В марте 2024-го рынок встряхнула новость от Microsoft о грядущем отключении доступа к облачным сервисам компании для корпоративных клиентов из России. Оперативно делая бэкапы, одни побежали искать «обходные пути», вторые — подбирать альтернативы продуктам Microsoft. А я решил обратиться к своему опыту работы с отечественными решениями для унифицированных коммуникаций (UC), чтобы снова поделиться им на Хабре :)
В прошлом году я рассматривал мессенджер eXpress как альтернативу Zoom. Объектом для изучения в сегодняшней статье я выбрал Squadus вендора «МойОфис». Этот мессенджер уже довольно давно позиционируется в рынке как почти полноценная замена MS Teams. Кроме того, у нас в К2Тех был опыт миграции в Squadus из Teams.
О том, что такое Squadus и как мы на него переезжали, я и расскажу под катом!
Решения для корпоративных коммуникаций в России: все лучше, чем кажется?
До недавнего времени многие компании планировали до последнего сидеть на продуктах Microsoft или Google, потому что не видели альтернативы. А между тем, в сегменте унифицированных коммуникаций мы наблюдаем настоящий бум. Раньше все чуть ли не молились на Microsoft Teams, но еще в 2022-м возникла явная потребность в миграции и с тех пор начали активно развиваться аналоги.
Нужно понимать, что Microsoft не случайно практически монополизировал рынок. MS Teams — очень удачное решение и идеальной замены нет ни в России, ни в мире. Вместо этого существуют десятки различных решений разной степени проработанности — почтовые системы, мессенджеры, платформы для видео- и аудиоконференцсвязи, совместной работы с документами, назначения задач, планирования рабочего дня. Без наличия экспертизы во всех них выбрать очень сложно.
Команда практики инфраструктурных решений К2Тех уже порядка 17 лет внедряет различные решения для корпоративных коммуникаций и совместной работы. Мессенджер eXpress, который я рассматривал на Хабре как альтернативу Zoom с возможностью развертывания on-premise, — лишь одно из множества решений, с которыми мы работаем. Кроме него, можно выделить:
Решения от VK Tech — VK WorkMail, VK Teams, VK Workdisk.
Communigate PRO — монолит, включающий в себя почту, календари, мессенджер и возможность осуществления звонков.
RuPost — почтовую систему от группы компаний Astra
И экосистему «МойОфис» — Почта, Squadus, Мой Офис Частное облако, Редакторы документов.
Итак, продолжим серию обзоров на решения для UC и остановимся на последнем подробнее, а именно на Squadus.
Что такое Squadus
Squadus — довольно комплексный софт для коммуникаций внутри компании. Он позволяет общаться (текстовые сообщения, звонки, видеоконференции), совместно работать над документами, за счет интеграции с корпоративным каталогом находить сотрудников организации и создавать рабочие группы. Также здесь реализована функциональность федераций — специальный режим работы, который позволяет объединять команды из разных организаций и налаживать коммуникацию между ними.
Тем не менее, многие из этих возможностей есть и у других отечественных решений. Сильные стороны Squadus, которые позволяют нам рекомендовать его клиентам для целей импортозамещения:
Чат-боты, способные автоматизировать различные рутинные действия.
Возможность осуществлять видео-, аудио- и конференц-связь с одновременной записью и сохранением чата.
Возможность подключать к системе гостей — с доступом к конкретному чату или проекту.
Совместное редактирование документов. Эту востребованную у заказчиков функцию внедрили недавно.
«МойОфис» действительно стремится создать экосистему как у Microsoft, и Squadus, позиционируется как один из важных ее компонентов. Продукт выпущен на рынок в апреле 2023-го, а уже в ноябре того же года CNews назвал его лучшим цифровым рабочим пространством года. В общем, на первый взгляд все выглядит хорошо, но как на практике?
Установка Squadus и миграция с MS Teams: чего ожидать?
Squadus доступен на всех платформах (веб, десктоп, мобильные) и поддерживает ОС «Альт», Astra Linux, «Ред ОС», а также общение на macOS, Windows, iOS и Android. Архитектура: объектное хранилище MinIO, БД MongoDB, видеосвязь — Jitsi.
