Европейский Союз официально утвердил новый набор правил, известных как «Право на ремонт». Директива была создана для выведения приоритетности ремонта сломанных электронный устройств вместо их замены на новые. Европейский союз обязал производителей техники и гаджетов предоставлять на свои товары минимальную двухлетнюю гарантию. Новые правила предоставляют расширение прав каждого потребителя, например, в отношении возможности ремонта товаров после истечения гарантийного срока. В списке оказались смартфоны, стиральные машины, пылесосы и др. При этом, если товар выходит из строя во время гарантийного срока, потребители могут выбрать его замену или ремонт. В случае выбора ремонта гарантия будет продлена на год.
Подробности нововведений
Старший менеджер программы ECOS Матье Рама рассказал, что пора остановить рост электронных отходов. По его мнению, каждый шаг в направлении легко ремонтируемых электронных изделий — это победа для окружающей среды. Благодаря новым правилам Европейский союз сможет обеспечить честную стоимость запчастей, поддержит мелкий ремонтный бизнес и даст потребителям широкий выбор для получения ремонтных услуг.
Если гарантия уже истекла, компании должны будут предложить такую стоимость постгарантийного ремонта, чтобы действительно заинтересовать этим клиентов. Также постановление обязывает производителей обеспечить доступ к запчастям и инструментам. Производители техники не смогут больше использовать методы влияния на клиентское поведение, которые затрудняют или препятствуют ремонту устройств даже в не сертифицированных мастерских. Под запретом оказываются также специальные программные и аппаратные ограничения, как и ограничивающие контрактные условия покупки.
Право на ремонт и обязательный гарантийный период — одни из немногих регуляций ЕС, которые действительно выгодны для потребителей как индивидуальных лиц, а не как агрегированной группы. Например, раньше гарантийный срок не распространялся на товар, если была попытка его самостоятельного ремонта или его ремонта в других частных мастерских. Теперь потребители смогут покупать китайские детали для ремонта или уже бывшие в употреблении оригинальные детали, а также использовать напечатанные на 3D-принтере запчасти. При этом производитель больше не имеет право отказать покупателю товара в гарантийном ремонте, даже в случае если изделие ранее было отремонтировано сторонней организацией.
Также ЕС планирует запустить онлайн-платформу, которая поможет пользователям находить недалеко от своего месторасположения ремонтные мастерские, продавцов подержанной техники и покупателей дефектных товаров. Новые правила вступят в силу после утверждения Советом и публикации в официальном журнале ЕС. После утверждения новых правил они станут обязательными для всех стран-членов ЕС, и каждая страна будет иметь два года на их внедрение в законодательство.
Что ещё?
130 европейских компаний, которые принимают участие в совместной работе и действиях коалиции «Права на ремонт», выразили своё одобрение и назвали новшества «шагом в правильном направлении». Но представители коалиции также отметили ограниченность новой директивы. В частности, тот момент, где правила применяются только к потребительским товарам, не распространяясь на продукцию или промышленные товары, приобретённые бизнесом. Также по новым нормам производители обязаны представлять сторонним ремонтным центрах запчасти и инструменты по «разумным ценам». По мнению коалиции, ЕС стоит вынести чёткие рекомендации относительно ценовых лимитов, а не оставлять этот пункт на усмотрение компаний-производителей техники.
По представлению коалиции, запрет на методы, затрудняющие покупателям ремонт техники, недостаточно строгий. Например, Apple часто скрепляет детали внутри телефонов и других устройств между собой, что делает невозможным замену отдельных компонентов без специального оборудования или разрешения от производителя. Представители инициативной группы полагают, что компании способны обойти новые правила, представив «законные и объективные» доказательства, такие как защита своих прав на интеллектуальную собственность. Отсутствие чёткого регулирования может позволить производителям и дальше препятствовать ремонту их продукции сторонними специалистами.
Союз за право на ремонт рекомендует также расширить охват продукции. По словам представителей, большинство новых товаров, поступающих на рынки ЕС, не попадают под новые правила. В этом списке указаны телевизоры, телефоны, сварочные аппараты, самокаты и прочие товары.
