Всем привет! Меня зовут Бургомистренко Кристина и я — системный аналитик из компании Rubius. В этой статье я рассказываю про свой опыт проектирования и сравниваю несколько популярных инструментов для создания вайрфреймов, которые может использовать в своей работе бизнес/cистемный аналитик.
Зачем проектировать интерфейс аналитику, если есть дизайнер?
Переходя в новый проект я всегда подключаюсь к процессу проектирования интерфейса (в одиночку или в тандеме с дизайнером). Создание эскизов интерфейсов на раннем этапе проекта играет важную роль и позволяет визуализировать работу будущей функциональности, помогая Заказчику заранее «взглянуть» на нее. Эскизное проектирование является своеобразным мостиком между идеей и реализацией, который позволяет оперативно вносить коррективы и уточнять детали до того, как проект перейдет к этапу разработки.
Именно в этом контексте выбор инструмента для аналитика становится критически важным, поскольку правильно подобранные инструменты могут значительно упростить процесс согласования и обеспечить эффективное взаимодействие между всеми участниками проекта.
В случае, если проектирование начинается без дизайнера важно помнить, что аналитик — не дизайнер! Его задачей «минимум», как правило, является создание дизайна на уровне вайрфреймов, которые позволят концептуально продемонстрировать логику и решение проблемы с которой пришёл Заказчик.
Что такой вайрфрейм?
Различают 3 вида дизайн‑макетов: вайрфрейм, мокап и прототип. Ключевой различие между ними — разная стадия готовности/проработанности.
На стадии "аналитики" проекта, когда целевое решение ещё не ясно, разрабатываются «наброски» будущей системы, их называют «вайрфреймами/эскизами».
Вайрфрейм позволят отобразить:
информационную структуру будущей системы,
базовые группы контента,
базовую логику взаимодействия системы с пользователем (визуализация некоторых use cases).
После этого в работу подключается дизайнер/проектировщик интерфейсов/разработчики и детализируют его, прорабатывая вайрфрейм до деталей с учетом компонентов, цветов, колористики, формы кнопок, интерактива и т. п. В увеличением уровня детализации вайрфрейм плавно становится мокапом, а затем прототипом.
P.S Последовательность проектирования может отличаться в каждом проекте. Детализация вайрфеймов бывает разной в зависимости от задачи и возможностей в проекте. Нередко на первом этапе сразу разрабатывается мокап или прототип системы, после чего претерпевает регулярные коррективы, т.к на момент обсуждения точная логика работы не была определена.
Анализ и сравнение инструментов для создания вайрфреймов
Я провела анализ шести популярных инструментов для проектирования интерфейсов в контексте работы аналитика.
Важно отметить, что для меня эти инструменты незнакомые (ранее я всегда использовала в работе Figma), но в этот раз попробую их изучить «с нуля» и создать вайрфрейм для выдуманной задачи. При этом я зафиксирую время, которое мне понадобится для освоения каждого инструмента и проектирования одного экрана в виде вайрфрейма.
Список инструментов:
Инструмент |
Описание |
Тип |
Год выхода |
Инструмент для создавания реалистичных функциональных прототипов. |
Настольное приложение |
2004 |
|
Интерактивная онлайн‑доска с возможностью совместной работы над схемами и эскизами. |
Онлайн‑сервис |
2006 |
|
Инструмент с открытым исходным кодом от вьетнамской компании Evolus. |
Настольное приложение |
2015 |
|
Инструмент для создания вайрфреймов, интерфейсов для будущих сайтов, лендингов, мобильных приложений и программ. |
Настольное приложение |
2017 |
|
Инструмент виртуальной доски для совместной работы. Позволяет создавать эскизы диаграмм, напоминающие нарисованные от руки. |
Онлайн‑сервис |
2020 |
|
Графический редактор нового поколения с искусственным интеллектом для UI/UX и Web дизайна. |
Онлайн‑сервис |
2023 |
О тестовой задаче
Итак, представим, что мы работаем в Microsoft. К нам пришел Заказчик и просит создать некое окно «Параметры» для новой версии ОС — Windows 11. Мы провели серию интервью со стейкхолдерами и понимаем, что окно должно иметь следующий вид:
Но есть небольшая проблема — данное представление есть пока только в нашей голове и мы, как аналитики, решаемся спроектировать вайрфрейм для обсуждения нюансов с Заказчиком, разработчиками и дизайнерами. На текущий момент мы точно знаем, что у окна должны быть следующий интерфейсные решения:
основное меню в виде списка c поисковой строкой,
вложенный плиточный список (tile) для навигации в рамках выбранного раздела,
акцент на информации о пользователе и его устройстве.
Итак, устанавливаем все софты и начинаем решать задачку.
