В апреле 2010 года на странице сайта apple.com появилось очередное открытое письмо основателя и генерального директора Apple Стива Джобса «Thoughts on Flash».
Оно в свое время заставила многих задуматься о жизнеспособности данной технологии.
Ссылка на оригинал письма: Thoughts on Flash
Перевод:
Отношениям между Apple и Adobe уже много лет. Мы познакомились с основателями Adobe в их условном гараже. Apple стала первым крупным клиентом компании, использовав их язык Postscript в своих принтерах Laserwriter. Apple вложила в Adobe деньги и много лет владела 20% компании. Две компании тесно сотрудничали в направлении настольных издательств, да и много еще чего хорошего делали. С той золотой поры, пути компании стали расходиться. Apple в какой-то момент была близка к смерти, а Adobe была втянута на корпоративный рынок со своими продуктами Acrobat. Сегодня обе компании все еще работают вместе для того, чтобы совместно обслуживать своих “креативных” покупателей — Мак-пользователей, которые покупают около половины продуктов из состава Adobe Creative Suite — но кроме этого, у нас мало общих интересов.
Я хочу кратко набросать некоторые из наших мыслей касательно продуктов Adobe Flash, чтобы наши клиенты и критики лучше понимали, почему мы не разрешаем Flash на iPhone, iPod и iPad. Adobe утверждает, что наше решение продиктовано бизнес-логикой — они говорят, что мы хотим защитить наш App Store — но на самом деле проблема присутствует на технологическом уровне. Adobe утверждает, что мы — закрытая система, а Flash — открытая, но на самом деле все наоборот. Давайте я объясню.
Для начала, тема с “открытостью”
Продукты Adobe Flash являются на 100% собственностью компании. Они доступны только от Adobe, и Adobe имеет полный контроль над их будущими улучшениями, ценами, и тд. И хотя продукты Adobe Flash широко распространены, это не означает, что они открыты, поскольку они полностью контролируются Adobe и доступны только от Adobe. По любому определению, Flash — это закрытая система.
У Apple также есть много продуктов, которые принадлежат ей. Несмотря на то, что операционная система для iPhone, iPod и iPad принадлежит Apple, мы убеждены, что все стандарты, относящиеся к вебу, должны быть открыты. Вместо использования Flash, Apple выбрала HTML5, CSS и JavaScript — все открытые стандарты. Все мобильные устройства Apple поставляются с высокопроизводительными и требущими малых затрат энергии реализациями этих открытых стандартов. HTML5, новый веб-стандарт, который был взят на вооружение в Apple, Google и многими другими компаниями, позволяет веб-разработчикам создавать приложения с продвинутой графикой и типографикой, анимацией и переходами без зависимости от сторонних модулей для браузеров (вроде Flash). HTML5 полностью открыт и управляется комитетом, членом которого является и Apple.
Apple даже создает открытые стандарты для веба. К примеру, Apple начала с маленького проекта с открытыми исходными кодами, и создала WebKit, полностью открытый движок для отрисовки HTML5, который является основой для браузера Safari, используемого во всех наших продуктах. WebKit получил широкое распространение. Google использует его в браузере Android, Palm использует его, Nokia использует его, и RIM (Blackberry) объявила, что будет его использовать. Почти все веб-браузеры на смартфонах, кроме браузера Microsoft, используют WebKit. Сделав WebKit открытым, Apple установила новый стандарт для мобильных веб-браузеров.
Во-вторых, есть тема “всего веба”.
Adobe неоднократно заявляла, что мобильные устройства Apple не могут получить доступ ко “всему вебу”, потому что 75% видео на вебе играется через Flash. А вот чего они не говорят, так это того, что почти все это видео также доступно и в более современном формате, H.264, и его можно просматривать на iPhone, iPod и iPad. YouTube, с его 40% долей рынка видео на вебе, блистает в приложении, которое поставляется на всех мобильных устройствах Apple, а iPad предлагает, наверно, лучший способ обнаружения и просмотра видео на YouTube. Добавьте к этому видео с Vimeo, Netflix, Facebook, ABC, CBS, CNN, MSNBC, Fox News, ESPN, NPS, Time, The New York Times, The Wall Street Journal, Sports Illustrated, People, National Geographic и многих, многих других. Пользователи iPhone, iPod и iPad пропускают не так уж много видео.
Еще одно утверждение Adobe — что устройства Apple не позволяют играть в игры на Flash. Это правда. К счастью, в App Store есть более 50 тысяч игр и развлекательных приложений, и многие из них — бесплатны. Для iPhone/iPod/iPad игр и развлекательных приложений существует больше, чем для любой другой платформы в мире.