«В сущности, основным эффектом нового права на ремонт будет увеличение шансов того, что небольшое количество товаров таки можно будет отремонтировать. Хотя они и так подлежат ремонту, согласно действующим законам», — отметили в коалиции.
Тем временем в США также принимают первые шаги в законодательстве в этом аспекте. В более чем 30 штатах отсутствует положение о праве на ремонт, поэтому его формирование находится в процессе. А аналогичный закон в Калифорнии вступит в действие официально в июле 2024 года. Согласно новым постановлениям, производители обязаны будут предоставить все необходимые материалы для ремонта всех бытовых устройств и техники стоимостью выше 50 долларов.
Комментарии (13)
Moog_Prodigy
02.05.2024 14:32+14Нет это не означает конец производства в Европе, это означает что кому-то в Европе надо поурезать хотелки. Движение "право на ремонт" поступательное и понемногу продавливает свои интересы. Ладно бы там тиристор. Прошивку открывайте. По меньшей мере не ставьте фузы на предмет запрета чтения прошивки и не используйте обфускаторы. Вы скажете - это собственность фирмы и ноу хау? Ну вот а сторонники этого движения так не думают. Модель проприетарного доения начинает надоедать практически всем, от простых людей до целых государств.
BugM
02.05.2024 14:32Европейский бизнес пока-пока. Что-то делать вообще нет смысла. Какие-то редкие исключения когда есть смысл что-то делать с такими законами остаются, но их все меньше. Стиралку по х2-х3 цене есть смысл производить, а вот телефон уже нет. Про нишевые штуки с небольшими тиражами и речи не идет.
Импортеры что-нибудь придумают. Старый ПлеерРу научит как ввозить все не особо парясь о законах.
CitizenOfDreams
02.05.2024 14:32+1Для упрощения ремонта и уменьшения количества техномусора нужна еще унификация деталей. Хотя бы часто ломающихся/изнашивающихся.
Сотовые телефоны: у каждой модели свой уникальный аккумулятор, отличающийся от аккумуляторов такого же размера только расположением контактов. Бытовые пылесосы: все "налиты из одной бочки", но моторы у всех разные, один на три миллиметра выше, другой на пять миллиметров шире. Автомобильные фильтры, свечи и инжекторы: сотни разновидностей, тысячи артикулов и справочники совместимости толщиной с "Капитал" Маркса.
Что с этим можно делать - не совсем понятно. Законодательно обязывать, как с телефонными зарядниками - на каждую деталь закон не издашь, да и опасно приучать политиков к такому. А добровольно производители унифицировать запчасти не желают, даже в пределах своего собственного модельного ряда.
Kanut
02.05.2024 14:32+1Что с этим можно делать - не совсем понятно. Законодательно обязывать, как с телефонными зарядниками - на каждую деталь закон не издашь, да и опасно приучать политиков к такому. А добровольно производители унифицировать запчасти не желают, даже в пределах своего собственного модельного ряда.
Мне кажется что это будет следствием закона о праве на ремонт. Ну то есть сейчас у производителей "зоопарки" деталей. И следовательно надо будет держать склады с "зоопарками" запчастей. То есть им самим станет более выгодно заняться унификацией.
DGN
02.05.2024 14:32На самом деле, унифицировано много что. Если взять автомобильные фильтры и свечи, то у каждого длинный список моделей, обычно. Батарея для смартфона обычно уникальна по шлейфу, сам элемент при желании можно заменить, они прямоугольные бруски все. Батареи менее компактных устройств, более стандартные.
Вот кого бы я прижал, это ноутбуки. Там защита на уровне контроллера, просто заменить элементы не выйдет.
tmxx
02.05.2024 14:32На мой взгляд, этот закон постепенно приведет к изменению модели потребления.