Для переезда на это решение нужно уметь работать с Linux. У Squadus нет типового графического инсталлятора, только консольный, который требует к себе много внимания, особенно по сравнению с тем, что был у Microsoft.
Мы столкнулись с проблемами с установкой Squadus на Astra Linux, докер-контейнерами, на версиях 1.7.4 и 1.7.5. Инсталляция не хотела заканчиваться, прерываясь досрочно. На других ОС («Альт», РЕД ОС, другие версии Astra) таких проблем не обнаружено. В итоге мы разворачивали эту систему на Astra Linux SE 1.7.3.
Важно тщательно отнестись к подготовке конфигурационных файлов инсталляции, чтобы все прошло гладко, а также:
Перед установкой на Astra Linux нужно проверить /etc/hosts на предмет отсутствия записи: 127.0.0.1 FQDN. Если hostname совпадает с FQDN, то в /etc/hosts присутствует запись, которая приводит к попытке обращения к MongoDB по 127.0.0.1:27017, в результате получается ошибка: connection refused.
При установке Python и модулей следует внимательно подойти к версионности пакетов. Неправильный выбор также может вызывать сбои.
Обычно если компания работала в MS Teams в течение нескольких лет, там накапливается большой объем исторических данных: переписки, календарные события, файлы, которыми обменивались сотрудники. И все эти данные необходимо перенести при миграции на новое решение.
Мы переезжали со сравнительно небольшим багажом — перевели на Squadus часть своей команды и работали с ним некоторое время. Мы проверяли удобство использования и выявляли возможные баги — словом, оценивали, стоит ли рекомендовать этот софт клиентам.
Процесс миграции состоит из трех стандартных этапов:
1. Выгрузка всех данных из MS Teams.
2. Приведение их к нужному формату.
3. Импорт данных в Squadus.
Приведение к нужному формату при миграции не слишком сложное — достаточно составить табличные файлы заданного формата. Немного более заковыристая задача — организация итогового архива, который должен быть подготовлен для загрузки данных.
Для этого мы написали небольшой скрипт.
Файл main.ру:
import csv |
Экспорт данных мы проводили с помощью модуля PowerShell Microsoft.Graph.Users и утилиты командной строки cli-microsoft365.
Из MS Teams получили данные в формате JSON, но для импорта в Squadus требуется CSV. Поэтому парсим данные с помощью питона и составляем CSV-файлы нужного вида.
Скриптом main.ру создаются файлы с пользователями и сообщениями из одного личного чата. Далее собираем ZIP-архив, файлы в котором должны находиться строго в той же структуре, что описана в разделе 4.4.3.1 руководства администратора.
В интерфейсе администратора переходим в раздел «Импортировать» → «Импортировать файл», выбираем тип импорта «CSV» и прикрепляем архив → «Импортировать».
Мы написали скрипт только для одного из этапов, но при необходимости можно автоматизировать весь процесс от получения данных до формирования ZIP-файла с корректной структурой.
В целом миграция проходит неспешно, с небольшим лагом. При десятках пользователей данные «доезжают» за несколько минут, при сотнях пользователей с большими массивами информации процесс может занять около часа. При этом некоторые пользователи вместе с сообщениями импортируются быстрее, а другим приходится ждать дольше.
Среди замеченных при миграции недостатков — невозможность импортировать вложения. Эта опция, кажется, доступна при миграции со Slack, но не из MS Teams. Также нельзя импортировать метаданные о сообщениях — кто какую реакцию ставил, какое сообщение на что было ответом. А это иногда бывает важно, поскольку часто сообщение в отрыве от контекста может быть уже не очень понятно при повторном прочтении.
Оба вида импорта (вложения и метаданные), видимо, возможны при использовании встроенных команд API, но для работы с ним потребуется писать собственную утилиту. Далеко не каждый админ станет заниматься этим при переезде.
Squadus на практике: преимущества и недостатки
Несмотря на некоторые сложности при переезде, спустя несколько недель использования мы в целом довольны возможностями Squadus. Прежде всего, хочется отметить такие преимущества, как:
качество мессенджера и инструментов видеосвязи не уступает MS Teams и другим аналогам;
размещение на локальном сервере обеспечивает меньшую задержку и большую стабильность соединения по сравнению с иностранными решениями.
