на "выстраивание системы" просто физически не дают. Ну, грубо говоря, если у бизнес-руковдства есть выбор, иметь 5-10 ИТ-шников и "как есть", или 12-20 соответственно и "выстроенную систему", при том, что для бизнеса не изменится вообще ничего (риски точно не упадут), то выбор, обычно, в пользу экономии.


  1. Stavr666
    03.01.2024 21:45

    К таким (очередным) "эссе успешного человека" всегда возникает один вопрос: чем таким человек на самом деле занимался, что за 4 года из эникейщика без опыта чего-бы то ни было, не только стал управленцем, но ещё и считает, что знал чем он потом десятки лет управлял?


  1. ReDev1L
    03.01.2024 21:45

    Из СТО попробовал в CIO - пожалел, скучно. Митинги, erp, CRM, колл центры, безопасность, офисная сеть, доступы. Одним словом завхоз.


    1. ErshoffPeter Автор
      03.01.2024 21:45
      -1

      И как вам выражение CIO - career is over?