На просторах интернета вы наверняка найдёте обзоры всех этих инструментов, но есть нюанс - все они написаны дизайнерами или проектировщиками интерфейса. В работе аналитика оперативность проектирования крайне важна. Поскольку большая часть моих задач имеет дедлайн «надо было вчера», наброски будущего дизайна быстро устаревают и/или переделываются. В связи с этим я выделила 4 основных критерия оценки (максимальный балл для каждого критерия — 5):
Время (на освоение инструмента и проектирования одного вайрфрейма);
Простота использования/интерфейса (на сколько легко "понимать" интерфейс инструмента, искать нужное действие без лишних сложностей, понятные инструкции или минимум шагов для выполнения определенных задач);
Удобство (комфортность, эффективность и удовлетворение от использования инструмента);
Библиотеки компонентов (количество элементов пользовательского интерфейса, библиотеки готовых компонентов, в том числе под разные ОС). Здесь будем разделять наличие базовых компонентов (кнопки, чекбоксы, селекты и т.п) и сложных/cоставных компонентов (таблицы, меню, датапикеры и т.п)
Результат в Axure RP
Преимущества |
Недостатки |
Время на освоение и проектирование |
— низкий порог вхождения, |
— нет бесплатной версии, для полноценной работы нужна подписка (от 25$), — нет веб-версии (только desktop), — функция комментирования доступна только для автора. |
24 мин. |
Результат в Miro
Преимущества |
Недостатки |
Время освоения |
— низкий порог вхождения, |
— экспорт с искажением изображения (для бесплатной версии), |
35 мин. |
Результат в Pencil
Преимущества |
Недостатки |
Время освоения |
— низкий порог вхождения, |
— нет сложных элементов в рамках одной библиотеки, |
35 мин. |
Результат в Balsamiq Wireframes
Преимущества |
Недостатки |
Время освоения |
— низкий порог вхождения, — есть поиск по элементам, — экспорт без искажения изображения, — есть базовые и сложные компоненты, — есть базовые иконки, — есть библиотеки с компонентами (iOS, Android). |
— нельзя создать вайрфрейм высокой детализации (элементы только бумажного стиля), — нет возможности совместной работы (в бесплатной версии), — нет веб-версии (только desktop).
|
24 мин. |
Результат в Excalidraw
Преимущества |
Недостатки |
Время освоения |
— низкий порог вхождения, — есть интеграция с искусственным интеллектом Mermaid, который позволяет создать по текстовому описанию диаграмму, рабочий процесс, блок‑схему, — экспорт без искажения изображения. |
— нет базовых элементов интерфейса и иконок, — нет библиотек с компонентами (есть только стандартные геометрические фигуры), — нельзя создать вайрфрейм высокой детализации (элементы только бумажного стиля), — нестабильно работает многопользовательский режим (не всегда изменения другого пользователей отображаются в "онлайн режиме") . |
21 мин. |
Результат в Lunacy
Преимущества |
Недостатки |
Время освоения |
— есть базовые компоненты и иконки, — есть базовые библиотеки (Apple, Windows и т.п), — экспорт без искажения изображения, — можно создать вайрфрейм высокой детализации. |
— высокий порог вхождения (сложно понять с чего начать, приходится искать где находятся компоненты), — нет готовых шаблонов для сложных элементов, — сложный поиск по элементам.
|
44 мин. |
Сводная таблица оценки
Инструмент |
Время |
Простота использования |
Удобство |
Библиотеки компонентов |
Общий балл |
Axure RP |
24 мин. |
4 |
5 |
5 |
14 |
Pencil Project |
35 мин. |
5 |
4 |
4 |
13 |
Balsamiq Mockups |
24 мин. |
5 |
5 |
4 |
14 |
Miro |
35 мин. |
5 |
4 |
3 |
12 |
Excalidraw |
21 мин. |
5 |
5 |
2 |
12 |
Lunacy |
44 мин. |
3 |
4 |
5 |
12 |
Из анализа сделаю несколько основных выводов:
Все инструменты, кроме Lunacy имеют низкий порог входа и могут легко использоваться аналитиком для проектирования. Выбирайте в зависимости от того, какой визуальный результат хотите получить.
Обещанный "искусственный интеллект" в Lunacy генерирует только тексты, аватарки, помогает удалять фон из картинок (что, собственно, было всегда доступно в Figma через плагины). Какой-то "магии" с полуавтоматической генерацией вайрфреймов не произойдёт.
Самыми простыми к освоению оказались Balsamiq Mockups, Excalidraw и Axure RP, но используя первые 2 инструмента вы сможете максимум спроектировать низкодетализированные вайрфреймы в "бумажном стиле". Если вам понадобиться что-то помощнее, то лучше обратить внимание на другие инструменты.
В совокупности трех критериев (простота использования, удобство и разнообразие библиотек с компонентами) лучшими оказались Axure RP и Balsamiq Mockups. Тут стоит иметь ввиду, что Axure RP не имеет бесплатной версии для комфортной работы и нужно обязательно иметь подписку.
Освоить Pencil Project и Miro было несколько дольше, но в случае с Pencil Project это произошло от большого разнообразия имеющихся возможностей. Поэтому рекомендую потратить чуть больше времени на освоение, чтобы потом оперативно проектировать вайрфреймы разной детализации.