Интерфейс Squadus простой и понятный благодаря сходству с MS Teams. При этом можно настраивать папки чатов, ботов, команд и каналов под свои задачи. Многим участникам испытаний понравилась возможность онлайн-редактирования документов прямо из чата, ею удобно пользоваться. Наконец, Squadus имеет продуманные интеграции с внешними системами, такими как Jira, что расширяет возможности использования.
Разумеется, есть и недостатки. Не хватает подробной документации: описания API, примеров создания ботов и т. п. В документации вендора вкратце описана базовая функциональность, остальное нужно тестировать методом проб и ошибок. Нет функции удаленного доступа к рабочим столам, как у Help desk, когда во время созвона можно передать управление собеседнику. Вендор говорит, что это в планах, но пока без конкретики.
Мы столкнулись с отдельными багами. Один из них — проблема с механизмом синхронизации системных ролей. Squadus позволяет создавать пользовательские роли, наделять их определенными правами и синхронизировать по протоколу LDAP с группами в службе каталогов. Мы хотели создать роль «Администраторы Squadus» и назначить ее импортированным из Teams администраторам. Но при импорте все пользователи из группы каталога получили права администратора, независимо от исходных ролей. Мы сообщили о проблеме, и к моменту публикации статьи ее уже исправили. Так что вы с этим уже не столкнетесь :)
Команда активно дорабатывает продукт: меньше чем за год для него вышло четыре релиза, а баг-репорты обрабатываются буквально в следующем апдейте. Если у заказчиков появляется какая-нибудь новая боль, и они ее озвучивают — можно быть уверенными, что «МойОфис» постарается ее закрыть. Такой короткий цикл обратной связи — наверное, одна из лучших особенностей нашего вынужденного импортозамещения.
Итого:
Squadus хорошо подходит для любых распределенных команд, в качестве замены Zoom и Skype, особенно если нужно on-premise решение. Однако он будет наиболее востребован в тех компаниях, которым нужна максимально близкая замена для Microsoft Teams и наличие инфраструктуры: облака, текстового редактора, почтового клиента. Продукт развивается, ему есть куда расти и, кажется, его ждет большое будущее.
Если вам интересно почитать еще о российских решениях для унифицированных коммуникаций, оставляйте комментарии! Возможно, получится целый цикл статей про отечественное UC :)
Больше статей про отечественное ПО:
Практика замены MS Office: 4 ситуации, когда это невозможно…но вполне получается
Без 5% VMware? Обзор свежего релиза платформы виртуализации zVirt 4.1
Первый взгляд на Termit 2.0 — российскую систему терминального доступа
Обзор РЕД АДМ и Атом.Домен: новые альтернативы службе каталогов MS Active Directory
Комментарии (29)
Redduck119
24.04.2024 12:03+10Пошел я на сайт посмотреть Squadus.
Куча маркетинговой фигни (с моей точки зрения) и ни где не нашел цен.
Только дайте, дайте нам ваши данные.
Демо не нашел.VlSergeev Автор
24.04.2024 12:03Коллеги в первую очередь предлагают версию on-premise для развертывания в собственной инфраструктуре. А вот версия SAAS открытого доступа будет чуть позже. Сейчас дистрибутив для тестирования можно запросить через форму на сайте Squadus. И там же получить ответ по ценам.
Отсутствие прайсов в открытом доступе — это распространенная практика среди вендоров, однако на входящие запросы коллеги отвечают открыто и оперативно
event1
24.04.2024 12:03+30Отсутствие прайсов в открытом доступе — это распространенная практика среди вендоров
От этого она не становится менее порочной. Понятно, что так продаванам легче впаривать, или КИПы закрывать, или не знаю зачем это люди делают. Но у покупателей такой подход редко вызывает положительные эмоции.
myoffice_ru
24.04.2024 12:03+2Здравствуйте! Базовая стоимость корпоративной лицензии на пользователя составит 3 250 рублей в год. Оставить заявку на тестирование продукта перед покупкой юрлицам можно здесь: https://myoffice.ru/products/squadus/ Данные необходимы, чтобы вас смогли проконсультировать.
breninsul
24.04.2024 12:03+4Извините, это Teams прекрасное решение?!
