Известно, что BI-решение – это дорогостоящая покупка, даже по меркам крупной компании. Кроме того, процесс выбора, покупки и внедрения является затратным и по времени, то есть тут заказчик также несет расходы. Мы в проекте Easy Report решили подсчитать, во сколько же на самом деле обходится BI для российских компаний. Мы провели небольшое исследование, о результатах которого я и расскажу в этой статье.
Почему мы взяли только российские BI-решения
До февраля 2022 года на рынке России существовало множество BI-решений – Microsoft Power BI, Tableau, Qlik и другие, каждое из которых имело свои преимущества и недостатки. Однако после 24 февраля 2022 все популярные западные системы прекратили свою деятельность в нашей стране.
В итоге у отечественных компаний осталось несколько опций:
продолжать пользоваться текущей системой без обновлений и техподдержки
перейти на российский аналог
купить BI из дружественных стран (например, из Китая) или через дружественную страну
выбрать open-source решение
В результате средняя стоимость BI-инструмента в расчете на одного пользователя выросла.
Я поговорил с 5 CIO компаний с оборотом более 10 млрд рублей в год, и все они подтвердили, что отечественные BI-решения действительно повысили цены, понимая, что зарубежные продукты больше не составят им конкуренции.
Собственно, поэтому нам и стало интересно изучить вопрос о стоимости российских решений. Для чего мы провели выборочное исследование цен трех отечественных BI-продуктов, входящих в топ-10 самых популярных BI-систем в России.
Почему вообще цены надо исследовать
Если бы мы могли просто взять цены с сайтов и из прайс-листов вендоров, называть это исследованием не было бы смысла. Однако, как и во многих других B2B сферах, здесь цены не раскрывают, а стоимость рассчитывают под конкретного заказчика и специфический кейс.
Кроме того, нам хотелось приблизиться к TCO (total cost of ownership) – то есть к полной стоимости владения данным продуктом, которая, конечно же, включает не просто цену лицензии, но и много всего другого.
Какие параметры учитывались при расчете
BI-решение – это сложный продукт, состоящий из большого числа компонентов. Поэтому и стоимость его рассчитывается по ряду параметров.
Для целей нашего исследования я выделил:
Стоимость лицензий (отдельно на продвинутого и бизнес-пользователя, разницу поясню ниже)
Затраты на инфраструктуру
Стоимость разработки отчетов
Стоимость техподдержки (вендорской, а также второй и третьей линий)
Также в качестве кейсов для расчета цены я взял три виртуальные компании, различающиеся по размеру и, соответственно, количеству пользователей.
Сравнение стоимости пользовательских лицензий
Как правило, вендоры BI-решений в России разделяют своих пользователей на две категории: продвинутые и бизнес-пользователи.
Продвинутый или профессиональный пользователь имеет больше возможностей, например, он может самостоятельно настраивать отчеты. Как правило, такие лицензии приобретаются для бизнес-аналитиков, дата-сайентистов и других технически продвинутых юзеров, которые будут обслуживать решение.
Бизнес-пользователь – это руководители или сотрудники, которые не умеют писать SQL-запросы и настраивать дашборды. Их полномочия достаточны, чтобы найти нужные параметры среди уже разработанных отчетов и дашбордов.
В таблице я привел стоимость месячной лицензии по 3 вендорам и по этим двум категориям пользователей.
На основе полученных данных я рассчитал среднюю стоимость лицензии на одного пользователя в месяц:
бизнес-пользователь – 1 573 руб.;
продвинутый пользователь – 5 176 руб.
Чтобы рассчитать полную стоимость приобретения BI-системы, мне необходимо было сделать ряд допущений. Каких именно – читайте далее.
Допущения, необходимые для расчета цены
Количество отчетов на одного пользователя
В данном случае имею в виду именно количество отчетов, разработанных специалистами, а не количество отчетов, запрошенных конечными пользователями. Данная величина необходима для расчета стоимости разработки отчетов.
По моему опыту внедрения BI-решений, в крупных компаниях в среднем один отчет приходится на 20 бизнес-пользователей, а в небольших компаниях количество разработанных отчетов бывает даже больше, чем пользователей.
Поэтому для более мелкого кейса я принял количество отчетов равным 25, а для более крупных – поделил количество пользователей на 20.
Стоимость разработки отчетов
В среднем трудозатраты на разработку одного отчета с учетом тестирования, но без подготовки витрин и хранилища данных, я оценил в 5 человеко-дней. Средняя ставка BI-консалтинга на рынке – 27 000 рублей за один человеко-день.
Если отчеты будут разрабатывать ваши штатные специалисты, то нужно учитывать их заработные платы, а также увеличение команды под проект и тот факт, что в дальнейшем после внедрения все эти специалисты окажутся недостаточно загруженными, так как будет нужна только поддержка.
