Хабр, привет! На связи Владимир Сергеев, эксперт направления инфраструктурных решений К2Тех. Мне все больше кажется, что взлет и популярность Zoom в последние несколько лет — это во многом про то, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте и быть готовым к открывшимся возможностям. Пандемия 2020 года — яркий тому пример. 

Такой шанс теперь выпал и российским разработчикам. Привычные мировые сервисы — сегодня есть, а завтра нет уже не работают. Более того, тот же Zoom не получится развернуть в своей инфраструктуре. Нет просто такой возможности заякорить его on-prem. И естественно, на место зарубежных игроков выстроилась очередь из молодых и амбициозных отечественных команд, которые созрели для конкуренции. Давайте посмотрим на один из их продуктов поближе.

Для начала хочется пояснить, что мы в направлении инфраструктурных решений К2Тех очень активно развиваем практику внедрения сервисов объединенных коммуникаций (Unified communication, UC). То есть это решения для корпоративной коммуникации и совместной работы: почта, мессенджеры, системы файлового обмена и средства совместного редактирования документов. Сейчас — в условиях необходимости миграции на отечественное — чаще всего мы слышим от заказчиков, что им важно сохранить привычный уровень удобства работы для своих сотрудников и при этом обеспечить доступность систем, сохранность данных, совместимость с различными аппаратными и программными решениями. 

За 17 лет на рынке мы с командой К2Тех поработали с различными инструментами корпоративных коммуникаций. И если смотреть на доступные сейчас продукты [которые к тому же не схлопнутся одномоментно в сингулярность], то, на мой взгляд, eXpress — это одно из самых любопытных решений для обзора.

Общие характеристики

В первый раз мы предложили eXpress одному из заказчиков в 2019 году. Уже тогда сервис выглядел достаточно проработано для повседневного использования. А то, что впоследствии платформу начали использовать Росатом, РЖД и другие крупные компании, только укрепило это мнение. Причем здесь хочу подчеркнуть следующее. В упомянутых кейсах показательно именно то, как продукт показал себя в организациях, которым нужна была собственная платформа для коммуникаций на несколько тысяч сотрудников.

eXpress представляет собой платформу для корпоративных коммуникаций, фактически суперапп, расширяемый за счет внутреннего маркетплейса приложений, но базовые функции здесь в целом такие же, как в Zoom (спойлер: и даже больше):

  • Клиент корпоративных конференций;

  • Корпоративный мессенджер;

  • Портал и кадровые сервисы;

  • Рабочая почта и календарь.

Интерфейс и удобство использования

Разработчики платформы явно вдохновлялись Telegram, и у них получилось достаточно удачно воспроизвести пользовательский опыт. И мобильные и десктоп-приложение лаконичные и понятные.

Как и Zoom, eXpress корректно работает и в вебе, и в мобильной версии на Android и iOS.

Ситуация: все в компании пользуются eXpress, а новый контрагент впервые о нем слышит. Что делать в этом случае?

  • Скачать приложение eXpress, оно есть на всех популярных маркетплейсах, и подключиться через него.

  • Присоединиться к конференции по уникальной гостевой ссылке через браузер. С видео, аудио, даже с доступом к файлам, если админ разрешит.

В eXpress можно початиться, и голосовое сообщение записать, и файл посмотреть без скачивания, и много чего еще. 

Поддерживается весь набор фич, необходимых для проведения корпоративных видеоконференций, разве что на сегодня групповые звонки ограничены 100 активными участниками. Но критичного тут ничего нет, так как, во-первых, эта цифра увеличивается с каждым новым релизом. А во-вторых, далеко не всем и не всегда для оперативного конф-колла нужны 100 человек :)

  • Виртуальные комнаты для совещаний;

  • Шифрование видео и аудиопотока;

  • Интеграция с SIP-телефонией;

  • Автоматическая отправка ссылки на видеоконференцию (в приложении, по e-mail) и добавление ее в календарь участников;

  • Создание конференций с доступом по паролю;

  • Управление участниками;

  • Ссылки для гостевых пользователей;

  • Запись звонков;

  • Интеграция с различными системами конференц-связи — Vinteo (Communigate), IVA, MIND.

Дополнительные боты и SmartApp 

Помимо звонков и обмена сообщениями eXpress предлагает более 40 встроенных приложений, которые расширяют возможности платформы. Так для повышения личной эффективности можно использовать: 

  • Contacts Bot — интерактивная адресная книга для поиска информации о коллегах по различным параметрам (ФИО, должность, отдел, номер кабинета, внутренний номер сотрудника);

  • ToDo Bot — планировщик с группировкой задач, фильтрами, тегами и возможностью прикреплять заметки.

