В марте 2024-го рынок встряхнула новость от Microsoft о грядущем отключении доступа к облачным сервисам компании для корпоративных клиентов из России. Оперативно делая бэкапы, одни побежали искать «обходные пути», вторые — подбирать альтернативы продуктам Microsoft. А я решил обратиться к своему опыту работы с отечественными решениями для унифицированных коммуникаций (UC), чтобы снова поделиться им на Хабре :) 

В прошлом году я рассматривал мессенджер eXpress как альтернативу Zoom. Объектом для изучения в сегодняшней статье я выбрал Squadus вендора «МойОфис». Этот мессенджер уже довольно давно позиционируется в рынке как почти полноценная замена MS Teams. Кроме того, у нас в К2Тех был опыт миграции в Squadus из Teams. 

О том, что такое Squadus и как мы на него переезжали, я и расскажу под катом!

Решения для корпоративных коммуникаций в России: все лучше, чем кажется?

До недавнего времени многие компании планировали до последнего сидеть на продуктах Microsoft или Google, потому что не видели альтернативы. А между тем, в сегменте унифицированных коммуникаций мы наблюдаем настоящий бум. Раньше все чуть ли не молились на Microsoft Teams, но еще в 2022-м возникла явная потребность в миграции и с тех пор начали активно развиваться аналоги. 

Нужно понимать, что Microsoft не случайно практически монополизировал рынок. MS Teams — очень удачное решение и идеальной замены нет ни в России, ни в мире. Вместо этого существуют десятки различных решений разной степени проработанности — почтовые системы, мессенджеры, платформы для видео- и аудиоконференцсвязи, совместной работы с документами, назначения задач, планирования рабочего дня. Без наличия экспертизы во всех них выбрать очень сложно. 

Команда практики инфраструктурных решений К2Тех уже порядка 17 лет внедряет различные решения для корпоративных коммуникаций и совместной работы. Мессенджер eXpress, который я рассматривал на Хабре как альтернативу Zoom с возможностью развертывания on-premise, — лишь одно из множества решений, с которыми мы работаем. Кроме него, можно выделить:

  1. Решения от VK Tech — VK WorkMail, VK Teams, VK Workdisk.

  2. Communigate PRO — монолит, включающий в себя почту, календари, мессенджер и возможность осуществления звонков. 

  3. RuPost — почтовую систему от группы компаний Astra

  4. И экосистему «МойОфис» — Почта, Squadus, Мой Офис Частное облако, Редакторы документов.

Итак, продолжим серию обзоров на решения для UC и остановимся на последнем подробнее, а именно на Squadus.

Что такое Squadus

Окно чата, каким его видит пользователь
Окно чата, каким его видит пользователь

Squadus — довольно комплексный софт для коммуникаций внутри компании. Он позволяет общаться (текстовые сообщения, звонки, видеоконференции), совместно работать над документами, за счет интеграции с корпоративным каталогом находить сотрудников организации и создавать рабочие группы. Также здесь реализована функциональность федераций — специальный режим работы, который позволяет объединять команды из разных организаций и налаживать коммуникацию между ними. 

Тем не менее, многие из этих возможностей есть и у других отечественных решений. Сильные стороны Squadus, которые позволяют нам рекомендовать его клиентам для целей импортозамещения:

  • Чат-боты, способные автоматизировать различные рутинные действия.

  • Возможность осуществлять видео-, аудио- и конференц-связь с одновременной записью и сохранением чата.

  • Возможность подключать к системе гостей — с доступом к конкретному чату или проекту.

  • Совместное редактирование документов. Эту востребованную у заказчиков функцию внедрили недавно.

«МойОфис» действительно стремится создать экосистему как у Microsoft, и Squadus, позиционируется как один из важных ее компонентов. Продукт выпущен на рынок в апреле 2023-го, а уже в ноябре того же года CNews назвал его лучшим цифровым рабочим пространством года. В общем, на первый взгляд все выглядит хорошо, но как на практике?