Если просуммировать все затраты на одного работника (зарплата, рабочее место, ДМС, отпуска, больничные и прочие накладные), то получится примерно на 10-15% меньше, чем привлечение интегратора. Но добавятся хлопоты на то, чтобы чем-то занять команду в моменты простоя.
Стоимость инфраструктуры
По моему опыту, стоимость инфраструктуры составляет около 500 рублей в месяц на одного пользователя при установке на серверах клиента (on-premises). Здесь я рассмотрел именно такой вариант установки, так как в России он более популярен, чем облачное развертывание.
Стоимость поддержки
Что касается техподдержки, то она состоит из трех частей:
техподдержка от вендора
вторая линия, количество человек на которой зависит напрямую от количества пользователей
третья линия, затраты на которую зависят от количества и сложности разработанных отчетов
Техподдержка от вендора, как правило, оплачивается в размере 20% от стоимости постоянной лицензии.
Для второй линии в компаниях с тысячами сотрудников и приемлемым SLA обычно необходим один специалист на тысячу пользователей.
А для третьей линии – примерно один специалист на 75 разработанных отчетов.
Стоимость специалистов с учетом зарплат, налогов и содержания составит 200 тыс. руб. для специалиста второй линии и 300 тыс. руб. для специалиста третьей линии. Это суммы гросс в месяц.
Горизонт расчетов
Расчеты приведены исходя из того, какие расходы компания понесет в ближайшие три года после покупки BI-системы. Это помогает продемонстрировать, что внедрение BI требует значительных вливаний денежных средств на протяжении всего срока эксплуатации, а также отразить все скрытые расходы.
Расчет стоимости BI-решения по 3 вендорам на примере 3 кейсов
Для того, чтобы сделать расчет максимально приближенным к реальности, мы рассмотрели три кейса компаний разного размера.
Для простоты понимания, рассчитали стоимость вечных лицензий.
В таблице ниже я описал кейсы компаний, не вдаваясь в детали. На данном этапе нам важно количество пользователей и их деление по категориям, о которых я писал выше, а также количество отчетов.
Далее я рассчитаю примерный бюджет по подключению сотрудников к BI-системе. Буду исходить из средней стоимости лицензии на одного бизнес-пользователя 1 573 руб. в месяц и одного продвинутого пользователя 5 176 руб. в месяц (об этих ценах писал выше).
Плюсом учту затраты из блока допущений:
стоимость разработки отчетов
инфраструктурные расходы
расходы на техподдержку
Сколько на самом деле стоит отечественное BI-решение
Расходы, о которых многие не знают
Из представленных расчетов видно, что стоимость BI-лицензий – это лишь вершина айсберга, составляющая:
17% от величины общих затрат для 80 пользователей
33% от величины общих затрат для 500 пользователей
40% от величины общих затрат для 2500 пользователей
Большую часть расходов компания несет при разработке отчетов, подготовке и поддержании инфраструктуры, а также оплате техподдержки разных уровней.
Так, расходы без стоимости BI-лицензий составят:
83% от величины общих затрат для 80 пользователей
67% от величины общих затрат для 500 пользователей
60% от величины общих затрат для 2500 пользователей
Расчеты наглядно демонстрируют – развертывание отечественного BI-инструмента даже на 80 пользователей – это дорогостоящее удовольствие. А в случае, когда компания имеет тысячи пользователей BI, расходы могут составлять сотни миллионов рублей.
Дисклеймер
По опыту нашей команды, работающей на data-проектах различного уровня сложности с 2012 года, приведенные расчеты соответствуют текущим реалиям российского рынка BI.
Однако, расчеты в статье всё же имеют ряд ограничений:
Не был рассмотрен вариант разработки open-source BI-решений своими силами. В случае внедрения такого решения затраты пойдут не на приобретение лицензий, а на разработку отчетов своими силами.
Не были учтены затраты на корпоративное хранилище данных (КХД), так как производился расчет затрат исключительно на внедрение BI.
Не было учтено развертывание BI-системы в облаке, что значительно увеличивает расходы на инфраструктуру.
Не учтены расходы на обучение пользователей. Они индивидуальны и зависят от уровня культуры данных в компании.
Не было рассмотрено приобретение годовой подписки BI-системы. Однако данный вариант мало популярен среди компаний в России. Подавляющее большинство старается приобрести постоянную лицензию и не зависеть от вендора в будущем.
Вендоры практически всегда дают хорошие скидки и проявляют гибкость в работе с крупным бизнесом – с компаниями, имеющими тысячи пользователей BI. Следовательно, когда речь идет о затратах в сотни миллионов на покупку BI-лицензий, поставщики подходят индивидуально к каждому клиенту.