  • Почтовый бот-агрегатор, транслирующий содержимое почтового ящика в отдельный чат.

  • Telegram channels Bot для агрегации сообщений из разных Telegram каналов в одну ленту.

Также доступны и решения для автоматизации работы компании: 

  • быстрого заказа справок;

  • просмотра дат и быстрого согласования отпусков;

  • открытия, продления и закрытия больничных;

  • заказа и выдачи пропусков.

  • мониторинга загрузки сотрудников и получения уведомлений, например, из Jira и систем электронного документооборота.

Есть боты для решения технических нужд, например, для получения уведомлений систем мониторинга сетевой инфраструктуры, webhook'ов.

eXpress VS MDM/EMM платформы

Фактически eXpress может выполнять роль платформы для дистрибуции приложений, например, внутри мессенджера можно работать с корпоративной почтой, 1С, CRM, Service Desk и всевозможных других корпоративных приложений: 

MDM/EMM

eXpress

Разработка приложений

Разрабатываются отдельные мобильные приложения для iOS и Android

Единый интерфейс, одинаковый для iOS и Android пользователей

Апдейт приложений

Апдейт серверной части

Апдейт мобильных приложений

Только апдейт серверной части

Дистрибуция приложений и апдейтов

Время на загрузку и установку приложения каждым пользователем

Мгновенно

Авторизация и аутентификация

Отдельная авторизация в каждом приложении. Необходима поддержка специальных сертификатов (усложнение разработки)

Single Sign-On через eXpress

Разный функционал приложения доступен разным пользователям

Необходимо публиковать разные приложения для разных групп пользователей

Управление правами внутри одного бота/приложения

Доступ внешних пользователей

Невозможен архитектурно

Возможность доступна, управляется администратором

Тарифы и ценовая политика

Если в том же Zoom есть бесплатная версия, на которую вынужденно перешли многие компании, то eXpress пока предлагает два тарифных плана с постоянной или подписной моделью, где деньги берут за каждого пользователя. При этом доступен выбор из базовой версии, которая в основном предназначена для общения (никаких 40 минутных ограничений на длительность звонка), и расширенной: с ботами и разными корпоративными фичами.

Технические особенности eXpress

Основное и принципиальное отличие eXpress от Zoom — возможность развертывания On-Premise, на своих серверах, и мета-федеративная архитектура.

Все контакты в рамках этой платформы делятся на три контура с разным уровнем доверия. Так, во внутреннем, частном контуре располагается CTS – Corporate Transport Server, который обеспечивает:

  • Обмен сообщениями, файлами и совершение звонков между пользователями предприятия;

  • Предоставление корпоративной адресной книги;

  • Маршрутизацию между партнерскими контурами.

Здесь же располагается платформа для чат ботов/smartapp и Enterprise Transport Server отвечающий за первичную регистрацию корпоративных пользователей. 

Поддерживается интеграция с Active Directory, почтовыми сервисами, SIP, Keycloak, а также SIEM и корпоративными DLP (InfoWatch, Solar Dozor). Доступна пред-проверка всех поступающих файлов потоковыми антивирусами (Kaspersky, DrWeb). 

Корпоративный контур позволяет устанавливать связь между частными инфраструктурами компаний-партнеров. В то же время публичный контур, который управляется разработчиками eXpress, обеспечивает глобальную маршрутизацию и подключение извне тех пользователей, которые просто скачали eXpress из App Store.

Архитектура системы выглядит достаточно сложно, но лишь на первый взгляд. eXpress строится на модных нынче контейнерах, а все крупные инсталляции системы проводятся в Kubernetes. Это положительно сказывается на простоте установки, масштабируемости и скорости работы. 

Единый сервер eXpress (single CTS) — только один из вариантов установки eXpress
Единый сервер eXpress (single CTS) — только один из вариантов установки eXpress

Такая архитектура делает эту платформу конфиденциальнее и безопаснее облачных конкурентов. eXpress прошла сертификацию ФСТЭК.

Безопасность как главное преимущество

Для соединений User-Server и Server-User используется сигнальный протокол WebRTC + SRTP, механизм сквозного шифрования на базе алгоритма XSALSA20 и библиотеки libsodium. 

Для передачи сообщений по незащищенным каналам используется обмен сессионными ключами при помощи протокола Диффи-Хеллмана на эллиптических кривых Curve25519. Это надежные, общепринятые стандарты. 

В качестве альтернативы при необходимости возможно использование ГОСТ-шифрования. 