Установка Squadus и миграция с MS Teams: чего ожидать?

Squadus доступен на всех платформах (веб, десктоп, мобильные) и поддерживает ОС «Альт», Astra Linux, «Ред ОС», а также общение на macOS, Windows, iOS и Android. Архитектура: объектное хранилище MinIO, БД MongoDB, видеосвязь — Jitsi.

Информационная панель администратора Squadus
Информационная панель администратора Squadus

Для переезда на это решение нужно уметь работать с Linux. У Squadus нет типового графического инсталлятора, только консольный, который требует к себе много внимания, особенно по сравнению с тем, что был у Microsoft. 

Мы столкнулись с проблемами с установкой Squadus на Astra Linux, докер-контейнерами, на версиях 1.7.4 и 1.7.5. Инсталляция не хотела заканчиваться, прерываясь досрочно. На других ОС («Альт», РЕД ОС, другие версии Astra) таких проблем не обнаружено. В итоге мы разворачивали эту систему на Astra Linux SE 1.7.3. 

Важно тщательно отнестись к подготовке конфигурационных файлов инсталляции, чтобы все прошло гладко, а также:

  1. Перед установкой на Astra Linux нужно проверить /etc/hosts на предмет отсутствия записи: 127.0.0.1 FQDN. Если hostname совпадает с FQDN, то в /etc/hosts присутствует запись, которая приводит к попытке обращения к MongoDB по 127.0.0.1:27017, в результате получается ошибка: connection refused.

  2. При установке Python и модулей следует внимательно подойти к версионности пакетов. Неправильный выбор также может вызывать сбои.

Панель мониторинга развернутой в Docker системы
Панель мониторинга развернутой в Docker системы

Обычно если компания работала в MS Teams в течение нескольких лет, там накапливается большой объем исторических данных: переписки, календарные события, файлы, которыми обменивались сотрудники. И все эти данные необходимо перенести при миграции на новое решение.

Мы переезжали со сравнительно небольшим багажом — перевели на Squadus часть своей команды и работали с ним некоторое время. Мы проверяли удобство использования и выявляли возможные баги — словом, оценивали, стоит ли рекомендовать этот софт клиентам. 

Процесс миграции состоит из трех стандартных этапов:

1. Выгрузка всех данных из MS Teams.

2. Приведение их к нужному формату.

3. Импорт данных в Squadus.

Приведение к нужному формату при миграции не слишком сложное — достаточно составить табличные файлы заданного формата. Немного более заковыристая задача — организация итогового архива, который должен быть подготовлен для загрузки данных.

Для этого мы написали небольшой скрипт. 

Файл main.ру:

import csv
import json
import re

with open('chatmembers.json', 'r', encoding='utf-8-sig') as fin:
    member_data = json.load(fin)

with open('chat.json', 'r', encoding='utf-8-sig') as fin:
    chat_data = json.load(fin)

users = {}

with open('users.csv', 'w') as fout:
    writer = csv.writer(fout, quotechar='"')

    for member in member_data:
        user_id = member['userId']
        email = member['email']
        name = member['displayName']
        login = email.split('@')[0]

        row = [login, email, name]
        writer.writerow(row)

        users[user_id] = login


with open(f'messages1.csv', 'w') as fout:
    writer = csv.writer(fout, quotechar='"')

    chat_data = [i for i in chat_data if i['body']['content'] != '<systemEventMessage/>']

    sender_ids = set([i['from']['user']['id'] for i in chat_data])
    senders = [users[i] for i in sender_ids]

    for item in chat_data:
        sender_id = item['from']['user']['id']
        sender_login = users[sender_id]
        receiver_login = senders[0] if sender_login == senders[1] else senders[1]
        timestamp = item['id']
       
        body = item['body']['content']
        body = re.sub('<[^<]+?>', '', body)

        row = [sender_login, receiver_login, timestamp, body]
        writer.writerow(row)

  1. Экспорт данных мы проводили с помощью модуля PowerShell Microsoft.Graph.Users и утилиты командной строки cli-microsoft365.

