Искусственный интеллект

Сложно игнорировать тот факт, что ИИ прочно входит во все сферы жизни. Применение не обходит стороной и телеком. Поскольку связь сама по себе становится все более интеллектуальной, применять машинное обучение здесь даже проще чем в иных областях деятельности.

Подготовка сетей к применению искусственного интеллекта

О применении искусственного интеллекта в мобильной связи активно заговорили еще в 2021 году. На тот момент планировались весомые вложения в эту отрасль — порядка $36 миллиардов на 2022 год. Как они были реализованы?

В первую очередь на подготовку инфраструктуры сотовых сетей для использования новейших интеллектуальных методик. Проблемой адаптации к нововведениям является величина мировой сети — в ней задействованы миллионы подсетей, устройств и программ. Тренды оптимизации: повышение производительности мобильной широкополосной связи, минимизация отношения пиковой мощности к средней (PAPR), улучшение множественного доступа с ортогональным разделением частот (OFDM), общее улучшение качества связи.

Особенно это касается сетей 5G, реализация которых означает рост требований к качеству предоставления услуг. Концепция интернета вещей, также актуальная в последние годы, диктует и высокие требования к соединению.

Применение ИИ для работы сетевой инфраструктуры

Искусственный интеллект позволяет помочь там, где человеческого участия недостаточно. Осветим основные тренды на 2024 год:

  • Реализация сетей 5G. ИИ позволяет беспроводным сетям пятого поколения стать прогнозирующими и упреждающими, что важно для самой их концепции.

  • Однозначное распознавание трафика в сети связи, идентификация в кратчайшие сроки.

  • Непрерывный мониторинг сетей связи.

  • Прогнозирование нагрузки на сети связи и их сегменты, вычислительную инфраструктуру.

  • Повышение качества сигнала (прогнозные кодеки).

  • Вычисление и анализ потребностей больших групп пользователей в определенных услугах.

  • Вычисление и прогнозирование маршрутов передвижения пользователей и глобального поведения.

  • Распознавание и прогнозирование вторжений в систему с формированием опережающей реакции на возможную атаку.

  • Применение технологий ИИ для согласованного распределения сервисов по сети на структурах пограничных вычислений (MEC) и туманных вычислений (FoG).

Предиктивное обслуживание — одна из ключевых концепций применения искусственного интеллекта в мобильных сетях. На сегодняшний AI позволяет проанализировать любые причины сбоев и перегрузок в сети, что на основе машинного обучения приводит к реализации механизмов последующей предиктивной защиты. С помощью оценки множества факторов, зачастую неподвластных человеку, машина способна предотвращать инциденты различного уровня, что конечно же положительно сказывается на увеличении качества предоставляемых мобильных услуг. 

Применение ИИ для пользовательских потребностей

Развитие сетей связи невозможно без решения задач конкретных абонентов. Здесь также помогает искусственный интеллект. 

Чат-боты и ассистенты позволяют наладить контакт с каждым пользователем лично, при этом консолидировать потоки данных и обращений под управлением единой интеллектуальной системы, оценивающей поведение и запросы и должным образом реагирующей на них.

Формирование планов и тарифов на основании пользовательских предпочтений становится заменой классическим услугам сотовых операторов. На основании опроса пользователя система автоматически делает ему самое выгодное для всех сторон предложение.

Автоматизация транспортных средств на основе мобильных сетей широко применяется как на общественном, так и на личном транспорте. ИИ здесь позволяет адаптироваться к городской среде и найти нужные услуги без участия человека, в то время как сам транспорт отслеживается на картах с помощью GSM.

Мобильные мультимедиа также адаптируются с применением машинного обучения, что позволяет не только улучшать качество предоставления контента, но и выбирать нужный по заданным условиям. 

Облачные АТС

Как и все, что связано с интернет-технологиями, АТС все активнее используют облачный формат. Кроме очевидных плюсов в стоимости и обслуживании со стороны вендора услуги, облачные АТС позволяют адаптивно настраивать телефонию под задачи конкретного бизнеса. 

В остальном это та же телефонная станция: вызовы поступают сначала на оператора, а затем обрабатываются АТС и перенаправляются на нужные устройства. 

Динамическая маршрутизация вызовов упрощает работу компаний с развернутой инфраструктурой и масштабными кол-центрами. В сочетании с ИИ облачная АТС распределяет очередь звонков по абонентам и позволяет быстро соединять клиента с нужным оператором, сохраняя контакт даже через длительное время после предыдущего созвона.

Функции голосового управления дают АТС возможность реагировать на запросы абонента, высказанные в ходе беседы с роботом. Это снижает необходимость набора кодов и дополнительных номеров для связи и последующей обработки оных. 

Интеграция телефонии с CRM — одна из самых нужных для бизнеса функций, является достаточно привычной для облачных АТС. Звонки, их записи и результаты автоматически фиксируются в системе продаж, связь с которой настраивается в максимальном соответствии с нуждами компании. 

Учитывая многие другие полезные функции виртуальных телефонных станций, их можно перевести в раздел «мастхэв» для небольшого и среднего бизнеса, для которого важен контроль расходов на профессиональное оборудование для связи.

Унифицированные и безопасные коммуникации

Поскольку компании и операторы все больше зависят от цифровых инструментов и облачных технологий, очевидной становится необходимость оптимизации коммуникационных каналов. Унификация решает проблему управления коммуникациями, разбросанными по разным приложениям, увеличивая тем самым продуктивность.

В области унификации все больше внимания требуют видеоконференции — этот тренд продолжает развиваться и в постпандемийную эпоху (эксперты отмечают некоторое замедление роста подключения к виртуальным технологиям связи). Рынок здесь прогнозирует рост на 15-20 %. 

Акцент на видеосвязи требует от мобильных сетей дополнительной пригодности к пропуску и качеству трафика. Если другой популярный тренд — корпоративные чаты — могут позволить некоторую задержку в коммуникации, то в случае видео проблемы недопустимы. 

Здесь часть задач берет на себя тот же искусственный интеллект, который не только может вести протоколирование самих видеовстреч, но и обеспечивает контроль над качеством соединения. 

Также можно отметить, что возрастает спрос на отечественные решения в области унификации и повышения безопасности связи: системы предотвращения вторжений, подмены номера, подозрительной активности и взломов. 

Чего ждать рынку мобильной связи в 2024?

Глобальная виртуализация технологий под управлением искусственного интеллекта также требует ресурсов для хранения данных для последующей аналитики, так что в области БД для телекома также отмечается определенный бум. 

Глобальные системы, такие как «Антифрод», призваны обеспечивать дополнительную безопасность абонентов в мобильных сетях, но требуют от операторов и активных вложений. 

Растет и развивается рынок российских решений взамен ушедшим иностранным. Облачные технологии здесь также играют важную роль. Так что глобализация и активная интеграция IT-сервисов и систем связи остаются в тенденциях на несколько следующих лет. Мы продолжим следить за тем, как развивается рынок телекома в 2024 году, и обязательно расскажем о новых трендах в сфере мобильной связи. 

Комментарии (1)


  1. Tinkz
    12.01.2024 08:25
    +2

    это сгенерировано ИИ?