Заключение
Выбирая BI-решение, необходимо учитывать, что на иерархию пользователей сильно влияет культура данных в конкретной компании, а также то, что функционал каждого BI уникален. Важно понимать, кто будет конечными пользователями BI и осознавать цели внедрения – усовершенствовать культуру данных во всей компании или обеспечить своих аналитиков удобным для них BI-интерфейсом.
По опыту общения с заказчиками, мы знаем, что большая часть бизнес-пользователей крайне редко или никогда не заходит в BI-систему. Поэтому для таких компаний, кому важно повысить культуру данных и сделать их более доступными руководителям и сотрудникам, мы разработали альтернативное решение.
Easy Report – это self-service инструмент отчетности в мессенджере. Искусственный интеллект помогает системе понять запрос пользователя, заданный на обычном русском языке, с ошибками, с использованием сленга, и взять нужные данные прямо из источников. Их он присылает в выбранный мессенджер в виде графиков, таблиц, интерактивных диаграмм и т.д. Больше о сервисе - в нашем Telegram канале.
О том, как Easy Report позволяет сэкономить на стоимости внедрения BI-систем и лицензиях, мы написали вот в этой статье.
Комментарии (2)
DataBanksy
22.03.2024 11:34+1Вы смотрите довольно однобоко на этот процесс и не учитываете экономический эффект от внедрения BI. Если эффект больше затрат на неком горизонте, то все эти расчеты для бизнеса не имеют значения. Абсолютно не уверены, что продукт класса easy report сможет показать эффект, сопоставимый с полноценным внедрением BI инструмента. Про работу ИИ давайте начнем говорить в 2025 году, когда модели станут для этого более зрелые. Рекомендуем автору закончить мысль в статье, развив вторую часть весов в виде экономического эффекта от внедрения. Бизнес смотрит на ROI!
DataBanksy взяли EasyReport в поле зрения!
Viktoria_Rein
Коллеги, прочитала статью и хочу поделиться своим мнением. В целом, материал дает неплохой обзор факторов, влияющих на стоимость BI-решений. Однако есть несколько важных моментов, которые автор упустил или недостаточно раскрыл.
Во-первых, при оценке TCO (совокупной стоимости владения) важно учитывать не только прямые, но и косвенные затраты. Например, время бизнес-подразделений на постановку требований, согласование решений, приемку результатов. Простои в работе из-за багов или недоступности системы. Потери ценных сотрудников из-за сложности BI-инструмента. Все это - реальные расходы, которые ложатся на бизнес.
Во-вторых, выбор BI-решения - это не только про деньги, но и про стратегическое соответствие задачам и зрелости компании. Можно купить дорогой продвинутый инструмент, но люди просто не будут им пользоваться, если не хватает компетенций или данные не готовы. А можно, наоборот, взять что-то простое, но гибкое и масштабируемое, и развивать его по мере роста потребностей.
На мой взгляд, ключевые критерии при выборе BI-решения с точки зрения бизнес-ценности:
Возможность гибкой настройки и доработки отчетов силами бизнес-пользователей.
Вопросы, которые стоит задать BI вендору:
Что нужно знать пользователю для того, чтобы написать выражение для расчета и визуализации данных?
Требуется ли знание/написание названий таблиц?
Требуется ли понимание типов реляционных связей и учет их особенностей при написании формул?
Зависит ли сложность написания формул от сложности модели данных (количества таблиц и типов связей межу ними)?
Загрузка данных и построение модели.
Как разработчик создаёт приложение?
Требуется ли ему специализированное ПО?
Требуется ли учет разрешения экрана устройств пользователей ? Как работает адаптивность (лучше проверить)
Возможно ли и насколько трудоёмко встраивание визуализаций в сторонние бизнес приложения/порталы/сайты?
Адаптивность лицензионной политики под изменения структуры и численности компании.
Качество и доступность технической поддержки и экспертизы вендора.
Экспертиза на рынке труда.
Что касается Easy Report, то без личного опыта работы с этим инструментом сложно дать объективную оценку. Идея BI в мессенджерах и чат-ботов интересная и современная. Но для enterprise-сегмента делать ставку только на этот подход рискованно. Как правило, требуется комбинировать разные интерфейсы - отчеты, дашборды, мобильные приложения, чаты, голосовых ассистентов.
В любом случае призываю коллег при выборе BI-решения отталкиваться от бизнес-задач и потребностей пользователей, а не от красивых слайдов вендоров. Проводите пилоты на своих данных, оценивайте usability, интегрируемость, поддержку. И конечно, контролируйте расходы и эффективность инвестиций на всех этапах.
Надеюсь, мои рекомендации будут полезны сообществу. Готова ответить на любые вопросы и обсудить ваш опыт внедрения BI. Спасибо!