  2. Из MS Teams получили данные в формате JSON, но для импорта в Squadus требуется CSV. Поэтому парсим данные с помощью питона и составляем CSV-файлы нужного вида. 

  3. Скриптом main.ру создаются файлы с пользователями и сообщениями из одного личного чата. Далее собираем ZIP-архив, файлы в котором должны находиться строго в той же структуре, что описана в разделе 4.4.3.1 руководства администратора.

  1. В интерфейсе администратора переходим в раздел «Импортировать» → «Импортировать файл», выбираем тип импорта «CSV» и прикрепляем архив → «Импортировать».

Меню импорта данных
Меню импорта данных

Мы написали скрипт только для одного из этапов, но при необходимости можно автоматизировать весь процесс от получения данных до формирования ZIP-файла с корректной структурой.

В целом миграция проходит неспешно, с небольшим лагом. При десятках пользователей данные «доезжают» за несколько минут, при сотнях пользователей с большими массивами информации процесс может занять около часа. При этом некоторые пользователи вместе с сообщениями импортируются быстрее, а другим приходится ждать дольше.

Среди замеченных при миграции недостатков — невозможность импортировать вложения. Эта опция, кажется, доступна при миграции со Slack, но не из MS Teams. Также нельзя импортировать метаданные о сообщениях — кто какую реакцию ставил, какое сообщение на что было ответом. А это иногда бывает важно, поскольку часто сообщение в отрыве от контекста может быть уже не очень понятно при повторном прочтении.

Оба вида импорта (вложения и метаданные), видимо, возможны при использовании встроенных команд API, но для работы с ним потребуется писать собственную утилиту. Далеко не каждый админ станет заниматься этим при переезде. 

Squadus на практике: преимущества и недостатки

Несмотря на некоторые сложности при переезде, спустя несколько недель использования мы в целом довольны возможностями Squadus. Прежде всего, хочется отметить такие преимущества, как: 

  • качество мессенджера и инструментов видеосвязи не уступает MS Teams и другим аналогам; 

  • размещение на локальном сервере обеспечивает меньшую задержку и большую стабильность соединения по сравнению с иностранными решениями.

Панель создания конференции
Панель создания конференции

Интерфейс Squadus простой и понятный благодаря сходству с MS Teams. При этом можно настраивать папки чатов, ботов, команд и каналов под свои задачи. Многим участникам испытаний понравилась возможность онлайн-редактирования документов прямо из чата, ею удобно пользоваться. Наконец, Squadus имеет продуманные интеграции с внешними системами, такими как Jira, что расширяет возможности использования.

Разумеется, есть и недостатки. Не хватает подробной документации: описания API, примеров создания ботов и т. п. В документации вендора вкратце описана базовая функциональность, остальное нужно тестировать методом проб и ошибок. Нет функции удаленного доступа к рабочим столам, как у Help desk, когда во время созвона можно передать управление собеседнику. Вендор говорит, что это в планах, но пока без конкретики.

Мы столкнулись с отдельными багами. Один из них — проблема с механизмом синхронизации системных ролей. Squadus позволяет создавать пользовательские роли, наделять их определенными правами и синхронизировать по протоколу LDAP с группами в службе каталогов. Мы хотели создать роль «Администраторы Squadus» и назначить ее импортированным из Teams администраторам. Но при импорте все пользователи из группы каталога получили права администратора, независимо от исходных ролей. Мы сообщили о проблеме, и к моменту публикации статьи ее уже исправили. Так что вы с этим уже не столкнетесь :)

Панель управления правами доступа
Панель управления правами доступа

Команда активно дорабатывает продукт: меньше чем за год для него вышло четыре релиза, а баг-репорты обрабатываются буквально в следующем апдейте. Если у заказчиков появляется какая-нибудь новая боль, и они ее озвучивают — можно быть уверенными, что «МойОфис» постарается ее закрыть. Такой короткий цикл обратной связи — наверное, одна из лучших особенностей нашего вынужденного импортозамещения.