Manguss
24.04.2024 12:03+2Не идеальное, но довольно мощное и для многих привычный и удобный инструмент который просто так не заменить (есть аналоги, похожие, но просто замены равнозначной в одном продукте нет). Мне связка Outlook Teams и Office 365 очень даже нравиться. Например Miro лучше чем Whitebord встроенный в teams, но в teams оно все сразу в одном месте, прозрачно сохраняет все нужные мне артефакты и позволяет управлять доступом к ним.
VlSergeev Автор
24.04.2024 12:03+3У Teams есть сильный плюс, и он же минус. Это Saas-платформа. Удобно, что не нужно иметь свою инфраструктуру. Но и рубильник могут отключить в любой момент. Поэтому риск крайне высокий.
garwall
24.04.2024 12:03Ну прекрасное для всяких интеграций и менеджеров, чтобы отчетики выводились. Если использовать Тимс для общения.. ну не зря же они insights впилили, чтобы понять, когда сотрудник разлетится на тысячу миллионов кусочков от негодования
event1
24.04.2024 12:03MS Teams — очень удачное решение и идеальной замены нет ни в России, ни в мире
Корпоративный фейсбук скрещенный со скайпом — удачное решение? И что там такого удачного? То что майки сумели проинтегрировать свои собственные сервисы и всё это падает не очень часто? Это конечно достижение. Если других решений не видел никогда.
Kahelman
24.04.2024 12:03Как там с end-to-end шифрованием? Или пусть товарищ майор читает спокойно?
mumische
24.04.2024 12:03+1Это on-premise решение, там гражданский майор, из ИБ, ему положено. Кстати, про интеграцию с DLP действительно ничего не сказали.
VlSergeev Автор
24.04.2024 12:03+2Да, интеграция есть с DLP по протоколу iCAP. А также можно и антивирус прикрутить. Я в статье сфокусировался на переносе данных, чтобы не сильно загружать деталями
VlSergeev Автор
24.04.2024 12:03+2Трафик обязательно шифруется. Ключи можно выпускать на собственном удостоверяющем центре
duchara
24.04.2024 12:03+1Разворачивал прошлым летом Squadus, что мне не понравилось тогда, так это то что, если у вас через год протухнет ssl сертификат, то со слов техподдержки его нужно заново пересобрать, а также если у вас поменялся почтовый сервер, то так же нужно пересобрать. Еще один момент, по умолчанию при развертывании тогда была доступна возможность любому заводить пользовательский акаунт, и если не забыть отключить эту возможность то появляется брешь в безопасности.
myoffice_ru
24.04.2024 12:03+1Добрый день. Ответим по пунктам:
Процесс обновления сертификатов на большой инсталляции занимает несколько минут с учетом остановки/запуска контейнеров, полный деплой с нуля не требуется.
В актуальной версии смена почтового сервера не требует редеплоя, она производится через UI административной панели.
Действительно, самостоятельная регистрация пользователей ранее была включена в продукт для активации гостевого доступа. В Squadus большое количество настроек (подробно они описаны в руководстве администратора), с их помощью можно настроить продукт оптимальным образом. Гостевой доступ сейчас отсутствует в настройках по умолчанию, его можно включить на усмотрение организации.
pashkovka
24.04.2024 12:03+3Squadus как я понял сделан на базе RocketChat, даже элементы дизайна точно такие же, ну прям один в один! Легко-узнаваем.
И тут вопрос либо покупать Squadus, либо нагружать IT - специалиста для разворачивания бесплатного RocketChata и его администрирования.
dimitrii_z
24.04.2024 12:03+2Да, там связка Jitsi + Rocket.Chat. Вообще есть альтернативы даже среди ру решений. И в том числе не основанные на джитси, т.к. мы видим что джитси ведёт к трудностям развёртывания и поддержки. И также масштабирования. Список достаточно посмотреть например тут: https://www.cnews.ru/reviews/videokonferentssvyaz_2023/review_table/31a766cb4d7a773528f90fce81a685e56040148a
pashkovka
24.04.2024 12:03+1Jitsi тоже open-source, в целом неплохой набор.