Судя по всему, азиатские производители, к тому времени сократив технологическое отставание, снова будут вынуждены догонять из-за смены парадигмы.
sepuka
Это как же надо было извратить исходный посыл... Изначально требование права на ремонт -- это просто право заменить узел в своём тракторе в посевную, а не ждать месяц в официальном сервисе, даже с потерей прав на дальнейшее гарантийное обслуживание своего же купленного устройства. Максимум дать доступ к документации, чтобы не менять весь узел, а перепаять тиристоры в силовом блоке.
Как разрабочик такой электроники, всё, что могу сказать -- да, ремонт устройства за $200 может стоить больше этих $200. Если это просто замена платы, то цена сборки зависит от количества. Спустя некоторое время после выпуска собрать платы на замену будет стоить сильно дороже цены самого устройства. Если это не просто замена платы, то поиск неисправности умножаем на часовой рейт специалиста. В Европе человек, способный найти неисправность, стоит минимум $30-50 в час. Если потрачена неделя на поиск и устранение, то 40 часов * $30-50 = $1200-2000 + стоимость той $0.50 детали, что в итоге пришлось заменить.
Физически это ознает конец производства в Европе. Есть много нишевых производителей, у которых никогда не было тиражей выше сотен-тысяч устройств. Всё, что они могут сделать -- или закрыться или продавать то же самое через Китай.
Kreastr
Никакого конца это не означает. Не нужно разводить панику. Напротив импортерам китайской техники придется теперь обеспечивать вот эти все права жителей ЕС, чего они сделать не смогут.
В конечном итоге цены вырастут на новую технику - да, но и необходимости покупать каждые два года новый смартфон потому что софт к старой версии перестали выпускать тоже не будет.
Расходы на повышение ремонтопригодности окупятся производителю в дешевом послепродажном обслуживании. Вот и всего.
Не должен поиски неисправности неделю длиться в 99% случаев. Для таких проблем должна существовать достаточного качества автодиагностика устройства. Я уж молчу о том, что основные причины замены электроники это сдохшая батарея, разбитый экран или другие механические повреждения и износ ну и главное - устаревший софт. Хватит притворятся дураками уже. Все все видят.
konst90
Не совсем так.
Право заменить узел в своем тракторе - это ваше неотъемлемое право как владельца трактора. Проблема не в праве как таковом, а в том, что либо вы не можете этот узел купить, либо он прикручен хитрым винтом со специальным шлицем, либо без прошивки узла в бортовом компьютере трактор не заведется, либо двадцать восемь других вариантов.
Поэтому должен быть баланс между правом производителя использовать семигранный внутренний шлиц на 3/8 дюйма, потому что так винт получится на 0.062 грамма легче, и обязанностью использовать только плоский шлиц, потому что вдруг у потребителя нет даже крестовой отвёртки, а только плоская.
KstnRF
Плоский шлиц как раз-таки зло.
Крест немногим лучше.
Просто если всё это сорвётся, придется искать ещё один инструмент)
Kanut
Продавать через Китай тут не особо поможет. Потому что законе не про устройства, которые сделали в ЕС, а про устройства, которые продают в ЕС. То есть в самом крайнем случае ответственность повесят на продавца и/или импортёра.
Кроме того двухлетний гарантийный срок и так уже существует в куче стран ЕС. То есть это не то чтобы что-то новое. И автоматическое продление гарантии в случае ремонта тоже не ново. В некоторых странах она даже на два года продлевается.
Новое это необходимость предоставлять запчасти и то, что теперь нельзя запретить людям ремонтировать самим и/или в "не сертифицированных мастерских".
event1
Да где же вы все берёте эти космические зарплаты-то? Во-первых, в Европе платят в €, а не в $. Во-вторых 50€ в час — это 400€ в день. За такие деньги можно крепкого среднего программиста нанять. А может даже и старшего.
Kanut
В Европе и берём. Как минимум в странах побогаче.
Вы просто не забывайте что если вы заплатили за чью-то работу 50€ в час, то это не значит что он получит 50€ за этот час.
Кроме того даже если у вас 8 часов рабочий день, то это не значит что кто-то 8 часов занимается именно ремонтом.