В-третьих — вопрос надежности, безопасности и производительности.
Symantec недавно указала, что в 2009 году у Flash дела с проблемами безопасности обстоят хуже всех. Мы также из первых рук знаем, что причина №1 падений приложений на Маке — это Flash. Мы работаем с Adobe, чтобы исправить эти проблемы, но это все тянется уже несколько лет. Мы не хотим снижать надежность и безопасность iPhone, iPod и iPad, добавляя туда Flash.
Вдобавок к этому, у Flash с производительностью на мобильных устройствах не очень хорошо. Мы неоднократно в течение последние несколько лет просили Adobe продемонстрировать высокую производительность Flash на мобильном устройстве, на любом мобильном устройстве. Так нам и не довелось это увидеть. Adobe публично заявляла, что Flash появится на смартфонах в начале 2009 года, а потом — во второй половине 2009 года, потом — в первой половине 2010 года, и теперь они говорят, что это произойдет во второй половине 2010 года. Мы думаем, что в итоге он все же выйдет, но мы рады, что мы его не стали дожидаться. Кто знает, что там у него будет с производительностью.
В-четвертых, вопрос работы от аккумулятора.
Чтобы достичь хорошего времени работы от аккумулятора при воспроизведении видео, мобильным устройствам надо декодировать видео аппаратно; декодирование программным методом использует слишком много энергии. Многие процессоры, используемые в современных мобильных устройствах, содержат декодер под названием H.264 — промышленный стандарт, который используется в каждом Blu-Ray проигрывателе, и принят на вооружение в Apple, Google (YouTube), Vimeo, Netflix и многих других компаниях.
Несмотря на то, что в Adobe Flash недавно была внедрена поддержка H.264, видео на почти каждом веб-сайте с Flash на данный момент требует декодера старого поколения, который не поддерживается в мобильных чипах и поэтому декодирование надо производить программно. Разница очень существенна: на iPhone, к примеру, H.264 может проигрываться до 10 часов, тогда как видео, декодируемые программно, проигрываются меньше 5 часов до того момента, когда батарея полностью разряжается.
Когда веб-сайты перекодируют свои видео с использованием H.264, они смогут предоставлять их без использования Flash. Они отлично проигрываются в браузерах вроде Apple Safari и Google Chrome без каких-либо модулей, и замечательно выглядят на iPhone, iPod и iPad.
В-пятых, есть вопрос Touch
Flash был создан для компьютеров, у которых есть мышь, но не для сенсорных экранов с управлением пальцами. К примеру, многие Flash-сайты используют элемент “roll-over”, где показывается меню или другие элементы, когда вы проводите курсором мыши над определенным местом. Революционный сенсорный интерфейс Apple не использует мышь, и там нет концепции “rollover”. Большинство веб-сайтов на Flash все равно пришлось бы переписывать, чтобы добавлять поддержку устройств с сенсорным управлением. Если разработчики так или иначе будут переписывать свои Flash-сайты, почему бы не использовать современные технологии, такие как HTML5, CSS и JavaScript?
Даже если бы на iPhone/iPod/iPad был Flash, это не решило бы проблемы с тем, что большинство сайтов на Flash надо переписать для поддержки устройств с сенсорным управлением.
Шестая, самая важная причина.
Кроме того факта, что Flash — закрытая технология, принадлежащая одной компании, обладает крупными технологическими недостатками, и не поддерживает устройства с сенсорным управлением, есть еще более важная причина, по которой мы не разрешаем Flash на iPhone/iPod/iPad. Мы обсуждали недостатки использования Flash для воспроизведения видео и интерактивного контента на веб-сайтах, но Adobe также хочет, чтобы разработчики использовали Flash для создания приложений, которые будут работать на наших мобильных устройствах.
Из болезненного опыта мы знаем, что допуск сторонних слоев программного обеспечения между платформой и разработчиками в итоге приводит к приложениям, не отвечающим стандартам, и тормозит развитие и прогресс платформы. Если разработчики будут зависеть от сторонних библиотек и инструментов для разработки, они могут использовать улучшения платформы, если (и только тогда когда) эта сторона решит применить новые возможности в своих библиотеках и инструментах. Мы не можем рассчитывать на третьи стороны, которые будут решать, когда они сделают доступными (и применят ли вообще) наши улучшения для сторонних разработчиков.