Итого:

Источник: it-news.online
Источник: it-news.online

Squadus хорошо подходит для любых распределенных команд, в качестве замены Zoom и Skype, особенно если нужно on-premise решение. Однако он будет наиболее востребован в тех компаниях, которым нужна максимально близкая замена для Microsoft Teams и наличие инфраструктуры: облака, текстового редактора, почтового клиента. Продукт развивается, ему есть куда расти и, кажется, его ждет большое будущее.

Если вам интересно почитать еще о российских решениях для унифицированных коммуникаций, оставляйте комментарии! Возможно, получится целый цикл статей про отечественное UC :)  

Больше статей про отечественное ПО:

Практика замены MS Office: 4 ситуации, когда это невозможно…но вполне получается

Без 5% VMware? Обзор свежего релиза платформы виртуализации zVirt 4.1

Первый взгляд на Termit 2.0 — российскую систему терминального доступа

Обзор РЕД АДМ и Атом.Домен: новые альтернативы службе каталогов MS Active Directory

Комментарии (29)


  1. Mi11er
    24.04.2024 12:03
    +4

    Или просто поставьте Rocket.Chat


    1. myoffice_ru
      24.04.2024 12:03
      +1

      Добрый день. Функциональность Squadus гораздо шире, чем возможности любого мессенджера. За счет нативной интеграции в экосистему МойОфис, Squadus поддерживает совместную работу с документами и единовременное их обсуждение в чате Squadus и в самом документе, назначение аудио– и видеоконференций из календаря почты, работу чат-ботов, присылающих уведомления о предстоящей встрече. Интеллектуальный поиск по большому массиву данных позволяет осуществлять поиск по пользователям, именам файлов, полному и частичному совпадению одного или нескольких слов в поисковом запросе. В Squadus нет ограничений по количеству сотрудников, это могут быть десятки тысяч пользователей.


  1. Redduck119
    24.04.2024 12:03
    +10

    Пошел я на сайт посмотреть Squadus.
    Куча маркетинговой фигни (с моей точки зрения) и ни где не нашел цен.
    Только дайте, дайте нам ваши данные.
    Демо не нашел.


    1. VlSergeev Автор
      24.04.2024 12:03

      Коллеги в первую очередь предлагают версию on-premise для развертывания в собственной инфраструктуре. А вот версия SAAS открытого доступа будет чуть позже. Сейчас дистрибутив для тестирования можно запросить через форму на сайте Squadus. И там же получить ответ по ценам.

      Отсутствие прайсов в открытом доступе — это распространенная практика среди вендоров, однако на входящие запросы коллеги отвечают открыто и оперативно


      1. event1
        24.04.2024 12:03
        +30

        Отсутствие прайсов в открытом доступе — это распространенная практика среди вендоров

        От этого она не становится менее порочной. Понятно, что так продаванам легче впаривать, или КИПы закрывать, или не знаю зачем это люди делают. Но у покупателей такой подход редко вызывает положительные эмоции.


    1. myoffice_ru
      24.04.2024 12:03
      +2

      Здравствуйте! Базовая стоимость корпоративной лицензии на пользователя составит 3 250 рублей в год. Оставить заявку на тестирование продукта перед покупкой юрлицам можно здесь: https://myoffice.ru/products/squadus/ Данные необходимы, чтобы вас смогли проконсультировать.


  1. breninsul
    24.04.2024 12:03
    +4

    Извините, это Teams прекрасное решение?!


    1. Manguss
      24.04.2024 12:03
      +2

      Не идеальное, но довольно мощное и для многих привычный и удобный инструмент который просто так не заменить (есть аналоги, похожие, но просто замены равнозначной в одном продукте нет). Мне связка Outlook Teams и Office 365 очень даже нравиться. Например Miro лучше чем Whitebord встроенный в teams, но в teams оно все сразу в одном месте, прозрачно сохраняет все нужные мне артефакты и позволяет управлять доступом к ним.