Но за такие деньги (на пользователя составит 3 250 рублей в год ) должна быть обязательно поддержка и развертывание хотя бы на первый год.
dimitrii_z
24.04.2024 12:03Неплохой набор пока не надо собрать в конференции людей больше чем 300 ) а, скажем, тысячи полторы-две.
Ну и в принципе когда функционал рамазан по 20 отдельно устанавливаемым и настраиваемым модулям не очень удобно..
myoffice_ru
24.04.2024 12:03Здравствуйте! Squadus – это цифровое рабочее пространство для совместной работы и корпоративного общения. Функциональность данного решения намного шире, чем у указанного вами СПО. Squadus поддерживает структурирование чатов, совместную работу с документами, аудио/видео конференции и автоматизацию процессов с помощью чат-ботов. Работает на любом устройстве в любой точке мира. Разворачивается на собственных серверах организации и обеспечивает бесшовный переход с популярных иностранных решений. Включен в реестр отечественного ПО.
Подробностями создания Squadus мы поделились в специальном цикле статей, ознакомиться с ними вы можете здесь: https://habr.com/ru/companies/ncloudtech/articles/769556/
mr-quokka
24.04.2024 12:03+1Мы Пользуемся onlyoffice + telegram.
Бесплатно, легковесно, удобный функционал и дампы. Может быть расскажите о плюсах вашего решения, по сравнению с описанным?m1skam
24.04.2024 12:03+4Имхо, если у вас небольшая команда, то использовать Telegram как корпоративный мессенджер еще терпимо. Но когда у вас коллег от 50, я считаю, что лучше перейти на отдельный мессенджер.
Очень сложно в Телеграме отделить личное и рабочее общение. слишком много времени нужно будет тратить на микроменеджмент групп и контактов. Лично для меня идеал, когда я могу просто выключить корпоративный мессенджер на компьютере или выставить в нем статус до 9 утра следующего дня "не беспокоить", и не получать никакие уведомления в рабочих чатах от коллег, которые решили в 11 вечера обсудить очень важный вопрос.
mr-quokka
24.04.2024 12:03Верно, для этого есть вторая виртуальная симка, которая отключается и все чаты, звонки, включая заказчиков и контакты учебных заведений именно на ней)
m1skam
24.04.2024 12:03Это ваше личное решение или это направленная политика компании и каждый сотрудник так должен делать? Если это политика компании, то как поступаете, если у человека нет возможности добавить вторую симку в свой телефон?
RustamerR
24.04.2024 12:03+1Дополню и добавлю еще одну свою боль Telegram для меня в сравнении с MS Teams - отсутствие тредов в группах с темами. Даже если разделить все по темам и строго модерировать переписку, то нет-нет и все превращается в сплошной чат. Самих тем в конечном итоге становится все больше, а поиск не помогает никак.
К тому же, Telegram - это не корпоративный мессенджер, в нем нет возможности управлять учетками пользователей (каждый сам за себя).
Мы перешли на Telegram c MS Teams. Поначалу плюсов много - просто, быстро и удобно для всех. А вот дальше.. Я уже скучаю по Teams. Нравилась также функция управления при созвоне. В ТГ только показ экрана.
P.S. Не сравниваю Telegram с сабжевым решением. Ибо сабж - это еще один переделанный RocketChat. Тысячи их развелось в нашей стране.
Mi11er
Или просто поставьте Rocket.Chat
myoffice_ru
Добрый день. Функциональность Squadus гораздо шире, чем возможности любого мессенджера. За счет нативной интеграции в экосистему МойОфис, Squadus поддерживает совместную работу с документами и единовременное их обсуждение в чате Squadus и в самом документе, назначение аудио– и видеоконференций из календаря почты, работу чат-ботов, присылающих уведомления о предстоящей встрече. Интеллектуальный поиск по большому массиву данных позволяет осуществлять поиск по пользователям, именам файлов, полному и частичному совпадению одного или нескольких слов в поисковом запросе. В Squadus нет ограничений по количеству сотрудников, это могут быть десятки тысяч пользователей.