Ситуация становится еще хуже, если третья сторона предоставляет инструменты для кросс-платформенной разработки. Третья сторона может не применять улучшения одной платформы до тех пор, пока они станут доступными на всех поддерживаемых платформах. Поэтому у разработчиков будет доступ всего лишь к “наименьшему общему знаменателю” в плане возможностей для приложений. Опять же, мы не можем принять ситуации, где у разработчиков нет возможности использовать наши инновации и улучшения только потому, что они недоступны на платформах конкурентов.
Flash — это кросс-платформенный инструмент разработки. И у Adobe нет цели помочь разработчикам создавать лучшие приложения для iPhone/iPod/iPad. Их цель — помочь разработчикам создавать кросс-платформенные приложения. И Adobe болезненно медленно внедряет у себя улучшения платформ Apple. К примеру, несмотря на то, что Mac OS X продается уже почти 10 лет, Adobe только сейчас полностью на нее пришла (использовав Cocoa) — две недели назад, выпустив CS5. Adobe была последним крупным сторонним разработчиком, полностью применившим технологии Mac OS X.
Наша мотивация проста — мы хотим предоставить наиболее продвинутую и инновационную платформу нашим разработчикам, и мы хотим, чтобы они стояли прямо на плечах этой платформы, и создавали лучшие приложения в мире. Мы хотим постоянно улучшать платформу, чтобы разработчики могли создавать еще более чудесные, мощные, прикольные и полезные приложения. От этого выигрывают все — мы продаем больше устройств, потому что у нас лучшие приложения, разработчики дотягиваются до все большей аудитории и увеличивают количество клиентов, а пользователи постоянно радуются лучшему и самому широкому выбору приложений среди платформ.
Заключение.
Flash был создан во время эры ПК — для ПК и мышей. Flash — это успешный бизнес для Adobe, и мы понимаем, почему они хотят протолкнуть его за пределы ПК. Но мобильная эра — это устройства с минимальным потреблением энергии, сенсорные интерфейсы и открытые веб-стандарты: это направления, где у Flash слабые позиции.
Лавина медиа-компаний, которые предлагают свой контент для мобильных устройств Apple, показывает, что Flash более не является необходимостью для просмотра видео или потребления какого-то веб-контента. И 200 тысяч приложений в Apple App Store доказывают, что Flash не нужен для десятков тысяч разработчиков, чтобы создавать наполненные графикой приложения, в том числе и игры.
Новые открытые стандарты, созданные в мобильную эру, такие как HTML5, победят на мобильных устройствах (и на ПК тоже). Возможно, Adobe надо больше сфокусироваться на разработке замечательных инструментов для HTML5, и меньше критиковать Apple за то, что та оставила прошлое позади.
Стив Джобс
Апрель, 2010
Некоторые не придали данному письму должного значения, считая, что Flash будет жить, ни смотря ни на что. Наверное потому, что Flash это мощный продукт для разработки, имеющий огромный рынок потребителей и большой спрос на приложения. Но в эру стремительного развития технологий, основным критерием в выборе таких продуктов является скорость и открытость.
Компания Adobe скоро распрощается с технологией Flash. В объявлении, распространенном от лица компании, говорится, что Adobe будет поощрять создателей контента пользоваться новыми веб-стандартами. Например, HTML5. Пока же компания намерена постепенно выводить Flash из оборота.
Также компания представила свой новый продукт для разработки HTML5 контента Adobe Animate CC.
Комментарии (13)
Aquahawk
08.12.2015 23:20-2ну нет на html5 крупных тайтлов, просто нет. Есть на простом html веб игры с картинками и гифками. Но нормальных анимированных игр нету. Флеш можно хоронить сколько угодно и adobe это делает, но альтернатив то нет.
masnart
09.12.2015 00:52-1Когда я проверял в последний раз, уже были фреймворки для абстракции канвас и вебгл. Уж не знаю как там качество но говорят что вебгл работает сносно. Вопрос на чем кодить, не на джаваскрипте-же! Мы пока кодим в хаксе и публикуем флэш, дальше будет видно. Мой друган хвалит тайпскрипт и я ему завидую, потому что вижуалстудио а мы корячимся с флэшдевелоп.
Aquahawk
08.12.2015 23:21Даже кенди краш сага и та зараза флеш. И на мобиле не кастомная мобильная версия. Покажите мне в топе гросса фейсбука html5 приложение? Или любое не флеш приложение, давайте так. И юнити ничего не смогла со своим экспортом в html5 ибо иначе куча продуктов заполонила бы рынок.
masnart
09.12.2015 00:37Чисто ради справедливости. У Кинга кастомный двиг для мобил и написан он в крестах, так что кэндикраш таки нативная.