    1. VlSergeev Автор
      24.04.2024 12:03
      +3

      У Teams есть сильный плюс, и он же минус. Это Saas-платформа. Удобно, что не нужно иметь свою инфраструктуру. Но и рубильник могут отключить в любой момент. Поэтому риск крайне высокий.


    1. garwall
      24.04.2024 12:03

      Ну прекрасное для всяких интеграций и менеджеров, чтобы отчетики выводились. Если использовать Тимс для общения.. ну не зря же они insights впилили, чтобы понять, когда сотрудник разлетится на тысячу миллионов кусочков от негодования


  1. event1
    24.04.2024 12:03

    MS Teams — очень удачное решение и идеальной замены нет ни в России, ни в мире

    Корпоративный фейсбук скрещенный со скайпом — удачное решение? И что там такого удачного? То что майки сумели проинтегрировать свои собственные сервисы и всё это падает не очень часто? Это конечно достижение. Если других решений не видел никогда.


  1. Kahelman
    24.04.2024 12:03

    Как там с end-to-end шифрованием? Или пусть товарищ майор читает спокойно?


    1. mumische
      24.04.2024 12:03
      +1

      Это on-premise решение, там гражданский майор, из ИБ, ему положено. Кстати, про интеграцию с DLP действительно ничего не сказали.


      1. VlSergeev Автор
        24.04.2024 12:03
        +2

        Да, интеграция есть с DLP по протоколу iCAP. А также можно и антивирус прикрутить. Я в статье сфокусировался на переносе данных, чтобы не сильно загружать деталями


    1. VlSergeev Автор
      24.04.2024 12:03
      +2

      Трафик обязательно шифруется. Ключи можно выпускать на собственном удостоверяющем центре


  1. duchara
    24.04.2024 12:03
    +1

    Разворачивал прошлым летом Squadus, что мне не понравилось тогда, так это то что, если у вас через год протухнет ssl сертификат, то со слов техподдержки его нужно заново пересобрать, а также если у вас поменялся почтовый сервер, то так же нужно пересобрать. Еще один момент, по умолчанию при развертывании тогда была доступна возможность любому заводить пользовательский акаунт, и если не забыть отключить эту возможность то появляется брешь в безопасности.


    1. myoffice_ru
      24.04.2024 12:03
      +1

      Добрый день. Ответим по пунктам:

      1. Процесс обновления сертификатов на большой инсталляции занимает несколько минут с учетом остановки/запуска контейнеров, полный деплой с нуля не требуется.

      2. В актуальной версии смена почтового сервера не требует редеплоя, она производится через UI административной панели.

      3. Действительно, самостоятельная регистрация пользователей ранее была включена в продукт для активации гостевого доступа. В Squadus большое количество настроек (подробно они описаны в руководстве администратора), с их помощью можно настроить продукт оптимальным образом. Гостевой доступ сейчас отсутствует в настройках по умолчанию, его можно включить на усмотрение организации.


  1. pashkovka
    24.04.2024 12:03
    +3

    Squadus как я понял сделан на базе RocketChat, даже элементы дизайна точно такие же, ну прям один в один! Легко-узнаваем.

    И тут вопрос либо покупать Squadus, либо нагружать IT - специалиста для разворачивания бесплатного RocketChata и его администрирования.


    1. dimitrii_z
      24.04.2024 12:03
      +2

      Да, там связка Jitsi + Rocket.Chat. Вообще есть альтернативы даже среди ру решений. И в том числе не основанные на джитси, т.к. мы видим что джитси ведёт к трудностям развёртывания и поддержки. И также масштабирования. Список достаточно посмотреть например тут: https://www.cnews.ru/reviews/videokonferentssvyaz_2023/review_table/31a766cb4d7a773528f90fce81a685e56040148a


      1. pashkovka
        24.04.2024 12:03
        +1

        Jitsi тоже open-source, в целом неплохой набор.