Схема обмена текстовыми сообщениями через корпоративный сервер. В качестве альтернативы доступны peer to peer-соединения
Схема обмена текстовыми сообщениями через корпоративный сервер. В качестве альтернативы доступны peer to peer-соединения

Данные на мобильных устройствах хранятся в Realm DB на iOS и SQLite DB на Android и также шифруются. Причем содержимое мобильного приложения можно удалить по команде с сервера. Доступ к аккаунту пользователя ограничивается двухфакторной и трехфакторной аутентификацией через независимые каналы:

  • SMS с одноразовым кодом;

  • Pin код на email или пароль Active Directory;

  • Личный пароль (опционально).

Фишки для своих — в Zoom такого точно нет

Еще одна сильная сторона eXpress — то, что его изначально проектировали с возможностью отчуждения, так, чтобы специалисты заказчика могли полноценно поддерживать инфраструктуру. Платформа хорошо документирована, и понятно, что с ней делать, например, если нужно подключить новый офис, поменять интегрированный антивирус или переехать на другое железо. Кроме того, у крупных компаний есть возможность обзавестись собственным брендированным приложением: с фирменным цветом, логотипом, корпоративными фишками и стандартами, мессенджером, специальными ботами и супераппами, новостями и публикациями компании.

Что в результате 

eXpress — зрелое решение, которое разрабатывалось в России, и создавалось под конкретные условия и потребности заказчиков. Пускай в плане популярности эта платформа уступает Zoom, она обладает очевидными преимуществами: 

  • Учтены пожелания и потребности бизнеса, который голосовал рублем еще задолго до того, как ушли популярные вендоры.

  • Полная управляемость и контроль на всех уровнях безопасности и владения данными.

  • При необходимости система легко масштабируется и так же просто сворачивается при их сокращении.

  • Это многофункциональная корпоративная экосистема с возможностью разработки и публикации собственных приложений с графическим интерфейсом. 

  • Если чего-то нет — можно взять понятный и отлично задокументированный SDK и сделать все, что хочется. 

  • Поддержка на территории РФ, российские сертификаты и благосклонность регуляторов. Гарантия, что не отключат и не заблокируют «вот так вдруг потому что». 

Однако, как я и сказал в самом начале статьи, мы в К2Тех уже давно внедряем сервисы для объединенных коммуникаций. Если вам зашел мой обзор на eXpress и теперь интересно почитать и про российские продукты для корпоративных коммуникаций и совместной работы, пишите в комментариях! 

А может, вы уже пользуетесь таковым и хотите поделиться впечатлениями? Тогда тоже пишите в комментариях, это уже я почитаю с удовольствием :)

Новые вершины технологий ждут тебя в Telegram-канале К2Тех

Комментарии (21)


  1. simongrozovski
    11.10.2023 13:38

    Добрый день! А что у вас на бэкенде для видео и телефонии? Патченый астериск?


    1. olegtsss
      11.10.2023 13:38

      Астериск умеет видеосвязь?


      1. nzero
        11.10.2023 13:38

        Да. Умеет как SFU.


    1. VlSergeev Автор
      11.10.2023 13:38

      Добрый день! Давайте разделим вопросы. eXpress разрабатываем не мы, но могу рассказать, с чем уже сталкивались — используется janus и coturn, которые еще взаимодействуют с внутренними кастомными сервисами и redis'ом. Это для видео.
      Для SIP и голоса используется сервер собственной разработки eXpress.


      1. JSmitty
        11.10.2023 13:38
        +1

        а в видеоконференцию с телефона умеет подключаться?


        1. VlSergeev Автор
          11.10.2023 13:38

          К сожалению, пока нет. В этом направлении ведется работа.


  1. Kerrigan
    11.10.2023 13:38
    +1

    Чем оно лучше в плане видеоконференций(мы всё-таки с зумом сравниваем) того же контур.толк, яндекс-телемост или trueconf?


    1. VlSergeev Автор
      11.10.2023 13:38

      Я решил сфокусироваться в своей статье на eXpress, потому что, на мой субъективный взгляд, он получился наиболее сбалансированным среди продуктов с аналогичным функционалом. Сравнить их все в рамках одной статьи физически невозможно, получится трехтомник... Но спасибо вам за интерес! Кажется, уже пора подумать над продолжением :)


      1. Rampages
        11.10.2023 13:38

        Да, вот TrueConf давно используется и продавали и внедряли его во многих гос. учреждениях. Даже с Webex и Polycom пересаживали на TrueConf.

        Хотя ваше решение выглядит более комплексным и секьюрным, было бы неплохо сделать обзорную статью. Особенно с учетом того что TrueConf захватил часть рынка и стоит ли с него переходить на eXpress.

        Кажется в том же Bitrix24 еще есть видео и звонки внутри плюс мессенджер. На предудщем рабочем месте мы ВКС проводили через TrueConf, а организационные моменты обсуждали в Bitrix24.