TheRabbitFlash
09.12.2015 01:00-2Какие кресты на фейсбуке?
masnart
09.12.2015 01:02На фейсбуке флэш, на мобилах кресты.
TheRabbitFlash
09.12.2015 01:05-2Почему с таким баблом у кинга на фейсбуке еще не html5?
masnart
09.12.2015 01:13Хороший вопрос. Спрошу друзей. Например нам мешает размер нашего проекта. Не переписывать же все заново! Вот мы и присматриваемся с разных сторон. Пока результаты так себе, но мы победим )
TheRabbitFlash
08.12.2015 23:39+2Apple проиграла суд с антимонопольным комитетом, когда они запретили Adobe AIR в AppStore. Решения были засекречены (фрагменты гуглятся).
Суть в том, что Apple еще 5 лет назад запрещали публиковать приложения в AppStore созданные не в xcode на objective-c.
После проигрыша они красиво и лживо выехали из ситуации по типу «Мы такие белые и пушистые, что теперь позволяем на чем угодно идти в AppSore». По факту ей впаяли большие штрафные санкции. В результате «о чем-то» договорились с Adobe и Flash не появился в браузере iOS. А после Стив Джобс написал бредятину про флеш, на которую повелись. Ведь авторитетам верят и не проверяют. А стоило бы проверить. Не взлетев бы тогда iPhone — Flash был бы 100% на борту iOS, как это было в начале у Android.
Положительный момент этой истории в том, что теперь Flashа много в AppStore и все, кто радостью поливают его грязью — даже не догадываются, что их любимая игра может быть на Flash сделана. Только там это Adobe AIR называется и плеер встроен в само приложение.
А вы продолжайте верить, что первую мышку придумали в Apple, первый планшет и кпк с тачем там же придумали… А мы будем помнить, что Apple не украли, то выкупили с потрохами. А если кто-то что-то украл раньше них — они еще и злились на оппонентов.
TheRabbitFlash
08.12.2015 23:54Еще хочу 5 копеек вставить.
Adobe сообщило, что перестают активно вести разработку Adobe Edge. Если кто (кроме меня) на короткой ноге с ними — должны знать, что это значит «мы забили хрен, ничего не будем делать вообще».
«Например, HTML5. Пока же компания намерена постепенно выводить Flash из оборота.»
Красивая фраза, которую aramby придумал сам. В оригинале нет ни слова о том, что они прекращают и выводят Flash из разработки. Это раз.
Два — не путайте, пожалуйста, редактор контента и плеер контента.
Три — Вы даже оригинал не найдете, где такое Adobe сообщили
Четыре — переведите фразу, следующую ниже, самостоятельно. Её написал Крис Кампбелл. Продукт менеджер Flash Runtime и Adobe AIR. Надеюсь у Вас с анг. все хорошо, а то копипаст уже уморил. Один раз неделю назад Adobe что-то сообщили, а новость обрастает новыми деталями, которые уже и Adobe не знают. Зато копипастеры лучше всех осведомлены.
Фраза взята тут https://forums.adobe.com/message/8242387#8242387
For the Flash Runtime team (Flash Player and AIR), there has been no change to our commitment to our end users and developers. We will be continuing our partnership and ongoing work with Microsoft and Google, and we're very excited to work with Facebook. This multi company collaboration will continue to allow us to provide the most secure and stable runtime possible. We have no plans on changing our release approach or our priorities to our customers. As we have for the last few years, we remain dedicated to security, critical customer issues, compatibility, quality and providing the feature sets that our developers require to be successful. We have a consistent cadence for releases (monthly scheduled releases, with four of these adding new features) and an active beta program. None of this changes.
Что мне потом не говорили, что я сам все придумываю.
kekekeks
09.12.2015 02:27В итоге Apple не прикрутили к Safari webrtc, доступа к видеокамере на их мобилках так и нет. Инновационная платформа, на которой даже видеочат в браузере не сделать, да. Flash это дело умел много лет назад.
kaichou
09.12.2015 11:32> Все мобильные устройства Apple поставляются с высокопроизводительными и требущими малых затрат энергии реализациями этих открытых стандартов.
Какая яркая и неприкрытая пропаганда.
masnart
Все дело как всегда в бабках. Пока разработчик продает флэш игрушки через их магазин и делится прибылью у эпл нет проблем ни со слоями кода, ни с енергопотреблением флэша.