        Но за такие деньги (на пользователя составит 3 250 рублей в год ) должна быть обязательно поддержка и развертывание хотя бы на первый год.


        1. dimitrii_z
          24.04.2024 12:03

          Неплохой набор пока не надо собрать в конференции людей больше чем 300 ) а, скажем, тысячи полторы-две.

          Ну и в принципе когда функционал рамазан по 20 отдельно устанавливаемым и настраиваемым модулям не очень удобно..


    1. myoffice_ru
      24.04.2024 12:03

      Здравствуйте! Squadus – это цифровое рабочее пространство для совместной работы и корпоративного общения. Функциональность данного решения намного шире, чем у указанного вами СПО. Squadus поддерживает структурирование чатов, совместную работу с документами, аудио/видео конференции и автоматизацию процессов с помощью чат-ботов. Работает на любом устройстве в любой точке мира. Разворачивается на собственных серверах организации и обеспечивает бесшовный переход с популярных иностранных решений. Включен в реестр отечественного ПО.

      Подробностями создания Squadus мы поделились в специальном цикле статей, ознакомиться с ними вы можете здесь: https://habr.com/ru/companies/ncloudtech/articles/769556/


  1. mr-quokka
    24.04.2024 12:03
    +1

    Мы Пользуемся onlyoffice + telegram.
    Бесплатно, легковесно, удобный функционал и дампы. Может быть расскажите о плюсах вашего решения, по сравнению с описанным?


    1. m1skam
      24.04.2024 12:03
      +4

      Имхо, если у вас небольшая команда, то использовать Telegram как корпоративный мессенджер еще терпимо. Но когда у вас коллег от 50, я считаю, что лучше перейти на отдельный мессенджер.

      Очень сложно в Телеграме отделить личное и рабочее общение. слишком много времени нужно будет тратить на микроменеджмент групп и контактов. Лично для меня идеал, когда я могу просто выключить корпоративный мессенджер на компьютере или выставить в нем статус до 9 утра следующего дня "не беспокоить", и не получать никакие уведомления в рабочих чатах от коллег, которые решили в 11 вечера обсудить очень важный вопрос.


      1. mr-quokka
        24.04.2024 12:03

        Верно, для этого есть вторая виртуальная симка, которая отключается и все чаты, звонки, включая заказчиков и контакты учебных заведений именно на ней)


        1. m1skam
          24.04.2024 12:03

          Это ваше личное решение или это направленная политика компании и каждый сотрудник так должен делать? Если это политика компании, то как поступаете, если у человека нет возможности добавить вторую симку в свой телефон?


          1. mr-quokka
            24.04.2024 12:03

            Для меня - моя, другие сотрудники брали корпоративные симки по запросу


    1. RustamerR
      24.04.2024 12:03
      +1

      Дополню и добавлю еще одну свою боль Telegram для меня в сравнении с MS Teams - отсутствие тредов в группах с темами. Даже если разделить все по темам и строго модерировать переписку, то нет-нет и все превращается в сплошной чат. Самих тем в конечном итоге становится все больше, а поиск не помогает никак.
      К тому же, Telegram - это не корпоративный мессенджер, в нем нет возможности управлять учетками пользователей (каждый сам за себя).


      Мы перешли на Telegram c MS Teams. Поначалу плюсов много - просто, быстро и удобно для всех. А вот дальше.. Я уже скучаю по Teams. Нравилась также функция управления при созвоне. В ТГ только показ экрана.


      P.S. Не сравниваю Telegram с сабжевым решением. Ибо сабж - это еще один переделанный RocketChat. Тысячи их развелось в нашей стране.


  1. ELForcer
    24.04.2024 12:03

    Matrix можно еще использовать как мессенджер и для созвона.