        1. Parfun
          11.10.2023 13:38

          Фишка eXpress'а ещё в том, что это на текущий момент единственный мессенджер, сертифицированный ФСТЭК. А так труконф норм, можно свой сервер в организации поднять, чатики тоже дорабатывают потихоньку, только ИМХО мобильное приложение кривое до сих пор.


        1. VlSergeev Автор
          11.10.2023 13:38

          Сейчас очень большой выбор на замену MS Teams и Zoom. На мой взгляд, для больших компаний есть потребность в создании экосистемы, которая была бы управляема, встраивалась с другими приложениями и к тому же безопасна. И еще одна тенденция - не все хотят в облако, важно, чтобы инфраструктура была полностью подконтрольна.

          Bitrix интересен в роли портала и CRM. По факту это универсальный комбайн. Да, Bitrix отлично закрывает потребности небольших команд. А вот на большие команды масштабируется с болью и большими затратами. Как мне кажется, это в первую очередь из-за попытки платформы решить слишком много задач разом. Здесь важен баланс.


  1. Vaitek
    11.10.2023 13:38
    +2

    Нативного приложения нет? Как грузит проц и трафик видеоконференция на 20-30 человек под linux, windows, macos?


    1. VlSergeev Автор
      11.10.2023 13:38

      Да, приложение есть — кросс-платформенное, то есть для популярных Win, Mac, Linux (в том числе все российские). Для мобильных — iOS и Android.

      На данном этапе для полного ВКС с видео и голосом требуется порядка 2,5 мбит/с на участника. По моим наблюдениям, нагрузка на CPU во время наших регулярных встреч в eXpress — порядка 15-20%, встречи обычно на 12-15 чел. Голос, конечно же, грузит еще меньше.


      1. abagnale
        11.10.2023 13:38

        Вопрос был про нативное, а тут электроноподелие:

        $ tree -L 1 ./eXpress.app/Contents/Frameworks/
        ├── Electron Framework.framework
        ├── Mantle.framework
        ├── ReactiveObjC.framework
        ├── Squirrel.framework
        ├── eXpress Helper (GPU).app
        ├── eXpress Helper (Plugin).app
        ├── eXpress Helper (Renderer).app
        └── eXpress Helper.app
        


  1. gigimon
    11.10.2023 13:38

    Скажите, можно ли:

    1. Запретить прием любого видео (шаринг экрана и веб камеры)?

    2. Запоминает ли настройки микрофона и видео? (включено/нет)


    1. VlSergeev Автор
      11.10.2023 13:38

      1. В личных звонках можно запретить микрофон, шаринг экрана и видео. В конференциях есть админ конфы, а также можно сделать любого пользователя админом конференции. Админ может исключать пользователей, отключать аудио и видео. Любой пользователь может управлять доступностью ссылки - только корпоративные пользователи с доверенных cts, любой cts, всем, включая гостей, возможно сделать ссылку с паролем.

      2. Функция есть. Выбирается системное устройство - микрофон и динамики, камера. Поведение по умолчанию - аудио и видео отключено.


      1. gigimon
        11.10.2023 13:38

        По первому пункту вы не поняли. Вот если конфа, шарят экран, половина сидит с камерами, а я нахожусь в локации с так себе (или лимитированным) трафиком. Могу ли я вообще отключить трансляцию к себе видео? Для экономии трафика?


        1. VlSergeev Автор
          11.10.2023 13:38

          Нет, к сожалению, пока такой возможности нет. Но тут есть небольшая интрига, потому что коллеги из eXpress обещают новый движок ВКС для управления звонками и модерирования встреч. Сам жду с нетерпением, чтобы опробовать :) Возможно, там такой функционал завезут.


  1. Lexsus333
    11.10.2023 13:38

    В прошлом году пробовал запускать на виртуальной машине дома BigBlueButton (по статейке на хабре), для моих нужд его вполне хватило (конференции до 50 чел.), но пока в организации работает Teams, пользоваться им не стал. Тестировал на 2-3 устройствах - сбоев не возникала. На мой взгляд неплохая платформа для видеоконференций, сейчас посмотрел - есть даже приложение для Android. Основной плюс - развернуть на своем сервере BigBlueButton можно совершенно бесплатно.


  1. mumische
    11.10.2023 13:38

    Скажите, а когда появится возможность видеть в контакт-листе статус пользователя (в сети / не в сети / занят / отсутствует) и время последнего появления в сети?


    1. VlSergeev Автор
      11.10.2023 13:38

      Скоро должны появиться - в Q4 2023. Плюс здесь же будет интеграция с календарем.