Комментарии (18)
sshmakov
08.05.2024 06:40+3А где же draw.io?
lumini
08.05.2024 06:40+5Плюсую за draw.io. Там из коробки есть шаблон оформления контролов в стиле bootstrap, макет выглядит очень красиво и понятно. Плюс, его можно поднять у себя внутри сети компании.
Kristina111 Автор
08.05.2024 06:40+3Хорошее предложение, коллеги! В сравнительный анализ не включила draw.io, т.к у меня уже был опыт работы в нём, поэтому "освоить с нуля" и непредвзято оценить инструмент мне НЕ удалось бы. Скажу, что мне там НЕ нравится неадекватная работа стрелок, отсутствие иконок и разных библиотек.
К слову там есть базовые и сложные компоненты в одной библиотеке, плюс у draw.io есть интеграция с Confluenсe.
tas
08.05.2024 06:40+4В таблицу было бы неплохо добавить стоимость использования а для online инструментов еще ограничения и потенциальную возможность поднять свой сервер.
Все таки инструмент проектирования интерфейсов для аналитика предполагает совместное использование всей командой в течении длительного времени и требования безопасности и/или риск потерять все макеты большого проекта поставит крест на многих удобных и простых облачных инструментах.
Kristina111 Автор
08.05.2024 06:40Отличная идея) Видимо придётся писать статью "часть 2" для уточнения этих аспектов.
Vorchun
08.05.2024 06:40+2Figma + любой UI Kit?
И у меня ощущение, что вы настраивали компоненты в Axure. Для быстрого входа просто используйте стандартные. В новых версиях этого достаточно.
egribanov
08.05.2024 06:40+1++ в компании уже есть свои библиотеки компонентов, тут скорее нужно смотреть альтернативу фигме, чем мокапам.
Или просто сделать такой же набор, только фреймов без детализации. Даже без адаптивной верстки можно все раскидывать
Kristina111 Автор
08.05.2024 06:40Всё-таки считаю, что фигма предназначена для разработки исключительно высокодетализированных вайрфремов или уже мокапов/прототипов. Если мы говорим о том, что вайрфрейм может быть "черно-белым эскизом", то очень много времени будет уходить на лишние действия: работа с компонентами, автолейтаутами, выравнивание, настройки отступов и т.п.
Также при работе в фигме я сталкивалась с такой проблемой, что Заказчик, глядя на "красивый рисунок" (особенно если он с интерактивом) думал, что система уже разработана, боялся предложить новые идеи и удивлялся почему на это нужно еще месяц разработки, ведь все "уже готово". Поэтому "бумажный стиль" здесь очень круто помогает.
Касательно библиотеки в фигме без детализации - крутая идея, но в комьюнити фигмы нормального набора я так и не нашла (только для примитивных лендингов). Если кто-нибудь имеет такие - поделитесь плиз)
Kristina111 Автор
08.05.2024 06:40Фигму я люблю всей душой и использую ее каждый день в работе, просто потому что у меня есть неплохой навык работы там. Cкажу так, коллеги, которые никогда НЕ работали в этом инструменте и брались за отрисовку вайрфрейсов "с нуля" сталкивались с многими трудностями, забрасывали и переходили в тот же Miro. Cчитаю, что фигма требует предварительного изучения. Как минимум, чтобы найти UI Kit и понять как работать с компонентами нужно "погуглить" и разобраться.
Vorchun
08.05.2024 06:40Смотрите, нельзя "просто дать инструмент". Конечно, надо сделать какую-то подготовительную работу. Так везде, не только в айти. В случае Фигмы, сделать мини обучение (как в и Акшуре, например) и, конечно, дать набор компонент. В Акшуре он уже у вас есть, а в Фигме надо дать.
Плюсом будет то, что если дальше вы это отдаете дизайнерам, то они не начинают с нуля.
Ну и по началу - не меняйте компоненты. Не уходите в мокапах в дизайн. По мне, то что у вас показано на скринах в Акшуре - не правильно. Вы увлеклись "рисованием".
onets
08.05.2024 06:40Добавьте пжл в статью немного информации про интерактивность - типа нажал кнопку и показалось диалоговое окно
Kristina111 Автор
08.05.2024 06:40Хорошее предложение) Cкажу сразу, что указанные инструменты (кроме Axure) НЕ поддерживают создание интерактивных прототипов. В них можно отобразить максимум стрелками связи между экранами.
Vorchun
08.05.2024 06:40Это не совсем так. В Фигме можно с доп. помощью. Но в Акшуре это делать проще. Плюс есть "wizard". Незаменимая вещь, если проектируете сайт и там есть шапка и подвал.
cry_san
Забыли про HTML и CSS.
Преимущества Низкий порог вхождения. Бесплатно. Понимание что, куда и как. Развитие себя как программиста.
Недостатки Не нашел
Время освоения около месяца
Kristina111 Автор
У меня есть два вопроса к этому предложению:
1. А надо ли аналитику развивать себя как программист?
2. Действительно ли время создания вайрфрейма с помощью HTML и CSS будет занимать не более получаса?
sshmakov
Да
Нет
burundukmr
Зачем аналитику развиваться в программировании?